Методические указания
По выполнению курсовых работ
студентамиВятГГУ,обучающимисяпо программе бакалавриата по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование
(Шифр, наименование ООП ВПО)
Профили: «Английский язык. Немецкий язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология», «География» «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительное образование», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Информатика. Английский язык», «История», «История. Обществознание», «Математика», «Математика. Информатика», «Начальное образование», «Начальное образование. Дополнительное образование», «Немецкий язык. Английский язык», «Русский язык», «Русский язык. Литература», «Физика. Информатика», «Физическая культура», «Французский язык. _Английский язык»______
очной и заочной формы обучения_______________________________________
по учебной дисциплине/НИРС «Психология»
Киров
Методические указания по выполнению курсовых работ студентами ВятГГУ по учебной дисциплине «Психология» составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили подготовки «Английский язык. Немецкий язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология», «География» «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительное образование», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Информатика. Английский язык», «История», «История. Обществознание», «Математика», «Математика. Информатика», «Начальное образование», «Начальное образование. Дополнительное образование», «Немецкий язык. Английский язык», «Русский язык», «Русский язык. Литература», «Физика. Информатика», «Физическая культура», «Французский язык. Английский язык» очной и заочной формы обучения, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г., регистрационный № 788.
Автор-составитель – Н. В. Цветкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ
Рецензент – В.П. Кузьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ
Методические указания утверждены на заседании кафедры общей и специальной психологии ВятГГУ «__»_______ 201__, протокол №___
Психологические аспекты преподавания в системе современного образования ...
... который выражается в особенностях преподавания истории в современном школьном образовании. Соответственно предмет: системно-деятельностная модель преподавания истории, с учетом личностно - ориентированного ... после рассмотрения всех психологических аспектов преподавания истории в школе на современном этапе развития школьного образования, планируется составление методических рекомендаций по ...
В методических указаниях, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, определены порядок выполнения, требования к написанию и защите курсовых работ по психологии.
Настоящие методические указания разработаны на основе методических рекомендаций «Технология разработки методических указаний по выполнению курсовых работ студентами ВятГГУ» (Киров, ВятГГУ, 2013) и являются приложением к УМК по учебной дисциплине «Психология»
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2014
© Цветкова Н.В., 2014
Оглавление
1 Общие положения………………………………………..…………… | |
1.1. Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»……………………………………………………….…………. | |
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы…………………………………… | |
1.3. Объем самостоятельной работы, выделяемый на выполнение курсовой работы………………………………………………………………. | |
1.4. Примерные темы курсовой работы………………………………. | |
2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…… | |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ……………………………………….. | |
4 ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………………….. | |
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………. | |
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………….. | |
7. ШКАЛА БАЛЛОВ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………..…… | |
Библиографический список……………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Психология»
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал психологию самой необходимой для педагога наукой [3]. Педагогу знания психологии нужны так же, как врачу – знания физиологии и медицины [1]. Но важны не столько психологические знания сами по себе, сколько умение применять их в реальной педагогической деятельности.
Курсовая работа по психологии является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы.
Курсовая работа является научным завершенным материалом, она должна содержать факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг.
Основной целью курсовой работы является формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций студента, определенных для учебной дисциплины «Психология» основной образовательной программой, развитие у студента мышления, творческих способностей, первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением научной и учебной литературы, углублённым изучением какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины; формирование и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения, умения студента самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования, представить собственные экспериментальные или опытные данные, формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, овладение методами современных научных исследований.
Задачи курсовой работы:
· систематизировать полученные теоретические знания по изучаемой дисциплине;
· углубить психологическую компетентность в сфере профессионального образования;
· способствовать формированию навыков комплексного решения конкретной профессиональной задачи.
Курсовая работа по учебной дисциплине «Психология» выполняется студентом в рамках основной образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с рабочим учебным планом в рамках часов, выделенных на самостоятельную работу по учебной дисциплине.
Курсовую работу по учебной дисциплине выполняет каждый обучающийся в письменном виде, по определенной теме, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки.
В процессе подготовки курсовой работы студент сотрудничает со своим научным руководителем, который утверждается решением кафедры общей и специальной психологии.
Научный руководитель оказывает консультационную помощь студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов исследования. На этапе выполнения курсовой работы научный руководитель дает рекомендации по содержанию курсовой работы, осуществляет периодический контроль за ее выполнением в соответствии с календарным планом, проверяет окончательный вариант работы, который студент обязан сдать к установленному сроку, организует при необходимости публичную защиту курсовых работ.
Настоящие указания по выполнению курсовых работ основываются на соответствующих нормативно-методических документах централизованного и локального характера. При их подготовке принималось во внимание отсутствие у первокурсников опыта выполнения научных работ. В связи с этим достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования методологического аппарата и алгоритма выполнения научного исследования. Указания по выполнению курсовых работ включают так же необходимые образцы: заявка на выполнение исследования, оформление титульного листа, отзыв научного руководителя и справка о внедрении результатов исследования, что поможет как студенту, так и его научному руководителю в оформлении необходимых документов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы
В результате выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Психология» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. ОК-1Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:
1) знать: основные понятия научной организации исследовательского деятельности;
2) уметь: формировать методологический аппарат учебного психолого-педагогического исследования;
3) владеть навыками нахождения информации и подготовки доклада (сообщения), организации теоретического и практического исследования.
2. ОК-6Способен логически верно строить устную и письменную речь:
1) знать: особенности построения фраз, сущность используемых в речи научных психологических терминов;
2) уметь: выстраивать предложения и тексты, реферировать и аннотировать научную литературу, писать конспекты, научные тексты;
3) владеть: научным стилемписьменной речью, навыками организации эмпирического психологического исследования.
3. ОК-14Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям:
1) знать: научно-психологические понятия: социальная перцепция, аттракция, социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, атрибуция, социальный стереотип, социальная установка, эмпатия и др;
2) уметь: интерпретировать социально-психологические явления текущей социальной жизни;
3) владеть методикой изучения социально-психологических различий человека.
4. ОК-16Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики:
1) знать: правила подготовки к выступлению, речевые способы воздействия на слушателя;
2) уметь: аргументированно отстаивать собственную, основанную на литературных источниках и самостоятельных наблюдениях, точку зрения на данный предмет обсуждения;
3) владеть: навыками выступления с научным сообщением по теме проведенного исследования.
5. ОПК-2Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач:
1) знать: особенности и результаты основных этапов развития психологического знания; тенденции развития психологического знания в отечественной и зарубежной психологии на современном этапе; преемственность психологических идей, подходов, концепций, психологических школ и направлений;
2) уметь: анализировать и грамотно интерпретировать результаты эмпирического исследования;
3) владеть: самостоятельным анализом психологических подходов к решению исследовательских задач.
6. ПК-3Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии:
1) знать: значение разнообразных психологических исследований для современного образования и деятельности человека;
2) уметь: выделять основные черты, предмет и методы психологического исследования, характеризующие его содержание; определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
3) владеть: доступными психологическими методами для изучения индивидуально-психологических особенностей личности обучающхся.
7. ПК-4Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
1) знать: различные приёмы поиска информации в библиотечных системах и Интернете;
2) уметь: использовать поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
По направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование
по дисциплине «Психология»
1. Особенности произвольного внимания детей дошкольного возраста.
2. Особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.
3. Познавательные интересы младшего школьника.
4. Психологическая характеристика личности учителя.
5. Учебная мотивация младших школьников.
6. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте.
7. Мотивы учения студентов-первокурсников.
8. Изучение самооценки младших школьников.
9. Изучение самооценки школьников подросткового возраста.
10.Изучение самооценки студентов первого курса.
11.Профессиональное самоопределение старших школьников.
12.Сравнительный анализ формирования профессиональных намерений в подростковом и юношеском возрастах.
13.Мотивация учения старшеклассников.
14.Особенности произвольного внимания младших школьников.
15.Особенности наглядно-действенного мышления дошкольников.
16.Межличностные конфликты в общении подростков.
17.Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе.
18.Изучение тревожности детей дошкольного возраста.
19.Мотивация занятий школьников в спортивных секциях.
20.Изучение тревожности детей младшего школьного возраста.
21.Изучение памяти детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.
22.Мотивация занятий на уроках физической культуры у подростков и старших школьников.
23.Изучение умственной работоспособности студентов-первокурсников.
24.Изучение адаптации в вузе студентов с разным типом темперамента.
25.Динамика межличностных отношений в студенческой группе.
26.Образ лидера в студенческой группе.
27.Изучение ценностно-ориентационного единства студенческой группы.
28.Мотивы выбора профессии студентами первого курса, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности»/ «Физическая культура».
29.Особенности эмпатии старших школьников.
30.Изучение психологического климата в студенческой группе.
31.Особенности игровой деятельности современных дошкольников.
32.Успешность и удовлетворенность обучением студентов с различной мотивацией учения.
33.Психологическая готовность ребенка к школе.
34.Изучение школьной мотивации подростков 10 – 11 лет.
35.Изучение школьной мотивации учащихся начальной школы.
36.Изучение мышления подростков.
37.Изучение агрессивного поведения подростка.
38.Изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте.
39.Изучение ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
40.Изучение самоотношения подростков.
41.Изучение самооценки подростков.
42.Особенности самооценки дошкольников.
43.Особенности межличностного общения подростков.
44. Изучение социального восприятия сверстников подростками.
45.Изучение личностной тревожности у подростков.
46.Изучение школьной тревожности у младшего школьника.
47.Особенности восприятия учителя современными подростками.
48.Изучение классных коллективов подростков.
49. Изучение эмоционального выгорания у педагогов.
50. Развитие внимания у младших школьников.
51. Развитие памяти у младших школьников.
52. Гендерные различия ценностных ориентаций в юности.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Минимальный объем курсовой работы – 20 страниц, максимальный — 30 страниц машинописного текста стандартного формата (полуторный интервал между строк, гарнитура шрифта Times New Roman, кегль 14) без учета библиографического списка и приложений.
Курсовая работа должна включать следующие разделы:
1) титульный лист;
2) содержание (оглавление);
3) введение (примерный объем 1–2 страницы);
4) основную часть (примерный объем 15–25);
5) заключение (примерный объем 1–2 страницы);
6) библиографический список (список использованной литературы);
7) приложение (я).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в приложении А).
В «Оглавлении» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “ОГЛАВЛЕНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.).
Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.
Способы обоснования актуальности:
· по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;
· анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;
· выявляются причины, порождающие результат;
· анализируются тенденции развития практики и ее нужды
· выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.
Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы «Изучение внимания младших школьников», к которой мы уже обращались выше:
· обоснование актуальности научного изучения проблемы внимания: показать значимость внимания в психической деятельности человека, его тесную взаимосвязь с познавательными процессами;
· обоснование практической значимости проблемы внимания младших школьников:
– показать значимость внимания для учебной деятельности, в том числе, младших школьников;
– дать оценку результатов и качества педагогического процесса: сложность, напряженность, информационной насыщенности современного образовательного процесса, которые предъявляют повышенные требования к качествам и свойствам внимания школьника;
· обоснование значимости своевременной диагностики внимания младших школьников, развития и коррекции свойств внимания: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.
Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким (одно–два предложения), не перегруженным цитатами и ссылками на источники.
От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Зачастую она формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы.
Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.
Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:
· целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;
· целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме – составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;
· целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.
Цель должна отвечать следующим требованиям:
· быть проверяемой;
· быть контролируемой;
· быть диагностируемой;
· быть однозначной.
Обращаясь к теме внимания младших школьников, мы могли бы так сформулировать цель работы: выявить особенности внимания младших школьников
Следующим этапом выполнения курсовой работы является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. В нашем примере объектом исследования будет внимание как психологический феномен.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), это та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования. Применительно к теме «Изучение внимания младших школьников» предмет может быть обозначен так: особенности свойств внимания младших школьников.
Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет ỳже объекта и темы.
Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования – это версия или предположение, истинность которого предстоит проверить. Важно, что в психолого-педагогических исследованиях гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена (полностью или частично) или опровергнута. В нашем случае при изучении внимания младших школьников гипотеза может быть следующая: особенностью внимания младших школьников является его недостаточная устойчивость и концентрация.
От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:
· изучение теории вопроса. Начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить проблему внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе;
· изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: охарактеризовать значение внимания для эффективности учебной деятельности младших школьников;
· описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: провести эмпирическое (экспериментальное) изучение свойств внимания младших школьников;
· разработка на основе исследования каких-либо рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации для развития устойчивости внимания младших школьников.
Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач для курсовой работы – три – четыре.
После формулировки задач следует указать методологическую (теоретическую) основу исследования, т.е. теории, технологии, методики с указанием фамилий ученых, на труды которых опиралось исследование.
Завершает введение указание методов, базы и этапов исследования.
Методы исследования: это способы решениязадач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:
· теоретические, или общие, к которым относят методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, диалектический метод, метод системного анализа, индуктивный, дедуктивный и т. д.;
· эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например, тест Равена, анкета для изучения учебной мотивации и т. д.);
· методы математической статистики (расчет средних величин, критерия Манна Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и др.).
шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.).
База исследования – это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена экспериментальная часть исследования. Может быть записана так: «Экспериментальное изучение свойств внимания младших школьников проводилось на базе МБОУ №59 г. Кирова» или «Экспериментальной базой для выполнения курсовой работы стала МБОУ №59 г. Кирова».
Основная часть курсовой работы делится обычно на теоретическую и практическую и включает две главы. Количество разделов и подразделов в каждой глава студент определяет самостоятельно, исходя из задач курсовой работы. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований (книг, статей и др.).
Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.
Каждую главу следует завершать краткими (два-три предложения) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.
Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела курсовой работы входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения значительную часть материала целесообразно в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.
Вторая глава носит практический (экспериментальный) и аналитический характер. В ней должны быть описаны:
· организация эксперимента, которая включает:
– характеристика испытуемых (респондентов);
– критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента;
– описание используемых методик и методов обработки и анализа данных;
· анализ результатов экспериментального исследования;
· практические рекомендации.
Испытуемые (респонденты) – дается полная характеристика выборки испытуемых (указывается пол, возраст, образование, социальное положение и другие параметры, представляющие интерес с точки зрения задач исследования) с указанием их количества, принципов отбора и т. д.
Следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики психологического исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.
Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента – важная часть эмпирического раздела курсовой работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.
Используемые тесты или методики – описание тех методик, с помощью которых изучался предмет исследования по представленным ранее критериям. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Следует указать название, автора методики, источник, а также особенности диагностической процедуры и обработки. Полное содержание методики исследования, если она не является широко известной, может быть дано в приложении.
Методы обработки – кратко описываются те методы статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности следует указывать ссылки на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.
Анализ результатов экспериментального исследования включает собственно представление результатов психологического эмпирического исследования, когда с помощью таблиц и рисунков констатируются практические результаты. Далее выявляются закономерности, проводится качественный и количественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами.
Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и рисунки должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т. п.. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться краткими выводами, в которых можно сделать предварительное заключение относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.
Практические рекомендации являются обязательным элементом курсовой работы по психологии. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны быть конкретными, понятными, адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т.п.), основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования.
Обратимся вновь к теме курсовой работы «Изучение внимания младших школьников» и рассмотрим на ее примере, как могут быть сформулированы разделы основной части.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1 Психологическая природа внимания
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста
1.3 Особенности внимания младшего школьника
или:
1.1 Психологическая природа внимания
1.2 Особенности внимания младшего школьника
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников
2.1 Организация эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация результатов эксперимента
2.3 Рекомендации для учителей по управлению вниманием младших школьников.
Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.
Библиографический список должен включать не менее 15 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы.
При написании курсовой работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопед», «Коррекционная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Мир образования» и другие.
Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГГУ (http://vggu.ru – Студенту – Научная библиотека – Электронные ресурсы).
Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (адрес для работы: www.biblioclub.ru) и электронно-бибилотечная система издательства «ЛАНЬ» (адрес для работы http://e.lanbook.com) предоставляют доступ к учебной и научной литературе, справочникам, словарям, энциклопедиям.
Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т.п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа над курсовой работой не должна откладываться на последние дни семестра. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку. Следует помнить, что временнóй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самого процесса научного исследования и, во-вторых, даст возможность на практике применить эффективные системы управления временем, без которых немыслим современный успешный человек.
Желательно узнать у научного руководителя ориентировочную дату представления готовой курсовой работы – это будет последняя точка временнÓго отрезка, в котором определяются периоды занятости (сборы, соревнования и проч.), время проведения научных студенческих конференций, семинаров, если есть планы поучаствовать в них с материалами курсовой работы (в таком случае исследование должно быть выполнено раньше).
Приступая к выполнению курсовой работы, нужно реально оценить свои ресурсы: уровень подготовленности, наличие опыта выполнения исследовательских и проектных работ, доступность информационных источников (библиотека и Интернет-ресурсы), базы для проведения исследования и т.п. Такой подход поможет правильно спланировать время для выполнения всех этапов курсовой работы.
Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:
Этапы выполнения курсовой работы | Примерные сроки |
1. Изучение настоящих методических указаний | 1- 3 неделя семестра |
2. Выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем | 1-2 неделя семестра |
3. Формулировка цели и составление плана | 4 неделя семестра |
4. Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы | 5-7 неделя семестра |
5. Проведение психологического эксперимента | 8-9 неделя семестра |
6. Обработка результатов психологического эксперимента и составление рекомендаций | 10-11 неделя семестра |
7. Написание и оформление работы | 12-14 неделя семестра |
8. Открытая защита работы | 15 неделя семестра |
Как правило, примерные сроки выполнения каждого этапа корректируется в ходе выполнения работы, поскольку этого требует динамика всякого научного исследования. Но как бы не изменялся составленный календарный план, нужно помнить о том, что сдать курсовую работу к установленному сроку (или на несколько дней раньше!) – в ваших интересах. Во-первых, у научного руководителя будет время, чтобы внимательно посмотреть работу и оценить ее по достоинству, если она того заслуживает, или вернуть на доработку с указанием конкретных замечаний (что повышает качество работы и, как правило, не снижает ее оценку).
Если работа сдана в день защиты или в день выставления оценок, студент лишает себя такого шанса. Во-вторых, курсовая работа по психологии – это первое самостоятельное исследование студента, в котором он учится планировать и организовывать свою работу, учится самоменеджменту, необходимому в его будущей профессиональной деятельности. Поэтому не стоит упускать возможности поработать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств.
Выбор темы курсовой работы. Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Правильный выбор темы является необходимым условием заинтересованной работы студента, его удовлетворенности ходом работы и результатами исследования, способствует повышению уровня профессиональной подготовки студента.
Тематика курсовых работ предлагается кафедрой. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.
Основная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и, отчасти, написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться к консультациям преподавателя, который направит поиск студента в нужное русло.
Неплохо, если студент, заинтересовавшись еще на первом курсе какой- либо из научных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая «сквозную» тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно, всесторонне, под углом зрения различных дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой выпускной квалификационной работы, а иногда и кандидатской диссертации.
При выборе темы студенту следует руководствоваться критериями:
1) актуальности и соответствия темы современному состоянию и перспективам развития психолого-педагогического знания;
2) соответствия темы сфере своих научных и практических интересов;
3) собственной способности раскрыть тему;
4) наличия базы для выполнения экспериментальной части работы (студент должен сам определиться с тем, где он сможет провести эксперимент).
Составление предварительного варианта плана. На основе предварительного ознакомления с литературой и цифровым материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные «вехи», определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут не указываться в окончательно отработанном варианте плана, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.
Любая тема может быть раскрыта по-разному. Но именно план курсовой работы отражает ее основные направления. План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первый параграф курсовой работы освещает теорию вопроса; в последующих параграфах излагается основной вопрос темы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. В процессе написания работы план может корректироваться.
Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы. Подбор литературы должен осуществляться в соответствии с целями, отраженными в плане. При этом одинаково важно как прислушиваться к советам научного руководителя, так и проявлять должную самостоятельность. Не существует единственного источника, в котором студент мог бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме. Появление новых публикаций — непрерывный процесс, за которым следует научиться постоянно следить.
Подбор литературы является ответственным этапом написания любой научной работы, требующим определенных усилий. В составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, периодические информационные издания. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах. Большой объем полезной информации можно найти на сайтах в сети Интернет. Данный этап завершается составлением библиографии – списка публикаций по выбранной теме, с которыми надлежит ознакомиться.
Изучение подобранной литературы. Работа над литературным источником – творческий процесс. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его проявления и взаимосвязи. Здесь неоценимую помощь окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты новых исследований специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования.
Необходимо не просто конспектировать и цитировать изучаемых авторов, а критически излагать их точки зрения, сопровождая это собственными заключениями, суждениями и оценками. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.
При изучении библиографических источников следует:
· внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме;
· выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;
· составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по существующим проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на имеющиеся проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументировано поддержать точку зрения какого-либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение.
Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. В них необходимо указывать номер источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.
Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.
Анализ литературных источников по данной теме завершается написанием теоретического раздела курсовой работы, ее первой главы.
На основе теоретического анализа проблемы выстраивается программа эмпирического исследования: уточняется гипотеза, определяются методы и выборка исследования, пути и способы фиксирования результатов эксперимента.
Проведение психологического эксперимента – очень важный этап выполнения курсовой работы по психологии.
Курсовая работа предполагает выполнение только констатирующего эксперимента, то есть практического исследования изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др.
Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте нужно обратить на выделение критериев изучаемого психологического феномена. Каждое изучаемое психическое явление имеет множество критериев, признаков, по которым его можно узнать, отличить от других явлений. Эти признаки поддаются объективным и/или субъективным оценкам. Чтобы зафиксировать проявления признака, используют те или иные показатели выраженности признака. Показатель ‑ то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. По ним определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, осуществляется подбор валидных и надежных психодиагностических методов.
Рассмотрим на примере темы о внимании младших школьников критерии его изучения. Предположим, что мы исследуем такое свойство внимания, как его концентрация (сосредоточенность) – способность «отключаться» от одних сигналов и направить внимание на другие, наиболее важные. О том, насколько это свойство внимания развито у данного ученика, мы можем судить по тому, как много он делает ошибок (потому что отвлекается), как долго он выполняет задание. Вот эти параметры – время выполнения задания и количество ошибок – и станут в нашем случае критериями изучения концентрации внимания.
Теперь, определив критерии, маркеры для изучения интересующего нас явления, будем подбирать методы эмпирического исследования, психодиагностический инструментарий, с помощью которого мы данные критерии можем выделить и измерить. В нашей теме с вниманием младших школьников нужно будет взять один из соответствующих возрасту вариантов корректурной пробы, который дает возможность определить интересующие нас параметры внимания, а на их основе – исследуемое свойство внимания.
Обработка результатов психологического эксперимента и составление рекомендаций – следующий этап выполнения курсовой работы. Проводится количественная и качественная обработка полученных данных в соответствии с методикой исследования, их анализ и интерпретация. Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.
Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.
Описание проведенного эксперимента составляет содержание второй главы курсовой работы, которая завершается практическими рекомендациями по использованию результатов исследования.
Рекомендации недаром называются практическими. Это значит, что любой учитель (родитель, ученик – тот, кому они адресованы, кого мы называем целевой аудиторией) может по этим рекомендациям провести занятие, применить их. В нашем случае (в теме «Изучение внимания младших школьников») это могут быть рекомендации учителю или родителям по повышению концентрации внимания (конкретные упражнения), могут быть рекомендации учителю по управлению вниманием учащихся начальных классов на уроках, используя приемы повышения концентрации.
Написание текста курсовой работы и оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом.
Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, определить четкую структуру работы. Этот этап заканчивается формулировкой основных тезисов. Здесь необходимо помнить ряд важных моментов.
Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Курсовая работа является научным исследованием, поэтому здесь используется научный стиль изложения. К особенностям научного стиля относится, например, использование сложноподчиненных предложений, безличных глаголов – «говорится», считается», «изучается», особые книжные обороты речи – «следует отметить», «в силу того, что», «благодаря тому, что», «как свидетельствуют данные таблицы 1» и т.п. Научный стиль исключает использование глаголы второго лица глаголов и местоимений «ты», «вы», ограничивает использование эмоционально-экспрессивной лексики: вместо «огромное количество исследований», «очень много исследований» следует говорить «значительное количество исследований» и т.д.
Студент должен показать также владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего педагога, о его профессиональной культуре.
Стоит помнить о том, что в психологической литературе возможна разная трактовка одних и тех же понятий. Поэтому при написании работы необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.
Анализируя исследованность проблемы в литературных источниках, рекомендуется выявить:
· что особенно удалось автору в ее изучении;
· чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение данной проблемы;
· в чем автор полемизирует с другими исследователями;
· какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;
· какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
· какие вопросы не нашли отражения в его работе;
· какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.
Редактирование текста курсовой работы осуществляется студентом – автором работы самостоятельно.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими ГОСТами:
При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими ГОСТами:
ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008.
ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.
ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.
ГОСТ 2.105 – 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.
Исходя из выше перечисленных ГОСТов, кафедрой разработаны общие требования по оформлению курсовой работы.
Общими требованиями к курсовой работе являются:
· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
· логическая последовательность изложения материала;
· достоверность и взаимная увязка данных между собой;
· обоснованность выводов и рекомендаций;
В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:
· теоретические аспекты исследуемого вопроса;
· экспериментальное изучение предмета исследования;
· выводы и конкретные рекомендации по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента.
Серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора.
Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально–логического стиля изложения материала.
Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно– и учебно–исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:
1. применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на …, в то время как … и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к …, следует остановиться на …), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать … и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);
2. использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший).
Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для описания развития процессов – причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);
3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку …»).
В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;
4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению …, согласно мнению …, по данным …), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;
5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;
6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;
7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе).
В то же время в научно– и учебно–исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».
Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы.
Требования к оформлению печатного текста работы
Общие требования:
· курсовая работа представляется в печатном виде (используется одна сторона листа белой бумаги формата А4);
· текст работы должен быть выполнен через полтора интервала шрифтом Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, чаще всего — 14), абзацный отступ 5 знаков (1,25 см), текст выравнивается по ширине;
· размер полей вокруг текста: левое — 30 мм; верхнее, нижнее — 20 мм; правое — 10 мм;
· полужирный шрифт не применяется, разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
· необходимо соблюдать равномерную плотность текста, контрастность и четкость изображения по всей работе. В ней должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки;
· опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами.
· сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12.
Построение текста курсовой работы:
· наименования структурных элементов работы – “Содержание”, “Введение”, “Заключение”, “Библиографический список”, “Приложение“ – служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без подчеркивания и кавычек;
· каждый структурный элемент начинается с новой страницы;
· названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера, например:
“ГЛАВА 1 Название главы”;
· разделы, подразделы основной части работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие их содержание;
· заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются;
· расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов (т.е. следует пропустить одну строку);
· если после заголовка подраздела на страницу входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу.
Нумерация страниц:
· страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце;
· титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не проставляют. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А;
· иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов:
· разделы, подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа (например, 1 , 2 , 3 и т.д.);
· пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1 , 1.2 , 1.3 или 1.1.1 , 1.1.2 , 1.1.3 и т.д.;
· номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1 , 1.1.1.2 , 1.1.1.3 и т.д.;
· после номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят;
· если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует;
· внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. Элементы перечисления пишутся без абзацного отступа. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита:
а) _______
б) _______
Для дальнейшей детализации используются арабские цифры со скобкой, при этом запись производится с абзацного отступа:
а) _______
1)…
2)….
б) _______
Иллюстрации:
· иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
· иллюстрации могут быть и цветные, но в компьютерном исполнении;
· на все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе;
· иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы за исключением иллюстраций приложений;
· иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки, например, “Рисунок 1 – Количественные показатели свойств внимания младших школьников”. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных;
· Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения буквы приложения, например, Рисунок А.3;
· если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается “Рисунок 1“;
· при ссылках на иллюстрации следует писать слово “рисунок” с его номером (например, рисунок 1).
Таблицы:
· таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей;
· оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 7.32 и ГОСТ 2.105;
· название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку без абзацного отступа с ее номером через тире:
Таблица 2 – Динамика уровня тревожности
· таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
· на все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера (например, таблица 1);.
· таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головка таблицы вставляют строку с нумерацией граф, а на следующей странице таблицу начинают со строки номеров граф и над таблицей слева помещают надпись «Продолжение таблицы …» с указанием ее номера без названия и точки в конце;
· таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Допускается нумерация таблицы в пределах раздела, в этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, “Таблица 1.3”;
· таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Так, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена “Таблица В.1”;
· заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;
· не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой;
· если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков;
· таблицы справа, слева и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте;
· заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф;
· не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями;
· для дополнительного пояснения в таблице делается примечание. Слово «Примечание» пишется с абзацного отступа без подчеркивания. Одно примечание не нумеруется и записывается с прописной буквы через тире после «Примечания». Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки. Примечания помещаются в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы;
а)
Примечание — ……. |
б)
Примечания 1________________ 2________________ |
· сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т.д. за исключением общепринятых (г. – год, ч. – час и др.) не допускаются. Могут применяться и узкоспециализированные сокращения с детальной их расшифровкой после первого упоминания, которая приводится в круглых скобках;
· располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.
Уравнения и формулы:
· уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х»;
· формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Ссылки:
· ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности;
· во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:
“А.А.Евстигнеев [13] и В.Е.Гусев [27] сравнивают …”
Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:
“А.Н. Леонтьев [20, с. 29] отмечает …”
· при ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75];
· если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ в библиографическом списке, например:
“Ряд авторов [5, 11, 17] считают …”;
· выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки;
· ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения работы следует указывать их порядковым номером, например: «… в разд. 4», «… по п.3.3.4», «…по формуле (3)», «… в уравнении (2)», «… на рисунке 8», «в соответствии с таблицей 5», «… в приложении В».
Приложения:
· приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Если приложений в работе более одного, их следует обозначать заглавными русскими буквами в порядке алфавита, за исключением букв , 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь;
· приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц;
· каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», после которого следует буква, обозначающая его последовательность. Например, «Приложение А»;
· приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;
· если в качестве приложения в работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа наверху посередине страницы печатают слово «Приложение» и проставляют обозначающую его букву, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы;
· в приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст;
· к вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте.
Библиографический список
В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в следующей последовательности:
1. Конституция РФ;
2. Федеральные конституционные законы;
3. Кодексы;
4. Федеральные законы;
5. Указы и распоряжения Президента РФ;
6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов;
7. Законы субъекта РФ;
8. Все остальные литературные источники в алфавитном порядке.
Источники, включаемые в библиографический список, нумеруютсяпоследовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.
Законодательные и нормативно-инструктивные акты
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Один автор
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
Прихожан, А. М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 1998. – 376 с.
Два автора
Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
Четыре и более четырех авторов
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. Л. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.
Аналитическое библиографическое описание из журнала
Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. — № 5. – С. 3–27.
или
Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. — № 5. ‑ С. 3–27.
Из книги с автором
Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий – СПб.: Питер, 2009. – С. 192–248.
Из книги без автора
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии. 2001. – С. 62‑92. – (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
или
Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 132‑134.
Электронные ресурсы
Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBCOM-2007». – Электрон. текстовые дан. – М. : ГПНТБ России, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
– Загл. с этикетки диска.
Национальный информационно библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. – М.: Центр «ЛИБНЕТ», 2004. – Режим доступа: http://www.nilc.ru/ (дата обращения: 15.11.12).
Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. Интернет-журн. 21.10.10. – Режим доступа: (дата обращения: 7.04.13).
или (если есть текстовый аналог, но использовали электронный ресурс)
Богданова, Т. Г., Щурова, Ю. Е. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / Т. Г. Богданова, Е. Ю. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. — № 2. — С. 46. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 7.04.13).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполненная студентом курсовая работа должна быть сдана на проверку руководителю до начала экзаменационной сессии, в установленный срок. Соблюдение данного срока необходимо в связи с тем, что работа должна быть проверена и защищена к началу экзаменационной сессии. Студент сдает выполненную работу лаборанту кафедры, где она регистрируется и передается научному руководителю для проверки. Научный руководитель оформляет результаты проверки в виде рецензии, в которой характеризуются положительные и отрицательные стороны работы, и дается ее предварительная оценка. В случае обнаружения существенных недостатков курсовая работа может быть возвращена студенту для доработки. При положительной рецензии она допускается к защите и назначается срок ее проведения. Защита проходит в форме открытой защиты либо собеседования студента с руководителем по содержанию вопросов курсовой работы. Для защиты студент готовит доклад по своей работе на 3–5 минут, в котором отражаются главные результаты исследования.
При подготовке к защите студенту необходимо выполнить все указания, данные в рецензии, учесть замечания в тексте работы и предварительно ответить на заданные вопросы.
Разумеется, при подготовке к защите автор должен иметь копию текста работы.
Обязательными моментами доклада, требующими хотя бы краткого освещения в докладе, являются следующие:
1. объект и предмет исследования;
2. цель и задачи исследования;
3. гипотеза;
4. методы и методики;
5. процедура исследования (в общих чертах);
6. основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных;
7. выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.]
Желательно заранее вслух проговорить выступление и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.
Типичными ошибками выступающего являются:
· выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.
Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений;
· выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.
Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным;
· в докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко.
Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, преподаватель вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.
Во время защиты автор должен быть готов за 5 минут устно изложить результаты проведенного исследования и ответить на вопросы. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.
Окончательная оценка выставляется студенту по результатам защиты работы в соответствии с количеством набранных баллов.
ШКАЛА БАЛЛОВ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Аттестация студента о выполнении курсовой работы проводится в форме дифференцированного зачета («отлично» — «хорошо» — «удовлетворительно» — «неудовлетворительно»).
Оценка за курсовую работу не входит в рейтинговый балл по учебной дисциплине / модулю, но служит основанием для решения вопроса о допуске студента к промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине / модулю. В соответствии с П. 3.5 Приказа № 691 от 17.10.11 г. «Положение об организации текущего контроля», к экзамену допускаются студенты, успешно выполнившие программу учебной дисциплины, в том числе сдавшие зачет, курсовую и контрольные работы (при их наличии) по данной учебной дисциплине / модулю. Без выполнения курсовой работы студент не переводится на следующий курс.
Основные критерии оценки курсовой работы вытекают из предъявляемых к ней требований. Такими критериями являются:
1) глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах;
2) самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме;
3) использование новейшего фактологического и статистического материала;
4) полнота решения всех тех задач, которые автор сам поставил себе в работе;
5) соблюдение структуры работы (наличие всех необходимых структурных компонентов работы);
6) грамотность, логичность в изложении материала;
7) качество оформления;
8) умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы, к которой относится работа;
9) умение наглядно представить основные материалы исследования с помощью иллюстративного материала;
10) сформированность заданных компетенций.
Примерная шкала баллов по курсовой работе
№ п/п | Формируемые компетенции (шифр) | Минимально допустимая сумма баллов за освоение компетенции | Критерии оценки курсовой работы | Сумма баллов От-до (за выполнение одного задания, работы) | ||
Общие критерии оценки курсовой работы | ||||||
Соответствие содержания и структуры работы заявленной теме | 1 – 5 | |||||
Правильность формулирования методологического аппарата исследования | 1 – 8 | |||||
Глубина теоретического анализа, умение разобраться в затронутых проблемах | 1 – 6 | |||||
Соответствие библиографических источников уровню курсового исследования | 1 – 3 | |||||
Правильность организации экспериментальной части работы | 1 – 8 | |||||
Уровень анализа и интерпретации экспериментальных данных | 1 – 8 | |||||
Самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме | 1 – 5 | |||||
Качество разработанных рекомендаций | 1 – 5 | |||||
Грамотность, логичность в изложении материала | 1 – 5 | |||||
Качество оформления | 1– 5 | |||||
Критерии оценки сформированности компетенций при выполнении курсовой работы | ||||||
ОК-1 | Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | 1 – 15 | ||||
ОК-6 | Способен логически верно строить устную и письменную речь | 1 – 5 | ||||
ОК-14 | Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям | 1 – 5 | ||||
ОК-16 | Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики | 1 – 5 | ||||
ОПК-2 | Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | 1 – 10 | ||||
ПК-3 | Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии | 1 – 15 | ||||
ПК-4 | Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | 1 – 5 | ||||
Защита курсовой работы | ||||||
Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы, к которой относится работа | 1 – 5 | |||||
Соблюдение регламента доклада | 1 – 3 | |||||
Умение наглядно представить основные материалы исследования с помощью иллюстративного материала | 1 – 3 | |||||
Дополнительные критерии оценки курсовой работы | ||||||
Представление материалов курсового исследования на конференциях различного уровня | 1 – 10 | |||||
Наличие заявки на выполнение курсовой работы | 1 – 3 | |||||
Внедрение результатов исследования в психолого-педагогическую практику | 1 – 8 | |||||
ИТОГО | ||||||
Шкала перевода рейтингового балла по дисциплине в 5-балльную систему оценки:
«отлично» – 80-100 баллов;
«хорошо» – 70-79 баллов;
«удовлетворительно» – 60-69 баллов;
Студенты, набравшие менее 60 баллов, получают оценку «неудовлетворительно».
Библиографический список
1. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] / О.В. Лишин. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с.
2. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению [Текст] / СПб.: Речь,. 2001. — 184 с.
3. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
Приложение А
Образец оформления титульного листа
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Вятский государственный университет»
(ВятГУ)
Факультет ______________________
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа по психологии
Изучение внимания младших школьников
Выполнила:
студентка 1 курса факультета ___________________________
группы ___________ очной формы обучения
Иванова Ирина Ивановна
_____________________/подпись/
Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент
кафедры общей и специальной психологии
Городилова Светлана Александровна
_____________________/подпись/
КИРОВ
Приложение Б
Образец заявки на выполнение курсовой работы
ЗАЯВКА
на выполнение курсовой работы студента
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Организация (учреждение)
(наименование полностью)
просит выполнить курсовую работу студента/студентку университета
______________________________________________ ___________
(Ф.И.О. студента)
на тему:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
м.п. дата
Приложение В
Образец справки о внедрении результатов курсовой работы
СПРАВКА
о внедрении (о возможности внедрения) результатов, полученных в ходе выполнения курсовой работы студента ФГБОУ ВПО
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Дана ____
(Ф.И.О. студента полностью)
в том, что в процессе выполнения курсовой работы на тему
________________
________________
студент принял непосредственное участие в разработке:____________________
(перечень программ, планов, положений и др.) ________________
________________
________________
в проведении_________________________________________________________
(перечень организационных мероприятий: собраний, совещаний, заседаний, педагогических советов, тренингов и др.)
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Руководитель: _____________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
м.п. дата