Методические указания
По написанию и проведению практической работы
«Психологическое исследование моей будущей профессии»
Разработала преподаватель
Демченко М.Б.
Цель: Закрепить на практике теоретические знания студентов, полученные ими при изучении темы «Психология производственно-профессиональной деятельности».
Форма творческой работы – исследование.
I этап: консультирование по написанию творческой работы.
По окончании изучения темы «Психология производственно-профессиональной деятельности» студенты получают задание по написанию психологического исследования.
Задание: студенты дают психологическую характеристику своей будущей профессиональной деятельности по предложенному плану. Источниками тем творческих работ служат знания студентов об их будущей профессии и психологических умениях и навыках, необходимых для ее успешного освоения. В ходе написания работы при возникновении у студентов вопросов или трудностей, преподаватель проводит индивидуальные консультации.
План написания работы:
Описание своей будущей профессии и ее социальной значимости.
Мотивы выбора данной профессии (почему я выбрал именно эту профессию).
Совпадали ли мотивы (то, что побуждает к деятельности) и цели (то, на что направлена деятельность) при выборе будущей профессии?
1) безальтернативный выбор, когда данной профессиональной деятельностью занимаются в силу традиций и обычаев, и вопрос о выборе профессии как таковой не возникает вовсе;
2) случайный выбор, осуществляемый под влиянием какого-либо события;
3) социально обусловленный выбор, когда профессия выбирается в связи с представлениями о долге, миссии, призвании или обязательствами перед людьми;
4) осознанный выбор в силу сознательного определения целей профессиональной деятельности, выбор, который, как правило, основан на анализе реальных проблем и знании о будущей профессии;
5) позиции родителей, старших членов семьи, сверстников, учителей;
6) самооценка, способности, умения, уровень развития человека как субъекта труда;
7) уровень общей активности и притязаний на общественное признание;
8) склонность и интерес к данному виду деятельности.
Мотивационные основы выбора профессионального образования.
... на то, как складывается его обучение. Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения. Чаще всего выбираемые профессии либо не в полной мере ... только от природных способностей. Правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека. Достойная работа дает человеку большие возможности, ощущение ...
Что в этой профессии меня привлекает? Какова ценность данной профессии для общества?
Из каких действий, операций, поступков состоит данная деятельность.
Действия – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть внешними, выполняемыми с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемыми в уме.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть его социальный смысл.
Как в данной деятельности происходят процессы интериоризации и экстериоризации.
Интериоризация – процесс перехода внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью.
Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. (Моторные – на движения, сенсорные – на восприятие, сенсомоторные, интеллектуальные – связанные с мыслительным анализом).
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.
Качества, связанные с деятельностью:
Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
Собранность – сосредоточенность, понятливость.
Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.
Трудолюбие – любовь к труду. Общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.
Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность в работе, исполнительность.
Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых заданий.
Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.
Качества, связанные с общением и межличностными отношениями:
Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.
... степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер. Способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, ... за языковыми значениями скрываются общественно-выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и ... объектов и связанные с ними переживания человека. Создания образов воображения – результат совместный деятельности первой и ...
Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
Общительность – способность легко входить в общение.
Обязательность – верность слову, долгу, обязательству.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.
Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
Качества, связанные с поведением:
Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
Настойчивость – упорство в достижении целей.
Самокритичность – стремление оценить свое поведение, находить свои ошибка и недостатки.
Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.
5. Вывод: условия эффективности данной деятельности и степень моей готовности к овладению ею.
Какие качества, необходимые для успешного освоения данной профессией, мне хотелось бы приобрести? Что для этого необходимо?
II этап:оформление творческой работы.
Творческая работа допускается к защите при условии ее письменного оформления. Оформлять работу рекомендуется по следующему образцу:
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО «Таганрогский металлургический колледж»