Историческая разноголосица

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра педагогики

Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой педагогики

________________В.И. Козел

«28» августа 2012г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика»

Для студентов факультета педагогики и психологии

Специальности 1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд).

1-03 04 03 Практическая психология

 

Барановичи 2012 г.

Составитель: Романчук Н.В., преподаватель

 

Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,

протокол № от «28» августа 2012г.

 

 

Заведующий кафедрой____________ В.И. Козел

 

Методические рекомендации по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» / Сост. Романчук Н.В. Барановичи: УО «БарГУ», 2012.

 

В данных методических рекомендациях по организации и проведению контролируемой самостоятельной работы студентов даны темы, выносимые на КСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания тем, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.

 

РАЗДЕЛ 3 «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ТЕМА3.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ, ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВАХ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Воспита­ние и обучение в странах Древнего Востока: Древнем Китае, Индии и Египте.

2. Особенности Римской системы образования.

Форма контроля – проверка письменных заданий, педагогический коллаж

Методические указания:

1. Составьте глоссарий (индивидуальная форма работы)

Грамматические школы

Дворцовые школы

Конфуций

Общинные школы

Риторские школы

Упанишады

Школы брахманов

Школы писцов

9 стр., 4172 слов

Методические указания для студентов для самостоятельной подготовки ...

... Основы психологии. Основы педагогики : Методические указания для студентов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям (медицинские факультеты). - Донецк: ДонНМУ, 2008.- 25 с. Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов во время ...

Эдуббы

Элементарные школы

 

2. Заполните таблицу «Сравнительно-сопоставительный анализ систем воспитания и обучения в эпоху цивилизаций Древнего Востока» (индивидуальная форма работы)

 

Государство Древнего Востока Идеал воспитания Типы школ Содержание и методы обучения Методы воспитания
Древний Египет        
Древняя Индия        
Древний Китай        

 

3. Отразите через образ-символ целостную систему воспитания и обучения в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, Риме (на выбор)(работа в подгруппах).

Рекомендуемая литература:

1. История педагогики / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др.: учеб. пособие для пед. ун-тов. М., 1995.

2. История педагогики / под ред. А. И. Пискунова: учеб. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2.

3. Капранова, В.А. История педагогики: учеб пособие. 3- изд. испр. и доп. Минск, 2007.

4. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пединститутов. М., 1982.

5. Kyлiнковіч, К.А., Грымаць, А.А. Гісторыя педагогікі: падруч. для студ. пед. спец. выш. навуч. устаноў. Мінск, 2000.

6. Орлова, А.П. История педагогики: практикум: учеб. пособие для студ. пед. спец. учрежд. М., 2006.

7. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі i педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапаможн1к. Mінск, 2006.

8. Якубель, Г.И., Прохоров, А.А., Самусева, Н.В. История образования и педагогиче­ской мысли: практикум. Минск, 2008.

 

 

ТЕМА 3.4 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА, И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ (IX – XVIII В.В.)

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины.

2. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского.

3.Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого.

 

Форма контроля – историко-педагогическая мини-конференция.

 

Методические указания:

 

1. Составьте краткую биографию и перечислите основные педагогические идеи трёх белорусских просветителей (Ефросинья Полоцкая, Кирила Туровский, Сымон Будный, Симеон Полоцкий, Василий Тяпинский, Николай Гусовский, Лаврентий Зизаний, Милетий Смотрицкий)

 

2. Составьте список основных произведений, содержащих постулаты по вопросам обучения и воспитания, которые были созданы в IX – XVII в.в. славянскими авторами (философами, просветителями, государственными деятелями).

 

3. По трём компонентам определите автора:

А) Идеолог гуманистического и реформационного движения в Беларуси; «Катехизис» (первый школьный учебник на белорусском языке); организатор книгопечатания.

Б) Выдающийся просветитель Беларуси XII в.; основатель школы для девочек при женском монастыре; переписчик книг.

В) Поэт, переводчик, учитель Полоцкой братской школы; «Вечеря душевная»; автор учебников для царских детей.

Г) «Букварь»; книгопечатник; один из создателей типографии при Кутеинском монастыре,

Д) «Второй Златоуст»; автор «Поучений»; известный просветитель Беларуси XII в.

Е) «Малая подорожная книжица»; первопечатник; учёный-садовод Королевского ботанического сада в Праге.

Ж) Учитель братской школы; «Катехизис Великий»; автор первой славянской энциклопедии («Лексис»).

Рекомендуемая литература:

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. Минск, 1986.

2. Асвета i педагагічная думка у Беларусі са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. A.M. Лазарука i iнш. Mінск, 1985.

3. История педагогики / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др.: учеб. пособие для пед. ун-тов. М., 1995. 4.1.

4. История педагогики / под ред. А. И. Пискунова: учеб. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2.

5. Капранова, В.А. История педагогики: учеб пособие. 3- изд. испр. и доп. Минск, 2007.

6. Константинов, Н.А. История педагогики: учебник для студентов пединститутов. М., 1982.

7. Kyлiнковіч, К.А., Грымаць, А.А. Гісторыя педагогікі: падруч. для студ. пед. спец. выш. навуч. устаноў. Мінск, 2000.

8. Орлова ,А.П. История педагогики: практикум: учеб. пособие для студ. пед. спец. учрежд. М., 2006.

9. Снапкоўская ,С.В. Гісторыя адукацыі i педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапаможн1к. Mінск, 2006.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/сост. А.И. Пискунов. М., 1981.

11. Арлова, Г.П. Беларуская народная педагопка. Минск,1993.

12. Народная педагогіка беларусаў / пад рэд. В.К. Бандарчыка, М.Ф. Піліпенкі, С.В. Снапкоўскай. Минск, 1998.

ТЕМА 3.7 КЛАССИКИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И.Г. Песталоцци.

2. Дидактические взгляды И. Ф. Гербарта.

3. Педагогическая система А. Дистервега.

Форма контроля – проверка письменных заданий, экспресс-опрос.

Методические указания:

1. Перечислите этапы педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. О каком периоде своей жизни он писал: «Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески»? Охарактеризуйте данный этап.

2. Какие дидактические положения А. Дистервега легли в основу современной теории развивающего обучения?

Историческая разноголосица.

Определите, что в учении И.Ф. Гербарта не устраивает одних и заставляет преклоняться других исследователей?

Ø «Система И.Ф. Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики, где учитель предстаёт в качестве субъекта, а ученик – объекта воспитания и обучения, где особенно тщательно разрабатываются средства управления ребёнком, где в основе наказания лежит не физическая боль, а страх перед ней (устрашение), где урок жестко регламентирован и особое значение придаётся воспитывающему обучению». (Г.Б. Корнетов)

Ø «И.Ф. Гербарт как бы переоткрыл идею пансофического образования Я.А.Коменского, восстановил в педагогике культ знания. Теория классической гимназии И.Ф. Гербарта – это теория «школы культуры». Процесс усвоения знаний по И.Гербарту есть процесс «развития познавательных сил и способностей ученика». (Л.А. Степашко).