Министерство образования и науки Российской федерации
Стерлитамакский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
РАБОТ СТУДЕНТОВ
Стерлитамак
УДК
ББК
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Фатыхова А. Л. (Стерлитамакский филиал БашГУ) кандидат педагогических наук, доцент Пендюхова Г. К. (Стерлитамакский филиал НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет в г. Стерлитамак РБ); кафедра педагогики и психологии (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Ответственный за выпуск – кандидат психологических наук, доцент А. В. Малолеткова (Стерлитамакский филиал БашГУ)
Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ студентов /Авт-сост. к.п.н., доцент Касимова З.Ш., к.п.н., доцент Салимова Р.М. — Стерлитамак:Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2013. – 46с.
Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с основами самостоятельной научно и учебно-исследовательской работы в вузе, содержат общие и специальные требования к содержанию, структуре, порядку выполнения, оформлению и защиты учебно-исследовательских работ студентов; включают в себя советы студентам по овладению навыками исследовательской работы; предлагают помощь в процессе работы над дипломными и курсовыми работами по педагогике и психологии.
Методические рекомендации предназначены для бакалавров, магистров по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование и студентов, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология.
© Авт-сост.:
к.п.н., доцент Касимова З.Ш.,
к.п.н., доцент. Салимова Р.М 2013
© Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013
Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...
... Теоретические подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема Интернальность - интегральное качество личности ... ответственность за свои решения. Гипотеза: умение развить в учебной деятельности интернальность и мотивацию достижения у студента ведёт к успеху. Задачи: · Изучить существующий ...
ВВЕДЕНИЕ
В материалах Болонских конференций (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а, т. к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, о необходимости участия в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными исследовательскими умениями и навыками, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптируясь к изменяющимся условиям. При обучении студентов необходимо формирование культуры мышления, развитие интеллектуального потенциала личности, творческого конструирования, овладение методологией научного психолого-педагогического исследования, изучение функциональных возможностей методов исследования, понимание сущности психолого-педагогического экспериментирования.
Научно-исследовательская деятельность студента выступает фактором формирования культуры педагогической деятельности. Именно эти процессы, во-первых, побуждают будущего педагога-психолога самостоятельно творить, то есть искать, изобретать, создавать или конструировать новый продукт, индивидуальный опыт, экспериментально проверять их эффективность; во-вторых, позволяют преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны в психолого-педагогической деятельности; в — третьих, прогнозировать развитие индивидуальной культуры психолого-педагогической деятельности.
Приобщение студентов к научно-исследовательской работе дает наибольший результат в развитии мотивационно-ценностного отношения к культуре педагогической деятельности. Исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало одухотворяет практическую педагогическую деятельность, а последнее способствует научному творчеству
Все эти качества формируются в вузе через активное участие студентов в учебно-исследовательской, научно-исследовательской работе. Они способствуют повышению качества подготовки будущих специалистов, так как учебный процесс, сливаясь с научно-исследовательской работой, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего конкурентоспособного специалиста. В процессе их выполнения в творческом взаимодействии с преподавателем формируется личность будущего педагога-психолога, развивается умение решать актуальные психолого-педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной психологической, педагогической литературе, успешно и творчески применять на практике полученные теоретические знания.
Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического ...
... работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Психолого-педагогические закономерности становятся отправной точкой в постановке целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в определении основных направлений педагогической и психологической помощи студенту. Главная цель психолого-педагогического ...
Выполнение курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ предусмотрено государственными стандартами и учебным планом, и обязательно для каждого студента.
Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ студентов работ разработаны для оптимальной организации УИРС И НИРС и содержат общие и специальные требования к их содержанию, структуре, оформлению. Предлагаемые рекомендации призваны облегчить студентам выполнение самостоятельных исследовательских работ и обеспечить их высокое качество. С этой целью предлагаются основные методы, этапы организации и проведения научных психолого-педагогических исследовании, примеры оформления текста и иллюстративного материала.
При составлении методических рекомендации были использованы материалы Государственного образовательного стандарта по специальности 050706 «Педагогика и психология», ФГОС по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию, ГОСТ Р 7.0.5. — 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления», библиографическая ссылка (по ГОСТу Р 7.0.5. – 2008 «Библиографическая ссылка»), исследования Краевского В.В., Новикова А.М., Образцова П.И, Волкова Б.С Загвязинского В.И. Дружинина В.Н. Скаткина М.Н., методических указаний, разработанных в Башкирском государственном университете.
I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе
Виды научно-исследовательских работ студентов в вузе
Основные виды учебно-исследовательских, научно исследовательских работ студентов в вузе:
1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду можно отнести рефераты, доклады, контрольные работы, курсовые работы и выпускную квалификационную (дипломную) работу.
2. Внеучебная НИРС выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами – это научные тезисы, статьи, выступления на научных конференциях, участие в работе научных кружков, проблемных групп, методологических семинаров и др.
Доклады, рефераты, контрольные работы, тезисы, статья, курсовые и выпускные квалификационные работы (дипломные работы) — под ними понимаются творческие, самостоятельные задания, выполняемые студентами. Они являются важнейшим средством изучения учебных дисциплин, повышением теоретического и методического уровня профессиональных знаний, их систематизации, умения делать выводы и обобщения, также способствуют формированию учебно-исследовательских, научно-исследовательских умений и навыков студентов. В ходе выполнения этих работ студентам обычно требуется соответствующая методическая и практическая помощь.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет
... исследовательские программы, анализировать результаты и давать рекомендации. Реферат, курсовая и дипломная работы являются первыми научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в ... частей). 6. Заключение. 7. Список использованных источников. 8. Приложение (при необходимости). Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и ...
Доклад — вид самостоятельной работы, подготавливаемый по определенной теме для выступления перед аудиторией. Он расширяет познавательные интересы, углубляет умения, навыки работы с научной литературой (памятка по работе над докладом см. Приложение 15).
Тезисы — это обобщенное, краткое, последовательное, сжатое изложение основных мыслей и утверждений автора (памятка по составлению тезисов см. Приложение 14).
Статья – представляет собой логически завершенное раскрытие конкретной проблемы исследования (памятка по написанию статьи см. Приложение 17).
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня усвоенных знаний, уровня самостоятельности, понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, практической реализации, изучения педагогического опыта (памятка по написанию контрольной работы см. Приложение 18, 19).
Рефера́т(нем. referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) – письменное изложение по определённой теме, включающее обзор соответствующих литературных и других источников.
Реферат— представляет собой аналитико-синтетической изложение содержания того или иного научного труда (трудов) по определенной теме. Работа носит проблемно-тематический характер, рассматриваются различные точки зрения, а также собственные взгляды студента на проблемуРефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и.т.п.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста, Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Общий объем реферата 10-15 страниц (Памятка по работе над рефератом см. Приложение 16).
Курсовая работа по педагогике и психологии– это самостоятельноеучебное научное исследование, посвященное актуальным вопросам педагогики и психологии, выполняемое под руководством преподавателя (научного руководителя).
Общий объем работы 30-35 страниц. В зависимости от учебной дисциплины и особенностей исследования курсовая работа может быть выполнена либо в виде реферата, либо в виде экспериментальной работы.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа – это итоговая аттестационная,учебная, научно-исследовательская работа студента.Общий объём работы – 50-60 страниц набранного на компьютере текста (без приложения).
При выполнении учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы ставятся следующие задачи:
· систематизация, закрепление и расширение творческих и практических знаний по специальности, применение этих знаний для решения конкретных задач;
В области социальной работы Подготовительный этап – выбор проблемы
... результаты опытной или экспериментальной работы. Обоснование актуальности исследования Окончательный выбор проблемы исследования осуществляется на основе анализа актуальности данной проблемы. Чтобы обосновать актуальность, ... людей в решении их проблем. Образец оформления актуальности проблемы исследования – см. приложение 1. Формулировка темы исследовательской работы Используя эти исходные данные, ...
· овладение методологией и методами психолого-педагогических исследований;
· формирование методологической культуры исследователя;
· развитие индивидуальных способностей студентов в поисковой научно-исследовательской деятельности
· развитие проектно-творческого, логического, системного мышления;
· осуществление самоанализа и саморазвития своих научно-теоретических способностей.
· развитие умений и навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования.
Структура научно-исследовательских работ студентов
Обязательными структурными элементами учебно-исследовательских, научно-исследовательских работ студентов являются (в каждом конкретном виде работы эти элементы могут быть разными по объему, по содержанию):
— титульный лист (Приложение 1, 9, 10);
— содержание работы (Приложение 2);
— введение;
— основная часть;
— заключение;
— список использованных источников (Приложение 7);
При написании курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ имеется специфика:
— введение состоит из 3-6 страниц;
в основной части имеются 2-3 главы – теоретическая и экспериментальная части, состоящие из 2-3 параграфов в каждой главе;
— заключение состоит из 2-3 страниц;
— предоставляется отзыв научного руководителя и рецензия специалиста в исследуемой области (Приложение 11, 12);
— задание на выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы;
— приложение (Приложение 8).
Введение включает в себя (научный аппарат в работе оформляется именно в такой последовательности):обоснование актуальности проведения исследования по избранной теме; разработанность (изученность) проблемы, определение темы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методологические основы исследования, методы исследования, экспериментальная база исследования, новизна исследования, практическая значимость, апробация результатов исследования, структура работы.
Актуальность – теоретическая и практическая значимость исследования в современных условиях. Выделяют два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с не изученностью данной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое студентом исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Разработанность (изученность) проблемы в научной литературе — перечисление прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой.
Проблема определяется на основе краткого анализа современного состояния проблемы, это выявление противоречий между достигнутым уровнем знания и потребностью развития этого знания, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил ... или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от ...
Тема — это представление о проблеме изучения.
Цель — дает возможность мысленно предвосхитить, определить научное исследование. Обычно выделяются следующие виды целей:
1) определение характеристик явления;
2) выявление взаимосвязи изучаемых явлений;
3) создание классификации, типологии;
4) описание новых феноменов в науке;
5) обобщение, которое предполагает выведение более общих закономерностей, чем описанные в науке к настоящему времени
6) проведение сравнительного анализа изучаемых явлений
7) осуществление диагностики и коррекции (формирования) определенных качеств, состояний.
Объект — некоторые реальные предметы, процессы, явления, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
Предмет – это наиболее значимое с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Именно предмет определяет тему исследования.
Гипотеза – это предположение о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления. Существует три типа гипотез:
1. На количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);
2. На объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);
3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).
Задачи исследования – характер и круг вопросов, которые предполагается решить в работе. Определение задач – это выбор путей и средств достижения цели исследования.
Методологические основы исследования – основные теоретические подходы, концепции (философские, общенаучные, конкретнонаучные), используемые в исследовании.
Методы исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы исследования.
Экспериментальная база исследования: это образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала, так же определяется контингент и количество испытуемых.
Новизна исследования — проявляется в наличии теоретических или практических положений, выводы, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы, в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов. В научных положениях может быть все новым, частично новым или содержаться новая совокупность известных положений.
Практическая значимость: определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы.
Апробация результатов исследования: основные положения, результаты исследования, представленные на конференциях, в каких-либо учреждениях, изложеные в статьях.
Структура работы: составные компоненты (введение, главы, заключение, список литературы и приложение).
Экспериментальное исследование использования методов психологического ...
... переживающих подростковый возрастной кризис . Методы, использованные при написании курсовой работы: анализ научной литературы по проблемам исследований, анкетирование, математико-статистическая обработка полученных ... точное понятие личности. Сравнительный анализ работ и исследований в области традиционной и новаторской психологии, социологии, литературы и публицистики, которыми я воспользовалась, ...
В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы, она представляет собой теоретическое, реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области).
Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного материала. При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы, его эрудиции и культуры.
Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:
· стремление построить его на основе только книжного материала;
· неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;
· изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;
· стремление насытить текст различными пространными цитатами;
· написание обзора без ссылок на проведенную предыдущими исследователями работу;
· включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме.
Во всех случаях, обязательно приводить ссылки на литературные источники, с указанием авторов, из которых взяты те или иные сведения, данные (даже если вы не цитируете их авторов).
Оформление ссылок и цитат в тексте представлены в квадратных скобках (см.пункт Оформление работы).
В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.)
Вторая глава работы – экспериментальная, практическая (состоит из двух или трех параграфов).
В ней описывается:
· организация исследования,
· методы и методики, применявшиеся в исследовании,
· критерии, уровни исследуемых явлений, процессов,
· разработанная студентом программа (комплекс заданий) для формирующего эксперимента,
· анализ и интерпретация полученных результатов,
· цифровой и иллюстративный материал, представленные в таблицах, диаграммах, корреляционных плеядах и т.д.),
· психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего практического применения.
Часть материала (по усмотрению научного руководителя и студента) выносится в Приложение (программы (комплексы заданий), тестовые методики, анкеты, первичные данные исследования, таблицы, диаграммы, планы-конспекты, анкеты, рисунки, фотографии и т.д.).
Заключение(выводы), являясь по объему изложения материала самым маленьким (обычно 2 -3 страницы), в то же время имеет большое значение, в нем сжато, в концентрированной форме представлены итоги всей работы, отмечено практическое значение выполненной работы, содержатся выводы из проведённого исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными в исследовании.
12 стр., 5703 слов
Исследование метода сказкотерапии как направления современной ...
... Объект: методы практической психологии Предмет: сказкотерапия как метод практической психологии Цель работы: исследовать один из существующих методов практической ... прием "Сочини сказку". В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. ... работы со сказками 2.3 Алгоритм "сказкотворения" 2.4 Стадии анализа сказочного сценария Заключение Список литературы ...
Список литературы содержит полные выходные данные научных работ, которые упоминались или цитировались студентом.
К оформлению списка литературы в научном исследовании предъявляются следующие требования:
1) список имеет алфавитный порядок;
2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии,
3) каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями следующих ГОСТов (Приложение 7).
Приложение:в нем представлены первичные результаты исследования, сами методики исследования, программы (комплексы заданий), таблицы, рисунки и т.д.
Приложения, включенные в учебно-исследовательские работы, помещаются после списка литературы и должны иметь номера и заголовки. Страницы приложений включаются в общую нумерацию, но не включаются в объем текстового материала исследования
II. Основные методы и этапы исследований в учебно-исследовательских работах
2.1.Классификация методов исследования:
Метод –1.Этопуть познания теоретического или исследования практического; 2. Совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения действительности.
Методы психологии и педагогики – это способы изучения психолого-педагогических явлений процессов или свойств личности.
Методы исследования можно разделить на следующие группы
· теоретические: анализ научной литературы, архивных материалов, документов, построение гипотез, моделирование, сравнительно-сопоставительный анализ, интерпретация, ранжирование, классификация;
· социально-педагогические: беседа, анкета, тест, интервью, рейтинг, независимые характеристики, экспертные оценки;
· эмпирические: наблюдение, эксперимент, изучение педагогического опыта;
· обработка и объяснение собранного материала: статистические, графические, социометрические, шкалирование, математические методы.
Классификация методов исследования по Б.Г.Ананьеву
1. Организационные методы:
· сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
· лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, — до десятков лет.
· комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.
3. Методы обработки данных.
· методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...
... как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности ... и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, ... внешней среды, отрицая врожденные задатки. Д. Дидро в работе «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»» спорил ...
· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
4. Интерпретационные методы.
Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
· Генетический (фило — и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.
· Структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
2.2. Этапы выполнения научно-исследовательских работ
I этап. Определение методологических основ проблемы исследования:
· выбор и обоснование темы;
· изучение литературных источников, их анализ;
· определение структуры и плана выполнения работы;
· разработка научного аппарата исследования.
II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-экспериментальной работы):
· экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);
· при формирующем эксперименте разрабатывается программа (комплекс заданий);
· реализация программы (комплекса заданий);
· сбор фактов, проведение срезов, диагностика, обработка результатов исследования, их интерпретация;
· разработка психолого-педагогических рекомендаций.
III этап. Оформление работы:
· изложение результатов выполненной работы в виде рукописи;
· оформление списка использованной литературы и приложений;
· представление (защита) работы.
В каждом конкретном случае эти этапы могут быть разными как по объему, так и по последовательности.
Рассмотрим кратко содержание работы на каждом из указанных этапов, раскроем некоторые особенности изложения и оформления учебно-исследовательских работ.
I этап. Определение методологических основ проблемы исследования
· Выбор и обоснование темы
Тематика работ обычно определяется проблематикой исследований профилирующих кафедр, её преподавателей, учебных планов и программ. Исходя из этого, и составляется, примерная тематика учебно-исследовательских работ, утверждаемая на кафедре. Возможно и предложение тематики студентами с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При формулировании темы работы научным руководителем желательно, помимо названия, определить и круг вопросов, подлежащих решению. Такой подход позволяет студентам глубже представить направление работы, трезво оценить свои возможности, способствует осознанному, продуманному выбору темы с учетом своих способностей.
· Изучение литературных источников, их анализ
Проработка проблемы работы начинается со знакомства с выполненными ранее работами, полученными в них результатами, рекомендациями, методикой. Изучение научной литературы позволяет глубже понять исследуемый вопрос. Одновременно дает возможность избежать ошибок, не допустить излишних затрат времени и сил на создание созданного.
Работа по изучению литературы начинается с составления, подбора литературы по своей проблеме. При этом следует придерживаться определенных правил работы с книгой.
Отдельно следует остановиться на особенностях работы по поиску информации в сетях Internet. Сегодня Internet предоставляет пытливому исследователю большие возможности в поиске информации по любому направлению. Существует большое разнообразие источников, электронных каталогов, библиотек разноплановой направленности.
Имея общие представления о проблематике исследования, можно запустить поиск информации. Для этого в сети существуют серверы — мощные поисковые системы. Назовем, в частности, следующие:
· www.yahoo.ru
· www.yandex.ru
· www.rambler.ru
· www.google.com
· www.google.ru
· www.altavista.ru и др.
В командной строке Internet Explorer необходимо ввести одно из вышеприведенных имен — загрузится искомая страничка.
Для поиска информации с помощью поисковой машины имеются следующие возможности:
· В строке — «Найти» («Seach») указывается ключевое слово (лучше одно) поиска. Далее выставляются списки страниц сайтов, в которых упоминается (упоминаются) ключевые слова. Открывая каждую страницу в новом окне, идет знакомство с её содержанием. При необходимости — копируется информация на компьютер: нажатием на правую клавишу «мышки» вызывается контекстное меню, отмечается в нем «Выделить всё», перейдя в строку «Файл» — «Сохранить как…» указывается путь к папке, в которую следует поместить найденную информацию.
· Обычно на главной странице вышеназванных сайтов имеется раздел «Top100», в которые обычно помещаются ссылки на часто запрашиваемые вопросы. Они, чаще всего, сгруппированы для удобства работы по темам, также можно обратиться в тематическую подборку и продолжить поиск информации.
В русскоязычном Internet (Рунете) имеется большое число электронных библиотек, имеющих различный статус и возможности для работы:
1. Libweb ) сервер, позволяющий связываться с огромным числом библиотек США, Европы, Африки — приведены адреса, имеется возможность поиска.
2. Библиотека userline (http://lib.userline.ru/) свободный доступ к электронным версиям книг разнообразной тематики (научной, развлекательной), отдельным журналам, книгам по искусству, самиздату. Возможен поиск по библиотеке.
3. Библиотека Маленького Гения ) — всё о раннем развитии и развивающих игрушках. Интересные материалы, в т.ч. статьи об известных педагогах, электронные версии некоторых книг
4. Библиотека Мошкова (http://www.lib.ru/) Одна из наиболее крупных в Рунете библиотек многосторонней направленности
5. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (http://www.gnpbu.ru/): имеется возможность поиска книг по электронному каталогу библиотеки, в частности, поиск авторефератов диссертаций, защищенных с 1998 года (полнотекстовая база данных).
6. Государственная публичная историческая библиотека России (http://www.shpl.ru/) электронный каталог, доставка документов, издательство.
7. Народная библиотека (http://biglib.com.ua/
8. Научная библиотека Московского государственного университета ) имеется возможность работы с электронным каталогом, перечень книг и журналов, выпускаемых дочерними фирмами при МГУ, посмотреть отдельные проекты библиотеки.
9. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/) Большой выбор электронных версий журналов, в основном зарубежных (вход только после регистрации).
Все статьи в формате *.pdf
10. Национальная электронная библиотека (http://nns.ru) имеет подборку публикаций электронных периодических изданий. Здесь также можно найти ссылки на многие журналы Сети (с анонсом некоторых статей и т.п).
11. Российская Государственная библиотека (http://www.rsl.ru/) электронный каталог, поиск по каталогу электронных версий документов РГБ, платная служба электронной доставки отдельных книг, авторефератов, диссертаций
12. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, )
13. Неофициальная страница психологического факультета МГУ, большая библиотека психологической литературы, в том числе переводных (http://www.flogiston.ru)
14. Официальный сайт психологического общества России )
Существуют в Рунете электронные журналы различной научной направленности, публикация в которых приравнивается к открытой печати, с сохранением авторских прав. В частности, это:
1. Educational Technology & Society ) журнал, посвященный , в основном, проблемам новых информационных технологий в образовании
2. The Emissia offline Letter () электронный научно-педагогический журнал
3. Вопросы Интернет-образования ) электронный журнал, освещающий вопросы теории и практики использования Интернет в образовательных целях.
4. Курьер образования (http://courier.com.ru/) содержит разнообразные статьи по проблемам образования
5. Образование: исследовано в мире (http://www.oim.ru/) Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием под патронажем Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Российской академии образования. Основные направления публикаций: авторефераты, диссертации, монографии, сборники, пособия. Все они находятся в свободном доступе.
6. Учитель ) журнал освещает опыт работы учителей различных специальностей
7. Человек-культура- общество (http://www.biblio.narod.ru/gyrnal/)
8. Эйдос (http://www.eidos.ru) журнал эвристической педагогики
· Разработка структуры и плана выполнения работы
Продуманный план и структура работы во многом определяют ее результативность, дают возможность четко представить себе цель, задачи, объем и содержание работы. Процесс разработки, составления плана и структуры «погружает» студента в проблему исследования, позволяет осуществлять планирование тесных взаимосвязей с другими предметами, разделами. Поэтому желательно, чтобы первоначальный набросок план и структуры работы составил сам студент. При его обсуждении студент предлагает и аргументирует свои предложения, учитывает пожелания руководителя. Разработанные план и структура в ходе работы могут претерпевать изменения, в них могут вноситься коррективы. Это зависит от успешности выполнения отдельных пунктов плана, результатов опытно-экспериментальной работы для курсовых и дипломных работ (см. Приложение №).
II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-экспериментальной работы)
Для проведения экспериментальной (опытно-экспериментальной) работы необходимо определить базу исследования, определить объекты изучения.
Методика проведения исследования разрабатывается на основе общей методологии научных исследований. Методика определяет методы, совокупность способов, приемов и подходов, при помощи которых решают поставленные задачи, раскрывают проблему исследования. В ходе ее разработки опираются, во-первых, на методологию научного познания, т.е. используемые методы и средства должны обеспечивать объективное отражение фактов, явлений и процессов в реальных и конкретных условиях, диалектически взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся. Важно вскрывать качественные изменения, обнаруживать внутренние противоречия изучаемых процессов, показывать пути преодоления таких противоречий
Во-вторых, методика исследования определяется содержанием и структурой конкретной работы, условиями ее выполнения, способами достижения поставленной цели. Обязательно рассматривать и методику оценки достоверности, статистических методов обработки результатов исследования.
В зависимости от объекта и предмета исследования выделяются следующие виды экспериментов.
Констатирующий эксперимент — экспериментатор выявляет свойства, явления, определенные качества испытуемых, он не изменяет свойства участника, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование, развитие тех или иных сторон психики, уровней деятельности, экспериментатор изменяет участника, формирует у него такие свойства, качества, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. При проведении формирующего эксперимента предусматривается наличие двух групп испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа.
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор.
Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию.
Для проведения формирующего эксперимента разрабатывается программа (комплекс занятий), к ее составлению предъявляются следующие требования.
Программа (комплекс занятий) – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки; документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.
Программа (комплекс занятий) состоит из следующих структурных компонентов:
· Пояснительная записка – в ней определяется актуальность исследования, кто исследует данную проблему, на какие документы, источники опирается автор при составлении программы (комплекса занятий), цель и задачи программы, ожидаемые результаты, продолжительность (сроки) реализации программы, частота и время проведения занятий.
· Тематический план, с указанием названия вида работы, форм, методов, количества часов (для репрезентативности программы необходимо не менее 20 часов).
· Содержание – полное описание всех видов работ.
· Список использованной литературы при составлении программы (комплекса занятий).
· На программу требуется рецензия специалиста в исследуемой области.
Контрольный эксперимент осуществляется при проведении формирующего эксперимента — это проведение итогового контрольного среза для выявления, сравнения и оценки полученных результатов двух группы между собой.
Сравнительно-сопоставительный анализ заключается в сравнении и сопоставлении результатов исследования, различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению, по различным качествам личности.
Интерпретационные методы направлены на теоретическое объяснение, трактовку изучаемого явления, свойства, определенных качеств личности. Интерпретация полученных результатов исследования объясняется на основе той или иной психолого-педагогической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.
Завершается исследовательская работа разработкой психолого-педагогических рекомендаций. Психолого-педагогическая рекомендация — это представленный в письменной форме проект возможного педагогического воздействия (содействия), изменения явления, процессов, свойств и качеств личности.
Успешность процесса разработки психолого-педагогических рекомендаций определяется такими факторами: теоретические знания по исследуемой проблеме, знание различных подходов, трактовок изучаемого явления, процесса, свойств и качеств личности; умение моделировать множество конкретных жизненных ситуаций, способствующих наиболее яркому проявлению личностных качеств; владение достаточно большим арсеналом приемов психолого-педагогического воздействия; знание сути психолого-педагогической рекомендации, ее структуры и особенностей; достоверные результаты экспериментального исследования.
Психолого-педагогические рекомендации характеризуются такими свойствами, как адекватность, направленность, уровень обобщённости и др. В ее структуре в качестве основных компонентов выделяются: опора на теоретические положения по исследуемой проблеме, практический опыт, цель, адресат, результаты исследования, конкретные предложения по возможности изменения определенных явлений, проблем, свойств и качеств личности.
2.2.3 . III этап. Оформление работы
Практикой выработаны некоторые общие положения, требования к оформлению и литературному изложению письменных работ, к объему ее и стилю.
· Общие требования
Работа, как правило, оформляется на стандартных листах писчей бумаги на одной стороне листа формата А 4 (210х297).
Объем зависит от ее формы.
Выдерживаются следующие параметры страниц: ширина полей справа – 10 мм; слева – 30 мм, сверху; снизу по 20 мм, Текст печатается через полтора межстрочных интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой. Выравнивание текста (за исключением названий разделов, глав, параграфов) – по ширине; автоматические переносы, абзац (отступ) в тексте равен 1,25.
Отпечатанные страницы обязательно нумеруются. Нумерация страниц выполняется в правом верхнем углу (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию, но номер не проставляется, таким образом «Введение» помещается на 3-ей странице).
Каждая часть работы (содержание, введение, главы, заключение, список литературы, приложение) начинается с новой страницы, параграфы располагаются внутри главы, не печатаясь с новой страницы. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ»), служат заголовками соответствующих структурных частей работы.
Названия частей в работе располагаются по центру (названия глав печатаются полужирным шрифтом прописными буквами без переносов и без точек в конце названия: ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ; наименования параграфов – полужирным шрифтом строчными буквами, также без переносов и без точек: 1.1. Название).
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 интервалам. Подчеркивать заголовкине допускается.
Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце (напр., «ГЛАВА 1»).
Введение и заключение не нумеруются.
Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа должна быть точка, например: «1.1.».
Количество страниц в главах должны быть представлены в равном соотношении. Объем каждого параграфа должен составлять не менее 6 страниц.
Иллюстрации и ссылки
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации, кроме таблиц, обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации (кроме таблиц) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис. 1.2.» (второй рисунок первой главы).
За номером иллюстрации помещают текст поясняющей подписи.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобыихбыло удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте.
Иллюстрации должны иметь наименования. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).
Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней.
Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением таблиц, приведенных в приложении. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2.». За номером таблицы по центру помещают ее название.
Ссылки в тексте на источники указывать в квадратных скобках. Оформление ссылок следует производить по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6 – 8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики … , 1999, с. 56].
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой:
[Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35 – 38].
При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же». Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы:
[Там же. С. 24]
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например,
[Цит. по: Олянич, 2004, с. 39 – 40].
Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: Красавский, 2001].
Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].
Не рекомендуется в тексте работы выделять, подчеркивать слова, фразы, термины и т.д. При использовании различных терминов, единиц измерения необходимо проследить, чтобы они соответствовали ГОСТам, избегать «жаргонизмов».
В студенческих работах имеются характерные ошибки.
Неумение форматировать текст: абзацные отступы «отбиваются» вручную пробелами. Во вкладке «Формат» — «абзац», можно установить необходимые величины отступа, выравнивание (справа, слева, по ширине, по центру), межстрочный интервал, интервал между абзацами.
Ручной перенос. Во вкладке «Сервис — язык» устанавливается опция автоматический перенос. Может быть установлен и автоперенос для слов из заглавных букв.
Ручная нумерация страниц. Во вкладке «Вставка — номер страниц» можно установить печать номера страниц, указать — с какой начать нумерацию и т.д.
Ручная нумерация, маркировка. В «Формате» есть список по автоматической установке нумерации и маркировки.
Ручная сортировка списка литературы по номерам и по алфавиту. Обратитесь к опции «Таблица — сортировка».
Примитивизм в оформлении формул. Использование верхних и нижних индексов удобно только для простых выражений типа x2+y2=c2 Для грамотной работы необходимо использовать Microsoft Equetion. Главная идея работы с ним может быть выражена следующим образом: «склеивание» формул как мозаики символов.
Ручное выравнивание нумерации формул, выражений. Обратится к функции табуляции (клавиша Tab на клавиатуре).
Настройки величин табуляции во вкладке «Формат—табуляция».
Смещение рисунков в тексте, их «расползание» по рукописи связано с тем, что рисунок выполняется непосредственно «по месту» в тексте. Правильно — вначале в нужное место вставить Объект (вкладка «Вставка — Объект — рисунок MicrosoftWord»), и только затем выполнять или экспортировать рисунок. В этом случае можно будет установить «привязку» рисунка к конкретному абзацу, определить стиль «обтекания» рисунка.
Ручные рисунки графиков по данным таблиц. Здесь можно проблему решить двояко: простые графики, диаграммы по табличным данным можно выполнить, используя опцию «Диаграммы» (значок на панели инструментов); сложные графики, диаграммы лучше выполнить во внешней программе (MS Excel, Grafer и т.д.).
Затем экспортировать их в Word.
Завершает любую УИРС (НИРС) список литературы, который оформляется в соответствии с определенными правилами (см. Приложение 7).
Критерии оценки учебно-исследовательских работ студента
Руководит и оценивает УИРС преподаватель:
· оказывает содействие студентам в выборе темы, в составлении списка рекомендуемой литературы;
· помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования;
· проводит консультации по написанию работы;
· следит за качеством выполнения УИРС;
· проводит поэтапную аттестацию при написании курсовой и выпускной квалификационной работы (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство кафедры;
· своевременно осуществляет проверку и присутствует на защите курсовых, дипломных работ;
· пишет отзыв на курсовую, дипломную работу;
· оценивает работу и оформляет в ведомости.
Оценка «отлично» выставляется за следующие показатели:
· содержание работы: проанализирована основная литература по проблематике работы; суждения и выводы, теоретически и опытно доказанные, носят самостоятельный характер; структура работы логична, материал излагается научно и доказательно; научный аппарат адекватен цели исследования и непротиворечив; отмечается творческий подход к раскрытию темы работы.
· актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и образовательных реалий, логично и доказательно обосновывается как во введении, так и в ходе всей работы.
· степень самостоятельности: авторская позиция, проявляющаяся в сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат.
· оригинальность выводов и предложений: выводы содержат новые варианты решений поставленной проблемы.
· качество используемого материала: первоисточники, авторитетные источники по данной проблематике; источники на иностранном языке; опытные данные, качественно собранные и обработанные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опытным и экспериментальным работам.
· уровень грамотности: владение общенаучной, специальной психолого-педагогической терминологией; отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок.
Оценка «хорошо», выставляется за следующие показатели:
· содержание работы: проанализирована литература по проблематике работы, содержатся самостоятельные суждения и выводы, теоретически и опытно доказанные; структура работы логична, материал излагается доказательно; в научном аппарате содержатся некоторые логические расхождения.
· актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и образовательных реалий, логично и доказательно обосновывается.
· степень самостоятельности: отсутствует плагиат.
· оригинальность выводов и предложений: выводы содержат как новые, так и уже существующие варианты решений поставленной проблемы.
· качество используемого материала: первоисточники, авторитетные и вторичные источники по данной проблематике; опытно-экспериментальные данные, в сборе и обработке которых отмечаются недостатки, не носящие принципиального характера.
· уровень грамотности: владение специальной психолого-педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки присутствуют в незначительном количестве.
Оценка «удовлетворительно», выставляется за следующие показатели:
· содержание работы: проанализирована литература по проблематике курсовой работы, однако суждения и выводы не являются самостоятельными; имеются незначительные логические нарушения в структуре работы, материал излагается ненаучно и часто бездоказательно; в научном аппарате содержатся существенные логические нарушения.
· актуальность работы вытекает из современных научно-педагогических и образовательных реалий, однако слабо обосновывается во введении и не раскрывается в ходе всей работы.
· степень самостоятельности: компилятивность.
· оригинальность выводов и предложений: выводы содержат уже существующие варианты решений поставленной проблемы.
· качество используемого материала: вторичные источники по данной проблематике, учебники; опытно-экспериментальные данные собраны и обработаны не качественно или отсутствуют.
· уровень грамотности: слабое владение специальной психолого-педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки.
Оценка «неудовлетворительно», выставляется за следующие показатели:
· содержание работы: не проанализирована литература по проблематике курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена, материал излагается бездоказательно.
· актуальность работы не обосновывается.
· степень самостоятельности: наличие плагиата.
· оригинальность выводов и предложений: выводы отсутствуют.
· качество используемого материала: вторичные источники по данной проблематике, учебники; опытно-экспериментальные данные отсутствуют при их необходимости.
· уровень грамотности: специальной психолого-педагогической терминологии сигнализирует о незнании студентом основ психолого-педагогических наук; большое количество стилистических, речевых и грамматических ошибок.
Приложения
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации. Стерлитамакский филиал
Стерлитамакский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Иванова Ольга Петровна
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050706.65. «Педагогика и психология»
Особенности волевой сферы подростков
«Допускается к защите» Заведующий кафедрой к.п.н, доцент Салимова Р.М. __________________ «___» ____________2013 г. | Научный руководитель: к.п.н, доцент Касимова З.Ш. _________________ «___» ____________2013 г. |
СТЕРЛИТАМАК – 2013
Приложение 2
Образец оформления содержания курсовой и выпускной квалификационной работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема леворукости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Леворукость как индивидуальная особенность личности ……….…7
1.2. Причины и виды леворукости ………..……………………………..11
1.3. Способности и психологические особенности левшей ……..…….19
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния леворукости на познавательную и эмоциональную сферы школьников………………………29
2.1.Организация и методики исследования ………..……………………29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования….……….. …35
Заключение ………………..…………………………………..…………..55
Список литературы ……..…………………………………………….….57
Приложение ………..………………………………………..……………62
Приложение 3
Образец оформления таблицы во второй главе курсовой и выпускной квалификационной работы
Таблица 2.1.
Сводные результаты показателей по диагностируемым параметрам
Исследуемые параметры | Праворукие школьники | Леворукие школьники | Уровень значимости различий |
Осведомленность | 3,6 | 3,6 | — |
Понимание количественных и качественных отношений | 2,99 | 2,2 | p<0,05 |
Наглядно-образное мышление | 2,8 | 3,2 | p<0,05 |
Способность к классификации | 5,84 | 5,12 | — |
Способность к умозаключению | 5,5 | 5,4 | — |
Способность к обобщению | 5,6 | 5,6 | — |
Концентрация, распределение, переключаемость внимания | 10,8 | 8,8 | p<0,05 |
Аналитико-синтетическая деятельность | 10,96 | 9,2 | p<0,05 |
Зрительный тип памяти | 42,4 | p<0,05 | |
Слуховой тип памяти | 42,8 | 50,8 | p<0,01 |
Моторно-слуховой тип памяти | 47,6 | — | |
Комбинированный тип памяти | — | ||
Креативность | 1,3 | 1,8 | p<0,05 |
Тревожность | p<0,05 |
Приложение 4
Образец оформления диаграммы во второй главе курсовой и выпускной квалификационной работы
Рис.2.1. Уровень развития типов памяти у праворуких и леворуких школьников (%)
Приложение 5
Образец оформления рисунка во второй главе курсовой и выпускной квалификационной работы
Организация аналитико-синтетической деятельности в группе праворуких школьников представлены на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Корреляционная плеяда аналитико-синтетической деятельности у праворуких школьников
Приложение 6
Пример оформления названия главы, параграфов, ссылок
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛЕВОРУКОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Леворукость как индивидуальная особенность личности
(2 интервала)
Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст
Причины и виды леворукости
(2 интервала)
Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст
Приложение 7
Оформление библиографии
В учебно-исследовательских работах
(ГОСТ Р 7.0.5 – 2008)
Монографическое издание
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. – М.: Логос, 2004. – 304 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. – Волгоград: Перемена, 1999. – 274 с.
3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1980. – 318 с.
Несколько авторов
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. – М.: Моск. филос. фонд, 1995. – 322 с.
2. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.
3. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: монография: в 2-х ч. / под общ. ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. Ч. 1. – С. 215 – 228.
Статьи в сборниках научных трудов, сборниках материалов конференций
1. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Вып. 7. – С. 230 – 236.
2. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. VIII: Лингвистика текста. – С. 442 – 449.
3. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Т. 1. – С. 14 – 19.
Статьи в журналах
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. — 2001. — № 11. – С. 64 – 79.
Авторефераты и диссертации
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. – 23 с.
2. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2005. – 174 с.
Ссылки на электронные ресурсы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html# _ftn1 (дата обращения: 24.02.2013).
2. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 14.04.2012).
3. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. – 2006. 10 декабря. URL: http://written.ru (дата обращения: 14.04.2012).
Приложение 8
Образец оформления приложения в курсовой и выпускной квалификационной работе
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Первичные результаты исследования по тесту А. Белова «Формула темперамента»
№ п/п | Пол | Холерик (%) | Сангвиник (%) | Флег-матик (%) | Мелан-холик (%) | Доминирующий тип темпера-мента |
1. А.М. | Х | |||||
2.А.Д. | Х | |||||
3.Б.Р. | Х | |||||
4.Б.Ф. | Х | |||||
5.В.Л. | Х | |||||
6.Д.О. | Х | |||||
7.Е.Л. | Х | |||||
8.З.Р. | Х | |||||
9.И.Л. | Х | |||||
10.И.П. | Х | |||||
11.Л.В. | Х | |||||
12.М.Р. | Х | |||||
13.О.В. | Х | |||||
14.С.Т. | Х | |||||
15.Т.К. | Х | |||||
16.И.Л. | Х | |||||
17.С.Д. | Х | |||||
18.Л.Е. | Х | |||||
19.Э.Д. | Х | |||||
20.Л.Ю. | Х | |||||
21.Г.Б. | Х | |||||
22.Ч.Б. | Х | |||||
23.Ш.Н. | Х | |||||
24.Щ.Р. | Х | |||||
25.Ч.Я. | Х | |||||
26.Ч.Д. | Х | |||||
27.Э.Л. | С | |||||
28.Ц.Л. | С | |||||
29.Ю.Е | С | |||||
30.У.А. | С |
Условные обозначения:
1 – мужской пол
2 – женский пол
Х – холерик
С – сангвиник
Ф – флегматик
М – меланхолик
Приложение 9
Образец титульного листа курсовой работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
Особенности волевой сферы подростков
Выполнила:
студентка группы Z4ПиП41
Гильмутдинова Альбина
Рафисовна
Научный руководитель:
к.психол.н., доцент
Асадуллина Светлана Халиулловна
СТЕРЛИТАМАК – 2013
Приложение 10
Образец титульного листа реферата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Реферат
Особенности волевой сферы подростков
Выполнила:
студентка группы Z4ПиП41
Гильмутдинова Альбина Рафисовна
Научный руководитель:
к.психол.н., доцент
Асадуллина Светлана Халиулловна
СТЕРЛИТАМАК – 2013
Приложение 11
О Т З Ы В
на выпускную квалификационную работу студента
_______________________________________
Ф.И.О.
специальность_________________________________________________
на тему ______________________________________
1. Новизна и актуальность темы, ее соответствие профилю специальности
_________________________________________________________________
Отношение студента к разрабатываемой теме, желание студента учитывать замечания научного руководителя, общее впечатление о заинтересованности студента как в результатах, так и в повышении уровня своего исследования
_________________________________________________________________
2. Научно-теоретический уровень, глубина разработки темы
_________________________________________________________________
3. Оценка использованной научной литературы при выполнении выпускной квалификационной работы
_________________________________________________________________
4. Характеристика структуры и содержания отдельных глав выпускной квалификационной работы
_________________________________________________________________
5. Соответствие требованиям ГОСТа выпускной квалификационной работы
_______________________________________________________________
6. Заключение о возможности или невозможности представления данной выпускной квалификационной работы к защите
______________________________________________________________
Научный руководитель
(степень, звание, должность) (подпись,ФИО)
Приложение 12
Р Е Ц Е Н З И Я
на выпускную квалификационную работу студента
_______________________________________
Ф.И.О.
специальность_________________________________________________
на тему _______________________________________________
1. Объем выпускной квалификационной работы
_______________________________________________________________
2. Новизна и актуальность темы, ее соответствие профилю специальности
_________________________________________________________________
3. Оценка структуры выпускной квалификационной работы (соответствует ли содержание работы ее наименованию и структуре)
_________________________________________________________________
4. Оценка использованной литературы. Умение обобщать и анализировать использованную литературу
_________________________________________________________________
5. Теоретический уровень работы
_________________________________________________________________
6. Практическая значимость и обоснованность рекомендаций, выдвигаемых автором
_________________________________________________________________
7. Недостатки и замечания к выпускной квалификационной работе
_______________________________________________________________
8. Оценка выпускной квалификационной работы рецензентом (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и общий вывод о возможности присвоения дипломнику квалификации.
_______________________________________________________________
Рецензент (степень, звание, должность)
Приложение 13
Памятка по составлению плана
План есть краткий последовательный перечень основных мыслей автора.
1. Внимательно прочитать текст и отобрать из него только тот материал, который раскрывает тему.
2. Если план простой:
· разделить текст на законченные по смыслу части, для этого обращать внимание не только на подзаголовки текста, если они есть, но особенно на абзацы, т.к. с абзаца начинается в тексте новая мысль;
· выделить в смысловых частях главные положения;
· четко сформулировать их и записать в тетрадь, в порядке значимости (приступая к формулированию заголовков плана, искать в тексте опорные словосочетания, возможно и текстуальное совпадение с фразами источника).
· Структура простого плана:
Введение (обосновать актуальность, определить цель и задачи);
Основная часть (определить параграфы по задачам);
Выводы по итогам контрольной работы на основе поставленных задач;
Список литературы.
3. Если план сложный (развернутый):
· соотнести главные мысли между собой и записать в виде основных пунктов плана;
· найти положения, пояснения, раскрывающие главные мысли, записать их в виде подпунктов плана;
· сложный (развернутый) план можно составить, разбив его на главы (не менее двух) и параграфы (в каждой главе не менее двух).
4.Составив план, проверить:
· раскрывает ли он содержание темы,
· помогает ли усвоить материал,
· способствует ли представить картину процесса,
· позволяет ли сделать выводы,
· понять и осмыслить причины процесса или явления.
Приложение 14
Памятка по составлению тезисов
1.Читая текст с целью тезирования:
· разделить текст на смысловые части,
· выделить основную мысль каждой части и четко сформулировать ее,
· записать план тезисов,
· дать логический анализ каждой смысловой части и кратко сформулировать основные тезисы в виде категоричных суждений, четкого ответа на пункты плана (обратить внимание на шрифтовые выделения в тексте, это облегчит формулирование тезисов),
· для формулировки тезисов можно использовать как обобщение авторских мыслей, так и цитирование, потому что самобытность, оригинальность авторского высказывания, сохраненная в тезисах, способствует остроте восприятия материала,
· внимательно просматривая каждую смысловую часть, выписать фактический материал или рассуждения, которые помогут доказать, аргументировать правильность сформулированного тезиса.
2. Порядок записи тезиса: пункт плана, основной тезис и его составные части.
3. В каждом тезисе подчеркивается одно или несколько слов, которые несут основную смысловую нагрузку.
4.Тезисы следует нумеровать — так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь необходимо пропускать строку, отделяя один тезис от другого, — так облегчается пользование ими.
Приложение 15
Памятка по работе над докладом
1. Получив или выбрав тему для доклада, узнать срок, к которому он должен быть подготовлен.
2. Определить цель доклада и четко ее сформулировать.
3. Подобрать список литературы по библиотечному каталогу, необходимой для подготовки доклада.
4. Составить черновой план доклада, начинать накапливать материал.
5. Изучить основные источники, просмотреть дополнительный материал (периодическая печать, словари, справочники, энциклопедии).
6. Читая литературу, делать выписки /на листочках или карточках/ и размещать их по разделам плана. Правильно оформлять выписки. Они помогают лучшему запоминанию материала.
7. Вспомнить подходящие к теме собственные наблюдения из жизни, а также свои мнения, раздумья.
8. Подобрать, если это уместно, стихи, яркие выражения, пословицы, иллюстрации, чтобы сделать доклад интересным, образным.
9. К докладу подготовить (в зависимости от темы) карту, диаграммы, схему, таблицу и т.п.
10. Доклад можно написать полностью, а можно записать только тезисы или сложный план.
11. Когда доклад будет готов, необходимо определить время его прочтения. Если предоставляется меньше времени, сократить объем выступления, оставив самое главное, интересное.
12. Подумать о форме выступления. Использовать приемы, которые усиливают доходчивость речи: диалог, вопросы слушателям, прием противопоставления, сравнения и др. Помнить: доклад не следует читать, уткнувшись в текст, можно лишь заглядывать в свои записи для сверки.
13. Составить подробный план доклада, в плане выделить:
· эмоциональное вступление;
· основные положения, главные факты и цифры;
· выводы или обобщения.
14. Во время выступления не следует торопиться и не затягивать паузы. Быть готовым ответить на вопросы товарищей и защитить свою точку зрения.
Приложение 16
Памятка по работе над рефератом
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить ее содержание, набросать предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечать и выписывать все то, что должно быть включено в работу.
3. Разработать подробный план, указать, из каких источников брать необходимый материал.
4. Последовательно раскрывать все предусмотренные планом вопросы, обосновывать, разъяснять основные положения, подкрепляя их конкретными примерами и фактами; отразив в работе собственные мысли и чувства.
5. Обязательными структурными элементами реферата являются:
— введение — во введении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.
— основная часть — содержание реферируемого текста по плану, приводятся и аргументируются основные тезисы.
— заключение — делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
6. Писать грамотно, точно, кратко; разделять текст на абзацы, не допускать пустословия и повторений.
7. В тексте указывать источник, из которого взят тот или иной материал (цитата, факт и т.д).
8. Сделать обобщающий вывод.
9. Составить список литературы.
Приложение 17
Памятка по написанию статьи
1. Научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:
Введение (раскрывается следующее: проблема в исследовании, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.).
Описание хода экспериментальной деятельности.
Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).
2.Критерии написания научно-методической статьи
По содержанию статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
По форме изложения:
Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).
Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).
Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).
Грамотностьее написания, оформление статьи в соответствии с требованиями.
Приложение 18
Памятка по написанию контрольной работы
1. Выбрать тему контрольной работы.
2. Подобрать основную и дополнительную литературу по проблеме работы.
3. Составить простой план (см. приложение 13).
4. Изучить научную литературу, делая соответствующие выписки, цитаты, конспекты.
5. Показать в работе понимание сущности изучаемых предметов, явлений, их закономерностей, умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.
6. Контрольная работа имеет титульный лист (см.п.8), план (может быть простой или сложный см. Приложение № 13), содержание: введение, основная часть, выводы, список литературы.
7. Оформлять контрольную работу в рукописном виде предпочтительнее в ученической тетради.
8. Оформление титульного листа:
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Стерлитамакский филиал |
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения |
высшего профессионального образования |
«Башкирский государственный университет» |
Факультет педагогики и психологии |
Трудные дети и методы работы с ними |
Контрольная работа |
по дисциплине «Психология |
подросткового возраста» |
выполнила студентка 2 курса |
группы Z4ППО 21 |
Иванова О.А. |
Проверил: к.п.н., доцент |
Салимова Р.М. |
Стерлитамак 2013 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов /н Дону: «Феникс», 2001. – 64 с.
2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов. — М., 1999. — 48с.
3. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 128 с.
4. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 320 с.
5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.акад., 2005. – 134 с.
6. Волков Б.С. Методология и методы психологических исследований. – М.: Мир: Академия Проект, 2005. – 349 с.
7. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 204 с.
8. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие /Под ред. Н.И.Загузова. – М.:Гардарики, 2003. – 185 с.
9. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. — Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 126 с.
10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.
11. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М., 1993.-120с.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство «Питер», 2000.- 320с.
13. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 208 с.
14. Исследовательская деятельность студентов: Уч.пособие. /Автор-сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 94 с.
15. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. – М.: Ось-89, 2001. – 320 с.
16. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – СПб., 1994.
17. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб: Речь, 2008. – 172 с.
18. Новиков А.М. Методология образования. – М.: «Эгвес», 2002. – 372 с.
19. Образцов П.И. Методы и методика психолого-педагогических исследований. – СПб., 2006.
20. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М. Борисова и др. – М.,1995. – 360С.
21. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.,1992. – 256с.
22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.,1999. – 512с.
Электронные ресурсы
1. Книги по методологии http://www.methodolog.ru/books.htm
2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований
3. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»)./ Сост. Н.В. Долгова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 150 с.
4. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0CDIQFjAAOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.novsu.ru%2Ffile%2F506672&ei=GmkvUqrxIoKOtQbIk4DoDw&usg=AFQjCNFKiuvNjolG2r_DgtW8-4grRidjFg&bvm=bv.51