МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии и педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
в помощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу «Психология управления»
Составители Г.В.Пинигина Г.В.Неупокоева Т.В.Степанова И.В.Кондрина Л.Я.Мощевитина
Под общ. ред. Г.В.Пинигиной
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 25.12.2001 Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № от Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2002
1
Раздел I: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Тема: Стиль управления
Инструкция:
«Прочтите описание ситуации, мысленно ее проиграйте в роли руководителя, выберите один из вариантов решения, наиболее приемлемый с вашей точки зрения.
На листке напишите номер ситуации и букву выбранного варианта решения. Если есть желание, то запишите и свой вариант решения».
Ситуация 1.
Допустим, что ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, у которого имеется уже ваше задание. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения (обычно):
А. Строго придерживаться субординации и не оспаривать решения начальника, отменив или отложив выполнение вашего задания.
Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник. В. Выразив свое несогласие с решением начальника, отложить его задания, поручаемые вашему подчиненному без согласования с вами. Г. В интересах дела отменить задание начальника, приказав
подчиненному сначала выполнить ваше задание.
Руководители и подчиненные в системе управления организацией
... бывают именно управленческими. Это неоптимальные, необоснованные и ошибочные решения, касающиеся управления. Излишняя контролируемость подчиненных со стороны руководителя; руководитель не профессионал или недостаточно ... ём месте любой ценой; начальник выбирает неэффективный стиль руководства; если у руководителя отрицательная установка относительно подчиненного и наоборот; повышенная агрессивность, ...
Д. Ваш вариант________________________________________________
Ситуация 2.
Предположим, что вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и более вышестоящего начальника. Времени и условий для согласования у вас нет. Что вы скорее всего предпримете в такой ситуации:
А. В первую очередь буду выполнять задание того, кого больше уважаю.
Б. Буду выполнять задание, наиболее важное на мой взгляд. В. Буду выполнять задание более вышестоящего начальника. Г. Буду выполнять задание непосредственного начальника.
Д. Ваш вариант________________________________________________
2
Ситуация 3.
Между двумя сотрудниками или вашими подчиненными возникла взаимная нетерпимость, антипатия, которая мешает им успешно работать. Каждый из них отдельно обращался к вам, дабы вы приняли его сторону. Ваша обычная позиция в такой ситуации:
А. Мое дело – не допускать, чтобы их взаимоотношения мешали работе, а решить конфликт – это их дело.
Б. Лучше всего поручить разобрать активу или на собрании.
В. Прежде всего разобраться самому и попытаться их примирить.
Г. Сначала выяснить, кто для каждого из конфликтующих служит авторитетом в коллективе, и воздействовать через них…
Д. Вашвариант_________________________________________________
Ситуация 4.
В коллективе совершен неблаговидный поступок, нарушена дисциплина или допущен брак. Начальнику неизвестен виновник или их группа. Что бы вы предприняли на его месте?
А. Принять все меры для выяснения конкретных виновников, чтобы наказать и добиться выполнения работы, исправления ошибок.
Б. Заподозренных в проступке, ошибках вызвать к себе или поговорить, собрав коллектив.
В. Сообщить о случившемся коллективу и обсудить, прежде всего, с коллективом положение дел без выяснения конкретных виновников.
Г. Для повышения дисциплины и производительности труда коллектива, не теряя времени на разговоры и поиски виновников, предпринять ряд организационных и дисциплинарных мер для того, чтобы подобные факты не повторялись.
Д. Ваш вариант________________________________________________
Ситуация 5.
Предположим, что предстоит выбор вашего заместителя. Имеется несколько кандидатов. Каждый из претендентов отличается следующими качествами во взаимоотношениях с подчиненными:
А. Первый предпочитает избегать конфликтов с людьми и стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить теплые товарищеские отношения, создать атмосферу взаимного договора и дружеского расположения, чем добивается согласованной и успешной работы подчиненных.
3
Б. Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с людьми, не боится «испортить» отношения во имя достижения поставленной цели.
Методы проведения воспитательной работы с осужденными.
... Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы ...
В. Третий придерживается, и весьма строго, своих прав и обязанностей и требует того же от своих подчиненных, добиваясь четкого выполнения работы.
Г. Четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели в деловых и организационных вопросах так, что добивается своего, не придавая большого значения недоразумениям, конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Ситуация 6.
Ситуация как предыдущая. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с вышестоящим начальством:
А. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, независимо от своего отношения к начальнику.
Б. Второй быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, если начальник авторитетен в его глазах.
В. Третий обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, трудно к нему найти подход, но зато очень способный специалист, умелый организатор, творчески выполняет работу и добивается оптимальных результатов.
Г. Четвертый обладает богатым опытом, способностями в области предстоящей ему работы, стремится всегда сосредоточиться на своем деле, избегать лишних контактов с начальником, чтобы ему не мешали, имеет высокое чувство ответственности.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Ситуация 7.
Когда вам невесело в праздничной компании, к чему вы более склонны:
А. Вести разговор на темы, близкие вам, особенно по профессии.
Б. Выяснить взаимоотношения по опорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.
4
В. Присоединиться к общей теме разговора, разделяя лишь общее веселое настроение.
Г. Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Ситуация 8.
Ваш подчиненный не выполнил задание к сроку ввиду неорганизованности или неумения работать, хотя обещал, дал слово сделать свою работу к намеченному сроку.
Ваша реакция:
А. Сначала добиваться выполнения задания, затем уже поговорить наедине, воспитывать, если надо – наказать.
Б. Сначала поговорить с ним наедине, выясняя причину, или усовестить, а затем добиваться выполнения работы или наказать.
В. Сначала поговорить с теми, кто больше знает провинившегося, и посоветоваться о том, какую меру воздействия применить к нему.
Г. Прежде всего подумать о том, как помочь подчиненному, дать испытательный срок и вести тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки и делать замечания, наказав за невыполнение работы в срок.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности ...
... в классе. Что же психологически для самого школьника означает самостоятельная учебная работа? Прежде всего она должна быть осознана как свободная по выбору внутренне мотивированная ... задач. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа школьника более широкое понятие, чем домашняя работа, т. е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом ...
Ситуация 9.
Ваш подчиненный игнорирует ваши указания и делает все посвоему или не исправляет того, что вы сказали устранить.
Ваше поведение:
А. Достаточно, предполагая о мотивах упорства, неповиновения, применить обычные административные меры наказания, не теряя времени на разговоры.
Б. Вызвать его на откровенный разговор и постараться переубедить, расположив для благоприятного делового контакта в дальнейшем.
В. Прежде всего попытаться воздействовать на подчиненного через общественное мнение, актив, авторитетных для него сотрудников.
Г. Сначала подумать о том, что зависит от моего поведения, не делаю ли ошибок сам, а уж затем выяснить, в чем прав и не прав мой подчиненный.
Д. Вашвариант_________________________________________________
5
Ситуация 10.
В уже сложившийся коллектив со своими традициями, конфликтами между группировками приходит новый руководитель. Каким образом, по вашему мнению, должен разрешать новый начальник конфликты, возникающие в коллективе?
А. Не обращая внимание на сопротивление противников, вести работу, не вовлекаясь в споры, конфликты, воздействуя на противников силой примера.
Б. В первую очередь попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает или не соглашается с нововведениями, хочет работать
В. В работе с коллективом, прежде всего, опираться на актив, общественные и административные организации, поручая им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты.
Г. Вникая в суть конфликтов, постараться примирить сотрудников старого и нового стиля работы и взаимоотношений, поддерживая лучшее в традициях коллектива и отвергая отрицательное, косное, вредное.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Ситуация 11.
Один из членов вашего коллектива внезапно заболел. Каждый сотрудник очень занят срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как обычно ведете себя в такой ситуации?
А. Распоряжаетесь: «Вы возьмете эту работу. Вы займетесь другим делом, а вы поможете товарищу, когда выполните всю работу» и т.п.
Б. Предлагаете: «Мы подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Она должна быть сделана. Каждый скажет, что он выполнит в этот период, а затем решим вместе».
В. Поступаете иногда так: «Я очень перегружен работой! Распределитека сами между собой эту работу. Выручите друг друга и весь коллектив».
Г. Прежде всего попытаетесь сами сделать все, чтобы выполнить работу отсутствующего, или помочь тем, кто возьмется ее выполнять.
Д. Вашвариант_________________________________________________
6
Ситуация 12.
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины вам не совсем ясны. Что вы предпримете в первую очередь для того, чтобы устранить напряженность во взаимоотношениях?
А. Прежде всего вызвать на откровенный разговор этого коллегу, чтобы выяснить причины натянутых отношений.
Б. Прежде всего разобраться в своем поведении по отношению к коллеге.
В. В первую очередь разобраться в деловых вопросах, которые страдают от этих взаимоотношений.
Г. В первую очередь обратиться к другим коллегам, которые хорошо его знают.
Д. Вашвариант_________________________________________________
Тема: Культура общения. Контакты
Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения (коммуникации).
Но человек не рождается с этим умением, оно – результат длительной и настойчивой работы над собой.
Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми.
ЗАДАНИЕ.
Вы, используя уже освоенные приемы и способы общения, должны легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним. Роль задает ведущий.
«Недовольство»
Описание ситуации Ваш непосредственный начальник постоянно недоволен вашей
работой. Вы пытались подстраиваться под него, но дело не изменилось. ЗАДАНИЕ.
Выскажите начальнику критические замечания так, чтобы сохранить деловые отношения.
7
«Разведка»
Описание ситуации Вы получили записку с заданием. Вам необходимо выяснить что-
либо у партнера, но так, чтобы он не догадался о вашем задании. Поэтому постарайтесь вести беседу непринужденно, задавайте вопросы естественно.
ЗАДАНИЕ.
Узнать, какое задание у партнера, не выдав свое.
«Конфликты»
Описание ситуации Сын, собираясь уходить, не может найти свой галстук. Между ним
и матерью завязывается диалог. ЗАДАНИЕ.
Подсчитать, сколько конфликтных оборотов в диалоге этих близких людей.
—Мам, куда ты дела мой новый галстук?
—Что, снова потерял? Вещи надо класть на место.
—Ой, не надо мне читать нотации! Я и положил на место, а тут его нет. Значит, ты его, как всегда,
—Ничего я у тебя не трогала. Сам, наверное, забросил его в свой захламленный шкаф, как обычно!
—Ничего себе, не трогала! Убиралась в моей комнате, а после тебя никогда ничего не найдешь!
—А почему ты сам не убираешься в своем свинарнике? И не кричи на меня!
—А я и не кричу. А, вот он. Он тут оказался, под рубашками.
—Всегда виноват только ты сам. Хорошо, что хоть голову не потерял.
Тема: Управленческая эмпатия
Игра «Красное и черное»
ЗАДАНИЕ команде.
Ваша задача – набрать максимальное количество положительных очков. Чтобы начать получать положительные очки, надо, чтобы обе команды сыграли на черное. Однако есть риск, что другая команда сыграет на красное (чтобы получить больше положительных очков), и
8
тогда ваша команда получит много отрицательных очков. Итак, решайте, что выбрать в этот раз: Красное или Черное.
Тренинг «Колхоз»
Описание ситуации Организации «спущена» разнарядка на отправку работников для
работы в подшефном колхозе. Разумеется, каждый руководитель подразделения не в восторге от перспективы на неделю остаться без работников и хочет минимизировать число направляемых в колхоз от своего подразделения. Его непосредственный начальник, напротив, стремится максимизировать это число, чтобы было легче поладить с руководителями других подразделений.
Технология проведения тренинга.
Четное число участников рассаживается друг напротив друга за длинным столом: цепочка против цепочки. Одна цепочка играет роль руководителей подразделений, другая – их начальников. Для удобства фиксации результатов переговоров используются спички. Каждая спичка означает одного работника. Начальник не имеет права требовать от подчиненного более пяти спичек.
По команде ведущего все пары участников начинают
одновременно диалог, в котором |
н е о б х о д и м о в ы н у д и т ь |
п а р т н е р а — у с т у п и т ь , |
и з б е ж а в в т о ж е в р е м я |
к о н ф л и к т а с н и м. |
|
Тренинг «Князь»
Описание ситуации Существовала древняя китайская традиция выбора князя.
Кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Даже желая получить княжеский титул, он, как человек воспитанный, все же от него отказывался. Говорил, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова отправлялись к нему и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывал. Ему снова делали предложение. И так далее.
После любого его отказа старейшины могли не повторить своего предложения, а сделать ему предложение именно в расчете на отказ, чтобы впоследствии обратиться к тому, кого действительно хотели видеть князем.
9
Обе стороны рисковали. Эта ситуация положена в основу тренинга «Князь».
Технология проведения тренинга.
Четное число участников рассаживаются друг напротив друга за длинным столом: цепочка против цепочки. Одна цепочка играет роль «старейшин», другая – «кандидатов в князья».
Делая предложение, «старейшина» кладет перед «кандидатом в князья» спичку, сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну спичку. Повторное предложение «старейшина» сопровождает еще одной спичкой. Отказ – еще одна спичка. Так растет небольшая горка спичек.
Если «старейшина» решит, что достаточно предлагать, он со словами: «Ну что же поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!» — забирает всю горку спичек.
Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: «Ну что поделаешь, видно, придется согласиться!» — забирает горку спичек.
Задача участников игры – набрать как можно больше спичек.
Тема: Психология принятия решений
«Попытка занять вакантное место»
Описание ситуации В молодежной рекламной фирме (СП) есть вакантные места
менеджеров. Вы пытаетесь занять одно из них. Для этого вам нужно пройти собеседование с Советом директоров фирмы. Собеседование заключается в вашем выступлении с информацией о себе. Время на выступление 7 минут.
Задание.
Подготовьте выступление со следующей информацией о себе:
—личные принципы и ценности;
—конкретные цели;
—план саморазвития;
—творческий подход к делу;
—умение влиять на людей;
—умение управлять коллективом;
—состояние здоровья, интересы, привычки, особенности характера;
Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу Психология управления — Стр 2
10
— предпочтительные условия работы, зарплата, режим работы.
На подготовку выступления 10 минут. При выступлении можете пользоваться текстом. Успеха Вам!
«Рекламный ролик»
Описание ситуации Критерием отбора при устройстве на работу в престижную фирму
является удачный рекламный ролик. Задание.
Подготовьте рекламный ролик и исполните его на одну из тем:
—продажа российских автомобилей в США;
—продажа российских компьютеров в Японии;
—продажа грузинского чая в Индии.
На подготовку вам дано 10 минут, на выступление не менее минуты.
«Бюджет»
Описание ситуации Игра заключается в распределении годового бюджета города по
сферам. Могут быть предложены следующие сферы: туризм, здравоохранение, охрана общественного порядка, торговля, культура, образование, транспорт, печать, радио и телевидение, строительная индустрия, общественное питание.
В распределении бюджета принимают участие мэр города и его заместители, курирующие указанные выше сферы.
Характеристика города.
Это небольшой старинный городок с численностью жителей около 50 тыс. человек, основной его доход – туризм. Остальные детали придумываются студентами в ходе игры, причем, если выступающий первым сказал о
Мэр и его заместители получают от преподавателя карточки. В карточке мэра указывается сумма годового бюджета города в условных
11
единицах, на карточках заместителей – курируемые ими сферы и суммы (также в условных единицах), которые желательно получить. Суммы, проставленные на карточках, известны только их получателям и сохраняются от всех остальных в тайне. Задача мэра – уложиться в бюджет, задача каждого из заместителей – получить сумму, указанную на карточке, а еще лучше, даже большую, если удастся. Каждый из заместителей должен убедить мэра и остальных в том, что без требуемой суммы в данной сфере не обойтись. С этой целью следует расписать сумму по остальным статьям расходов, дать пояснения, использовав все свое красноречие, фантазию, но, не выходя за рамки элементарной логики. Время на обдумывание речи
При выделении средств мэр должен принимать во внимание не значимость сферы как таковой, а аргументацию заместителя, курирующего сферу, его умение вести диалог, убеждать, логически мыслить и т.д.
Игра проходит в один, два, а иногда три этапа и начинается с приветственной речи мэра, с которой он обращается к присутствующим. На первом этапе выступают заместители мэра (первым – представитель ведущей сферы – туризма, остальные – в любом порядке), называя требуемую сумму, статьи расходов, аргументируя свои требования. Выслушав всех, мэр сопоставляет выделенный бюджет с требуемыми суммами. Если они не превышают бюджета, то игра на этом заканчивается. Это происходит только тогда, когда представители сфер просят суммы, не превышающие указанные в карточках (это не в их интересах).
Если требуемые суммы превышают бюджет, мэр призывает сократить расходы и начинает детально беседовать с каждым по статьям расходов, т.е. приступает ко второму этапу игры. Остальные участники заседания также могут принимать участие в обсуждении, прося слова. Если после повторного обсуждения бюджет все же не удастся распределить, мэр может вернуться к некоторым сферам еще раз (третий этап игры).
Любое свое решение по выделению или сокращению требуемых средств мэр обязательно должен аргументировать. Если игра затягивается, преподавателем вводятся ускоряющие факторы, например, на закрытое заседание прорывается пресса или срочно мэра вызывают на чрезвычайное заседание и т.д. В конце концов бюджет должен быть принят.
12
«Катастрофа на воздушном шаре»
Описание игры Вариант I
Вы находитесь в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, местным богатым банком).
Вы летите над Атлантическим океаном. Но в результате столкновения с гигантским орлом ваш шар начинает терять высоту. Вдалеке видны несколько островов. У вас есть шанс спастись, если облегчить шар, освободившись от не самых нужных вещей, — и долетите до островов. Учтите, что
Список вещей:
–каны, миски, кружки, ложки (9 кг);
–ракетница с комплектом сигнальных ракет (8 кг);
–подборка полезных книг про все (22 кг);
–консервы мясные (20 кг);
–топоры, ножи, лопата (12 кг);
–канистра с питьевой водой (20 л);
–бинты, вата, перекись, зеленка (7 кг);
–винтовка с запасом патронов (30 кг);
–импортный шоколад (10 кг);
–золото, бриллианты (2,5 кг);
–очень большая собака (55 кг);
–теплая одежда и одеяла (50 кг);
–мыло, шампунь, шило (3 кг);
–нейлоновый канат (150м);
–соль, сахар, набор поливитаминов (9 кг);
–медицинский спирт (10л).
Задание 1. Имеющийся список вещей должен быть проранжирован по степени необходимости в течение 10 минут. От чего можно избавиться, чтобы выжить?
Задание 2. Вы не один в корзине шара. Свое ранжирование сделал каждый. Команда должна выработать общее решение. Решение принимается, если против не более трех человек. Чем больше командное решение будет отличаться от вашего, тем больше вы потеряете очков. А победители в дискуссии получат очки. На принятие общего командного решения дается
13
Вариант II
Выберите себе профессию на собственное усмотрение. Теперь представьте, что вы оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло,
Вы должны принять общее решение о том, кто выпрыгнет из корзины.
Вопросы для самоконтроля:
1.Продуктивность работы? Выживете?
2.Был ли выработан принцип принятия решения?
3.Что делал ты? Насколько ты был активен?
4.Работал ли ты на группу? Помогал? Мешал?
5.Четкость твоей аргументации?
6.Кто был лидером? Аутсайдером? Помехой? Наблюдателем? Почему?
7.Была ли агрессия? Почему? Помогала ли она? Оставались ли вы человечными?
Тренинг «Слалом»
Описание ситуации Руководитель спешит на совещание, все участники которого уже
собрались и ждут его. По пути его останавливают сотрудники или просители, обращаясь с различными сверхнеотложными делами, которые приходится решать буквально на бегу.
Если руководитель решает вопрос по существу, он получает талон от
Задача руководителя набрать больше талонов.
«Работа с документами»
Описание ситуации Вам предлагается подумать над довольно типичными ситуациями
при работе с документами и предложить свои варианты их решения:
Ситуация 1. У директора в кабинете представитель завода, которому объединение поставляет ряд изделий и с которым сложились многолетние хорошие отношения.
14
Он просит несколько изменить номенклатуру и сроки поставок, объясняет необходимость этого и передает соответствующие документы. Не обладая необходимой информацией по существу вопроса, что вполне естественно, искренне желая помочь потребителю и в то же время не желая его безосновательно обнадеживать, директор оставляет документы у себя, обещая разобраться и помочь.
Вопрос: Правильно ли он поступает?
Ситуация 2. Рассматривая почту, руководитель обнаруживает документ, с которым хотел бы ознакомиться детальнее. Но времени сейчас нет, и он оставляет документ у себя в надежде внимательно прочесть его в субботу.
Вопрос: Правильно ли он поступает?
Ситуация 3. Из структурного подразделения документы поступают к руководителю на подпись в трех экземплярах: один уйдет к адресату, второй возвратится в подразделение, третий останется у секретаря или в канцелярии. Третий экземпляр документа нужен для подстраховки. Администратор не убежден, что копия быстро будет обнаружена в делах структурного подразделения, поэтому пусть один экземпляр хранится у секретаря.
Вопрос: Правилен ли такой подход?
15
Раздел II: ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Ниже приводятся конкретные управленческие задачи, с которыми руководитель сталкивается неизбежно. Попробуйте свои «силы». При решении этих задач вы проверите теоретическое усвоение двух курсов «Психология и педагогика» и «Психология управления».
Задача 1. |
Вам повезло, после окончания института вам |
||
|
удалось устроиться на работу. В вашем подчинении |
||
|
порядка 10 человек. Через три дня первая встреча с |
||
Вопрос: |
коллективом. |
|
|
Как будете готовиться к этой встрече? |
|||
|
Ваша первейшая задача в этой встрече. |
||
Задача 2. |
Начальник цеха заметил, что один из членов |
||
|
бригады |
обмотчиков |
(высококвалифицированный |
|
специалист) часто стал отсутствовать на рабочем месте. |
||
|
Начальник цеха вызывает его к себе вместе с |
||
|
бригадиром и делает выговор бригадиру за отсутствие |
||
Вопрос: |
дисциплины в бригаде. |
|
|
В чем управленческая ошибка начальника цеха? |
|||
|
Как поступили бы вы? |
|
|
Задача 3. |
Вы решили уволить подчиненного, вам не |
||
|
нравится его отношение к работе, хотя в личном плане |
||
Вопрос: |
он вызывает у вас симпатии. |
||
Как это сделать с наименьшими моральными |
|||
|
потерями для него? |
|
|
Задача 4. |
Вы сидите в кабинете. Врывается ваш |
||
|
подчиненный и с порога на повышенных тонах |
||
|
высказывает свое недовольство организацией труда. |
||
Вопрос: |
Как успокоить его мгновенно, да еще и так, чтобы |
||
|
ему стало стыдно за свое поведение? |
||
Задача 5. |
Вы пригласили в кабинет подчиненного, чтобы |
||
Вопрос: |
сделать ему замечание. Он давно работает с вами. |
||
Как сделать замечание, не обидев его, и более |
|||
|
того, чтобы подчиненный вышел из вашего кабинета |
||
|
окрыленным, с желанием хорошо работать? |
|
16 |
Задача 6. |
Вы находитесь в одном из подразделений вашей |
|
фирмы, где разбирается жалоба. Работа уже подходит к |
|
концу, но раздается звонок, вам нужно срочно прибыть |
|
на внеочередное заседание депутатской группы. Вы |
|
прерываете работу и собираетесь уходить (времени |
|
хватит только для того, чтобы доехать). В этот момент к |
|
вам подошла одна из сотрудниц этого подразделения. |
|
Она хочет (по ее словам) сообщить вам нечто |
|
чрезвычайно важное. Вы знаете, как знают и другие, что |
|
она – любительница «подавать сигналы», выискивать и |
|
вскрывать недостатки там, где их часто и нет. Как |
|
правило, из того, что она говорит, — на 20% все же есть |
Задание: |
рационального. |
Откажите этой женщине в аудиенции и |
|
|
одновременно вызовите у нее положительные эмоции. |
Задача 7. |
После внезапного увольнения трех сотрудников из |
|
строительного отдела вам необходимо перевести туда |
|
одного опытного сотрудника из отдела ВТ. Ваш выбор |
Вопрос: |
пал на инженера Елену Борисовну. |
Как вы скажите ей об этом, терять вам ее не |
|
|
хочется, а ведь она может не согласиться и подать |
|
заявление об уходе? |
Задача 8. На станции ремонта сельскохозяйственных машин особенно много сезонной работы. И как раз в это время, когда идет напряженная работа по выполнению заказов, погибает опытный мастер. Вместе с ним пострадал и бригадир, который стал нетрудоспособным на несколько недель.
Начальник ремонтной станции обращается к мастеру Иванову, который руководит слесарной мастерской, очень опытному специалисту, пользующемуся большим авторитетом:
—Господин Иванов, нам необходимо выйти из трудной ситуации. Я решил перевести вас на место пока болеющего бригадира.
—С этим я совершенно не согласен, — возразил
17
Иванов, — что станет со слесарной мастерской? Вы что: недовольны моей работой?
— Не задавайте так много вопросов. Завтра выходите на работу туда, где вы больше нужны.
На следующий день Иванов написал заявление об увольнении.
Задание: Проанализируйте ошибки начальника.
Задача 9. В торговом отделе освободилось место старшего продавца. В отделе две продавщицы претендуют на это место. Обе равноценны в работе, обе имеют одинаковый стаж работы.
Вопрос: Как поступить заведующей отделом, чтобы не создать конфликтной ситуации в отделе?
Задача 10. Для решения проблемы, возникшей в процессе вашей работы, вам пришлось пойти на прием к сотруднику другого предприятия. Секретарь сказала, что у ее начальника сегодня прекрасное настроение и пожелала вам успеха. Но он встретил вас сухо и дал понять, что не располагает временем для беседы.
Вопрос: Что могло так быстро испортить ему настроение при виде вас?
Задача 11. На совещании один сотрудник разволновался и, потеряв контроль над собой, стал громко говорить.
Вопрос: Какая фраза, не обидев его, дала бы ему понять, что необходимо взять себя в руки? Скажите ему ее.
Задача 12. В коридоре встретились два сотрудника учреждения примерно одинакового возраста. Когда они поздоровались, то один из них («А») сказал: «Доброе утро, Петр Захарович!», а другой («В») сказал: «Доброе утро».
Вопрос: Кто из них вероятнее всего начальник, а кто — подчиненный?
18
Задача 13. Вчера при встрече с одним из своих сотрудников вы почувствовали
Вопрос: От чего могло возникнуть тревожное чувство?
Задача 14. Вы – руководитель предприятия.Вопрос: Какова ваша личная продукция?
Что вы производите на предприятии?
Задача 15. Вы заметили, что даже способные подчиненные теряют свою компетентность после того, как некоторое время поработают с вами. Качество их работы ухудшается, количество ошибок увеличивается, инициативность понижается. Вместо того чтобы самим решать простые вопросы, они обращаются к вам. В результате вы становитесь все более занятым, сгибаетесь под бременем работы, которую должны были бы делать подчиненные, исправляя ошибки, которые они не должны были бы совершать.
Вопрос: Что является причиной некомпетентности ваших подчиненных?
Если при решении управленческих задач возникли большие проблемы, неплохо бы почитать оба учебных пособия (и по курсу «Педагогика и психология», и по курсу «Психология управления коллективом»).
Успеха Вам!
19
Составители
Галина Вениаминовна Пинигина Галина Валентиновна Неупокоева Татьяна Владимировна Степанова Ирина Валентиновна Кондрина Людмила Яковлевна Мощевитина
Под общей редакцией Галины Вениаминовны Пинигиной
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
впомощь студентам всех специальностей при выполнении практических работ по курсу «Психология управления»
Редактор З.М.Савина
ИД № 06536 от 16.01.02
Подписано в печать 13.02.02. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.
ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.