Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пу

Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

Психология

Основной образовательной программы

По специальности 32 101 (65) — физическая культура и спорт

Заочное отделение

Рассмотрен и утвержден

на заседании кафедры

«11» марта 2009 г., протокол № 16

Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев

Рекомендован решением Методического совета

" «2009 г., протокол №

Председатель ________ Е.Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.п.н., доцент И.Г. Станиславская

Санкт-Петербург

2009 Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

Психология

Основной образовательной программы

По направлению

32 100 (62) — физическая культура

Заочное отделение

Рассмотрен и утвержден

на заседании кафедры

«11» марта 2009 г., протокол № 16

Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев

Рекомендован решением Методического совета

" «2009 г., протокол №

Председатель ________ Е.Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.п.н., доцент И.Г. Станиславская

Санкт-Петербург

2009 Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни

Учебно-методический комплекс

7 стр., 3295 слов

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология лидерства»

... , старший преподаватель кафедры психологии ВятГГУ. Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры практической психологии 01.03.2011 г., протокол № 7. © Вятский государственный гуманитарный ... специальности 040104.65 Организация работы с молодежью Киров 2011 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности ...

по дисциплине

Психология

Основной образовательной программы

По специальности

32 102 (65) — физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Заочное отделение

Рассмотрен и утвержден

на заседании кафедры

«11» марта 2009 г., протокол № 16

Зав. кафедрой _______А.Н. Николаев

Рекомендован решением Методического совета

" «2009 г., протокол №

Председатель ________ Е.Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.п.н., доцент И.Г. Станиславская

Санкт-Петербург

2009 Организационно-методический раздел

Настоящий учебный комплекс предназначен для студентов 3 курса, заочного факультета, НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Данный курс «Психология» читается на факультете в шестом семестре. Курс рассчитан на 14 часов из них 8 часов лекции, 6 часов семинарские занятия. Программа курса составлена в соответствии с Государственным стандартом (ГСЭ.Ф.07).

Курс включает в себя: «Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Мышление и интеллект. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп».

Цель курса — вооружить студентов общими знаниями в области общей психологии: современными концепциями, принципами, понятиями и методами в психологии, раскрыть основные проблемы и методы психологической работы с людьми. Данный курс формирует у студентов основы психологических знаний, которые подготовят их к самостоятельной работе, способствует пониманию некоторых психических феноменов в области общения с людьми.

Задачи курса — в процессе обучения студенты должны:

1.Познакомиться с новейшими достижениями мировой и отечественной психологии.

2.Получить знания в области общей психологии.

3.Научиться использовать знания из современной практической психологии.

4.Студенты должны освоить:

— методы психодиагностики;

— психологические методы работы с людьми.

5.Получить практические навыки применения методик, направленных на решение психологических проблем.

Курс заканчивается — зачетом.

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины «Психология» студенты должны знать:

— предмет, методы и систему ключевых понятий общей психологии;

— формирование и развитие психических процессов, свойств и состояний «личности»;

УМЕТЬ: — применять психодиагностические методики и интерпретировать полученную информацию;

— учитывать закономерности развития психических процессов у человека и применять их в практической деятельности;

Тематический план курса: «Психология»

№№п/п

Тема

л

Семинзан

Сам.раб.

1 Д.Е. Психика и сознание.

5

1

Развитие сознания человека под влиянием социальной среды

2

5

2

Методы и принципы психологии

5

3

Самооценка личности

2

4

2 Д.Е. Психические процессы. Ощущение. Восприятие. Память. Мышление.

2

5

5

Внимание и его свойства.

5

6

3 Д.Е. Человек как субъект переживаний. Эмоции. Чувства.

2

5

7

Эмоциональные состояния.

6

8

4 Д.Е. Психические свойства в деятельности человека. Темперамент. Способности. Характер.

2

2

5

9

5 Д.Е. Человек как объект и субъект психического воздействия. Группы и межличностные отношения в группе.

2

5

ИТОГО: 90 часов

8 час.

6 час.

46 час.

Объем аудиторных часов: 14 часов.

Форма контроля: — зачет.

Краткое содержание лекционного материала:

Лекция 1.Развитие сознания человека под влиянием социальной среды

Основные концепции психического развития. Уровни развития психики. Сознание, его структура. Характеристика понятий: возраст, ведущая деятельность, социальная ситуация, новообразование, сенситивные периоды, возрастной кризис. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

Закономерности и факторы психического развития: среда, наследственность, обучение, воспитание, активность, гетерохронность, пластичность, интеграция.

Лекция 2.Психические процессы:

Психологические основы познания. Классификация познавательных процессов. Характеристика понятий: ощущения и восприятия. Классификация ощущений. Основные закономерности и свойства ощущений и восприятий. Пороги ощущений, адаптация, сензитивность, сенсибилизация, синестезия, константность, предметность, целостность, осмысленность и другие. Восприятие времени. Восприятие пространства. Восприятие движений.

Общее представление о памяти. Запоминание. Сохранение. Воспроизведение. Забывание. Классификация видов памяти. Основные закономерности и свойства памяти. Методы, приемы и способы запоминания.

Общее представление о мышление. Определение мышления. Мыслительные операции.

Внимание. Свойства внимания. Виды. Особенности и закономерности развития внимания.

Лекция 3. Человек как субъект переживаний.

Тема: Эмоции и чувства.

Психологические основы эмоций. Основные понятия: переживание, эмоции и чувства. Классификация эмоций. Эмоциональный тон, настроение, стресс, аффект, фрустрация, беспокойство, тревога, страх, ужас и другие. Динамика эмоционального процесса. Свойства и функции эмоций. Коммуникативная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Полярность. Амбивалентность. Непосредственность. Субъективность. Эмоции в общении.

Лекция 4. Психические свойства в деятельности человека.

Темперамент.

Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента и нервной системы. Типы темперамента. Роль темперамента в жизнедеятельности человека. Темперамент в общении.

Характер.

Понятие о характере. Структура характера. Акцентуация характера. Природа и проявление характера. Типы и характеристики характера.

Влияние темперамента и характера на выполнение деятельности человека. Особенности проявления свойств нервной системы и видов темперамента на «образ- Я».

Способности.

Характеристика способностей. Талант. Гениальность. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Синзитивные периоды развития способностей.

Тематический план практических занятий

Занятие 1. Самооценка личности.

Основные понятия: Психика. Структура сознания. Самооценка.

План занятия.

  1. Самосознание, его структура.
  2. Методики на определение самооценки.
  3. Диагностика самооценки студентов.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

  1. Дайте краткую характеристику сенситивным периодам в развитии человека.
  2. Назовите составляющие структуры сознания.
  3. Что характеризует самооценку личности?
  4. Как формируется самооценка человека?

Дополнительная литература.

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. — М.: Мир, 1988. с. 239.
  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М., Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЕК», 1996.
  3. Выготский Л.С. Поведение животных и человека. В кн.: Развитие высших психических функций. М., Изд. АПН РСФСР, 1960.
  4. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания \\ В мире науки. — 1992. — Т.11.-12. с.113−120.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. Изд. МГУ, 1972.
  6. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., Госполитиздат, 1960.
  7. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.
  8. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности \\ Идентичность: юность и кризис. — М., 1996. с.100−106.

Занятие 2. Психические свойства в деятельности человека.

Основные понятия: Свойства нервной системы, определяющие типы темперамента, акцентуация, характер, тип характера;

План занятий:

  1. Темперамент и свойства личности.
  2. Физиологические основы темперамента.
  3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  4. Психодиагностика типов темперамента.
  5. Влияние свойств нервной системы на общение и восприятие людей друг другом.

6. Понятие характера.

7. Понятие акцентуации.

8. Характер и возраст.

9. Психодиагностика характера.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

  1. Формирование характера в детском возрасте.
  2. Гендерные особенности появления и формирования характера.
  3. Влияние характера на эмоции и чувства.
  4. Учение о темпераменте в различные исторические периоды.
  5. Учет типов темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе.

Литература.

  1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как изменить личность \ пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.
  2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  3. Пряжников .С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. \\ Мир психологии. 1999. № 2. С.111−123.
  4. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара: Бахрах, 1998.
  5. Ротенберг В. Образ Я и поведение. 2000. \\hpptip: \\ www. Zionet.co.it \rvadim\ book. htm.

Дополнительная литература.

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учеб. Для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия». — М, 1986, с. 139−149.
  2. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Экспертные оценки. М., 1973.
  3. Бунге М. Причинность: (Место принципа причинности в современной науке).

    М., 1962.

  4. Введенов Н.Ф., Кременский В.И. Соотношения структуры и функций в живой природе.
  5. Виноградов В.Г. Научное предвидение. М., 1973.
  6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд. Казанского государственного ун-та, 1969.
  7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., «Просвещение», 1964.; Изд.2-е. Пермь, 1973.
  8. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., «Просвещение», 1966.
  9. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. — В сб.: Психологическая наука в СССР, т.2. М., Изд. АПН, 1960.

Занятие 3. Группы и межличностные отношения в группе.

Основные понятия: Группа. Виды групп. Личность в группе. Комформизм.

План занятия.

  1. Теоретическая часть: Уровни развития группы. Формирование группы. Личность в группе
  2. Социометрия.
  3. Упражнение «Сплетни».

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

  1. Какие стадии проходит группа в своем развитии?
  2. Особенности формирования коллектива.
  3. Развитие личности под влиянием группы.
  4. Комформизм в малых и больших группах.
  5. Особенности и различия малых и больших групп.
  6. Положение личности в межличностных отношениях.
  7. Психологическая совместимость в группе. ЕЕ природа и значение в деловой зависимости членов группы.
  8. Проблема лидерства в малых группах.
  9. Массовые социально-психологические явления и их влияние на межличностные отношения в группах.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Закономерности общения и взаимодействия людей. — В кн. Социальная психология. М., 1980, с. 79 — 174.
  2. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969.
  3. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., «Молодая гвардия», 1970.
  4. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 151−164.
  5. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. — Психол. журнал., 1981, т.2,№ 2, с. 3−22
  6. Проблема общения в психологии. М., 1981.

Дополнительная литература.

1. Анцупов А.Я., А.И. Шипилов, Конфликтология, М, СПб, «Питер», 2007.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология, М., 2000.

3. Кибанов А. Я, Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология, М., «Инфра-М», 2008.

4. Корнелиус Х., Фэйр Ш., Выиграть может каждый, М., «Комби-7», 1992.

5. Михайлов В.И. Как принимать решения, СПб, «Химера», 1999.

6. Шнирман А.Л. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 232, 1962.

Контрольные вопросы к зачету:

1.Предмет психологии. Понятие о психике.

2.Классификация психических явлений.

3.Закономерности развития психики животных и человека.

4.Проблема сознания в психологии.

5.Принципы и методы психологии. Отрасли психологии.

6.Сравнительная характеристика психики и сознания.

7.Ощущение. Закономерности и свойства ощущений.

8.Сравнительная характеристика ощущений и восприятий.

9.Память. Закономерности памяти. Рациональные приемы запоминания.

10.Внимание. Теории внимания. Виды и свойства внимания.

11.Мышление. Формы и виды мышления.

12.Мышление. Мыслительные операции и мыслительный процесс.

13.Воля. Феноменология преодоления.

14.Воля. Структура сложного волевого действия. Волевые свойства личности.

15.Эмоции. Классификация эмоций.

16.Эмоции. Функции и свойства эмоций.

17.Понятие о темпераменте.

18. Типы темперамента.

19. Свойства нервной системы.

20. Свойства темперамента.

21.Сангвинистический тип темперамента.

22.Меланхолический тип темперамента.

23.Флегматический тип темперамента.

24. Холерический тип темперамента.

25. Понятие о характере.

26. Акцентуированные типы характера.

27.Восприятие. Виды и свойства восприятий.

28. Функции речи.

29.Индивид, личность, индивидуальность.

30. Структура группы.

31. Особенности общения в малой группе.

32. Функции общения.

33. Виды групп.

34. Уровни развития группы.

35. Виды лидерства в группе.

Самостоятельная работа студентов.

Помимо обязательных занятий, проводимых под контролем преподавателя, предполагается самостоятельное изучение студентами всего программного материала курса психологии, ознакомление с основной и дополнительной литературой, освоение рекомендованных методик психологического тестирования, овладение необходимыми умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов может осуществляться в форме выполнения домашних заданий, составления конспектов, написания контрольных работ. На самостоятельную работу студентов отводится 46 часов. В результате проведения лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы, студенты должны:

знать основные механизмы работы психических процессов, механизмы управления психическими состояниями, методы регуляции психических состояний, закономерности психического развития.

уметь анализировать получаемые знания и использовать их в практической деятельности, а так же использовать свои знания в общении с людьми различного возраста.

Темы для самостоятельной работы студентов

  1. Предмет психологии.

— Место психологии в системе наук.

— Методы и принципы психологии.

2. Развитие сознания человека под влиянием социальной среды.

— Рефлекторная природа психики.

— Что такое сознание.

— Уровни развития сознания.

— Влияние СМИ на формирование сознания человека в различных возрастных группах.

— Образование и сознание.

3. Современные психологические концепции личности.

— Что такое личность.

Обсуждение концепций личности (работа по группам) и составление практически важных выводов с точки зрения их значения для деятельности специалиста в области физической культуры.

4. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

— Концепции личности отечественных психологических школ;

— Концепции личности зарубежных психологических школ;

5. Человек как субъект преодоления.

— Воля и волевые процессы.

— Регуляция и управление волевыми процессами.

— Формирование волевых процессов.

6. Сущность и методы психологического воздействия на человека.

— Рождение сплетен, влияние психических процессов на их формирование.

-Воздействие средств массовой информации на формирование сознания человека и народных масс.

— Образование как средство защиты от внешнего психологического воздействия.

— Психологическая защита личности.

Изучение особенностей психологической защиты студентов. Формулировка критериев оптимальной (зрелой) психологической защиты.

7. Игра как вид деятельности.

— Виды игры

— Обучение в процессе игры.

— Влияние подвижных игр на развитие психических процессов.

— Социальные игры и их применение в практической деятельности.

8. Эмоции в жизни человека.

— Виды эмоций.

— Эмоции в деятельности.

— Управление эмоциями.

— Эмоциональные состояния.

— Преодоление негативных эмоциональных состояний.

9. Темперамент в деятельности человека.

— Свойства нервной системы человека и их учет в практическом общении.

— Свойства темперамента и их влияние на выполнение деятельности.

— Влияние темперамента на овладение учебной деятельностью.

10. Психические процессы:

— Формирование мнемических процессов человека.

— Рациональные приемы заучивания.

— Роль ощущения в познании человека: виды, свойства, особенности ощущений.

— Роль восприятия в развитии человека: виды, свойства, особенности восприятия.

— Развитие мышления человека в различные возрастные периоды: виды, формы, закономерности, мыслительные операции.

— Речь и мышление в решении сложных задач.

11. Психология в жизни человека.

— Психология малых групп.

— Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Темы рефератов:

  1. Формирование психических процессов в детском возрасте.
  2. Психологическая характеристика творчества в подростковом возрасте.
  3. Самооценка и ее роль в становлении личности.

4. Формирование целеустремленности у школьников.

5. Влияние «Я-концепции» на успешность деятельности.

6. Современные концепции в работе практического психолога.

7. Стресс в учебной деятельности.

8. Методы преодоления негативных состояний.

  1. Психологическая помощь в преодолении психологических кризисов.
  2. Влияние ощущений на формирование двигательного навыка.

Методические указания студентам по написанию контрольной работы

Контрольная работа пишется студентами в рамках самостоятельной работы, в виде реферата, темы реферата могут варьироваться в рамках учебной программы. Объем реферата составляет 10−15 страниц машинописного текста в редакторе Times New Roman, через 1 интервал, 14 шрифтом. Структура реферата должна соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к написанию рефератов: введение, обоснование выбора темы, изложение темы, заключение. Реферат должен быть изложен студентом в виде доклада на кафедре или на учебной группе. Если студент хорошо ориентируется в представленном им материале, отвечает на задаваемые вопросы, он получает высший балл 5. Если доклад не соответствует требованиям, предъявляемым к реферату, или студент плохо ориентируется в материале, написанном им реферата, то баллы снижаются.

Список предлагаемой литературы для самостоятельной подготовки:

1. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В., М., 1995.

2. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на Дону, «Феникс», 1998.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988.

4. Д.Г. Горбунов. Психопедагогика спорта. М. ФиС.1986г.

5. Петровский А.В. Общая психология. М., «Просвещение», 1976.

6. Психология. Учебник для института физической культуры (Под. Ред. В.М.Мельникова, М. ФиС. 1987 г.).

7. Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990.

8. Психология. Учебник для института физической культуры (Под. ред. А.Ц. Пуни, М. ФиС. 1984 г.).

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов\ Д., 1997

10.Южакова Т.П. Игра в нравственно-экологическом воспитании младших школьников: Учебное пособие. Екатеринбург, 1993.

11.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., «Просвещение», 1964.

12. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е, М., «Просвещение», 1964.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М., Политиздат, 1977.

14. Р.С. Немов Психология. В двух книгах. Книга 1. М. Просвещение 1994 г. Книга 2. М. Просвещение 1994 г.

15. Платонов К.К. Способности и характер. — В сб.: Теоретические проблемы психологии личности \ Под ред. Е.В.Шороховой. М., «Наука», 1974.

16. Самарин Ю.А. К вопросу о соотношении темперамента и характера. — В сб.: Вопросы психологии личности \ Под ред. Е.И.Игнатьева. Учпедгиз, 1960.

17. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., «Просвещение», 1987.

18. Левитов Н.Д. Психология характера. М., «Просвещение», 1969.

Методические указания студентам по учебному процессу.

Лекционные занятия.

В процессе аудиторных занятий студенты знакомятся с теоретическими основами изучаемой дисциплины на лекциях по общей психологии. Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций. При этом внимательное отношение должно быть проявлено к точной регистрации научных определений и психологических понятий. В конспекты должны заноситься схемы и графики психологических понятий. Необходимо осмысление и освоение терминологии изучаемой дисциплины. Материалы лекционного курса следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях в рамках самостоятельной работы.

Семинары, учебно-исследовательская работа со студентами

Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе семинарских занятий, которые согласно тематическому плану соответствуют разделам лекционного курса.

Семинарские занятия предполагают активное участие студентов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего студенты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к семинарским занятиям студентам следует использовать не только основную, но и желательно дополнительную литературу по теме.

Студенты, изъявившие желание заниматься научной деятельностью проходят занятия в специальных циклах, студенты проводят учебно-исследовательскую работу и тестирование не только на базе университета, но и на различных базах города. Собранные научные материалы оформляются в виде письменного отчета, содержащего литературные сведения, протоколы исследований, обработку и анализ полученных результатов, практические выводы. Результаты данного исследования докладываются и обсуждаются на кафедре на учебно-исследовательской конференции по завершению цикла данного исследования. Лучшие доклады представляются на общеуниверситетскую конференцию. Такой подход помогает определиться студентам с выбором дальнейшего образования. Уже со второго курса некоторые из них планируют обучаться в магистратуре.

Методические рекомендации преподавателялям.

Данная программа предназначена для подготовки студентов к курсу «Психология физического воспитания и спорта». Основное внимание преподавателя, работающего с данной программой, должно быть обращено на творческое осмысление и донесение до студентов структуру современной психологической науки, как области комплексного человекознания.

Преподаватель должен уметь излагать в доступной форме учебные материалы, увязывать их с запросами будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. Следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины, проводить консультации для студентов, четко вести отчетность по посещаемости и успеваемости студентов.

Преподаватель проводит контроль знаний студентов.

Текущий контроль учебной деятельности студентов предназначен для стимулирования каждодневной работы студентов.

Видами текущего контроля являются выполнение и сдача практических работ, индивидуальные домашние задания, устные ответы на экспресс-опросы на занятиях, выполнение рефератов и письменных работ. Сроки сдачи всех видов текущего контроля определяются преподавателем.

Основные задачи, которые стоят перед преподавателями:

— Ознакомить студентов с основными закономерностями деятельности различных психических процессов, свойств и состояний.

Предоставить студентам необходимые объемы знаний об основных психических явлениях, и их развитии в различные возрастные периоды.

  • Научить использовать полученные знания на занятиях физической культурой в школах, высших учебных заведениях, на занятиях в различных подростковых секциях и секциях оздоровительной физической культуры, а так же в процессе различных форм профессиональной деятельности студентов при работе с населением города.
  • Вооружить будущих специалистов знаниями и умениями в использовании результатов психологических исследований при работе, как с детьми, так и взрослыми. Выработать у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта необходимые прочные навыки простых методов исследования психического состояния и тестирование функциональной подготовленности психики к нагрузкам.
  • Оказывать помощь студентам в прохождении профессиональной практики.

Преподаватель обязан привлекать студентов к проведению научно-исследовательской работы по психологии.

Глоссарий

Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с целевой установкой и конкретной задачей исследования. А. должна обеспечить информацию надежную и объективную, вопросы должны удовлетворять критериям надежности и валидности.

Ведущая деятельность — вид деятельности, который определяет главные направления психического развития человека, формирования его личности в конкретный возрастной период жизни. В ходе освоения и совершенствования В.д. разрешаются основные противоречия данного возраста, формируются психические новообразования, благодаря чему человек выходит из очередного кризиса и поднимается на качественно новую ступень психического и социального развития. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются следующие виды В.д.: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (младенческий возраст); предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство); сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст); учение (младший школьный); все виды общественно полезной деятельности (подростковый); профессионально-учебная деятельность, связанная с подготовкой к будущей профессии (юношеский).

Для взрослых людей ведущими являются общие виды деятельности: труд (прежде всего профессиональный), общение и познание.

Воля — высший уровень психической саморегуляции поведения и деятельности. Она является разновидностью произвольной саморегуляции и поэтому оставляет за собой ее основные признаки сознательность, целенаправленность, планируемость, предвидимость. В. имеет свою специфику — она осуществляется в затрудненных условиях, когда человеку не хватает знаний, умений и навыков для решения поставленной задачи мешают неблагоприятные переживания как внутреннего, так и внешнего характера.

Волевые качества — конкретные проявления воли в действиях и поступках. Обусловлены характером преодолеваемых препятствий и трудностей. К ним относят: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство. Выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность. Многократное осуществление определенных волевых действий и накопление опыта волевых усилий превращают приобретенные умения в навыки и в волевые свойства личности — обобщенные способы психической регуляции действий и поступков. Структура В.к. слагается из совокупности типичных для каждого человека волевых умений, каждое из которых, в свою очередь образует своеобразный синтез специальных знаний и приемов самоаргументирования, самопобуждения и самопринуждения к деятельности. В.к. являются основой характера личности.

Волевое усилие -сознательное переживание психического или физического напряжения в момент совершения волевого действия с целью преодоления внешней или внутренней трудности. Чем больше преодолеваемая трудность, тем большая степень волевого усилия требуется для осуществления волевого действия. В. усилие характеризуется количеством психической энергии, затраченной на выполнение действия.

Внимание — процесс организации психических процессов.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Развитие мышления осуществляется в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к сложным формам понятийного, словестно-логическому. Важную роль в развитии мышления имеют речь и язык.

Мыслительные операции — включенность мыслительных операций в решение проблемных задач различных классов подчеркивает их взаимосвязь и взаимодополнительность. Различают следующие мыслительные операции: — анализ — мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов и явлений, выделение их отдельных частей, свойств;

— синтез — мыслительное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, свойств;

— сравнение — мысленное соотнесение предметов и явлений с целью обнаружения их сходства и различия;

— абстракция — вычленение общих свойств, предметов и явлений с одновременным отвлечением от различий;

— обобщение — мысленное объединение предметов и явлений на основе выделения общих для них свойств и признаков;

— конкретизация — применение продуктов (результатов) абстракции и обобщения к отдельному предмету или явлению;

— классификация — мысленное распределение предметов и явлений по отдельным группам и подгруппам на основе сравнения и обобщения;

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, его повторное использование. В памяти выделяют четыре процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Качество сохранения определяет продуктивность, точность воспроизведения. Организация запоминания влияет на сохранение. Выделяют П.: моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую и др.

Подсознание — разновидность неосознаваемой психической функции, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Благодаря П. реализуются поведенческие программы, приобретенные в течение жизни, но нередко в той или иной степени ставшие неосознаваемыми. В первую очередь это психологические установки. В П. лежит огромное число выработанных в процессе жизни навыков: сенсорных, мыслительных, двигательных, речевых. В многократно встречающихся похожих ситуациях вырабатывается наиболее целесообразная последовательность движений, действий, операций, которая будучи закрепленной в П., автоматически используется при повторениях.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи — свойство активного отражения субъектом объективного мира, его способности к сознательной саморегуляции и регуляции своей деятельности и поведения. П. носит рефлекторный характер. Рефлекторность П. означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения.

П. человека носит осознанный и неосознанный характер. Качественный, высший уровень П. у человека (в отличии от животных) представлен его сознанием и самосознанием, способностью к языковому общению и к осуществлению целенаправленной предметно-орудийной деятельности.

Ригидность — свойство темперамента, характеризующее относительную или полную неспособность субъекта изменить намеченную программу деятельности, когда обстоятельства требуют ее перестройки. Различают: мотивационную Р. (отсутствие гибкости системы мотивов); познавательную Р. (постоянство представлений об окружающей действительности, несмотря на ее изменения); эмоциональную Р. (косность эмоциональных реакций).

Свойством полярно противоположным Р. является пластичность.

Свойства нервной системы — характеристики протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в центральной нервной системе. С.Н.С. лежат в основе формирования типов темперамента. К ним относятся: сила и слабость нервной системы по возбуждению и торможению, уравновешенность и возбудимость, инертность и пластичность.

Сознание — высший уровень развития психики, присущий только человеку, как общественно-историческому существу. Структуру сознания составляют: самосознание, самооценка, самоанализ, целеполагание, управление психическими процессами, речь, мировоззрение.

Самооценка — один из факторов в социализации развитии личности; тесно связана с уровнем притязаний личности, т. е. с той степенью трудности целей, которую ставит перед собой человек в качестве достижений. С. Формируется под влиянием оценок других людей. Положительная обратная связь через общение повышает самооценку, отрицательная — понижает.

Тестирование- метод психологической диагностики использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три стадии: 1) выбор теста; 2) его конкретные применения; 3) интерпретация результатов, которая определяется системой методологических и теоретических принципов понятийного аппарата.

Темперамент — совокупность психических свойств определяющих динамику психической деятельности человека, к ним относят: синзитивность, экстраверсия-интраверсия, активность, пластичность-ригидность, реактивность, эмоциональная устойчивость.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector