Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «карельская государственная педагогическая академия»

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка

Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина (модуль) Общая и экспериментальная психология с практикумом

В составе основной образовательной программы по подготовке бакалавра

по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль/профили Психология и социальная педагогика

Форма/формы обучения заочная

Курс 1-2, семестр 2-4

Нормативная трудоемкость дисциплины 3 зач. ед.

Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зачет,

зачет с

оценкой, экзамен)

Всего

часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

2-4

68

10

10

48

Зачет

Конт.раб.

Экзамен

2

10

22

Зачет

Конт.раб.

3

10

26

4

Экзамен

Преподаватель: Семёнова Н.А.,

старший преподаватель

Петрозаводск

2012 Г методические рекомендации к выполнению контрольных работ Понятие о контрольной работе по общей психологии

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения студентами заочного отделения программного материала по конкретному предмету.

Контрольная работа по учебной дисциплине «Общая и экспериментальная психология с практикумом» выполняется между второй и третьей экзаменационными сессиями.

Выполненная работа сдаётся за две недели до начала третьей сессии. За неё выставляется «зачёт» или «незачёт». Если работе не зачтена, то она отдаётся на доработку.

Контрольная работа состоит из 2 частей: теоретической и практической.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть предполагает написание реферата на одну из предложенных тем.

Студент может выбрать одну из 17 тем для выполнения контрольной работы (внутри академической группы темы контрольной работы не должны совпадать).

  1. Организационные методы в психологии
  2. Эксперимент в психологии
  3. Наблюдение в психологии
  4. Тестирование в психологии
  5. Анкетирование в психологии
  6. Интервью в психологии
  7. Анализ продуктов деятельности в психологии
  8. Социометрия в психологии
  9. Беседа в психологии
  10. Опрос в психологии
  11. Графические методы в психологии
  12. Близнецовый метод в психологии
  13. Биографический метод в психологии
  14. Количественные методы в психологии
  15. Качественные методы в психологии
  16. Интерпретационные методы в психологии
  17. Проективные методы в психологии

Требования к реферату

Объём реферата – 10-15 страниц печатного текста.

В ходе изложения вопроса рекомендуется анализировать литературные источники, приводить примеры по рассматриваемой теме, цитировать авторов, работавших по данной проблеме, делать выводы по рассмотренному в контрольной работе материалу.

Структура реферата включает в себя: титульный лист, план (содержание), введение, основную часть, заключение, список используемой литературы, приложение (если это необходимо).

Оформление титульного листа должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему на заочном отделении факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии в КГПА.

В плане должны быть отражены все вопросы, рассматриваемые в реферате, а также страницы, на которых они расположены.

Основная часть может состоять из нескольких глав/параграфов/пунктов/подпунктов и отражать: понятие, достоинства и недостатки, историю, виды, этапы, требования к проведению данного метода.

Список используемой литературы должен включать до 10-15 источников, кроме учебной литературы рекомендуется использовать монографии, журнальные статьи, методическую литературу, справочные пособия и т.д.

В приложении могут быть помещены следующие материалы: рисунки, таблицы, графики. Каждое новое приложение начинается с новой страницы и нумеруется.

Литература

Список рекомендуемой основной учебной литературы:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  2. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования: учеб.пособие для студ.учреждений высш.проф.образования. / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Академия, 2019. – 496 с.
  3. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак, 2002. – 134 с.
  4. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-методическое пособие. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 208 с.
  5. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, Трикста, 2006. – 352 с.
  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2000. – 336 с.
  8. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – 3-е изд., стереотип.– М.: Мир, 2005. Т.1. – 497 с.: ил.
  9. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – 3-е изд., стереотип.– М.: Мир, 2005. Т.2. – 376 с.: ил.
  10. Горбатов, Д.С. Методы психологического исследования: Учебное пособие. / Д.С. Горбатов. — , 1999. —
  11. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. / Д.С. Горбатов. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 272 с.
  12. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
  13. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 432 с.
  14. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2007. – 320 с.: ил.
  15. Немов, Р.С. Психология: учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
  16. Никандров, В.В. Психология: учебник. / В.В. Никандров. – М.: Проспект, 2008. – 912 с.
  17. Общая психология: Учебник. / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
  18. Общая психология: Учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
  19. Петровский, А.В. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
  20. Психология для студентов вузов. / Е.И. Рогов. – М.: МарТ, 2005. – 560 с.
  21. Психология: Учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновский. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Я. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил.
  23. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъекта реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для пед. вузов – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  24. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. / Л.Д. Столяренко. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.: ил.
  25. Филатов, Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах / Ф.Р. Филатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.

Список рекомендуемой справочной литературы:

  1. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник – Минск: Харвест, 2004. – 574 с.
  2. Кондаков И.М. Психология: Ил. словарь: Более 600 ил. и 1700 ст. – СПб.: Прайм Еврознак, 2003. – 508 с.: ил.
  3. Краткий психологический словарь / Сост. Л.К. Минакова, О.П. Сидловская. – Петрозаводск: КГПУ, 2002. – 55 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 439 с.
  5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 495 с.
  6. Современный словарь по психологии / Автор-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Современное Слово, 1998. – 768 с.

Список дополнительной литературы:

  1. Агеева И. А., Миронова Е. В. Психологический практикум: Ведение беседы/ Отв. ред. Н. Н. Палагина: Кыргызско–Российский Славянский университет. – Бишкек, 2002. – с. 25
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  3. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии (Беседа и опрос): Учебное пособие. / В.В. Никандров, В.В. Новочадов. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.
  4. Никандров, В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие. / В.В. Никандров, В.В. Новочадов. – СПб.: Речь, 2003. – 39 с.
  5. Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб.пособие. / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – 103 с.
  6. Никандров, В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб.пособие. / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 53 с.
  7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.: ил.
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для ст-тов пед. ин-тов, учащ-ся педучилищ и колледжей, вос-лей дет. сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой – М.: Просвещение, 1995. – 291 с.
  9. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»: Учебное пособие / Отв.ред. А.М. Айламазьян. – М., 2000. – 480 с.

Практическая часть

Практическая часть предполагает выполнение ряда заданий, направленных на закрепление знаний по изученным во 2 семестре темам. Задания являются одинаковыми для всех студентов одной академической группы.

Задание №1: Напишите эссе на тему «Вклад известного ученого в развитие психологии» (ученый выбирается самостоятельно, им может быть любой как отечественный, так и зарубежный психолог.) ИЛИ «Психология в прошлом, настоящем и будущем». Объем эссе 1,5-2 листа.

Задание №2: Решите предложенную задачу. Какие методы применены в приведённых примерах?

А) Человек помещается в изолированную кабину, в специ­альном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых ис­следуются биотоки мозга под действием различных раздражи­телей или при различных состояниях организма (бодрствова­ние, сон).

Испытуемый перед проведением опыта получает соот­ветствующую инструкцию. Все получаемые показатели фикси­руются точной аппаратурой.

Б) На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализи­руя письменные работы школьников и сопоставляя данные с ре­зультатами других экспериментов, исследователь делает выво­ды об особенностях индивидуального стиля деятельности стар­шеклассников.

В) В возрасте шести с половиной лет Сана Н. уже хорошо справляется с задачей, в которой требуется сопоставить два предмета, указать как «одинаковое» (общее), так и «разное». Сана делает лю­бопытное замечание: «Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое. Это я давно умею. А находить одинаковое интересно: оно одинаково, но не совсем».

Г) Для изучения индивидуальных особенностей памяти ис­пытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.

Д) По образцам почерка устанавливаются некоторые инди­видуальные особенности личности испытуемого: те или иные способности; социальная принадлежность, направленность ин­тересов, черты характера.

Задание №3: Эксперимент на осознание визуального контакта глаз в общении. Задание выполняется в паре: 1 часть – в течение нескольких минут беседовать друг с другом, не отрывая глаз от лица собеседника; 2 часть – в течение нескольких минут беседовать друг с другом, не смотря в глаза собеседнику. Проведенный эксперимент необходимо оформить в протокол, в соответствии с требованиями, и сделать вывод о значении невербальных средств общения.

Задание №4: Подберите и проведите одну методику на изучение личности ИЛИ мотивации взрослого человека. Возможно изучение собственной личности/мотивации. Заполните протокол проведения методики, обработайте ее результаты и сделайте вывод. При выполнении задания воспользуйтесь «Практикумом по возрастной психологии» под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко или любой другой литературой.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Текст должен быть набран на компьютере и распечатан на принтере. Работа вкладывается в отдельную папку-скоросшиватель.

Письменная контрольная работа выполняется на стандартных листах форматом А4 – 210х297 мм с одной стороны листа. На странице текст печатается 12-14 шрифтом через полтора интервала.

Поля должны оставаться по всем четырём сторонам листа. Размер левого поля должен быть 30-35 мм, размер правого поля – 10 мм, размер верхнего поля – 15 мм и нижнего поля – 20 мм. Предложения, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 5 знакам.

Все страницы имеют сквозную нумерацию. Считать начинают с титульной страницы, но номер ставится, начиная со второй страницы, арабскими цифрами в верхней части страницы по центру.

Каждое из заданий контрольной работы начинается с нового листа и подписывается.