Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра основ медицинских знаний
Невропатология
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050715 — «Логопедия» и
050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Пермь
ПГПУ
2008
Автор-составитель:
Малов Александр Германович
д.м.н., профессор кафедры основ медицинских знаний ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Учебно-методический комплекс по невропатологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050715 логопедия, 050717 специальная дошкольная педагогика и психология
Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин
Согласован с деканом факультета дошкольной педагогики и психологии
Ф.И.О. Ильиной И.Ю.
Директор библиотеки
(подпись) (ф. и. о.)
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
I. |
Рабочая программа дисциплины |
4 |
1. |
Цели и задачи изучения дисциплины |
4 |
2. |
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины |
4 |
3. |
Объем дисциплины |
4 |
3.1. |
Объем дисциплины и виды учебной работы |
4 |
3.2. |
Распределение часов по темам и видам учебной работы |
5 |
4. |
Содержание курса |
7 |
5. |
Темы практических занятий |
10 |
6. |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины |
15 |
6.1. |
Список литературы |
15 |
6.2.
6.3. |
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины Методические указания студентам |
18
18 |
II. |
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
19 |
-
Рабочая программа дисциплины
1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цель — изучение анатомии, физиология и онтогенеза нервной системы, неврологических симптомов и синдромов, заболеваний нервной системы.
2.Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
1. Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы, основы нейрохимии.
2. Освоить основы методики обследования нервной системы здоровых и больных людей.
3. Уметь выявлять основные симптомы и синдромы поражения нервной системы.
4. Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, этиопатогенетического и клинического диагнозов.
5. Изучить важнейшие аспекты этиологии, механизмов патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы.
Неврология является одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования и основывается на морфологических и клинических дисциплинах (биология, нормальная анатомия, нормальная и патологическая физиология).
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов по формам обучения |
|
очная |
заочная |
|
№ семестра |
3,5 |
3 |
Аудиторные занятия |
50 |
12 |
Лекции |
26 |
6 |
Практические занятия |
24 |
6 |
Самостоятельная работа |
48 |
82 |
Всего часов на дисциплину |
98 |
94 |
Виды контроля |
Экзамен (3-й семестр, специальность 050715 «Логопедия»), зачет (5-й семестр, специальность 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»)
|
Экзамен 4-й семестр |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
Название разделов и тем |
Всего часов |
Виды учебных занятий |
||
аудиторные занятия |
самост. работа |
|||
лекции |
практические занятия |
|||
Раздел 1. Анатомия, физиология и онтогенез нервной системы |
||||
1. Введение в неврологию. Анатомо-физиологический обзор нервной системы |
3 |
2 |
1 |
— |
2. Филогенез и онтогенез нервной системы |
6 |
1 |
1 |
4 |
3. Высшие корковые функции и кора головного мозга |
6 |
1 |
1 |
4 |
Раздел 2. Неврологические симптомы и синдромы |
||||
4. Основные неврологические симптомы и синдромы |
8 |
2 |
2 |
4 |
5. Моторные неврологические расстройства: топика и клиника |
8 |
2 |
2 |
4 |
6. Системы черепных нервов: анатомо-физиологический обзор, симптомы и синдромы поражения |
11 |
3 |
4 |
4 |
7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы |
8 |
3 |
1 |
4 |
8. Синдромы поражения высших корковых функций |
8 |
2 |
2 |
4 |
9. Синдромы поражения коры головного мозга |
8 |
2 |
2 |
4 |
Раздел 3. Болезни нервной системы |
||||
10. Общая характеристика и рубрификация. Наследственные заболевания |
11 |
2 |
3 |
6 |
11. Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия |
11 |
2 |
3 |
6 |
12. Неврозы и эпилепсия |
10 |
4 |
2 |
4 |
Итого |
98 |
26 |
24 |
48 |
Форма обучения заочная
Название разделов и тем |
Всего часов |
Виды учебных занятий |
||
аудиторные занятия |
самост. работа |
|||
лекции |
практические занятия |
|||
Раздел 1. Анатомия, физиология и онтогенез нервной системы |
||||
1. Введение в неврологию. Анатомо-физиологический обзор нервной системы |
2 |
2 |
— |
— |
2. Филогенез и онтогенез нервной системы |
10 |
— |
— |
10 |
3. Высшие корковые функции и кора головного мозга |
12 |
— |
— |
12 |
Раздел 2. Неврологические симптомы и синдромы |
||||
4. Основные неврологические симптомы и синдромы |
1 |
— |
1 |
— |
5. Моторные неврологические расстройства: топика и клиника |
2 |
— |
2 |
— |
6. Системы черепных нервов: анатомо-физиологический обзор, симптомы и синдромы поражения |
14 |
— |
— |
14 |
7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы |
12 |
— |
— |
12 |
8. Синдромы поражения высших корковых функций |
2 |
2 |
— |
— |
9. Синдромы поражения коры головного мозга |
2 |
— |
2 |
— |
Раздел 3. Болезни нервной системы |
||||
10. Общая характеристика и рубрификация. Наследственные заболевания |
14 |
2 |
— |
12 |
11. Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия |
12 |
— |
— |
12 |
12. Неврозы и эпилепсия |
11 |
— |
1 |
10 |
Итого |
94 |
6 |
6 |
82 |
4.Содержание курса
Раздел 1. Анатомия, физиология и онтогенез нервной системы.
Тема 1. Введение в неврологию. Анатомо — физиологический обзор нервной системы.
Значение курса невропатологии для специальной педагогики.
Нейрон и глия. Понятие о синапсе. Цитоархитектоника коры головного мозга.
Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Схема анимальной рефлекторной дуги.
Строение и функции нервной системы человека. Строение спинного и головного мозга. Сегменты спинного мозга. Отделы головного мозга: полушария, диэнцефалон, ствол, мозжечок. Сенсорные и моторные проводящие пути спинного и головного мозга. Кортико-мускулярный путь.
Тема 2. Филогенез и онтогенез нервной системы (нс).
Филогенез НС и его основные направления. Этапы внутриутробного онтогенеза мозга. Развитие НС и возможная патология в эмбриональном периоде. Основные процессы и возможная патология раннего и позднего фетального периодов. Сущность постнатального онтогенеза НС.
Тема 3. Высшие корковые функции и кора головного мозга.
Понятие о высших корковых функциях (ВКФ).
Теории функционирования ВКФ.
- Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах, а также об относительной (по «горизонтали» и «вертикали») и динамической (в норме и патологии) локализации функций в коре больших полушарий.
- Учение П.К. Анохина о саморегулирующихся функциональных системах и системогенезе (эволюции систем).
- Учение А.Р. Лурия о трех блоках головного мозга: энергетическом, гностическом, программирования.
Функциональные зоны коры головного мозга. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга. Область центральных извилин. Теменная доля: стереогноз, аутотопогнозис, праксис, лексис. Затылочная доля: первичные и вторичные зрительные центры. Височная доля: извилина Гешля, зона Вернике, вестибулярный центр, корковое представительство обоняния и вкуса. Лобная доля: центр стояния и ходьбы, адверсивный и графический центры, зона Брока, полюс лобной доли.
Раздел 2. Неврологические симптомы и синдромы.
Тема 4. Основные неврологические симптомы и синдромы.
Общемозговые и менингеальные симптомы, их происхождение и значение. Очаговые симптомы нарушения психических (в т.ч. высших корковых), вегетативно-висцеральных и анимальных (сенсорных и моторных) функций. Понятие о пароксизмах и эпилептических припадках.
Тема 5. Моторные неврологические расстройства: топика и клиника.
Центральный и периферический парезы, принципы диагностики. Виды быстрых и медленных гиперкинезов. Паркинсонический синдром и его варианты. Виды атаксий. Расстройства темпа и ритма речи, заикание. Нарушения звукопроизношения: дислалии и дизартрии.
Тема 6. Системы черепных нервов. Анатомо-физиологический обзор, симптомы и синдромы поражения.
Обонятельный анализатор. Обонятельные иллюзии и галлюцинации. Аносмия.
Система зрительного анализатора; амблиопия, амавроз, гемианопсии.
Система глазодвигательных нервов и синдромы глазодвигательных расстройств.
Сенсорная и моторная порции тройничного нерва. Невралгия и невропатия тройничного нерва.
Система лицевого нерва. Центральный и периферический парез мимической мускулатуры.
Слуховой анализатор.
Системы языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Псевдобульбарный и бульбарный параличи. Дифференциальная диагностика дизартрий.
Система добавочного нерва.
Тема 7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы. Симптомы и синдромы поражения
Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс (ЛРК) как интегративная система мозга. Трофотропная и эрготропная функции ЛРК. Регуляция сна и бодрствования.
Синдром вегетативной дистонии и три его варианта: психо-вегетативный, периферической вегетативной недостаточности и ангио-трофо-алгический. Виды нарушений сна и бодрствования. Значение биоритма для жизнедеятельности организма.
Парасимпатическая и симпатическая НС. Синдромы поражения вегетативной иннервации глаза. Симптомы нарушения слюноотделительной и висцеральной иннервации.
Тема 8. Нейропсихологическое тестирование. Синдромы поражения высших корковых функций.
Виды гнозиса. Зрительная, зрительно-пространственная, слуховая и другие агнозии. Виды праксиса. Моторная, идеаторная и конструктивная апраксии.
Виды речи. Нарушения гнозиса и праксиса устной и письменной речи. Афазия, алалия, дизлексия, дизграфия.
Тема 9. Синдромы поражения коры головного мозга.
Синдромы поражения области центральных извилин (задней и передней).
Синдромы поражения теменной доли. Сенситивные агнозии, апраксии, алексия, акалькулия.
Синдромы поражения затылочной доли. Зрительные галлюцинации и агнозии, гемианопсии.
Синдромы поражения височной доли. Слуховые и речевые галлюцинации. Сенсорная афазия. Корковое вестибулярное головокружение и височная атаксия. Обонятельные и вкусовые иллюзии, галлюцинации и агнозии.
Синдромы поражения лобной доли. Астазия-абазия. Адверсивные припадки и корковый парез взора. Аграфия и дизграфия. Моторная афазия. Апатико-абулический синдром и лобная психика.
Раздел 3. Болезни нервной системы.
Тема 10. Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы. Наследственные заболевания.
Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы. Понятие о наследственных, пре-перинатально-обусловленных и постнатальных (травматических, инфекционных, интоксикационных) заболеваниях. Мультифакториальные болезни.
Наследственные (генетические и хромосомные) заболевания (НЗ).
Основные группы НЗ, протекающих с поражением НС.
Тема 11. Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия.
Виды поражений НС в эмбриональном и фетальном периодах.
Этиологическая и синдромальная классификация перинатальных поражений мозга и их последствий.
Формы детского церебрального паралича.
Тема 12. Неврозы и эпилепсия.
Этапы этиопатогенеза неврозов. Роль стресса в детском возрасте. Клиника и критерии диагностики неврозов. Дифференциальный диагноз. Принципы лечения и профилактики.
Понятие об эпилептических припадках и эпилептической болезни. Виды парциальных и генерализованных припадков. Понятие об идиопатических и симптоматических формах эпилепсии. Принципы лечения эпилепси
5.Темы практических занятий
Раздел 1. Анатомия, физиология и онтогенез нервной системы.
Тема 1. Введение в неврологию.
Анатомо — физиологический обзор нервной системы.
Вопросы к теме:
- Значение невропатологии для специальной педагогики.
- Нейрон и глия. Синапс.
- Цитоархитектоника коры мозга.
- Строение чувствительной и двигательной нервной клетки.
- Схема анимальной рефлекторной дуги.
- Строение и функции нервной системы человека.
- Строение спинного мозга. Сегменты спинного мозга.
- Отделы головного мозга: полушария, диэнцефалон, ствол, мозжечок.
- Сенсорные и моторные проводящие пути спинного и головного мозга.
- Кортико-мускулярный путь.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 2. Филогенез и онтогенез нервной системы
Вопросы к теме:
- Филогенез НС и его основные направления.
- Этапы внутриутробного онтогенеза мозга.
- Развитие НС и возможная патология в эмбриональном периоде.
- Основные процессы и возможная патология фетального периода.
- Сущность постнатального онтогенеза НС.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 3. Высшие корковые функции и кора головного мозга.
Вопросы к теме:
- Понятие о высших корковых функциях (ВКФ).
- Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах, а также об относительной (по «горизонтали» и «вертикали») и динамической (в норме и патологии) локализации функций в коре больших полушарий.
- Учение П.К. Анохина о саморегулирующихся функциональных системах и системогенезе (эволюции систем).
- Учение А.Р. Лурия о трех блоках головного мозга: энергетическом, гностическом, программирования.
- Функциональная асимметрия больших полушарий мозга.
- область центральных извилин.
- Теменная доля: стереогноз, аутотопогнозис, праксис, лексис.
- Затылочная доля: первичные и вторичные зрительные центры.
- Височная доля: извилина Гешля, зона Вернике, вестибулярный центр, корковое представительство обоняния и вкуса.
- Лобная доля: центр стояния и ходьбы, адверсивный и графический центры, зона Брока, полюс лобной доли.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
- Лекционный материал
Раздел 2. Неврологические симптомы и синдромы
Тема 4. Основные неврологические симптомы и синдромы.
Вопросы к теме:
- Общемозговые и менингеальные симптомы.
- Очаговые симптомы нарушения психических (в т.ч. высших корковых) функций.
- Очаговые симптомы нарушения вегетативно-висцеральных функций
- Очаговые симптомы нарушения анимальных (сенсорных и моторных) функций.
- Понятие о пароксизмах и эпилептических припадках.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 5. Моторные неврологические расстройства: топика и клиника.
Вопросы к теме:
- Центральный и периферический парезы, принципы диагностики.
- Виды быстрых и медленных гиперкинезов.
- Паркинсонический синдром и его варианты.
- Виды атаксий.
- Расстройства темпа и ритма речи, заикание.
- Нарушения звукопроизношения: дислалии и дизартрии.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 6. Системы черепных нервов. Анатомо-физиологический обзор, симптомы и синдромы поражения
Вопросы к теме:
- Обонятельный анализатор. Обонятельные иллюзии и галлюцинации. Аносмия.
- Система зрительного анализатора; амблиопия, амавроз, гемианопсии.
- Система глазодвигательных нервов и синдромы глазодвигательных расстройств.
- Сенсорная и моторная порции тройничного нерва. Невралгия и невропатия тройничного нерва.
- Система лицевого нерва. Центральный и периферический парез мимической мускулатуры.
- Слуховой анализатор.
- Системы языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Псевдобульбарный и бульбарный параличи. Дифференциальная диагностика дизартрий.
- Система добавочного нерва.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 7. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы. Симптомы и синдромы поражения.
Вопросы к теме:
- Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс (ЛРК) как интегративная система мозга.
- Трофотропная и эрготропная функции ЛРК. Регуляция сна и бодрствования.
- Синдром вегетативной дистонии и три его варианта: психо-вегетативный, периферической вегетативной недостаточности и ангио-трофо-алгический.
- Виды нарушений сна и бодрствования. Значение биоритма для жизнедеятельности организма.
- Парасимпатическая и симпатическая НС.
- Синдромы поражения вегетативной иннервации глаза.
- Симптомы нарушения слюноотделительной и висцеральной иннервации.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Лекционный материал.
Тема 8. Нейропсихологическое тестирование. Синдромы поражения высших корковых функций.
Вопросы к теме:
- Виды гнозиса.
- Зрительная, зрительно-пространственная, слуховая и другие агнозии.
- Виды праксиса.
- Моторная, идеаторная и конструктивная апраксии.
- Виды речи.
- Нарушения гнозиса и праксиса устной и письменной речи. Афазия, алалия, дизлексия, дизграфия
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
- Лекционный материал.
Тема 9. Синдромы поражения коры головного мозга.
Вопросы к теме:
- Синдромы поражения области центральных извилин (задней и передней).
- Синдромы поражения теменной доли. Сенситивные агнозии, апраксии, алексия, акалькулия.
- Синдромы поражения затылочной доли. Зрительные галлюцинации и агнозии, гемианопсии.
- Синдромы поражения височной доли. Слуховые и речевые галлюцинации. Сенсорная афазия. Корковое вестибулярное головокружение и височная атаксия. Обонятельные и вкусовые иллюзии, галлюцинации и агнозии.
- Синдромы поражения лобной доли. Астазия-абазия. Адверсивные припадки и корковый парез взора. Аграфия и дизграфия. Моторная афазия. Апатико-абулический синдром и лобная психика.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
- Лекционный материал.
Раздел 3. Болезни нервной системы
Тема 10. Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы. Наследственные заболевания.
Вопросы к теме:
- Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы.
- Понятие о наследственных, пре-перинатально-обусловленных и постнатальных (травматических, инфекционных, интоксикационных) заболеваниях.
- Мультифакториальные болезни.
- Наследственные (генетические и хромосомные) заболевания.
- Основные группы наследственных заболеваний, протекающих с поражением НС.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей (путеводитель по клинической генетике).
– М.: Триада –Х, 2004 .– 560 с.
- Лекционный материал.
Тема 11. Эмбрио- и фетопатии, перинатальная энцефалопатия.
Вопросы к теме:
- Виды поражений НС в эмбриональном и фетальном периодах.
- Этиологическая классификация перинатальных поражений мозга.
- Синдромальная классификация перинатальных поражений мозга и их последствий.
- Формы детского церебрального паралича.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи, – М., 1988. – 322 с.
- Лекционный материал.
Тема 12. Неврозы и эпилепсия.
Вопросы к теме:
- Этапы этиопатогенеза неврозов.
- Роль стресса в детском возрасте.
- Клиника и критерии диагностики неврозов.
- Дифференциальный диагноз неврозов.
- Принципы лечения и профилактики неврозов.
- Понятие об эпилептических припадках и эпилептической болезни.
- Виды парциальных и генерализованных припадков.
- Понятие об идиопатических и симптоматических формах эпилепсии.
- Принципы лечения эпилепсии.
Список литературы:
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Бадалян Л.О., Додинак М.М., Дыскин Д. Е. Эпилепсия: этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, медикаментозное лечение. — СПб.: Политехника, 1997.– 233 с.
- Гарбузов В.И .и др. Неврозы у детей и их лечение. — Л., 1977. — 272с.
- Лекционный материал
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Список литературы
Основной
- Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1984.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
Дополнительной
- Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей (путеводитель по клинической генетике).
– М.: Триада – Х, 2004. – 560 с.
- Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. – М.: Медицина, 2001. – 358 с.
- Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. – М., 1988.
- Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. Учебник для дефектологических факультетов пединститутов. – М., 1965.
- Руководство по детской неврологии /Под ред. В.И. Гузевой. – СПб., 1998.
- Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – СПб., 1996.
- Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л.А. Булановой. – К., 1985. – 288 с.
- Темин П.А., Казанцева Л.З. Наследственные нарушения нервно-психического развития детей. – М.: Медицина, 2001. – 432 с.
- Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – М., 2001.
Дополнительно рекомендуемый
- Акош К. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика. – М., 1994.
- Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. – М., 2003.
- Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М., 2003.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – М., 1988. – 322 с.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М., 2001.
- Бизюк А.П. Нейропсихология. – СПб., 2000.
- Блейхер В.М. Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. –Воронеж, 1995.
- Блейхер В.М. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996.
- Болезни нервной системы. Руководство для врачей /Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана, П.В. Мельничука. – М., 1995.
- Брагина Н.Н. Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина. 1981.
- Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок. – М., 2001.
- Вассерман Л.И. Медицинская психодиагностика. – М.: Академия, 2004.
- Вельтищев Ю.Е., Темин П.А. Наследственные болезни нервной системы. – М.: Медицина, 1998. – 496 с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.
- Гарбузов В.И .и др. Неврозы у детей и их лечение. — Л., 1977. – 272 с.
- Готовность к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов/ Под ред. В. В. Слабодчикова. – Томск, 1992.
- Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и специальная психология. – М., 2001.
- Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Соколова. – М., 2002.
- Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. — СПб.: Дидактика – плюс, 2003.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1996.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей 1 года жизни. – М., 1981.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс 1, 2001.
- Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. – М., 2000.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб., 2004.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб. 2003.
- Каубиш В.К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией. –Ташкент, 1988.
- Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2002.
- Клиническая психология / Под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002. — 1312 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1996.
- Козлова С.И., Демикова Н.С., Семановаи др. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. –М.: Практика.– 1996. – 392 с.
- Коммер Р. Клиническая психология. – СПб., 2002.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
- Лакосина Н.Д. Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М., 1994.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980.
- Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.Б. Генетика для врачей.- М.: Медицина, – 1990. – 256 с.
- Личко А.Е. История глазами психиатра. – СПб., 1996. – 135с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
- Лурия А.Р. Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., 1997.
- Мариничева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
- Мастюкова Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. –М., 2004.
- Миссуловин Л. Я. Заикание: Особенности возникновения, течения и терапии. – СПб., 1999.
- Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб., 2000.
- Новоторцева Н.В. Словарь по специальной психологии. – Ярославль, 1999.
- Одинак М.М., Дыскин Д. Е. Эпилепсия: этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, медикаментозное лечение. – СПб.: Политехника, 1997. – 233 с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Основы дефектологии. – М., 1992.
- Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. – Киев, 1986.
- Симерницкая Э.Г. Бадалян Л. О. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии. – М.: Наука, 1986.
- Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.
- Специальная педагогика / Под ред. Л.Н.Назаровой. – М., 2000.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб., 1994.
- Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. – М., 2001.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы у детей. – М., 1996.
- Штульман Д.Р., Левин О.С. Справочник практического врача по неврологии. – М., 1999.
6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Проектор слайдов с набором слайдов по темам занятий, таблицы, схемы;
муляж черепа и головного мозга; ЭЭГ, КТ и МРТ больных, неврологические молоточки.
6.3. Методические указания студентам
При подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Невропатология» необходимо знать и выполнять следующие условия:
- Практические занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану в виде собеседования и выполнения практических заданий.
- Подготовка к практическому занятию заключается в изучении литературы, которая указана в библиографическом списке, повторении некоторых вопросов других дисциплин (анатомии, физиологии), изученных ранее и имеющих отношение к теме практического занятия.
- При проведении практического занятия студенты должны: ответить на вопросы, обозначенные в плане занятия. На практическом занятии проводится курация больных под руководством преподавателя по теме занятия.
- Работа студента на практическом занятии оценивается по пятибалльной шкале.
- При изучении дисциплины учитывается самостоятельная работа студента, предусмотренная учебным планом, которая должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и стимулировать к применению теоретических знаний на практике.
Самостоятельная работа заключается в конспектировании первоисточников и другой учебной литературы, проработке учебного материала с использованием учебной и научной литературы, подготовке к практическим занятиям.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).
При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на практических занятиях.
Вопросы для самостоятельной работы
- Филогенез и его основные направления.
- Этапы внутриутробного онтогенеза мозга.
- Понятие о высших корковых функциях.
- Учение А.Р. Лурия о трех блоках головного мозга.
- Общемозговые и менингеальные симптомы.
- Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс как интегративная система мозга.
- Регуляция сна и бодрствования.
- Гнозис. Виды агнозий.
- Праксис. Виды апраксий.
- Виды быстрых и медленных гиперкинезов.
- Синдром паркинсонизма и его варианты.
- Виды атаксий.
- Мультифакторные болезни.
- Роль стресса в детском возрасте.
- Наследственные заболевания с аутосомно-доминантным типом наследования.
- Наследственные заболевания с аутосомно-рецессивным типом наследования.
- Хромосомные аберрации аутосом и половых хромосом.
- Исходы перинатальной энцефалопатии.
- Возможная патология нервной системы в эмбриональном периоде.
- Возможная патология нервной системы в фетальном периоде.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, решения ситуационных задач, использования тестовых заданий. Курс неврологии завершается зачётом, который включает 2 этапа.
Первый этап — проверка знаний с применением компьютерных тестовых заданий. Второй этап — собеседование с использованием билетов.
Вопросы к зачету (экзамену)
- Значение невропатологии для специальной педагогики.
- Нейрон и глия. Синапс.
- Цитоархитектоника коры мозга.
- Строение чувствительной и двигательной нервной клетки.
- Схема анимальной рефлекторной дуги.
- Строение и функции нервной системы человека.
- Строение спинного мозга. Сегменты спинного мозга.
- Отделы головного мозга.
- Сенсорные и моторные проводящие пути спинного и головного мозга.
- Кортико-мускулярный путь.
- Филогенез НС и его основные направления.
- Этапы внутриутробного онтогенеза мозга.
- Развитие НС и возможная патология в эмбриональном периоде.
- Основные процессы и возможная патология фетального периода.
- Сущность постнатального онтогенеза НС.
- Понятие о высших корковых функциях.
- Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах, об относительной и динамической локализации функций в коре больших полушарий.
- Учение П.К. Анохина о саморегулирующихся функциональных системах и системогенезе.
- Учение А.Р. Лурия о трех блоках головного мозга.
- Функциональная асимметрия больших полушарий мозга.
- Область центральных извилин.
- Локализации функций в теменной доле головного мозга.
- Локализации функций в затылочной доле головного мозга.
- Локализации функций в височной доле головного мозга.
- Локализации функций в лобной доле головного мозга.
- Общемозговые и менингеальные симптомы.
- Очаговые симптомы нарушения психических функций.
- Очаговые симптомы нарушения вегетативно-висцеральных функций
- Очаговые симптомы нарушения анимальных функций.
- Понятие о пароксизмах и эпилептических припадках.
- Центральный и периферический парезы, принципы диагностики.
- Виды быстрых и медленных гиперкинезов.
- Паркинсонический синдром и его варианты.
- Виды атаксий.
- Расстройства темпа и ритма речи, заикание.
- Нарушения звукопроизношения: дислалии и дизартрии.
- Очаговые симптомы нарушения функции обонятельного анализатора.
- Очаговые симптомы нарушения функции системы зрительного анализатора.
- Очаговые симптомы нарушения функции системы глазодвигательных нервов, синдромы глазодвигательных расстройств.
- Очаговые симптомы нарушения функции сенсорной и моторной порциий тройничного нерва. Невралгия и невропатия тройничного нерва.
- Система лицевого нерва. Центральный и периферический парез мимической мускулатуры.
- Очаговые симптомы нарушения функции слухового анализатора.
- Псевдобульбарный и бульбарный параличи. Дифференциальная диагностика дизартрий.
- Очаговые симптомы нарушения функции системы добавочного нерва.
- Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс как интегративная система мозга.
- Трофотропная и эрготропная функции ЛРК. Регуляция сна и бодрствования.
- Синдром вегетативной дистонии и три его варианта.
- Виды нарушений сна и бодрствования. Значение биоритма для жизнедеятельности организма.
- Очаговые симптомы нарушения функции парасимпатической и симпатической НС.
- Синдромы поражения вегетативной иннервации глаза.
- Симптомы нарушения слюноотделительной и висцеральной иннервации.
- Виды гнозиса.
- Зрительная, зрительно-пространственная, слуховая и другие агнозии.
- Виды праксиса.
- Моторная, идеаторная и конструктивная апраксии.
- Виды речи.
- Нарушения гнозиса и праксиса устной и письменной речи. Афазия, алалия, дизлексия, дизграфия
- Синдромы поражения области центральных извилин.
- Синдромы поражения теменной доли.
- Синдромы поражения затылочной доли.
- Синдромы поражения височной доли.
- Синдромы поражения лобной доли.
- Общая характеристика и рубрификация заболеваний нервной системы.
- Понятие о наследственных, пре-перинатально-обусловленных и постнатальных заболеваниях.
- Мультифакториальные болезни.
- Виды наследственных заболеваний.
- Основные группы генетических заболеваний, протекающих с поражением НС.
- Виды поражений НС в эмбриональном и фетальном периодах.
- Этиологическая классификация перинатальных поражений мозга.
- Синдромальная классификация перинатальных поражений мозга и их последствий.
- Формы детского церебрального паралича.
- Этапы этиопатогенеза неврозов.
- Роль стресса в детском возрасте.
- Клиника и критерии диагностики неврозов.
- Дифференциальный диагноз неврозов.
- Принципы лечения и профилактики неврозов.
- Понятие об эпилептических припадках и эпилептической болезни.
- Виды парциальных и генерализованных припадков.
- Понятие об идиопатических и симптоматических формах эпилепсии.
- Принципы лечения эпилепсии.
3