Для студентов Группы ГД-41,ГД-42.

Вопросы для подготовки к экзамену (весна 2013)

1. Объект, предмет социологии управления, задачи, уровни управления.

2. Прикладные социологические исследования в социологии управления. Общая структура программы социсследования. Методологическая, методическая, организационная составляющие.

3. Методологический раздел программы: разведывательное (пилотажное исследование), описательное исследование, аналитическое исследование. Постановка цели, задачи, определение объекта, предмета исследования, интерпретация, постановка гипотезы.

4. Методический раздел программы исследования: выборочное исследование. Количественные методы (жесткие): анализ документов, наблюдение (открытое, закрытое, системное, случайное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное), соцопрос, анкета, интервью, бюджет времени, экзит – пол и т.д. (краткий обзор)

5. Методический раздел программы исследования: выборочное исследование. Качественные методы (мягкие): фокус — группа, кейс – стади, мозговой штурм, дельфийский метод, библиографический метод и т.д. (краткий обзор).

6. Организационный раздел программы: Кто такой анкетер? Что он делает? (Требования к анкетеру) Когда исследуем? Где наши респонденты? Смета для исследования.

7. Методы сбора первичной информации. Наблюдение. «Сильные и слабые» характеристики.

8. Контент – анализ. Требования, предъявляемые к качеству первичных документов. Классификации документов. «Сильные и слабые» характеристики.

9. Анкетирование (общее и особенное, «сильные и слабые» характеристики).

Опрос как метод исследования, его виды. Пилотажное исследование.

10. Интервью. Принцип подбора интервьюера. «Сильные и слабые» характеристики.

11. Анкета как важнейший инструментарий социсследования. Структура анкеты. Требования к анкетеру и к респондентам.

12. Понятие выборочного метода в социсследовании. Виды выборок. Генеральная совокупность. Репрезентативность. Многоступенчатый отбор.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

Глоссарий к теме: Информация – сведения о чем-либо; в отличие от знания, как правило, обезличена. Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).Выделяют: - эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы ...

13. Социология управления с древнейших времен до 30-40г. ХIХв.

14. Социология управления в классический период к. ХIХв. — н. ХХв. (О.Конт, К.Маркс, М.Вебер).

15. Научный менеджмент и социология управления. н.ХХ в. (Ф.Тейлор, Гилбрейт, Эмерсон, А.Файоль, Парк, Берджес).

16. Социология управления в теории человеческих отношений (Э.Мэйо, А.Маслоу, «Теория X-Y» Д.Мак – Грегора, «теория –Z” У.Оучи).

17. Социология управления в к. ХХв.(Т.Парсонс,Л.Козер,Р.Дарендорф,Г.Саймон).

18. Управление как сложный процесс в естественной, технической и социальной средах.

19. Специфика управления в обществе. Субъект, объект управления. Проект. Программа. Цель. Системный подход в социологии управления.

20. Функции управления в обществе. Уровни управления. Функциональный подход в социологии управления.

21. Социология управления и социальная политика.

22. Основные направления в социальной политике современного российского общества.

23. Социальная защита. Структура и типология. Социальная защита как институт социального управления.

24. Социальные институты (отечественные и зарубежные научные подходы) как механизмы управления обществом. Типы и функции социальных институтов.

25. Классификации социальных институтов управления по сферам жизнедеятельности общества.

26. Институты государственного управления. Функции. Цели. Субъект – объектные отношения.

27. Институты менеджмента.

28. Институты социального управления и их виды по трем уровням.

29. Пять классических подходов к понятию менеджмента.

30. Разновидности менеджмента (7).

31. Принципы управленческой деятельности (менеджмента)-9.

32. Методы управления: организационные, административные, экономические, социально – психологические.

33. Организация и ее структура: техническая, социальная, социотехническая.

34. Признаки организации-6.

35. Внешняя (фоновая и деловая) и внутренняя среда организации (разделение труда, технологии деятельности – (4), оргпорядок, отношения в коллективе).

36. Законы организации – (8).

37. Виды организации – (7): по способу возникновения, по правовому положению, по характеру внутренних контактов, по отношению к своим членам, по распределению власти, по особенностям функционирования, по целям).

23 стр., 11210 слов

Социально психологические аспекты управления персоналом

... управления персоналом. Многие ученые, исследователи социального управления и социально – психологических аспектов управления персоналом в частности, отмечают, что социальное управление ... управления персоналом. Как известно, на протяжении последних 100 лет место управления персоналом в системе менеджмента ... что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. ...

38. Организационная культура. Типы. Функции (7).

39. Объективные элементы оргкультуры: символика, цвет, торговый знак, торговая марка, интерьер, планировка помещений, стиль одежды.

40. Субъективные элементы оргкультуры: ценности, обряды, ритуалы, обычаи, философия, образы, легенды, мифы, лозунги, нормы, стиль поведения, традиции, менталитет, имидж.

41. Взаимодействие менеджмента и оргкультуры. Социальная ответственность: экономическая, правовая, этическая.

42. Типология оргкультур в теории У.Оучи-(3).

43. Оргкультура с ориентацией на людей или на материальные условия: бюрократическая, опекунская, праксиологическая, предпринимательская.

44. Теория предпринимательских оргкультур Дила – Кеннеди: торговля, выгодные сделки, инвестиционная, административная.

45. Теория оргкультур С.Хонди (Олимпийские боги).

46. Теория оргкультур по их отношению к женщинам.

47. Этносы.Этнические общности: сущность и основные формы. Процесс развития этносов.

48. Культура. Цивилизация. Восточная и Западная цивилизация.

49. Национализм и его формы; основные проявления воинствующего и защитного национализма.

50. Распад СССР. Основные причины проявления острых межэтнических, социально –экономических и политических проблем на территории бывшего СССР. Две тенденции в развитии национальных отношений: дифференциация и интеграция этносов в современных обществах.

51. Социальный коллектив. Команда. Признаки коллектива как малой социальной группы.

52. Классификации коллектива по составу: однородные — гомогенные, разнородные — гетерогенные, по правомому положению – официальные, неофициальные; по внутренним связям – формальные, неформальные; по временному фактору – постоянные, временные; по комплектованию – добровольные, принудительные; по колличеству членов – большие, средние, малые; по отношениям — первичные, вторичные.

53. Условия и пути формирования коллектива. Стадии становления. Социально – психологический климат. Сплоченность. Психологическое состояние.

54. Социальные роли в коллективе: координатор, генератор, контролер, шлифовальщик, энтузиаст, посредник, исполнитель, помощник. Конформизм, степень конформизма и его значение в управлении.

2 стр., 967 слов

Психологическая теория коллектива.

Традицией исследования коллектива в отечественной науке имеет два источника. 1.В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив - специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. 2.Активные ...

55. Кадры и персонал. Категории персонала. Оборот персонала. Структура персонала. Привлечение персонала. Методы отбора кадров: собеседование, целевое собеседование, анализ документов: личная анкета, резюме, характеристика, автобиография, рекомендации, тестирование, медосмотр.

56. Виды адаптации в коллективе: профессиональная, психофизиологическая, социально – психологическая. Управление процессом адаптации: знакомство с организацией, с подразделениями, с непосредственным коллективом, введение в должность.

57. Аттестация персонала: комиссией, руководителем. Объект, цель, этапы аттестации.

58. Деловая карьера. Мотивы служебного продвижения. Этапы деловой карьеры. Теория Вудкока-Френсиса.

59. Планирование карьеры. Карьерограмма. Горизонтальная карьера. «Карусель». Развитие персонала.

60. Способы высвобождения персонала: прекращение найма, сокращение рабочего дня, прекращение выдачи заказов, направление на учебу, внутренние венчуры, стимулирование ухода, аутплейсмент.

Для тех, кто пропускал семинары:

5февраля-диспут: «Свободная продажа оружия населению» : обзор по прессе

12.02.13 Что значит быть современным по монографиям или статьям проф. В.Т.Лисовского

19.02.13 Молодежная политика и молодежные организации в РФ и РБ.

26.02.13 Гражданин. Родина. Отечество. Гражданско-патриотическое воспитание: вчера и сегодня сравнительный анализ.

5 марта История Скаутов: зарубежная и российская

12.03.13. и 19.03.13-Репрессированные теоретики НОТ в советской науке 30-40гг. ХХвека (самостоятельная подготовка доклада).

26.03.13.Социальная семейная политика в РФ и РБ. анализ и сравнение.

2.апреля Институт отцовства. Институт детства. Институт материнства. Функции. Самоуправление. Социальная защита.

9.04.13.Роль психологических методов в управлении. По монографии «Психология рекламы».

16.04.13. НЛП и их техники

23. 04.13 Феномен власти.

4 стр., 1753 слов

Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета – это образование, идущее в ногу со временем!

Институт социального образования является структурным подразделением Уральского государственного педагогического университета. Он был создан в 1991 году и за прошедшие 20 лет институт превратился в мощный учебно-научный комплекс – первый из подразделений УрГПУ по количеству обучающихся в нем студентов. Высшее образование не может быть ориентировано только на образовательные услуги и научную ...

26. 04.13 Международная политика и теории ххв. (самостоятельная работа — реферат).