«Санкт-Петербургский государственный университет 6

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

культуры и искусств"

Факультет музееведения и экскурсоведения

Кафедра музеологии и культурного наследия

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Менеджмент и маркетинг в музейной работе

(наименование дисциплины)

Специальность 70 503.65 Музейное дело и охрана памятников

(код и наименование специальности по Общероссийскому классификатору по образованию, 2010 г.)

Квалификация выпускника музеевед

(квалификация выпускника в соответствии с ГОС)

Санкт-Петербург

2012

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_"__________201_г.,

протокол №_.

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «___"_______201_г., протокол № __.

Учебно-методический комплекс подготовили:

Соболева Е.С., канд. ист. наук, ст. преподаватель каф. музеологии и культурного наследия СПбГУКИ

Рецензенты:

________________________________________________________________

Рабочая программа дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейной работе», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по Федеральному компоненту цикла Специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Музейное дело и охрана памятников.

3 стр., 1141 слов

1. Методика преподавания психологии как учебная дисциплина, ее место и роль в системе псих-го образования

... учебного процесса, является рабочий учебный план и рабочая программа .Рабочий учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса, содержащий: перечень учебных дисциплин ... как учебный предмет широко представленна в педагогических специальностях,в ... охране труда.Приказы.План работы по охране труда и пожарной безопасности.Инструкции по охране ... положения к практическим делам. А это ...

Аннотация содержания дисциплины: Целями изучения данной учебной дисциплины являются: ознакомление с особенностями менеджмента в некоммерческой сфере, с основными принципами и методами менеджмента и маркетинга в музеях за рубежом и в России, подготовка специалиста к управленческой работе.

Рабочая программа дисциплины

  1. Выписка из ГОС ВПО

  1. Виды занятий и методы обучения.

В ходе обучения по данной учебной дисциплине применяются следующие методы: словесно-информационные, объяснительно-иллюстративные, игровые, имитационные.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 36 академических часов на очной форме обучения, 8 — на заочной.

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет 36 академических часов на очной форме обучения, 10 — на заочной.

Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет 98 академических часов на очной форме обучения, 152 — на заочной.

3. Цели и задачи учебной дисциплины

Целями изучения данной учебной дисциплины являются: ознакомление с основами менеджмента в сфере культуры, с методами маркетинга, паблик рилейшенз, рекламы в музейной сфере, особенностями управления музеями за рубежом и в России, подготовка специалиста к управленческой работе.

Задачами изучения данной учебной дисциплины являются:

  • Знакомство с особенностями менеджмента в сфере культуры.
  • Знакомство с принципами менеджмента и маркетинга в музее.
  • Знакомство с современными методами менеджмента в музеях мира и России.
  • Характеристика основных направлений с маркетинге музеев.
  • Характеристика современных тенденций музейного менеджмента.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные современные методы менеджмента музеев в России и мире;
  • специфический понятийный аппарат менеджмента, маркетинга;
  • специфику паблик рилейшенз, рекламы музеев;

Уметь:

  • пользоваться профессиональным терминологическим и понятийным аппаратом;
  • характеризовать основные направления маркетинговой деятельности музеев;

— профессионально ориентироваться в специфике и проблемах управления музеями;

Владеть:

  • навыками самостоятельного анализа и обобщения затронутых проблем;
  • навыками применения на практике полученных теоретических знаний.

Формы контроля.

Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: контроль посещаемости, оценка участия в семинарских занятиях, деловых играх, проверка тестов.

Формой итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины является: экзамен.

Учебно-тематический план дисциплины Очная форма обучения

п/п

Наименование раздела (темы)

Всего ак. час.

В том числе, ак. час.

Формы контроля

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

Практ. зан.

Малогруп. зан.

Инд. зан.

1.

Основные понятия менеджмента. Сущность и особенности музейного маркетинга. Концепция музейного маркетинга.

20

6

4-

--

--

--

10

Тест, устн. опрос

2.

Музейная продукция как товар. Основные методы продвижения и система сбыта музейной продукции.

24

4

6

--

--

--

14

Тест,

устн. опрос

3.

Изучение и структурирование нужд потребителя. Сегментация рынков в музейном маркетинге.

24

4

6

--

--

--

14

Тест,

доклад на семинаре

4.

Рекламная политика музея. Система PR в музее. Инструменты формирования имиджа музея. Брендинг музея.

26

6

4

-

-

-

16

Тест, доклад на семинаре

5.

Стратегическое планирование в музее и ассортиментная политика музея. Основные задачи фандрейзинга в музее.

22

4

4

-

-

-

14

Тест, устн. опрос

6.

Универсальные инструменты управления. Мотивация деятельности персонала. Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.

28

6

6

--

--

--

16

Тест, участие в игре

7.

Стили руководства и деловой коммуникации. Принципы профессиональной этики. Организационная культура в музее.

26

6

6

--

--

--

14

Тест, участие в игре

Промежуточный контроль

тест

Итоговый контроль:

экзамен

Итого:

170

36

36

--

--

--

98

Учебно-тематический план дисциплины Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела (темы)

Всего ак. час.

В том числе, ак. час.

Формы контроля

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

Практ. зан.

Малогруп. зан.

Инд. зан.

1.

Основные понятия менеджмента. Сущность и особенности музейного маркетинга. Концепция музейного маркетинга.

22

1

1

--

--

--

20

Тест, устн. опрос

2.

Музейная продукция как товар. Основные методы продвижения и система сбыта музейной продукции.

27

1

2

--

--

--

24

Тест,

устн. опрос

3.

Изучение и структурирование нужд потребителя. Сегментация рынков в музейном маркетинге.

26

1

1

--

--

--

24

Тест,

доклад на семинаре

4.

Рекламная политика музея. Система PR в музее. Инструменты формирования имиджа музея. Брендинг музея.

25

1

2

-

-

-

22

Тест, доклад на семинаре

5.

Стратегическое планирование в музее и ассортиментная политика музея. Основные задачи фандрейзинга в музее.

22

1

1

-

-

-

20

Тест, устн. опрос

6.

Универсальные инструменты управления. Мотивация деятельности персонала. Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.

25

2

1

--

--

--

22

Тест, участие в игре

7.

Стили руководства и деловой коммуникации. Принципы профессиональной этики. Организационная культура в музее.

23

1

2

--

--

--

20

Тест, участие в игре

Промежуточный контроль

тест

Итоговый контроль:

экзамен

Итого:

170

8

10

--

--

--

152

Содержание учебной дисциплины

4.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

1.

Основные понятия менеджмента. Сущность и особенности музейного маркетинга. Концепция музейного маркетинга.

Основные инструменты менеджмента в музее.

Сущность и особенности музейного маркетинга.

Окружающая среда маркетинга. Сущность и особенности музейного маркетинга. Функциональные задачи и принципы музейного маркетинга. Миссия и цели музея. Концепция музейного маркетинга. Основные задачи музейного маркетинга.

2.

Музейная продукция как товар. Основные методы продвижения и система сбыта музейной продукции.

Маркетинговые особенности музейной продукции. Система сбыта музейной продукции. Современные тенденции развития музеев. Принципы позиционирования товара на рынке. Ассортиментная политика музея. Ценообразование в условиях рынка. Продвижение комплексных музейных услуг. Система сбыта музейной продукции. Расширение ассортимента и объема дополнительных услуг.

3.

Изучение и структурирование нужд потребителя. Сегментация рынков в музейном маркетинге.

Рынки и методы их исследования. Изучение и структурирование нужд потребителя. Факторы динамизации потребности. Сегментация рынков в музейном маркетинге. Основные сегменты рынка потребителей музейной продукции. Методы исследования посетителей в музейном маркетинге. Динамика рынка и моделирование поведения потребителя.

4.

Рекламная политика музея. Система PR в музее. Инструменты формирования имиджа музея. Брендинг музея.

Коммуникационная политика музея. Сущность, элементы и базисные задачи рекламы. Основные элементы рекламы. Рекламная политика музея. Система PR в музее. Стратегия PR в музее. Задачи маркетинга событий в музее. Маркетинг партнерских отношений. Инструменты формирования имиджа музея. Брендинг музея.

5.

Стратегическое планирование в музее и ассортиментная политика музея. Основные задачи фандрейзинга в музее.

Стратегическое планирование в музее и виды перспективных планов. Модификации товарной политики музеев. Планирование продукции и ассортиментная политика музея. Роль бизнес-плана в управлении. Принципы оценки эффективности деятельности музея. Контроль в системе менеджмента. Модификации товарной политики музеев. Основные задачи фандрейзинга в музее. Новые стандарты менеджмента музея.

6.

Универсальные инструменты управления. Мотивация деятельности персонала. Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.

Учет индивидуальных особенностей личности и мотивация деятельности. Виды взаимодействия людей в коллективе. Основные формы делового общения. Конфликтные ситуации и способы их преодоления.

Проблемы руководства и лидерства в менеджменте. Мотивация персонала и стимулы к труду.

Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте. Способы психологической защиты руководителя.

7.

Стили руководства и деловой коммуникации. Принципы профессиональной этики. Организационная культура в музее.

Коммуникативные задачи менеджмента.

Организация как функция управления. Особенности делегирования полномочий и ответственности. Стили коммуникации. Принципы проектирования структуры управления. Типы организационных связей в системе менеджмента. Принципы профессиональной этики. Кодекс музейной этики ИКОМ. Авторские и смежные права в практике музея. Организационная культура в музее. Концепция организационной культуры.

Планы семинарских занятий

Семинар по модулю № 1.

Тема: Основные понятия менеджмента. Сущность и особенности музейного маркетинга. Концепция музейного маркетинга.

Основные вопросы:

  1. Основные инструменты менеджмента в музее.
  2. Базисные принципы маркетинга.
  3. Определение миссия музея.
  4. Элементы маркетинга музея.

Основная литература:

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс. — 1990. — 736 с.

Дополнительная литература:

  1. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. — Л. — 1991. — 256 с.
  2. Калякина А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики // Справочник руководителя учреждения культуры. — № 2, 2004.
  3. Котлер Ф. Маркетинг от, А до Я. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 211 с.
  4. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговый подход к управлению музеем // Кунсткамера: вчера, сегодня, завтра. — Вып.2. — СПб., 1997. — С.166−202.

Семинар по модулю № 2.

Тема: Музейная продукция как товар. Основные методы продвижения и система сбыта музейной продукции.

Основные вопросы:

  1. Виды музейной продукции.
  2. Системы сбыта музейной продукции.
  3. Методы формирования спроса на музейную продукцию.
  4. Расширение ассортимента дополнительных услуг музея.

Основная литература:

  1. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. — 2 изд. — СПб.: Лань. — 2003. — 528 с.

Дополнительная литература.

  1. Колбер Ф. и др. Маркетинг культуры и искусств. (пер. с англ. Л. Мочалова).

    Под ред. М. Наймарк. — СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. — 256 с.

  2. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  3. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Механизм формирования спроса на музейную продукцию // Музей XXI века: мечта и реальность. Мат-лы межрегиональной научно-практ. конф. 6−7 октября 1999 года. — СПб., 1999. — С. 133−136.

Электронные ресурсы:

  1. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. — 2011. — Вып. 1 (3).

    — С.8−19. Также — электронный ресурс. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii/1819

Семинар по модулю № 3.

Тема: Изучение и структурирование нужд потребителя. Сегментация рынков в музейном маркетинге.

Основные вопросы:

  1. Методы исследования маркетинга.
  2. Факторы динамизации потребности.
  3. Рынки: сфера деятельности музея.
  4. Основные сегменты рынка посетителей музея.

Основная литература:

  1. Управление музеем: практическое руководство / Ред. Патрик Дж. Бойлан. — Париж: ЮНЕСКО, 2004. (на русском языке — 2007).

    — 230 с.

Дополнительная литература:

  1. Дэбб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Менеджмент и маркетинг культуры. / Уч. пос. под ред. Болотниковой И.М.).

    — СПб.: СПбГУКИ, 2009. — 544 с.

  3. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговая политика музеев Швейцарии накануне нового тысячелетия // Триумф музея? СПб.: СПБГУ, 2005. С. 314−331. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Меценат, 2006, № 1-http://www.maecenas.ru/fresh/1_20062/20061_11.html

Семинар по модулю № 4.

Тема: Рекламная политика музея. Система PR в музее. Инструменты формирования имиджа музея. Брендинг музея.

Основные вопросы:

1. Реклама как элемент коммуникации музея.

2. Основные мероприятия ПР в музее.

3. Событийный маркетинг в музее.

4. Особенности формирования музейного бренда.

Основная литература:

  1. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? — М., 1990.

Дополнительная литература:

  1. Гэд Т., Розенкрейц А. Создай свой бренд. — СПб: Нева, 2004. — 192 с.
  2. Колбер Ф. и др. Маркетинг культуры и искусств. (пер. с англ. Л. Мочалова).

    Под ред. М. Наймарк. — СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. — 256 с.

  3. Музей и СМИ. Острые проблемы: Материалы Международного симпозиума. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2008. — 224 с.
  4. Назимко А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. — СПб.: Вершина, 2007. — 224 с.

Электронные ресурсы:

  1. Ассоциация менеджеров культуры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.amcult.ru/

Семинар по модулю № 5.

Тема: Стратегическое планирование в музее и ассортиментная политика музея. Основные задачи фандрейзинга в музее.

Основные вопросы:

1. Структура перспективного плана.

2. ПЭСТ- и СВОД-анализ как элемент стратегического планирования.

3. Структура маркетингового плана в музее.

4. Основные принципы фандрейзинга в музее.

Основная литература:

  1. Перспективное планирование: Руководство по созданию бизнес-планов, комплексному планированию и разработке планов для музеев и галерей / Пер. с англ. — М.: ИКОМ России, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Комлев Ю.Э. Музейный маркетинг в системе социально-культурного менеджмента / Ю.Э.Комлев: Санкт-Петерб. государственный университет культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2006. — 180 с.
  2. Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран. — СПб: Контрфорс, 1999. — 198 с.
  3. Тульчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: Фандрейзинг в сфере культуры. СПб.: СПБГАК, 1998. 108 с.
  4. Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу: рабочая модель по привлечению спонсоров/ Т. Шафф, Д. Шафф. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.

Электронные ресурсы:

  1. Хоу Фишер. Попечители и фандрейзинг: перед лицом суровой правды / Фишер Хоу // Психология управления.- 2007.- № 2.- С. 53 — 28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zaborov.ru/library/articles/psychologyofmanagement/article42/
  2. Шекова Е.Л. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга) // Некоммерческие организации в России. № 1, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dis.ru/nko/arhiv/2004/1/1.html

Семинар по модулю № 6.

Тема: Универсальные инструменты управления. Мотивация деятельности персонала. Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.

Основные вопросы:

  1. Формальное и неформальное лидерство.
  2. Виды общения и аргументации.
  3. Риски и принятие управленческих решений.
  4. Способы психологической защиты руководителя.

Основная литература:

  1. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Инфра. 1998.

Дополнительная литература.

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.

2. Лорд Б., Лорд Г. Д. Менеджмент в музейном деле. — М.: Логос. — 2002. — 256 с.

3. Социальная психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2005. — 160 с.

4. Фишер Р., Юри У. Путь к соглаcию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.

Электронные ресурсы:

  1. Платонов Ю.П. Приемы психологической защиты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mainjob.ru/publications/?view=8913

Семинар по модулю № 7.

Тема: Стили руководства и деловой коммуникации. Принципы профессиональной этики. Организационная культура в музее.

Основные вопросы:

  1. Профессии в музее.
  2. Методика формирования организационных структур в музее.
  3. Актуальные проблемы профессиональной этики в музее.
  4. Формирование организационной культуры музея.

Основная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика. — 1996. — 528 с.

Дополнительная литература.

  1. Кодекс музейной этики ИКОМ. — М.: ИКОМ России, 2007.
  2. Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 1999.
  3. Рыбак К.Е. Музейное право. — М.: Юристъ, 2005. — 288 с.
  4. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. — СПб.: Питер, 2001.

Электронные ресурсы:

  1. Рыбак К.Е. Актуальные вопросы музейного права: несанкционированное воспроизведение изображений музейных предметов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ifap.ru/pi/06/r06.htm

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

5.1. Словарь основных терминов

Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания или реализации определенного продукта или услуг.

Бренд — символ, раскрывающий суть объекта.

Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается ПР, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Логотип — оригинальное графическое начертание названия (в виде стилизованных букв и/или идеограмм).

Маркетинг (от англ. market — рынок) — раздел экономики, занимающийся проблемами производства и сбыта продукции.

Менеджмент — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Паблик рилейшнз (public relations) — планируемое продолжительное усилие, направленное на создание и поддержание доброжелательных отношений, взаимопонимания, основанных на правде и полной информированности. Это искусство и наука анализа тенденций, предсказание их последствий, выдачи рекомендаций руководству, организации и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности.

ПЭСТ-анализ — маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес фирмы.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Реклама (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

СВОД-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней (слабости, достоинства) и внешней (возможности, опасности) среды фирмы.

Система сбыта — комплекс элементов, посредством которых товар, произведенный фирмой, оказывается в конечном счете у промежуточного или конечного потребителя.

Событийный маркетинг — метод продвижения музея путем организации комплекса мероприятий по определенному поводу.

Спрос — потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Фандрейзинг — система поиска и аккумулирования финансовых средств;

Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга.

5.2. Список рекомендуемой литературы. Справочная литература

  1. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / ред. В.Л. Янин; Рос. ин-т культурологии. — М.: Прогресс: Рипол Классик, 2005. — Т. 1. — 416 с.; Т. 2. — 436 с.
  2. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. — 2009.- № 5.- С. 47−68.

Основная литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика. — 1996. — 528 с.
  2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Инфра. 1998.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс. — 1990. — 736 с.
  4. Лорд Б., Лорд Г. Д. Менеджмент в музейном деле. — М.: Логос. — 2002. — 256 с.
  5. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  6. Пул Д.Х. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран. СПб.: Контрфорс, 1999.
  7. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговый подход к управлению музеем // Кунсткамера: вчера, сегодня, завтра. — Вып.2. — СПб., 1997. — С.166−202.
  8. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. — 2011. — Вып. 1 (3).

    — С.8−19. Также — электронный ресурс. Режим доступа: http://history.spbu.ru/index.php?chpu=Voprosy_museologii/1819

  9. Тульчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: Фандрейзинг в сфере культуры. СПб.: СПБГАК, 1998. 108 с.
  10. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. — 2 изд. — СПб.: Лань. — 2003. — 528 с.
  11. Искусство в движении. Руководство по ввозу и вывозу культурных ценностей: Россия и Европейский Союз. — М.: ИКОМ России, 2007.
  12. Кодекс музейной этики ИКОМ. — М.: ИКОМ России, 2007.
  13. Перспективное планирование: Руководство по созданию бизнес-планов, комплексному планированию и разработке планов для музеев и галерей / Пер. с англ. — М.: ИКОМ России, 2006.
  14. Пособие для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей. — М.: ИКОМ России, 2002.
  15. Управление музеем: практическое руководство / Ред. Патрик Дж. Бойлан. — Париж: ЮНЕСКО, 2004. (на русском языке — 2007).

    — 230 с.

  16. Управление музеем — XXI век. Материалы для разработки и проведения тренингов ЮНЕСКО/ИКОМ для музейных специалистов (DVD).

    ЮНЕСКО, МАЭ РАН, 2009.

  17. Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (от 24.04.1996 г. № 54-ФЗ).

Дополнительная литература

  1. Абанкина Т.В. Стратегия привлечения средств в культурные некоммерческие проекты // Справочник руководителя учреждения культуры. — № 2, 2002. — С. 7−63.
  2. Андреева И. Музейный бизнес и маркетинговые исследования // Art-менеджер. — № 3, 2003.
  3. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. — Л. — 1991. — 256 с.
  4. Бизнес-планирование; Учебник. /Под ред. В.М. Попова, С.И. Лямупова. — М.: Финансы и статистика, 2007. 6- 71 с.
  5. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? — М., 1990.
  6. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: — Правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005. — 429 с.
  7. Болотников И.М., Майзель А.И. К вопросу об управлении проектами // Менеджмент. Наука. Образование. Культура. Сб. науч. тр. СПбГУКИ. — СПб., 2003.
  8. Буари Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. — М., Имидж-Контак/Инфра-М., 2001.
  9. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, план, структура. — М.: Дело, 2006.
  10. Гэд Т., Розенкрейц А. Создай свой бренд. — СПб: Нева, 2004. — 192 с.
  11. Домнин В.Н. Брендинг: Новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2002.
  12. Драгевич-Шешич М. Менеджмент в культуре // Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. — Новосибирск: TyGra, 2000.
  13. Дэбб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. — СПб.: Питер, 2001.
  14. Дейян А. Реклама. — СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003.
  15. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
  16. Золотова Л. Спонсорство и фандрейзинг в Российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта. — М.: Юрист, 2006.
  17. Калякина А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики // Справочник руководителя учреждения культуры. — № 2, 2004.
  18. Колбер Ф. и др. Маркетинг культуры и искусств. (пер. с англ. Л. Мочалова).

    Под ред. М. Наймарк. — СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. — 256 с.

  19. Комлев Ю.Э. Музейный маркетинг в системе социально-культурного менеджмента / Ю.Э.Комлев: Санкт-Петерб. государственный университет культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2006. — 180 с.
  20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ. Планирование. Внедрение. Контроль. — СПб., 1999.
  21. Котлер Ф. Маркетинг от, А до Я. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 211 с.
  22. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегия маркетинга исполнительских искусств. — М., 2005. — 215 с.
  23. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. — Уч. для студентов вузов. — М.: Логос, 2000.
  24. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес: Путеводитель по фандрейзингу. — М.: Классика XXI, 2005. — 156 с.
  25. Марков Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту. — СПб: Альфа, 2000. — 174 с.
  26. Маркетинг и управление брендом: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 174 с. (Серия «Дайджест McKinsey»)
  27. Менеджмент и маркетинг культуры. / Уч. пос. под ред. Болотниковой И.М.).

    — СПб.: СПбГУКИ, 2009. — 544 с.

  28. Музей и СМИ. Острые проблемы: Материалы Международного симпозиума. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2008. — 224 с.
  29. Назимко А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. — СПб.: Вершина, 2007. — 224 с.
  30. Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 1999.
  31. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и — искусства: уч. пос. / под ред. М.П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2009. 192 с.
  32. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 447 с.
  33. Рыбак К.Е. Музейное право. — М.: Юристъ, 2005. — 288 с.
  34. Скрибнер С.М. Как просить деньги, не падая в обморок. Перевод — Благотворительное об-во «Невский Ангел». — СПб., 1995.
  35. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Механизм формирования спроса на музейную продукцию // Музей XXI века: мечта и реальность. Мат-лы межрегиональной научно-практ. конф. 6−7 октября 1999 года. — СПб., 1999. — С. 133−136.
  36. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Опыт организации стратегического планирования музеев Великобритании // Управление предприятием в условиях рыночной экономики. — СПб.: МиФ, 2000. С- .167−178.
  37. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Концепция музейного маркетинга // Курьер Петровской Кунсткамеры. — Вып. 10−11. — СПб., 2004. — С.10−14.
  38. Социальная психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2005. — 160 с.
  39. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. — СПб.: Питер, 2001.
  40. Терминологический словарь-справочник по безопасности культурных ценностей / Сост. Душкина Л.И. (Отв. ред.), Гуцало С.С., Песковская Л.С., Принцев Н.А., Штыкова К.В. — М., 2001.
  41. Фишер Р., Юри У. Путь к соглаcию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.
  42. Шафф Т. Путеводитель по фандрайзингу: рабочая модель по привлечению спонсоров/ Т. Шафф, Д. Шафф. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.
  43. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. — М.: Юрист, 2002.

Электронные ресурсы

  1. Арт-менеджмент. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.top-manager.ru
  2. Ассоциация менеджеров культуры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.amcult.ru/
  3. ИКОМ России [Электронный ресурс] - Режим доступа: //
  4. Культура: библиотечная служба. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.culturalmanagement.ru/biblio/
  5. Кэлайф К. Что такое маркетинг в музее. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: www/museum.ru/N13006
  6. Платонов Ю.П. Приемы психологической защиты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mainjob.ru/publications/?view=8913
  7. Реклама и маркетинг в музейном деле. 2009. № 1. РГГУ, сайт кафедры музеологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: museolog.rsuh.ru/pdf/Leshchenko/museum_pr_and_management.pdf
  8. Рыбак К.Е. Актуальные вопросы музейного права: несанкционированное воспроизведение изображений музейных предметов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ifap.ru/pi/06/r06.htm
  9. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговая политика музеев Швейцарии накануне нового тысячелетия // Триумф музея? СПб.: СПБГУ, 2005. С. 314−331. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Меценат, 2006, № 1-http://www.maecenas.ru/fresh/1_20062/20061_11.html
  10. Хоу Фишер. Попечители и фандрейзинг: перед лицом суровой правды / Фишер Хоу // Психология управления.- 2007.- № 2.- С. 53 — 28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zaborov.ru/library/articles/psychologyofmanagement/article42/
  11. Шекова Е.Л. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга) // Некоммерческие организации в России. № 1, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dis.ru/nko/arhiv/2004/1/1.html

5. Образовательные технологии

В ходе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

Лекция

Семинары с элементами дискуссии

Деловая игра

Тестирование

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ п/п

Наименование

Количество

2.

Специализированная мебель и оргсредства:

Компьютер с проектором

1

Разработчики

Ст. преподаватель (

Соболева Е.С.

каф. Музеологии и культурного наследия.

_______________________

(занимаемая должность)

______________________

(ФИО)

________________________

(место работы)

Эксперты

начальник

(занимаемая должность)

(ФИО)

УМО

(место работы)

_______________________

(занимаемая должность)

______________________

(ФИО)

________________________

(место работы)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

«Менеджмент и маркетинг в музейной работе».

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета) по дисциплине

«Менеджмент и маркетинг в музейной работе».

  1. Основные инструменты менеджмента в музее.
  2. Сущность и особенности музейного маркетинга.
  3. Окружающая среда маркетинга.
  4. Функциональные задачи и принципы маркетинга.
  5. Изучение и структурирование нужд потребителя.
  6. Маркетинговые особенности музейной продукции.
  7. Музейная продукция как товар.
  8. Рынки и методы их исследования.
  9. Сегментация рынков в музейном маркетинге.
  10. Динамика рынка и моделирование поведения потребителя.
  11. Система сбыта музейной продукции.
  12. Продвижение музейной продукции.
  13. Методы исследования посетителей в музейном маркетинге.
  14. Ассортиментная политика музея.
  15. Задачи маркетинга событий в музее.
  16. Основные задачи музейного маркетинга.
  17. Стратегическое планирование в музее.
  18. Роль бизнес-плана в управлении.
  19. Принципы оценки эффективности деятельности музея.
  20. Контроль в системе менеджмента.
  21. Основные задачи фандрейзинга в музее.
  22. Сущность, элементы и базисные задачи рекламы.
  23. Рекламная политика музея.
  24. Система паблик рилейшнз в музее.
  25. Инструменты формирования имиджа музея.
  26. Роль комплекса гостеприимства в продвижении имиджа музее.
  27. Учет индивидуальных особенностей личности в менеджменте.
  28. Универсальные инструменты управления.
  29. Коммуникативные задачи менеджмента.
  30. Виды взаимодействия людей в коллективе. Стили коммуникации.
  31. Основные формы делового общения.
  32. Конфликтные ситуации и способы их преодоления.
  33. Процесс принятия и реализации управленческих решений в менеджменте.
  34. Способы психологической защиты руководителя.
  35. Мотивация персонала и стимулы к труду.
  36. Организация как функция управления.
  37. Типы организационных связей в системе менеджмента.
  38. Принципы проектирования структуры управления.
  39. Особенности делегирования полномочий и ответственности.
  40. Проблемы руководства и лидерства в менеджменте.
  41. Организационная культура в музее.
  42. Принципы профессиональной этики (по «Кодексу музейной этики ИКОМ»).
  43. Авторские и смежные права в практике музея.
  44. Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации «

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент и маркетинг в музейной работе».

Освоение каждой из тем, обозначенных в рабочей программе, предполагает аудиторную и самостоятельную работу студента.

Аудиторная работа подразумевает посещение лекций, ведение конспектов лекций, посещение семинаров и выступления на них. Ввиду того, что значительная часть часов аудиторной работы проходит в форме лекций, привлекаются новейшие материалы из области менеджмента музеев, рассматриваются разные примеры case studies, то приветствуется изложение на семинарах опыта, приобретенного студентами в ходе практики и посещения музеев самого разного профиля. Затрагиваются дискуссионные темы, вводятся основополагающие термины, необходимые для изучения дисциплины, характеризуются основные исследования, существующие по каждой из проблем, определяются наиболее значимые события в развитии данной профильной группы музеев в исторической ретроспекции.

Термины, названия музеев, годы их создания, этапы истории и эволюции музейного менеджмента, выделенные преподавателем на лекции, подлежат обязательному фиксированию в рабочий конспект студента. Конспект каждой лекции обязательно должен начинаться с фиксирования темы лекции, что в дальнейшем должно помочь студенту ориентироваться в нем при организации своей самостоятельной работы. Если у студента возникают вопросы по ходу лекции, ему необходимо их также фиксировать и задать преподавателю в конце лекции, когда будет выделено время на разъяснения и уточнения.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку к семинарам, текущему тестированию, итоговой аттестации — зачету. При организации самостоятельной работы студенту надлежит ориентироваться на рекомендованную литературу. В ходе самостоятельной работы с литературой студенту предлагается уточнять названия музеев, имена авторов теоретических и практических разработок, записанные на лекции, расширять информацию о них (в связи с чем во время лекции надлежит вести конспект, оставляя широкие поля).

Уточнению написания и толкования терминов, встречающихся в ходе освоения курса, может служить и Словарь основных терминов (см. Рабочую программу).

Также по темам, недостаточно изученным в ходе лекционных занятий или пропущенных по любой (в том числе уважительной) причине студенту необходимо самому сделать конспект с выделением основных понятий, названий, имен, завершив конспект выводом об особенностях развития музейного дела в тот или иной период.

Текущий контроль успеваемости студентов может осуществляться и в ходе тестирования, и в результате проведения ценностно-ориентированного контроля, в первую очередь на семинарах, проводимых в интерактивной форме. Основной формой проведения семинаров является имитация научной конференции, деловой игры. Подготовка к семинару предполагает, что каждый из студентов останавливает свой выбор на одном из вопросов, обозначенных в плане семинарского занятия. Из списка рекомендованной литературы студент выбирает публикации по данной теме. Желательно, чтобы это была литература и из списка основной, и из списка дополнительной. Материалы для своего выступления студент должен подготовить в письменной форме с обязательным указанием источника информации с фиксированием главы, раздела, параграфа, страниц, которые позволили изучить тему. Желательна подготовка презентации к выступлению, которая позволит сфокусировать внимание остальной группы на основных проблемах, терминах, названиях, именах, событиях. Желательно снабдить презентацию иллюстративным материалом. Однако надо иметь в виду, что презентация не должна быть излишне большой или перегруженной иллюстративным материалом — это может сделать менее понятной и очевидной позицию автора по рассматриваемому вопросу и не позволит ему соблюсти регламент выступления, обязательно устанавливаемый ведущими круглого стола.

Тестирование может быть организовано как по темам, несколько раз за семестр, так и в конце семестра. На каждый вопрос тестов предлагается три варианта ответа. Правильным может быть как один из предложенных вариантов, так и несколько, поэтому найдя один правильный ответ, студент должен обратить внимание на возможность достоверности и других вариантов. Тесты содержат вопросы по всем разделам изучаемого предмета, поэтому если тестирование проходит в конце семестра, студент должен быть готов отвечать одновременно на тесты по разным темам. В тестах делается акцент на знании фактического материала: названий, имен, специальных терминов, поэтому студенту надлежит тщательно готовиться к прохождению тестирования. Вопросы тестов составлены с учетом изучения студентом основной литературы по курсу и не содержат вопросов, требующих углубленного изучения одного из разделов. В случае, если тестовая программа дает отрицательный результат прохождения теста, его надлежит повторить (на тестирование каждого из студентов предлагается случайная выборка вопросов из подготовленных преподавателем по каждой теме).

Итоговая аттестация по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в музейной работе» проводится в форме зачета (см. «Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета) по дисциплине». В процессе ответа на вопрос студент должен продемонстрировать умение раскрыть основные особенности менеджмента в сфере культуры, прежде всего, музея в настоящий период. Кроме того, студент должен уметь иллюстрировать общие тенденции примерами, знать имена авторов ведущих разработок по теме, основополагающие документы, принятые международным музейным сообществом.

Руководство для преподавателя по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в музейной работе»

Учебный процесс по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в музейной работе» предполагает организацию аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. Аудиторная работа — это проведение лекций (36 часов) и семинарских занятий (36 часов).

Семинарские занятия проводятся параллельно с лекционными, дополняют и углубляют рассмотрение некоторых тем, либо составляют основу изучения отдельных проблем. Подготовке таких семинарских занятий надо уделить особое внимание. Помимо традиционной формы проведения семинаров с элементами дискуссии (доклады студентов с дальнейшими вопросами) часть семинарских занятий предлагается проводить в форме имитации научной конференции и деловой игры, которые помогут вовлечь в обсуждение проблем максимальное количество студентов и позволят им определить свои сильные и слабые стороны в сфере деловой коммуникации. Роль ведущего и тренера принимает на себя сам преподаватель. Определять каждую из тем доклада надлежит сообразно интересам самих студентов. Совместно с ними преподавателю необходимо определить и тех, кто выступит с вступительным докладом (содокладами), направляющим дискуссию по определенным направлениям. Степень участия каждого студента в семинарских занятиях надлежит оценивать.

Одной из форм оценки текущей успеваемости студента являются тестовые задания, обязательно выполняемые каждым студентом.

Наконец, последним слагаемым успеваемости студента станет его ответ на вопрос во время итогового экзамена. При ответе студента обязательно оценивается его способность строить логичный, грамотный рассказ, употреблять и уметь интерпретировать необходимые термины, называть имена ученых, изучавших те или иные аспекты музейной истории, теории и практики.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector