Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования продуктивной деятельности
1.1. Понятие продуктивной деятельности…………………………………5
1.2. Особенности формирования продуктивной деятельности у детей в норме…………………………………………………………………………….…9
1.3. Особенности формирования продуктивной деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………13
1.4. Методические подходы коррекционно-педагогической работы….16
Выводы по Главе 1
Глава 2. Коррекционно-педагогической работы по формированию продуктивной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта
2.1. Программа формирования продуктивных видов деятельности…..20
2.2. Игры, отвечающие за формирование понятий как
цвет, величина, форма, пространственных представлений целостное восприятие образов………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….
Введение
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушением интеллекта – является одной из задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Интеллект обычно определяют как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов — опыт, память, способность к научению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.
Изобразительная и конструктивная деятельности достаточно давно интересуют педагогов и психологов (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Е.А.Флерина и другие).
Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка. Некоторые авторы шли по линии психологического анализа процесса рисования, лепки, конструирования и аппликации (Э.Нейман, Н.М.Рыбников).
Следующая категория работ по изучению продуктивной деятельности дошкольников шла по линии измерения одаренности (Ф.Гуденаф).
Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические ...
... деятельности художественно одаренных дошкольников.............................................................................. 16 1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников............ 20 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ... психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – ... В течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью соответствующих ...
Здесь рекомендовалось использовать рисование, как тест на умственное развитие.
Продуктивные виды деятельности, с точки зрения их педагогической значимости, изучены еще недостаточно, хотя широко применяются в работе педагогов и психологов.
Методологической основой послужили работы проведенные в области развития и применения продуктивных видов деятельности в дошкольном образовательном учреждения А.П.Усова, Е.А.Флерина, Л.Ф.Бурлачук, В.И.Гарбузовым, А.Н.Давидчук, Я.Л.Коломерским, Т.С.Комаровой, Я.С.Соколовой, Д.Б.Эльконин и другими.
Цель курсовой работы – изучить особенности формирования продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературных источников о формировании продуктивного вида деятельности
2. Рассмотреть процесс становления и развития продуктивной деятельности у детей в пределах нормы и у детей с нарушениями интеллекта
3. Рассмотреть Программу формирования продуктивных видов деятельности
4. Разработать конспект занятия по рисованию, в подготовительной группе у детей с нарушением интеллекта
Объект исследования – дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования – процесс формирования продуктивной деятельности в процессе обучения у детей с нарушениями интеллекта……….
Список использованной литературы
1. Ахунджанова С.Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.//Дошкольное воспитание — 1983 — 36 — с.34-36
2. Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968
3. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
6. Гаврилушкина О П. Обучение изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (2-ой год обучения).
/ Сб. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 1976. — С. 34-40.
7. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности. // Дефектология. — 1975. — № 3. — С. 79—85.
8. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. / В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1984. — С. 47-64.
Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста ...
... деятельности детей в норме. 2. Изучить и проанализировать особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. 3. Предложить практические рекомендации по формированию игровой деятельности у умственно отсталых детей ... происходит, прежде всего, в игре... " Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный ...
9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1987.
10. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 1991.
11. Гальперин П.Я.Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии — Психология мышления — М., 1981
12. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
14. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М, Педагогическое общество России, 2007
15. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание — 2001 — 311 — с.29-40
16. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта / Под.ред. Воловец Т.В., Кутеповой Е.Н., М.: Российский университет дружбы народов, 2007. – 33 с.
17. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под.ред. Л.В. Кузнецовой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 480с.
18. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. — М.: Классика Стиль, 2004.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию \ под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой; М., 1979 г.
21. Мухина B.C. Возрастная психология. – М., 1997.
22. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
23. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.
24. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
26. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. – М., 1964.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.