АНКЕТА для учащихся V–VII классов

Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов

В 2015/2016 учебном году

(разработаны Министерством образования Республики Беларусь)

 

Один из наиболее эффективных способов предупреждения и преодоления употребления учащимися и студентами алкоголя, наркотических и психотропных веществ – это системная профилактическая работа, проводимая с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ в начале 2015/2016 учебного года необходимо:

— оформить информационный стенд «Уголок правовых знаний» в соответствии с рекомендациями Министерства образования (письмо Министерства образования от 13.07.2015 № 10-01-28/269);

— организовать целенаправленную информационно — разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей о необходимости своевременного выявления предрасположенности к аддиктивному поведению путем проведения психосоциального анкетирования;

— продолжить реализацию мероприятий Комплекса мер по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся;

— организовать системную работу по просвещению родителей несовершеннолетних обучающих с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, правоохранительных органов.

Справочно:

Примерная тематика мероприятий:«Наркотик – знак беды», «Спорт против наркотиков», «Права и ответственность в сфере распространения и употребления курительных смесей в Республике Беларусь», «Признаки употребления курительных смесей, особенности их влияния на организм ребенка», «Особенности общения с ребенком, оказание помощи при отравлении курительными смесями» и др.

Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.

13 стр., 6327 слов

55.Алкогольные и наркотические отравления.Патологические изменения ...

... связаны с галлюциногенами. Но поскольку галлюцинации вызывают ужас и панику, при употреблении этих веществ возможны различные неприятные ситуации. В 60-е годы XX века, в ... достижения желаемых эффектов дозу приходится постепенно увеличивать. При смешивании кокаина с алкоголем печень вырабатывает вещество кокаэтилен (этилкокаин), усиливающее действие кокаина и увеличивающее риск инфаркта. Абстинентный ...

Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.

Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).

Рекомендуется проведение психосоциального анкетирования в соответствии с методиками: для учащихся 5 – 7 классов «Анкета для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования», для 8 – 9 классов тест-опросник «Аддиктивная склонность», для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования и учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования опросник «Риск химической зависимости».

Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста четырнадцати лет, проводится только при наличии добровольного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»).

Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражают свое согласие на участие в таком анкетировании.

Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения о фамилии обучающего и его возрасте.

В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования (при положительном результате) руководителем учреждения передаются другому руководителю с соблюдением конфиденциальности имеющихся данных. Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося предрасположенность к аддиктивному поведению.

При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:

— использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;

— создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;

-обеспечение конфиденциальности (не допускается свободное общение между анкетируемыми).

Опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкцией по применению, выполнение которой должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.

Справочно:

Целесообразно, например, обратить внимание учащихся на инструкции к каждому вопросу: количество вариантов ответа, которые можно выбрать, отвечая на те или иные вопросы; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать респондентов, что они могут изменив свое решение зачеркнуть отмеченный номер и указать другой. Если выбирается вариант ответа «Другое», то в пустой строке после вопроса можно внести свой вариант ответа.

Должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), при получении положительного результата в обязательном порядке обучающегося вместе с родителями направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.

Информацию за подписью руководителя учреждения образования о результатах проведенного психосоциального анкетирования необходимо направлять в управления (отделы) образования ежегодно не позднее 1 декабря.

С обучающимися, предрасположенными к аддиктивному поведению, проводится коррекционная, тренинговая работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им.

Для организации коррекционной, тренинговой работы с обучающимися рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Справочно:

Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.

Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.

Для организации целенаправленной работы по формированию у учащихся 9 – 10 классов культуры здорового образа жизни рекомендуется использовать учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни», размещенную на национальном образовательном портале (http://adu.by/?p=201).

АНКЕТА для учащихся V–VII классов

Учреждений общего среднего образования

 

Уважаемые учащиеся!

Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один или несколько ответов, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком номера этих ответов. В строке «Другое (напишите)_____» Вы можете вписать свой вариант ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.

1. Как Вы относитесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):

    Положительно Нейтрально Отрицательно Затрудняетесь ответить
1. К курению
2. К употреблению алкогольных напитков
3. К употреблению наркотиков

 

2. Большинство Ваших сверстников, с которыми Вы общаетесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):

    Регулярно Иногда Никогда Не знаете
1. Курят сигареты
2. Употребляют легкие алкогольные напитки (пиво, джин-тоник)
3. Употребляют крепкие алкогольные напитки (водку и др.)
4. Употребляют наркотики

 

3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями(отметьте один вариант ответа в каждой строке):

  Утверждение Не согласен Затрудняюсь ответить Согласен
1. Не курить – это «круто»
2. Курение делает людей менее активными и менее энергичными
3. Курение – это напрасная трата денег
4. Курение опасно для здоровья
5. Курящий человек выглядит стильно
6. Курение – это напрасная трата времени
7. Курить – это «круто»
8. Курение делает подростков более интересными
9. У курильщиков зубы становятся желтыми
10. От курильщиков плохо пахнет
11. Курение – это для неудачников
12. Курение – не самое большое зло

Пробовали ли Вы когда-нибудь курить сигареты, даже если это была только одна или две затяжки?

1. Да 2. Нет

Если в вопросе № 4 Вы отметили вариант ответа «нет», то перейдите к вопросу № 6

5. Вы в первый раз попробовали курить, потому что(возможны несколько вариантов ответа):

1. Уступили сверстникам, чтобы не портить с ними отношения

2. Согласились на предложение знакомых

3. Всегда хотели быть первым во всем среди сверстников

4. Вместе со сверстниками сознательно хотели быстрее приобщиться к миру взрослых

5. Подумали, что «в этом нет ничего страшного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»

6. Было интересно попробовать

7. Другое (напишите)_____________________________________________________________

Употребляли ли (употребляете ли) Вы спиртные напитки?

1. Да 2. Нет

Если в вопросе № 6 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 11

7. Если Вы употребляли (употребляете) спиртные напитки, то укажите какие:

1. Крепкие алкогольные напитки: водку, коньяк и др. 2. Вино 3. Пиво 4. Шампанское 5. Алкогольные коктейли 6. Другое (напишите)________

8. Какие причины заставили Вас употребить алкоголь впервые?(возможны несколько вариантов ответа)

1. Любопытство 2. Желание почувствовать себя взрослым 3. Участие в семейном праздничном застолье (взрослые предложили или разрешили выпить вместе с ними) 4. Желание быть как все среди сверстников 5. Настойчивые предложения знакомых, друзей 6. Эмоциональные переживания, стресс 7. Стремление преодолеть застенчивость, стать более раскованным 8. Другое (напишите) _____________

9. Как часто Вы употребляете алкоголь?(отметьте один вариант ответа в каждой строке)

    Несколько раз в неделю 1 раз в неделю 2-3 раза в месяц 1 раз в месяц Реже 1 раза в месяц
1. Слабоалкогольные напитки (пиво и др.)
2. Крепкие алкогольные напитки

10. Почему Вы употребляете алкогольные напитки?(возможны несколько вариантов ответа)

1. Чтобы расслабиться, снять напряжение 2. Чтобы чувствовать себя более уверенно, раскованно в общении с другими 3. Чтобы поднять настроение 4. Это принято в среде друзей, с которыми Вы общаетесь (за компанию) 5. Это принято в Вашей семье 6. Другое (напишите) __________________

Пробовали ли Вы какие-либо наркотические препараты?

1. Да 2. Нет

 

Если в вопросе № 11 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 14

Для УЧАЩихСЯ X–XI классов УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ и учреждений, реализующих программы ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемые обучающиеся!

Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один ответ, который соответствует Вашему мнению, и обведите кружком номер ответа. Необходимо отметить один ответ в каждой строке.

 

Утверждение Никогда Иногда Затрудняюсь ответить Часто Всегда
1. Бывает, что Вы ссоритесь с родителями
2. Бывает, что Вам так и хочется выругаться
3. Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня
4. Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание
5. Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе, и Вы прячете свое лицо под «маской»
6. Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях
7. Вам присуще поступать под влиянием чувств
8. Вам тяжело бороться со своими привычками
9. Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными
10. Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться
11. Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома
12. Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей
13. Вы в какой-то растерянности: все спуталось, смешалось
14. Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке
15. Вы нарушаете закон или установленные правила
16. Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила
17. Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни
18. Вы любите, когда вам подробно объясняют что и как следует делать
19. Вы не всегда говорите правду
20. Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными
21. Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас
22. Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться
23. Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга
24. Вы обсуждаете свои дела с родителями
25. Вы точный и аккуратный человек
26. Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений
27. Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая
28. Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом
29. Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется
30. Вы просто не уважаете себя
31. Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать
32. Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков
33. Вы стараетесь не думать о своих проблемах
34. Ваши родители жалуются кому-то на Вас
35. Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах
36. Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни
37. Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим
38. Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать
39. Вы ругаете себя за поспешные решения
40. Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом
41. Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным
42. Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились
43. Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете
44. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни
45. Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним
46. Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь
47. Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом
48. Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие
49. Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено
50. Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого
51. Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится
52. Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте
53. Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо
54. Увлекаетесь лекарствами, когда заболеете
55. У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир
56. Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак»
57. У Вас мало собственных убеждений и правил

 

Пересчитайте прямые и обратные утверждения.

Прямые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57.

Обратные: 10,16, 18, 24, 25, 27, 31, 32, 36, 38, 46, 52.

В обратных утверждениях 1 следует считать как 5, 2 – как 4, 5 – как 1, 4 – как 2.

Суммируйте баллы.

Результат свыше 150 баллов указывает на отнесение к «группе риска» формирования химической зависимости.

 

Управление (отдел) образования,

спорта и туризма

О результатах

психосоциального анкетирования

в учреждении образования №

 

  Число детей, обучающихся в учреждении образования Число детей, принявших участие в анкетировании Процент охвата
5 класс      
6 класс      
7 класс      
8 класс      
9 класс      
10 класс/1 курс      
11 класс/2 курс      
3 курс      
Всего

Анализ охвата несовершеннолетних анкетированием показал, что ________ обучающихся учреждений образования отказались принять участие в анкетировании по следующим причинам:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

По результатам проведенного исследования выявлено _______ несовершеннолетних, предрасположенных к аддиктивному поведению.

  Число детей, принявших участие в анкетировании Число детей, предрасположенных к аддиктивному поведению
5 класс    
6 класс    
7 класс    
8 класс    
9 класс    
10 класс /1 курс    
11 класс/ 2 курс    
3 курс    
Всего

 

Руководитель

учреждения образования

 

Контактная информация исполнителя