Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов
В 2015/2016 учебном году
(разработаны Министерством образования Республики Беларусь)
Один из наиболее эффективных способов предупреждения и преодоления употребления учащимися и студентами алкоголя, наркотических и психотропных веществ – это системная профилактическая работа, проводимая с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению психоактивных веществ в начале 2015/2016 учебного года необходимо:
— оформить информационный стенд «Уголок правовых знаний» в соответствии с рекомендациями Министерства образования (письмо Министерства образования от 13.07.2015 № 10-01-28/269);
— организовать целенаправленную информационно — разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей о необходимости своевременного выявления предрасположенности к аддиктивному поведению путем проведения психосоциального анкетирования;
— продолжить реализацию мероприятий Комплекса мер по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся;
— организовать системную работу по просвещению родителей несовершеннолетних обучающих с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, правоохранительных органов.
Справочно:
Примерная тематика мероприятий:«Наркотик – знак беды», «Спорт против наркотиков», «Права и ответственность в сфере распространения и употребления курительных смесей в Республике Беларусь», «Признаки употребления курительных смесей, особенности их влияния на организм ребенка», «Особенности общения с ребенком, оказание помощи при отравлении курительными смесями» и др.
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.
55.Алкогольные и наркотические отравления.Патологические изменения ...
... связаны с галлюциногенами. Но поскольку галлюцинации вызывают ужас и панику, при употреблении этих веществ возможны различные неприятные ситуации. В 60-е годы XX века, в ... достижения желаемых эффектов дозу приходится постепенно увеличивать. При смешивании кокаина с алкоголем печень вырабатывает вещество кокаэтилен (этилкокаин), усиливающее действие кокаина и увеличивающее риск инфаркта. Абстинентный ...
Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Рекомендуется проведение психосоциального анкетирования в соответствии с методиками: для учащихся 5 – 7 классов «Анкета для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования», для 8 – 9 классов тест-опросник «Аддиктивная склонность», для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования и учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования опросник «Риск химической зависимости».
Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста четырнадцати лет, проводится только при наличии добровольного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»).
Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражают свое согласие на участие в таком анкетировании.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения о фамилии обучающего и его возрасте.
В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования (при положительном результате) руководителем учреждения передаются другому руководителю с соблюдением конфиденциальности имеющихся данных. Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося предрасположенность к аддиктивному поведению.
При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:
— использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;
— создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;
-обеспечение конфиденциальности (не допускается свободное общение между анкетируемыми).
Опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкцией по применению, выполнение которой должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.
Справочно:
Целесообразно, например, обратить внимание учащихся на инструкции к каждому вопросу: количество вариантов ответа, которые можно выбрать, отвечая на те или иные вопросы; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать респондентов, что они могут изменив свое решение зачеркнуть отмеченный номер и указать другой. Если выбирается вариант ответа «Другое», то в пустой строке после вопроса можно внести свой вариант ответа.
Должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), при получении положительного результата в обязательном порядке обучающегося вместе с родителями направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
Информацию за подписью руководителя учреждения образования о результатах проведенного психосоциального анкетирования необходимо направлять в управления (отделы) образования ежегодно не позднее 1 декабря.
С обучающимися, предрасположенными к аддиктивному поведению, проводится коррекционная, тренинговая работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им.
Для организации коррекционной, тренинговой работы с обучающимися рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Справочно:
Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.
Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.
Для организации целенаправленной работы по формированию у учащихся 9 – 10 классов культуры здорового образа жизни рекомендуется использовать учебную программу факультативных занятий «Культура здорового образа жизни», размещенную на национальном образовательном портале (http://adu.by/?p=201).
АНКЕТА для учащихся V–VII классов
Учреждений общего среднего образования
Уважаемые учащиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один или несколько ответов, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком номера этих ответов. В строке «Другое (напишите)_____» Вы можете вписать свой вариант ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.
1. Как Вы относитесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
Положительно | Нейтрально | Отрицательно | Затрудняетесь ответить | ||
1. | К курению | ||||
2. | К употреблению алкогольных напитков | ||||
3. | К употреблению наркотиков |
2. Большинство Ваших сверстников, с которыми Вы общаетесь(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
Регулярно | Иногда | Никогда | Не знаете | ||
1. | Курят сигареты | ||||
2. | Употребляют легкие алкогольные напитки (пиво, джин-тоник) | ||||
3. | Употребляют крепкие алкогольные напитки (водку и др.) | ||||
4. | Употребляют наркотики |
3. Согласны ли Вы со следующими утверждениями(отметьте один вариант ответа в каждой строке):
Утверждение | Не согласен | Затрудняюсь ответить | Согласен | |
1. | Не курить – это «круто» | |||
2. | Курение делает людей менее активными и менее энергичными | |||
3. | Курение – это напрасная трата денег | |||
4. | Курение опасно для здоровья | |||
5. | Курящий человек выглядит стильно | |||
6. | Курение – это напрасная трата времени | |||
7. | Курить – это «круто» | |||
8. | Курение делает подростков более интересными | |||
9. | У курильщиков зубы становятся желтыми | |||
10. | От курильщиков плохо пахнет | |||
11. | Курение – это для неудачников | |||
12. | Курение – не самое большое зло |
Пробовали ли Вы когда-нибудь курить сигареты, даже если это была только одна или две затяжки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 4 Вы отметили вариант ответа «нет», то перейдите к вопросу № 6 |
5. Вы в первый раз попробовали курить, потому что(возможны несколько вариантов ответа):
1. Уступили сверстникам, чтобы не портить с ними отношения
2. Согласились на предложение знакомых
3. Всегда хотели быть первым во всем среди сверстников
4. Вместе со сверстниками сознательно хотели быстрее приобщиться к миру взрослых
5. Подумали, что «в этом нет ничего страшного, всегда можно будет потом отказаться от сигареты»
6. Было интересно попробовать
7. Другое (напишите)_____________________________________________________________
Употребляли ли (употребляете ли) Вы спиртные напитки?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 6 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 11 |
7. Если Вы употребляли (употребляете) спиртные напитки, то укажите какие:
1. Крепкие алкогольные напитки: водку, коньяк и др. 2. Вино 3. Пиво | 4. Шампанское 5. Алкогольные коктейли 6. Другое (напишите)________ |
8. Какие причины заставили Вас употребить алкоголь впервые?(возможны несколько вариантов ответа)
1. Любопытство 2. Желание почувствовать себя взрослым 3. Участие в семейном праздничном застолье (взрослые предложили или разрешили выпить вместе с ними) 4. Желание быть как все среди сверстников | 5. Настойчивые предложения знакомых, друзей 6. Эмоциональные переживания, стресс 7. Стремление преодолеть застенчивость, стать более раскованным 8. Другое (напишите) _____________ |
9. Как часто Вы употребляете алкоголь?(отметьте один вариант ответа в каждой строке)
Несколько раз в неделю | 1 раз в неделю | 2-3 раза в месяц | 1 раз в месяц | Реже 1 раза в месяц | ||
1. | Слабоалкогольные напитки (пиво и др.) | |||||
2. | Крепкие алкогольные напитки |
10. Почему Вы употребляете алкогольные напитки?(возможны несколько вариантов ответа)
1. Чтобы расслабиться, снять напряжение 2. Чтобы чувствовать себя более уверенно, раскованно в общении с другими 3. Чтобы поднять настроение | 4. Это принято в среде друзей, с которыми Вы общаетесь (за компанию) 5. Это принято в Вашей семье 6. Другое (напишите) __________________ |
Пробовали ли Вы какие-либо наркотические препараты?
1. Да 2. Нет
Если в вопросе № 11 Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 14
Для УЧАЩихСЯ X–XI классов УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ и учреждений, реализующих программы ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые обучающиеся!
Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите один ответ, который соответствует Вашему мнению, и обведите кружком номер ответа. Необходимо отметить один ответ в каждой строке.
№ | Утверждение | Никогда | Иногда | Затрудняюсь ответить | Часто | Всегда |
1. | Бывает, что Вы ссоритесь с родителями | |||||
2. | Бывает, что Вам так и хочется выругаться | |||||
3. | Бывает, что Вы откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня | |||||
4. | Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас внимание | |||||
5. | Вам не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой Вы, что у Вас на душе, и Вы прячете свое лицо под «маской» | |||||
6. | Вам присуще в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях | |||||
7. | Вам присуще поступать под влиянием чувств | |||||
8. | Вам тяжело бороться со своими привычками | |||||
9. | Вас легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильными | |||||
10. | Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться | |||||
11. | Ваши манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома | |||||
12. | Вы бы расстроились, если бы пришлось переезжать в новое место и заводить там новых друзей | |||||
13. | Вы в какой-то растерянности: все спуталось, смешалось | |||||
14. | Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке | |||||
15. | Вы нарушаете закон или установленные правила | |||||
16. | Вы любите говорить людям о том, что нужно соблюдать правила | |||||
17. | Вы любите ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни | |||||
18. | Вы любите, когда вам подробно объясняют что и как следует делать | |||||
19. | Вы не всегда говорите правду | |||||
20. | Вы не любите, когда у Вас с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными | |||||
21. | Ваши родители обладают недостаточной терпеливостью в отношении Вас | |||||
22. | Вы не очень надежны, на Вас не стоит полагаться | |||||
23. | Вы обожаете узнавать заранее, что вам подарят или чем закончится непрочитанная книга | |||||
24. | Вы обсуждаете свои дела с родителями | |||||
25. | Вы точный и аккуратный человек | |||||
26. | Вы отмечаете за собой некоторую поспешность в принятии решений | |||||
27. | Вы отмечаете за собой склонность говорить не думая | |||||
28. | Вы предпочитали бы быть артистом эстрады, нежели врачом | |||||
29. | Вы привыкли много есть, даже если не очень хочется | |||||
30. | Вы просто не уважаете себя | |||||
31. | Вы склонны к тщательному предварительному обдумыванию того, что хотите сделать | |||||
32. | Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков | |||||
33. | Вы стараетесь не думать о своих проблемах | |||||
34. | Ваши родители жалуются кому-то на Вас | |||||
35. | Вы считаете, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах | |||||
36. | Вы считаете, что делаете то, что должны делать в жизни | |||||
37. | Вы считаете, что каждый человек от чего-то зависим | |||||
38. | Вы умеете вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать | |||||
39. | Вы ругаете себя за поспешные решения | |||||
40. | Вы чувствуете беспомощность. Вам нужно, чтобы кто-нибудь был рядом | |||||
41. | Вы чувствуете вялость, апатию: все, что раньше волновало Вас, стало безразличным | |||||
42. | Ваши родители хотели бы, чтобы Вы стали другим, изменились | |||||
43. | Вы чувствуете себя порою настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете | |||||
44. | Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни | |||||
45. | Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, то Вы присоединились бы к ним | |||||
46. | Если Вам что-то сильно досаждает, то, по-вашему, лучше стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь | |||||
47. | Если Вы сделаете что-нибудь не так, Ваши родители постоянно и везде говорят об этом | |||||
48. | Вы говорите глупости только для того, чтобы посмотреть, что на это скажут другие | |||||
49. | Вы переходите улицу там, где Вам удобно, а не там, где положено | |||||
50. | Когда вам нужно сделать что-то по дому, Вы просто не делаете этого | |||||
51. | Когда Вы должны что-то осуществить, Вас охватывает страх перед провалом: вдруг не получится | |||||
52. | Прежде, чем высказать что-то приятелям, Вы должны убедиться в собственной правоте | |||||
53. | Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо | |||||
54. | Увлекаетесь лекарствами, когда заболеете | |||||
55. | У Вас такое чувство, что Вы злитесь на весь мир | |||||
56. | Характеристика «симпатичный, приятный человек» подходит Вам больше, чем «надежный вожак» | |||||
57. | У Вас мало собственных убеждений и правил |
Пересчитайте прямые и обратные утверждения.
Прямые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57.
Обратные: 10,16, 18, 24, 25, 27, 31, 32, 36, 38, 46, 52.
В обратных утверждениях 1 следует считать как 5, 2 – как 4, 5 – как 1, 4 – как 2.
Суммируйте баллы.
Результат свыше 150 баллов указывает на отнесение к «группе риска» формирования химической зависимости.
Управление (отдел) образования,
спорта и туризма
О результатах
психосоциального анкетирования
в учреждении образования №
Число детей, обучающихся в учреждении образования | Число детей, принявших участие в анкетировании | Процент охвата | |
5 класс | |||
6 класс | |||
7 класс | |||
8 класс | |||
9 класс | |||
10 класс/1 курс | |||
11 класс/2 курс | |||
3 курс | |||
Всего |
Анализ охвата несовершеннолетних анкетированием показал, что ________ обучающихся учреждений образования отказались принять участие в анкетировании по следующим причинам:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
По результатам проведенного исследования выявлено _______ несовершеннолетних, предрасположенных к аддиктивному поведению.
Число детей, принявших участие в анкетировании | Число детей, предрасположенных к аддиктивному поведению | |
5 класс | ||
6 класс | ||
7 класс | ||
8 класс | ||
9 класс | ||
10 класс /1 курс | ||
11 класс/ 2 курс | ||
3 курс | ||
Всего |
Руководитель
учреждения образования
Контактная информация исполнителя