Анализ психологических особенностей конфликта в женском коллективе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТА В ЖЕНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6

1.1. Методические подходы к изучению конфликтных ситуаций 6

1.2. Особенности группового поведения в женском коллективе 24

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 46

2.1. Подходы к женским коллективам в зависимости от социальной среды 46

2.2. Эмпирическое исследование конфликтных ситуаций 49

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 55

3.1. Этапы исследования и анализ результатов 55

3.2. Рекомендации 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что даже в самом дружном коллективе иногда возникают конфликты. Считается, что женщины более эмоционально воспринимают происходящее, нежели мужчины, они более импульсивны и в общении на работе. Одновременно в женском коллективе существует меньшая конкуренция между сотрудницами — они, скорее, расположены кооперироваться, всячески друг друга поддерживать, разделять обязанности. И «женские» конфликты несколько отличаются от «мужских»: известно, что женщины обычно более осторожны и при конфликте редко доходят до крайних мер. Если женщина с кем-то конфликтует, то ее реакцией будет эмоциональное неприятие «обидчика», бойкот, и в меньшей степени — прямая агрессия.

Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере. Приходя на новую работу, женщины обычно пытаются сначала установить эмоциональные связи с коллегами и только после этого полностью включаются в трудовой процесс. Удовлетворенность отношениями в коллективе становится при этом одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом в целом. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам).

9 стр., 4031 слов

Психологические особенности женщины-руководителя: анализ, проблемы, пути решения

... , в частности роли женщины-руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышения ... , в большинстве ситуаций фирме или компании сможет помочь именно, например, женская интуиция, анализ или внимание к деталям. В целом, можно сказать, что ...

При осуществлении управленческих решений женщины-подчиненные обращают внимание не только на содержание, смысл решения, но еще и в значительной мере на форму, в которой это решение до них доводится. Решения должен принимать руководитель (что воспринимается естественно: кто-то же должен принимать решения), но это решение должно быть по форме демократичным (хорошо, если руководитель посоветовался, выслушал мнения членов коллектива).

И разумеется, донести его до коллектива следует вежливым, корректным образом. Грубое по форме решение отторгается независимо от того, насколько оно целесообразно. Аналогично отношение к замечаниям со стороны начальства. Женщины-подчиненные чувствительны к унижению, грубому (пусть даже и справедливому, с точки зрения руководителя) порицанию. Грубое порицание практически всегда воспринимается женщиной как несправедливое, независимо от его содержания.

Отношения руководителя с подчиненными в женском коллективе должны быть не только теплыми, но и ровными со всеми. Дело в том, что в чисто женском коллективе конкуренция проявляется несколько по-иному, чем в мужском. Настроенные на взаимную поддержку, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (к «невинно пострадавшим» от гнева руководства), и нередко начинают выказывать неприязнь тем, кому «вдруг незаслуженно повезло» — это может вызывать зависть. Соответственно, на женский коллектив нельзя механически переносить способы стимулирования, работающие в мужском коллективе. Следует также очень осторожно вводить элементы соревнования, чтобы не разрушить существующую в коллективе систему отношений. Если руководство выделяет некоторых подчиненных, такой жест должен быть хорошо обоснованным, иначе он может быть воспринят как потакание любимчикам.

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии. История развития социальной психологии. Специфика научного исследования в социальной психологии

... , структура социальной психологии 2 2. История развития социальной психологии 3 3. Специфика научного исследования в социальной психологии 4 4. ... групп (нации, страны); 2) личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт ... с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и ...

Эта проблема изучается потому, что необходимо оптимизировать ход конфликта в женском коллективе и снизить его негативные последствия.

Цель данной дипломной работы — проанализировать психологические особенности конфликтов и пути их разрешения">особенности протекания конфликта в женских коллективах городских и сельских ДОУ.

Объект исследования: психологические особенности конфликта в женском коллективе.

Предмет исследования: причины возникновения и протекание конфликтных ситуаций в женском коллективе.

Гипотеза: Предполагаем, что причина протекания конфликтов в женских коллективах зависит от социальных факторов городской и сельской местности, поэтому будет существенно отличаться. После исследования выявим значимость различий.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ изучения конфликтных ситуаций.

2. Выявить особенности группового поведения женского коллектива.

3. Проанализировать особенности протекания конфликтов в сельских и городских коллективах ДОУ.

4. Разработать рекомендации для разрешения конфликтов.

Этапы исследования:

1. Анализ психолого — педагогической и методической литературы по данной тематике.

11 стр., 5297 слов

Объект исследования — супружеские конфликты

... .Выявить способы регулирования конфликтов Глава I.Теоретические основы исследования конфликтов в супружеских отношениях 1.1.Понятие «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии Конфликт - это осознанное столкновение ... .86-90. 12. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992. 13. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992. 14. Сысенко В ...

2. Формирование выборки.

3. Проведение методик.

4. Формулирование выводов.

База исследования: городское ДОУ № 109 и сельское ДОУ № 23 .

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы

2. Тестирование (Методика оценки психологического климата в коллективе и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса).

3. Наблюдение .

4. Беседа.

База исследования: в исследование принимали участие педагоги — 32 человека.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе психологов в сфере работы с женским коллективом.

Структура работы:

1. Введение

2. Три взаимосвязанных главы

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграшенков А. Психология на каждый день. — М., 1997.

2. Андреев В.И. Конфликтология. — М., 1995.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.

5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.

6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2000.- 551 с.

7. Баныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать?//Воспитание школьников, март — апрель, 1997.

8. Бородкин Ф., Корян Н. Внимание: конфликт. — Новосибирск., 1989.

9. Волков И.П. Социометрические методы в социально — психологических исследованиях./ Под ред. И.С. Яворской. Издательство ЛГУ. 1970. — 88 с.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.

11. Данцов А.И. Психология коллектива. М.: Знак Почета изд — во МГУ. 1984. — 207 с. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.

12. Деркач А., Калинин И., Синягин Ю. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. Москва. РАГС. 1999. С.254−256.

2 стр., 900 слов

Этика. Психология. Конфликтология

... , А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. 2. Бороздина Г.В. Психология Делового общения: учебное пособие / Г.В ... не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают ...

13. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. М. 1993.

14. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие.--М.: Гарадарики, 2001.

15. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

16. Женское предпринимательство: мотивация, положение, перспективы. Итоговый доклад для Комиссии ЕС. М.: ИНИОН РАН, 1992.

17. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Хащенко Н.Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива М. ИПАН, 1989.

18. Журавлёв В.И. Основы конфликтологии. — М., 1995.

19. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1990.

20. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. — М., 1978.

21. Клецина И.С. От психологии пола — к гендерным исследованиям психологии./ Вопросы психологии. 2003, № 1. — С. 61 — 78.

22. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. — Ярославль, 1992.

23. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.

24. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. — М., 1994

25. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 2000.

26. Конфликтология. Лекции /Сост. Войтова С.А., Зубань Е.Н. — М., 1992.

27. Конфликтология.- Ростов-на-Дону., 2000.

28. Конфликтология: Серия учебники и учебные пособия. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2000. — 320 с.

29. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Г. М. Потанин. А.И. Сахаров — М., 1990.

30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. — М., 1992.

31. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд — во Союз, 2002. — 576 с.

32. Немов Р.С. Психология образования. — М., 1998.

33. Общая, социальная, юридическая психология. Учебное пособие для вузов. — М.: Изд — во ПРИОР, 2002. — 400с.

34. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994.

11 стр., 5010 слов

Самостоятельная работа Введение в психологию конфликта

... направление исследования конфликтов. Теория трансактного анализа в психологии конфликта. Развитие и периодизация отечественной конфликтологии. Предмет, цели и задачи психологии конфликта. Сущность, содержание и признаки конфликта. Конфликт как тип ...

35. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей // Вопр. психологии. 1988. № 1.

36. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение. 1978. — 176 с.

37. Пископпель А.А. Концептуальные предпосылки организационно — деятельностной модели социального конфликта. / Вопросы психологии. 2002, № 2. — С 55 — 72.

38. Психологическая теория коллектива. / Под ред. А.В. Петровского; М.: Педагогика, 1979. — 240 с.

39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

40. Роль руководителя в разрешении конфликтов // журнал «Завуч» № 2, 1999.

41. Рыбакова М.М. Разрешение педагогических конфликтов. — М., 1985.

42. Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента. // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСИ РАН, 2000.

43. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М., 1993.

44. Скворцов М.М. Способы разрешения конфликтов. — М., 1986.

45. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев.: Внешторгиздат, 1991. — 189 с.

46. Сорокина А.И. Проблемы конфликтности в педагогической психологии. — М.: Владос, 1999.

47. Социология./ Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: серия 11. 2003, № 1. — С.110 — 115.

48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону., 1997.

49. Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин. // Социол. исслед. 2001. № 1.

50. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Учебное пособие. — Красноярск: Краснояр. Гос. ун — т, 1995. — 99 с.

51. Хоменвей Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986.

52. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1994.

53. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

54. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — Минск, 1996. — 240 с.

9 стр., 4332 слов

Тема 2. Психология социальных сообществ

... и конфликт в зеркале психологии /Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – 414 c. 9. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учеб ... к конфликту: а) ожидания одной из сторон… б) ожидания оппонента Литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник ... – 616 c.   Тема 2. Психология социальных сообществ   Часть1. Малая социальная группа. Динамические процессы в малой группе. Вопросы ...

55. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector