2. Место социальной психологии в системе научного знания

1.Характеристика социальной психологии как науки: понятие, предмет социальной психологии.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и дея-ти людей обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические признаки этих групп.

Предмет соц. Психологии — закономерность и дея-ть людей в социальной группе, а так же психологические характеристики психологических групп. Данные предмет соц. Психологии, существует не продолжительное время, изначально существовали споры относительно предмета данной науки т. к. не было однозначного о месте соц. Психологии, относительно психологии и социологии.

Психология- соц. Псих.- личность в группе

Социология- соц. Психология- соц. Группы в обществе

Психология-социология

3.Задачи социальной психологии: характеристика.

1. Исследование своеобразие психологии больших групп

2. Характеристика социально психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе.

3.Социально- психологический анализ взаимодействия и общения, а так же фактором обуславливающий их специфику и эффективность их внимания на совместную деятельность.

4. Изучение социально психологических характеристик к личности и своеобразие её социализации в различных общностях и условиях.

4. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками.

  1. Этнография, культурология
  2. Политология
  3. Религиоведение
  4. Социология
  5. Психология
  6. Педагогика
  7. Философия
  8. Математика
  9. История

5.Методы социальной психологии: классификация, характеристика.

1. Опрос -Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

3 стр., 1159 слов

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

... когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными. Общая характеристика коллектива. В обществе существует несколько делений ... сознания, организующего групповое действие. Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от ... случаях - перевоспитание. 4. функция создания для личности психологии комфорта. Социально-психологическая структура коллектива : - ...

Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

2. Наблюдение -метод сбора научной информации. Восприятие внешних параметров

Метод невключенного наблюдения. Метод основывается на реальных возможностях психолога наблюдать за людьми непосредственно в трудовом процессе, выявляет реальные и насущные проблемные зоны. Но с другой стороны, невозможно повторить наблюдение как эксперимент, поскольку меняются условия наблюдения.

Метод включенного наблюдения основывается на участии психолога в трудовой деятельности исследуемых работников, и основным недостатком этого метода является его субъективность и ограниченность контроля за ходом его проведения.

3. Тестированиене являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения.

4. Экспериментвыступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время (Жуков, Гржегоржевская, 1977).

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания

... обозначены те "добавления", которые привнесены психологией социального познания к трем областям социальной психологии, названным выше. Все эти добавления связаны с уточнением того, что же понимается ... ученый" (Moscovici, Hevstone, 1983).     Социальная психология категорически заявила о том, что ее интерес к социальному познанию связан с этим вторым возможным акцентом. Можно ...

5.контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

6. Социометрия — происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач,

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

7. Анкетированиеможет быть групповым или индивидуальным; оно проводится как по месту работы, службы или учебы, так и по месту жительства. Анкетирование также различается от способа распространения анкет: раздаточное (анкеты отдаются для заполнения респондентам на руки); почтовое (анкеты пересылаются отделениями почтовой связи по адресу респондента) или прессовые (анкета помещается в средствах массовой информации — газетах, журналах, а также в Интернете).

8. Шкалирования понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки , минимальных измерений , постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, вопервых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, вовторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различиях.

6.Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии

Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.

4 стр., 1737 слов

Тема: составление заключения по данным нейропсихологического исследования

... правильная, без дизартрических расстройств). Объективно: данные экспериментального нейропсихологиеского исследования. Заключение: Выявленная симптоматика может свидетельствовать ... определенных мозговых зон, а следовательно, указывает направление, в котором надо вести эту ... и практическую значимостьметода синдромного анализа в психологии (для понимания сложного многоуровневого строения психических ...

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин «социальная психология». Позднее данная концепция повлияла и на развитие психоаналитического направления в психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч.Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г.Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

7.Методологические проблемы социальной психологии: характеристика;

Существующие философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой специальной науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.

Выделяют черты научного исследования:

1) оно всегда имеет дело с конкретными объектами;

2) для него характерно разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;

3) в нем дифференцированно решаются логические, эмпирические и теоретические познавательные задачи;

4) его цель – не только построение объяснений фактов и процессов, но и предсказание их. Эти черты можно свести к трем: тщательный сбор данных, объединение полученных данных в принципы, проверка и использование принципов в предсказаниях.

Обычно модель научного исследования строится на примерах точных наук, прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. Для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных сторон.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... и неконтролируемым причинам, позитивная социальная идентичность может сохраняться или ограждаться. Согласно теории социальной идентичности группы обеспечивают своим членам социальную идентичность, которая мотивирует ... многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания ...

Первой проблемой считается проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть данные об открытом поведении индивидов в группах и др. В бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения. Проблема данных: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:

1) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых отыскиваются различного рода корреляции;

2) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроль за ними.

Второй чертой научного исследования является интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. Гипотеза представляет в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – неграмотное построение гипотез или их отсутствие.

Третья черта научного исследования – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой основе обоснованных предсказаний.

Выделяют два важных следствия: первое – наука может пользоваться только методом эксперимента, и второе – наука по существу не может иметь дело с теоретическими знаниями.

8. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии: характеристика

В истории развития социальной психологии можно выделить три основных направления исследования малых групп: социометрическое; социологическое; школа «групповой динамики».

Социометрическое направление развивалось в исследованиях Дж. Морено. Он выделял в обществе две структуры отношений: макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности) и микроструктуру (психологические отношения с окружающими людьми).

Несовпадения в этих структурах порождают напряженность и конфликты, поэтому их необходимо привести в соответствие.

В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межличностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. Социометрия выступала в качестве основного (иногда единственного) метода исследования. Анализ направления показывает, что остается вне изучения совместная деятельность малых групп. Кроме того, социометрия не отвечает на вопрос о мотивах выбора.

Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Суть экспериментов заключалась в задаче повышения производительности труда сборщиц реле компании Вестерн Электрик в Хоторне. Эксперименты длились с 1924 по 1936 гг., проходили в три этапа, выделялись экспериментальная и контрольная группы.

На первом этапе увеличивалась освещенность в экспериментальной группе, что дало прирост производительности труда, в контрольной – все осталось без изменения. На втором этапе при тех же условиях производительность труда возросла в обеих группах. На третьем – в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти и в экспериментальной, и в контрольной группах. Далее изменялся более широкий круг условий труда. Результаты были схожими. Общий вывод: участие в эксперименте повышало значимость работниц, что и приводило к росту производительности труда. Э. Мэйо ввел понятие чувство социобильности – потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы: ✓ организации, учреждения, социальные институты общества: • государство со своими структурами ... так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом. Развитие взглядов на социальную помощь в европе и америке Как известно, XVIII ...

Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. К. Левин создал теорию поля. Ее суть: законы социального поведения выявляются через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих (В = f (P, E), поведение = функция человека и среды).

Важнейший метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и изучение их функционирования. В рамках направления исследовались групповые конфликты, способы принятия групповых решений, разработаны оригинальные методики.

9.Группа как социально-психологический феномен: определение, признаки группы.

Группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделенная из социального целого на основе следующих признаков. Включенность группы в систему общественных отношений, наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней, сходство участи членов группы при условии, что они разделяют события групповой жизни. Длительность существования достаточна для возникновения внутригрупповой коммуникации и групповой субкультуры. Разделение между членами группы ролевых позиций, обусловленное характером общих целей и составом группы. Наличие в группе специальных инстанций координации и контроля групповой жизнедеятельности. Эти инстанции могут быть представлены как отдельными людьми, так и подгруппами. Осознание участниками группы своей принадлежности к ней и возникновение на этой основе чувства «мы» и «они» с тенденцией переоценки достоинств первой и недостатки второй. Особенно в ситуации межгруппового конфликта. Признание данной общности как группы, ее социальном окружении и соответственно участия группы в межгрупповом взаимодействии.

Можно выделить несколько основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.

Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.

Мнения конкретных людей могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль существует в каждой группе, и он также обусловливает формирование и развитие интегральных психологических черт группы.

Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.

Композиция представляет собой совокупность свойств группы, важных качеств ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.

5 стр., 2410 слов

Группы самопомощи как технология социальной работы

... для устранения чувства внешней (социальная, общественная) и внутренней (личная, душевная) изоляции. Задачи группы самопомощи направлены в первую очередь на ее членов, а не на посторонних; что ... -либо в собственной ситуации и обменяться своим опытом с людьми, живущими под бременем аналогичных проблем. Члены групп самопомощи находят взаимопонимание на уровне одинаковых проблем, создавая возможности ...

При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.

К групповым процессам относятся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные процессы сплочения: лидерство и руководство. Различаются уровни развития группы, например, стадии развития коллектива. Любые изменения в социальной группе, ее деятельность, общение, отношения членов группы — являются групповыми процессами. Третьим признаком социальной группы выступает способность людей к согласованным действиям. Это основной признак, поскольку именно единство обеспечивает необходимую общность действий членов группы. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, лидера группы.

Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.

Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как морально-политическое явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Исследования американского психолога С. Аша показали, что три четверти людей хотя бы однажды показали конформизм, а его стабильное проявление наблюдалось в 37% случаев.

Еще одним признаком группы выступает установление определенных отношений между ее членами.

Для построения типологии групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы. Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа — основная социальная среда человека. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать лишь как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Группы могут быть также условными или реальными.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку, выделенному исследователем (возраст, пол, профессия и др.).

Реальные группы — это группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.

Одним из важнейших оснований для классификации групп выступает характер организации, регулирующий взаимодействие членов группы. По этому основанию выделяются следующие реальные контактные группы: номинальная, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

Номинальные группы (конгломераты) — это неорганизованные или случайно организованные группы. Сюда относятся: зрители в театре и кино, случайные члены экскурсионных групп и т. д. Объединение в группы добровольное, временное и определяется сходством интересов.

Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация — группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения и общение в ней носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнению конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае у группы появляется корпоративный дух, который проявляется в противопоставлении группы другим группам, в стремлении осуществлять свои групповые цели.