Межэтнические конфликты 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

2

1. Межэтнические конфликты …………………………………………….

4

1.1.Сущность, особенности, принципы регуляции………………………

4

1.2.Специфика межэтнических конфликтов………………………………

7

1.3.Психологические и социальные аспекты межэтнических конфликтов………………………………………………………………….

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

17

ЗАДАЧА…………………………………………………………………….

18

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы слышим слово «конфликт» нам в голову сразу приходят разные варианты, такие как межэтнические конфликты, революции, религиозные противоречия, столкновение полов и т.д. И действительно, различные анализы показывают, что межэтнических конфликтов в чистом виде не возникает. Зон общества, принципиально свободных от конфликтов не существует, т.к. конфликты неразрывно связанны с повседневностью жизни.

В современных научных словарях термину конфликт (от лат. Conflictus) дают именно такое обозначение — столкновение или борьба противоположных, несовпадающих интересов, действий и взглядов общественных организаций, общественных организаций, социально-политических, социально экономических систем.

Большая часть определений конфликта предполагает противоречивость мотивов, целей, установок, ожиданий и т. д. сторон конфликта. Любая управленческая деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами. И хотя в каждом определенном случае причина конфликта совершенно конкретная, при анализе обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей.

Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Суть конфликта – не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть из них решается путем конфликта.

Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Межэтнические конфликты достаточно актуальная проблема на сегодняшний день. Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Основной причиной такого внимания со стороны научного сообщества, является их трудноразрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную «формулу решения», вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда она правильная.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

1. Межэтнические конфликты

1. 1. Сущность, особенности, принципы регуляции

Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.д. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я – русский» или «я – украинец» — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Этничность – это устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты).

Этническая идентичность задается прежде всего внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация – это этнос, обретший свою государственность. Сущность межэтнических конфликтов заключается в том что каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. В этом его сила: такую потребность подавить нельзя, не уничтожив сам этнос. В этом же, как правило, и его трагедия, поскольку реализация идеи «каждому этносу – по государству» — чистая утопия.

К межэтническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Их основные потребности таковы.

1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис «созрел», этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции).

2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.

3. Большинство из крупных межэтнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: «Наши предки всегда здесь жили!».

4. Межэтнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) – это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

5. Межэтнические конфликты носят «хронический» характер, они не имеют окончательного разрешения. Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяются нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

Этнополитические отношения сами по себе конфликтогенны. Когда же к этому прибавляются политические ошибки, их взрывной потенциал возрастает многократно.

Все межэтнические конфликты разворачиваются по общей схеме: пострадавший этнос требует восстановления справедливости, а гарантия ее установления – собственная государственность в той или иной форме. Первый же признак всякого государства – территория. Поэтому территориальные притязания выступают основой примерно 2/3 всех этнических конфликтов на пространствах бывших республик СССР. Это требования и изменения границ, и воссоздания утраченных национальных образований, возвращения репрессированных народов на прежние места проживания и пр.

Принципы регуляции этнических конфликтов.

Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:

1. легимитация конфликта – официальное признание существующим властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;

2. институциализация конфликта – выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;

3. целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

4. введение института посредничества при организации переговорного процесса;

5. информационное обеспечение урегулирования конфликта, то есть его открытость, прозрачность переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

В сфере этнополитических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.

При разработке концепции общероссийской национальной политики возможно имеет смысл принять во внимание некоторые итоги мирового опыта в этой области. Суть их заключается в следующем. Идея национального самоопределения «вплоть до полного отделения» в качестве базового принципа национального строительства неудачна. Во-первых, потому, что ставит права общности выше прав индивида. Это, как правило, ведет к появлению узурпаторских режимов, подавляющих от имени народа сначала права меньшинств, а затем и гражданские права всего населения. Во-вторых, эта идея мотивирует национально-государственные общности к установлению этнической однородности населения, что опять-таки неизбежно приводит к нарушению гражданских прав.

Эти соображения не означают, что любая перекройка сегодняшних национальных границ в принципе недопустима. Они означают лишь то, что возможные изменения государственного устройства не должны ущемлять гражданские права и свободы индивидов. Они имеют приоритет перед правами любых групп, в том числе и этнических.

Государственные границы невозможно провести строго по ареалам проживания этносов. Поэтому межэтническое государство – это утопия. Попытки его создания обречены на провал и ни к чему, кроме тирании, вести не могут. Общий итог: самоопределение наций может сегодня пониматься только как равенство прав этносов на сохранение и развитие своей культуры, которая сохраняется не выталкиванием носителей иной культуры за свои территориальные границы, а взаимным уважением и терпимостью к различиям.

1.2. Специфика межэтнических конфликтов.

Один из важных аспектов исторического развития состоит а неуклонном расширении межэтнических конфликтов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267).

Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.

По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие границы государств будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25-30 лет).

Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.

Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнических конфликтов можно выделить: межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.

По мере разрешения главных идеологических конфликтов ХХ в. Затяжные этнические конфликты непременно станут заметными и ожесточенными. Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать и пути их урегулирования.

Межэтнический конфликт – тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению один к другому.

Основные особенности межэтнических конфликтов:

— эти конфликты имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры.

— нередко приобретают религиозный оттенок.

— наряду с социальными и политическим целями имеют национальный аспект.

— принимают резкий характер при резком и существенном изменении сложившейся этнической, экономической и социальной ситуации.

— носят чаще всего более острый, непримиримый характер, чем другие социальные конфликты.

— активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство.

— разрешение межэтнического конфликта является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты.

— последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время, откладываясь в исторической, этнической, коллективной памяти и национальной психологии этноса.

— межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, так как возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.

— этнические права уже изначально заключают в себе элементы социального расизма.

— тенденция к демократии вступает в противоречие со стремлением этносов к самоутверждению и даже самоизоляции.

Субъектом межэтнического конфликта является этническая группа . «Этническая группа – это общность людей, разделяющих определенные нормы поведения и составляющая часть более широкого социального слоя, важной особенностью которой является выраженная групповая принадлежность» (А.Коэн).

Как и всякий конфликт, межэтнический конфликт играет как конструктивную , так и деструктивную роль.

Конструктивная роль межэтнического конфликта:

— может привести к решению значимой этнической проблемы;

— усиливает адаптационные возможности этноса. «Чем чаще и слабее происходят конфликты в социальной системе, тем вероятнее, что изменения в системе в результате приведут к повышению степени ее адаптированности и интегрированности» (А.Козер).

Деструктивная роль межэтнического конфликта заключается в том, что он приводит к разрушению государства.

Факторы, усиливающие межэтнический конфликт:

— отсутствие национальной политики;

— крайности, непоследовательность в национальной политике;

— рост национальной элиты;

— бездействие власти в ответ на акции насилия;

— давние исторические корни межэтнического конфликта;

— отрицательный образ центральной власти.

Цели сторон в межэтническом конфликте:

— обретение политической власти;

— получение доступа к ресурсам;

— решение социально-экономических, территориальных, культурных, языковых проблем в пользу своей этнической группы.

Возможные результаты межэтнического конфликта:

— победа одной стороны над другой;

— сохранение конфликтного состояния;

— взаимное поражение;

— взаимный выигрыш.

Решающие факторы в межэтническом конфликте:

— позиция государства;

— зрелость этнической элиты (интеллигенции);

— образ (имидж) власти в глазах населения;

— характер личности лидеров сторон;

— позиция средств массовой информации.

Причины межэтнических конфликтов

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Для возникновения конфликта необходимо наличие трех факторов:

1. уровень национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня способствуют появлению этноцентрических устремлений;

2. наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;

3. наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Объективный анализ причин межэтнических конфликтов возможен при условии анализа всех аспектов этого явления:

— этнопсихологического;

— социально-экономического;

— политического;

— социокультурного.

Этнопсихологический фактор – общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе. В целом они вызывают в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве.

Межэтнические конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие форсированной, принудительной языковой ассимиляции, разрушения культур и норм религиозного или цивилизационного свойства. Это делает реальной перспективу дезинтеграции этноса как социокультурной общности, вызывает защитные реакции.

Собственно этнический фактор . Этническая принадлежность выступает в качестве средства достижения определенных социальных целей, она становится консолидирующим фактором, мобилизующим для совместных действий. Обращение к национальному самосознанию – самый эффективный способ консолидации этноса. Часто источником конфликта является сравнение этнических групп – этноцентризм. Он связан с неравномерностью развития этносов, с различным уровнем их производственного и культурного прогресса, что является источником противоречия между ними.

Этноцентризм – система представлений, ставящих свою группу выше других и выражающаяся в оценивании качеств других народов через призму своей системы ценностей.

Социально-экономический фактор действует во всех межэтнических конфликтах, но его значимость различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин конфликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп.

Политический фактор . Возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне. Они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.

Такие конфликты – сложные, труднорегулируемые явления. Это связано с тем, что:

— многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания;

— они затрагивают бессознательное человека;

— они подтверждены сильному влиянию религии.

Выход их межэтнического конфликта может быть разрешен различными путями – от компромисса до применения силы. При разблокировании межэтнических конфликтов лучше избегать как внешнего военного участия в них, так и всякого другого постороннего вмешательства, т.е. обеспечить свободу выбора каждой противоборствующей стороне. Это первое условие.

Второе условие – прекращение боевых действий и достижение политического компромисса между участниками конфликта.

Система регулирования межнациональных конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов.

Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.

Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.

Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.

Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение боевиков, разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов – обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т.п.

Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблемы.

При регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР целесообразно исходить из следующих принципов:

— неизменность территориальных границ национальных образований – республик, областей, районов даже при возможной их спорности.

— решение всех спорных вопросов исключительно неконфликтными методами на основе действующих в данный момент законов.

— соблюдение принципов демократического федерализма, по которому каждая республика, вошедшая на добровольных началах в состав РФ, образует вместе с другими республиками единое многонациональное государство.

— экономическое равноправие, выражающееся в самостоятельности входящих в РФ национальных образований.

— комплексное развитие национальных и территориальных административных образований.

— децентрализация территориального управления, предусматривающая делегирование полномочий сверху вниз и четкое их разграничение.

— эквивалентность межрегионального обмена, заключающаяся в том, чтобы на смену централизованному управлению ценообразованием пришли объективные стоимостные пропорции, основанные на ценах мирового рынка и внутрифедеративном разделении труда (С.Ягуткин, Т. Флигирских).

1.3. Психологические и социальные аспекты межэтнических конфликтов.

Психологическое направление в изучении межэтнических конфликтов связано с так называемой «теорией фрустрации – агрессии – смещения». Согласно ей конфликт между группами – лишь проективный симптом внутренних психических состояний индивидов – результат накопления фрустрации, переходящей во внешнюю агрессию (З.Фрейд).

Негативные этнические предрассудки выступают лишь как инструмент на последней стадии развития агрессии (повод к ней), воплощаясь в конкретных этностереотипах.

Межэтнические конфликты – групповые. А в толпе агрессивность возрастает многократно, коллективная внушаемость также возрастает.

Разжигание ненависти обуславливает продолжительность и трудность в предвидении и прогнозировании межэтнического конфликта. Ненависть, в отличие от злобы, чувство более глубокое, более длительное, и направлено именно на уничтожение объекта.

В основе отношения людей к власти лежит определенный образ восприятия ими этой власти. У каждого человека он разный. И в формировании этого образа огромную роль играют СМИ, с их огромными возможностями воздействия на сознание человека, манипуляции им.

Согласно теории А. Грамши, большие изменения происходят в результате регулярных кратковременных воздействий на мысли среднего человека. Эту функцию успешно выполняют СМИ и интеллигенция. В том числе и в межэтнических конфликтах.

Человек воспринимает информацию о внешнем мире во многом избирательно. В психике существуют определенные «фильтры» восприятия информации: тактильные, ценностные, языковые, и др. При переработке информации также действуют определенные ограничения. Информация, восприятие действительности у человека во многом искажены. Проще говоря, человек во многом видит то, что хочет видеть, и не видит того, чего видеть не хочет, с трудом меняет установки и убеждения («самая неприступная крепость – это человеческий череп» — восточная мудрость).

Это в полной мере относится к этническим стереотипам.

Социологическое направление в исследованиях этнических конфликтов основано на постулате, что группы имеют несовместимые цели и конкурируют одна с другой за овладение ресурсами, которые не беспредельны.

В основе непосредственных столкновений больших этнических групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним блокирован противоположной стороной.

На уровень терпения населения, помимо экономических факторов, серьезное внимание оказывают:

— степень доверия к правительственным структурам прежде всего и нравственная оценка;

— степень распространенности в обществе социальной несправедливости, коррупции, обмана;

— дифференциация населения по месту работы, отношения к собственности и другим критериям;

— агрессия господствующей этнической группы в язык и культуру;

— кадровое засилие «других»;

— засилие в толковании истории, вопросы пересмотра истории, отношения к предкам;

— контроль ключевых сфер жизнедеятельности и жизнеобеспечения «другими».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межэтнические конфликты – одни из самых труднорегулируемых. Это конфликты, как правило, имеют многолетнюю историю, порождаются комплексом социально-экономических, политических, социокультурных и этнопсихологических проблем.

Основные способности межэтнических конфликтов заключается в том, что они имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры, нередко приобретают религиозный оттенок, наряду с социальными и политическими целями имеют национальный аспект, принимают резкий характер при резком и существенном изменении сложившейся этнической, экономической и социальной ситуации, носят чаще всего более острый, более непримиримый характер, чем другие социальные конфликты, активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство, разрешение межэтнических конфликтов является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты, последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время и дольше, откладываясь в исторической, этнической, коллективной памяти и национальной психологии этноса, межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, т.к. возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.

В основе непосредственных столкновений больших этнических групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним блокирован противоположной стороной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лигинчук Г.Г. Конфликтология. Учебный курс. Центр дистанционных образовательных технологий МИ ЭМП, 2010 — [Электронный ресурс]

2. Меткин М.В. Конфликтология. Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2001 —

[Электронный ресурс]

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-ое издание, дополненное и переработанное — [Электронный ресурс]

ЗАДАЧА

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок на работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос: В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию?

Ответ: Причина конфликта заключается во взаимоотношениях между сотрудниками. Конфликтной ситуацией является неадекватное представление о конкретных ситуациях.