КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. для студентов всех форм обучения направления подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

для студентов всех форм обучения направления подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Управление образовательным учреждением»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательного учреждения».Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 27 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

Руководитель магистерской программы:

д. фил.н., профессор В.С. Третьякова

Автор: к. пед. наук, доцент Т.В. Носакова

Рецензенты: д. филос. наук, профессор УГК Д.И. Макаров

к. пед. наук, доцент Р.Х. Исхаков

Одобрена на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 28.01.2016 г. № 12.

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Э.Ф. Зеер

Рекомендована к печати методической комиссией института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29.01.2016 г. № 5.

Председатель методической комиссии Института ППО В.В. Пузырев
Зам. директора НБ по информатизации Е.Н. Билева
Директор Института ППО И.И. Хасанова

(c) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
(c) Т.В. Носакова, 2016


ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельучебной дисциплины — формирование у студентов системы знаний сущности, структуре и особенностях моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

Задачи дисциплины:

1. Показать студентам значимость использования умений и знаний в области моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

2. Раскрыть содержание базовых понятий моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения

3. Выработать у студентов практические навыки моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

3. Способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций в области управления образовательным учреждением.

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина «Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательного учреждения» входит в раздел учебного плана «Дисциплины по выбору» по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) <магистр>.

Данная дисциплина читается студентам на втором курсе магистратуры в 3 семестре и базируется на дисциплинах, реализуемых в первом и втором семестрах подготовки магистра:

— «Социальная психология образования»;

— «Проектирование и организация психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях»;

— «Риски в системе образования».

Указанные дисциплины формируют у студентов представления об образовании как социально-психологическом и историко-культурологическом феномене в целом, умения и навыки в моделировании и проектировании психолого-педагогической образовательной среды.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

— способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

— готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

— способностью использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

владением современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6).

Профессиональные компетенции:

научно-методическая деятельность:

— способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНИ-5).

организационно-управленческая деятельность:

— способностью проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации (ПКОУ-1);

— способностью разработать концепцию и программу развития организации на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— основы моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения;

— объект, предмет, цель и задачи, основные понятия дисциплины «Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательного учреждения», ее специфику и связь с другими научными дисциплинами;

— содержание базовых понятий, средства и методы, теоретические и организационно-практические основы деятельности в области моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения;

— психолого-педагогические средства и способы моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженуметь:

— систематизировать и обобщать факты, выделять главное, делать выводы, анализировать психолого-педагогические процессы моделирования и организации образовательной среды;

— применять теоретические сведения на практике, в новых ситуациях в образовательных учреждениях;

— проводить научный анализ результатов исследований в области моделирования и организации психолого-педагогической образовательной среды;

— организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся долженвладеть:

— методами интроспекции и интерпретации психологического состояния субъектов образовательного процесса;

— приемами моделирования и организации образовательного процесса;

— методами, средствами конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;

— приемами бесконфликтного проведения в образовательных организациях;

— способами выстраивания посредничества между участниками образовательного процесса;

— умениями обобщать и систематизировать изучаемый материал, соотносить личный опыт с теоретическими знаниями.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Для студентов очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе:

— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 30 час. (практические занятия — 30 час.);

— самостоятельной работы обучающегося — 42 час.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Очная форма обучения Семестры Всего зачетных единиц (часов) Заочная форма обучения, 2 года 5 мес.
3-й
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) 2 (72) 2 (72)
Аудиторные занятия
лекции - - -
практические занятия
лабораторные работы - - -
другие виды аудиторных занятий - - -
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
контрольная работа - -
домашние задания
подготовка к зачету
Вид промежуточного контроля Зачет Зачет Зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Типология и моделирование психолого-педагогической среды образовательного учреждения 1, 2,3,4,5 Еже-нед. Решение проблемных вопросов — 7. Групповая дискуссия — 8. Сообщения — 8. Представление презентаций — 8. вопросов — 7.
2. Проектирование и организация психолого-педагогической образовательной развивающей среды образовательного учреждения 6,7,8,9,10, Еже-нед. Решение проблемных вопросов — 9. Групповая дискуссия — 10. Практическая работа — 10.
3. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой среде образовательного учреждения 12,13,14 Еже-нед. Решение ситуационных задач — 11. Сообщения — 12. Представление презентаций — 12. Работа в малых группах — 13.
Итого за семестр
ВСЕГО

Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 6. Методические основы тренинга педагогов

Социально-психологический тренинг.

Участники тренинга и их запросы. Цель и задачи тренинга. Компетентность ведущего.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в тренинговой среде.

Территория тренинга: помещение, его оборудование, методическое обеспечение.

Основные принципы проведения тренинга. Режим проведения тренинга.

Стратегия использования упражнений (техник).

Тактика выбора упражнений. Экстремальные ситуации.

Тема 7.Методический опыт проведения и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения

Знакомство: определение запроса.

Контакты и техники их организации. Итоги встречи как соборная рефлексия взаимного обогащения.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации различных видов учебной работы используются:

· лекции, лекции с проблемным изложением, лекции-консультации;

· практические занятия, включающие разнообразные как традиционные, так и инновационные виды учебной работы;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

· круглые столы по теоретическим и проблемным темам курса;

· экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса;

· традиционные технологии (практические работы, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, аннотации научных статей и книг и др.);

· инновационные технологии (моделирование ситуаций; работа в малых группах и др.);

· рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

· консультации.

Методические рекомендации для преподавателей: при организации учебного процесса по дисциплине рекомендуется использование активных и интерактивных форм проведения занятий: решение ситуационных задач, ролевая игра, разбор конкретных (профессиональных) ситуаций, работа в малых группах, решение проблемный вопросов, дискуссия — в сочетании с внеаудиторной работой.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательного учреждения» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, защиты рефератов, выполнения контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формы контроля: словарно-понятийный диктант, устный ответ на вопрос, контрольные работы, коллоквиум, защита рефератов, тестирование, зачет.

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Виды самостоятельной работы студентов: реферирование специальной научной литературы, работа над словарем понятий и терминов, подготовка и представление электронных презентаций на тему, подготовка и защита рефератов, выполнение практических работ, доклады, подготовка к практическим занятиям, коллоквиуму, тестированию.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к аудиторным практическим (семинарским) занятиям.

Практические (семинарские) занятия имеют четко выраженную практико-ориентированную направленность и органично связаны с другими формами организации учебного процесса. В ходе практических (семинарских) занятий вырабатываются необходимые для публичных выступлений навыки, совершенствуется культура речи.

Целью самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям является освоение учебной дисциплины в полном объеме: углубление знаний, полученных на лекциях и в процессе изучения специальной научно-методической литературы; и на основе знаний выработка навыков, необходимых в решении профессиональных задач (проблем).

Эта форма работы развивает у студентов самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой.

В результате реализации самостоятельной работы студентов решаются следующие задачи.

1. Актуализация знаний студентов в области моделирования и организации психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

2. Выработка навыков работы с научно-методической и психолого-педагогической литературой.

3. Развитие необходимых умений и навыков моделирования и организации конструктивного образовательного процесса.

Практические (семинарские) занятия являются средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов.

Планы семинарских занятий

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 7-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012. 206 с.

2. Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для вузов / Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, Ю.Л. Проект; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 99 с.

Дополнительная литература

1. Артюхина А.Н. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград: ВолГМУ, 2006. 68 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. — 271с.

3. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002.

4. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2001. 299 с.

5. Ги Л. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 416 с.

6. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.

7. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. Балашиха: Де-По, 2008. 484 с.

8. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2008. 68 с.

9. Кивва Н. И. Инновационные технологии моделирования эффективной образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 166 с.

10. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. СПб.: КАРО, 2007. 80 с.

11. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога).

М.: ПЕР СЭ, 2003. 192 с.

12. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

13.Особенности воспитательного процесса в условиях инновационно-образовательной среды: [сборник] / Сиб. проф.-пед. колледж; ред. Е.Е. Чащин. — Омск: Наследие. Диалог. Сибирь, 2005. 104 с.

14. Сайков Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 408 с.

15.Слободчиков В.И. Антропология образования // Школьные технологии. 2008. № 3. С. 3−8.

16. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. Пермь: Изд-во УралГУ, 2004.

17. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: информационно-методический бюллетень. М.: МГППУ, 2009.

18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

§ //informika.ru

§ //edu.ru

§ //rospsy.ru

§ //rsl.ru

§

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, мел, учебная литература, методические и дидактические пособия, таблицы, схемы, видеоматериалы, экран для проектирования видео- и мультимедийных материалов.

Технические средства обучения: компьютеры (ноутбуки), мультимедийная установка, интерактивная доска, видеопроектор, множительная техника.


Рабочая программа

«Моделирование и организация психолого-педагогической среды образовательного учреждения»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector