34. Лидерство и руководство, их сравнительная характеристика

  1. Предмет социальной психологии.

Предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Социальная психология изучает личность, социальные группы, социальную психику (массовидные явления психики) в контексте специфики психологических характеристик, динамики и взаимодействия.

  1. История развития социально-психологических идей.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап - становление социальной психологии как науки — охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ. Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. На данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

6 стр., 2847 слов

Психология социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя — женщины

... углублением интереса к ней со стороны социальных наук, и прежде всего –психологии. К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и ... социально значимой на данном этапе развития современного общества. Рассмотрим понятие имиджа. В современной российской науке «имидж» стал предметом социального интереса и научно-психологического исследования ...

  1. Методы социально-психологических исследований.

Методы феноменологизации и кон­цептуализации — позволяют провести пред­варительную работу по выделению и системати­зации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальны­ми потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.

2. Методы исследования и диагностики — наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продук­тов деятельности, моделирование. При органи­зации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать?

Что-либо выяснить о социально-психологи­ческих явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индиви­дов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо фе­номена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления,

3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статисти­ческие методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.).

Ме­тоды обработки дают числа, а интерпретации по­зволяют перевести их в психологические поня­тия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и терапии — позво­ляют улучшать различные личностные и группо­вые умения, навыки, свойства и т. п. осуществ­лять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5. Методы мотивирования и управле­ния — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

5 стр., 2373 слов

Тема 13 Лекция 14 Методы управления группой и личностью

... управления выделяют три основных группы методов управления. 1группа – Организационно-распорядительные. 2 группа – Экономические методы. 3 группа – Социально-психологические методы. Организационно-распорядительные методы (или административные) являются методами прямого воздействия и ...

6. Методы обучения и развития лично­сти (или группы) призваны реализовать социаль­но-психологический потенциал межличностно­го взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительно­сти и личностного роста и т. п.).

7. Методы конструирования и твор­чества — позволяют использовать потенци­ал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устрой­ства и т. д.).

  1. Метод наблюдения.

В социальной психологии этот метод используется для изучения человеческого поведения, включая групповые процессы.

Преимущества:применимкакв лабораторных условиях, когда для группы создаются те или иные искусственные условия, и задача наблюдателя состоит в том, чтобы фиксировать реакции членов группы в этих условиях, так и вестественной социальнойсреде.

Недостаткомданного методаявляетсяприсутствие исследователя, который так или иначе влияет на поведениеизучаемых лиц, что следует принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом.

  • стандартизированное (структурное, контролируемое) наблюдение — наблюдение, при котором используется ряд заранее распределенных категорий, в соответствии с которыми фиксируются те или иные реакции индивидов.
  • нестандартизированное (неструктурное, неконтролируемое) наблюдение — наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом. Главная задача такого наблюдения состоит в получении определенного впечатления о той или иной ситуации в целом.
  • наблюдение в естественной среде (полевое) — наблюдение за объектами, занятыми своей повседневной деятельностью и не подозревающими о проявлении к ним исследовательского внимания (наблюдение за киносъемочной группой, за артистами цирка и т. д.);
  • наблюдение в значимых ситуациях (например, наблюдение в бригаде за реакциями на приход нового руководителя и т. д.);
  • включенное наблюдение — наблюдение проводится исследователем, включенным инкогнито в группу интересующих его лиц как равноправный ее член.
  1. Метод опроса.

Опрос — это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный ... детерминирован эмоциональной атмосферой в родительской семье. Истоки модели общения супругов можно представить с помощью проективной методики «Семейная генограмма» (Э.Г. Эйдемиллер ...

Типы опросов: 1) интервьюирование; 2) анкетирование.

Интервью- вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

  • индивидуальное интервью
  • клинические — направлены на выявление акцентуаций; глубинные — состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти; фокусированные
  • групповое интервью массовые интервью
  • и др.

Анкетирование — метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

  1. Социально-психологический эксперимент.

Под социальным экспериментом понима­ется метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением социального объек­та под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его разви­тие.

Основным инструментом получения новых фактов и объективного научного познания их является экспериментальный метод. В отличие от наблюдения социально-психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в изучаемые ситуации для создания условий, наиболее полно выявляющих социально-психологическую природу изучаемых феноменов.

Эксперимент предполагает создание контролируемых усло­вий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает созда­ние искусственной модели действительности.

7 стр., 3188 слов

1. Восприятие человека человеком в общении

1. Восприятие человека человеком в общении Восприятие человека человеком начинается с оценки лица. По лицу все люди давно узнают этническую принадлежность, пол, ... -но хито (людей со стороны), эмоции должны сдерживаться. Это считается добродетелью. Японцы в общении ведут себя очень ... весьма восприимчивы к выражению человеческого лица. В общении они внимательно наблюдают за реакциями собеседника и ...

  • Выдвижение идеи
  • Разработка концепта эксперимента
  • Выбор субъекта и объекта
  • Разработка плана эксперимента
  • Реализация
  • Предарительная оценка итогов, анализ, сведение итогов
  • Осмысление, разработка рекоммендаций
  1. Использование тестовых методик в социальной психологии.

Тест — это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при

исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование — обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Различают:

По форме

По целям тестирования

По содержанию

По методическому принципу

Требования к тестовым методам исследования:

1) репрезентативность (представительность) — это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;

2) однозначность методики — характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется Обычно это качество проверяется повторными измерениями;

3) валидность (обоснованность) — это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;

4) точность — способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;

5) надежность — возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

  1. Понятие, структура, виды общения.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

... практического разрешения педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Предмет исследования: анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения. Объект исследования: особенности педагогических ... , что может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении и вхождением подростков в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) ...

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия, познания и понимания друг друга

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств;

интерактивная сторона заключается в обмене действиями, т. е. в организации взаимодействия между людьми

Виды общения: 1. «Контакт масок». 2. Примитивное общение. 3. Формально-ролевое общение. 4. Деловое общение. 5. Духовное (межличностное общение друзей).

6. Манипулятивное общение. 7. Светское общение.

Вербальное общение Невербальное общение

  1. Функции общения.
  • контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
  • информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
  • побудительная (целевая стимуляция активности)
  • координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
  • функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
  • эмотивная (обмен эмоциями)
  • функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
  • функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
  1. Способы межличностного общения.

Существует много типов межличностного общения, Но в каждом из них существует проблема эффективного включения и начала общения Для этого существует несколько способов грамотного ведения межличностного общения: «Малый» разговор" Для того чтобы вовлечь человека в разговор, необходимо начинать с того, что является для него интересным или важным. Поэтому самый главный навык при ведении беседы — навык быстрой ориентации в том, что может быть предметом вступительного, так называемого «малого» разговора: 1. Тема не должна быть слишком серьезной и касаться нерешенных проблем, забот и тревог. Все это нужно оставить для «большого» разговора. 2. Полезно начать с уточняющего вопроса о приятных событиях в жизни собеседника, о которых вам уже что-то известно. 3. Делайте как можно больше положительных высказываний о разных предметах, о чужих идеях, достижениях, о людях, не участвующих в разговоре, но известных обоим собеседникам, и т. п. Искусство задавать вопросы Известно, что в научном исследовании точно поставленный вопрос — это наполовину решение проблемы. В общении хорошо поставленным вопросом будет тот, на который собеседник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать. 1. Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ, например «да», «нет» 2. Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить одним словом. 3. Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа.

12 стр., 5689 слов

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

... включает курс специальных занятий – игротерапию. Программа разработана для коррекции общения и поведения дошкольников. 2) На основе проведения психодиагностики с помощью методик ... зеркал” В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в ... комнату входит ведущий и видит… На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный стоит, Тот, ...

Методы активного слушания Часто нам мешает слушать сосредоточенность на собственных мыслях или желаниях. Иногда получается так, что формально мы слышим партнера, а по существу — нет. 1. Дословное повторение — воспроизведение части высказывания партнера или целой его фразы. 2. Перефразирование — краткое воспроизведение основного содержания речи партнера, сути его высказывания.

  1. Понятие социальной перцепции.

Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.).

Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: 1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта 2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации. В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

12. Механизмы социальной перцепции.

«Каузальная атрибуция» (англ. attribute — приписывать, наделять), способность субъекта воспринимать давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия причин и мотивов поведения других людей. Способность интерпретировать действия других, появляется на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего, путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы представляются субъектом в собственных мыслях. Каждый из участников, каких либо взаимоотношений, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин данного поведения ФЕНОМЕН ПРИПИСЫВАНИЯ «Идентификация» (от позднелатинского identifico — отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин «идентификация» является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. «Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. «Аттракция» (от лат. attrahere — привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. СИМПАТИЯ-ДРУЖБА-ЛЮБОВЬ Симпатия (от греч. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.

13. Каузальная атрибуция в процессе формирования впечатления о чело-веке, ее основные «ошибки».

В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, результате каузуальной атрибуции возникает целая система способов атрибуции, основанная на причинах приписывания мотивов поведения. На начальном этапе исследований казуальной атрибуции, психологи рассматривали только приписывании причин поведения другого человека, но позже стали изучаться способы приписывания более широкого диапазона характеристик: чувств, качеств личности, намерений. Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке и заменять этот дефицит приходится процессом приписывания. Кроме ошибок, возникающих вследствие различной позиции субъекта восприятия, были выявлены еще множество типичных ошибок атрибуции. Г. Келли классифицировал их по следующим признакам: 1-й класс — мотивационные ошибки, включающие в себя различного вида защитные функции (пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов, т. е. успех — личная заслуга, неудача — виноваты обстоятельства); 2-й класс — фундаментальные ошибки, включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более наглядно фундаментальные ошибки проявляются в следующих ошибках: — ошибка ложного согласия (когда нормальной интерпретацией считается такая, которая совпадает с мнением участника действия); - ошибки связанные с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях легче проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); - ошибки возникающих из-за большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям, из-за легкости построения ложных корреляций и т. д.

14. Формирование и функционирование социальных стереотипов в про-цессе общения.

Социальный стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение «ошибочный компонент». Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т. е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения. Функции социальных стереотипов (Тажфел) Индивидуальный уровень 1) когнитивная (схематизация, упрощение) 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»).

Социальный уровень 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) 4) идентифицирующая (создание и сохранение «+» гр. «Мы-образа»).

4 уровня стереотипов, Дуаз 1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде. 2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия. 3) коллективные представления — социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне. 4) высший уровень — идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.

15. Общение как обмен информацией. Условия эффективной ком-муникации.

в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации

Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т. е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесс

коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры

16. Обратная связь как условие эффективной коммуникации.

передача реакции реципиента на сообщение коммуникатору.

Данное явление помогает коммуникатору адаптировать сообщение к нуждам реципиента, а также корректировать его в процессе дальнейшего взаимодействия.

В массовых коммуникациях обратная связь организуется при помощи опросов, горячих телефонных линий, контроля распространения сообщений. После обработки информации, полученной при помощи обратной связи можно скорректировать содержание сообщения, канал передачи информации, источник сообщения. Наиболее распространенными ошибками при передаче сообщений, которые можно выявить используя этот эффект являются: несоответствие кода и целевой аудитории, ошибочный выбор канала коммуникации, большой уровень шума в канале, перегруженность канала.

Термин подтверждает нелинейность общения!

17. Техники эффективного слушания.

Условия эффективного слушания:

Во время разговора нужно убрать посторонние мысли. Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться. Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, вслушивайтесь в смысл сказанного, не поддавайтесь под власть эмоций.

Контролируйте ход разговора, не позволяйте сбить себя со своей цели — донести информацию.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т. е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

Рефлексивное слушание (рефлексия) — вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника — «сверку» того, что вы поняли из его речи с тем, что он хотел вам сообщить в действительности. Парафраз\резюмирование\пересказ\повторение

18. Психологическая защита от информации. Понятие коммуникативного барьера.

Компетентность. Эффективным общение становится лишь тогда, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство, в противном случае один из участников общения кодирует сообщение, исходя из своего видения

Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям.

Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. Оценочные суждения базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности, оцениваемый партнером, непосредственно связан с тем, как он реагирует на слова, идеи и действия говорящего.

Фильтрование. Фильтрация — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно.

И пр. (около 7−10 еще)

19. Интерактивная сторона общения.

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.

В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; конкуренция, противоборство; сотрудничество; компромисс.

20. Трансакционный анализ общения Э. Берна.

Трансакционный (трансактный) анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики.

Представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого: параллельные, пересекающиеся, скрытые. + теория сценариев

21. Социально-психологическая характеристика конфликта.

Всего выделяют три типа конфликтов:

1. внутриличностные;

2. социальные — межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями;

3. зооконфликты.

Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) важнейшие жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.

Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие — это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

Характеристики: участники подразделяются на прямых и косвенных, имеет ранг оппонентов по значимости и по количеству (от интересов 1, до интересов государства), имеет как положительные, так и отрицательные стороны; имеет рамки — начало и конец/ объект и границу.

22. Виды конфликтов.

агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые)

Для аогнистических конфликтов характерны:

1) конфронтация — пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие разногласии и может перерасти в соперничество;

2) соперничество — борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества — приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество может перерасти в конкуренцию;

3) конкуренция — особый тип конфликта, цель которого — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Антагонистические конфликты делятся на следующие виды:

1)смута — неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, переходящее в возмущение, а затем и негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем в восстание;

2)бунт и мятеж — целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах;

3)восстание — целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста;

4)революция — высшая форма конфликта, крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение широких масс.

+ по объекту конфликта: социальные, политические, экономические и прочие…

+ по длительности: быстротекущие и длительные

+ по сторонам: 1,2,3-х сторонние

И др.

23. Экспертиза конфликтной ситуации.

Экспертиза конфликта — анализ ситуации, причин и сторон конфликта.

Важен для понимания дальнейшего развития ситуации, верного выбора методов ее разрешения.

Ответ на вопросы:

1 В чем проблема?

2 Кто является главными участниками конфликта?

3 В чем заключаются опасения и интересы каждого участника?

4. Возможные варианты исхода конфликта

5. Рекомендации по разрешению

При проведении большую роль играет достоверность информации, объективность оценки, системность анализа, независимость и профессионализм эксперта, а также многие другие факторы.

Важными чертами экспертного заключения является точность, полнота, своевременность и убедительность

24.

Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия. Возможные этапы (или стадии) конфликта: 1) предконфликтная стадия (латентный этап); 2) стадия открытого конфликта; 3) стадия завершения конфликта; 4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Стадия открытого конфликта — это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками.

26.

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной Деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого (второго) толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

27.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна — от 3 до 15 человек Можно классифицировать группы, принимая во внимание специфику распространения информации и организации взаимодействия между членами группы. Так, выделяются: 1. Пирамидальная группа, которая является: системой закрытого типа; ❖ построена иерархически; ❖ информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);

❖ каждый человек знает свое определенное место; ❖ в группе ценятся традиции; ❖ руководитель группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются ему; ❖ такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях. 2. Случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, однако все-таки что-то их объединяет (творческие коллективы, а также новые коммерческие структуры в ситуации рыночной неопределенности).

3. Открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы; главное общее дело (свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей).

4. Группа синхронного типа, когда люди находятся в разных местах, но идут в одном направлении, так как знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый продвигается сам, но все поступают синхронно, даже без обсуждения и согласования.

28.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

29.

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна — от 3 до 15 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов — это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

30.

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. «Первичная (базовая) группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. «Вторичные группы» (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.

31.

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индивидами. В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора» и т. д. При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы (табл. 21.1).

Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

32.Социометрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т. е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов.

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

35. Стили лидерства-руководства

Стили лидерства и руководства

Немецкий психолог Курт Левин (1890−1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.

  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Демократический стиль управления.

Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управления

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

36. Теории лидерства.

Наибольшее распространение получили следующие теории.

Теории личностных чертОсновной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить. Однакосоставить такой перечень не удавалось

Ситуативные теории лидерства. Согласно этим теориям появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-тс одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым всложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером:

— если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой;

— в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситу­ации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;

— став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

— лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Ситуативно-личностные теории. Более или менее компромиссный! вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт и С. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать прирассмотрении феномена лидерства:

— черты лидера как человека;

— его мотивы;

— образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

— личностные характеристики лидера как социальной роли;

— институциональный контекст, т. е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последо­ватели.

Теория ожидания-взаимодействия. Ее разрабатывали многие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. В ней акцент делается на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:

—  ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»);

—  ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

Фидлер делает вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно бла­гоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления. Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотиви­рованный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен гак преобразовать организацию, чтобы индиви­ду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации. Идею разрабатывали американские психологи Р. Блей к, Дж. Макгрегор и др.

Мотивационная теория. Представители этой версии — С. Митчел, С. Эванс и др. В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворе­ние, испытываемое в процессе работы.

Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:

—  поддерживающее лидерство;

—  директивное лидерство;

—  лидерство, ориентированное на успех, и др.

—  мотивационная теория.

При исследовании феномена лидерства считается необходимым учитывать:

—  установки и поведение последователей;

—  удовлетворение или неудовлетворение работой;

— одобрение или неодобрение лидера;

— мотивацию поведения;

— ситуативные факторы: индивидуальные черты последователей и фактор окружающей среды (задачи, система власти в группе).

Атрибутивная теория. Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания и влаагь от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, как куколь­ник — куклу.

Существует множество других подходов и точек зрения, разра­ботанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются.

37. Динамические процессы в малой группе

Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях:

1) данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, школа К. Левина;

2) это определенные методики, которые используются при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае — особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов;

3) это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

С точки зрения третьего подхода групповая динамика включает следующие процессы:

1) сплочение или разобщение групп;

2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.

Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов основывается на подробном анализе, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т. д.

В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:

1) стадию проверки и зависимости; Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы;

2) стадию внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером;

3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели;

4) стадию сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.

38. Процесс группового развития. Основные модели группообразования.

Возникновение организованной малой группы рассматривается как двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении ее в качестве формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи.

Выделяются следующие модели коллективообразования:

  • стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию).

    В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

  • параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями — отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: содержание нравственной направленности группы — единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций, организационное единство группы, групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В зависимости от каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа конгломерат, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу, сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
  • двухфакторная, или двумерная модель Б. Такмена описывает динамику группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа. Наличие двух сфер групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), положение группы в гипотетической последовательности развития, то есть, в соответствующей стадии. В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов.

39. Процесс группового давления

Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения. Групповое давление может формулироваться разными способами: принуждением, требованием, просьбой, и просто существованием социума и ее ожиданиями. У члена группы есть выбор подчиниться или не подчиниться давлению сообщества. Процесс группового давления существует там, где есть конфликт между индивидуумом и мнением окружения. Индивид может выдвинуть окружению собственные требования в отношении себя. Это является причиной конфликтов между индивидом и группой. Выдвижение собственных требований к окружению служит причиной освобождения от ответственности за поступки. Феномен группового давления имеет в социальной психологии также и другое название — конформизм. Причиной подчинения такому давлению является отсутствия опыта в принятии решений индивидуально в связи с страхом неизвестности, самостоятельности, ответственности.

40. Групповое сплочение.

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе.

Основными свойствами сплоченной группы являются: 1) привлекательность членов группы друг для друга (степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); 2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. п.); 3) соответствие групповых целей потребностям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении; 4) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идет речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы); 5) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); 6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений; 7) доброжелательная групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы).

41. Процесс принятия группового решения.

Методы принятия группового решения: 1) открытое общение; 2) ролевая игра — каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение; 3) групповая дискуссия — обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников. 42. Групповое интервью.

Интервью групповое — метод социологического исследования, используемый также в психологии, лингвистике, политологии, в маркетинге и других гуманитарных науках. Фокус-группа — это групповая дискуссия, проводимая по определенным правилам.

1.Число участников ограничено (от 7 до 12 человек)

2.Участники фокус-группы подбираются в соответствии с целью исследования как представители некоторой социальной группы

3. Дискуссия проводится на определенную тему, которая предварительно исследуется по другим источникам.

4. Фокус-группа проводится специально обученным ведущим — модератором, который направляет дискуссию так, чтобы выявить как можно больше мнений по обсуждаемой теме.

5. В отличие от других групповых методов фокус-группа не подразумевает формирование и вынесение единого группового мнения или решения по обсуждаемой теме.

43. Мозговая атака

Мозговая атака — процедура группового креативного мышления, точнее — это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.

1. Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы. Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

  • группа должна состоять примерно из 10 человек;
  • социальный статус участников должен быть примерно равным;
  • в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме
  • обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке
  • руководитель должен быть ведущим.
  • в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура «мозговой атаки». Здесь выделяются 3 этапа:

  • Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему.
  • Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске.
  • Вопросы: «Каким образом сокращаются издержки производства?», «Где кроются резервы конкурентоспособности?», «Какова политика руководства по вопросу заработной платы?» и т. д.

4. Заключение. Здесь может быть 2 варианта:

  • Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике.
  • Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

44. Групповая дискуссия.

Групповая дискуссия относится к методам групповойпсихокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

45. Понятие социализации, этапы социализации

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

  • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
  • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
  • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

46. Механизмы социализации

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector