Оглавление:
Введение 3
1. Характер педагога и его эмоциональные качества 4
2. Нравственные качества педагога 7
3. Ценности и нравственные ценности 10
4. Влияние личности педагога на процесс дошкольного воспитания 12
Заключение 23
Список литературы: 24
Введение
Педагог (воспитатель) осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса и, будучи посредником, связующим звеном «большого исторического времени и социальной жизненной ситуации» (Б.Д. Эльконин), интерпретирует ценности и цели, «инициирует» поиск ребенком способа видения и понимания мира, себя и другого человека. Культурной функцией педагогической деятельности выступает «человековедческая», «человекотворческая» функция.
Педагог работает с целостной личностью ребенка, создает условия, «приглашающие» его к культурному самоосуществлению, стимулирующие его духовно-нравственные интенции и формы поведения, помогает ему найти индивидуальные средства работы над собой, изменения и развития себя.
Кулътуросозидающая деятельность педагога становится возможной на основе его профессионально-психологической культуры . Педагог работает с развивающей личностью ребенка, выступает в роли «создателя элементов личности другого человека», вносит свой «вклад» в личность ребенка, создает и перестраивает его индивидуальный смысловой опыт.
1. Характер педагога и его эмоциональные качества
Теоретико-методологический анализ понятий «культура», «профессиональная культура», «профессионально-педагогическая культура» выводит на качественный своеобразный феномен — профессионально-психологическую культуру педагога, которая выступает неотъемлемым компонентом его профессиональной культуры.
Согласно антропологически концепциям мировой и отечественной философии и культурологии (Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И.Гердер, И.А. Ильин), главное в культуре — человек, который является ее творцом и носителем. Культуротворческая функция человека состоит в том, что личность творит сама себя, самообогащается, создавая культурное «пространство». Культура обнаруживает себя там, «где деяния человека связаны с напряженным творческим актом, прорывом в новое духовное пространство, извлечением смысла из окружающего» (П.А. Флоренский).
Психологическая культура человека
... собственных переживаний и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, когда о ... мы можем более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определ ...
Для гуманистической концепции культуры характерно понимание ее как сферы реализации человека как личности, целостного существа, способного к диалогу с «актуальным другим». Культура в этом смысле предстает формой «бытия индивида как личности — в насущном общении (событии) с другим индивидом, иной личностью, иным миром…» (М.М. Бахтин).
Культура предполагает обращенность к другим (другому), общение с другим (или самим собой в качестве другого), нацеленность на другого, «другодоминантность» (А.А. Ухтомский).
Культура — сложный, целостный по своей структуре феномен, имеющий множество внутренних планов, и абсолютизация любого из них ведет к распаду культуры и деградации личности. Содержание культуры расположено «на границах» (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман).
Системообразующим фактором и вектором развития культуры выступают отношения «Я — Ты» (М.М. Бахтин, М.Бубер, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, С.Л. Франк).
Культура — явление многомерное, многокачественное. Она есть «единство многообразия» (А.Моль) и не допускает стандартизации, унификации, однообразия.
Культура обеспечивает индивидуальность личности, ее диалог с обществом, выражает и учитывает самоценность, неповторимость человека, его оригинальность, отдельность, его «усилие быть человеком» (М.К. Мамардашвили), способность к самоопределению, самоограничению, самосовершенствованию.
Гуманитарный подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как смыслостроительство, «вычитывание» смыслов (П.А. Флоренский), ответственность деятельности и поведения, способность к саморазвитию и самореализации, был принят в качестве исходного в исследовании профессионально-психологической культуры учителя как личностного образования…………..
Заключение
Профессиональная деятельность педагога, его творчество имеют культурный смысл настолько, насколько они обращены к развивающейся личности ребенка, его внутреннему миру, целям, ценностям, личностным смыслам, сознанию, что реализуется в конкретных профессиональных действиях и поведении. Таковыми выступают: рефлексивное слушание, говорение, моделирование, совместное выполнение задачи, оценочные действия, разрешение конфликтов и др.
Духовный уровень, как перспектива личностного роста педагога и освоения им профессиональной культуры, задается его духовной жизнью, которая «раскрывается по ступеням и разнокачественно» и в которую входит «вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви» (Н.А. Бердяев).
Духовность не исчерпывается мыслью, не ограничивается словами и высказываниями, а состоит, по убеждению русского философа И.А. Ильина, прежде всего в уверенности, что в пределах собственной души человека есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола. К этому лучшему и высшему, подчеркивал он, надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, придаваться ему.
Гуманистическое направление в воспитании детей исходит из признания изначальной гармоничности человека, принятии множественности и равноправия ценностных ориентаций. В это же время дети дошкольного возраста нуждаются в четких нравственных оценках для оформления их в нравственные эталоны. Реализация основного принципа гуманистического воспитания, формирование толерантного отношения у дошкольника затрудняет различение им добра и зла, способствует смешению норм как необходимых ориентиров для нравственного поведения.
Детерминация поведения личности в деловом общении
... сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, ... объект, как в сознании автоматически выстраивается целая цепочка образов. Усвоенные человеком значения играют роль эталонов, регуляторов поведения. Частным видом значений ...
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М., 2007.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., 1996.
4. Голубева Л.Г. Малыш в детском саду // Семья и школа. – 1991. — № 2.
5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2007.
9. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сборник научных трудов. – М., 1974.
10. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – М., 1999.
11. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.
12. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
13. Самовичев Е.Г. О способах психологической адаптации / Сб.: Проблемы психологии личности и коллектива. – М., 1979.
14. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М., 1983.
15. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. — № 3.