1. Развитие личности в юношеском возрасте

Лекция 26. Развитие личности в юношеском возрасте.

План:

1. Развитие личности в юношеском возрасте.

1.Развитие личности в юношеском возрасте.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Главная социальная задача юности – выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими отсюда социально – психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно– политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Важной задачей этого возраста становится также подготовка к созданию семьи.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности психики. Юношей остро волнуют такие проблемы, как собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Таким образом, на развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений. Чем же обусловливается это изменение? Конечно, возрастной фактор (школьник стал старше, разумнее) сам по себе не имеет определяющего значения. Все дело в том, что изменяется характер деятельности учащегося. Деятельность школьника-подростка в основном учебная и ограничена рамками школы. Общественная деятельность подростка также обычно носит внутришкольный характер. Иное дело — старший школьник. Общественная деятельность его часто выходит за рамки школы; в школе, как уже отмечалось, он, как правило, выполняет организаторские, руководящие и воспитательные функции. Ясно, что положение его в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­ ... объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; ...

Каковы же основные особенности процесса развития личности в старшем школьном возрасте? Прежде всего, у юношей и девушек за­метно развивается самосознание. Однако оно не просто растет, оно приобретает качественно-специфический характер, что связано с потребностью осознать и оценить морально-психологическиесвойства своей личности сточки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Именно этим отличается самосознание старшего школьника от самосознания подростка. Именно этим вызван у старшего школьника глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям, именно поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях.На основе результатов самопознания и эмоционально – ценностного отношения к себе формируется обобщенная самооценка личности. К этому времени складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин. В юношеском возрасте складывается обобщенное эмоционально – ценностное отношение к себе.

Самосознание не связано с уходом школьника в мир внутренних переживаний и не является бесплодным и бесцельным самоанализом. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований.

Интересная особенность самосознания старшего школьника заключается в следующем. Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценить свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки. Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознания подростка влияют суждения других людей. Подросток (особенно младший) как бы смотрит на себя глазами окружающих, его суждения о себе самом часто повторяют аналогичные суждения родителей, учителей, товарищей. Естественно, что и самооценка его довольно объективна, так как повторяет объективную оценку окружающих. По-другому у старшего школьника. С возрастом у него укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оцепить всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому юноши и девушки могут переоценивать свою личность, проявлять болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, либо недооценивать себя, считать себя «посредственностью», «серенькими и незаметными».

26 стр., 12541 слов

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

... значение для старших школьников. Цель исследования : исследовать мотивации учения и достижения старших школьников. Объект исследования : учебная деятельность старших подростков (11 классы). Предмет исследования: мотивация учебной деятельности и достижений старших подростков. Гипотезой нашего ...

Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и т. д.), но и более сложные, характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести, собственного достоинства и др.).

Если в понимании подростка чуткий человек всегда поможет другому, то старшие школьники разбираются и в более тонких деталях, считая, что чуткость — это есть и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, и умение оказать эту помощь тактично, не обижая человека.

Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущему. «Каков я как член школьного коллектива?» — так ставит вопрос подросток. «Каков я для будущей самостоятельной жизни? Пригоден ли к ней?» — так ставит вопрос старший школьник.

Наконец, старший школьник уже умеет оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае, по отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом.

Из сказанного следует, что надо тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка взрослого, если она доброжелательна и непредвзята, даже критические суждения, если они высказаны с тактом, верой в возможности старшего школьника, с уважением к его личности, воспринимаются обычно с вниманием и признательностью.

На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которое направлено обычно не только на преодоление некоторых недостатков поведения или развитие отдельных положительных качеств (что характерно для подросткового возраста), но и на формирование личности в целом, в соответствии с обобщенными идеалами, создающимися у юноши и девушки. Самовоспитание в юношеском возрасте начинает занимать весьма заметное место в общей системе воспитания: старший школьник из объекта воспитания постепенно превращается и в объект и в субъект воспитания.

Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшего школьника правильного представления об этом облике, наличие у него своеобразного морального эталона, идеала, образца для поведения, с которым он соотносит качества своей личности и свое поведение.

11 стр., 5037 слов

Развитие личности в старшем школьном возрасте

... быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности. У юношей и девушек заметно ... период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны ...

Идеалы старших школьников существуют в двух основных, формах. Идеалом является, правда, реже, чем у подростка, образ какого-нибудь конкретного человека (любимого учителя, родителей, героев любимых художественных произведений и кинофильмов), в котором старший школьник видит воплощение высоко ценимых им качеств. Характерная для старшего школьника форма идеала — обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения учащихся, качеств личности, что связано с умением не только анализировать, вычленять отдельные качества личности, но и синтезировать их в целостный обобщенный образ.

Надо иметь в виду, что старшие школьники иногда (хотя и гораздо реже, чем подростки) неразумными способами стараются развить у себя те или иные качества. Юноши могут быть склонны к бравированию своим мнимым бесстрашием, лихачеству, к импульсивным, рискованным поступкам. Старшие школьники иногда нуждаются в разъяснении, что эти поступки ни к чему положительному не приведут. Ведь самовоспитание необходимо, чтобы научиться преодолевать реальные, жизненные трудности. А упражняясь в преодолении искусственных, надуманных препятствий, нельзя выработать привычку преодолевать жизненные трудности. Характер закаляется в учении, работе, в процессе решения значимых жизненных задач. Поэтому важно развернуть перед учащимся систему перспективных целей и стремлений.

Следующее важное новообразование юношеского возраста описано отечественными психологами К. Обуховским, В. Э. Чудновским, М.Гинзбургом как потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событии, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. В юности, когда человек впервые сталкивается с проблемой сознательного выбора жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.

Нравственное развитие, формирование системы взглядов и иерархии ценностей, мировоззрения являются важнейшими новообразованиями юношеского возраста. Нравственное развитие в старшем школьном возрасте отличается усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. Л.И.Божович подчеркивала, что, выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения: производственной, научной, художественной и др. Усвоение юношей нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате, отмечает Л.И.Божович, он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенные нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями.

23 стр., 11371 слов

Дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности ...

... (коррекционной) школы. Предмет исследования - дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности умственно отсталых школьников. Гипотеза - выдвигается предположение, что использование на уроках изобразительного искусства специально ... интерната №79. В эксперименте приняло участие 5 учеников второго класса в возрасте от 9-10 лет (2005-2006 год рождения), имеющие диагноз ...

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Поведение старших школьников в гораздо большей степени, чем поведение подростков, определяется их нравственными представлениями и понятиями, нравственными установками, убеждениями. Именно в этом возрасте формируется умение правильно вести себя в различных условиях и обстоятельствах. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие нюансы, связанные с общественной многозначностью многих моральных понятий. Самые сложные понятия (о долге, чести, чувствах личной гордости и собственного достоинства) становятся доступными для глубокого и тонкого понимания старшеклассников (что и отличает их от подростков).

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним, как маленьким.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания равноправия старшего школьника со взрослыми. В 1б лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, он получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки признания взрослости юноши, девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, не пропадает, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился ничем не отличаться от взрослого, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых.

Самореализация старшего школьника проявляется при самых различных условиях, но особенно ярко на уровне произвольной деятельности. Подросток действует менее непосредственно, менее импульсивно, он учится обдумывать свои поступки, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями. В труде эта самоорганизация проявляется в том, что подростку уже доступны самостоятельная постановка трудовых целей, сознательное подчинение им своих действий, организация своей трудовой деятельности в целом.

Новая жизненная позиция старшего школьника оказывает огромное влияние на структуру его личности и, в частности, на его мотивационную сферу. Мотивация становится более далекой и содержательной. У школьника появляются новые мотивы учения и трудовой деятельности, связанные с пониманием роли учения и труда для будущей профессии. Учение воспринимается теперь уже с точки зрения тех задач, которые придется решать в будущем. По данным Л.И.Божович, Н.А.Морозовой и Л.С.Славиной, этот мотив встречается у десятиклассников примерно в четыре раза чаще, чем у пяти-шестиклассников (66% против 15%).

11 стр., 5122 слов

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

... стаж 6 лет. 6.Тема педагогического опыта: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». 7. Уровень опыта по степени новизны: на основе программы « Детство» ... возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, ...

Старшие школьники гораздо чаще, чем например, подростки, свое участие в общественно-полезном труде мотивируют чувством долга перед государством, осознанием его общественной значимости.

В свою очередь, осознание школьником общественной значимости своего труда является одним из объективных условий успешного выбора профессии. В этом случае выбор профессии более полно согласуется не только с его личными психофизиологическими особенностями, но и с потребностями общества, с существующими требованиями трудовой деятельности.

Таким образом, направленность старшего школьника на жизненное самоопределение, на выбор профессии, является существенной предпосылкой для развития его как субъекта труда. Она должна быть максимально использована, например, при определении содержания труда, а также в профориентационной работе.

Важной предпосылкой трудового обучения и воспитания подростка являются изменения в его активности. Эта активность, как и склонность к самоорганизации по мнению Н.С.Лейтеса, одно из универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности, становления самых различных способностей. Наиболее ярко эта активность проявляется в интеллектуальной сфере. Изменения этой активности выражаются в более избирательном отношении к содержанию труда, в возрастающей готовности к волевым усилиям при достижении различных целей.

В подростковом возрасте начинается отчетливая дифференциация в отношении к умственным и физическим компонентам трудовой деятельности. Наблюдения показывают, что именно в подростковом возрасте происходит становление устойчивых интересов к тем или иным видам труда. Одни школьники увлекаются трудом, который связан с техникой. Эти интересы затем нередко перерастают в профессиональные: выбирается та профессия, в которой наиболее полно представлен интересующий и уже знакомый вид труда.

На формирование личности старшего школьника влияет коллектив сверстников. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера как правило не остаются без внимания.

В коллективе старшеклассников можно уверенно выделить учащихся, обладающих определенными организаторскими способностями, хотя, конечно, организаторские способности могут складываться и в подростковом, и даже в конце младшего школьного возраста. Какие же качества делают старшеклассника хорошим организатором? Л.И.Уманский пришел к выводу, что организаторские способности складываются из следующих компонентов:

1) Организаторское чутье (включающее такие качества, как психологическая находчивость, изобретательность, психологический такт в отношениях с товарищами, практический ум);

6 стр., 2700 слов

Характеристика личности и психология переводчика

Во-первых, знание теории перевода помогает переводчику убедиться в том, что его решение объективно. Во-вторых, любая профессия, даже самая практическая, не терпит «винтиков», которые слепо исполняют свои функции, не понимая, что они делают. Наличие таких «винтиков» наносит вред и всему обществу и индивидуальности каждого такого исполнителя. Поэтому переводчику как представителю современного ...

2) Эмоционально-волевая воздейственность на товарищей (способность заражать идеями и заряжать энергией коллектив);

3) Склонность к организаторской деятельности, эмоционально-положительное отношение, действенный и устойчивый интерес к ней.

Л.И.Уманский изучал и общие черты личности ученика-организатора. Для хорошего организатора характерны положительное отношение к классу, коллективизм, общительность, инициативность, активность, трудолюбие; волевые черты – настойчивость, решительность, самостоятельность; эмоциональные черты – бодрость, жизнерадостность, юмор, чувство нового, чувство уверенности в своих силах.

Старший школьный возраст – это возраст романтики, больших дерзаний, юношеских мечтаний, творческой инициативы. Поэтому и во внешкольную работу следует вносить больше эмоций, интересных дел, которые оставляют след на всю жизнь.

Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования, но, в отличие от подростков, эмоциональные состояния становятся более устойчивыми. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

Остановимся на чувствах, связанных с особыми формами взаимоотношений со сверстниками. Для старших школьников характерно развитое чувство товарищества. Наряду с чувством товарищества, которое носит более широкий характер, развивается потребность в личном дружеском общении. Юношеской возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

В исследованиях И.К. Кузнецовой установлено, что в содержании представлений о сверстниках высоко оцениваются качества, выражающие отношения к другим людям, способствующие установлению дружеского общения.

Дружба старших школьников, как показали исследования И. В. Страхова и А. Л. Шнирмана, отличается от дружбы в подростковом возрасте некоторыми особенностями. Во-первых, мотивы дружбы более глубокие. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной. помощи, наличие совместных интересов, стремления к совместной деятельности; требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в совместных мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи другу в исправлении недостатков, взаимном уважении, взаимопонимании. Во-вторых, это чувство более содержательно, охватывает весьма широкий круг интересов и деятельности. В-третьих, дружба более эмоциональна: не только в смысле эмоциональной близости друзей, но и в смысле способности к сопереживанию, т. е. способности откликаться на чувства, переживаемые другом.

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... здоровым?_____________________ умным? ______________________________________________________ с хорошим характером?_________________________________________ счастливым?__________________________________________________ 4. Изучение мотивации учебной деятельности школьников Задание 1. Учусь потому, что… -Интересно -Хочу больше знать -Заставляют родители -Потом ...

Дружба старших школьников, как и подростков, отличается большой устойчивостью. Дружеские отношения, возникшие в юношеские годы, часто продолжаются всю жизнь. Школьники старших классов проявляют особенный интерес к характерологическим чертам друзей, к их духовному облику.

Товарищеские отношения способствуют сплочению коллектива, поднимают его жизненный тонус. Одно сознание, что рядом товарищ, помогает преодолевать трудности.

Впервые в старшем школьном возрасте появляется особое чувство — любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, которого нет у подростка. По отношению к подростку правильнее говорить о проявлениях чувства личной симпатии, об увлечении, привязанности, даже первой влюбленности, но любовь как глубокое, сильное, действенное чувство возникает только в ранней юности. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, первоначально не носит сексуального характера. В значительной степени юношеская влюбленность – есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственно первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрение его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам. По логике развития личности молодым людям присущи избирательность в общении и жесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличать «своего» от «чужака»; такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения.

Юношеская любовь, как правило, чиста, свежа, непосредственна, целомудренна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.

Относясь серьезно к своему чувству, старшеклассники интересуются интимными человеческими взаимоотношениями: «Как избежать размолвок в семье?», «Как быть, если что-то в любимом человеке нравиться, а что-то – не нравится?».

В старшем школьном возрасте появляется большой интерес к художественной литературе, кинофильмам, театральным постановкам, в которых раскрывается чувство любви. Появляется потребность и самому излить свои чувства на бумаге, чаще в стихотворной форме.

Как относиться к этому чувству, если оно появляется у школьников? Влечение и интерес к другому полу в 16-17 летнем возрасте – нормальное явление. В 18 лет юноши и девушки получают право вступать в брак. Не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний, высмеивать, бранить за проявление этого чувства.

Какой характер приобретают эти чувства, какие отношения между юношей и девушкой они влекут за собой, зависит от морального уровня личности учащихся. В большинстве случаев чувство любви благотворно влияет на юношей и девушек. Оно вызывает у них стремление преодолевать недостатки, выработать положительные качества личности, оно делает старших школьников мягче.

В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства, способность замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, искусстве, общественной жизни. У юношей и девушек (в отличие от подростков, которые более склонны откликаться на бурные, резкие, мажорные проявления в природе и искусстве) развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам.

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью ... женщин. Возрастная динамика этого свойства у юношей протекает циклически, вследствие этого наихудшие показатели ... чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов. Ведущей направленностью для детей, имеющих чувствительный и тревожный типы формирования личности, ...

Эстетические чувства старших школьников отличаются большей сложностью, чем эстетические чувства подростков. Чувства юношей и девушек гораздо более осознанны, начинают связываться с самостоятельными эстетическими суждениями, самостоятельными эстетическими оценками творчества писателей, художников, музыкантов.

Основная литература:

1.Абрамова. Г. С. Возрастная психология. М. 1997.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: 1997, С.94-98.

3.Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1982, С. 78.

4.Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.

5.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. 2000.

6.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999.

7.Столин В.В. Самосознание личности. М.: 1983, С. 97.

8.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: МПА, 1994, С.118.

9.Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.: 1989, С. 94-98.

10.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Избранные труды. М. 1986.

Дополнительная литература:

1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989, С.18-25.

2.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1989, №4. С.23-24

3.Божович Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1990, 121с.

4.Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978, С. 42.

5.Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965, 316 с.

6.Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1. С. 69-75.

7.Психология современного подростка/под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: 1987, С. 16.

Лекция 26 — Стр 2

8.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1989, С. 148.

9.Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/под ред. И.В.Дубровиной: Науч. – исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1987, С. 218-224.

10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Под ред. Толстых А.М. М.: 1996, С. 48.