Возможности информационных технологий для развития эмоционального и культурного интеллектов

Содержание

Введение

Глава 1. Модели эмоционального интеллекта

.1 Когнитивные искажения, влияющие на личную эффективность

.2 Ментальные ловушки, как подвид когнитивных искажений

.3 Когнитивный диссонанс, как подвид когнитивных искажений

.4 Личная эффективность, как результат развитого эмоционального интеллекта

Глава 2. Модели культурного интеллекта

.1 Типы культурной компетенции

.2 Источники культурной компетенции

Глава 3. Использование ИТ для развития эмоционального и культурного интеллектов

.1 Сайт, как одна из возможностей

.2 Тест на эмоциональный интеллект

.3 Тест на оценку межкультурной компетенции

.4 Тест на вербальную коммуникацию

.5 Развитие и продвижение сайта

Заключение

Приложение

Список используемых ресурсов

Введение

Современный человек живет в достаточно быстром темпе, поэтому ему необходимо справляться с большим объемом информации, оставаться эффективным в режиме многозадачности. Это создает дискомфорт и значительно влияет на психологическое состояние, что может сказаться на саморазвитии, на раскрытии потенциала, а также на физическом здоровье субъекта. Таким образом, возникает необходимость в развитии эмоционального интеллекта (EQ), уровень которого определяет то, насколько хорошо личность способна бороться с подобными трудностями.

Кроме того, важно учесть взаимосвязь эмоционального интеллекта и культурной компетентности (CQ).

Культурный интеллект связан с эмоциональным, поскольку личность, имеющая достаточно высокий уровень EQ, лучше адаптируется к незнакомой культуре для успешного сотрудничества. Динамичность мира требует способности быстро реагировать на изменения и взаимодействовать с людьми, которые имеют совершенно другие традиции, обычаи.

Информационные технологии значительно изменили существующий мир, открыли новые возможности, поэтому человек не представляет свою повседневную деятельность без использования ИТ. Многие задачи существенно упростились из-за возросшей популярности сайтов, мобильных приложений. Например, человек, который решил выпивать каждый день определенное количество воды, может использовать сайт для того, чтобы высчитать объем, необходимый именно ему, исходя из его роста, веса. Мобильное приложение поможет ему фиксировать выпитую жидкость. Кроме того, есть функция напоминания, вовремя сигнализирующая о том, что нужный объем не был выпит. Мобильное устройство практически всегда находится рядом, так как современный человек старается быть максимально доступен. Следовательно, результат может быть достигнут гораздо быстрее, чем без использования ИТ. Можно предположить, что если бы не существовало подобных возможностей информационных технологий, то человек не располагал бы информацией о том, сколько жидкости выпил, или же вел записи в ежедневнике, что не является удобным. Некоторые напитки уменьшают выпитый объем, и благодаря приложению, а также информации на сайтах, становится возможным это узнать. Существуют также мобильные приложения, позволяющие делиться фотографиями, сохранять их. Это влияет на формирование личности, на самовыражение, а также позволяет хранить фотографии не в альбомах, где они могут повредиться. Популярными являются приложения для заказа такси. Человек, не знающий конкретного адреса, заходит в приложение, определяющее его местоположение, а также показывающие, сколько времени займет ожидание таксиста. К приложению можно прикрепить банковскую карту, что позволит производить оплату.

13 стр., 6485 слов

Модели, методики и способы диагностики эмоционального интеллекта

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ 1.1 История становления понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 1.2 Структура эмоционального интеллекта 1.3 Предпосылки развития эмоционального интеллекта ВЫВОДЫ ГЛАВА 2. МОДЕЛИ, МЕТОДИКИ И СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 2.1 Модели эмоционального интеллекта 2.2 ...

Таким образом, возникает идея о поиске способа для развития личной эффективности, обращаясь к тем решениям, которые стали доступны благодаря информационным технологиям.

Цель работы — показать возможности ИТ для развития эмоционального и культурного интеллектов.

Были выделены следующие задачи:

·Изучить модели эмоционального интеллекта;

·Изучить модели культурного интеллекта;

·Показать способ развития EQ и CQ, используя возможности ИТ.

Методы, которые использовались:

·Анализ;

·Наблюдение;

·Проектирование.

В первой главе рассматривается эмоциональный интеллект. Описываются проблемы, с которыми может столкнуться человек, имеющий низкий уровень EQ, а также методы, направленные на повышение личной эффективности.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

Г.Ю.АЙЗЕНК1[1] Понятие и определение интеллекта Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Последние в значительной мере носят философский характер и, таким образом, не особенно влияют на работу экспериментатора. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако ...

Вторая глава посвящена культурной осведомленности. Содержит примеры культурных различий в разных странах, включая особенности невербальной коммуникации.

Использование информационных технологий, направленное на повышение уровня эмоционального и культурного интеллектов, описано в третьей главе. Эта глава также содержит информацию о дальнейшем развитии проекта.

В заключении содержатся выводы, которые были сделаны в данной работе.

Содержание тестов, используемых для сайта, а также скриншоты представлены в приложении.

Глава 1. Модели эмоционального интеллекта

Термин «эмоциональный интеллект» был введен Дэниелом Гоулманом [15], однако предпосылки к этому появились после того, как Э. Тордайк, Д. Гилфорд, Г. Айзенк разработали понятие социального интеллекта [1]. EQ представляет собой совокупность неких качеств, присущих личности, которые определяют то, насколько эффективно человек управляет собой, а также своими отношениями с другими людьми. Эмоциональный интеллект не является величиной, которая предопределена генетическими особенностями. Таким образом, человек может повышать свой уровень. Кроме того, это необходимо, чтобы добиваться успехов.

Выделено два типа навыков, отвечающих за то, насколько вероятен успех личности [8]:

·Hard skills;

·Soft skills.

К первому типу относят навыки, которые могут быть продемонстрированы. Например, умение пользоваться программой, рисовать. Однако эти знания не гарантируют достижение желаемого результата, так как эмоциональный интеллект образованного человека может быть недостаточно развит. Имея знания в определенной области, но плохо контролируя свои эмоции, с трудом понимая поведение других людей, субъекту будет достаточно сложно продвигаться по карьерной лестнице, получать удовлетворение от деятельности, а также наслаждаться происходящими событиями.

14 стр., 6953 слов

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

... адаптационные возможности человека. И это лишь одна сторона термина ЗОЖ. С более общей позиции, здоровый образ жизни ... некоторые из них представляют совокупность нескольких МПЗ (например, компенсация может включать утверждение, представляющие идентификацию и ... искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому достигается сохранение чувства соответствия между имеющимися у человека ...

Автор утверждает, что навыки второго типа будут значительно влиять на успешность, так как они способствуют развитию личной эффективности.

Существует ряд проблем, с которыми практически регулярно сталкивается субъект. Низкий уровень EQ может стать причиной появления негативных эмоций, проблем с физическим здоровьем.

.1 Когнитивные искажения, влияющие на личную эффективность

Негативные эмоции являются ошибками в когнитивной картине реальности определенной личности [11]. Подобные искажения могут быть незаметными для самого человека, поэтому оценить их последствия, влияющие на восприятие мира, довольно сложно. Стоит отметить, что когнитивные ошибки препятствуют не только правильному пониманию происходящего, способности логично мыслить, но и саморазвитию, повышению личной эффективности. Существует множество примеров различных искажений, некоторые их них являются наиболее часто появляющимися. Осознавая это, личность может значительно улучшить качество своей жизни.

Было бы разумно рассмотреть модальные операторы обобщений, которые являются одним из видов искажений. Они заключаются в обобщении множества ситуаций и вывода некого общего правила, которое будет применяться для всех последующих, не делая различия между ними. Например, человек, столкнувшийся с предательством, теряет веру в людей. При этом, окружающие его могут не давать повода для появления сомнений в их искренности, верности, но человек не открывается для них, ориентируясь на прошлый опыт. Подобная дистанция и замкнутость могут стать причиной одиночества. Однако человек не замечает наличие этого когнитивного искажения, ведь для него все люди — потенциальные предатели. Схожей когнитивной ошибкой можно считать навешивание ярлыков. В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек, отличившийся вспыльчивым характером, некой резкостью в принятии решений, необдуманными поступками, обвиняется в каком-либо неприятном событии. То есть заведомо исключается вариант, что он мог повести себя иным образом, подойдя к проблеме рационально. Для всех окружающих этот человек уже имеет определенный ярлык. Соответственно, от него ожидают лишь одно возможное проявление. Следующим видом ошибок являются модальные операторы необходимости. Данные искажения могут заключаться в том, что человек имеет четкое требование к самому себе, не допуская различных вариаций. Дихонометрическим мышлением можно назвать поляризированное мышление. Например, отдельная личность видит только два возможных пути решения. «Либо все будет хорошо, либо плохо.». «Либо действовать сейчас, либо никогда.» Подобная ошибка чревата губительными последствиями, так как во многих ситуациях необходимо рассмотреть несколько способов и найти наиболее подходящий. К ошибкам также относят субъективную аргументацию. Не менее распространенной и важной когнитивной ошибкой является персонализация. Разумеется, каждый человек сталкивался с ситуацией, когда его мнение было неверным по причине того, что он принимал на себя ответственность за поведение другого. Когнитивный сдвиг в картине мира лишает человека возможности воспринимать положительную информацию. Таким образом, человек замечает лишь негативные проявления, видит во всем лишь нечто неблагоприятное. Положительные эмоции остаются полностью исключенными из его жизни. При этом, важно отметить, что такой сдвиг вовсе не означает то, что радость, успехи реально отсутствуют. Скорее, сам человек отказывается это воспринять. Туннельное зрение также отсекает определенную информацию. Например, человек воспринимает все происходящее, ориентируясь на свое настроение. Таким образом, если у человека в какой-то определенный день было плохое настроение, то он увидит в происходящем лишь негатив. Произвольное умозаключение заключается в том, что человек делает необоснованные выводы.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения. Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, ... Они представляют собой эмоциональную оценку новых еще неосознанных образований. Таким образом, здесь эмоции выполняют функцию предвосхищения результатов мыслительной деятельности. Завершающей фазой ...

1.2 Ментальные ловушки, как подвид когнитивных искажений

Ментальные ловушки так же, как и когнитивные искажения, препятствуют эффективной деятельности человека [2]. Причиной их возникновения являются непродуктивные структуры мышления. Человек не осознает то, насколько значительно его мысли могут влиять на те или иные события в жизни. Порой он считает, что может управлять ими, однако становится их заложником, не подозревая об этом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что очень важно уметь справляться с подобными ловушками. Тем ни менее, сначала необходимо научиться их выявлять, чтобы найти правильный способ решения проблемы.

Упорство относят к ментальным ловушкам. Сложным является отличить упорство от настойчивости, которая, в свою очередь, может привести человека к желаемым результатам. Несмотря на трудности, возникающие на пути, настойчивый человек идет к своей цели. Упорство же будет мешать ему повысить личную эффективность, проявляясь в продолжении нерациональной работы по инерции. Например, некая деятельность потеряла смысл, но человек продолжает ее. Амплификация — опасная ментальная ловушка, заключающаяся в том, что человек прилагает больше усилий, чем требуется. Также человек стремиться к большому заработку, однако не нуждается в том количестве денежных средств, ради которого работает. Реверсия мешает человеку сосредотачиваться на настоящем моменте, так как он концентрирует свое внимание на произошедших событиях. Предположим, он продолжает упрекать себя длительное время за выбор, не оправдавший его ожиданий. Таким образом, происходит отрицание того, что действие было совершено в прошлом. Человек теряет свое время, тратя его на нерациональное осмысление того, что уже нельзя изменить. То есть событие в прошлом продолжает оказывать на жизнь человека существенное влияние. Нельзя вернуться на два часа назад и успеть на сеанс фильма, который закончился. Нельзя также прожить вчерашний день заново. Невозможным является и изменение какого-либо иного поступка, совершенного неделю назад. Опережение тоже относят к ментальным ловушкам. Многие люди стремятся выполнить определенный ряд действий, не имея достаточного количества информации для того, чтобы эти действия были эффективными, привели к нужным результатам. Существуют различные причины для инициации подобного поведения. Предположим, что человек испытывает тревогу из-за наличии какой-либо проблемы. Он пытается решить ее незамедлительно, не дожидаясь ответной реакции от других людей, не обдумывая свои шаги. Однако проблема может быть решена гораздо быстрее. Кроме того, участие конкретного человека может оказаться необязательным. Соответственно, человек действует слишком быстро, нерационально. Затягивание, напротив, заключается в том, что человек долго остается пассивным. Причина может заключаться к отсутствии интереса, мотивации. Нередко человек пытается выполнять несколько задач, требующих полной концентрации внимания, одновременно. Это приводит к трудностям, внутренней неудовлетворенности. Подобную ошибку относят к разделению. Ускорение заключается в том, что человек слишком спешит в процессе выполнения какой-либо работы, что приводит к плохому результату, не позволяющему завершить деятельность благополучно. Например, человек готовит новое блюдо, ориентируясь на написанный в книге рецепт. У него нет достаточного времени, поэтому он игнорирует некоторые пункты, не добавляет нужные ингредиенты. Блюдо получается невкусным. Человек вынужден готовить его заново, так как из-за спешки желаемый результат не был достигнут. Не менее распространённой ловушкой является также регулирование, то есть стремление человека планировать абсолютно все, исключая импровизацию. Разумеется, многие задачи следует детально анализировать, но иногда стоит все же отпускать ситуацию, доверяясь внутренним ощущениям. Противление заключается к нежелании человека переключаться на новую задачу, на новую мысль. Причиной может быть неумение правильно расставлять приоритеты. По мнению А. Куклы [6], это является болезнью «еще чуть-чуть».

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте — поздней взрослости

... задачу – задачу связи с окружающими людьми, с миром своей культуры. Повышенный стресс – первая причина психосоматических заболеваний, это реальная опасность, и необходимо ... строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т.д.). ... одного или нескольких соматических ощущений — например, чувства стеснения в груди, потливости, затрудненного ...

Как было сказано ранее, риск оказаться в ментальной ловушке можно существенно уменьшить, правильно идентифицируя ее. Автор [6] утверждает, что для того, чтобы избежать попадание в ментальные ловушки, необходимо начать мыслить рационально, внимательно относиться ко всему происходящему.

.3 Когнитивный диссонанс, как подвид когнитивных искажений

Появление когнитивного диссонанса мешает человеку получать удовлетворение от его деятельности, от происходящих событий. Л. Фестингер утверждает, что порождает данную проблему несоответствие когнитивных элементов, которые, в свою очередь, могут быть взаимосвязанными или невзаимосвязанными, постоянными или дистантными. Когнитивные элементы являются факторами, определяющими картину реальности конкретного субъекта. Например, некоторые ожидания могут существенно не оправдаться, что станет причиной психологического дискомфорта, масштаб которого определяется важностью и необходимостью элементов, не соответствующих друг другу. Человек поступал в университет, будучи полным надежд, однако его разочаровала профессия. Он осознал, что видит себя в чем-то другом. В данном случае наблюдается несоответствие ожиданий от учебы в университете и реальности. Диссонанс возникает, когда есть необходимость в том, чтобы поступить именно определенным образом, однако этот поступок противоречит внутренним принципам конкретной личности. Феномен вынужденного согласия, когда личное мнение человека не является схожим с чужим, однако он вынужден учесть это и двигаться в направлении курса, который диктует общество. Также в качестве примера можно привести ситуацию, когда человеку требуется выстроить коммуникацию с людьми, имеющими противоположные взгляды. Важно отметить, что нельзя привыкать жить в подобном состоянии. Фестингер сравнил появление когнитивного диссонанса с появлением у человека чувства голода, а также с фрустрацией. Согласно исследованиям, личность стремиться к уменьшению воздействия когнитивного диссонанса, то есть старается избегать тех факторов, которые к нему приводят. Например, стремиться не воспринимать информацию, способную привести к какому-либо дискомфорту.

Существует несколько способов для решения данной проблемы:

·Увеличение числа, а также значимости элементов, соответствующих друг другу;

·Изменение элемента, создающего диссонанс.

Если существует выбор, то можно сделать вывод о том, что все альтернативы не соответствуют полностью потребностям субъекта, то есть не являются абсолютно хорошими. Тем ни менее, основываясь на определенных критериях, человек принимает то или иное решение.

1.4 Личная эффективность, как результат развитого эмоционального интеллекта

Личная эффективность складывается из умения управлять своим временем, мотивации, удовлетворенности жизнью, умения справляться со стрессом. Для современного человека крайне актуальна проблема грамотного планирования времени, поскольку он должен успевать выполнять список запланированных дел в различных условиях. Однако порой это представляется сложным, так как задачи являются разными по назначению, по необходимым ресурсам, требуют определенное время для реализации. Соответственно, следует идентифицировать приоритет каждой задачи. Важно уметь применять техники тайм-менеджмента, который подразделяется на следующие:

·Личный тайм-менеджмент;

·Командный тайм-менеджмент;

·Корпоративный тайм-менеджмент.

Глеб Архангельский в [3] советует руководствоваться некоторыми принципами, чтобы управлять своим временем эффективно. Например, материализовать цели, задачи, поскольку легко упустить что-либо нужное, забыть об этом. По его мнению, рационально использовать гибкое планирование, чтобы реагировать на изменения быстро. Также очень важно инвестировать в будущее, пользоваться удачными моментами, ориентироваться в сложившихся ситуациях. Основываться стоит, в первую очередь, на фактах. В [3] можно прочесть рекомендации по управлению своим временем. Каждый человек может использовать именно тот метод, который подойдет ему лучше. Например, «метод швейцарского сыра» заключается к подходе к какой-либо большой задаче с разных сторон. Архангельский также советует составлять ежедневный список дел. Не менее значимым фактором является правильная организация рабочего места. Нужно выявить те дела, которые отнимают у человека очень много времени, но не приносят пользы. Полезным окажется использование стикеров различных цветов, разноцветных ручек.

Очень важной является проблема отдыха, поскольку многие люди не осознают то, что не умеют расслабляться. Перенапряжение приводит к проблемам со здоровьем, к снижению продуктивности. Работоспособность человека, отказавшего себе в отдыхе, уступает той, которая присуща отдохнувшему человеку.

По мнению автора [2], для человека важно ощущать наличие границ. В качестве примера можно привести ситуацию, когда субъект, находясь на отдыхе, продолжает активно выполнять рабочие задания, обучаться. При чем, для этого вовсе необязательно брать с собой документацию, компьютер, а достаточно продолжать думать о работе. Это проблема может сказаться на работоспособности существенным образом, так как возможен внутренний дискомфорт, лишающий человека в будущем бодрого самочувствия для продолжения своей деятельности. Важно организовать ритмичный отдых, находясь на работе. Важно высыпаться, так как здоровый сон обеспечит силы для будущего дня. Архангельский советует сделать звонки от руководства или клиентов в нерабочее время исключительным случаем.

Человеку нужно найти не только время на отдых, но и иметь нужный для этого настрой. Следует максимально исключать возможность отступить. Например, купить билеты на концерт, чтобы сумма, потраченная на подобный вид отдыха после работы, была неким сигналом для человека, не позволяющим ему пропустить мероприятие. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда какой-либо фактор способствовал изменению планов на отдых. Распространенной причиной является погода. Если за окном дождь, то человек может остаться дома, несмотря на идею о походе в кино. Тем ни менее, когда ожидания от просмотра нового фильма оправдаются, то человек убедится в том, что все же не зря вышел в такую погоду на улицу. В следующий раз ему будет проще решиться на отдых, так как будут хорошие воспоминания. Кроме того, необходимо определиться, представляется ли для человека более интересным коллективный отдых или нет. Среди советов Архангельского можно также найти создание ритуалов для эффективного отдыха, то есть осуществление неких действий, которые помогут приобрести нужный настрой, разделяемых на те, которые входят в длинный список, и на те, которые записывают в короткий. Интересным является то, что формировать ритуал можно неоднократно, так как каждый раз находятся новые его элементы. Кроме того, автор говорит о важности правильного восприятия понедельника.

Мотивация, безусловно, является важной составляющей достижения успеха. Тем ни менее, каждый человек неоднократно сталкивается с проблемой ее отсутствия. Например, выполнение рутинной работы вызывает отсутствие интереса к деятельности, после чего становится довольно сложным продолжение продуктивного ее выполнения. Человек стремится как можно скорее завершить ту или иную задачу, не прилагая достаточных усилий, необходимых для достижения качественного результата. Мотивация может не существовать изначально, а также быть потерянной в процессе. Существуют некоторые способы для того, чтобы трудные задачи начали казаться познавательными, были не такими скучными, а также время, которое приходится тратить на них, казалось человеку полезным.

Глеб Архангельский предлагает использовать «якорь». Данный метод заключается в том, что необходимо найти для себя какую-либо привязку, являющуюся материальной. Например, музыка. Перед тем, как приступить к выполнению важной, но крайне сложной задачи, человек слушает определенное музыкальное произведение, заряжается энергией. Таким образом, главная цель «якоря» — задание нужного эмоционального состояния. Важно учесть тот факт, что «якорь» следует использовать исключительно для прямого назначения. Соответственно, если человек включает музыкальное произведение не только перед выполнением своей работы, а слушает его при любых других обстоятельствах, то «якорь» может потерять свою способность. Организм перестанет реагировать на него так, как было задано изначально. «Якорем» может быть также одежда, которую человек надевает в определенных случаях. Например, платье девушки, в котором она была, когда с ней случались интересные события. Она надевает его и заряжает себя положительной энергетикой, надеясь на то, что день будет удачным, так как она носит «счастливое» платье. Человек, тем самым, притягивает к себе то, о чем думает. Сам того не подозревая, он совершает действия, приближающие его к намеченной цели. При этом, сама одежда вовсе не обладает магическими свойствами, но придает человеку уверенность в себе и в происходящем. Архангельский выделяет также «разглобализацию задач». Порой для человека представляется сложным решить огромную, на его взгляд, проблему. Тем ни менее, из-за страха перед ее величием нельзя нивелировать тот факт, что она существует и должна быть решена. В терминологии тайм-менеджмент подобные задачи называются «слонами». Архангельский советует дробить «слонов на бифштексы». Человек решает задачу постепенно, разбивая ее на маленькие части, которые не внушают ему какого-либо страха. Таблица ежедневных дел также поможет правильно организовать себя. Смысл ее заключается в написании всех дел. Таблица должна находиться в удобном для человека месте, чтобы было возможно несколько раз в день наблюдать то, какое количество задач имеется на какой- то текущий момент времени. «Календарик-пинарик», по мнению Архангельского, помогает человеку заметить и ощутить уходящее время. Необходимо вычеркивать прошлое, чтобы заметить то, насколько быстро может пройти день или неделя. Существуют, так называемые, «лягушки», под которыми понимаются задачи, требующие мало времени на выполнение, но оказывающиеся неприятными для человека. Испанцы используют поговорку, смысл которой заключается в том, что каждое утро надо «съедать лягушку». Действительно, незначительные дела порой перерастают в более серьезные, трудно решаемые лишь по причине того, что человек очень долго откладывает их.

·Реактивный;

·Проактивный.

Первый подход имеет существенное отличие от первого, которое заключается в том, что человек воспринимает все события, как данность, и не стремиться их поменять. Человек не выстраивает свою жизнь так, как ему самому хотелось бы. То есть присутствует некая пассивность. Тем ни менее, стоит отметить, что человек добивается успеха, когда ему ближе проактивный подход. Такая личность точно знает, какие цели ему необходимо достигать, над чем работать. Такая личность неизменно следует заданному курсу, не ища оправданий в своих неудачах.

Глава 2. Модели культурного интеллекта

информационный сайт эмоциональный культурный интеллект

Культурные различия могут стать серьезным барьером между людьми. Тем ни менее, общество является «живым организмом», функционирующим, задействовав все свои составляющие. Работая в компании, которая сотрудничает с партнерами из других стран, необходимо знать некоторые особенности, а также уважать чужую культуру. Каждый человек сталкивается не только с представителями различных стран, но и с теми, кто может проживать в соседнем доме, имея совершенную другую культуру. Культурная компетентность — способность воспринимать незнакомую культуру.

Например, человек, становящийся частью другого коллектива, понимает, что ему совершенно не подходит корпоративная культура, присущая этому обществу. Это может проявляться в разном подходе к выполнению тех или иных задач, а также в манере общения. Нового сотрудника может удивить то, что его коллеги не здороваются друг с другом или же обсуждают вопросы, не имеющие отношения к работе, слишком громко. Существенная разница может проявляться также в организации рабочего места, самого рабочего процесса. Сотрудники, уезжающие в командировку, порой возвращаются оттуда гораздо раньше, так как для них представляется сложным адаптироваться к местным обычаям [12]. Говоря о различии между представителями разных стран, стоит отметить, что с ними нужно быть особенно осторожным, так как некоторые нарушения могут привести к весьма серьезным последствиям. Расторжение делового контракта, пожалуй, значительно уступает по масштабу тем проблемам, которые могут представлять опасность для жизни человека. Уважать чужую культуру и соблюдать ее правила необходимо везде. Деловая переписка с зарубежными партнерами не является исключением, хотя и представляет собой дистанционное взаимодействие. Перед поездкой в другую страну или перед общением с иностранцами следует ознакомиться с некоторыми правилами.

В арабских странах не стоит высказывать хозяину дома свое восхищение каким-либо предметом, так как он непременно предложит его своему гостю в качестве подарка. Таким образом, иностранный гость может оказаться в неловком положении, когда ему будет подарена дорогая вещь. В Бразилии невежливым могут посчитать комплимент в адрес хозяйки дома, которая, по мнению гостя, приготовила обед. Однако в этой стране готовят только жены мужчин, имеющих небольшой достаток. Соответственно, слова восхищения кулинарным мастерством будут оцениваться, как заявление о жадности хозяина дома или же о его материальном положении, не способности нанять домработницу.

Культура рабочего места также существенно различается. Во Франции процедура увольнения сотрудника является довольно сложной и существенно отличается от того, как происходит увольнение в других странах. Во-первых, обязательно должна состояться беседа, в которой работодатель должен объяснить причины, побудившие его в такому решению. Кроме того, в данной беседе могут участвовать и коллеги. Увольняемый имеет полное право высказать свои аргументы, доказать то, что это решение не является верным. Во-вторых, если сотрудник все же не соглашается с тем, что его увольняют, то он может подать в суд. В Португалии, напротив, увольнение может произойти без всяческих объяснений. Тем ни менее, работодатель имеет обязательства, согласно которым он должен выплатить определенную сумму. Размер суммы — 45-дневный заработок за каждый год, который сотрудник работал в компании. В Японии работодатель крайне расположен к своим сотрудникам. Принудительное увольнение будет являться очень редким случаем. Сами японцы отвечают взаимностью и остаются на месте работы, как правило, довольно долго. В этой стране совершенно не принято менять работу часто. В Германии оповещают об увольнении за 7 месяцев, если сотрудник работал в компании более 20 лет. Стаж работы в этой стране считается лишь с определенного возраста. На испытательском сроке сотрудник может не узнать причин своего увольнения, однако работодатель вышлет письмо с предупреждением за неделю.

2.1 Типы культурной компетенции

Существуют различные типы культурной компетенции, каждый из которых характеризуют то, насколько легко определенный субъект может адаптироваться к новой культуре. Кристофер Эрли и Элейн Мосаковски в [14] выделяют следующие шесть:

·Провинциал;

·Аналитик;

·Интуитивный;

·Посол;

·Подражатель;

·Хамелеон.

К первому типу можно отнести людей, являющихся вполне успешными, находясь в среде, привычной для них. После того, как они оказываются в новых условиях, то сталкиваются со значительными трудностями, справиться с которыми для них представляется очень сложным. Таким образом, провинциалы вынуждены возвращаться на прежнее место жительства, работы. Например, человек прожил долгое время в городе, отличающемся быстрым темпом, большим количеством населения, изобилием развлекательных мест. Обстоятельства складываются таким образом, что возникает необходимость в переезде, однако новый город будет значительно меньше, спокойнее. Если говорить о провинциале, то он не сможет адаптироваться к изменениям, будет испытывать психологический дискомфорт и, скорее всего, вернется на прежнее место жительства. Аналогическая ситуация сложится, когда человека, относящийся к данному типу, поменяет место работы. Корпоративная культура какой-то определенной компании значительно отличается от той, которая существует в других компаниях. Провинциалу будет сложно привыкнуть к манере общения между коллегами, к новому графику работы.

Аналитик использует сложные стратегии для того, чтобы лучше понять особенности незнакомой культуры. После того, как к нему пришло осознание факта, что он находится на чужой территории, где существует другая культура, аналитик пытается понять, что конкретно является причиной определенных проявлений. Таким образом, он анализирует происходящее и делает выводы.

Третий тип ориентируется на свои впечатления и ощущения. Он наблюдает за окружающими людьми, атмосферой. Ему становится понятно, какими принципами руководствуются людьми, что является причиной определенных событий. Однако когда интуитивный попадает в сложную ситуацию, то может растеряться.

Послами являются те люди, которые уверены в себе, в своих действиях. При этом, они могут не обладать достаточной информацией о незнакомой для них культуре, но держат себя достойно, не вызывая подозрений. Очень важно четко осознать то, где находятся границы возможностей, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Подражатель умело контролирует свое поведение, подстраиваясь под людей, находящихся рядом, а также создает уютную обстановку. Например, человек, общаясь с новыми приятелями из другой страны, замечает, что им присуща определенная манера вести диалог. Следовательно, он старается максимально соответствовать им, подражая их стилю общения. Именно поэтому разговор с ним оказывается приятным и интересным. Тем ни менее, для него могут оказаться незамеченными некоторые детали.

Хамелеон — самый редкий тип культурной компетентности. Необходимо отметить, что он может добиться значительных результатов, так как способен видеть культуры со стороны, а также находиться внутри.

2.2 Источники культурной компетенции

Голова, тело и сердце — три составляющие культурной компетенции.

Человек изучает другую культуру, ее традиции, обычаи. Тем ни менее, когнитивная составляющая (голова) не может обеспечить успешную адаптацию к культурным изменениям, если другие составляющие не являются развитыми. Соответственно, голова не выполняет все функции.

Тело также отвечает за то, как человек адаптируется к новой среде. Невербальная коммуникация очень важна. Например, один и тот же жест может иметь совершенно другие значения для представителей разных культур [3].

Рис.1. В Тунисе «Я тебя убью»

Рис.2. В Японии «Деньги»

Рис.3. В Голландии «Очень остроумно»

Рис.4. В Италии «Средство от сглаза»

Рис.5. В Греции «Заткнись»

Рис.6. В Мексике «Требование денег»

Рис. 7. В странах Ближнего Востока «Просьба не торопиться»

В Индии принято поклониться и сложить руки на груди, когда человек приветствует другого, а в Японии обязательным является поклон. Французы допускают поцелуй в щеку 2 раза. В странах Юго-Восточной Азии не допускается то, чтобы собеседники смотрели друг другу в глаза. В России кивание головой означает то, что человек дает положительный ответ, но в Болгарии и в Греции этот жест имеет совершенно противоположное значение. Кроме того, важно учесть такой фактор, как социальная дистанция. Многие люди не допускают во время общения того, чтобы их личное пространство было нарушено. Тем ни менее, отношение к этому зависит не только от самой личности, но и от культурных особенностях. В Италии подобная дистанция составляет от 50 см. до 1 м., в США может достигать до 3 метров. Человек, который умеет подражать манере поведения представителя другой культуры, наиболее вероятно будет успешно адаптироваться к культурным изменениям.

Эмоционально — мотивированная (сердце) сторона отвечает за то, как человек будет справляться с трудностями, встречающимися на пути к адаптации к новом культуре.

Существуют значительные различия также в этикете дарения подарков. Например, в странах Востока запрещается преподносить в качестве подарка алкоголь, так как религия не допускает распития подобных напитков. В азиатских странах дарующий задействует лишь правую руку. Согласно японскому этикету дарения, принимать подарок нужно двумя руками. Отдельной составляющей является дарение цветов, так как существует не только некий язык цветов, но и обычаи, верования в каждой культуре. Автор «Селам или язык цветов» Д.П. Ознобишин описывает значения растений, обозначая целые фразы, которые можно сказать, даря цветы. Например, мальва может означать «Прости меня!», а белая камелия — «Ты огонь в моем сердце». Бегония предостерегает человека так же, как и олеандр. Роза имеет различные значения, которые зависят от ее цвета. Красная будет свидетельствовать о признании в любви, желтая усомнится в искренности. Орхидея означает утонченность, незабудка — воспоминание. Человек, который хочет выразить свои чувства и сказать, что не представляет своей жизни без того, кому предназначены цветы, подарит примулу. Несмотря на наличие некого языка цветов, существуют культурные обычаи. Китайцы считают, что белые цветы являются траурными. В России желтые цветы говорят об измене.

Глава 3. Использование ИТ для развития эмоционального и культурного интеллектов

Способы, которые представляют собой инструмент для развития эмоционального и культурного интеллектов, могут быть труднодоступными. Подобный факт связан с отсутствием времени, с уровнем достатка и прочими факторами. Например, консультации психолога можно назвать возможностью для развития уровня EQ и CQ. Профессиональная помощь заключается в выявление волнующих конкретную личность вопросов, а также в поиске эффективных решений. Тем ни менее, эта услуга требует достаточного материального дохода, наличия свободных часов и определенного психологического состояния, некой раскованности для того, чтобы доверять незнакомому человеку свои проблемы. Посещение тренингов, направленных на данную деятельность, также обязывает к денежным тратам. Можно читать книги, в которых находится ответ на многие жизненные вопросы, а также выбирать литературу в целях ознакомления с разными культурами. Узнать больше об особенностях других стран можно благодаря таким книгам. Однако есть недостаток, присущий данному способу повышения личной эффективности, который заключается в том, что брать с собой книгу не является удобным. Многих затрудняет та нагрузка, которая появляется от книги. Кроме того, книг может быть несколько.

Необходимо отметить, что в современном мире, где использование информационных технологий стало ключевым элементом для многих решений, EQ и CQ можно развивать новым способом.

3.1 Сайт, как одна из возможностей

В качестве возможного решения был разработан сайт. Человек, имеющий доступ к Интернету, может развивать эмоциональный интеллект, а также культурный, находясь в удобном для него месте, выполняя свою деятельность в удобное для него время.

Выбор доменного имени для сайта является довольно важным шагом, поскольку оно сигнализирует о том, что пользователь может обнаружить для себя на конкретном сайте. Домен должен быть достаточно простым для понимания, а также для того, чтобы человек мог запомнить его. Длинные и сложные домены будут вызывать затруднения, что может повлиять на посещаемость сайта. В качестве доменного имени было выбрано sucesseq.ru, гдe sucesseq-домен второго уровня. Таким образом, пользователь сразу понимает, что на этом сайте он сможет повысить свой уровень, после чего добьется успеха. Доменное имя было зарегистрировано на сайте reg.ru

Рис. 8. Стартовое окно для регистрации домена

Был куплен хостинг, а также установлен system content management (WordPress), являющийся довольно популярной системой для управления контентом сайта. Данный инструмент удобен для того, чтобы работать с созданным сайтом.

После того, как была установлена настройка для теста (плагин), было необходимо подстроить ее именно под конкретный тест. Следующим шагом было тестирование. Таким образом, было важно убедиться, что каждый тест выдает заданное количество вопросов, а результаты выводятся достоверно.

Рис. 9. Вход администратора на сайт

Пользователю предлагается пройти 3 теста. Первый из них направлен на определение уровня эмоционального интеллекта. Второй тест проверяет культурную осведомленность. Третий тест включает в себя вопросы, выявляющие знания, относящиеся к невербальной коммуникации. Последовательность прохождения не имеет значения.

Рис. 10. Стартовая страница на сайте

.2 Тест на эмоциональный интеллект

Для того, чтобы приступить к решению проблемы, необходимо определить ее масштабность. Соответственно, первым шагом, который следует предпринять, решив развивать эмоциональный интеллект, является выявление уже существующего уровня. Пользователю предлагается ответить на 30 вопросов, выбирая один из шести возможных вариантов ответа. Опросник Холла, используемый для определения уровня EQ, предлагает следующие варианты:

·Полностью согласен (6);

·В основном согласен (5);

·Отчасти согласен (4);

·Отчасти не согласен (3);

·В основном не согласен (2);

·Полностью не согласен (1).

Некоторые вопросы могут вызывать существенные затруднения, поэтому ответить на них однозначно не представляет возможным. Например, человек понимает, что порой у него получается реагировать спокойно на оказываемое со стороны давление, однако бывают ситуации, когда он не имеет внутренних сил для борьбы с этой проблемой. Начиная вспоминать произошедшее, он путается в своих мыслях, что значительным образом может повлиять на результат, который ему нужно получить, отвечая на вопросы. Таким образом, опросник Холла является удобным механизмом для выявления уровня EQ, предоставляющий более достоверный результат.

Для получения достоверного результата также важно ответить на заданное количество вопросов. По разным причинам этот процесс может быть подвержен некоторым ошибкам, поэтому для пользователя предусмотрено ограничение, которое не позволяет перейти к следующему вопросу, не ответив на текущий.

Каждый из вопросов Холла относится к конкретной шкале. Например, для того, чтобы определить то, насколько человек умеет контролировать свои эмоции, необходимо сложить результаты по вопросам 3, 7, 8, 10, 18, а также 30.

Таблица соответствия шкал и вопросов

ШкалаНумерация вопросовЭмоциональная осведомленность1, 2, 4, 17, 19, 25Управление своими эмоциями3, 7, 8, 10, 18, 30Самомотивация5, 6, 13, 14, 16, 22Эмпатия9, 11, 20, 21, 23, 28Распознавание эмоций других людей12, 15, 24, 26, 27, 29

Важным фактором является умение понимать свои собственные эмоции. Человек, имеющий достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта, способен идентифицировать то, что чувствует в конкретный момент. Кроме того, необходимо не только распознавать эмоции, но и уметь контролировать их. Управление своими эмоциями определяется, скорее, как уровень того, насколько человек является отходчивым, совладает с эмоциями. Например, субъект осознает, что испытывает в данный момент раздражение к определенной личности. Следовательно, эмоциональная осведомленность достаточно развита. Тем ни менее, вступать в конфликт не является верным решением. Следовательно, необходимо управлять своими эмоциями. Уровень эмпатии отвечает за то, насколько человек умеет замечать настроение другого, сопереживать или радоваться. Умение распознавать эмоции других людей необходимо для того, чтобы человек мог реагировать на эмоциональное состояние окружающих, а также воздействовать на него. Очень важно иметь некоторую гибкость, которая позволит вовремя заметить настроение какого-то конкретного субъекта, выбрать верный способ общения.

.3 Тест на оценку межкультурной компетенции

Пользователю предлагается пройти тест, который направлен на выявление уровня культурной компетентности. Тест состоит из 100 вопросов, каждый из которых является утверждением. Необходимо понять, ложно ли оно или правдиво.

Для того, чтобы результат был более достоверным, необходимо оповещать пользователя о том, что он пропустил какой-либо вопрос, так как количество отвеченных вопросов влияет на конечный результат.

Рис. 12. Ответ не выбран

После прохождения теста становится возможным узнать о своих результатах.

3.4 Тест на вербальную коммуникацию

Пользователю предлагается пройти тест на понимание того, что означает определенный жест в конкретной стране. Невербальная коммуникация является важной составляющий культуры, поэтому полезность данного тестирования является неоспоримой.

О том, является ли ответ верным, будет свидетельствовать строка, меняющая цвет, реагируя на правильность, а также символ, появляющийся справа.

Рис. 13. Правильный ответ

Пользователь узнает о правильности своего выбора сразу же после того, как выбрал конкретный вариант.

Рис. 14. Неправильный ответ

После того, как пользователь отметил на все вопросы, он узнает свой результат.

Полезность данного теста является неоспоримой, так как невербальная коммуникация играет важную роль в культуре.

.5 Развитие и продвижение сайта

Дальнейшим шагом будет являться работа с контентом. Планируется добавить несколько тестов, схожих с культурным онлайн ассимилятором. Задания будут заключаться в изучении других культур с различных сторон и в выборе правильного, по мнению пользователя, варианта ответа после прочтения описания определенной ситуации. Например, следующий вопрос:

Преподаватель одного из Московских вузов, в аудитории которого было много студентов из Китая, не мог понять, почему они не очень охотно участвуют в дискуссиях, не спешат высказывать свою точку зрения в отличие от студентов из Европы и США.

Варианты ответа:

А) Представители азиатских культур предпочитают излагать существующие авторитетные точки зрения и не очень комфортно чувствуют себя, когда их просят высказать собственное мнение.

Б) Слушатели просто были не очень активны, им было неинтересно.

В) Они боялись «потерять лицо», если скажут что-то, что расходится с мнением группы или преподавателя.

Г) Этот формат коммуникации в их родной культуре практически не использовался.

Ответы:

А) В большинстве случаев это так. Исключение составляют азиатские студенты, имеющие опыт обучения в западных университетах.

Б) Вряд ли.

В) Скорее да.

Г) Скорее да.

Данное задание, как и прочие, которые будут использоваться для ассимилятора, разработаны Ю.В. Таратухиной [12].

Для того, чтобы учесть пожелания тех людей, которые являются активными пользователями мобильных приложений, планируется создать приложение, направленное на развитие личной эффективности. Пользователь сможет проходить тесты и узнавать уровень эмоционального интеллекта, которым он обладает.

Первым шагом будет являться регистрация. После того, как пользователь пройдет тест на эмоциональный интеллект, для которого используется опросник Холла, становится возможным узнать, какие составляющие EQ ему необходимо развивать. Данная возможность уже присутствует на сайте. Например, если уровень эмоциональной осведомленности оказывается довольно низким, то будет предложено развивать именно способность понимать свои собственные эмоции. Возможными вариантом является запись тех чувств и эмоций, которые за день испытал человек.

Для развития культурного интеллекта будет добавлен тест с заданиями из ассимилятора. Это поможет пользователю узнать больше о различных культурах.

Заключение

В данной работе описаны модели культурного и эмоционального интеллектов, а также рассмотрена проблема развития личной эффективности. Данная проблема является очень важной для современного человека, живущего в режиме многозадачности, поскольку ему необходимо справляться со стрессовыми ситуациями, выполняя свои функции максимально результативно. Необходимо отметить, что культурная компетенция является составляющей эмоционального интеллекта. Следовательно, субъект, желающий достичь успеха, должен не только стараться применять техники для управления временем, избегать ментальных ловушек, но и стараться больше узнавать о различных культурах, адаптироваться к ним.

Использование информационных технологий предоставляет человеку возможность развивать soft skills, существенно облегчая этот процесс. Разработанный сайт доступен для пользователей в любое время, а также является бесплатным. В будущем планируется работать над новыми тестами, которые помогали бы пользователям повышать уровень эмоционального интеллекта и культурной компетентности. Сайт окажется полезным для тех людей, которые хотят работать над собой, добиваться успеха. Кроме того, он может стать важной составляющей обучения, поскольку для студента также необходимо уметь идентифицировать свои эмоции верным образом, управлять ими, правильно распределять приоритеты, грамотно планировать время. Культурная компетентность важна не только для поездки заграницу с целью прохождения практики, но и для эффективного сотрудничества, общения с однокурсниками в родной стране (оригинальной культуре).

Возможно, разработка будет полезна для лицеистов, которые обучаются в лицеи НИУ ВШЭ, а также для студентов.

Приложение

Тест на выявление уровня эмоционального интеллекта (опросник Холла), включающий 30 вопросов. На следующие ответы пользователю предлагается ответить:

. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

. Я способен выслушивать проблемы других людей.

.Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

. Я способен улучшить настроение других людей.

. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Рис. 15. Тест на определение уровня EQ

Результаты:

Уровни EQ общий:

и более — высокий;

-139 — средний;

и менее — низкий.

Уровень EQ по каждой шкале:

и более — высокий;

-27 — средний;

и менее — низкий.

Тест, направленный на выявление уровня культурной компетентности (разработан Ю.В. Таратухиной), включающий 100 вопросов.

. Представители восточных культур воспринимают время как линейную величину.

.Представители полиактивного типа культуры могут часто пренебрежительно относиться к различным расписаниям и инструкциям.

. Китайцам рекомендуется дарить сувениры черного, белого и синего цветов.

. Принято кланяться партнеру-японцу при вручении визитной карточки.

.Представители скандинавских стран ориентируются на результат, а не на отношения.

. Итальянцы любят делиться подробностями личной и семейной жизни.

.Американцы и англичане относятся к культурам с высоким индексом индивидуализма.

. Для немецких бизнесменов не характерна пунктуальность и прямота.

. Японцы — преимущественно командные игроки.

. Принято ли первым/ой подавать руку, общаясь с представителями стран Юго-Восточной Азии.

. В странах Юго-Восточной Азии считается неприличным открыто смотреть в глаза.

. Арабы любят расспрашивать партнеров о семье и личной жизни.

. Для китайцев характерен медленный и монотонный стиль ведения переговоров.

. В культурах реактивного типа модель времени цикличная.

.В культурах Ближнего Востока перед тем, как перейти к обсуждению деловых вопросов, партнеры пытаются создать гармоничную атмосферу.

. Французы любят шутки и юмор в бизнесе.

. В арабской культуре доминирует экстравертированный стиль коммуникации.

. Американская система деловой коммуникации основана на индивидуализме.

.Финны как представители реактивного типа культуры в деловых отношениях многословны и экстравертированны.

. Американцы на переговорах часто используют давление и агрессивный стиль поведения.

. Для британцев характерны такие качества, как формализм, сарказм и ирония.

. Французы держат слово.

. Как правило, китайцам свойственно избегание конфликтов и конфронтаций.

Французы не уважают логику в переговорах.

. В странах Юго-Восточной Азии не ценится учтивость.

. Португальцы любят пышные приемы после деловых встреч.

. Проксемические зоны одинаковы в разных культурах.

. Красный цвет символизирует романтические намерения практически во всех культурах.

. Подарки из четырех предметов не принято дарить на Востоке.

. В странах Востока грубый юмор вызывает отторжение.

. В мусульманских странах не принято дарить алкоголь.

.Согласно распространенному стереотипу, немцы расчетливы, рационалистичны и чрезмерно пунктуальны.

. Западная коммуникативная стратегия строится так: сначала ответ — а потом его мотивировка.

. Японская культура относится к коллективистскому типу.

.Моноактивному типу культуры присущи в целом линейность, последовательность, четкое планирование, ориентация на выполнение задач.

. Белые цветы в Китае означают траур.

.В странах с высоким индексом индивидуализма креативный подход к решению проблем и принятию решений поощряется больше, чем в коллективистских культурах.

. В восточной культуре сначала указываются причины ответа, а потом дается сам ответ.

. Желтые цветы означают траур в странах Латинской Америки.

.Коммуникация с представителям полиактивного типа культур строится на основе получения информации в ходе личных контактов.

. В Австралии юмор часто колкий и провокационный.

.Австралийцы в процессе принятия решений предпочитают тщательное рефлексивное размышление.

.В западных культурах интеллект может определяться как вдумчивость, точность и максимальная безошибочность.

.Типичный представитель Западной и Северной Европы высоко ценит новизну, самостоятельность и возможность хорошо проводить время.

.Мирное сосуществование, эмоциональный комфорт очень важны в восточных культурах и не столь важны в западных.

.В азиатских культурах принято отвечать на вопросы, в правильности ответа на которые уверены.

. В западных культурах принято отвечать на любые вопросы.

. Определенность и конкретность доминируют в дискурсе Японии.

. Представители индивидуалистских культур в речи быстро переходят к сути дела.

.Для коллективистов более значим дискурсивный процесс (что и как говориться); для индивидуалистов — результат (что в итоге).

. В бизнесе немцы очень расчетливы и педантичны.

. В англосаксонских культурах аргументация строится линейно.

.В Германии, обращаясь к человеку, принято называть его ученые степени, если он ими обладает.

. У арабов не принято дотрагиваться до деловых партнеров в ходе беседы.

. Романская аргументация включает ряд отступлений от главной линии.

. Интеллект в коллективистких культурах понимается как «послушание старшим».

. Японцы всегда четко формулируют свои ответы: либо «да», либо «нет».

.Представители восточных культур, как правило, используют аргументацию, имеющую разветвленную структуру.

. Когда китаец сердится, он поднимает брови.

. Итальянцы пунктуальны и честны.

.Американские бизнесмены в деловых презентациях предпочитают визуальный контент.

.Представители индивидуалистских культур бóльшее внимание уделяют доброжелательной атмосфере в коммуникации, чем проблеме истинности.

.На Западе в аргументации используется преимущественно индукция, тогда как на Востоке — дедукция.

. При оформлении сайтов межкультурная прагматика роли не играет.

.Представители индивидуалистских культур часто активно сами дополняют контент на открытом образовательном ресурсе.

.В США рукопожатие с несколькими движениями часто воспринимается как выражение признательности.

.Во Франции достаточно одного движения руки при рукопожатии, и давление должно быть меньше.

. Арабы пунктуальны.

. В Китае и Японии при знакомстве принято сначала называть фамилию.

.В Латинской Америке приветствуется совсем легкое рукопожатие, а слишком быстрое отдергивание руки может быть воспринято как оскорбление.

. Во всех культурах улыбка является наиболее эффективной формой общения.

.«Синдром вторжения в персональное пространство» характерен только для индивидуалистского типа культур.

. Во Франции щелчком пальцев подзывают такси.

.При счете англичане, немцы, французы, венгры, в отличие от русских, считают, разгибая пальцы, начиная с большого.

.Немцы обычно ведут деловой разговор стоя на расстоянии не ближе 60 см друг от друга.

.Для итальянца постукивание указательным пальцем по носу означает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют».

.Француз или итальянец, если считает какую- либо идею глупой, часто стучит по своей голове.

.Чтобы предупредить, что информация секретна, русские и немцы прикладывают палец к губам, англичане — к носу, а в Италии тот же жест служит предупреждением об опасности.

. Часто задаваемый канадцами вопрос «Will you survive?» означает «Все в порядке?».

. Планирование в западных странах часто начинается от той точки Х, куда нужно прийти.

.На Ближнем Востоке никто не обратит внимание на качество Вашего портфеля, наручных часов и ювелирных украшений.

.Для американцев характерно стремление приступать к обсуждению деловых вопросов незамедлительно.

.В ряде стран Юго-Восточной Азии и Африки при скорбных известиях собеседники не только не прекращают улыбаться, но и стараются рассказать что-нибудь веселое.

.В странах Латинской Америки большое внимание уделяется качеству и стоимости аксессуаров: ручек, зажигалок, запонок, часов и колец.

. Не нужно скупиться на комплименты женщинам-деловым партнерам из США.

.Готовя деловую презентацию для американских партнеров, надо делать упор на визуальный контент.

. Гендерный фактор не играет значимой роли в деловой жизни США.

. В США обычно обращают внимание на состояние зубов.

. В Германии объектом внимания является обувь — ботинки должны блестеть.

. Французы относятся к аудиальному типу культур.

. Гендерный фактор не играет роли в деловой жизни России.

.Будет уместно использование стихотворных цитат и метафор в разговоре через переводчика с иностранными коллегами.

. Невербальное общение очень значимо в низкоконтекстных культурах.

.Если китаец выдвигает вперед нижнюю губу и при этом хмурится и морщит нос, это означает неодобрение.

. У китайцев принято подзывать к себе собеседника ладонью, повернутой вниз.

.В Южной Корее следует держать на виду руки: засовывать их в карманы — дурной тон, изобличающий человека, держащего камень за пазухой.

.В Испании пощелкивание большим и указательным пальцами выражает аплодисменты (испанцы умеют это делать достаточно громко).

. В Таиланде принято указывать на предметы кивком подбородка.

. Итальянцы для выражения одобрения сжимают и покручивают щеку.

Рис. 16. Тест на культурную компетентность

Рис. 17. Результат теста

Тест на невербальную коммуникацию, включающий 7 вопросов (разработан Ю.В. Таратухиной).

.В Тунисе данный жест означает «Я тебя убью!».

.В Японии данный жест имеет такое же значение, как и в России. Верно ли утверждение?

3.В Италии данный жест означает «средство от сглаза».

4.В Мексике данный жест означает «требование денег».

.В странах ближнего Востока данный жест имеет такое же значение, как и в России.

.В Голландии данный жест означает «Очень остроумно!».

.Во Франции данный жест является неприличным, равнозначным жесту с вытянутым средним пальцем.

Рисунок 18. Тест на невербальную коммуникацию

Рис. 19. Результат теста

Список используемых ресурсов.

1.Г.М. Андреева (2001) «Социальная психология.» Москва: Аспект пресс. Получено из

.Г. Архангельский (2013) «Время на отдых. Для тех, кто много работает». Москва: Альпина Паблишер

.Г. Архангельский «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать». Получено из

.А. Вафин Современный психолог как специалист по работе с негативом. Получено из

.А. Горбачев «Тайм-менеджмент в два счета». Получено из

.А. Кукла. (2012) «Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь.» Москва: Альпина Паблишер.

.В.М. Лившиц. «Самообучение как информационный процесс». Получено из

.И. Марецкая «Навыки эффективных менеджеров» Получено из:

.Р.С. Немов (1995) «Психология». Москва: ВЛАДОС.

.Е.И. Рогов. (2005) «Психология общения». Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС

.Ю.В. Таратухина, З.К. Авдеева. (2014) «Деловые и межкультурные коммуникации». Москва: Юрайт

.Л. Фестингер. (1999) «Теория когнитивного диссонанса». Москва: Ювента,

.К. Эрли «Культурная компетентность» Получено из http://www.ippnou.ru/print/000717

15.Daniel Goleman «Emotional intelligence» Получено из

16.«Когнитивный диссонанс». Получено из http://psihomed.com

.«Культурный онлайн Ассимилятор». http://www.regionalstudies.ru

.«Список когнитивных искажений». Получено из http://www.psychologos.ru

.«Тайм-менеджмент: простые способы управления временем». Получено из http://psyfactor.org

.«Эмоциональность и контроль над нею.» Получено из http://www.psychology-online.net