Содержание
Введение 3
Глава 1. Психология времени 4
1.1. Понятие времени в психологии 4
1.2. Время и его особенности 7
Глава 2. Восприятие времени и компетентность во времени 13
2.1. Особенности восприятия времени 13
2.2. «Чувство времени» 16
2.2. Компетентность человека во времени 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Тема курсовой работы: «Восприятие времени и компетентность во времени как психологическая особенность личности».
Актуальность. В современной науке ученые различных областей знаний уделяют пристальное внимание изучению феномена времени. Психология изучает восприятие времени человеком. От восприятия времени зависит результативность большинства видов деятельности, эффективность социальной адаптации человека. И так как наша современная жизнь представляет собой постоянное движение, то изучение другого движения – времени особенно актуально.
Данная проблема в отечественной психологии активно разрабатывается усилиями К.А.Абульхановой-Славской, В.И.Ковалева, Л.Кублицкене, В.Ф.Серенковой и др.
Цель исследования: изучить восприятие времени и компетентность во времени как психологическую особенность личности.
Объект исследования: время.
Предмет исследования: восприятие времени.
Задачи исследования:
1. Определить понятие времени в психологии
2. Выяснить особенности времени
3. Изучить особенности восприятия времени
4. Рассмотреть понятие «чувство времени»
5. Изучить компетентность человека во времени
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённый анализ литературы поможет расширить знания по проблеме исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что проблема настоящего исследования не слишком глубоко изучена в отечественной психологии, поэтому данная курсовая работа может представлять интерес для психологов, занимающихся изучением проблемы восприятия времени.
Глава 1. Психология времени
1.1. Понятие времени в психологии
В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение модели его «образа мира».
Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы
... работы: . Рассмотреть конфликтологическую компетентность как предмет психологического исследования. . Изучить психологические особенности конфликтов в педагогическом коллективе. конфликтологическая компетентность учитель коллектив . Провести эмпирическое исследование конфликтного поведения и конфликтологической компетентности учителей и проанализировать ...
На протяжении истории цивилизации в оценке времени отчетливо проступают две тенденции — «линейное» восприятие времени, текущего от прошедшего к будущему и «циклическое» круговое восприятие. Так, древнеегипетское и традиционное китайское описание — это циклическая последовательность эр; символ времени древней Индии — колесо, бесконечная цепь из «настоящего — будущего — прошедшего».
Представление о времени развивается постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории определяются той культурой (или той цивилизацией), парадигмы которой довлеют в индивидуальном и коллективном сознании.
Идея времени, по мнению некоторых исследователей, психологически родилась из двух совершенно разных источников — повторяемости и неповторяемости событий, т.е. ритмического повторения чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года) и неповторимого однократного течения чего-то, например рождения, роста, старения и умирания живых существ.
Представления о времени не являются врожденными — они развиваются постепенно в процессе формирования личности, и временные (как и пространственные) понятия человека определяются той культурой (цивилизацией), к которой он принадлежит.
Проблема включения времени как категории в научную психологию возникла давно.
Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики.
В советской психологии тезис зависимости времени от тех систем, в которые оно включено — в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека — был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Эти представления лишь недавно стали интенсивно разрабатываться в психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В изучении времени в современной психологии выделяются несколько направлений: сенсорный (восприятие времени); событийный (психологическое время личности — как смена событий); описательный (представления о времени как образы в искусстве, живописи, поэзии) и др.
В науке XX столетия вошло представление об отличии физического времени, имеющего строгие, объективные, научно выверенные показатели и величины измерения, от времени субъекта, переживаемого, осознаваемого и конструируемого самой его активностью. Реальность и объективность физического, математического времени нетождественна реальности времени социального бытия человека, эти реальности и научные понятия о них не совпадают, хотя и связаны. Человеческая жизнь протекает в объективном физическом времени, но для человека имеют значения не константы времени, а то, какова качественная форма активного бытия во времени, каково осуществление жизни.
Понятие о личности человека в психологии
... о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с ... (представление, звуки, запахи, вкусы). 2. зрительная (развивается в течении жизни) пр.: художники. 3. Слуховая (музыканты). 4. Осязательная (на ощупь). 5. ...
В работах С.Л. Рубинштейна и его учеников был сделан шаг в понимании активности личности в отношении ко времени. Личность предстала как субъект «жизненного пути», не только как зависящая от событий, периодов жизни, но и как строящая «жизненную перспективу». Была показана зависимость хода жизни, жизненного пути со всем многообразием его событий от типа личности, личностных особенностей, ее способов направлять, ускорять события своей жизни.
К.А. Абульханова-Славская, подчеркивая зависимость жизнедеятельности от самого субъекта жизни, различает три структурных образования жизненного пути личности: «жизненную позицию», «жизненную перспективу» (понятие, близкое к понятию временной перспективы), «смысл жизни». Таким образом, активность личности в отношении к времени жизни стала предметом всестороннего изучения, что позволяет строить программы обследования и диагностики посредством анализа жизненных планов, жизненных позиций и временных перспектив.
Время — основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности — условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями. Опыт субъекта — это его мир, который имеет свою структуру, складывающуюся в прошлом, а с другой стороны — погруженную в сиюминутную деятельность. Структуры опыта в виде пространственных и временных схем управляют поведением человека.
«Время — это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта… Жизнь входит в определение времени», — замечает Ю.К. Стрелков, рассматривая понятие времени в современной психологии.
По мнению В.П. Зинченко, время для психологии выступает в качестве важнейшего средства изучения психики, …
**************************************************************