Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии
.1 Что такое агрессия
.2 Истоки агрессивного поведения
.3 Типы агрессии
.4 Определение враждебности
.5 Определение несдержанности
Глава 2. Организация исследования, направленного на изучение агрессивного поведения
.1 Описание выборки
.2 Описание методик
.2.1 Опросник Басса-Дарки
.2.2 Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв)
Глава 3. Анализ результатов исследования
.1 Качественный и количественный анализ результатов
.2 Корреляционный анализ статистических данных с использованием корреляции Пирсона
.2.1 Корреляция между возрастом и агрессивностью
.2.2 Корреляция между возрастом и враждебностью
.2.3 Корреляция между возрастом и несдержанностью
. Выводы по результатам исследования
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Актуальность данного исследования. В последнее время проблема агрессивного, враждебного поведения, а так же несдержанности людей по отношению друг к другу, приобретает всё более острую социальную направленность.
Каждый из нас регулярно сталкивается с агрессивным, враждебным поведением. Нам хамят, грубят, ругают последними словами. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, и очень хочется понять, какие могут быть причины агрессии, несдержанности и раздражительности у людей. Как и у многих других жизненных явлений, у агрессии есть свои психологические причины, в которых мы попытаемся разобраться.
Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Сегодня — в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и в момент политической напряжённости, происходит усиление проявления агрессии у людей.
Цель данной работы проверить следующую гипотезу: «Чем старше человек, тем он менее агрессивен и несдержан»
Психологические основы проявления агрессии у детей дошкольного ...
... ·математические методы; ·сравнительный анализ. Базой исследования являлась: средняя группа МОУ д/с №336 (20 детей). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ...
Задачей исследования является выявление связи между агрессивным, враждебным поведением людей и их возрастом. Для этого необходимо понять, что такое агрессия, типы и причины появления агрессивного поведения, что такое враждебность, и что такое несдержанность?
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии
.1 Что такое агрессия
Агрессия — (от лат.- aggredi — нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции) , агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму).
Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного. Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо.
По мнению Lewis в отличие от некоторых биологических видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны, ни одна из этнических, расовых или религиозных групп не показала себя врожденно более агрессивной, чем другие, хотя на протяжении истории, народ той или иной страны периодически проявлял себя в этом отношении отличным от прочих. Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физически наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность (небывалое увеличение плотности населения).
Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу. Поведение и Джека Потрошителя, и Джона Д. Рокфеллера можно считать агрессивным, однако разница между ними огромна.
К. Лоренц считает, что между различными человеческими популяциями все же имеются различия в их изначальной (врожденной) степени агрессивности, что сложилось в результате естественного отбора. В качестве примера чрезвычайно агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам «инстинкт убийцы». У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. «инстинкт убийцы», направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было (природа не могла предусмотреть, что в руках «голой обезьяны» появится смертоносное оружие).
Социализация человека по з. Фрейду
... ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ... "Сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но ...
К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.
Р. Докинз рассматривал индивидуума, как эгоистичную машину, запрограммированную на то, чтобы как можно лучше обеспечивать свои гены в целом, т.е. как машину выживания. Таким образом, машины выживания одного вида более непосредственно покушаются на жизнь другой. Одна из причин этого состоит в том, что представители одного вида, будучи очень сходными между собой, вынуждены конкурировать за все необходимые им ресурсы. Одним из важных ресурсов являются брачные партнеры. Конкуренция обычно происходит между самцами за самок. Это означает, что самец может обеспечить сохранение своих генов, если он нанесет какой-то ущерб другому самцу, с которым он конкурирует. Логичный образ действия состоит в том, чтобы убивать своих соперников, а затем съедать их. Но каннибализм и убийство в природе встречаются крайне редко. И в самом деле, самая примечательная особенность схваток между животными состоит в том, что это формальные состязания, происходящие подобно боксу или фехтованию строго по правилам. Если противник своим поведением признает поражение, то победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса. В таком случае получается, что только HOMO SAPIENS — единственный вид, убивающий себе подобных, как единственный наследник каиновой печати.
Основатель психоанализа З.Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1912).
В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке это — проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал (1933), что Танатос противостоит
Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Но каким образом, в таком случае, человек живет достаточно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго.
Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. Доктор H. Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. Фрейд, как известно, тоже вначале использовал термины «агрессивный» и «активный» как синонимы (1909) , хотя в дальнейшем, в работе «Новые вводные лекции» (1933) , он использовал слово «активный» не как синоним агрессивности, а как наиболее важную характеристику этого инстинкта. H. Parens также отмечает, что агрессия может проявляться в разных формах, однако все эти формы имеют одну общую черту — они представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов встречающихся на пути к цели способствующих или препятствующих ее достижению. Цель, выражаясь языком информационной термодинамики есть стремление к борьбе с хаосом (энтропией) к структурированному состоянию (упорядочению).
Для этого необходима энергия, назовем ее в данном случае активностью. Тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на устранения препятствий, ведущих к цели.
Вместе с тем Фрейд придавал не столь большое значение феномену агрессии, считая либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик Адлер в 1908 году в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего («основного») инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному (агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления (агрессивным путем) органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду;»…неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса». В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов, последний (по мнению Адлера) всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт (импульс) есть способ преодоления (препятствий, преград на пути к цели, витальным потребностям) и, следовательно, адаптации.
Г.Маркузе пользуясь учением Фрейда, утверждает, что цивилизация начинается с введения запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации инстинктов: а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся групповых отношениях, и б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины и природы, а также индивидуальной и социальной морали. По мере того как союз этих двух сил все более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни.
Однако сам процесс цивилизации и увеличивает объем сублимации и контролируемой агрессии; и в том и в другом случае происходит ослабление Эроса, высвобождающее деструктивность. Это заставляет предположить, что прогресс связан с регрессивной тенденцией в структуре инстинктов, и что рост цивилизации наталкивается на постоянное (хотя и подавляемое) побуждение к окончательному удовлетворению потребностей и достижению покоя. Макс Шеллер указал, что «сознательный или бессознательный порыв или воля к власти над природой является главным мотивом в отношении современного человека к бытию, который в структурном плане предшествует современной науке и технологии как «до и алогическое» начало научной мысли и интуиции. Организм «a priori» переживает природу как стремящуюся к господству и потому подлежащую овладению и контролю, а следовательно, труд превращается в силу и провокацию, направленную на борьбу с природой, на преодоление сопротивления. При установке на такое отношение к труду образы объективного мира предстают как » символы направленности агрессии»; действие предстает как осуществление господства, а реальность как сопротивление.
1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии
... импульсивная, - агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, ... телесных повреждений вплоть до самоубийства; альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на ...
Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных — это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, «доброкачественная» агрессия служит для выживания индивида или рода, она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен «злокачественной» агрессией — деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничение между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт — это ответ на физиологические потребности человека, а страсти — это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.
Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Таким образом, агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной (т.е. наиболее выгодной и эффективной стратегией целедостижения) и определяется тем, что человек (агрессивным путем) добивается максимального преимущества (там же).
Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является фрустрационная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию и, следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью (там же).
Фромм выделяет ряд действий, которые именует псевдоагрессией, относя к ним такие ее виды как непреднамеренную (например, случайное ранение человека), игровую (необходимую в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций), а также не имеющей никакой деструктивной цели и отрицательных мотиваций (гнев, ненависть).
Фехтование, стрельба из лука, различные виды борьбы развились из потребности поразить врага, но затем полностью утратили свою первоначальную функцию и превратились в виды спорта. Концепция агрессии как самоутверждения находит свое подкрепление свидетельствующих о наличии связи в наблюдениях между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением (там же).
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление ...
... вербальная агрессия – выражающаяся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других) - косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т.п.). Кроме того, при подавлении проявления агрессии ... а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. Первый тип агрессивности, безусловно, ...
Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы мобилизовать все наступательные и оборонительные импульсы, если возникнет угроза витальным интересам животного, например, в случаях, когда животное лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Очевидно, что цель оборонительной агрессии состоит в сохранении жизни, а не в разрушении. Также филогенетически запрограммирован и человек: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности (последнее актуально, когда субъект живет в обществе, где частная собственность является значительной ценностью).
Конечно, агрессивная реакция может быть обусловлена моральными и религиозными убеждениями, воспитанием и т.д.; на практике также встречается у большинства индивидов и даже у целых групп. Вероятно, оборонительным инстинктом можно объяснить большую часть воинственных проявлений человека (там же).
.2 Истоки агрессивного поведения
Помимо целей, у агрессии существуют более серьезные и глубинные механизмы, влияющие на ее возникновение. Психологические причины агрессии у людей могут быть совершенно разными: каждый более или менее известный психолог стремился выдвинуть свою гипотезу о том, как и откуда берется агрессия. На настоящий момент их можно разделить на три основные группы:
. Агрессия как инстинкт. Многие психологи считают, что природа возникновения агрессивного поведения у человека инстинктивна. Агрессия способствует выживанию, выполняя три основные функции: борьба за территорию и пищевые ресурсы, улучшение генофонда и защита потомства. Агрессивная энергия постоянно возникает в организме человека, накапливается и в какой-то момент прорывается наружу. У каждого — свои границы, переход через которые чреват враждебностью в поведении. Агрессия также могла достаться человеку от своих предков-охотников. Очевидно, что охотничья природа может являться побудителем к насилию, войнам и разрушению. Таким образом, можно говорить о неизбежности агрессии и сложностью с ее контролем;
. Агрессия как результат невозможности реализовать свои потребности. Это совершенно другой подход: все мы сталкивались с неспособностью удовлетворить свои желания из-за каких-либо препятствий, и в такой ситуации практически всегда появляются гнев и агрессия. Они могут быть направлены на других людей, на вещи или даже на себя. Возможны также вариации в способах проявления агрессии: мы можем накричать на кого-то, толкнуть или начать причитать: Это я во всем виновата! Нет мне прощения!. Самое печальное, что такой способ реагирования, если его часто использовать, начинает входить в привычку, но эффективность его для решения проблем и преодоления тех самых пресловутых препятствий представляется весьма сомнительной;
Таблица по ЗПР
... способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать ... взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары ...
. Агрессия как результат научения. В детстве мы всему учились у взрослых, мы подражали им в манере говорить, есть, одеваться и вести себя в целом. Точно также, наблюдая за взрослыми, мы учились агрессивному поведению, если мы видели, как наши мама и папа постоянно орут друг на друга и на окружающих людей, такой вариант поведения запоминался нами как единственно верный. Конечно, есть и другие факторы, увеличивающие вероятность проявления агрессии при взрослении — это неприемлемое обращение, постоянные придирки и нападки со стороны взрослых и даже прямые инструкции: Ну что ты как маленький! Дай сдачи этому мальчику!. Человеку, который растет в подобной обстановке, сложно быть тихим, милым и пушистым. Однако в этом случае он обладает возможностью научиться контролировать свою агрессию, если развивать способность к саморегуляции, наблюдать за людьми, умеющими спокойно разрешать конфликты и поощрять себя за каждое проявление кротости и человеколюбия.
.3 Типы агрессии
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (Табл. № 1)
Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессии как враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинение страданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когда агрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные с причинением вреда.
Таблица № 1.
Категории агрессии по Бассу
ТИП АГРЕССИИПРИМЕРЫФизическая -активная-прямаяНанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.Физическая-активная-непрямаяЗакладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.Физическая-пассивная-прямаяСтремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).Физическая-пассивная-непрямая Вербальная-активная-прямаяОтказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Словесное оскорбление или унижение другого человека.Вербальная-активная-непрямаяРаспространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.Вербальная-пассивная-прямаяОтказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.Вербальная-пассивная-непрямаяОтказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Таблица по психотерапии
Способность продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Способность ставить перед собой цели и достигать их, способность справляться с тревогой, испытывать широкий спектр эмоций, привносить созидательные элементы в удовлетворении агрессивных и сексуальных побуждений. Процесс осознания: 1 этап-Анализ бессознательного. Техники работы: метод свободных ассоциаций, ...
Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выражения агрессивности. К этим факторам относятся: пол, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры, социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Пол: агрессивность является значительной характеристикой различия мужчин и женщин. Это различие является в первую очередь отражением поло-ролевых стереотипов. Хотя в последнее время эти рамки значительно изменились, и женщина получила большую свободу, самоопределение, в том числе и в проявлениях агрессивности, лидирующие позиции занимает вербальная агрессия. Мужчины значительно чаще и сильнее проявляют физическую агрессию.
Возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 этот показатель выходит на значительно более низкий, но стабильный уровень.
Образование: с повышением уровня образования идет понижение уровня агрессивности.
Расово-этническая принадлежность: у различных этнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степень агрессивности.
Профессия: речь идет об особенностях деятельности, связанных с общением, его спецификой.
Социальные аспекты: экономический подъем может даже усилить фрустрацию и повышать уровень насилия. Когда быстро развивающиеся нации урбанизируются, когда растет грамотность, люди все больше начинают задумываться о том, что такое настоящее материальное благосостояние. Однако, поскольку изобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Поэтому даже если уменьшается депривация, фрустрация и политическая агрессия могут возрастать.
1.4 Определение враждебности
Враждебность — это длительное эмоциональное состояние, характеризующееся враждой к другим и проявляющимся желанием причинить вред или боль тем, на кого оно направлено. Часто различается с гневом на том основании, что гнев — более интенсивная и мгновенная реакция.
.5 Определение несдержанности
Глава 2. Организация исследования направленного на изучение агрессивного поведения
.1 Описание выборки
В исследовании, были задействованы испытуемые в количестве 21 человека. Все испытуемые условно были разделы на три возрастные группы, по 7 человек в каждой.
Возрастные группы: 1. возраст от 16 до 22 лет; 2. от 34 до 40 лет; 3. от 58 до 64 лет. При этом количество мужчин и женщин в каждой группе по возможности было равным.
Таблица ППП
... 3-х лет) Наглядно- образное(7-10 лет) Словесно- логический (школьный возраст) Операции мышления Анализ и синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Понимание Виды понимания: -истинное ... 2.Непроизвольное Отвлечение Колебание Рассеянность- это свойство внимания. - Тест "Черно-красная таблица Горбова-Шульте - Таблицы Шульте 1.Ощущение – простейший психический процесс, отражение в сознании ...
.2 Описание методик
.2.1 Опросник Басса-Дарки
Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
.2.2 Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв)
Назначение методики: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Шкалы:
Вспыльчивость — способность легко приходить в раздражение, гнев, озлобление;
Напористость (наступательность) — склонность надавить, навязать окружающим свои желания, оценки, не считаясь с их мнением, во что бы то ни стало, любой ценой добиться своей цели;
Обидчивость — себялюбие, спесь, амбиция, гонор;
Неуступчивость — склонность настаивать на своем, проявлять упорную несговорчивость, неспособность в любом социальном взаимодействии соизмерять чужое внутренне намерение со своим и на основе этого проявлять договороспособность, сговорчивость и рукопожатность;
Бескомпромиссность — качество личности, выражающее излишнюю устойчивость взглядов, принципов, отношений и оценок;
Мстительность — негативная индивидуально-психологическая черта личности, проявляющаяся в стремлении отомстить либо за все без исключения случаи ущерба, нанесенного сознательно или случайно окружающими, либо когда масштабы мести заметно превосходят величину полученного ущерба;
Нетерпимость — это, с одной стороны, неспособность принимать убеждения, чувства, поведение, которое отличается от нашего собственного, с другой стороны, это и нежелание предоставить равную свободу выражения мнения другому человеку;
Подозрительность — склонность отказывать людям в доверии <#»justify»>№ п/пВозраст, летИндекс агрессии11625218243182342022521206212172219
Таблица № 3
Индекс агрессивности, возрастная группа 34-40 лет включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии13414235173371943722538206391874016Таблица № 4
Индекс агрессивности, возрастная группа 58-64 года включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии1581025914359946015562116631376412
Таблица № 5
Индекс враждебности, возрастная группа 16-22 года включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии116102181431812420852113621972211
Таблица № 6
Индекс враждебности, возрастная группа 34-40 лет включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии13410235203371543719538116391674014
Таблица № 7
Индекс враждебности, возрастная группа 58-64 года включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии15816259153591846016562196631776418
Таблица № 8
Индекс несдержанности, возрастная группа 16-22 года включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии11616218143181142019521176211272216
Таблица № 9
Индекс несдержанности, возрастная группа 34-40 лет включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии13414235123371543711538106391674013
Таблица № 10
Индекс несдержанности, возрастная группа 58-64 года включительно
№ п/пВозраст, летИндекс агрессии15882591235964601456256631576410
Следующий этап это статистический анализ полученных данных.
.2 Корреляционный анализ статистических данных с использованием корреляции Пирсона
Коэффициент корреляции Пирсона расчитывается для оценки наличия или отсутствия между двумя переменными величинами линейной связи. Кроме того, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи, поэтому его также называют коэффициентом линейной корреляции Пирсона
Условия применимости коэффициента корреляции Пирсона:
Переменные X и Y, наличие корреляции между которыми мы проверяем должны быть распределены нормально;
Число соответствующих значений переменных X и Y, полученных в результате измерений должно быть одинаковым;
Для расчета коэффициента корреляции по Пирсону используем формулу:
,
где — среднее значение, величины X; — среднее значение, величины Y
.2.1 Корреляция между возрастом и агрессивностью
В таблице № 11 представлены значения признаков X и Y:
Таблица № 11
№XY11625218243182342022521206212172219834149351710371911372212382013391814401615581016591417599186015196211206313216412
. На основании исходных данных, приведенных в таблице № 11, рассчитаем средние значения для X и Y:
=39.0952
=17.3333
Таблица № 12
№XYX-XсрY-Yср(Y-Yср)*(X-Xср)(X-Xср)2(X-Xср)211625-23.09527.6667-177.064533.388358.778321824-21.09526.6667-140.6354445.007544.444931823-21.09525.6667-119.5402445.007532.111542022-19.09524.6667-89.1116364.626721.778152120-18.09522.6667-48.2545327.43637.111362121-18.09523.6667-66.3497327.436313.444772219-17.09521.6667-28.4926292.24592.777983414-5.0952-3.333316.983825.961111.110993517-4.0952-0.33331.364916.77070.1111103719-2.09521.6667-3.49214.38992.7779113722-2.09524.6667-9.77774.389921.7781123820-1.09522.6667-2.92061.19957.1113133918-0.09520.6667-0.06350.00910.44451440160.9048-1.3333-1.20640.81871.777715581018.9048-7.3333-138.6346357.391553.777316591419.9048-3.3333-66.3487396.201111.11091759919.9048-8.3333-165.8727396.201169.443918601520.9048-2.3333-48.7772437.01075.444319621122.9048-6.3333-145.063524.629940.110720631323.9048-4.3333-103.5867571.439518.777521641224.9048-5.3333-132.8248620.249128.4441∑——1469.66676091.8095452.6667
. Рассчитаем ∑[(X-Xср)(Y-Yср)]): ∑[(X-Xср)(Y-Yср)])=-1469.6667
. Рассчитаем m*σx и m*σy:
m*σx=78.05, m*σy=21.276;
Коэффициент корреляции Пирсона: rxy=-1469.6667/(78.05×21.276)=-0.885
Выявлена высокая отрицательная корреляционная зависимость (-0.885), между возрастом испытуемых и агрессивностью.
.2.2 Корреляция между возрастом и враждебностью
В таблице № 13 представлены значения признаков X и Y:
Таблица № 13
№XY1161021814318124208521136219722118341093520103715113719123811133916144014155816165915175918186016196219206317216418
.На основании исходных данных, приведенных в таблице, расчитаем средние значения для X и Y:
.
=39.0952
=14.3333
Все необходимые для расчета коэффициента корреляции промежуточные данные и их суммы представлены в таблице № 14:
Таблица № 14
№XYX-XсрY-Yср(Y-Yср)*(X-Xср)(X-Xср)2(X-Xср)211610-23.0952-4.3333100.0784533.388318.777521814-21.0952-0.33337.031445.00750.111131812-21.0952-2.333349.2214445.00755.44434208-19.0952-6.3333120.9356364.626740.110752113-18.0952-1.333324.1263327.43631.77776219-18.0952-5.333396.5071327.436328.444172211-17.0952-3.333356.9834292.245911.110983410-5.0952-4.333322.07925.961118.777593520-4.09525.6667-23.206316.770732.1115103715-2.09520.6667-1.39694.38990.4445113719-2.09524.6667-9.77774.389921.7781123811-1.0952-3.33333.65061.199511.1109133916-0.09521.6667-0.15870.00912.77791440140.9048-0.3333-0.30160.81870.111115581618.90481.666731.5086357.39152.777916591519.90480.666713.2705396.20110.444517591819.90483.666772.9849396.201113.444718601620.90481.666734.842437.01072.777919621922.90484.6667106.8898524.629921.778120631723.90482.666763.7469571.43957.111321641824.90483.666791.3184620.249113.4447∑—-860.33336091.8095254.6667
. Рассчитаем ∑[(X-Xср)(Y-Yср)]): ∑[(X-Xср)(Y-Yср)])=860.3333
. Рассчитаем m*σx и m*σy:
m*σx=78.05, m*σy=15.9583;
Коэффициент корреляции Пирсона:=860.3333/(78.05×15.9583)=0.6907
Выявлена положительная корреляционная зависимость(0.6907), между возрастом испытуемых и враждебностью.
.2.3 Корреляция между возрастом и несдержанностью
В таблице № 15 представлены значения признаков X и Y:
Таблица № 15
№XY116162181431811420195211762112722168341493512103715113711123810133916144013155881659121759618604196215206315216410
. На основании исходных данных, приведенных в таблице, расчитаем средние значения для X и Y:
=39.0952
=12.6667
Все необходимые для расчета коэффициента корреляции промежуточные данные и их суммы представлены в таблице № 16:
Таблица № 16
№XYX-XсрY-Yср(Y-Yср)*(X-Xср)(X-Xср)2(X-Xср)211616-23.09523.3333-76.9832533.388311.110921814-21.09521.3333-28.1262445.00751.777731811-21.0952-1.666735.1594445.00752.777942019-19.09526.3333-120.9356364.626740.110752117-18.09524.3333-78.4119327.436318.777562112-18.0952-0.666712.0641327.43630.444572216-17.09523.3333-56.9834292.245911.110983414-5.09521.3333-6.793425.96111.777793512-4.0952-0.66672.730316.77070.4445103715-2.09522.3333-4.88874.38995.4443113711-2.0952-1.66673.49214.38992.7779123810-1.0952-2.66672.92061.19957.1113133916-0.09523.3333-0.31730.009111.11091440130.90480.33330.30160.81870.11111558818.9048-4.6667-88.223357.391521.778116591219.9048-0.6667-13.2705396.20110.44451759619.9048-6.6667-132.6993396.201144.44491860420.9048-8.6667-181.1756437.010775.111719621522.90482.333353.4438524.62995.444320631523.90482.333355.7771571.43955.444321641024.9048-2.6667-66.4136620.24917.1113∑——689.33336091.8095274.6667
2. Рассчитаем ∑[(X-Xср)(Y-Yср)]): ∑[(X-Xср)(Y-Yср)])=-689.3333
. Рассчитаем m*σx и m*σy:
m*σx=78.05, m*σy=16.5731;
Коэффициент корреляции Пирсона: rxy=-689.3333/(78.05×16.5731)=-0.5329
Выявлена отрицательная корреляционная зависимость (-0.5329), между возрастом испытуемых и несдержанностью.
4. Выводы по результатам исследования
Таблица № 17
Корреляционная зависимость между показателями
Коэффициент корреляции между возрастом и агрессивностью по Пирсону-0,8850Коэффициент корреляции между возрастом и враждебностью по Пирсону0,6907Коэффициент корреляции между возрастом и несдержанностью по Пирсону-0,5329
Как показывает сводная таблица № 17, существует высокая отрицательная корреляционная зависимость (-0,885) между возрастом испытуемых и их агрессивностью. Вывод: с возрастом, у большинства людей снижается уровень агрессивности.
Однако следующая корреляционная зависимость между возрастом испытуемых и враждебностью положительная (0,6907), это говорит о том, что достаточно большое количество людей по разным причинам с возрастом становятся более раздражительными и подозрительными, из анализа этих двух качеств и сложился в нашем случае индекс агрессии.
Третья же исследованная корреляционная зависимость между возрастом испытуемых и несдержанностью (вторая методика) отрицательная и равна -0,5329, это говорит о том, что с возрастом люди становятса чаще всего намного сдержаннее, что так же подтверждает влияние возраста на уровень агрессивности.
Заключение
Исследование на тему влияния возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности и несдержанности показало, что гипотеза: «Чем старше человек, тем он менее агрессивен и несдержан» подтвердилась.
Наш эксперимент подтвердил существование высокой отрицательной корреляционной зависимости между такими признаками как, возраст человека и его агрессивность. То есть, чем старше возрастная категория людей, тем ниже общий уровень их агрессивности.
Интересным оказался тот факт, что враждебность в отличие от агрессивности имеет положительную корреляционную зависимость. Но не будем забывать, что в нашем случае индекс враждебности сложился из индекса подозрительности и раздражительности, это и может объяснить наличие положительной корреляции данных признаков, так как с возрастом люди становятся более уязвимыми и подозрительными.
Если же говорить о коэффициенте корреляции между возрастом и несдержанностью, то он опять приобретает отрицательную величину. Так как, чем старше возраст человека, тем ниже у него уровень агрессивности, что в свою очередь подтверждает гипотезу.
В заключение хочется сказать, что ответы на некоторые вопросы повлекли за собой следующие вопросы, на которые предстоит ответить. Они существуют и требуют дальнейших, обширных и всесторонних исследований. Так как, в дальнейшем это может помочь решить многие проблемы человечества.
агрессивность враждебность несдержанность возраст
Библиография
1. Эрих Ф. Анатомия человеческой деструктивности. — Спб 1994.
. Гуггенбюль-Крейг А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. — М. 1997.
. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб 1997.
. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — Спб 1991.
. Конрад Л. Агрессия. — М. 1994.
. Зигмунд Ф. По ту сторону признака удовольствия.- М. 1920.
. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М. 1976.
. Ярмоленко Г. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии — Спб 2004.
. Абрамова А. Агрессивность при депрессивных расстройствах — М. 2005.
.Сельчонок. К. Психология человеческой агрессивности — М. 1999.
. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. — М. 1995.
. Румянцева Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии — М. 1991.
. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — М. 2001.
Приложение 1.
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Опросник
Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
Не всегда получаю то, что мне положено.
Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
Мне кажется, что я не способен ударить человека.
Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
Часто бываю не согласен с людьми.
Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
В раздражении хлопаю дверьми.
Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Думаю, что многие люди не любят меня.
Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
Довольно многие завидуют мне.
Требую, чтобы люди уважали мои права.
Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
От злости иногда бываю мрачным.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
Когда кричат на меня, кричу в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Дерусь не реже и не чаще других.
Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
Часто думаю, что живу неправильно.
Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре часто повышаю голос.
Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка результатов и интерпретация
Ответы оцениваются по 8 шкалам.
1. Физическая агрессия (k=11):»да» = 1, «нет» = 0вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68″нет» = 1, «да» = 0вопросы: 9, 72. Вербальная агрессия(k=8):»да» = 1, «нет» = 0вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73″нет» = 1, «да» = 0вопросы: 33, 66, 74, 753. Косвенная агрессия (k=13):»да» = 1, «нет» = 0вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63″нет» = 1, «да» = 0вопросы: 26, 494. Негативизм (k=20):»да»= 1, «нет» = 0вопросы: 4,12,20,28,»нет» = 1, «да» = 0вопросы: 365. Раздражение (k=9):»да»= 1, «нет» = 0вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72″нет» = 1, «да» = 0вопросы: 11, 35, 696. Подозрительность (k=11):»да»= 1, «нет» = 0вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59″нет» = 1, «да» = 0вопросы: 33, 66, 74, 757. Обида (k=13):»да»= 1, «нет» = 0вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 588. Чувство вины (k=11):»да»= 1, «нет» = 0вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67
Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
Приложение 2
Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности
Назначение теста: Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них.
Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны — «Нет».
Тест
Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я редко даю сдачи, если меня ударят.
Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
В детстве мне нравилось драться.
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
Я не способен ударить человека.
Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
Я никогда не любил драться.
Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.
Обработка и интерпретация результатов теста
Склонность к прямой вербальной агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
Склонность к косвенной вербальной агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.
Ответы «Нет»: 22, 26.
Склонность к косвенной физической агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.
Склонность к прямой физической агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.