влияние эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе 7

1.1 Сущность синдрома эмоционального выгорания 7

1.2 Особенности формирования межличностных отношений в коллективе 16

1.3 Эмоциональное выгорание и межличностные отношения в коллективе 27

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе 38

2.1 Этапы, методы и методики исследования 38

2.2 Оценка влияния эмоционального выгорания на формирование межличностных отношений 41

2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания 49

Заключение 56

Список использованной литературы 58

Введение

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».

СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе — «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

26 стр., 12684 слов

Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов

... исследования – синдром эмоционального выгорания. Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов. Гипотеза исследования : · Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога; · На формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества ...

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название «burnout», для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ. Внутренние и внешние ресурсы человека называются адаптивностью организма.

В настоящее время переосмысливается роль и место психологической адаптации личности, неустанно растет интерес к данной проблеме. Современный мир, в котором действует и живет человек, слишком подвижен и изменчив. Развитие цивилизации в 20-21 вв., проявляющееся в урбанизации городов, глобализации политических и социально-экономических проблем общества, росте компьютерной индустрии и др., привело к резкому возрастанию информационных потоков, действующих на сознание отдельного человека. Высокий ритм и изменчивость жизни (недостижимость или утрата любви, здоровья, материального благополучия и т.п.) приводит к повышению психоэмоциональной напряженности человека и снижению его адаптационных возможностей. Постстрессовый фактор по силе влияния на эмоциональное благополучие и удовлетворенность жизнью среди других факторов выходит на первое место. В последнее время стремительно растет и число психосоматических заболеваний, вызванных психической травматизацией, низким адаптационным потенциалом личности. Кроме того, низкий адаптационный потенциал личности напрямую связан с неспособностью разрешать жизненные противоречия.

Психологическая адаптация личности в настоящее время является предметом изучения как отечественными (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, В.Н. Григорьева, В.В. Гриценко, М.А. Гулина, Л.Г. Дикая, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, А.А. Реан, С.А. Шапкин и др.), так и зарубежными (A.L. Kristof, R.S. Lasarus, D.G. Myers, J.K. Norem, H. Thome и др.) исследователями.

4 стр., 1558 слов

Опросник выявления эмоционального выгорания

... отношению к себе и результатам своего труда, вызывающие нарушение внутриличностного равновесия, чувство беспомощности и безнадежности, ощущение того, что нет возможности справиться со стрессом, "синдром эмоционального выгорания ... (фанатичные), "пламенные" и легко солидаризирующиеся.  Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием – важная область изучения данного феномена. ...

Актуальность изучения синдрома эмоционального выгорания определила выбор темы исследования: «Изучение влияния эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе».

Цель практического исследования – теоретически и эмпирически проанализировать возможное влияние эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе.

Объект исследования – эмоциональное выгорание личности.

Предмет исследования – влияние эмоционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность синдрома эмоционального выгорания.

2. Охарактеризовать особенности формирования межличностных отношений в коллективе.

3. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания и межличностных отношений в коллективе.

4. Подобрать и провести диагностику исследуемых признаков.

5. Оценить влияние эмоционального выгорания на формирование межличностных отношений

6. Разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.

База исследования: сотрудники предприятий сферы розничной торговли в количестве 50 человек, из которых 25 – девушки в возрасте 18 – 26 лет, 25 – юноши в возрасте 18 – 26 лет.

Методы исследования носят теоретико-ориентированный характер – изучение литературы, анализ и обобщение материала; практико-ориентированный характер: тестирование, наблюдение, анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния эмо-ционального выгорания на межличностные отношения в трудовом коллективе

1.1 Сущность синдрома эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [12, c. 22].

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ [5, c. 70].

Проблема стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Как мы убедились, обсуждая феноменологию любви, сами по себе романтические переживания — явление достаточно распространенное, с ними на протяжении жизни сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие — неоднократно. Длительное же сохранение аттракции к партнеру встречается куда реже. На уровне обыденного сознания исключительно распространены даже представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения и т. д.

Вопрос о стабилизации эмоциональных отношений не совпадает с проблемой сохранения пары, например супружеской, как целого. Стабилизация взаимодействия в диаде может быть осуществлена за счет непсихологических факторов (экономических, например), а также вследствие отсутствия сколько-нибудь привлекательной альтернативы. Исследования по психологии семьи показывают, что этот последний вариант (связанный с падением самоуважения и хроническим субдепрессивным состоянием вследствие конфликтных взаимоотношений) достаточно часто выступает в качестве стабилизатора брака, в котором оба супруга недовольны своей семейной жизнью [13, c. 55]. Следует помнить, что при несомненной важности эмоциональных отношений для существования пары они не покрывают всей сферы деятельности и общения, как внутри, так и тем более за пределами внутрипарных отно………..

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... речи - это правильное построение предложений Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии ... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ...

Список использованной литературы

1. Аверченко J1.K. Психология управления. Новосибирск, 2003.

2. Андриенко Л.В. Социальная психология. — М.: Академия, 2005.

3. Андреева И.В. Организационное поведение. СПб.: Нева, 2003.

4. Асеева, И. Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у работников социальных служб / И. Н. Асеева // Работник социальной службы. — 2008. — N 1. — С. 75-103.

5. Базаров Т.Ю. Методы управления персоналом // Журнал практического психолога, 2006, № 5-6. с. 15-23.

6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2005. — 301 с.

7. Бендас Т. В., Нагаев В. В. Психология чувств и их воспитание. М., 1982.

8. Битянова М. Р. Социальная психология. — М, 1994.

9. Викентьева Е.Н. Организационная культура. — Тверь, 2009. — 115 с.

10. Виханский О.С. Менеджмент. -М.: Гардарики, 2009.

11. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. — 2-е изд., перераб. – М. [и др.] : Питер, 2009 [т. е. 2008]. — 336 с.

12. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь : [пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой] / А. В. Гнездилов. – СПб. : Речь, 2007. — 161 с.

13. Грабе, М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени : почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / М. Грабе ; [пер. с нем.: В. Г. Немченова] ; науч. ред. Л. Г. Лысюк. – СПб. : Речь, 2008. — 96 с.

14. Есть ли у вас признаки выгорания? // Служба кадров и персонал. — 2007. — N 2. — С. 51-53.

15. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Социальная педагогика, 2007. — N 2. — С. 97-102.

Живем как дышим // Социальная защита. — 2010. — N 10. — С. 31-32 ; N 12. — С. 26-28 ; 2011. — N 3. — С. 31-32 ; N 4. — С. 28-29.

16. Збровский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. — М.: Гардарики, 2004. 272 с.

17. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — Спб.: Питер, 2010. 448 с.

18. Знакова, Т.А. Профессиональное выгорание руководителей // Управление персоналом. — 2003. – N 11. — С. 64-66.

19. Золотовицкий Р. Организационная арттерапия и тренинг. — М.: Морено-институт, 2003.

11 стр., 5414 слов

Антонова Н.В. — Психология управления

... одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности,атакженекоторыеразделыобщейпсихологии.Психологию управления можно считать прикладной отраслью социальной психологии [Андреева, 2000]. Управление — это процесс достижения цели усилиями других ...

20. Иванникова, Н. Н. Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иванникова. – М. : Дашков и К, 2009. — 207 с.

21. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 2003. — 304 с.

22. Кабаченко T.C. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. — 384 с.

23. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.

24. Карпов А.В. Психология управления. — М.: Гардарики, 2008.

25. Карташова Л.В., Никонова Т.В„ Соломинидина Т.О. Организационное поведение. М.: Инфа-М. — 2010. — 220 с.

26. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса : психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Академический проект, 2009. — 943 с.

27. Коваленко, И. Профессиональное «сгорание» / И. Коваленко // Социальное обеспечение. — 2006. — N 1. — С. 7.

28. Купер, К. Л. Организационный стресс : теории, исследования и практическое применение / Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. ОДрайсколл ; [пер. и науч. ред. к.психол.н. П.К. Власова]. — Харьков : Гуманитарный Центр, 2007. — 334 с.

29. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988

30. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.

31. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина. -Л., 1977.

32. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

33. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

34. Прихожан А. М. Психологический справочник, или Как

обрести уверенность в себе. М., 1994.

35. Психология здоровья / Л. И. Августова, В. А. Ананьев, Н. Е. Водопьянова и др. ; под ред. Г. С. Никифорова ; С-Петерб. гос. ун-т. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. — 497 с. Б Психология профессионального здоровья : [учебное пособие / проф. Г. С. Никифоров и др.] ; под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Речь, 2006. — 480 с.

36. Рейнуотер, Д. Это в ваших силах : как стать собственным психотерапевтом / Джанетт Рейнуотер ; [общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка]. – М. : Прогресс, 1992. — 240 с.

37. Руденский Е. В. Социальная психология. — Новосибирск, 1996. Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

38. Угрюмова, И. Синдром профессионального выгорания / Ирина Угрюмова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2006. — N 8. — С. 32-33.

39. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.

40. Чутко, Л. С. (д-р мед. наук).

Синдром менеджера : эмоциональное выгорание и управление стрессом / Леонид Чутко. — СПб. : Речь, 2010. — 96 c.