Уровень тревожности детей при госпитализации

Введение

Вегето-сосудистая дистония — это нарушения в работе сосудистой системы организма, приводящие к недостаточному снабжению тканей и органов кислородом. Иначе это заболевание называют нейроциркуляторной дистонией, или неврозом сердца. Встречается вегето-сосудистая дистония довольно часто — как у детей (12-25%), так и у взрослых (до 70%).

Это следствие того, что нарастающий темп современной жизни требует полной отдачи внутренних ресурсов и сил в процессе учебы и работы.

Вегето-сосудистая дистония может развиться в результате острых и хронических заболеваний, недосыпания, переутомления на работе, неправильного режима питания и др. Однако, основной ее причиной является стресс.

Синдром вегето-сосудистой дистонии можно определить как состояние, обусловленное дисбалансом вегетативного обеспечения деятельности внутренних органов и систем. Наверное, не совсем правильно считать ВСД заболеванием. Скорее, это — пограничное состояние, которое при определенных условиях, под влиянием внешних и внутренних факторов может трансформироваться в болезненное состояние, причем, чаще всего — это заболевания так называемого психосоматического ряда: артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и другие состояния. Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психические расстройства в практике врача общего профиля. — СПб.: «Издательство Петрополис», 2001. — С. 14. Необходимость изучения и постоянство интереса к вегето-сосудистой дистонии объясняется тем, что при нарастающем ритме жизни, все большее количество детей и подростков страдают синдромом ВСД, что самым негативным образом влияет на процессы учебы, предпрофессиональной подготовки и на качество жизни в целом. При этом госпитализация ребенка, как стресообразующий процесс не может не оказывать негативного влияние на общее психическое состояние госпитализируемых детей. Цель работы: определить уровень тревожности детей с ВСД при госпитализации

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме.

2. Определить уровень тревожности детей при госпитализации

Предмет исследования: уровень тревожности детей с вегето- сосудистой дистонией при госпитализации Объект исследования: Исследование проводилось в марте 2007 года. В исследовании приняли участие 15 учащихся 3-7 классов, средний возраст — 12 лет. Для достижения поставленной цели использовали общеклинические методы. Психологические особенности ребенка оценивались при помощи: -теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 1) — и теста «рисунок несуществующего животного» (Приложение 2).

5 стр., 2263 слов

влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование ...

... тревожности у детей старшего дошкольного возраста определяется ее недостаточной изученностью в психолого-педагогической литературе, значимостью данного возрастного этапа в эмоциональном развитии индивида, определяющим влиянием эмоцио-нальных состояний ребенка ...

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирическое исследование 3. Количественная и качественная обработка результатов исследования. 1. Теоретическая часть

1.1. Психическое состояние детей при вегето-сосудистой дистонии

Синдром психических нарушений — эмоциональная лабильность, плаксивость, нарушение сна, ощущение страха, кардиофобии. У больных ВСД более высокий уровень тревожности, они склонны к самообвинению, испытывают боязнь в принятии решений. Преобладают личностные ценности: большая забота о здоровье (ипохондрия), активность в период болезни снижается.

Еще в 20-е годы физиологом У. Кэнноном была разработана теория эмоций, рассматривающая стенические отрицательные эмоции как защитные реакции борьбы или бегства. С этой точки зрения, негативные эмоции (гнев, страх и др.) биологически целесообразны: они подготавливают организм к тому, чтобы развить максимально интенсивную мышечную активность, вступая в схватку или спасаясь бегством. При этом происходит активация симпатического отдела вегетативной нервной системы — в кровь выбрасывается адреналин, вызывающий учащенное сердцебиение, повышается артериальное давление, перераспределяется кровоток; учащается дыхание, в крови повышается уровень глюкозы и холестерина. Такая симптоматика характерна для ВСД.

Поиск связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем лежит в основе психосоматического направления в медицине. В детской практике оно связано с изучением влияния эмоций на процессы познания, сравнения и узнавания предметов, памяти, развития; становления игровой деятельности и обучения; формирования ассоциативной деятельности, межличностных отношений и особенностей изменения эмоций при нарушениях поведения. При этом многие авторы (В. Кеннон, 1927; К.Е. Изард, 1980; Ю.М. Губачев, Е.М. Стамбровский, 1981; А. Адлер, 1995; Л.С. Выготский, 1997; Ж. Пиаже, Б. Интерхельдер, 2003 и др.) подчеркивали двойственное (психологическое и телесное) выражение эмоций.

По мнению большинства исследователей (Д.Н. Исаев, 1996; П.И. Сидоров, А.В. Парняков, 2000 и др.), психосоматический подход, как принцип врачебной деятельности, заключается в как можно более тщательном изучении влияния различных психотравмирующих факторов на возникновение и течение любых соматических болезней и психотерапевтическом лечении больных с учетом этих факторов.

1.2 Уровень тревожности детей при госпитализации

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998, №2. — С.39

По определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд.

4 стр., 1769 слов

Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

... этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх. Степень изученности. Проблеме тревожности посвящено большое количество ... определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики. Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста. Предмет исследования – ...

— М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. — С. 401.

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. — 1996 г., №4. — С. 11

По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. // Семья и школа. — 1994 г., №1.- С.138.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску.

Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи. Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.

Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы

-Программа для детей, поступающих в школу.

-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

-Программа по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию и др.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации
(некоторые представления).

Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.

Дети, которые находились в лечебных учреждениях с тяжелыми заболеваниями или проходили инвазивные лечебно-диагностические процедуры, в течение нескольких месяцев после выписки страдают нарушениями сна, а также панически боятся медицинских работников.

К таким выводам пришли врачи из Детского госпиталя Монреаля, обследовавшие 120 детей, которые за два месяца до исследования пернесли те или иные тяжелые заболевания, потребовавшие госпитализации в блок интенсивной терапии. В качестве контрольной группы они использовали детей, перенесших аналогичные заболевания в менее тяжелой форме. Результаты оказались вполне предсказуемыми — пребывание в отделении интенсивной терапии наносило ребенку тяжелейшую психическую травму, последствия которой выявлялись спустя два месяца почти в 90% случаев. Но и у детей, проходивших лечение в обычных терапевтических отделениях, ученые обнаружили значительное повышение уровня тревожности, свидетельствующее об отрицательном воздействии госпитализации на психику ребенка.

Исследователи предположили, что степень выраженности психологической травмы, получаемой ребенком вследствие пребывания в больнице, зависит не столько от тяжести заболевания, сколько от множества других факторов, определяемых условиями госпитализации.

2. Эмпирическое исследование проблемы В последние годы появился новый психологический подход к изучению ряда соматических заболеваний. По данным В.А.Скумина, при соматических заболеваниях четко проявляется психосоматическое единство организма. Так, Н.П.Топорова и О.А.Синявская, изучая особенности в структуре личности у детей при нейродермите, екземе, атопическом дерматите, показали психосоматическую природу алергодерматозов. Особенности нарушений психической деятельности у детей с патологией легких (бронхиальной астмой) изучали лишь несколько авторов. Но и они предлагали лишь учитывать роль нервной системы при развитии этих заболеваний, не утверждая ее первопричины. А работы, посвященные особенностям психической деятельности у детей с патологией сердечно-сосудистой системы, в доступной литературе практически отсутствуют.

Поэтому целью нашего исследования было изучение психологических особенностей детей с острой и хронической соматической патологией.

2.1 Организация и методы исследования

Целью данного исследования было изучение уровня тревожности детей с ВСД при госпитализации.

Исследования проводились индивидуально, в изолированном помещении. Перед началом обследования у ребенка создавалась положительная мотивация на успешное выполнение задачи. После этого пациент получал подробные инструкции по поводу выполнения любого из тестов. Все задачи были однотипными, в них учитывались стандартные показатели.

В исследовании приняли участие 15 учащихся 3-7 классов, средний возраст — 12 лет (см. таблицу 1).

Таблица 1 Мальчики девочки

имя

возраст

имя

возраст

1

Алексей

11 лет

1

Катя

9 лет

2

Валера

11 лет

2

Лиза

10 лет

3

Саша

10 лет

3

Лена

11 лет

4

Дима

9 лет

4

Марина

12 лет

5

Дима

13 лет

5

Яна

12 лет

6

Андрей

14 лет

6

Вика

10 лет

7

Максим

12 лет

7

Вера

13 лет

8

Сергей

12 лет

Выбор методик для экспериментального исследования был обусловлен следующим:

· задачами исследования

· надежностью, валидностью используемых методик

· учетом личных особенностей испытуемых.

Наиболее целесообразным для данной цели явился следующий блок методик:

-тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (Приложение 1)

— и тест «рисунок несуществующего животного» (Приложение 2).

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) — эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени).

При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Тест «Несуществующее животное» — это проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т.д.).

Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В. Яньшин, 1988, 1990).

Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Инструкция:

«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу — свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль).

Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением).

Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе исследуемые тестировались за две недели перед госпитализацией, на втором — накануне госпитализации.

2.2. Анализ результатов исследования

На первом этапе эксперимента «абсолютного спокойствия» у испытуемых не выявлено, В основном, у детей несколько повышенный уровень тревожности, что помогает им держать себя в активном состоянии, в тонусе, легко адаптироваться к ситуациям. Это обусловлено характером протекания ВСД, при котором наблюдается повышенный, относительно нормального, уровень тревожности.

Девочки обнаружили самый высокий уровень тревожности. Менее тревожными оказались мальчики (см. рис. 1.).

госпитализация тревожность дети соматический

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня тревожности детей

На втором этапе наблюдалось повышение уровня тревожности у 90% детей.

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что госпитализация повышает уровень тревожности детей, что может негативно сказаться на процессе лечения ребенка и на состоянии психики в целом.

Исключение составил Андрей, вероятно, это обусловлено более старшим возрастом по отношению к остальным испытуемым и высоким уровнем тревожности в целом.

Выводы

Вегето-сосудистая дистония может развиться в результате острых и хронических заболеваний, недосыпания, переутомления на работе, неправильного режима питания и др. Однако, основной ее причиной является стресс.

Синдром психических нарушений — эмоциональная лабильность, плаксивость, нарушение сна, ощущение страха, кардиофобии. У больных ВСД более высокий уровень тревожности, они склонны к самообвинению, испытывают боязнь в принятии решений. Преобладают личностные ценности: большая забота о здоровье (ипохондрия), активность в период болезни снижается.

Дети, которые находились в лечебных учреждениях с тяжелыми заболеваниями или проходили инвазивные лечебно-диагностические процедуры, в течение нескольких месяцев после выписки страдают нарушениями сна, а также панически боятся медицинских работников.

Исследователи предположили, что степень выраженности психологической травмы, получаемой ребенком вследствие пребывания в больнице, зависит не столько от тяжести заболевания, сколько от множества других факторов, определяемых условиями госпитализации.

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что госпитализация повышает уровень тревожности детей, что может негативно сказаться на процессе лечения ребенка и на состоянии психики в целом.

В качестве методов снижающих уровень тревожности детей при госпитализации можно рекомендовать следующие: а. Безусловно при госпитализации ребенку требуется поддержка, утешение, беседы с ребенком и родителями.

б. При острой тревожности назначают бензодиазепины, гидроксизин или дифенгидрамин.

в. Детей старше 7 лет можно обучить методам релаксации и медитации. Рекомендуется заниматься 2 раза в сутки. Ниже представлены примерные инструкции (врач должен продемонстрировать их исполнение):

1) выбери тихое и удобное для отдыха место;

2) закрой глаза и постарайся ни о чем не думать;

3) постепенно расслабляй голову, шею и плечи;

4) дыши спокойно, после вдоха медленно выдыхай и представляй, что расслабленность и покой разливаются по всему телу до кончиков пальцев рук и ног;

5) после каждого выдоха повторяй какое-нибудь слово (например, “покой”, «расслабление») и почувствуй расслабленность;

6) продолжай концентрировать внимание на повторении слова и расслабляйся в течение 5-10 мин.

Заключение ВСД можно рассматривать как самостоятельное полиэтилогичное, но монопато- генетичное заболевание с конституциональной предрасположенностью и как синдром, входящий в структуру отдельных нозологических форм (неврозы, органические поражения ЦНС, первичное поражение внутренних органов, желез внутренней секреции и др.)

Большинство авторов выделяет здесь три основные проблемы. Первая заключается в отсутствии возможности своевременно оказать помощь на уровне первичного звена (детской поликлиники) и педиатрических стационаров. Для этого требуется наличие необходимых специалистов — детских психотерапевтов и медицинских психологов, которые, осуществляя взаимодействие с педиатрами, могли бы взять на себя ответственность за данный аспект поликлинического лечения. Вторая проблема — преобладание в терапии ПСР симптоматического подхода (телесно-ориентированного), тогда как необходимо выявление (в том числе с помощью проективных тестов) содержания скрытого психотравмирующего конфликта, лежащего в основе депрессивных расстройств. Наконец, тот факт, что в подавляющем большинстве случаев психогенные конфликты детей вызваны и/или поддерживаются неблагоприятной семейной ситуацией и неадекватным воспитательным подходом, определяет обязательное вовлечение родителей в психотерапевтический процесс. Антропов Ю. Ф., Ю. С. Шевченко. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — М.:Издательство: Речь, 2002.

Список литературы 1. Антропов Ю. Ф., Ю. С. Шевченко. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — М.:Издательство: Речь, 2002. 2. Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматофорные расстройства. М., Триада-Х, 2000. 3. Курпатов А.В., Аверьянов Г.Г. Психические расстройства в практике врача общего профиля. — СПб.: «Издательство Петрополис», 2001. 4. Мурашко, Е. В., Осокина, Г. Г. Современные аспекты синдрома вегето-сосудисой дистонии у детей и подростков // Вестник аритмологии. — 2000. — №18. — стр. 49-50 5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

6. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.

7. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998, №2. — С.39

8. Овсянников С.А. Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая паталогия. Клинико-практическое руководство. — Москва, Триада-фарпм, 2001.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе — М., 1999.

10. Пути оптимизации стационарной помощи детям в современных условиях / под редакцией А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого. — М. Издательство Литтерра, 2006.

11. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. — 1996 г., №4. — С. 11

12. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства // Психиатрия и психофармакология, 2000, №2. — С. 2-36.

13. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. // Семья и школа. — 1994 г., №1.- С.138

14. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб., 2002. С.19-28

15. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.

16. Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях. М., 1972.

Приложения

Приложение 1

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).

Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.

Тестовый материал Количественный анализ результатов теста

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

-высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

-средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

-низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Приложение 2 Тест несуществующее животное

Марина 12 лет

Дима — 9 лет

Андрей 14 лет

Размещено на