Исследование регуляторно-волевой сферы

Рекомендуемый психодиагностический минимум на выявление психологических проблем и резервных возможностей подростков и старшеклассников

Внимание! При использовании тестов не следует забывать, что с их помощью мы оцениваем возможности человека, а не эффективность его деятельности в целом. Работает, учится и живет личность в целом. Эффективная помощь ребенку возможна лишь тогда, когда имеется полная информация об особенностях психического развития. Личностные особенности либо представляют резерв, который можно использовать для оптимизации развития, либо дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании психологической помощи ребенку.

 

Исследование регуляторно-волевой сферы

 

Регуляторно-волевая сфера в структуре личности служит для самоорганизации и саморегуляции деятельности. Её представляет взаимодействие волевых и эмоциональных функций при определенном участии когнитивных и коммуникативных. Волевые процессы необходимы старшему школьнику для организации действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Волевые действия реализуются в определенной последовательности. Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Особенности саморегуляции в учебной деятельности зависят от сформированности её структурных и процессуальных компонентов, а также индивидуально-типических особенностей саморегуляции личности школьника, обеспечивающих устойчивость и успешность результатов собственно учебной деятельности.

Диагностический минимум, рекомендуемый для исследования регуляторно-волевой сферы:

· Методика диагностики учебной мотивации М.В.Матюхиной. М.В. Матюхина к ведущим, доминирующим мотивам в мотивационной сфере учащихся относит широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), мотивы избегания неприятностей.

25 стр., 12336 слов

Учебные мотивы учащихся 2-го класса

/ Учебные мотивы учащихся 2-го класса Содержание Введение Глава 1. Теоретические подходы к исследованию учебных мотивов младших школьников 1.1 Особенности образовательной деятельности младших школьников и ее структура 1.2 Понятие мотива, потребности, мотивации 1.3 Возрастные особенности младших школьников 1.4 Структура учебной мотивации Выводы по первой главе Глава 2. Эмпирическое исследование ...

· Тест-опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш.Магомед-Эминова)

Тест-опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также от:

1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);

2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);
3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).

· Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой. Методика создана в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции. По данным исследований лаборатории от степени сформированности индивидуальной саморегуляции зависит продуктивность выполнения профессиональной и учебной деятельности в средней школе и высших учебных заведениях. Под осознанной саморегуляцией произвольной активности человека понимается целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Методика позволяет построить индивидуальный профиль саморегуляции человека (гармоничный, акцентуированные профили), включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также индивидуально-типические различия в осуществлении контрольно-коррекционных функции (гибкость и самостоятельность).

3 стр., 1123 слов

Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

Содержание. Определения метода, методики, теста. Классификация методов. Классификация методик. Классификация тестов. Вопросы для группы. Используемая литература. МЕТОД (метод исследования) – 1. Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный ...

Информирует о возможности человека компенсировать слабые стороны своего характера средствами осознанной саморегуляции.

· Методика «Ценностные ориентации» Рокича. Тест направлен на изучение ценностно-мотивационной сферы человека, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и составляет основу мировоззрения, жизненной концепции человека. Система ценностных ориентаций по М.Рокичу соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

· Характерологический тест Айзенка в модификации Т.В. Матолиной.

В основе данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко др.).

Методика позволяет не только выявить личностные особенности школьника, но и предлагает наиболее эффективные направления построения взаимоотношений с учеником с учетом типа выявленных характерологических проявлений.

В основе теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора: экстраверсия – интроверсия и нейротизм.

· Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств позволяет выявить признаки дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности, инициативности.

· Диагностический комплекс Л.А Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»

Диагностический комплекс включает Личностный опросник Р.Кеттелла (подростковый вариант).

Предлагаемая методика позволяет в процессе комплексного психологического обследования выявить такие личностные характеристики подростков как исполнительность, волевой самоконтроль, честолюбие, самостоятельность, прагматизм, тревожность, беспечность, эмоциональность и др.

Исследование коммуникативной сферы

· Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2). Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Важно помнить, что данные параметры можно понимать двояко: с одной стороны, как потребность в общении, потребность занимать лидерскую позицию; с другой стороны, как опыт и навыки в сфере взаимодействия и руководства другими людьми. Первый параметр ближе к типологическим, второй же – в большей степени к умениям. Данный опросник предназначен для испытуемых начиная с подросткового возраста.

· Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (СПА). Русифицированный вариант адаптации методики выполнен Т.В. Снегиревой (Снегирева Т.В., 1987).

Методика предназначена для изучения критериев социально-психологической адаптированности личности (личностной зрелости), в частности – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними и другие. Методика позволяет исследовать также критерии дезадаптированности личности.

· Опросник личностный Т. Лири. Разработанв 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953).

Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия.


Сводная таблица диагностического минимума

Методика Диагностическая направленность, шкалы Сведения о надежности, валидности, достоверности. Выявляемые проблемы Выявляемые ресурсные возможности
Исследование регуляторно-волевой сферы личности
Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной Исследует ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере уч-ся: • широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), • узколичностные (благополучия и престижа), • учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), • мотивы избегания неприятностей. Методика подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность. (Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004) Позволяет определить качественную характеристики мотивации школьников, выявить учащихся с доминированием внешних мотивов учения (престижа, избегания неудач). Помогает школьникам осознать собственные мотивы в учении (развивающая функция).
Тест-опросник измерения мотивации достижения (Модификация тест-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш.Магомед-Эминова) Диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности – стремления к успеху и избегания неудачи. Данных о валидности и надежности теста найдено не было. Но многолетний опыт применения теста-опросника практическими психологами свидетельствует об его эффективности. Позволяет выявить доминирующий мотив.   Определяет выраженность потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой Диагностика степени сформированности индивидуальной саморегуляции. Шкалы: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость», «Самостоятельность», «Общий уровень саморегуляции» Дискриминативная надежность утверждений ССПМ (N=450; r=0, 241-0,757 при p≤0,01) по алгоритму четырехклеточной корреляции (Шмелев, Похилько, 1985), ретестовая надежность с временным интервалом в три месяца (N=102; r=0, 583 – 0, 780 при р≤0,0005).

(В.И. Моросанова Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. – М.: Когнито-Центр, 2004)

Позволяет построить подробную схему индивидуального профиля саморегуляции, описания индивидуально-психологического профиля и соответствующих им психологических характеристик для преодоления ограничений эффективности достижения поставленной цели, выполнения различных видов деятельности. Дает возможности компенсирования слабых сторон характера подростка средствами осознанной саморегуляции
Методика «Ценностные ориентации» Рокича Изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Классы ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (ценности-цели и ценности-средства). Ретестовая надежность адаптированного А. Гоштаусом, А. А. Семеновым и В.А. Ядовым варианта методики М. Рокича на русском языке по коэффициенту Спирмена с интервалом в две недели составляет: • для терминальных ценностей — 0,82; • для инструментальных — 0,79. Позволяет определить несформированность отдельных компонентов ценностно-мотивационной сферы, наличие и содержание ценностно-смысловых конфликтов и вакуумов. Позволяет выявить индивидуальную закономерность субъективного структурирования системы ценностных ориентации (этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других) как ресурсные возможности развития способностей.
Характерологический тест (Айзенк в модификации Т.В. Матолиной) Изучение характерологических особенностей Шкалы: «эксграверсии-интроверсии», «Нейротизм-стабильность».   Хотя данных о валидности и надежности теста найдено не было, известно, что в основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард Айзенк, Личко др.). Позволяет выявить индивидуально-типологические особенности личности, связанные с уровнем сформированности и развития саморегуляции (в учебной ситуации, ситуации соревнования, во взаимоотношениях).

 

Позволяет установить индивидуальные стратеги регулирования поведения (в учебной ситуации, ситуации соревнования, во взаимоотношениях).
Метод наблюдения для оценки волевых качеств Оценка уровня сформированности качеств: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность   Позволяет определить несформированность отдельных компонентов волевой сферы. Позволяет определить выраженность отдельных компонентов волевой сферы как ресурсных возможности развития и реализации способностей.
Исследование аффективно-эмоциональной сферы личности
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова Диагностика свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.   Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.Надежность ретестовая = 0,6-0,8.Внутренняя согласованность (альфа — кромбоха) – 0,7-0,9.Кросс – культурная валидность (США и Россия) – на студентах университета. Нормы – медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение).

(Русалов В. М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент).

Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. М., 2004)

Позволяет выявить индивидуально-типологические особенности личности, связанные с уровнем сформированности и развития аффективно-эмоциональной сферы Позволяет установить индивидуальные стратеги регулирования аффективно-эмоциональных состояний
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси Измерение самооценки методом ранжирования представлений «Я идеальное», «Я реальное». Шкалы: уровень самооценки, адекватность самооценки. Хотя данных о валидности и надежности теста найдено не было, известно, что это один из наиболее часто используемых в психологической практике тестов, позволяющий провести количественное исследование самооценки личности. Позволяет выявить уровень самооценки, который выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Позволяет определить область «разрыва» между сопоставлением образов Я реальное и Я идеальное как причины неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) Диагностика уровня тревожности подростка в ситуации (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) Методика представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978).

Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.

Позволяет выявить высокую реактивную тревожность в определенные периоды обучения, высокую личностную тревожность, связанную с наличием невротического конфликта, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение) Тест предназначен для оперативной оценки функционального психоэмоционального состояния: самочувствия, активности и настроения.   Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизио-логических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Стандартизация методики проведена на материале обследования выборки 300 студентов. Позволяет выявить психоэмоциональную реакцию на интенсивную учебную нагрузку, проследить тенденцию к нарастанию состояния усталости по соотношению между показателями (С, А, Н) за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением, выявить индивидуальные особенности и биологические ритмы психофизиологических функций. Позволяет диагностировать оптимальное психоэмоциональное состояние (в ситуации интенсивной учебной загрузки).
Исследование коммуникативной сферы личности  
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2) Выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Информации по психометрике данного теста найдено не было. Тест, на протяжении многолетней практики, зарекомендовал себя положительно и широко применяется в деятельности практических психологов. Позволяет выявить уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей Позволяет выявить несформированность проявлений коммуникативных и организаторских склонностей как причины низкой успешности обучающегося в учебном коллективе.
Методика диагностики социально-психологи-ческой адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (СПА) Изучение уровня сформированности социально-психологической адаптации личности. Интегральные показатели: «Адаптация», «Принятие других», «Интернальность», «Самопринятие», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию» Обнаружить какие-либо более подробные данные, связанные с различными психодиагностическими аспектами методики (авторская концепция адаптации, психометрические параметры и др.) не удалось. Тест, на протяжении многолетней практики, зарекомендовал себя положительно и широко применяется в деятельности практических психологов. Позволяет выявить качественные характеристику причин дезадаптированности личности подростка. Позволяет определить стратегии компенсации дезадаптации обучающегося в учебном коллективе.
Диагностика межличностных отношений (Опросник личностный Т. Лири В варианте Л.Н.Собчик) Направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Позволяет определить тот или иной вариант межличностных отношений: 1. Властный-лидирующий; 2.Независимый-доминирующий; 3.Прямолинейный-агрессивный; 4.Недоверчивый-скептический; 5. Покорный-застенчивый; 6. Зависимый-послушный; 7.Сотрудничающий-конвенциальный; 8.Ответственный-великодушный. Тест проходил проверку на конструктную валидность путем сопоставления с данными обследования по (MMPI).

Имеются данные о наличии связи факторов рассматриваемого теста с некоторыми показателями «Шестнадцати личностных факторов» опросника. Исследование факторной валидности показало, что исследуемые показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность-подчиненность» и «дружественность-враждебность». Ретестовая надежность (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» — от 0,16 до 0,66.

Опросник позволяет четко структурировать сложившуюся картину межличностных отношений; выявить реального лидера группы; определить степень сплоченности коллектива. Позволяет определить зону конфликта и понять причины его возникновения. Это позволяет корректно влиять на микроклимат группы.