Содержание
Введение 3
1. Характеристика понятия «созависимость» 5
2. Понятие «сепарация» в современных психотерапевтических
теориях 13
3. Психологические характеристики созависимой личности 26
4. Проявление созависимости у детей и ее влияние на их взрослую жизнь 38
Заключение 48
Литература 50
Введение
Созависимость — одна из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Она касается не только отдельных личностей, но и общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие созависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение. Созависимые люди испытывают постоянную потребность в одобрении окружающих, поддерживают унижающие достоинство отношения и чувствуют себя бессильными что-либо изменить, не осознают своих истинных желаний и потребностей и не способны испытывать чувство настоящей близости и любви. Созависимые отношения в семьях больных алкоголизмом и наркоманией мешают процессу их реабилитации, ограничивают отношения этих людей со своими родными и близкими определенным кругом поведенческих паттернов и оказывает негативное воздействие на всех членов семьи. Все это объясняет социальную значимость данной работы.
Психологические исследования, связанные с проблемой алкогольной и наркотической зависимости, чаще всего концентрируются вокруг изучения личности больного и факторов, способствующих возникновению у него болезни (Э.А. Бабаян, С.В. Березин, Г.В. Морозов, В.Е. Рожнов, Э.Г. Эйдемиллер и т.п.), а также влияния зависимости человека на его близких (Г.А. Ананьева, А.М. Буянов, В.В. Дунаевский, Б.А. Лебедев, В.Д. Москаленко, О.А. Шорохова и т.д.).
Однако вопрос изучения трудностей сепарации у взрослых созависимых детей и их связь с ранним детским опытом в научной литературе практически не рассматривается. Данный факт определяет научную актуальность данной работы.
Практическая актуальность исследования объясняется возможностью использования материала данной работе в работе с взрослыми созависимыми детьми.
изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...
... диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав ... ЛИЧНОСТИ 1.1 Эмоции как свойства личности и их функции Эмоции - переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ...
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования. Несмотря на то, что проблема зависимости и созависимости рассматривается в научной литературе уже достаточно давно, исследований о трудностях сепарации, переживаемых взрослыми созависимыми детьми практически не рассматривается.
Цель исследования – изучение трудностей сепарации у взрослых созависимых детей и их связь с ранним детским опытом.
Объект исследования — особенности развития личности созависимых.
Предмет исследования – трудности сепарации взрослых созависимых детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику понятия «созависимость».
2. Изучить психологические характеристики созависимой личности.
3. Проанализировать особенности проявления созависимости у детей и ее влияние на их взрослую жизнь.
1. Характеристика понятия «созависимость»
В научной литературе отмечается, что с людьми, которые находятся в тесных взаимоотношениях с химически зависимыми, наблюдаются физические, психические и эмоциональные изменения именно вследствие близкого общения с зависимым [3,5,22,35]. Эти изменения объединяются общим термином «созависимость». Понятие «созависимость» в международной классификации болезней обозначают расстройства психики, которые наблюдаются у родственников людей больных как химической (алкоголизм, наркомания, токсикомания), так и нехимической зависимостью (игромания, трудоголизм, шопингоголизм и пр.).
Впервые этот термин появился в психологической литературе где-то в конце 1970-х годов. Впервые понятие «созависимость» было использовано в литературе Сандры Смоли, американского психолога и специалиста в области помощи женам алкоголиков. Следует правда отметить, что, это было всего лишь новое слово для определения довольно старой проблемы. Ещё в конце 1940-х годов в Америке жены алкоголиков объединились в группы поддержки для преодоления тех трудностей, которые возникали у них в связи с алкоголизмом их мужей [35]………..
Заключение
Данное исследование было посвящено актуальной и все еще мало изученной проблеме трудностей сепарации у взрослых созависимых детей и их связь с ранним детским опытом.
Проведенное нами теоретическое исследование проблемы позволяет выделить ряд существенных выводов.
Созависимость — патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека, когда центрированность на его жизни приводит к нарушению адаптации.
Созависимость развивается одновременно с процессом развития зависимости, имеет с этим процессом тесную связь, и окрашена определенными поведенческими и психо-эмоциональными характеристиками.
Агрессия, раздражительность, чувства вины и одиночества, депрессия, низкая самооценка, психосоматические реакции – все это характеризует комплекс негативных ощущений и переживаний созависимого на физическом и психологическом уровне.
Как показывает психотерапевтическая практика и опыт работы с созависимыми, подверженность человека к подобным проявлениям во многом зависит от негативного опыта раннего детства, когда ребенок, переходя со стадии симбиоза на стадию автономии, старается отделиться от своей матери.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития ...
Понятие сепарации или отделения обозначает уход от объекта или прекращение с ним каких-либо отношений. Сепарация – это интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как самостоятельной и независимой от объекта целостности.
Сепарация – это длительный процесс, который завершается только тогда, когда ребенок вырастает и создает свою собственную семью. Завершение процесса идентичности личности в периоды юности и ранней взрослости, возможность установления взаимных уважительных отношений с родителями и интимных отношений с другими людьми – все это является критериями окончательного отделения и автономии.
Трудности сепарации, которые переживает ребенок на ранней стадии своего развития, влияют на появление у него во взрослой жизни низкой самооценки, стремления контролировать внешнюю ситуацию и других людей и в тоже время проявление желания избежать ответственности за свою собственную жизнь, получение самостоятельности. У таких людей проявляется не умение дифференцировать собственные мотивы, чувства, эмоции и состояния. Невозможность осуществлять постоянный контроль за другими приводит к появлению различных отрицательных эмоций (агрессии, раздражительности, депрессии, чувства одиночества, тревожности, ненужности, никчемности и беспомощности).
Следует отметить, что эти же трудности испытывают и взрослые созависимые дети, у которых трудности сепарации связаны с общим нарушением функционирования семьи и распределения семейных ролей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудности сепарации у взрослых созависимых детей имеют связь не только с самим фактом наличия в родительской семье химически зависимого больного, но и с ранним детским опытом.
В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема еще далеко не исследована, как в теории, так и на практике и требует своей дальнейшей научной разработки.
Литература
1. Ананьева Г. А. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созависимостью. – М., 2004.
2. Бурлачук Л. Ф. и др. Основы психотерапии. – М: Ника-Центр. – 1999.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: МПА, 2001.
4. Большая энциклопедия по психологии. – М., 2005.
5. Буянов А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков. — М., 1994.
6. Вайсе Д. Как работает психотерапия. — М., 1998.
7. Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. – М: Семья и школа, 1997.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. — СПб.: Медицина,2000.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. – М: Просвещение, 1993.
10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М: Педагогика. – 1997.
11. Ланк И.Н. Социально-психологические факторы алкогольной зависимости//Проблемы психологии и эргономики. 1999. Вып. 1.
12. Лебедев Б.А, Дунаевский В.В. Алкоголь и семья. – СПб.: Медицина. – 2006.
13. Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм: Медико-социальные аспекты. – М.: Медицина, 2003.
14. Малер М.С., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуции и формирование идентичности. – М., 2007.
По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин
... оперирует объективными методами, а гуманистическая психология – субъективными методами. c) Бихевиоризм апеллирует к условным рефлексам, а гуманистическая психология – к межличностным отношениям. d) Бихевиоризм – применяется, прежде ... личностных черт. c) Гуманистические теории. d) Бихевиористические теории. По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин a) Личность. b) Субъект. c) ...
15. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — М. – Воронеж: МОДЭК. – 2000.
16. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).
– М: Просвещение, 2000.
17. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом. Обзорная информация. М., 2000.
18. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье//Вопросы психологии. 1991. № 4.
19. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом//Вопросы психологии. 1991. № 5.
20. Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска. — М.: Союзмединформ, 2001.
21. Москаленко В.Д. «Козел отпущения»//Семья и школа. 1991. № 12.
22. Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. В кн.: Лекции по наркологии/Под ред. Н. Н. Иванца. – М: Медпрактика. – 2001.
23. Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия. — М.: Класс, 2002.
24. Огурцов П. Алкогольная ситуация в России в алкогользависимая патология//Врач. 1998. № 11. С. 6-9.
25. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М: Сфера. – 2000.
26. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. – М: Смысл. – 1993.
27. Петровский В.А, Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений//Вопросы психологии. 2001. № 1.
28. Понизовский А.М., Ротенберг В.С. Психологические механизмы зависимых отношений и методы их психотерапевтической коррекции //Психологический журнал. 1987, № 2, с. 118–124.
29. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.— СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
30. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
31. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Класс, 2002. — 224 с.
32. Хамитова И.Ю. Повышение дифференциации Я. Теория Семейных систем Мюрея Боуэна. – СПб.: Институт психоанализа и психотерапии, 2004.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
34. Шарышева Ж. В. Сепарация: ее цели и средства, границы возможного и невозможного, маркеры процесса и критерии завершения. — М., 2006.
35. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. — СПб.: Речь. — 2002 — С. 6-16
36. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер. — 1999.