Теория психоанализа

Введение

В связи с глобальными изменениями в обществе, появлениями новых наук, новых концепций теория психоанализа становится очень актуальной в наши дни. Так как психоанализ является одним из ведущих направлений в психологии, он навсегда останется незаменимым в этой науке и в нашей жизни. Развитие психоанализа внесло немалый вклад в развитие психологии в целом. Изучение сознания и самосознания, разделение «Я» концепции на три подуровня, дешифровка снов и многое другое значительно продвинуло психологию как науку.

Теория психоанализа интересовала ученых в различные временные промежутки. Проблематика психоанализа Фрейда нашла широкое применение в трудах таких ученых как Юнг, Ермаков, Каннабих, Осипов, Выготский, Лурия и др. Так, например, в книге Ананьева Б.Г. «О проблемах современного человекознания» анализируются различные проблемы и аспекты психоанализа. В учебном пособии Бурлачук Л.Ф. «Основы психотерапии» освещаются история развития, а также содержание и форма психоанализа.

В публикации Леонтьева А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.» осмысляется вклад сделанный психоанализом в психологию как науку.

Целью работы является попытка систематизации некоторых источников о психоанализе, а также изучение и осмысление некоторых особенностей данной темы.

Глава 1. Аспекты психоанализа

1.1 История возникновения психоанализа

Психоанализ был создан в XIX века австрийским ученым Зигмундом Фрейдом. Изначально Фрейд занимался психофизиологическими исследованиями, изобретя метод окрашивания нервных тканей, что позднее оказалось не применимо в психологическом консультировании, после чего З. Фрейд отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «Абреакция»

Абреакция (англ. abreaction); отреагирование; разрядка -- термин в психоанализе, означающий повторное переживание травматического события, с целью дать выход избытку сдерживаемых эмоций.

Иногда под абреакцией также имеется в виду способ осознания подавленных травматических событий.)

Абреакцией (отреагированием) называется только сознательное переживание уже случившегося травматического события. Бессознательное развитие пугающего сценария относится к защитным механизмам и называется отыгрыванием (или, что порой вызывает терминологическую путаницу, «отреагированием вовне»).

Переломное время для психоанализа как считается является 24 июля 1895 года, когда З. Фрейду приснился сон, после которого он пришел к выводу о том что, сны имеют смысл, что сны это посылы бессознательного, которые можно анализировать и толковать. В дальнейшем это привело Фрейда к методу свободных ассоциаций.

Абреакционная терапия

Абреакционная терапия является такой формой психотерапии, при которой абреакция используется для оказания помощи пациенту, страдающему от посттравматического стрессового расстройства, методом драматического проигрывания конфликтной ситуации (устного или ролевого).

Механизм действия данной терапии можно сравнить со «вскрытием гнойника». Открытие опухоли даёт возможность вывести гной и приводит к заживлению болезненного участка.

2 стр., 860 слов

Психоанализ Фрейда

... метод – отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера. С 1895 года он разрабатывал метод лечения неврозов (психоанализ), основанный на ... начал изучение психологических аспектов развития сексуальности, выделял в этом развитии ряд качественно различных стадий, каждая из которых, по Фрейду, может служить источником бессознательных ...

Подобно тому, как операция по удалению нагноения может происходить болезненно, точно так же проигрывание травматического события может оказаться довольно неприятным для пациента, а воспоминание о боли может чувствоваться физически.

До 1910 годов, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений -- К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

1.2 Сущность психоанализа

1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии -- см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа -- бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных).

7 стр., 3462 слов

16-Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

... жизни. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1 ... образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Юнг считал, что анима и анимус должны гармонично проявляться в поведении человека, что будет способствовать ...

Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика -- помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

1.3 Основные идеи психоанализа

Бессознательное или неосознаваемое -- совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.

В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному -- осознаётся.

Несколько основных классов проявлений бессознательного:

1.

Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности

3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

1.4 Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.

9 стр., 4303 слов

Методы психологии 2

... для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. I. СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1) Интроспекция (самонаблюдение) - непосредственное - отсроченное - самоэксперимент (Эббингауз – ... искажаться  данные недостоверны, возрастные ограничения, невозможно исследовать бессознательные проявления . 2) Наблюдение – метод изучения  особенностей индивидов на основе фиксации их поведения ...

Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

1.5 Бессознательное в работах Юнга

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности ученик Фрейда Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины -- аналитической психологии -- ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное -- информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации.

2 стр., 850 слов

Структурный психоанализ (Ж.Лакан)

... структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как структура бессознательного. Список литературы Н. В. Чепелева. Структурный психоанализ (Ж.Лакан) ... традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то ...

Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

1.6 Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ -- в отличие от психотерапии и психологии -- работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное -- это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом.

Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Школа лакановского психоанализа — одна из трёх крупнейших психоаналитических школ, которая осуществляет наиболее передовые исследования в области лакановского психоанализа. Основана 17 ноября 1985 учениками и последователями Жака Лакана Ги Лё Гофэ, Жаном Аллюшем и Роланом Летье.

1.7 Основная деятельность

Поскольку теория психоанализа возникает из клиники, Школа уделяет большее значение практической работе, нежели распространению объективированного знания. Школа считает развитие психоаналитического дискурса приоритетным над популяризацией идей Лакана, поэтому, в отличие от других школ, не поддерживает широких образовательных и просветительских программ. Противопоставляя аналитический опыт научному знанию, Школа лакановского психоанализа полагает клиническое пространство наиболее подходящим для обретения собственного понимания психоанализа, нежели лекционную аудиторию.

4 стр., 1553 слов

Психоанализ по З. Фрейду

... с английским психиатром Г. Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес Фрейда. Глава 2. Психоанализ по З. Фрейду В начале 1890-х гг. в ... детстве Зигмунд полюбил литературу, что сохранилось с ним на всю жизнь, также в нём проснулась тяга к знаниям. Его отец хотел ...

Психоанализ является специфической формой знания, которая предполагает задействованность самого субъекта, поэтому он вряд ли может изучаться в университете как гуманитарная или медицинская дисциплина.

Глава 2. Психоанализ

2.1 Понятие и суть

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:

ь психоанализ — как метод психотерапии;

ь психоанализ — как метод изучения психологии личности;

ь психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

19 стр., 9156 слов

Применение методов психоанализа в целях регулирования спроса

... , для успеха дела необходимо обнаруженные психоанализом подсознательные чувства поднимать до уровня сознания. Д-р Дихтер: "Насчет ... и способы их приме нения в жизнь. Широко прибегают к психологическим методам воздействия многочисленные благотворительные фонды, занимающие ... использовались в прикладной рекламе задолго до появления психоанализа, но ученue Фрейда побудило по-иному посмотреть на это ...

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом

З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид.

Особое значение придавалось сверх-я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-я черпает энергию от Ид, постольку сверх-я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Например — срыв гнева на более слабом.)

Проекция — приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т. п. («Никому нельзя доверять, — говорит человек, не всегда честный в своих поступках).

Рационализация — позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание.

Изоляция — удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора.

В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.

Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза — сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо).

Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации:

1. Оральная стадия (первый год жизни).

Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов).

Результат фиксации — получение удовольствия от курения, сарказма. Также — оральная агрессия, чувство зависимости от других.

2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой).

Фиксация — выражается в двух типах индивидуальных особенностей: первый — подавление импульсов — ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй — протест — гнев, агрессивность, бунтарство.

3. Фаллическая (4−6 лет).

Обнаружение наличия (отсутствия пениса).

Эрогенная зона — гениталии. Переживание конфликта — Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.

4. Латентная стадия (5−6-лет).

Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.

5. Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта).

Частные влечения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

2.2 Истолкование сновидений, как «королевская дорога» психоанализа

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод расшифровывания снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и подсознательные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытого содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

ь Сгущение — комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т. п.

ь Смещение — проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.

ь Вторичная обработка — процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и «работу сна» -- вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше «Я» совсем не так «прозаично», как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление -- вот первопричина существования другой инстанции «Сверх-я». В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой «королевскую дорогу» психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному -- мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является «биологический закон»: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу -- в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея -- она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда -- сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: «Там где было Оно, должно стать Я». Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Глава 3. Психоаналитическое интервью

3.1 Метод и необходимые условия

Хотя слово интервью незамедлительно вызывает ассоциацию со своего рода «опросом», какие часто проводятся в прессе и на телевидении, психоаналитическое «интервью» в действительности весьма редко заключается в одном лишь задавании вопросов и получении на них ответов. поэтому слово это взято здесь в кавычки. Прилагательное «психоаналитическое», выставленное перед ним, призвано показать, что в данном «интервью» применяются методы психоанализа.

Фрейд ввел психоаналитический метод в науку одновременно и как метод исследования и как метод лечения людей, страдающих психическими расстройствами (см. гл. VIII. 4.).

Что же касается современных психоаналитических интервью, то они часто выполняют только диагностические задачи, поэтому, проводя их. психоаналитик мыслит категориями прежде всего диагностическими. Соотнося услышанное от пациента с существующей в психоанализе теорией личности и учением о болезнях он приходит к выводу, какая психодинамика может скрываться за тем или иным симптомом.

Однако в то же время психоаналитик, проводя консультацию, старается «позабыть» о существовании каких бы то ни было теорий и воспринимать сидящего перед ним человека со всей возможной непредвзятостью. Кажущаяся несовместимость этих условий психоаналитического интервью представляет собой своего рода парадокс, суть которого заключается в одновременном сосуществовании чисто теоретического и сугубо практического подходов. Если при консультации пациента главенствующая роль отводится теории, возникает угроза черезчур поспешной постановки диагноза. На человека сразу наклеивается ярлык того или иного «типичного» невроза. Ценность такой консультации невысока. С другой стороны, следует отметить, что психоаналитик, вообще не утруждающий себя теорией, рискует упустить из внимания симптомы вполне определенного заболевания. Единственным выходом из такой сложной ситуации оказывается для психоаналитика «лавирование» между научным и непосредственным восприятием говорящего.

Лично я, например, воспринимаю своих пациентов прежде всего чисто по-человечески, стараюсь проявить душевное участие, завязать знакомство. Такой не совсем профессиональный подход предоставляет редкую возможность узнать пациента поближе. Сочувствие, готовность сопереживать позволяют составить себе впечатление об образе мыслей другого человека.

Огромное значение для успешного диагностирования имеет также степень доверительности разговора. К сожалению, возможности, скажем. психоаналитика-мужчины адекватно воспринимать чувства пациентки весьма ограничены, тем не менее даже этого, казалось бы, непреодолимого препятствия можно избежать, изучая литературу и прилагая максимум творческого воображения.

Психоаналитику следует вести себя совершенно непосредственно и естественно реагировать на поведение пациента. Нет ничего ужасного в том, что психоаналитика раздражает высокомерие пациента или пугают его грубые манеры. Спешу добавить, однако, что аналитик должен всегда контролировать (Michael & Enid Balint 1961) свои чувства и использовать их для определения образца отношений, в которые втягивает его пациент. В связи с этим личные ощущения психоаналитика оказываются великолепным инструментом диагностики расстройства отношений (Beziehungsstoerungen), применение которого в интервью позволяет получить от пациента сведения личного или интимного характера, не доступные никаким другим методам.

Однако успех этого предприятия напрямую зависит от соблюдения некоторых необходимых условий:

1. Интервьюер должен уметь создавать во время консультации атмосферу доверительности, в которой пациент чувствовал бы себя достаточно уверенно для того, чтобы вести откровенный разговор, а сам психоаналитик мог бы непредвзято воспринимать собеседника. Если аналитик добился этого, то

2. Пациенту следует поддержать инициативу интервьюера, содействуя тем самым успеху разговора. Иными словами, предоставить аналитику возможность сконцентрироваться на прослушивании. В этом контексте мы говорим о процессе активного прослушивания (aktives Zuhoeren), в котором, в частности, Германн Аргеландер (1970) различает три уровня восприятия.

3.2 Три уровня «интервью»

1. Уровень получения объективной информации, пригодной для определения логических причинно-следственных связей. Например, аналитик может увязать возникновение депрессии со смертью одного из родственников анализируемого.

2. Уровень получения субъективной информации, на котором руководствуются принципом психологической очевидности; примером ее может служить, скажем, уверенность пациента в том, что его печаль связана со смертью дяди.

3. Уровень получения ситуативной (situative, szenische) информации, действуя на котором, психоаналитик изучает поведение пациента во время беседы, что позволяет ему определить, в какого рода отношения бессознательно включает его пациент. Те или иные внешние ситуативные проявления этого — пациент может, к примеру, вести себя как ребенок, молить аналитика о помощи, смотреть на него свысока или пытаться склонить его к половому акту — станут лишь тогда очевидны и для пациента и для психоаналитика, когда оба определят, что именно пытается один «делать» из другого, и что именно тот «другой» из себя сделать позволяет.

Глава 4. Психоаналитически ориентированные методы тестирования

4.1 Качественные методы

В этой связи широкую известность получил тест Роршарха. В течение которого испытуемому предлагается рассмотреть чернильные пятна неопределенной формы. Для психоанализа этот тест переработал Рой Шафер. В случае необходимости слова пациента заносятся в протокол. Затем составляется комментарий, в котором слова пациента интерпритируются на основании психоаналитической теории личности и учения о болезнях. При этом учитываются и формальные процессы: трактовал ли пациент всю картинку, или обратил внимание на какие-то конкретные детали; разглядел ли пациент в предложенной картинке что-то совершенно непредсказуемое, или нет. Чернильное пятно может ассоциироваться у испытуемого с хищником, человеком, определенными дружелюбными или жестокими сценами. Содержание этих ассоциаций изучается с субъективной и объективной точек зрения. Такой метод помогает расширить психоаналитические возможности распознания специфических страхов, защитных механизмов и конфликтов.

4.2 Количественные методы

Из общего числа наиболее употребимых и оправдавших себя на практике количественных методов психоаналитической диагностики следует особо выделить Гисенский тест Гисенский тест — (Giessentest 1972), разработанный и усовершенствованный Дитером Бекманном и Хорсом Эбергардом Рихтером. Данный тест включает в себя более сорока вопросов (итем) и позволяет исследователю составить общее впечатление о личности испытуемого в настоящий момент, его социальное положение, аспекты его частной жизни и черты, характеризующие его личность.

В последние годы получили широкое распространение три других количественных теста:

1. «Анкета для исследования психосоматического процесса» «Анкета для исследования психосоматического процесса» (FAPK), предложена в 1981 году Клаусом Кохом. Основой для нее служили разнообразные теории возникновения психосоматических расстройств.. Из десяти пунктов анкеты наиболее важными представляются пункт 2, оценивающий степень ограниченности фантазии, пункт 3, рассматривающий эмоцианальную сторону межличностных отношений, пункты 5 и 6, уточняющие уровень бессознательной агрессивности и ее торможения.

2. «Анкета нарцистическая» «Анкета нарцистическая» (Narzissmusfragebogen), предложена в 1985 году Денеке и Мюллером. С ее помощью исследуются особенности психики лиц, страдающих нарцистическими расстройствами личности. Например, первый пуект раскрывает такие характкрные чувства, как тревога, беспомощность и бессилие. Выбор пациентом определенной итемы демонстрирует наличие у него, в частности, неконтролируемых агрессивных импульсов, характерных как для нарцистических, так и пограничных расстройств личности, чувства собственной ничтожности, социальной изоляции, самовозвеличивания, нарцистической злости.

3. «Анкета исследования факторов агрессивности» (FAF) FAF — это «анкета исследования факторов агрессивности». Она была предложена в 1975 году Гампелем и Зельгом. Анкета включает в себя понятия «реактивной агрессивности», а также «самоагрессии» и «торможения агрессии»., созданная на основе проведенного во Фрайбурге изучения личности, предоставляет возможность определить тип агрессивности, наличествующий у испытуемого на момент исследования. Согласно психологическим и психоаналитическим теориям болезней, в возникновении психосоматических расстройств существенная роль принадлежит фактору подавленной агрессивности. В процессе лечения этих расстройств агрессивность может стать явной, что способствует исчезновению психосоматических симптомов. Анкета исследования факторов агрессивности позволяет зафиксировать эти изменения.

Несмотря на то, что названные количественные методы тестирования успешно применяются в психоаналитической.

Заключение

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.

Психоанализ является теорией личности и методом психотерапии. Подход был развит Зигмундом Фрейдом на рубеже ХХ-ых веков. Главным понятием для З. Фрейда является концепция бессознательного — когниций человека, убеждений, стимулов, влечений, не осознаваемых ими.

В классическом варианте теории Фрейда стимулы, стоящие за бессознательными влечениями, практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Именно в силу этого обстоятельства теория Фрейда не получила широкого признания, когда она была впервые представлена публике. Хотя большинство современных психологов также не вполне разделяют фрейдовскую концепцию бессознательного, они склонны соглашаться, что индивидуумы не до конца осознают некоторые важные аспекты своего поведения.

Есть вещи которые мы делаем не осознавая, в не зависимости от наших желаний, мыслей, стимулов, здесь работает бессознательная человека запуская в нем определенную программу скрытых желаний о которых мы сами можем не знать либо не признавать в себе.

Самая большая проблема человека — это не соответствие души и тела, не приязнь и не принятие себя такого какой ты есть, из — за чего происходит диссонанс, столкновение противоречий, что затем отражает бессознательная.

Психоанализ -- это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Список использованной литературы

психоанализ бессознательное личность тестирование

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова-М.: «Москва», 2005- 312с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии-А.: «Наука», 2007- 264с.

3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.: «Ника-Центр», 2007- 303с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2007- 400с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: «Политиздат», 2007- 413с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: «Питер», 2004- 512с.

7. Немов Р.С. Психология, книга 1.-М.: «Москва», 2006- 500с.

8. Куттер П. Современный психоанализ.- СПб.: «Б.С.К.», 1997 — 351с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2005- 420с.

10. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.-М.: «Москва», 2007- 318с.

11. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф. Круглянского — Минск.: «Поппури», 2008- 216с.

12. Фрейд З. Сочинения. -М.: «Москва», 2007- 303с.

13. Фрейд З. «Я» и «Оно».- Т.: «Веста», 1991- 397с.

14. Фрейд З. Сновидения.- А.: «Наука», 1990- 191с.

15. bookz.ru/authors/zigmund-freid/o-psihoa813.html (20.04.2011)

16. ru.wikipedia.org/wiki/Психоанализ (21.04.2011)

17. ru.wikipedia.org/wiki/Абреакция (21.04.2011)

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector