ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике 4
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот 2
1.2. Содержание и виды профилактики противоправного поведения 3
1.3. Работа социального педагога в интернатном учреждении по предупреждению и профилактике противоправного поведения детей-сирот 5
Глава 2. Изучение социально-педагогической деятельности по предупреждению и профилактике противоправного поведения детей-сирот в интернатном учреждении 4
2.1. Методика констатирующего эксперимента 5
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы 6
2.3. Коррекционно-развивающий проект по предупреждению и профилактике противоправного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения «Путешествие в мир фантазии» 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной России наблюдается небывалое распространение сиротства и детской безнадзорности как особых форм социальной патологии. Процессы модернизации российского общества происходят на фоне разрушения идеалов, переоценки ценностей и, зачастую, сопровождаются падением нравов, подрывом основ общественного бытия людей. Кризис нравственности является одним из факторов, ослабляющих социализирующие функции семьи, спровоцировавших небывалый рецидив сиротства и детской безнадзорности в России. В свою очередь, неэффективность деятельности государственных служб социальной опеки, медицины, образования и культуры обернулась неуправляемой ситуацией детской безнадзорности.
По экспертным оценкам, в стране насчитывается 700 000 сирот и около трех миллионов беспризорных детей, поэтому вопросы защиты детства и воспитания являются одной из приоритетных национальных задач, решение которой невозможно без всестороннего анализа социокультурных и социально-педагогических проблем сиротства. Одна из наиболее важных среди них — проблема девиантного поведения сирот, которая проявляется в деструктивных формах свободного времяпрепровождения, антисоциальной склонности к бродяжничеству и правонарушениям, наркомании и пьянству, проституции и т.д. Поэтому педагогическая коррекция поведенческих стратегий сирот предполагает междисциплинарный подход в осмыслении научной проблемы формирования девиаций и обоснования комплексного использования профилактических мер, в том числе с привлечением технологического потенциала социально-культурной деятельности.
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения детей ...
... «Гимназия №6», г. Архангельска. девиантный поведение дети сказка профилактика Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста .1 Феноменология девиантного поведения Оформление проблемы девиации как относительно ...
Ежегодно более 10 тысяч детей из общего числа новорожденных становятся сиротами вследствие отказа от них матерей. Также наблюдается и массовый отказ детей, подростков от своих семей, которые предпочитают жизнь в уличной среде, занимаясь бродяжничеством, попрошайничеством, воровством, проституцией, увеличивая рост преступности среди несовершеннолетних. Эти явления нельзя объяснить только лишь снижением жизненного уровня большинства семей, ростом алкоголизма, наркомании или увеличением «подросткового материнства».
Своеобразие данного явления выражается в феномене «социального сиротства», проявляющегося в отказе биологических родителей воспитывать собственных детей. Социальное сиротство приобретает новые черты, обусловленные комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни, безработица), медицинский (инвалидность, заболевания, различные формы зависимостей), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность, снижение социальных гарантий), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей), личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности), культурный (недоступность внешкольных учреждений, недостаточное количество детских развивающих, воспитательных и обучающих программ, разрушение нравственных идеалов и ценностей, коммерциализация центров досуга и спорта).
Данная проблема весьма актуальна в контексте девиантного поведения сирот, ибо наркомания, пьянство, бродяжничество, проституция, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и прямая преступность поразили детскую среду. Поэтому преодоление асоциального, саморазрушающего, девиантного поведения детей-сирот требует широкого использования комплексной системы профилактических мер.
Во все времена у всех народов преодоление кризисных ситуаций связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с воспроизводством и дальнейшим развитием лучших традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей искусства, народно-художественного творчества, игровых и социально-культурных технологий как средства нравственно-эстетического, эмоционального, духовного воспитания и перевоспитания детей.
На протяжении последних десятилетий Правительство РФ принимает неотложные меры по социальной защите детей данной категории: проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступило в действие постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Государственные ведомства, общественные и религиозные организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы социальной защиты детей-сирот. Как результат консолидации усилий создано Российское общественное правозащитное гуманистическое движение «Сироты России», утверждена Федеральная программа «Дети России», с подпрограммой «Дети-сироты», которая ставит своей целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к их интеграции в общество. Развиваются новые формы помощи семьям и детям, открываются новые территориальные центры социальной поддержки семьи, психолого-, медико-социальной помощи детям, приюты, детские дома семейного типа, учреждения дневного пребывания, социально-реабилитационные гостиницы, патронатные службы, детские деревни, «телефоны доверия и экстренной помощи» и т.п. Однако при явной позитивности предпринятых мер, они не приводят к уменьшению социального сиротства.
Особенности социальной работы с детьми сиротами
... сирот в России; - изучить непосредственные причины социального сиротства; - выявить психологические особенности детей-сирот; - исследовать основные направления социальной работы с детьми-сиротами. 1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Положение сирот в современной России Социальные сироты - это дети, ...
Объект исследования: Объектом данного исследования является комплекс теоретических и практических вопросов, связанных с противоправным поведением беспризорных детей и социальных сирот и его предупреждением.
Предметом исследования служит отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее правовое положение несовершеннолетних, уголовно-правовые нормы, судебно-следственная практика, данные социальной и уголовной статистики, а также специальная литература.
Цель исследования: исследование предпринято в целях создания научно обоснованной теории противоправного поведения детей-сирот, выявления его основных характеристик и разработки системы его предупреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие подходы к изучению противоправного поведения детей-сирот, выявить его признаки и показатели;
2. Определить понятие противоправного поведения детей-сирот как специфичного вида девиантного поведения несовершеннолетних;
3. Проанализировать и систематизировать причины и условия, лежащие в основе противоправного поведения детей-сирот;
4. Разработать концепцию предупреждения противоправного поведения детей-сирот и предложить научно-практические рекомендации предупреждения противоправного поведения детей- сирот;
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике
1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Кон И.С. выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.
Отклоняющееся поведение различается по многим критериям:
— в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, политика, этикет и т. п.);
— по целевой и мотивационной направленности (корыстные альтруистические, прогрессивно-конструктивные, агрессивные, эгоистические);
Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам
... - это направление в социальной работе, которое уделяет особдетьми-сиротами 1.1. Понятие дети-сироты: права, социальная защита, социальная поддержка ... асоциальные формы поведения; 10) полная зависимость от лидера [18]. Значительная часть сирот остаются на ...
— по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества).
Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, как правило, связаны с творческой, новаторской деятельностью, которая неразрывно сочетается с преодолением и нарушением существующих стандартов (например, развитие предпринимательской деятельности в условиях господства централизованного производства и распределения; политические формы деятельности, основанные на признанных в цивилизованных странах нормах права и морали, но не имеющих фактической реализации в данном обществе, и т. п.).
К отрицательным формам принято относить: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, противоправное поведение. Они образуют единый блок, так что вовлечение в один вид девиантного поведения повышает вероятность вовлечения и в другой.
Природа девиантного поведения достаточно сложна, она обуславливается разнообразными факторами, которые тесно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:
1. Биологические факторы. Некоторые физиологические и анатомические особенности организма ребенка затрудняют его социальную адаптацию. Например, дефекты слуха или зрения, передающиеся по наследству, или внешняя непривлекательность подростка. Такие изменения, как правило, вызывают негативное отношение сверстников и подростку труднее влиться в коллектив;
2. Психологические факторы. К этой группе относятся различные нервно-психические заболевания, неврастении, психопатии и пограничные состояния. Дети с такими заболеваниями чрезвычайно уязвимы и нуждаются в специальной социально-медицинской реабилитации;
3. Социально-педагогические факторы. Они включают в себя дефекты семейного, школьного и общественного воспитания и приводят к отклонениям в ранней социализации в период детства и в школьные годы. Такие дети плохо подготовлены к школе, у них нет никаких интересов и они безразличны к школьным оценкам;
4. Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство и расслоение общества на бедных и богатых, безработица, инфляция, обнищание населения. В итоге они приводят к социальной напряженности;
5. Морально-этические факторы. В этой группе факторов, с одной стороны, падение морально-нравственного уровня самого общества, а с другой — равнодушие общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, дети с девиантным поведением просто оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы поведения (приемлемые обществом) исчерпали себя или просто недоступны.
В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:
· деструктивное, приносящее вред только самому подростку — мазохизм, накопительство и т.д.;
· асоциальное, причиняющее вред социальной группе (семье, друзьям, соседям) — наркомания, алкоголизм и т.д.;
Поведение как психофизиологический феномен
... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...
· противоправное, являющее собой нарушение правовых им моральных норм общества — хулиганство, грабежи, убийства и т.д.
Анализ различных направлений в выявлении природы девиантного поведения имел важное теоретическое и практическое значение при понимании и обосновании девиации как устойчивой системы способов мышления и действования человека, отклоняющейся от наиболее важных норм права и морали. Очевидно, что взаимовлияние деструктивных общественных процессов и повышения уровня девиантных проявлений в социуме стимулирует активизацию научного исследования психолого-педагогических проблем детей-сирот как наиболее уязвимой категории, подвластной социально-негативным воздействиям.
Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием, или лишением родительских прав.
Сюда же можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют ни какой заботы о своих детях:
· лишенные родительских прав
· ограниченные в родительских правах
· признанные безвестно отсутствующими
· недееспособны
· отбывают наказание в исправительных колониях
· уклоняются от воспитания детей
Таким образом, можно отметить, что понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — это понятия, зафиксированные в федеральном законодательстве. Анализ статистических данных говорит о том, что в Российской Федерации актуально такое понятие как социальное сиротство. Но эта категория юридически не обозначена и используется в среде специалистов, занимающихся исследования проблем в области социальной защиты детей-сирот и ДОБПР.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок, растущий в семье, усваивает два уровня отношения к себе. Ребенок, растущий вне семьи, лишен самого главного и важного — безусловной любви. Поэтому для него характерно простое и нерасчлененное отношение к себе, чаще всего отрицательное. Для возникновения позитивного образа “я” ребенку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви, положительной оценки его действий и поступков.
Деятельность ребенка и его общение со взрослыми — это основные движущие причины его развития. Возникшие отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формирование личности и поведения.
Стараясь преодолеть трудности поведения ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. И тут уже возникает не просто замкнутый, и порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно.
Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить. А это возможно за счет изменения реакций окружающих на поведение ребенка. Из этого следует, что в детском доме не созданы благоприятные условия для развития детей.
Можно выделить ряд направлений в организации воспитательного процесса в детском доме:
1. Физическое воспитание. В интернатном учреждении, как и семье, здоровье детей является предметом особой заботы. На охрану и укрепление здоровья детей — сирот направлен комплекс процедур и мероприятий: умывание, чистка зубов, мытье ног холодной водой, обтирание, четкий режим дня, утренняя зарядка, сон при открытых форточках, прогулка перед сном, дневные прогулки на свежем воздухе.
Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся ...
... активности, к действию – факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и его социализации, в ... обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в приемной семье. В соответствии с целью, ...
Важным моментом в физическом воспитании детей — сирот являются систематическое врачебное наблюдение, полноценное питание, регулярные спортивные занятия гимнастика, подвижные игры.
2. Нравственное воспитание. Важнейшим воспитанием личности ребенка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях интернатного учреждения, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного характера.
У каждого человека должны быть свои личные любимые вещи, которые неприкосновенны. В условиях интернатного учреждения не уделяется внимание именно этой стороне личного развития, недооценка которой может привести к серьезным проблемам.
3. Интернациональное и патриотическое воспитание. Исследователи отмечают, что уже впервые годы жизни необходимо формировать любовь к своему народу, к его культуре. Необходимо учить детей с пониманием относиться к своей культуре и культуре других народов, воспитывать любовь и симпатию к другим национальностям.
4. Трудовое воспитание. В настоящее время в учреждениях интернатного типа используют различные виды труда. Труд для детей должен быть коллективным, положительно окрашенным, тогда он будет считаться легким и интересным. Дети не могут привыкнуть к условиям, созданным в интернате, и поэтому отстают в развитии от других детей, мы должны сделать все возможное, чтобы улучшить эти условия, для этого мы должны приблизить воспитание в интернатных учреждениях к семейному.
Волнение, беспокойство, нарушения деятельности ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех, в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствует закреплению неудач. И неспешность становится “хронической” чем более ответственную работу он выполняет, тем больше он волнуется.
У детей — сирот тревожности являются условием пережитой депривации, психической травмы. Вызванная этими причинами общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переноситься на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный порочный круг, приводящий к хронической не успешности, даже когда травма уже пережита, тревога не исчезает, теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.
Постоянный не успех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности. Может возникнуть не благоприятный вариант — общий регресс, в подростковом возрасте.
Исследования, проводимые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребе……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Луньков Д. А. Криминологическая характеристика преступлений, наиболее часто совершаемых посредством других лиц, и меры по их профилактике [Текст] / Д. А. Луньков // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 298-301.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда ... личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...
2. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой.- СПб.: ХОКА, 2007.
3. Г.Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2006.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177 (с изм. от 03.12.2011 378-ФЗ).