Курсовая работа по статистике на тему
Статистика дошкольных образовательных учреждений
Аннотация
Тема курсовой работы статистика дошкольных образовательных учреждений. Данная тема актуальна сейчас и будет оставаться такой всегда, так как она на прямую связана с детьми — будущим наше планеты. В данной курсовой работе проведен анализ состояния дошкольного образовании. Для этого курсовая была разделена на две: части теоретическую и практическую.
Теоретическая часть представлена следующими пунктами:
. Анализ отрасли
. Финансирование сферы дошкольного образования
. Государственные образовательные стандарты
. Система показателей статистики дошкольного образования
В практической части с помощью статистических методов проводится изучение и анализ данных по дошкольному образованию, а именно:
- сводка и группировка информации;
- графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области.
- расчет средних величин для дошкольного образования
- анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях за 2008-2013 годы
- корреляционный анализ;
- расчет показателей вариации;
- расчет коэффициентов и индексов для дошкольного образования
1. Характеристика дошкольного образования
Дошкольное воспитание это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Михайленко Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретенный в семье. Поэтому данные ниже ... вай, я тебя покачаю, песенку спою! (Садится на детский стульчик, баюкает куклу.) Все, глазки закрылись, теперь дочка спит, ...
Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество — важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей педагогическую запущенность, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. Педагогически запущенный ребенок фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.
.1 Анализ отрасли
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды (табл.1):
·детский сад;
·детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
·детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
·детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
·детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
·центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
·обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
·охрана жизни и укрепление здоровья детей;
·осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
·приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
·взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В России функционирует 47,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 4423 тыс. детей. Разнообразна форма собственности дошкольных образовательных учреждений (см. табл.2).
Анализ современного состояния и перспективы развития системы ...
... такой вид дошкольного образования как семейный детский сад. Среди неформальных видов дошкольного образования представлены частные формы: негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейные образовательные центры, детские клубы, центры развития детей, центры досуга ...
Дошкольные образовательные заведения действуют на основе Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 19.09.2006 г.
Таблица 1
Распределение дошкольных учреждений в России по назначению
Число учреждений20012004200720082009201020112012Учреждения обще-развивающего назначения7202456688——Учреждения ухода, присмотра и оздоровления1091124212791296121911221014987Учреждения компенсирующего назначения9001270157216081626164916381667Учреждения комбинированного назначения-7831830984618524847384028495Детские сады—418073891535826334103162329809Детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников—209122582630333739814408Центры развития ребёнка—339493822126215741896Учреждения компенсирующего назначения с группами компенсирующего назначения из них: для детей с нарушением слуха для детей с нарушением речи (при сохранном слухе) для детей с нарушением зрения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата санаторного типа для детей с туберкулёзной интоксикацией других профилей5444 756190539372968999531035410420991061401291201211321463953 5352644166986915712274787478438 52252354254954055254978 244291277267276269269150 31344150552455455957453380585884287787888487793219359381437462480527
По решению Минобразования России с 2008 по 2011 гг. проводился Всероссийский эксперимент по созданию и введению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений на основе бесплатного кратковременного пребывания воспитанников. Это так называемые «группы развития», где детей, не посещающих детский сад, готовят к школе по различным методикам. ДОУ новых моделей не будут составлять альтернативы уже имеющимся. Они могут существовать наряду с ними, предоставляя родителям новые возможности для выбора доступных и качественных образовательных услуг.
Таблица 2. Распределение ДОУ по форме собственности
Форма собственностиЧисло ДОУ, %Число детей в ДОУ, %государственная собственность11.712.7муниципальная собственность80.280.0частная собственность4.72.4другие формы собственности (общественных объединений, смешанная)3.44.9
Продолжается совершенствование содержания дошкольного образования. Сегодня дошкольные учреждения могут работать по любой из 28 программ, имеющих гриф Министерства образования России.
В марте 2011 г. создан Совет по дошкольному образованию — коллегиальный совещательный орган Минобразования России, что поможет определить приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования; разработать меры по обеспечению условий, способствующих общедоступности дошкольного образования; обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...
... структура). Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, ...
.2 Финансирование сферы дошкольного образования
Одним из важнейших факторов эффективного функционирования сферы дошкольного образования является уровень и структура финансирования этой отрасли государством. Основной источник финансирования дошкольного образования — консолидированный бюджет. Основная часть расходов на дошкольное образование в Российской Федерации приходится на бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Доля федерального бюджета в расходах на дошкольное образование ничтожно мала (табл. 3).
В структуре расходов консолидированного бюджета на детское дошкольное образование (табл. 4) отчисления из федерального бюджета составляют около 1%, из бюджетов субъектов Российской Федерации — 18%, из местных бюджетов — 81%. Таким образом, детское дошкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов.
Таблица 3
Структура расходов на образование федерального бюджета России
ГодОбразование всегоДошкольное образованиеДоля расходов на дошкольное образование, %201048803232,6462349,80,95201180088334,7542373,00,68201297672008,71139085,21,172013117791867,0802607,30,682005155337962,73812334,22,45
Таблица 4/ Общие и удельные расходы консолидированного бюджета России на дошкольное образование
Показатели2010201120122013Общие расходы бюджета (млрд. руб. в год)42,760,770,791,4Численность обучающихся (тыс. чел.)4246426743214423Расходы на одного обучающегося (руб. в год)10056142251636120664
Бюджетные средства, поступающие в дошкольные учреждения, составляют приблизительно 15% от всех расходов бюджета на образовательную систему и около 0,5% валового внутреннего продукта страны.
В прошлом государство вообще сняло с себя полномочия по финансированию образовательных учреждений (исключение составили лишь те, которые находятся в федеральном подчинении).
Эти полномочия делегируются местным властям: школы и учреждения дополнительного образования регионального подчинения передаются под опеку региональных властей, а детские сады финансируются теперь исключительно муниципалитетами. Таким образом, каждый город или другой населенный пункт будут самостоятельно изыскивать средства для финансирования дошкольных образовательных учреждений, определять объем этих средств, а значит, решать вопросы о необходимом количестве детских садов, качестве их организационной и содержательной работы и т.д.
Сейчас удельные затраты на содержание и образование одного воспитанника детского сада оказываются незначительными. Так, стоимость содержания одного ребенка в день в городе Брянске составляет 120 руб. В эту сумму включаются расходы на заработную плату обслуживающего персонала вместе с начислениями на фонд оплаты труда, оплата коммунальных услуг, капитальные вложения в основные фонды, а также другие затраты. Родительская доля, которая составляет 13-15% от номинальных затрат на содержание одного ребенка полностью направляется на организацию питания воспитанников. До сих пор эта плата регулировалась Постановлением Верховного Совета РСФСР и не должна была превышать 20% от общей стоимости затрат на пребывание ребенка в ДОУ. Теперь, согласно новому законодательству, муниципалитеты получат право самостоятельно устанавливать размер родительской платы, которая станет определенной компенсацией расходов муниципального бюджета за содержание дошкольных образовательных учреждений. Сложившаяся ситуация неизбежно приведет к стремительному повышению размера родительской платы за детский сад. Увеличение размера родительской платы может привести к оттоку детей из системы дошкольного воспитания. Учитывая низкий уровень платежеспособности населения, важно сохранить традиционную для детских садов функцию социальной защиты семьи и ребенка.
Вклад Е.А. Аркина в становление отечественного образования и ...
... индивидуальные особенности детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также подготовка специалистов в области дошкольного воспитания. Основные ... актуальными и применяются в практике дошкольного образования его разработки в области общего укрепления организма закаливанием, гигиеническое ... государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени ...
Назрела необходимость в разработке нормативов бюджетного финансирования детских садов с учетом вида и категории, а также механизма дифференциации родительской платы, адресной помощи малообеспеченным и социально-незащищенным семьям.
Финансирование дошкольных учреждений является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания детей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания).
Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы.
В целях реализации государственной политики в области образования президентом Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № 51-ФЗ была утверждена Федеральная программа развития образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Сроки реализации Программы — 2009-2005 годы. Главная цель Программы — «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования».
Другая Федеральная целевая программа — «Дети России» на 2012-2006 годы, разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2011 г. № 292-р, включает в себя пять подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Целью данной Программы является «формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Учреждение образования 18
... воспитанников, условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи; основные движущие силы, принципы и факторы психического развития; общие закономерности и механизмы развития психики ребенка; методы исследования, применяемые в ...
детский образовательный стандарт обеспеченность
1.3 Государственные образовательные стандарты
С 2003 — 2004 гг. начался широкомасштабный российский эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов и организации процедур аттестации и аккредитации детских садов. Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образования.
Политические деятели, чиновники Министерства образования и науки, ученые, занимающиеся разработкой и внедрением стандартов в массовую практику детских садов, обращают особое внимание на опасность превращения стандартизации в унификацию содержания. В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры. Выбор содержания основывается на возрастном подходе, который определяется психологическим возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями.
В российских стандартах дошкольного образования заложены основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования. Они обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к школе и включают развитие любознательности, умственных и художественных способностей, творческого воображения и коммуникативных умений. При этом обучение возможно только в специфических для дошкольного детства видах деятельности.
В соответствии с Законом об образовании каждое образовательное учреждение, в том числе дошкольное, должно реализовать государственный образовательный стандарт. Для подтверждения этого учреждение должно проходить процедуру государственной аккредитации, получать лицензию, т.е. право на образовательную деятельность. Ее содержание оценивается с помощью процедуры аттестации как экспертизы соответствия содержания и организации педагогического процесса в детском саду дошкольному образовательному стандарту. Таким образом, процедуры государственной аттестации и аккредитации выступают в качестве основных механизмов контроля за качеством образования. Результаты аккредитации и аттестации фиксируются в присвоении дошкольному образовательному учреждению категории, которая напрямую связана с его финансированием. В этой связи имеет место дифференцированное финансирование дошкольных учреждений, содержащихся за счет средств местного бюджета. Повышенная категория детского сада предполагает его повышенное финансирование.
Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении
... здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: ...
.4 Система показателей статистики дошкольного образования
К основным показателям статистики дошкольного образования можно отнести:
- Материальная база образовательных учреждении — комплекс зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса.
- Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей) — отношение числа мест в дошкольных учреждениях к численности детей в возрасте 1-6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.
- Обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями (коэффициент охвата дошкольным образованием населения в возрасте 1-6 лет) отношение численности детей, посещающих дошкольные учреждения, и численности детей в возрасте 1-6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей 6 лет, обучающихся в школе.
- Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (количество детей на 100 мест) — отношение числа мест в дошкольных учреждениях к численности детей в них (коэффициент доступности).
2. Практическая часть
.1 Сводка и группировка
Важнейшим этапом любого статистического анализа является сводка и группировка.
Сводка — это комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Основным методом статистической сводки выступает группировка.
Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным признакам. Существует три вида группировок:
. Типологическая
. Структурная
. Аналитическая
Для определения оптимального числа групп для большой совокупности применяется формула Стерджесса:
= 1+3,322*lgN
где N = 33 — число единиц совокупности.
n = 1+3,322lg33 = 6
= Xmax — Xmin ,
где Xmax, Xmin — наибольшее и наименьшее значение признака.
R = 2241 — 114 = 2127
Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
... Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению .3 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «детского сада №117» первой младшей группы Вывод по ...
Шаг в интервалах (h):
h = R / n
= 2127 / 6 = 354,5
Результаты группировки приведены в таблице 6.
Таблица 5. Число дошкольных учреждений в Центральном и Приволжском федеральных округах (на конец года)
Регион
Число дошк. учр., 2008
Число дошк. учр., 2009
Число дошк. учр., 2010
Число дошк. учр., 2011
Число дошк. учр., 2012
Число дошк. учр., 2013
Российская Федерация 53917 51329 49981 48878 47835 47185 1.Белгородская область 601 530 510 500 498 496 2.Брянская область 509 455 428 421 418 412 3.Владимирская область 648 630 623 607 598 598 4.Воронежская область 705 667 640 614 616 600 5.Ивановская область 556 533 507 447 433 412 6.Калужская область 325 304 292 284 271 266 7.Костромская область 522 494 464 432 408 399 8.Курская область 317 299 279 265 247 237 9.Липецкая область 390 383 377 379 379 382 10.Московская область 2021 2007 1963 1929 1925 1927 11.Орловская область 378 354 386 349 292 286 12.Рязанская область 483 450 437 418 413 416 13.Смоленская область 376 338 332 318 307 299 14.Тамбовская область 364 353 344 332 322 317 15.Тверская область 724 691 667 655 645 634 16.Тульская область 676 658 632 610 587 573 17.Ярославская область 611 561 542 529 515 496 18.г. Москва 2241 2178 2158 2120 2084 2075 19.Республика Башкортостан 2020 1986 1925 1906 1902 1904 20.Республика Марий Эл 361 312 285 276 269 265 21.Республика 22.Мордовия 286 271 253 228 243 241 22.Республика Татарстан 2074 2040 2032 2019 2006 1982 23.Удмуртская Республика 924 826 818 834 820 806 24.Чувашская Республика 499 449 453 439 435 433 25.Кировская область 895 727 700 672 634 612 26.Нижегородская область 1631 1599 1558 1535 1393 1363 27.Оренбургская область 903 887 875 870 842 835 28.Пензенская область 449 423 398 386 376 362 29.Пермская область (включая Авт. округ) 1410 1347 1337 1292 1241 1187 30.Коми-Пермяцкий автономный округ 177 165 163 157 151 114 31.Самарская область 1059 941 866 814 736 711 32.Саратовская область 1161 1131 1122 1108 1094 1087 33.Ульяновская область 543 493 473 451 436 427
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ...
... основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области развития ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Г.С. Абрамова, Я.Л. Коломинский, Л.В. ... на 132 странице, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц, рисунка, приложений. Список использованной литературы 78 источников....... ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеева Н. ...
Таблица 6. Распределение регионов по числу дошкольных учреждений
Распределение регионов по числу дошкольных учреждений114-468,5468,5-823823-1177,51177,5-15321532-1886,51886,5-22412008регионы6,8,9,11,13, 14,20,21,28, 301,2,3,4,5,7, 12,15,16, 17,24,3323,25, 27,31, 32292610,18, 19,22Итог101251142009регионы2,6,8,9,11, 12,13,14,20,21,24,28,301,3,4,5,7, 15,16,17, 25, 3323,27, 31,32292610,18, 19,22Итог131041142010регионы2,6,7,8,9,11, 12,13,14,20, 21,24,28,301,3,4,5,15, 16,17,23,25,3327, 31,32292610,18,19,22Итог141031142011регионы2,5,6,7,8,9,11,12,13,14,20, 21,24,28,30, 331,3,4,15,16, 17,25,3127,23, 32292610,18, 19,22Итог16831142012регионы2,5,6,7,8,9, 11,12,13,14,20,21,24,28,30,331,3,4,15,16, 17,23,25,3127,3226, 29_10,18, 19,22Итог16922042013регионы2,5,6,7,8,9, 11,12,13,14,20,21,24,28,30,331,3,4,15,16, 17,23,25,3127,3226, 29_10,18, 19,22Итог1692204
.2 Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области
Статистические графики — условное изображение числовых величин и их соотношений посредством геометрических фигур и линий или географических картосхем.
Виды статистических графиков:
1.По форме графического образа
2.По способу построения ( диаграммы и статистические карты)
Наиболее распространенные виды диаграмм это линейные и столбиковые диаграммы. Они применяются для отображения практически любых статистических величин.
По данным, приведенным в таблицах 7 и 8, построим диаграммы.
Таблица 7. Число дошкольных учреждений по Брянской области (на конец года, единиц)
годы200420072008200920102011201220132005Число дошкольных учреждений727541509494468467465412395
Рис.1 Число дошкольных учреждений по Брянской области по годам
Таблица 8 Число дошкольных учреждений в городе Брянске (на конец года, единиц)
годы200420072008200920102011201220132005Число дошкольных учреждений149126118115109108108108107
Рис.2 Число дошкольных учреждений в городе Брянске по годам
Из приведенных выше графиков ясно видно, что с каждым годом число детских садов ив области и в городе уменьшается. Можно также отметить, что за последние годы число закрытых ДОУ стало уменьшаться и можно надеяться, что в скором времени детские сады не только перестанут закрывать, но и начнут открывать новые.
2.3 Расчет средних величин для дошкольного образования
Средняя — это обобщающая числовая характеристика изучаемого количественного признака по всем единицам статистической совокупности. Сущность средней величины в том, что в ней взаимопогашаются отклонения значений признаков, которые обусловлены действием случайных факторов и учитывают изменения, вызванные основными факторами.
В статистике применяются степенные и структурные средние. К степенным средним относятся следующие виды: арифметическая, гармоническая, хронологическая, квадратическая, геометрическая. Структурные средние представлены модой и медианой.
2.3.1 Cреднее число дошкольных учреждений и численность детей в них в период с 2008 по 2013 годы
Средняя арифметическая применяется, если известны значения усредняемого признака и количество единиц совокупности с определенным значением признака.
Средняя арифметическая бывает простой и взвешенной.
Простая применяется тогда, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.:
Таблица 9. Число дошкольных учреждений и численность детей в них (на конец года)
Регион
Число дошк. учр., 2008
Число дошк. учр., 2009
Число дошк. учр., 2010
Число дошк. учр., 2011
Число дошк. учр., 2012
Число дошк. учр., 2013
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2008
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2009
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2010
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2011
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2012
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2013
Российская Федерация 53917 51329 49981 48878 47835 47185 4224,9 4263 4246,3 4267,3 4321,27 4422,57
т. е. среднее число дошкольных учреждении в РФ в период с 2008 года по 2013 год составило 41990, средняя численность детей в дошкольных учреждениях РФ — 4290,89 тыс.чел.
Таблица 10. Расходы консолидированного бюджета России на дошкольное образование
Показатели2010201120122013Численность обучающихся (тыс. чел.)4246426743214423Расходы на одного обучающегося (руб. в год)10056142251636120664
По таблице 10 рассчитаем средние расходы на одного обучающегося за период с 2010 года по 2013 год, для этого используем среднеарифметическую взвешенную:
Рассчитав получим 15384,4 руб. в год на одного обучающегося.
.3.2 Мода
Мода — наиболее часто встречающаяся в ряду распределения варианта. Она дает представление о центре распределения вариационного ряда.
Для дискретного ряда модой является варианта, обладающая наибольшей частотой.
При исчислении моды для интервального ряда вначале необходимо определить модальный интервал, в пределах которого находится мода, а затем по формуле (формула приведена ниже) определить модальное значение признака.
— величина интервала;
— частота модального интервала;
— частота интервала, предшествующего и следующего за интервалом.
.3.3 Медиана
Медиана — это вариант, который приходится на середину вариационного ряда. Медиана делит ряд на две равные части — со значением признака меньше медианы и со значением признака больше медианы. В интервальных рядах она характеризуется тем, что равна накопленной сумме частот, равной или превышающей полусумму всех частот ряда. Значение медианы определяется по формуле:
Где x0 — нижняя граница медианного интервала;
h — величина интервала;
Σf — сумма частот или число членов ряда;
Sm-1 — сумма накопленных частот, интервалов, предшествующих медиане;
fm — частота медианного интервала.
Из таблицы 11 получаем:
Мо=2005
Ме=2005
М0 = 2005, т.к. эта варианта имеет наибольшую частоту (38123349,2).
Таблица 11
Расходы на дошкольное образование федерального бюджета России
ГодДошкольное образование2010462349,82011542373,020121139085,22013802607,320053812334,2
Для расчета медианы найдем полусумму частот, затем определим варианту, в пределах которой лежит данная частота:
,5/ 2 = 3379374,75, тогда Ме = 2005.
.3.4. Показатели вариации для дошкольных учреждений
Наряду со средними значениями в статистике применяются показатели вариации, характеризующие отклонение отдельных признаков от общей средней.
К показателям вариации относятся:
. Размах вариации — наиболее простую меру колеблемости:
. среднее линейное отклонение d (средняя арифметическая абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической):
3. Дисперсия (средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины):
;
. среднее квадратическое отклонение σ (обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности):
;
. коэффициент вариации (выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической):
;
. коэффициент осцилляции:
Таблица 12. Число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (на конец года)
РегионЧисло дошк. учр., 2013Расчетные столбцыБелгородская область227908100Брянская область251664356Владимирская область377603600Воронежская область33215225Ивановская область30710100Калужская область17214521025Костромская область16515223104Липецкая область16315423716Московская область1312995990025Орловская область13218534225Рязанская область223948836Смоленская область19012716129Тамбовская область15915824964Тверская область350331089Тульская область376593481Ярославская область33619361507223621163336
Рассчитаем показатели вариации по таблице 12 и получим следующие результаты:
R=1312-132=1180
. Т.к. коэффициент вариации равен 85% следовательно, совокупность неоднородна.
.4 Выборочное наблюдение
Статистика имеет дело с массовыми совокупностями, поэтому статистические исследования очень трудоемки. Следовательно, целесообразна замена сплошного наблюдения выборочным.
Выборочное наблюдение — это такое несплошное наблюдение единиц изучаемой совокупности отобранных случайным образом.
Целью выборочного наблюдения является получение обобщающих показателей генеральной совокупности на основе выборочных характеристик (средних и относительных).
При выборочном наблюдении надо учитывать, на сколько обобщающая характеристика генеральной совокупности отличается от соответствующей характеристики выборки, то есть ошибку выборочного наблюдения
Для проведения расчетов необходимо оговорить определенные условия проведения исследования:
1.Коэффициент доверия (t)
2.Средняя ошибка репрезентативности ()
.Среднее квадратическое отклонение (σ) и т.д.
Пример: В городе проживает 1500 матерей одиночек с одним ребенком в возрасте от 1 года до 6 лет. Планируется провести безповторную случайную выборку для выявления числа детей посещающих детский сад, при средне квадратическом отклонении равном 25 человек.
Необходимо определить объем выборки при котором предельная ошибка не будет превышать 5 человек с вероятностью : 1) 0,683; 2) 0,954; 3) 0,997.
Решение.
Предельная ошибка выборки при бесповторном отборе рассчитывается по следующей формуле
Выразим отсюда выборочную совокупность
a)Ф(t)=0,683 t=1
b)Ф(t)=0,954 t=2 )Ф(t)=0,997 t=3
Полученные результаты показывают, что чем более достоверными должны быть результаты выборочного наблюдения, тем больше должен быть размер выборки.
.5 Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях за 2008-2013 годы
Ряд динамики — последовательность одноименных показателей, расположенных в хронологическом порядке и характеризующих развитие изучаемого явления. Уровни ряда могут задаваться абсолютными, относительными и средними величинами.
Аналитические показатели характеризуют изменение уровней ряда в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В случае, когда сравнение проводится с периодом времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели (с постоянной базой сравнения).
Если же сравнение производится с периодом времени, непосредственно предшествующим отчетному, то говорят о цепных показателях (с переменной базой сравнения).
Абсолютный прирост характеризует темпы увеличения или уменьшения исследуемого явления за определённый промежуток времени.
а) цепной б) базисный
Темп роста — отношение данного уровня явления к предыдущему (цепной темп роста) или начальному (базисный темп роста) выраженное в процентах.
Темп прироста — отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному уровню, выраженному в процентах. Темп прироста можно рассчитать по данным о темпе роста, для этого от темпа роста необходимо отнять 100 или от коэффициента роста 1.
а) цепной б) базисный
Абсолютное значение одного процента прироста — отношение абсолютного прироста к темпу прироста.
Рассчитаем основные показатели рядов динамики на основании данных, приведенных в таблице 13.
Таблица 13. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) в РФ
200820092010201120122013Число детей на 100 мест798283868892
Таблица 14. Динамика обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)
годычисленность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учрежденияхАбсолютный приростТемп роста, %Темп прироста, %Абсолютное значение 1% приростацепнойбазисныйцепнойбазисныйцепнойбазисный200879——-20098233103,8103,83,83,80,78920108314101,2105,11,25,10,8320118637103,6108,93,68,90,8320128829102,3111,42,311,40,87201392413104,5116,54,516,50,89
Судя по полученным данным, число детей приходящихся на 100 мест в детском саду с каждым годом неуклонно растет. Так с 2008 года прирост составил 16,5%. Исходя из данных, рассчитанных в таблице 14, можно сделать вывод, что рост не прекратится, а только ускорится, и в скором времени мест в ДОУ будет не хватать.
Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явления. С этой целью ряды динамики подвергаются обработки одним из следующих методов:
1.Приведение рядов к одному основанию.
2.Разбивка ряда на короткие периоды.
.Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних.
.Метод аналитического выравнивания.
. Приведение ряда к одному основанию. Суть этого метода в том, что показатели каждого ряда выражаются в % к первому или любому другому члену ряда.
Из таблицы 15 видно, что численность детей приходящихся на 100 мест в ДОУ с каждым годом растет, причем как в городах, так и в сельской местности.
Таблица 15. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)
всегогородселоВ % к 2008 годувсегогородсело20087985601001001002009828862103,8103,5103,32010839065105,1105,9108,32011869267108,9108,2111,72012889569111,4111,81152013929972116,5116,5120
. Разбивка ряда на короткие периоды. Для выявления тенденций длинных колеблющихся рядов их разбивают на более короткие периоды, а затем определяют уровень по каждому периоду.
. Сглаживание способом скользящих (подвижных) средних применяют с целью сглаживания колеблемостим, вызванной действием случайных величин.
Таблица 16. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)
годчисло детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учрежденияхПодвижные средниеза два годаза три года20087920098280,581,320108382,583,720118684,585,72012888788,720139290
Иллюстрация действия данного метода представлена на рисунке 3. На графике заметно постепенное сглаживание линий.
Рис. 3. Метод скользящих средних
. Метод аналитического выравнивания. Суть этого метода заключается в нахождении такого уровня плавного движения ряда, который, приближаясь к первоначальному (эмпирическому ряду), будет наиболее полно характеризовать основную тенденцию динамики. Для этого уровни ряд у условно рассматриваются как функция времени t, а фактические уровни ряда заменяются такими теоретическими, которые наименее отклоняются от эмпирических. Выравнивание происходит по методу наименьших квадратов.
В зависимости от года t число детей приходящихся на 100 мест в ДОУ изменяется по закону:
теор. = a0+a1t
где a0, a1 — параметры уравнения регрессии.
Найдем параметры уравнения регрессии, решив систему уравнений, составленную по методу наименьших квадратов:
Промежуточные значения расчетов приведены в таблице 17.
Таблица 17
год№число детей приходящихся на 100мест в ДОУt2t*yYтеор200817917978,8572009282416482,3142010383924983,77120114861634486,22820125882544088,68520136923655291,142Итог21510911828510,997
Значит Yтеор.=76,4 + 2,457t
Полученные данные изображены на рисунке 4.
Линия Yтеор., сглаживая колебания конкретных значений уровня, четко отображает неуклонный рост числа детей приходящихся на 100 мест в ДОУ.
Рис. 4.Фактическое и расчетное число детей приходящихся на 100мест в ДОУ
2.6 Корреляционный анализ
Корреляция — это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.
Основными задачами корреляционного анализа является определение формы и количественной характеристики связи, количественное определение тесноты связи между двумя признаками.
Если связь линейная, то теснота связи оценивается линейным коэффициентом корреляции:
,
Исследование взаимосвязи числа родившихся и численности детей в ДОУ проведем на основе данных приведенных в таблице 18.
Таблица 18. Число родившихся и численность детей в ДОУ
№Годродившихся, тыс чел. (X)Числ-ть детей в ДОУ, тыс. чел., (Y)120101311,64246,3220111397,04267,3320121477,34321,27420131502,54422,57ИТОГ5688,425745,34
Предположим, что форма взаимосвязи этих показателей является линейной, т.е. ее можно представить в виде: у=а0+а1х, где х — число родившихся, у — число детей в ДОУ.
Определим параметры уравнения регрессии, для этого используем метод наименьших квадратов.
Расчеты приведены в таблице 19.
Таблица 19
ГодxyxyY20101311,64246,31720294,565569447,084315,355620111397,04267,319516095961418,14314,58720121477,34321,272182415,296383812,1714313,864320131502,54422,57225706,256644911,4254313,6375ИТОГ5688,417257,446080025,1024559588,7817257,4444
Итак, уравнение регрессии имеет вид:
Рис.5. График регрессии
Определим тесноту связи между числом родившихся и численностью детей в ДОУ, для этого вычислим линейный коэффициент корреляции . Расчеты представлены в таблице 20.
Таблица 20
№XY11311,64246,3-110,5-68,067520,6312210,254632,163621397,04267,3-25,1-47,061181,206630,012214,643631477,34321,2755,26,91381,4323047,0447,748141502,54422,5780,4108,218700,0846464,1611709,40415688,417257,4417783,3522351,4618603,9594
Полученное значение линейного коэффициента корреляции говорит о наличии высокой прямой связи между изучаемыми явлениями, т.е. при увеличении числа родившихся увеличивается и численность детей в ДОУ и, наоборот, с уменьшением числа родившихся уменьшается и численность детей в ДОУ.
.7 Расчет коэффициентов для дошкольного образования
Таблица 21. Численность детей в возрасте от 1- 6 лет
годыЧисленность детей в возрасте от 1 — 6 лет, посещающих дошкольные учреждения, (тыс. чел.)Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно, за вычетом учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет, (тыс. чел.)*20114267,37344,71820124321,277464,644
или 57,8%
По рассчитанным коэффициентам можно говорить об очень маленьком охвате детей дошкольным образованием. Для сравнения, в 1991 году детские сады посещали 63,9%. Это значит, что за 12 лет число детей охваченных дошкольным образованием снизился на 6,1%.
Коэффициент переуплотненности групп.
Таблица 22. Количество детей число и мест в детском саду.
№Детский садКоличество детей в детском садучисло мест в детском саду1Д/с №1461401222Д/с №1551241123Д/с №1261371204Д/с №191251105Д/с№51117104
Самая большая переуплотненность групп в детском саду №146. Детей в нем на 14,75% больше чем мест (в абсолютном выражении 14,75% соответствуют 18 детям).
Самая маленькая переуплотненность в детском саду №155 — 10,7% (в абсолютном выражении 12 детей).
Эти данные говорят о катастрофической нехватке мест в детских садах.
.8 Индексы
В статистике приходится сопоставлять не только отдельные элементы, но и многие сложные явления, состоящие из непосредственно несоизмеримых, разнородных не подлежащих суммированию элементов.
Индекс — относительная величина, которая характеризует изменение во времени и в пространстве изучаемого явления или степень выполнения плана.
По охвату единиц совокупности индексы делят на: индивидуальные, групповые, общие (агрегатные)
Вычислим индивидуальные индексы по формуле (табл. 23):
Таблица 23. Число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (на конец года)
20122013Российская Федерация27008267160,989Центральный федеральный округ732972980,996Северо-Западный федеральный округ315131040,985Южный федеральный округ285527950,979Приволжский федеральный округ600259470,991Уральский федеральный округ292028830,987Сибирский федеральный округ349434500,987Дальневосточный федеральный округ125712390,986
Проанализировав полученные индексы можно сделать вывод, что число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа в федеральных округах сократилось на 0,4-2,1%, а по России в целом на 1,1%.
Индексы бывают базисные и цепные. В базисных индексах фактический показатель отчетного периода сравнивается со сколь угодно отдаленным базисным периодом. Цепные индексы отражают изменение показателя по сравнению с предшествующим периодом.
Базисный: Цепной:
Таблица 24. Вычисление цепных и базисных индексов
ГодРасходы на дошкольное образование федерального бюджета РоссииБазисный индексЦепной индекс2010462349,82011542373,01,1731,17320121139085,22,4642,12013802607,31,7260,70520053812334,28,2464,749
По таблице 25 рассчитаем индекс эксплуатационной пригодности зданий ДОУ по следующей формуле:
Где , — число зданий ДОУ не годных к эксплуатации по определенным признакам (требуют кап. ремонта, находятся в аварийном состоянии, не имеют центрального отопления, не имеют канализации, не имеют водопровода) соответственно за 2012 и 2013 годы.
— оценка важности имеющихся у зданий ДОУ недостатков
Таблица 24
2012 ()2013 ()баллы ()a0*a1*Число ДОУ, требующих кап. ремонта163921428169835285686Число ДОУ, находящихся в аварийном состоянии626444850083552Число ДОУ, не имеющих центрального отопления5347471673742933012Число ДОУ, не имеющих канализации6788598753394029935Число ДОУ, не имеющих. водопровода.4646414441858416576Итог193313168761
Ia = 168761/193313 = 0,87
Таким образом, общий уровень эксплуатационной пригодности зданий ДОУ в 2013 году по сравнению с 2012 повысился на 13 %.Это говорит о том, что на проблему эксплуатационной непригодности зданий ДОУ наконец-то обратили внимание, хотя, по-моему, недостаточное. Так как здания, отведенные под ДОУ должны быть полностью, а не частично пригодны для эксплуатации.
Заключение
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние годы прошло сложный путь вписывания в новые реалии.
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990г. она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ’, оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.
В последние же годы активизировался процесс оптимизации сети и структуры дошкольных образовательных учреждений, направленный, прежде всего, на расширение доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
Наметилась тенденция роста охвата детей общественным дошкольным образованием. Если в 2007 г. постоянными ДОУ было обеспечено 53,9 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2012 г. — 57,8%.
Однако существующая сеть традиционных ДОУ с трудом удовлетворяет возрастающую потребность населения в детских садах. Поэтому увеличивается количество ДОУ, в которых численность детей превышает число мест. В 2012 г. в 14,6 тыс. ДОУ, где 1452,1 тыс. мест, воспитывалось 1729,9 тыс. детей (в 2009 г. — соответственно 14,3 тыс. ДОУ в них 1395,4 тыс. мест, 1664,4 тыс. детей).
Сохраняется очередность на устройство детей в ДОУ. В настоящее время она составляет 302,7 тыс. детей.
Таким образом можно сделать вывод, что ситуация в отрасли дошкольного образования это одна из наиболее важных и сложных проблем стоящих сейчас перед нашей страной. И остается только надеяться на то, что эта проблема будет своевременно решена.
Литература
1.Брянская область: Статистический сборник, 2012. — Брянск.
2.Города и районы Брянской области: Статистический сборник, 2009.
.Едронова, В.Н. Общая теория статистики / В.Н. Едронова, М.В. Едронова. М.: Юристъ, 2011.
.Елисеева, И.И. Социальная статистика / И.И. Елисеева. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 480 с.
.Парамонова, А. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / А. Парамонова. — М., 2010.
.Фуряева, Т.В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания / Т.В. Фуряева. — М., 2009.