Становление и развитие основных психологических школ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический аспект изучения становления и развития основных психологических школ…………………………………………………………….5

1.1. История развития психологии как науки……………………………………5

1.2.Характеристика основных психологических школ……………………………7

Глава 2. Исследование темперамента человека в рамках экспериментальной психологии………………………………………………………………………….13

2.1. Организация и методики исследования………………………………………13

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………14

Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………….. 19

Приложения…………………………………………………………………………21

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью в его деятельности формируются и выявляются бесконечно множество индивидуально-психологических особенностей. Многие из них бывают несущественны как, например, плохо развитые вкусовые ощущения. Другие индивидуальные особенности хотя и очень существенные, могут оказаться кратковременными, скоропреходящими, например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами. Но существуют и такие индивидуальные особенности, которые проявляются достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты всего поведения индивида, его комплексные характеристики. Так же следует отметить, что остается практически неизученным вопрос об особенностях структуры темперамента ситуативной и личностной тревожности у медицинских работников.

Объект исследования — темперамент и деятельность личности.

Предмет исследования — особенности взаимосвязи структуры темперамента и эффективности трудовой деятельности у сотрудников организации

Цель исследования — изучение особенностей взаимосвязи структуры темперамента и эффективности трудовой деятельности у сотрудников организации

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Изучить историю развития психологии как науки

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... или негативным результатам. Исследование, выполненное в данной области, обнаружило два типа деятельности приписывания. Они ... идентичности. Из данного направления возможно развить структуру для проверки взаимоотношений между приписывающим предубеждением ... исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования ...

2.Охарактеризовать основные психологические школы.

3.Организовать и провести эмпирическое изучение особенностей взаимосвязи темперамента и деятельности.

4. Проанализировать результаты исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретический аспект изучения становления и развития основных психологических школ

1.1. История развития психологии как науки

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество [12, c.67].

Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства, — Вундт считал основной задачей. Э. Титченер, американский психолог и создатель структурной психологии, развил идеи интроспективной психологии Вундта, предложив в качестве основного метода изучения сознания метод аналитической интроспекции. Особенность этого метода заключалась в том, что испытуемый давал результаты самонаблюдения в терминах элементов структуры сознания, а не в понятиях предметов внешнего мира или стимулов.

Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых, как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другой последователь Вундта — немецкий психолог и философ О. Кюльпе — основал Вюрцбургскую школу. В отличие от интроспективных методов Вундта и Титченера, в которых одновременно разворачивались собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержанием этого опыта, систематическая интроспекция Кюльпе носила ретроспективный характер: испытуемый решал предложенную задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении. При этом в качестве основного объекта исследования выступал сам процесс мышления, а не его результат. К концу XIX в. стало понятно, что метод интроспекции крайне ограничен и что круг психических явлений не исчерпывается только феноменами сознания. В это время возникли идеи создания другой психологии. В 1894 г. немецкий философ и психолог В. Дильтей в работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» писал, что существует не одна психологическая наука, а две, причем каждая их них имеет свой предмет и свою методологию[10, c.27].

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... 1920). Он унаследовал от философии определение психологии, как науки, изучающей “факты сознания” методом прежде всего интроспекции - самопознания личности ... условного рефлекса __И.П.Павло-__вым__ (1849-1936). Американский психолог __Дж.Уотсон__ (1878-1958) на оснюве исследований Павлова ... __Э.Гуссерль__ (1859-1938), отвергнув “ассоцианистскую” концепцию Вундта с ее пониманием восприятий и ощущений как ...

Одну психологию ученый назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную психологию В. Вундта. Другая психология, которую Дильтей призывал создать, была названа им описательной. По замыслу автора она должна была строиться на совершенно иных основаниях и заниматься прежде всего изучением душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Дильтей считал, что психология принадлежит не к циклу наук о природе, а к циклу гуманитарных дисциплин, к которому относятся, например, история и культурология, и, следовательно, должна опираться не на естественнонаучный, экспериментальный метод, а на свойственный гуманитарным наукам метод понимания, который заключается в том, чтобы «вчувствоваться» в изучаемый объект. При этом понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии.

Введенное Дильтеем различие объяснительной и описательной психологии не потеряло своей актуальности и в наше время. Вопрос, к какому типу наук относится психология — естественным или гуманитарным — и по каким принципам должно строиться познание человеческой души, остается открытым. Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX в. привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология [9, c.73].

1.2.Характеристика основных психологических школ……………

Заключение

В заключение необходимо отметить, что началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете.

Среди основных психологических школ можно выделить следующие: структурализм, вюрцбургская школа, функционализм, бихевиоризм. Для исследования взаимосвязи эффективности темперамента и деятельности в компании «GRISHKO» было проведено исследование на примере сотрудников компании. Выборку исследования составили 30 человек – менеджеры отдела продаж в компании «GRISHKO».

На основании анализа полученных данных можно утверждать, что все испытуемые характеризуются высокой общей активностью. В психомоторной сфере было выявлено, что 60% имеют высокие показатели, средние – у 20%, низкие у 20%.

В интеллектуальной сфере высокие показатели активности зафиксированы у 13%, средние – у 57%, низкие у 30% в выборке. Высокой активностью в коммуникативной сфере никто не обладает, средней – 77% и 23% в выборке показали низкий уровень активности в общении. Заметим, что большинство испытуемых имеют средний уровень общей адаптированности.

Низкий уровень адаптированности был зафиксирован лишь у 5%. Анализируя встречаемость дифференциальных психотипов в выборке, отметим, что наиболее встречающийся – это «неопределенный» тип, когда активность и эмоциональность выражены на среднем уровне.

4 стр., 1844 слов

Психология политической деятельности

... политическом поведении, политической работе и политической деятельности. Политическая активность является отражением целесообразности политики. Если ... психологии предмет труда политики характеризуется психолого-политическими состояниями населения, начало изучению которых было положено трудами Н.Д. Левитова (1964), определившим состояние как целостную характеристику психической деятельности ...

Далее по встречаемости можно отметить смешанный высоко активный и смешанный высоко эмоциональный тип. Наиболее редкий для обеих выборок – холерический тип. Остальные психотипы имеют сравнительно небольшую долю в выборке.

Список литературы

1. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: изд. Дом «Бахрах», 2009г., — 240с.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 2009г.,- 170с.

3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2008- 188 с..

4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. — М.: Academia, 2006. — 464 с.

5. Выготский Л.С. Психология. — М.: Эксмо — Пресс, 2005. — 1008с.

6. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 2009. – № 3.

7. Краткий психологический словарь./ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Изд. 2, расш. и доп. – Ростов – на — Дону: Феникс, 2009. С.106

8. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005. – 583с.

9. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента,- 2-е изд.- Пермь, 2002 с.

10. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 2002г.,- 263с.

11. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. — М.: ВЛАДОС, 2007.

12. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М. 2007г.,-448с.

13. Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. — Минск, 2008.

14. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 2008, №2. – с.6

15. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: ЧЕРО, 2007. – 776с.

16. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — 3-е изд., перераб. и доп. — (Учебник для вузов).

Издательство: Питер-Юг. – Спб., 2008г.-352с.

17. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-2009.-Т.10,-№ 1. -87с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 2009. — 720с

19. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, — М., 2009 с. 340

20. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 2007.

21. Ярошевский М.Г. История психология – М., 2009.