Социологическая модель современной семьи

Социологическая модель современной семьи

Оглавление

семья ценностный супружество

Введение

1.Семья и брак как предмет исследования в социологии

2.Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города

3.Счастливое супружество в эпоху сексуальной революции

4.Семья в ценностных ориентациях

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь — это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. «Я люблю, и значит, я живу…» (В.Высоцкий) Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т. е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы.

Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т. е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи. В нашей стране уделяется большое внимание семье. «Семья находится под защитой государства». Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.Семья — очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества — счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... глаза на этот вопрос. В-четвертых, ВТП обычно приносят человеку необычайное счастье. От девяноста до девяноста пяти процентов тех, кто ... прекрасные. Мысль во всей ее строительности создает и наше будущее счастье. Так мы идем мыслями за пределы Земли. …Сперва ... для самого себя начал испытывать ВТП. Он родился в семье профессора колледжа и доктора медицины, прошел прекрасную интеллектуальную подготовку ...

Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т. д.Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья — минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т. д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание — прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. Семья — продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы.

1.Семья и брак как предмет исследования в социологии

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества.

Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы. Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и закономерностей в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим теоретико-методологический анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым. Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении, но которую, на наш взгляд, не решаются не только признать социальной реальностью, но и обозначить этапом в развитии российского общества как отечественные, так и зарубежные социологи. В более обобщенном и целостном виде их изложил известный русско-американский социолог П.А.

8 стр., 3795 слов

1. Общество как социальная система

... перечислены. Другие подсистемы общества – это классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные общности и группы, семья, личность и т.п. Социальные системы взаимно переплетаются ... внегрупповая природа (в ней не “разрушаются” границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами); аморфное положение в составе ...

Сорокин, поместив семью как организованную социальную группу в основание иерархии социальных структур. Им впервые разведены функции семьи и других социальных институтов, прежде всего — наследования социального статуса родителей, образования и воспитания. Сорокину же принадлежит тезис о том, что семья как элементарная общественная группа «не может быть продолжаема и передаваема», а как отдельное ядро не может быть и делима. Исследователи более позднего поколения поставили во главу угла процесс институционализации поведенческих актов индивидов, ввели в научный оборот такие понятия, как социальные нормы и ценности, ролевые статусы, социализация. Ими были определены начала структурно-функционального анализа, позволяющего вести многоаспектное изучение не только семейных структур, но и функциональных особенностей семьи как социальной системы, разграничить «явные» и «скрытые» функции и выявить сбои в их реализации. Семья была обозначена как важнейший субъект социального контроля, позволяющий, тем не менее, сочетать и социальное, и индивидуально-личностное начала своей жизнедеятельности.

Инновационный подход к исследованию семьи

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей ( респондентов ) возможны разные типы анкет : открытая ( содержит ... определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих ... детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов ...

На наш взгляд, сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных. Этот процесс — отнюдь не проявление дезорганизации института семьи, а естественная норма в условиях демократизации общества и его модернизации по западному типу. Однако он противоречив в своей сущности: адаптивный для индивида, создающего неформальную семью, и неадаптивный для самой семьи и общества, в котором она функционирует. Каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя границы прав и обязанностей без посредничества социума. В этих условиях возрастает ее престиж как малой социальной группы, сохранившейся в качестве одной из важнейших жизненных ценностей индивида. Последнее не позволяет подходить к оценке состояния семьи с позиции, получившей наибольшее распространение в современной отечественной и зарубежной социологии, — с кризисно-прогрессистской. Очевидно, что более подходящим будет семьецентрический подход. То, что оказывается объективно полезным малой группе, вне зависимости от степени формализации или институционализации выявленных признаков, следует рассматривать как адекватное для реформирующегося института семьи. Нельзя забывать о том, что одна из основных задач семьи как социальной общности — адаптация индивида к изменяющимся социальным условиям.

Теоретическая модель современной семьи

Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак. С одной стороны, сохраняется традиционный (патриархальный) вариант при наличии социального контроля и сохранении формальных признаков. С другой стороны, остается популярным вариант эгалитарной семьи, демонстрирующей отход от социоцентрического начала в семье в сторону индивидуально-личностного. По мере увеличения разрыва между формальным и неформальным началами возрождаются модели, известные с древних времен, — варианты полигамной семьи, внебрачной кровно-родственной неполной (материнской), внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.

8 стр., 3517 слов

Семья как социальный институт

... проведении досуга Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.Удовлетворение потребности в личном ... дела. В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья». Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных ...

Эмпирическая модель современной российской семьи

В качестве генеральной совокупности взято все российское общество, в качестве обследуемой совокупности — население Татарстана. Достоверность полученных результатов обеспечивалась статистическими данными; проведением в январе — феврале 1998 г. пилотажного исследования 300 семей в Республике Татарстан, а в ноябре 1998 г. пилотажного обследования 286 семей, проживающих в трех поволжских республиках — в Татарстане, Чувашии и Марий Эл; проведением в феврале-марте 2001 г. полевого исследования состояния семьи как социального института с объемом выборки в 1968 семей, проживающих в 16 районах Республики Татарстан — 7 сельских и 9 городских, включая населенные пункты республиканского, районного и городского подчинения — Казань, Зеленодольск, Мамадыш и Кукмор.

Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке. Между тем отмечена зависимость между репродуктивной функцией и официальной регистрацией брачных отношений. Неофициальная семья успешно конкурирует с официальной. При этом заметно стремление вступить в официальный брак либо раньше оптимального возраста (до 20 дет), либо позже (после 30 лет).

И тот, и другой случаи ведут к ограничению репродуктивной функции семьи. К тому же в случае ранних браков развод становится наиболее популярным вариантом решения семейных проблем.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Те, кто разведен, отрицательно относятся к браку и в подавляющем большинстве не регистрируют свои супружеские отношения в новых семьях. Высокий процент разводов дополнительно инициирует малодетность в семье. Сельские жители по сравнению с городскими имеют несколько больший процент брачности (85,0 и 78,5% соответственно).

12 стр., 5796 слов

Технологии социальной поддержки мужчин трудоспособного возраста

... разница в продолжительности жизни мужчин и женщин. Особенно заметным численное преимущество женщин становится в возрасте после 35 - 40 ... интеграция опыта участников боевых действий в систему ценностей мирной жизни. В процессе работы группы необходимо ... педагогическую компетентность одинокого отца. Нетрадиционность неполных отцовских семей расширяет спектр трудностей, с которыми сталкиваются отцы, ...

Однодетные семьи встречаются у 41% опрошенных горожан и у 27,4% сельчан. Троих детей имеют соответственно 7,6 и 16,5%. Малодетную семью в качестве идеальной для себя модели определили 70,2% городских семей и 57,1% сельских, в то время как трех и более детей хотели бы иметь соответственно 29,8 и 42,7%. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что семья, несмотря на все те преобразования, которые она претерпевает в институциональном аспекте, остается для индивида одной из важнейших ценностей. Удовлетворены семейным образом жизни две трети опрошенных, среди респондентов, состоящих в законном браке их доля еще больше — 82%. С другой стороны, среди неудовлетворенных 10% не состоят в зарегистрированном браке, 19% не имеют брачного статуса.

По вопросу о необходимости создания семьи отмечена инвариантность позиций городских и сельских респондентов, хотя такая потребность оценивается и теми, и другими выше других социальных. В иерархии ценностей взаимная материальная и психологическая поддержка членов семьи занимает первое место (61% респондентов).

На втором месте оказалась создание нормальные материальные и бытовые условия жизнедеятельности индивида в семье (51% опрошенных).

На третьем месте — ценность любви и заботы о ближнем (47%), на четвертом — функция продолжения рода (43%), на пятом — возможность чувствовать себя полноценным человеком (33% респондентов).

Иными словами, исследование зафиксировало такие тенденции, как первенство интимно-личностных мотивов, доминирование материально-экономического фактора в функционировании семейной группы.

24 стр., 11979 слов

Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

... .2 Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин 2.3 Особенности гендерной идентичности испытуемых 2.4 Образ идеального мужчины у респондентов с разной гендерной ... психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти ...

Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации. Итоги исследования позволяют констатировать, что сущность изменений, затронувших российскую семью, связана с утратой формальный институциональных признаков. Инновационный теоретико- методологический подход к семье, ставит во главу угла интересы самой семьи, оценивая естественные и исторические процессы. Модель семьи в современном российском обществе вариативна. С одной стороны, сохраняется патриархальный вариант, с другой, остается популярным вариант эгалитарной семьи. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных, а также такое явление, как гомосексуальные семьи.

3.Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города

Стабильность семьи — состояние во многом производное от стабильности общества. Многодетная семья была традиционной для дореволюционного заводского Урала, на ней держалось демографическое благополучие региона, имеющего огромное государственное и стратегическое значение. Данный тип семьи представляет собой порождение специфического уральского социума, развивающегося на протяжении более двухсот лет в связи с активной индустриализацией России, начавшейся в конце XVIII века. Реформы конца XX века и кризисные явления в экономике начала XXI века поставили семью перед дополнительными трудностями и жизненными проблемами, что отразилось на многих сторонах ее жизнедеятельности. Для получения эмпирически обоснованного портрета уральской семьи автором в 2011 г. проведено социологическое исследование в семьях заводчан г. Серова Свердловской области. Единицей анализа была выбрана супружеская пара с детьми или без детей, т. е. домохозяйства, где присутствуют два реальных или потенциальных получателя дохода. Выборочная совокупность составила 600 человек: 300 женщин и 300 мужчин. Из них 250 мужчин и 250 женщин в возрасте от 20 до 55 лет, 60 женщин в возрасте от 55 до 78 лет и 40 мужчин в возрасте от 55 до 70 лет. Использованы также статистические и эмпирические данные социологических исследований по проблемам современной семьи, проведенных в регионах России. Результаты подтверждают отмеченную исследователями тенденцию последних десятилетий: происходит формирование нового «постсовременного» типа семьи, который характеризуется отсутствием патриархальной субординации и выдвижением на первый план эмоциональных отношений и индивидуальных стремлений. Единство семьи все меньше зависит от давления общества, все большее значение приобретают межличностные взаимоотношения. Произошедшая в обществе в течение последних 20 лет либерализация половой морали сформировала ориентации людей на свободные отношения, незарегистрированные или пробные браки. Неофициальный брак не относится к разряду явлений абсолютно нового порядка, у этого явления есть своя дореволюционная, советская и постсоветская история, о чем упоминается в церковных летописях Урала1. Внебрачные отношения не осуждались общественной моралью и в послевоенные годы, поскольку союз мужчины и женщины, выживших в условиях войны, расценивался окружающими как важная жизненная ценность. Юридически незарегистрированный брак становится все более распространенной формой взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных условиях. Согласно результатам опроса, для молодых заводчан традиционная семья представляется местом, в котором обязанности и долг преобладают над собственным эго и правами. В связи с этим распространение альтернативных форм брака можно расценивать как следствие эгоцентристской ориентации современного человека. С возрастом респондентов увеличивается количество юридически оформленных браков. Так, в неофициальном браке состоят 14,7% мужчин и 16,3% женщин в возрасте от 30 до 35 лет и 7,8% мужчин и 6,5% женщин в возрасте от 36 до 40 лет. Социальный статус является одним из мотивов вступления в юридически оформленный брак: чем выше социальный статус заводчанина, тем выше вероятность его проживания в официальном браке. Несмотря на смягчение оценок альтернативных форм брака, в поведении заводчан наблюдается стремление соответствовать традиционной модели жизненного успеха, одной из составляющих которой является официально оформленный брак.

Мы попытались выявить значимость семейных ценностей в жизни заводчан. Согласно полученным данным, для заводчан в возрастных группах от 20 до 24, 25 до 29 и 30 до 34 лет наиболее значимыми в жизни ценностями являются материальная обеспеченность и взаимопонимание в супружеских отношениях. На третье по значимости место мужчины ставят профессиональный рост. Обоюдная супружеская любовь, друзья и здоровье занимают последующие позиции. В этом возрасте интересный досуг, свободное время более значимы для мужчин, нежели дети.

С возрастом у мужчин наблюдается трансформация жизненных ориентиров. Так, у респондентов (35 — 39, 40 — 44 и от 45 до 50 лет) происходит некоторое снижение значимости материального благополучия в качестве главной жизненной ценности. Равным ему по значимости респонденты считают взаимопонимание и надежность в супружеских отношениях. В тройку важных ценностей у мужчин из данных возрастных групп входит здоровье. Это отметили 65,4% сорокалетних против 49,6% двадцатилетних. Ценность детей у мужчин в данных возрастных группах повышается, что свидетельствует о большей социальной и личностной зрелости. 54,1% считают детей важной составляющей счастливой жизни. В возрасте от 20 до 24 лет так считают только 20%. В зрелом возрасте несколько понижается ценность обоюдной супружеской любви и повышается значимость ориентированных ценностей, таких как уважение людей и ощущение своего достоинства в обществе, интересная работа и сознание того, что приносишь людям пользу. Возраст респондентов влияет на приоритет здоровья. Богатый жизненный и семейный опыт является причиной осознания значимости взаимопонимания и надежности супругов (а не любви) в семейных отношениях. Ограниченные финансовые возможности пенсионеров объясняют важность для них материального достатка. Для респондентов этого возраста особое значение имеют дети, в помощи которых они особо нуждаются. Для пенсионеров актуальной ценностью становятся досуг и увлечения, что объяснимо появлением большего количества свободного времени. Однако такие факторы, как ослабленное здоровье и умеренные или очень ограниченные материальные возможности, выступают барьером в реализации досуговых предпочтений. Несколько отличаются от мужских женские жизненные приоритеты. Для молодых заводчанок наибольшее значение имеют взаимопонимание, доверие и надежность в супружеских отношениях; жизнь без материальных проблем и обоюдная супружеская любовь. В этом возрасте женщины высоко ценят наличие друзей, ощущают потребность в профессиональном росте, хотя у мужчин профессиональный рост занимает третью позицию, а у женщин — пятую. Для 52,3% двадцатилетних респонденток дети являются жизненной составляющей.

Женщины в возрасте от 35 до 39, от 40 до 44 и от 45 до 49 лет считают жизненно важным для себя взаимопонимание и надежность в супружеских отношениях, жизнь без материальных проблем, возможность иметь детей. Профессиональный рост и интересный досуг становятся менее значимыми в сравнении с предшествующим периодом. Это объясняется увеличением «двойной занятости» и повышенной ответственностью женщин за семью, что становится препятствием как в профессиональном росте, так и в организации свободного времени.

Женщины 50 — 54, 55 — 59, 60 — 65 лет и выше в выборе значимых в своей жизни ценностей солидарны с мужчинами тех же возрастных групп. Иерархия приоритетов выглядит у них следующим образом: здоровье; взаимопонимание, доверие и надежность в супружеских отношениях; жизнь без материальных проблем и дети. К 70 годам 63,1% женщин вдовствуют, при этом значимость семейных ценностей для них остается такой же высокой. С возрастом заметно усиливается потребность в социальной значимости: уважении людей и ощущении своего достоинства. Так же как и мужчины, женщины этого возраста высоко оценивают наличие интересной любимой работы. Приобретенный в течение жизни опыт и особенности данного возрастного периода женщин находят воплощение в изменившихся ориентациях, направленных на собственную индивидуальность.

Таким образом, согласно результатам исследования, для заводчан характерно наличие смешанных жизненных ориентаций при явном доминировании семейных ценностей: взаимопонимания, доверия и надежности в супружеских отношениях; материального благополучия и возможности иметь детей в браке. С возрастом значимость семейных ценностей начинает возрастать как для мужчин, так и для женщин. В условиях социально-экономической трансформации в российском обществе чрезвычайно важное значение приобрела проблема появления в семье детей. Поворотом в семейной и демографической политике России стало открытое провозглашение ее пронаталистского характера. В октябре 2007 г. президентом России была этой связи с 2007 г. значительно увеличились размеры финансовой помощи семьям и введен комплекс мер, предусматривающих усиление социальной поддержки семей с детьми. В Год семьи менее трети опрошенных считало, что государство стало уделять больше внимания проблемам семей с детьми и занятости матерей. Пятая же часть отметила сокращение государственной поддержки2.

В ходе исследования было выяснено, что 90,2% респондентов имеют детей: 55,5% - одного ребенка, двоих — 27,8%, трех и более — 5,9%, нет детей у 9,8%. Бездетны семьи, возраст супругов в которых не превышает 30 лет. Как всякая другая форма социального поведения, репродуктивное поведение отличается борьбой потребностей и полимотивированностью решений, поэтому реальное демографическое поведение заводчан далеко не всегда соответствует желаемому идеалу. При высокой ценности детей в действительности заводчане ориентированы на малодетность: 13,7% считают, что семья с одним ребенком — это норма; 64,7% - двое детей; трое детей — 17,9%. 5,3% считают, что наличие детей не обязательно.

Полученные нами данные не противоречат результатам обследования уральских семей, проводимых социологами в 70-е и 90-е гг. XX века. «Современные семьи, как правило, малодетны», — констатировали Л. Н. Коган и Б. С. Павлов. На момент опроса учеными молодых семейных рабочих не было детей у 31,7%, имели одного ребенка 51,5%, двоих — 16,1% и троих — 0,59% заводчан3. Полученные в ходе нашего опроса результаты подтверждают вывод Л. Л. Рыбцовой о том, что «уральские семьи ограничивают число детей с тем, чтобы иметь возможность дать им образование и профессию. В связи с этим супруги ориентированы на малодетность»4. Исследователи констатируют, что в советское время рождение первенца практически не контролировалось, происходило «случайно» и часто служило основанием для спешного заключения брака. Результаты исследования указывают на то, что заводчане контролируют процесс деторождения. Многодетная семья, про которую в народе говорили: «Полна семья детей, так и счастье в ней», становится исключением из правил.

Период трансформации общества сказался и на воспитательной функции семьи. В ходе исследования респонденты ответили на вопрос о том, что должна давать ребенку семья. Мнения заводчан из разных возрастных и социальных групп не являются особо разнящимися друг от друга. Так, 92,2% респондентов считают, что дети должны быть окружены любовью; 87,1%, что основная функция семьи по отношению к детям — воспитательная; 61,2% считают важным заботу о здоровье; 67,8% полагают, что именно семья должна дать ребенку образование; по мнению 55,2%, в семье ребенку прививаются навыки совместной деятельности.

Существуют некоторые отличия в понимании приоритетов семьи по отношению к детям у заводчан разных социальных статусов. Все респонденты, независимо от статуса, едины во мнении, что любовь является обязательным условием полноценного развития ребенка. На этом настаивают 89,9% мужчин и 94,2% женщин. Второй по значимости обязанностью семьи по отношению к детям респонденты назвали заботу о здоровье (84,1% и 90% соответственно).

Важность воспитания в семье отметили 81,3% и 82,3% соответственно. Образование детей, по мнению респондентов, также является предметом заботы родителей. Убежденность в этом заметно возрастает с повышением социального статуса опрошенных, т. е. одним из главных факторов, предопределяющих образовательные стратегии детей, является образование самих родителей. Так, 55,2% мужчин и 57,3% женщин — рабочих указывают на то, что именно семья должна позаботиться об образовании ребенка. Нынешняя ситуация перешла в несколько иную плоскость. Предприятия не снимают с себя ответственность за обеспечение работников квартирами. 76% респондентов, принявших участие в опросе, являются работниками ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова». Данное предприятие в рамках программы «Доступное жилье» с 2005 по 2009 г. построило четыре 50-квартирных дома, в которых 143 семьи получили квартиры. Жилье молодым металлургам было предоставлено по договору купли-продажи, первоначальный взнос по которому составил 15% от стоимости квартиры. В течение 10 лет работники обязаны будут выплатить стоимость жилья. Подобные меры не могут полностью разрешить жилищную проблему, поскольку, во-первых, интенсивность строительства напрямую зависит от эффективности работы предприятия; во-вторых, для молодой семьи долгосрочный кредит является тяжелым финансовым бременем.

Мы попытались выяснить, что дает семье многолетний добросовестный труд на заводе помимо заработной платы? Несмотря на изменившиеся в условиях рынка взаимоотношения работодателя и работника, заводчане получали либо получают от предприятия поддержку. С возрастом респондентов увеличивается диапазон полученных социальных благ. Так, заводчане в возрасте от 40 до 70 лет составляют 67,4% от общего количества респондентов, получивших социальные льготы от производства. Семьи заводчан, чей возраст 20 — 40 лет, в меньшей степени ощутили на себе заботу со стороны предприятий, на которых они трудятся. Таких семей оказалось 27,4% от общего количества опрошенных. В ходе опроса выяснилось, что 25,7% мужчин и 30,5% женщин работают не по специальности. Свое трудоустройство на завод 17,1% мужчин и 15,3% женщин из этой категории объясняют наличием гарантированных социальных льгот в виде пособий, выплат, «горячего» стажа и пр.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для большинства заводчан приоритетными в жизни являются семейные ценности, но более половины респондентов не удовлетворены своим материальным положением и жильем, поэтому предприятия и государство должны всячески способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и воспроизводства новых поколений квалифицированных работников, в которых остро нуждается современное производство.

4.Счастливое супружество в эпоху сексуальной революции

Современный институт супружества заключается в чрезмерной свободе от каких-либо обязательств партнеров друг перед другом, стремлении удовлетворить по максимуму свои потребности в положительных эмоциях, сексуальном удовлетворении и самореализации. Он имеет три главных аспекта рассмотрения. Первое, из того, что следует отметить в качестве предпосылок смещения акцентов в сторону индивидуализма, автономности и свободомыслия, — это трансформация понятий любви, сексуальности, семьи и счастья. «Природная функция сексуальности — прокреация, и только человеку удалось преобразовать ее в самоценность — эрос и любовь». В этих словах известного социолога подчеркивается важная роль человека как преобразователя и революционера в области окружающего социального и личного мира. Революционные преобразования непосредственно коснулись сферы сексуальных и семейно-брачных отношений. Сексуальная революция послужила толчком к началу такого рода преобразований, затронув изначально сферу половых отношений, стала следствием насаждения ненормальной и нездоровой культуры общения между полами, искаженного представления о любви, долге, обязанностях брака и семьи. Так, например, в первые годы советской власти неверные взгляды на интимные и семейно-брачные отношения разделились на две основные «догмы»: первая утверждала положение о том, что любви нет вообще, а вместо нее есть потребность в удовлетворении сексуального желания, которое подобно жажде воды, утоляется легко и просто; вторая — отрицала исключительность любви и продолжительность привязанности к любимому человеку, осуждала выделение пары из коллектива, считалось, что любовь присуща только буржуазной морали. Наглядной иллюстрацией последствий сексуальной революции для общества являются социолого-демографические данные: Увеличение внебрачнорожденных в общем числе родившихся (их удельный вес увеличился с 14,6% в 1990 г. до 21,1% в 1995 г., 30% в 2005 г. и 26,9% на начало 2009 г.).

Сегодня мода на незаконнорожденных сохраняется при том, что чаще всего речь идет о детях, появившихся в так называемом гражданском незарегистрированном браке. По прогнозам А. Г. Вишневского, процент гражданских браков, как и процент внебрачных детей за последние восемь лет, со времен Всероссийской переписи 2002 г., сохраняется на одном уровне — 10 и 30% соответственно. Средний возраст вступления в половую жизнь, по результатам социологического опроса российских студентов, составляет 16,7 лет (мужчины: 16 лет, женщины: 17,4 лет).

Приемлемость половых контактов до вступления в брак существенно сказывается на его устойчивости в будущем. Результаты исследования по данной тематике подтверждают эту зависимость: у девочек, которые начали сексуальную деятельность в подростковом возрасте, есть большая трудность в формировании и поддержке устойчивых браков. Две трети женщин, у которых сексуальная жизнь началась в 21 — 22 года, находились в устойчивых браках (то есть вовремя исследования были в браке больше пяти лет) и только 27,7% девочек, которые начали сексуальную деятельность в 13 — 14 лет.

Отношение к этим явлениям в обществе динамично меняется. Исследование, проведенное Институтом социологии РАН, в котором приняли участие 1796 молодых людей, из них только 12% высказались отрицательно в отношении допустимости добрачных половых отношений. По результатам опроса Левада-Центра, 78% дали положительную оценку сожительству. По последним данным ВЦИОМ, сейчас лишь 18% россиян осуждают неоформленные отношения, а 63% смотрят на это явление как на неизбежную данность. Стабильно растущие масштабы проституции и порнографической индустрии. В современной России секс-индустрия получила широкое распространение. По официальным данным МВД РФ, секс-работой занято 150 тыс. женщин. Однако, по экспертным оценкам, только в одной Москве в настоящее время насчитывается около 100 тыс. женщин, занимающихся проституцией, из которых 20 — 25% составляют несовершеннолетние. Самая консервативная оценка численности несовершеннолетних, занимающихся проституцией в России, составляет 17 тыс. человек. Некоторые оценки доходят и до 50 тыс. Если раньше негативные изменения в сексуальном поведении людей можно было объяснить долгим и насильственным подавлением этого чувства, то сегодня, такие черты сексуальной революции во многом связаны с разрушением семейных ценностей. Брак перестает быть монополией в регулировании сексуальных практик и прокреационной деятельности.

Второй предпосылкой снижения престижа и значения брака в структуре ценностей молодых людей является изменение содержания супружеских отношений, которое все больше зависит от личных качеств супругов, ценностных ориентаций, их взглядов на жизнь и семейный уклад и становится центральным с точки зрения оценки семьи как успешной или неуспешной, выполняющей свои основные функции или нет. Современные отношения между супругами характеризуются двойственной тенденцией: с одной стороны, эти отношения обладают необходимыми ресурсами для удовлетворения индивидуальных потребностей в любви, ощущении близости и безопасности рядом с любимым человеком, реализации «Я», а, с другой стороны, «интенсификация личностной автономии делает отношения … наиболее обнаженными и эмоционально уязвимыми».По Гидденсу, эти «чистые отношения» приводят к неустойчивости брака, так как более важным становится качество отношений и тем менее важным — с кем эти отношения будут; иными словами люди заранее настроены менять партнеров, как только отношения с ними перестают устраивать. В значительной степени этим объясняется высокий уровень разводимости на фоне субъективного ощущения счастья в браке.

Вышеописанные тенденции подтверждаются исследованиями положительного опыта супружеских отношений. У подгрупп, идентифицированных как «счастливо живущие в супружестве», были отмечены два основных фактора: дружба между супругами и симпатия друг к другу.

Личное счастье, романтическая любовь, сексуальное удовлетворение -вот главные составляющие современного брака. Большинство в отношении между полами ищет «романтической любви — личного переживания, которое должно привести затем к браку. Благодаря этой концепции свободы в любви, вероятно и возвысилось значение объекта в противоположность значению функции». Это означает, что молодые люди тщательно выбирают себе партнера по критериям: привлекательность, успешность, ум, положение в обществе, забывая о предназначении такого выбора — счастливый брак и жертвенная любовь. Об этом говорят священнослужители православной церкви: жертвенность определяется «готовностью жертвовать собой или своим ради другого. Истинная любовь немыслима без жертвенности». В гражданском браке не рождается истинная любовь — любовь, где есть ответственность друг за друга, где отношения не являются свободными и независимыми. Сожительство дает возможность брать от жизни самое приятное, не отдавая ничего взамен.

Такая теория подтверждается практикой социологических исследований. Около 72% россиян связали высокое чувство с «пониманием, уважением друг друга», и только 11% - с готовностью жертвовать собой", т. е. «отсутствие таких личностных качеств, как способность жить для другого и преодолевать собственные эгоистические наклонности не позволяет строить устойчивые отношения пожизненного брака».

Наше государство выступает против гражданских браков. Однако сегодня не менее 25% женщин к 20 годам и не менее 45% к 25 годам отношений со своим первым партнером не регистрировали. Данные для мужчин подтверждают эту тенденцию: 40 — 45% первых союзов — неформальные. По данным российского социолога Е. Рождественской, рост рождаемости в гражданских браках опережает этот показатель в зарегистрированных союзах. Сейчас семья идет к более свободному существованию. Но это не значит, что она теряет ценность. Опросы показывают, что люди ставят семью на первое место среди других ценностей. Но меняется понимание сущности семьи. Для каждого из нас оно свое, однако должен быть некий «моральный идеал, видимый не в безоговорочном следовании стандартам (традициям и обычаям), а в реализации тех экзистенциальных интересов, которые для каждой личности своеобразны и одинаково приоритетны». Семейное счастье основано на любви, сущность которой заключается в том, что два существа составляют одно целое, но сохраняют при этом индивидуальность и автономию. «Идеальной моделью семейной жизни становится сочетание обоюдной ответственности мужа и жены за домашний очаг, интимности и доверительности супружеских и семейных отношений с определенной личностной независимостью, автономностью членов семьи». Именно с такой позиции счастье будет залогом устойчивого и удовлетворяющего обоих партнеров супружеского союза, даже в эпоху сексуальной революции.

Проведенный анализ показал, что счастливая семья определяется не по всеобщим правилам. Для одних по возможности наибольшее пребывание вместе, вопреки вызовам внешнего мира, требованиям карьеры и финансового успеха. Для других — вырастить общих детей достойно и обеспеченно, без бедности и лишений. Для третьих семейное счастье предполагает высокую степень личных свобод и отсутствие каких-либо ограничений на сексуальные контакты каждого. Если супруги смотрят на семью как на то, что доставляет им определенное удобство, преимущество, комфорт, то есть служит им — такая семья будет несчастной. Если же семья — это объединение тех, кто намерен не брать себе, а отдавать, то здесь возможно подлинное супружеское счастье.

5.Семья в ценностных ориентациях

Происходящие в России процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяющие так называемую демографическую модернизацию [1], для которой характерно, что «все помыслы человека сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии и индивидуальном стиле жизни, эмансипации, и это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства» [2, с. 3]. Будучи связанным с нуклеаризацией семьи, увеличением возраста вступления в брак и отсрочкой в рождении детей, модификацией форм брака и родительства, этот процесс актуален для большинства стран мира. Для обозначения этих изменений и описания состояния института семьи используются разнообразные термины: кризис, эволюция, модернизация, трансформация. С нашей точки зрения, более обоснованно говорить не столько о кризисе семьи, сколько либо о кризисе института брака, что более узко, либо о трансформации семьи при отсутствии нормативных ее моделей. Ведь, как показывают исследования и в России и за рубежом, несмотря на модификацию ценностных установок, в частности рост ценности индивидуализма, значимости карьеры и самореализации, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью. Семейная ситуация способна определять поведение индивида во всех остальных сферах — способствовать или препятствовать трудовой активности, стимулировать тот или иной тип потребления, определять психологическое самочувствие человека и тем самым влиять на состояние его здоровья. В настоящее время среди россиян 14% холосты или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% имеют официального и 6% гражданского супруга, 2% не состоят в браке, но имеют постоянного партнера, 9% разведены и 10% вдовствуют. Так как в России численность мужчин меньше, чем женщин, соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.

Согласно данным исследования повседневности, 88% отмечают, что семья для них очень важна, 11% - что скорее важна. Для большинства она, безусловно, важнее, чем работа. В этих условиях неудивительно, что россияне примерно в той же мере ощущают чувство общности с семьей (56%), что и жители, например, Германии (59%) или Польши (57%)1. При этом наибольшая ценность семьи в ряду других устойчиво фиксируется в рамках различных исследований как в России, так и за рубежом и, как отмечает О. Здравомыслова, «при всей очевидности перемен (в общественной жизни — Ю. Л.), затронувших все без исключения европейские страны, ни в одной из них семья не утратила своей первостепенной значимости. Более того, в ряду таких ценностей, как работа, семья, друзья, свободное время, политика, религия, семья ценится выше всего».

Несколько выше семью как таковую ценят женщины. Ее значимость нарастает с увеличением возраста: семья очень важна для 82% россиян моложе 22 лет, 88% 31 — 50 лет и 93% старше 60 лет.

Последние чаще других нуждаются в поддержке именно со стороны членов семьи. Интересно, что чуть большую важность семья имеет в относительно благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоях населения. Так, она очень важна для 82% представителей 1 — 3 страт и 87 — 90%представителей4 — 10 страт2. Возможно, что в более благополучных слоях она реже воспринимается как обуза. Она очень важна для 93% тех, кто считает, что уже создал счастливую семью, и 78 — 80% тех, кто еще только хотел бы ее создать. Среди тех, кто оценивает отношения в своей семье как хорошие, 92% отмечают, что она для них очень важна, а среди тех, кто оценивает как плохие — 72%.Только 2% россиян говорят, что в их планах не было создания счастливой семьи. Чаще всего отрицательно оценивают свои возможности вдовствующие (29%) и разведенные (38%), что в целом объяснимо тем, что, с одной стороны, с увеличением возраста (а он для разведенных и вдовых заметно выше, чем, к примеру, для не состоявших в браке) сложнее найти супруга, а с другой, — что прошлый не совсем удачный опыт дестимулирует новые попытки. При этом вызывает опасение пессимизм 14% никогда не вступавших в брак, находящихся в гражданском браке или имеющих постоянного партнера (почти половина из них в возрасте до 31 года).

Для состоящих в браке доля тех, кто говорит, что хотел бы иметь счастливую семью, но вряд ли у него это получится, составляет всего 8%. В целом россияне довольны отношениями в своих семьях: более половины оценивают их как хорошие и лишь 6% - плохие. Оценка ситуации в семье не зависит от того, собственная ли это семья или так называемая родительская семья.

Итак, семья как таковая не утрачивает своей ценности для россиян и остается областью приложения усилий для достижения успеха, но при этом обретает новые формы.

1 Данные исследования национальной идентичности, проведенного в 2003 г. в рамках Международной программы социальных исследований «International Social Survey Programm (ISSP)».

2 Для выделения различных групп по уровню жизни использовалась методика выделения 10 страт по индексу уровня жизни (ИУЖ), разработанная рабочей группой ИКСИ РАН.

Примерно в равной степени среди российского населения распространен запрос на 3 типа семьи:

патерналистскую (быть главой семьи и принимать важные для нее решения должен старший в семье мужчина), прагматическую (главой должен быть член семьи, способный лучше ориентироваться в современной ситуации и принять правильное с точки зрения интересов семьи решение) и консенсусную (главы вообще не должно быть, важные для семьи решения должны приниматься совместно, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей) и не пользуется популярностью утилитаристская модель (главой должен быть тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет).

В селах и поселках с традиционным укладом жизни наиболее часто встречаются приверженцы патерналистской модели, в то время как в мегаполисах с их высоким уровнем динамизма жизни, наиболее распространена прагматическая модель. Запрос к типу семьи у мужчин и женщин несколько различен: наиболее популярная модель среди женщин — консенсусная (34%), среди мужчин — патерналистская (34%).

У не состоящих в браке наблюдается та же тенденция. Подобное несоответствие не предопределяет возникновения конфликтов в браке. После вступления в брак россияне обоих полов чаще говорят о предпочтительности прагматической модели семьи и реже — утилитаристской, смягчая свои позиции и «идя на сближение». Следовательно, брак вносит коррективы в установки на тип семьи, снижая диссонанс между мужчинами и женщинами. Если же говорить о возрастных особенностях отношения к распределению ролей в семье, то значимо выделяются на общем фоне только россияне старше 50 лет: они чаще говорят о том, что главой должен быть мужчина.

Россияне до 30 лет демонстрируют большую несогласованность запросов на желательный тип семьи у мужчин и женщин, чем в старших возрастах. Более трети молодых мужчин из 1 — 2 страт (35%) придерживается патерналистской модели, в то время как более половины женщин — консенсусной. Несколько меньшая рассогласованность среди молодежи разного пола из более благополучных страт. Среди молодых женщин из 9 — 10 страт резко вырастает расположенность к утилитаристской модели семьи, т. е. в их глазах становится правомерным главенство в семье того, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет. Этот процесс фиксировался исследовательским коллективом ИС РАН уже в 2002 г.

Как решается в семьях вопрос управления семейными финансами? В 33% деньгами при любых видах трат распоряжается в основном женщина, в 8% - мужчина. В 22% семей — женщина и в 3% семей — мужчина отвечают за текущие расходы, а крупные траты планируются ими вместе. Еще 28% планируют все расходы совместно и их деньги находятся в общем пользовании, 6% имеют раздельные бюджеты и каждый тратит то, что получает. Таким образом, более чем в половине случаев женщина играет ключевую роль в распоряжении семейным бюджетом. Стоит отметить, что в семьях сторонников патерналистской модели управление финансами осуществляется обычно при непосредственном участии женщин, в трети случаев она реализует его всецело самостоятельно. Сторонники утилитаристкой модели в половине случаев передают право траты денег женщине. В семьях, считающих, что главой должен быть тот, кто лучше ориентируется в текущей ситуации, распоряжение деньгами происходит в основном либо совместно, либо осуществляется женщиной.

Сторонники же консенсусной модели принимают решения относительно семейных трат совместно, и это единственная группа, где представления о распределении ролей и реальное поведение ее членов в значительной степени совпадают. На фоне этого стоит отметить, что наиболее явственно среди трансформационных процессов в семейных отношениях реализуется фактор, связанный с рождаемостью, а точнее с ее снижением в целом и временным откладыванием на индивидуальном уровне рождений, что уже неоднократно фиксировалось российскими авторами (С. Захаровым, О. Синявской и др.).

В итоге сегодня лишь 41% респондентов говорит о том, что в их семьях есть несовершеннолетние дети. Представители благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоев населения позже и реже заводят детей: среди россиян до 31 года из 1 — 2 страт несовершеннолетних детей имеют менее трети, из 3 — 4 страт -менее половины, 5 — 8 страт — около 40%, а среди представителей 9 — 10 страт в этом возрасте — лишь каждый пятый. Таким образом, до настоящего момента демографический рост обеспечивался в большей мере за счет малообеспеченных и, в меньшей степени, среднеобеспеченных слоев населения.

В целом о планах рождения еще одного ребенка заявляют 6% россиян, 15% не могут сказать ничего определенного относительно этого вопроса и 3% отложили его решение в связи с текущей экономической ситуацией. Остальные 76% не планируют рождения ребенка в ближайшие 1 — 2 года.

При этом молодежь достаточно часто (практически в трети случаев) затрудняется говорить о своих планах относительно деторождения, хотя именно в ее возрасте данный вопрос является наиболее насущным, а это означает, что молодые россияне не столько не хотят детей, сколько не озабочены планированием собственной жизни в столь важной для нее сфере. Этот вывод корреспондируется и с результатами других исследований .

Пик планирования рождения ребенка приходится на возраст 26 — 30 лет — об этом в данной группе говорят 17%. До кризиса рождение ребенка планировали 29% представителей этой возрастной группы. Появление ребенка чаще планируют те, у кого детей нет. Так, молодежь в возрасте до 31 года, у которой нет детей, в 16% случаев планирует рождение ребенка и в 34% случаев не знает, как сложатся обстоятельства. Среди россиян без детей в возрасте 31 — 40 лет доля тех, кто планирует завести ребенка, несколько выше — 21%, т. к. с увеличением возраста актуализируется потребность в ребенке даже в условиях экономического кризиса.

Таким образом, помимо экономических последствий кризис уже нанес и еще нанесет нашей стране значительный демографический ущерб. Если же говорить о теоретических выводах, то можно констатировать, что хотя в России фиксируется снижение рождаемости и откладывание реализации репродуктивной функции семьи во времени, практика сознательного планирования рождения детей в рамках общей стратегии развития семьи находиться еще в зачаточном состоянии. Так же, российская повседневность постепенно меняется и в столь важной для населения страны сфере, как семейные отношения. Однако это процессы имеют противоречивый характер, и хотя некоторые их них свидетельствуют о реализации второго демографического перехода, другие заставляют с большой осторожностью говорить о его успешности и благотворности.

Заключение

Заметные изменения различных сторон семейной жизни и их оценок, происходившие в последнее десятилетие, показывают, что в Европе все более прочные позиции занимает такое демографическое и семейное поведение, которое многими учеными-демографами и социологами именуется вторым демографическим переходом. Это явление свидетельствует о девальвации традиционной формы совместной жизни — семьи, возникшей на основании заключения брака; при этом все большее одобрение получают мнения, что для роста и развития ребенка необязательно наличие обоих родителей, а женщина, если она этого желает, вполне может выращивать ребенка одна. Вместе с тем, опираясь на оценки семьи в различные периоды времени, можно утверждать, что она не утратила своего значения. И в 1990 и в 1999 годах — по ответам респондентов — семья остается на первом месте среди таких важных для человека жизненных ценностей, как работа, друзья, свободное время, политика и религия. Как и ранее, значимость семьи для женщины выше, чем для мужчины. В общем, семья — по сравнению с другими ценностями — испытала наименьшие ценностные изменения. Семейная жизнь — во всех ее формах — остается в сознании большинства людей естественным образом жизни (и, по-видимому, и останется таковым в будущем).В то же время отдельные стороны семейной жизни оцениваются по-разному, различаются и тенденции изменения этих оценок. Прежде всего, это касается института брака. Результаты применения различных методов анализа данных (факторного, кластерного и др.) однозначно свидетельствуют о существовании двух различных мнений по отношению к браку: одно из них поддерживает традиционную форму брака, согласно другому регистрируемый брак — отжившее явление. К первому мнению больше склоняются женщины, а также — верующие, признающие, что религия играет важную роль в их жизни. И напротив, к мнению, что регистрируемый брак устарел, больше склоняются молодые, холостые, разведенные и не имеющие детей респонденты. Во временной перспективе второе мнение находит все больше сторонников. Регистрируемый брак в Литве и России, как и во многих европейских странах, не только по фактическому положению (рост числа нерегистрируемых браков, увеличение численности разводов и др.), но и по ценностному предпочтению уступает место другим формам семейной жизни. Сравнение результатов ИЕЦ 1990 и 1999 годов показывает, что ценность детей в жизни снизилась, хотя в общем для большинства людей она остается очень важной. Опираясь на выбор ценностей семьи, брака, наличия детей и других приоритетов, осуществленный респондентами европейских стран, в которых было проведено ИЕЦ, можно эти страны условно разделить на три группы. К первой группе, в которой 2-ой демографический переход больше всего преуспел и царит, если так можно выразиться, дух постмодернизма, принадлежат развитые страны Западной и Северной Европы, в первую очередь — скандинавские, Голландия, Великобритания и др. Ко второй группе, которая находится на противоположном ценностном полюсе и где доминирует консервативный взгляд на семью, связанный с глубокими религиозными традициями, можно отнести такие страны, как Мальта, Италия, Польша, Словакия и др. (следует отметить, что сторонники таких взглядов постепенно утрачивают в Европе свои сильные в прошлом позиции).

И, наконец, в третью группу мы могли бы отнести страны, респонденты которых не отличаются крайними оценками перемен в семейной жизни. Это некоторые страны Средней и Восточной Европы, а также — балканские; к этой группе относятся Литва и Россия. Однако по отношению к обсуждаемым приоритетам постсоциалистические страны не представляют собой единой группы.

Список используемой литературы

1. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд / Пер. с фр., под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994.

3. Маркс К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-е. М., 1964. Т. 46. Ч. 1. С. 51−508; Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1964. Т. 1. С. 219−368.

4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1964. Т. 21. С. 23−178.

5. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / Пер. с фр., под ред. М.О. Косвена. М.: ОГИЗ, 1939; Ковалевский М. Социология. Т.II. Генетическая социология, или Учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1910.

6. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК ССССР, 1934; Древнее общество. Л., 1934.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

8. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. М.: Наука, 1993.

9. Парсонс Г. Л. Человек в современном мире / Пер. с англ., под ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985; Система современных общества / Пер. с англ., под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.

10. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994.

11. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социол. исслед. 2000. N 9.

12. Белобородов И.И. Симптомы демографической деградации URL: www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=1760 (дата обращения: 30.06.2011).

13. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. СПб., 2004.

14. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. М.: Ладомир, 2005.

15. Голод С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том IV. N 2.

16. Дети в России. 2009. М.: Статистика России, 2009.

17. Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России URL: www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema08.php (дата обращения: 30.06.2011).

18. Институт социологии РАН, Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007.

19. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции URL: www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/analit05.php (дата обращения: 30.06.2011).

20. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование).

СПб.: Наука, 2003.

21. Ли Мун Ен / Евразийский Институт в Кукмин университете (Сеул, Республика Корея).

Сравнение сексуальности студентов Кореи и России // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. N4.

Размещено на Allbest

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector