Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

Курсовая работа

на тему:

«Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

1.1 Неофрейдизм как направление в зарубежной социальной психологии

1.2 Социокультурная концепции К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

2.1. Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

2.3 Рекомендации по формированию адаптации и развитию направленности личности подростков

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 1

Приложения 2

Приложения 3

Введение

Актуальность. Среди всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе человеческого развития, вероятно, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Поскольку многие личностные проблемы современных людей имеют признаки невротических наклонностей, связаны с тревожностью и чувством незащищенности, зависят от изменений окружающей среды и заставляют искать пути разрешения внутренних конфликтов, теория невротической личности, созданная именитой американской представительницей неофрейдизма К. Хорни, как нельзя лучше подходит для описания существующей ситуации развития личности в обществе. Бухтиярова Т.Н. Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений: в контексте неофрейдисткой теории личности К. Хорни [Электронный ресурс] // Режим доступа : / http://www.dissercat.com/content/povedenie-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-sovremennykh-sotsiokulturnykh-izmenenii-v-kontek (Дата обращения 30.05.2013 )

Рассматривая труды американского психолога — Карен Хорни, главным является то, что она так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Неофрейдизм К. Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры.

26 стр., 12760 слов

Тема: Современные теоретические концепции причин социальных отклонений и

... факторами. В целом, биологические концепции девиантного поведения мало популярны в современном научном мире. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и м ... социологический и психологический подходы, в рамках которых представлены различные теории и концепции. Рассмотрим каждое из них. Биологический подход делает акцент на врожденных качествах, ...

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Спб. : Питер, 2006. — С. 165.

Цель исследования: изучение адаптации и направленности личности у детей в возрасте 12-13 лет, как одних из элементов социокультурных факторов.

Объект исследования: социокультурные факторы у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: проявление адаптации и направленности у детей-подростков, как социокультурных факторов.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к изучению социокультурной концепции К. Хорни и её компонентов.

2. Подобрать и провести методики для исследования адаптации и направленности личности у подростков 12-13 лет.

3. Осуществить эмпирическое исследование по выявлению и изучению таких феноменов как адаптация и направленность личности у подростков 12-13лет.

Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что адаптация и направленность личности у детей подросткового возраста взаимосвязаны.

Методологическая база исследования: данной проблемой занимались З.Фрейд, А. Адлер, О. Ранк, В. Райх, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Эриксон.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, математико-статистические методы, психологическое наблюдение, психологический эксперимент.

Психодиагностические методики:

1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса — Даймонда».

2. «Методика определения направленности личности Б.Басса».

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» города Курска, выборка составила 25 человек в возрасте 12-13 лет.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации взаимоотношений между подростками.

Структура работы. Курсовая состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 наименований.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

5 стр., 2091 слов

Исследование личности во фрейдизме и неофрейдизме

... Это и подразумевается под развитием личности. 2.1. НЕОФРЕЙДИЗМ 2.1.Содержание социокультурной теории личности К. Хорни Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи: 1)Исследование формирования невротической личности; 2)Различение здоровой и невротической ...

1.1 Неофрейдизм как направление в зарубежной социальной психологии

Совершив переворот в сознании людей, психоанализ дал мощный импульс для развития новых научных концепций и теорий. Ревизия психоанализа, которую начали осуществлять ещё при жизни З. Фрейда его последователи, изначально не предполагала кардинального пересмотра психоаналитической парадигмы. Однако итогом ревизии стал пересмотр многих базовых положений учения З. Фрейда. Все это нашло отражение в таком психологическом направлении как неофрейдизм. Константинов В. История психологии : учеб. пособие. — П. : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. — С. 110.

Неофрейдизм (англ. neo-Freudianism) -направление в психологии, представители которого, так или иначе, опираются на психоанализ 3. Фрейда. Неофрейдизм возник в 1920-30-е гг. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Полный энциклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. — СПб. : прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. — С. 529.

Наибольшие перемены во взглядах таких лояльных фрейдистов касались понятия эго (Hartmann. 1964).

Права эго были существенным образом расширены, и теперь его роль уже не сводилась только к подчинению ид. Эго становится значительно более независимым: оно обладает собственной энергией и функциями, не сводимыми к энергии и функциям ид. Более того, многие из неофрейдистов этого направления высказывали предположение, что эго независимо и от тех конфликтов, которые возникают в сфере ид.

Еще одной существенной новацией неофрейдизма можно назвать переоценку влияния биологических факторов на развитие личности в пользу усиления роли социальных и психологических сил. Пересмотру подверглась также роль детской психосексуальности и понятие эдипова комплекса. Согласно новой точке зрения, влияние этих факторов минимально. Развитие личности определяется не психосексуальными, а преимущественно психосоциальными факторами. Социальные воздействия в детском развитии имеют гораздо большее влияние, чем сексуальность, реальная или воображаемая.

В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа — А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек — не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию» , как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже — социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека. Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Щульц Д., Шульц С. История современной психологии. — Спб. : Евразия, 2002. — С. 269.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... способностей: 1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а ...

В. Райх разработал собственную концепцию, реформируя, в частности, идеи Фрейда о природе невроза. Он доказывал, что причиной невроза является застойная сексуальность, возникающая вследствие нарушения функции оргазма. Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению, получившему название фрейдомарксизм. Основные положения этой концепции были впервые изложены в статье «Диалектический материализм и психоанализ» (1924).

Позднее идеи фрейдомарксизма нашли отражение в работах Э. Фромма и некоторых других ученых.

В отличие от Фрейда Райх полагал, что агрессивные и деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате негативного воздействия общества. Он одним из первых провел психологическое исследование феномена фашизма, показав в своей книге «Массовая психология фашизма» (1933), что фашизм является выражением иррациональной психики среднего человека, воспитываемого авторитарным обществом.

Большое значение, особенно для практической психологии, имела созданная Райхом концепция панциря характера, т. е. совокупности черт невротической личности. На основе своих психоаналитических и сексологических исследований Райх пришел к выводу о том, что сексуальная энергия представляет собой биологическую созидательную энергию, которая связана с жизненной силой космоса и потому в большей степени, нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект человека.

О. Ранк (1884-1939) был в течение долгого времени одним из ближайших сотрудников Фрейда. Однако результаты его психотерапевтической практики привели Ранка к развитию концепции трансфера и стремлению модифицировать классическую технику психоанализа. Психотерапия Ранка была направлена на преодоление воспоминаний об «ужасе рождения». В своей книге «Травма рождения» (1923) он утверждал, что основным источником тревоги служит травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Согласно его концепции, внутриличностный конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об этом страхе, а стремление человека к безопасному, слитному с матерью состоянию сублимируется в различных видах деятельности. Развивая эти положения, он первоначально исследовал процесс художественного творчества, истолковывая произведения искусства, религию и мифы в психоаналитической терминологии. В 30-х годах в центре его внимания оказались вопросы развития индивидуальности человека, а также волевой регуляции поведения как одной из ведущих характеристик личности. С его точки зрения, свобода, получаемая человеком в процессе его индивидуализации, порождает у него чувство одиночества, которое и приводит к неврозу. Установление различных связей с окружающими может компенсировать это чувство одиночества, однако оптимальным является осознание свободы собственной воли. При этом Ранк, исходя из философских традиций, рассматривал волю как автономную творческую силу, которая направляет деятельность человека. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М.: Академия, 2009. — С. 207.

Основными представителями неофрейдизма являются такие ученые как К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Эриксон.

7 стр., 3414 слов

Вопрос 9. Эго-психология э.Эриксона. Периодизация жизни. Http://biofile.Ru/psy/1730.Html

... науки о женской психологии. Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и ... название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста. Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается ...

Э. Фромм — самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию, которую назвал «радикально-гуманистическим психоанализом». Центральное место в системе Э. Фромма занимает разработка идеи об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной, психики. В трактовке этой идеи Фромм достиг наибольшей, по сравнению с другими представителями неофрейдизма,. конкретности и глубины. Отвергает биологизм Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Он анализирует экономическую, социальную и политическую структуру общества. Исходным тезисом Фромма является положение об особенностях человеческого существования, качественно отличного от существования животных. Признавая качественные различия между обществами на разных этапах истории, Фромм подчеркивает необходимость строгого научного анализа его социальной структуры и утверждает, что радикальным изменениям экономических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Главное внимание Фромм уделяет капиталистическому обществу и его противоречиям и личности при капитализме. Фромм показал, что экономическая система капиталистического общества потребовала от человека таких качеств, как эгоизм, себялюбие, алчность, которые являются продуктом этих социальных условий.

Г. Салливен — психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала «Психиатрия», автор концепции межличностной психиатрии. Эта концепция — другая форма социализированного психоанализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Стремясь к объективному, по типу точных наук, описанию психических фактов, Салливен разработал специальную терминологию. Личность определяется как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь». Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член «социального поля» и может быть понят только в этом контексте.

Источником активности, по Салливену: является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки: и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются «динамизмами». В сумме они составляют «Я-систему», которая образуется в раннем детстве. Салливен развивает важные идеи о значении и месте *связей и отношений человека с другими людьми, оставаясь при этом, однако, в рамках психоаналитических учений о человеке.

К. Хорни (1885—1952) выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (в терминологии Хорни, культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Под влиянием опыта врачебной работы пришла к выводу о том, что «неврозы и сам склад людей в Соединенных Штатах во многом отличаются от того, что я наблюдала в европейских странах, и поняла, что это можно объяснить только разницей цивилизаций». Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Хорни обратила внимание на некоторые типичные для современного капиталистического общества аспекты, как, например, соревнование в смысле соперничества, конкуренции, которые являются не только движущей силой экономики, но пронизывают также личную жизнь. Ждан А.Н, История психологии. — М.: МГУ, 2008. — С. 156.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен ... объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства ...

Э. Эриксон развивал не столько идеи классического психоанализа, сколько Эго-психологию, о которой уже упоминалось выше. Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -на отношениях ребенок-мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в период затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как раз и связано с необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Организация и направление развития врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые определяются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации, для того чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы.

Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т. е. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М.: Академия, 2009. — С. 210.

Таким образом, в целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность «работать «в направлении своей самореализации» (К. Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Э. Фромм).

Идеи неофрейдистов получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа. Так, в работе Г. Маркузе (1898-1979) «Эрос и цивилизация» (1956) обращалось внимание на то, что ревизия неофрейдистами ряда концепций З. Фрейда является односторонней: в отличие от них основоположник психоанализа не впадал в соблазн легковерного согласия с тем, что «главное направление организма — вперед»; уход от теории инстинктов привел к недооценке сферы материальных потребностей в пользу духовных, а упование на этику стало уходом психоанализа от решения реальных проблем, связанных с бессознательными влечениями человека. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АТС, 2010. — С. 577.

1.2 Социокультурная концепция К. Хорни и ее трансформация в современных условиях

Карен Хорни одна из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы К. Хорни оказали большое влияние на современную психологию личности. В настоящие дни ее представления являются классическими, но в то время когда она жила, они произвели эффект разорвавшийся бомбы.

На ее творчество оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности.

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Ярошевский М.Г. История психологии. — М. : Мысль, 1996. — С. 161.

Хорни утверждает, что в основе психики любого человека лежит врожденное чувство беспокойства. Все, что человек делает на протяжении жизни, есть не что иное, как трансформация данного чувства. Кроме этого базового чувства, мы стремимся к безопасности и одновременно — к удовлетворению своих желаний. Малашкина М. Популярная история психологии. — М. : Вече, 2002. — С. 241.

Согласно Хорни, люди пытаются справиться с базальной тревогой, вырабатывая не одну, а несколько стратегий защиты. «Человек ощущает одновременно императивное влечение властвовать над всеми и быть всеми любимым, его влечет уступать каждому и каждому навязывать свою волю, уйти прочь от людей и умолять их о дружбе». В результате «его раздирают неразрешимые конфликты, которые часто и являются динамическим центром невроза». Хорни К. Невроз и личностный рост борьба за самоосуществление. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2006. — С. 13.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которойпи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача — привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (враждебный тип), либо в стремлении от людей (обособленный тип).

Ярошевский М.Г. История психологии. — М. : Мысль, 1996. — С. 165.

В книге «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. к людям

2. от людей

3. против людей.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

1. уступчивый, ищущая любви и одобрения любой ценой;

Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивый тип требует, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди начинают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и, кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

2. обособленный, отрешиться от общества;

Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна цель — никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. Вследствие этого они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии свойственно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

3. враждебный, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Ориентация против людей — это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, принадлежащий к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Из-за этого любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь — деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни заявляла, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все связано с повышением собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Исходя из всего, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М. : Академический проект, 2007. — С. 39.

Формирования социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин, в особенности то, что их биологическая природа предопределяет «зависть к пенису». Это было первой ступенью в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря этим людям укрепилась ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которые она вела в Европе и Соединенных Штатах, предоставили непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов. Всё это привело ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Таким образом, мысль Хорни развивалась по трем направлениям:

1. ее ранние эссе о женской психологии;

2. в числе причин возникновения неврозов более важными она считала факторы культуры и нарушения в человеческих взаимоотношениях, а не биологические факторы;

3. она исследовала межличностные и интрапсихические защиты, которые помогают человеку преодолевать тревогу.

Проблема общественной сущности человека не сведется к вопросу о влиянии на личность той или иной культуры. Ограничиваясь рассмотрением эмпирически данной социальной действительности, можно придти к искаженному пониманию природы человека и отрицанию его общественной сущности. Работы Хорни, вопреки их социальной направленности и в связи с эмпирической трактовкой социальности, представляют собой лишь новый вариант фрейдовского индивидуализма. Флоренская Т. А. Социализация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливена [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://childpsy.ru/dissertations/id/19937.php (Дата обращения 26.05.2013 )

Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных произведений, в биографических исследованиях, в сфере культуры и в исследованиях тендерных проблем. Теории Хорни нашли отражение в работах, посвященных религии и философии. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теория личности и личностный рост. — М. : Мир, 2004. — С. 161.

Выводы по I главе

хорни неофрейдизм социальный психология

Таким образом, сделав теоретический анализ социокультурной концепции К. Хорни, можно сделать вывод, что она является основателем и одним из главных представителей неофрейдизма. В основу ее социокультурной концепции легли положения из психоаналитической теории З.Фрейда. Главным понятием ее концепции является понятие базовая тревога (Basic anxiety).

Это реакция ребенка на внешнюю среду, кажется, угрожающую нашему физическому выживанию, так же как и нашим желаниям и побуждениям. Чувствуя беспомощность в потенциально враждебном мире, ребенок стремится к власти, любви или обособленности. Эти его стремления составляют межличностную стратегию защиты. Также большое внимание К. Хорни уделяла направленности личности и выделяла три типа направленности:

1. уступчивый

2. обособленный

3. враждебный

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ХОРНИ

2.1 Организация и методы исследования

Данное эмпирическое исследование проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска. Общий объем выборки составил 25 подростков (от 12 до 13 лет), из них -10 мальчиков и 15 девочек.

Целью курсовой работы стало исследование адаптации и направленности личности подростков, установление взаимосвязей между этими понятиями, разработка рекомендаций.

Гипотеза основана на предположении о том, что существует взаимосвязь между адаптацией и направленностью личности у подростков.

В время исследования мною были использованы следующие методики:

«Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда». Опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — С. : Бахрах — М, 2006. — С. 457.

«Методика диагностики направленности личности Б. Басса» (ориентирующая анкета).

Эта методика предназначена для определения личностной направленности. Результаты оцениваются Карелин А.А Психологические тесты Т. 2. — М. : Владос, 2002. — С. 28.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу, а также были подвергнуты статистической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции r — Спирмена. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. — СПб. : Речь, 2006. — С. 392.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Для исследования адаптации у подростков была использована «Методика диагностики социально0психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

Адаптация — процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками — с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду. Зеленский В. Словарь аналитической психологии. — М. : Когито-центр, 2008. — С. 4. Результаты по данной методике представлены в таблице ниже:

Таблица №1

номер

код

адаптация(%)

уровень

1

АО

65

норма

2

БА

70

норма

3

ВЕ

74

норма

4

ВН

68

норма

5

ГА

63

норма

6

ГА

90

выше нормы

7

ДЮ

72

норма

8

ДИ

52

норма

9

ГО

93

выше нормы

10

ЕА

60

норма

11

ЕИ

89

выше нормы

12

ИА

72

норма

13

КА

59

норма

14

ЛА

57

норма

15

МА

59

норма

16

МИ

35

ниже нормы

17

НН

69

норма

18

ОР

57

норма

19

ПВ

90

выше нормы

20

ПД

73

норма

21

ФА

44

норма

22

ЧА

50

норма

23

ШН

68

норма

24

ЮА

52

норма

25

ЮЯ

72

норма

Рисунок 1.

Как видно на гистограмме уровень адаптации выше нормы выявлен у 4 подростков, уровень адаптации в норме наблюдается у 20 подростков, а уровень ниже нормы выявлен у 1 подростка.

Анализ результатов позволил получить следующее процентное соотношение:

Рисунок 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 80% подростков преобладает уровень адаптации в норме, у 16% подростков выявлен уровень адаптации выше нормы и у 4% подростков выявлен уровень адаптации ниже нормы.

Для исследования направленности личности подростков была использована «Методика диагностики направленности личности Б. Басса».

Направленность личности — обозначает динамические аспекты личности, такие, как потребности, установки, интересы и наклонности, которые определяют мотивацию деятельности индивида и его поведение в соответствии с конкретными жизненными целями. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс] / / Режим доступа : (Дата обращения 01.06.2013.) Результаты по данной методике представлены в таблице ниже:

Таблица №2

номер

код

баллы

направленность

1

АО

43

на общение

2

БА

33

на себя

3

ВЕ

34

на общение

4

ВН

42

на общение

5

ГА

38

на общение

6

ГА

31

на дело

7

ДЮ

32

на общение

8

ДИ

32

на общение

9

ГО

35

на дело

10

ЕА

34

на дело

11

ЕИ

32

на себя

12

ИА

41

на дело

13

КА

34

на дело

14

ЛА

31

на общение

15

МА

41

на себя

16

МИ

42

на себя

17

НН

31

на общение

18

ОР

35

на себя

19

ПВ

34

на общение

20

ПД

42

на себя

21

ФА

31

на общение

22

ЧА

32

на общение

23

ШН

34

на дело

24

ЮА

38

на общение

25

ЮЯ

31

на дело

Рисунок 3.

Как видно на гистограмме направленность на себя была выявлена у 6 подростков, направленность на общение преобладает у 12 подростков, направленность на дело выявлена у 7 подростков.

Анализ результатов позволил получить следующее процентное соотношение:

Рисунок 4.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 48% подростков преобладает направленность на общение, у 28% преобладает направленность на дело и у 24% подростков преобладает направленность на себя.

Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Результаты сравнительной статистики.

Сравнительный анализ показателей адаптации и направленности личности у подростков определяется коэффициентом ранговой корреляции r-Спирмена.

Основания выбора критерия:

1. гипотеза о взаимосвязи;

2. признаки количественно измеряемы;

3. отсутствие нормального распределения. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. : Речь, 2000. — С. 220.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на себя подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на себя подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 1).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

= -0,471

По таблице критических значений определяем Ri при N=6:

Ri =

Построим «ось значимости»:

0,05

-0,471 0,85

Рисунок 5. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на себя подростков статистически значимо отличается от нуля.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на общение подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на общение подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 2).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

= 0,266

По таблице критических значений определяем Ri при N=12:

Ri =

Построим «ось значимости»:

0,05 0,01

0,266 0,58 0,73

Рисунок 6. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на общение подростков статистически значимо отличается от нуля.

Н0: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на дело подростков не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между показателями адаптации и направленности личности на дело подростков статистически значимо отличается от нуля.

Подсчет ранговых сумм представлен в таблице (Приложение № 3).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

;

= 0,098

По таблице критических значений определяем Ri при N=7:

Ri =

Построим «ось значимости»:

0,05 0,01

0,266 0,78 0,94

Рисунок 7. Ось значимости

Ответ: H0 принимается. Корреляция между адаптацией и направленностью личности на дело подростков статистически значимо отличается от нуля.

2.3. Рекомендации по формированию адаптации и развитию направленности личности у подростков

1. Расширение и обогащение индивидуального опыта подростка: чем разнообразнее деятельность подростка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

2. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

3. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

5. Учитель должен выстраивать позитивные взаимоотношения с каждым ребенком: хвалить его за успех, быть ориентированным на успех школьника и ориентировать его самого на свой успех.

6. Также необходимо организовывать разнообразные формы работы на уроке: групповую и парную, фронтальную и индивидуальную.

Упражнение «Атомы»

Представьте, что каждый из вас — маленькая частичка, атом. Атомы могут объединяться по нескольку, образуя молекулы. Вы тоже можете по моей команде объединиться в молекулы, сцепившись за руки. Молекулы могут состоять из двух-трех и большего количества атомов. Сколько раз я прохлопаю в ладоши, столько атомов должно быть в молекуле. А вы в это время должны объединиться в молекулы. Напоминаю, что в каждой молекуле столько атомов, сколько раз я хлопну в ладоши. Тот, кто не объединился в молекулы, выбывает их игры. Приготовились. Вышли из-за парт. Внимательно слушайте, сколько будет хлопков. Упражнение продолжается до тех пор, пока большинство «атомов» не выйдет из игры.

Игра «Здравствуй, друг»

Цель: формировать положительные взаимоотношения в детском коллективе, основанные на доверии, взаимоуважении и взаимопонимании.

Ход игры: Дети становятся в круг и распределяются на «день» и «ночь». Дети — «день» остаются на своих местах, а дети «ночь» образуют внутренний круг, становясь лицом к партнеру.

Дети одновременно произносить выученные заранее слова, сопровождая их определенными действиями:

-Здравствуй, друг! (Положить правую руку на правое плечо партнера)

-Как ты тут? (Потрепать партнера правой рукой за правое ухо)

-Где ты был? (Развести обе руки в стороны)

-Я скучал! (положить руки на свои плечи крест-накрест: правая рука на левое плечо, левая рука на правое плечо)

-Ты пришел? (Потрепать партнера левой рукой за левое ухо)

-Хорошо! (Партнеры должны обняться)

Выводы по II главе

Таким образом, в ходе исследования нами были подобраны и проведены методики, направленных на выявление адаптации и направленности личности у подростков.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу, а также были подвергнуты статистической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена.

На основании проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что доминирующего количества подростков наблюдается уровень адаптации в норме (80%), а доминирующей направленностью личности является направленность на общение (48%).

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, нами была выявлена взаимосвязь между адаптацией из каждой из трех направленностей личности подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы было «исследование адаптации и направленности личности подростков, установление взаимосвязей между этими понятиями, разработка рекомендаций».

Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:

1. Были проанализированы и определены основные теоретические подходы к изучению социокультурной концепции К. Хорни и её компонентов.

К. Хорни представитель такого психологического направления как неофрейдизм. Является последовательницей З. Фрейда, но она отвергает постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Главным понятием ее концепции является понятие базовая тревога (Basic anxiety).

Это реакция ребенка на внешнюю среду, кажется, угрожающую нашему физическому выживанию, так же как и нашим желаниям и побуждениям. Теория Хорни большей частью основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, считают наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

2. Подобраны и проведены методики для исследования адаптации и направленности личности у подростков 12-13 лет.

В исследовании принимали участие 25 подростков (10 мальчиков и 15 девочек), обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска. В исследовании использовались следующие методики:

· «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

3. «Методика диагностики направленности личности Б. Басса»

4. Проведено эмпирическое исследование по выявлению и изучению таких феноменов как адаптация и направленность личности у подростков 12-13лет.

По результатам «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» было выявлено, что у 80% подростков преобладает уровень адаптации в норме, у 16% подростков выявлен уровень адаптации выше нормы и у 4% подростков выявлен уровень адаптации ниже нормы. А также с помощью «Методика диагностики направленности личности Б. Басса» было выявлено, что у 48% подростков преобладает направленность на общение, у 28% преобладает направленность на дело и у 24% подростков преобладает направленность на себя.

Также была проведена статистическая обработка, по результатам которой была подтверждена гипотеза о том, что адаптация взаимосвязана с направленностью личности подростка.

5. Разработаны рекомендации по формированию адаптации и развитию направленности личности у подростков.

В курсовой работе представлены рекомендации по адаптации подростков к учебной деятельности и по развитию их личностной направленности.

Анализ теоретической литературы, полученные эмпирические данные и разработанные рекомендации могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков с целью формирования у них школьной адаптации и развитию личностной направленности.

Список используемой литературы

1. Бухтиярова, Т.Н. Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений: в контексте неофрейдисткой теории личности К. Хорни [Электронный ресурс] // Режим доступа : / http://www.dissercat.com/content/povedenie-rossiiskoi-molodezhi-v-usloviyakh-sovremennykh-sotsiokulturnykh-izmenenii-v-kontek (Дата обращения 30.05.2013 )

2. Ждан, А.Н, История психологии / А.Н. Ждан. — М.: МГУ, 2008. — 576 с.

3. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс] / / Режим доступа : (Дата обращения 01.06.2013.)

4. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / В. Зеленский. — М. : Когито-центр, 2008. — 336 с.

5. Карелин, А.А Психологические тесты Т. 2/ А.А. Карелин. — М. : Владос, 2002. — 248 с.

6. Константинов, В. История психологии : учеб. пособие / В. Константинов. — П. : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. — 144 с.

7. Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин. — М.: АТС, 2010. — 960 с.

8. Малашкина, М. Популярная история психологии / М.Малашкина. — М. : Вече, 2002. — 480 с.

9. Марцинковская, Т. Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская.- М.: Академия, 2009. — 544 с.

10. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А.Д. Наследов. — СПб. : Речь, 2006. — 392 с

11. Полный энциклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. — СПб. : прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.

12. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. — С. : Бахрах — М, 2006. — 672 с.

13. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2000. — 352 с.

14. Флоренская, Т. А. Социализация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г.С. Салливена [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://childpsy.ru/dissertations/id/19937.php (Дата обращения 26.05.2013 )

15. Фрейджер, Р. Теория личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. — М. : Мир, 2004. — 608 с.

16. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. — М. : Академический проект, 2007. — 224 с.

17. Хорни, К. Невроз и личностный рост борьба за самоосуществление / К. Хорни. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2006. — 318 с.

18. Хьелл, Л.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — Спб. : Питер, 2006. — 607 с.

19. Щульц, Д. История современной психологии / Д. Щульц, С. Щульц. — Спб. : Евразия, 2002. — 544 с.

20. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. — М. : Мысль, 1996. — 464 с.

Приложение № 1

Таблица №3

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на себя (В)

Ранг B

d (ранг А — ранг В)

d2

1

70

4

33

2

2

4

2

89

6

32

1

5

25

3

59

3

41

4

-1

1

4

35

1

42

5.5

-4.5

20.25

5

73

5

42

5.5

-0.5

0.25

6

57

2

35

3

-1

1

Суммы

21

21

0

51.5

Приложение № 2

Таблица № 4

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на общение (В)

Ранг B

d (ранг А — ранг В)

d2

1

65

7

43

12

-5

25

2

74

11

34

7.5

3.5

12.25

3

68

8

42

11

-3

9

4

63

6

38

9.5

-3.5

12.25

5

72

10

32

5

5

25

6

52

3.5

32

5

-1.5

2.25

7

57

5

31

2

3

9

8

69

9

31

2

7

49

9

90

12

34

7.5

4.5

20.25

10

44

1

31

2

-1

1

11

50

2

32

5

-3

9

12

52

3.5

38

9.5

-6

36

Суммы

78

78

0

210

Приложение № 3

Таблица №5

N

Адаптация (А)

Ранг А

Направленность на дело (В)

Ранг B

d (ранг А — ранг В)

d2

1

90

6

31

1.5

4.5

20.25

2

93

7

35

6

1

1

3

60

2

34

4

-2

4

4

72

4.5

41

7

-2.5

6.25

5

59

1

34

4

-3

9

6

68

3

34

4

-1

1

7

72

4.5

31

1.5

3

9

Суммы

28

28

0

50.5

Размещено на