Социальные конфликты: уровни, типы, виды

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет философии, социологии и культурологии

Очная форма обучения

Направление 040100 Социология

Кафедра социологии

Курсовая работа на тему

Социальные конфликты: уровни, типы, виды

Выполнил: студент 2 курса

Малышко Ярослав Олегович

Научный руководитель:

Горчакова Светлана Александрова

Курск, 2014г.

Содержание

Введение

Глава 1. Конфликт и конфликтная ситуация, функции конфликта

1.2 Уровни и типы конфликтов

1.3 Виды конфликтов

Глава 2. Структура конфликтов

2.1 Тактики поведения в конфликте

2.2 Причины конфликтов

2.3 Формы работы с конфликтами

2.4 Взаимосвязь и взаимопереход конфликтов

2.5 Способы разрешения конфликта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Пожалуй, во всём мире не существует человека, который не сталкивался бы с конфликтной ситуацией. Конфликт в широко распространённом определении рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов конфликтующих сторон, мнений, позиций или субъектов взаимодействия, проявляющееся в острой форме.

Существует множество точек зрения, относящихся к конфликту, но доминирующими остаются две. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. Другие, например, как Льюис Козер, считают, что конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству или поддерживают утверждение Ральфа Дарендорфа о том, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Георга Зиммеля, конфликт выполняет очень важную позитивную функцию в общественном процессе.

Конфликт, не всегда «лежит на поверхности», в «чистом, готовом виде». Часто конфликт возникает в результате целого комплекса противоречий: этических, религиозных, политических, психологических, экономических и др. Несмотря на разнообразие конфликтов в их природе, есть и общие черты.

9 стр., 4381 слов

Основные концепции конфликта в социологии

... // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1999. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс.1994. №5. с. 20-26. Дружинин В.В. Введение ... присущих этой системе проти­воречий может превратиться в конфликт. Поэтому глав­ным условием разрешения многочисленных конфликтов на территории России является общая стабилизация всей ...

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

Конфликтология представляет собой науку, изучающую появление, развитие и разрешение конфликтов. Конфликтология как наука находит развитие во множестве теорий, рассматривающих отдельные направления становления и завершения конфликтов.

Объектом изучения конфликтологии являются все виды конфликтов, а предметом — поведение личности или группы, которое приводит к конфликтам.

В данной работе будет идти речь о конфликтах. Для начала, необходимо разобраться в понятии и сущности конфликта, а для этого необходимо ввести некоторые понятия и дать им конкретные определения с необходимыми разъяснениями. Но для начала, на мой взгляд, нужно сделать краткий экскурс в историю вопроса.

Немецкий социолог Георг Зиммель является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах: «Социология», «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Конфликт современной культуры» и другие.

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. В рамках формальной социологии, к которой относится Зиммель, конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне. Также социолог пишет, что индивид — место, где соединяются социальные нити.

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие — конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция — статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

12 стр., 5586 слов

Социальные конфликты 10

... групп в обществе, тем выше интенсивность конфликтов в различных социальных структурах. Думается, что это замечание Г. Зиммеля необходимо дополнить одним, как представляется, весьма ... 2005 2. Здравомыслов А.Г..Социология конфликта, «Аспект пресс», 1994 3.Шмит К. Понятия политического конфликта. Вопросы социологии. 1992 4.Бурдье П.. Начала. М.,1994 5.Радугин А. А., ...

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы, считает Зиммель. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Ещё один путь развития — это закрытость социальной группы, ее локализация, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие — неоспоримый вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в одном направлении и иметь всего один исход, исключающий любые другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения — от групповой солидарности до открытой конфронтации. [1, 83-101]

Чтобы лучше понять суть конфликта, необходимо просмотреть его становление, начиная с трудов авторов, принадлежащих школе научного управления, административной школе, и разделяющих концепцию бюрократии М. Вебера и Ф. Тейлора. В те времена конфликт чаще всего ассоциируют с агрессией, угрозами, враждебностью и т.д. В то время бытовало мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, и что его необходимо по возможности избегать и не сталкиваться с ним.

Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным, и не находит своего адекватного решения. Конфликт, достигший своего апогея, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса, это в свою очередь ведет к снижению морали и сплоченности в коллективе. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации.

Бихевиористская, а после и современная школа управления установили, что большинство конфликтов могут иметь и конструктивные начала. Сегодня в западной литературе конфликты рассматриваются как неизбежное, закономерное и даже желательное явление во взаимосвязи между индивидами.

Плюсы «+» конфликта: конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает найти большее число вариантов, делает процесс принятия решений более эффективным, а так же дает возможность самореализации отдельной личности.

7 стр., 3084 слов

МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

... Исследование эффективности групп и команд. МОДУЛЬ 12. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ Понятие конфликта. Виды конфликтов в зависимости от причины возникновения, от степени ... Модель коммуникации. Основные аспекты успешности коммуникации. Личностное и ролевое восприятие участников межличностной коммуникации. Коммуникационные сети. Централизованные и децентрализованные; формальные и ...

Минусы «-» конфликта: если в результате конфликта не происходит достижение цели, нет удовлетворения потребностей отдельной личности, то конфликт является разрушительным и приводит к снижению личной удовлетворенности, сотрудничества и эффективности взаимодействия с людьми.

Чтобы более чётко и понятно сделать введение в своей работе, я считаю необходимым дать определение некоторым важным понятиям в сфере социального конфликта.

Для самого начала считаю нужным дать научное определение самого «конфликта».

Конфликт (от латинского — conflictus — столкновение) — высшая степень развития разногласий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, характеризующаяся противоборством, приводящим к устранению этих противоречий.

В основе любого конфликта обязательно лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечение оппонентов и т.п.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения значимой проблемы. [2, 33-39]

Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности. Она основана на индивидуальной или групповой оценке объективно складывающейся ситуации.

Сущность конфликта — это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.

Объект конфликта — это предмет, явление, событие, проблема, цель, действие, вызывающее конфликтную ситуацию и конфликт. [2, 71-73]

Как показывает практика, определить истинный объект конфликта не всегда просто. Нередко он скрыт за «официальными» суждениями, требованиями и претензиями. Для того чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (саму причину) данного конфликта. Борьба за овладение объектом конфликта приводит к обострению конфликтной ситуации, а нередко и открытому инциденту.

Участники конфликта — это субъекты (отдельные личности, группы, организации), непосредственно вовлеченные в конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... подхода связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а также с так называемой ... Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001. 67. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический ...

Оппонент — это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных.

Сильный оппонент — это участник конфликтной ситуации, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качества по сравнению с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек — это человек, который чаще других создает, участвует и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

Инцидент — это конфликтные действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Динамика конфликта изменчива, и может то усиливаться, то затухать.

Усиление конфликта — это процесс обострения противоречий и борьба его участников.

Затухание конфликта — это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент в свою очередь является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствия).

[3, 44-57]

Можно потребовать прекратить инцидент. Практически невозможно разрешить конфликт, если не предупреждена или не ликвидирована конфликтная ситуация. Попытки устранить конфликт без изменения конфликтной ситуации несут в себе две опасности. Во-первых, конфликт порождает вокруг себя новые конфликтные ситуации, захватывая новых участников. Во-вторых, между «постоянными» оппонентами первичного конфликта возникают и укрепляются чувства неприязни, а иногда враждебной непримиримости.

В работе также решаются следующие конкретные задачи:

1. Определить место социального конфликта в современном мире и в российском обществе в частности.

5 стр., 2322 слов

Внутриорганизационные конфликты виды, участники, причины, способы разрешения

... вероятность ее искажения оппонентами. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном ... 2003) Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции конфликтующих сторон. Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, ...

2. Изучить различные классификации видов и причины возникновения конфликтов.

3. Рассмотреть основные характеристики социальных конфликтов, причины и последствия, виды, структуру, этапы.

4. Проанализировать тактики ведения социального конфликта.

4. Выявить способы решения социальных конфликтов.

Глава 1. Конфликт и конфликтная ситуация, функции конфликта

Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, очень разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.

Обычно конфликту предшествуют две группы явлений: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны — люди, имеющие определенные интересы и ценности.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Чаще всего исследователи под конфликтной ситуацией понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.

Существуют различные определения конфликта, но все они четко дают понять, что существует противоречия, которые принимают форму разногласия. «Конфликт» — столкновение противоположно направленных не совместимых друг с другом тенденций, межличностных взаимодействия и отношений индивидов или групп, а также в создании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием».

Разрушительно действуют даже не сами конфликты, а их последствия: страх, враждебность, угрозы. Может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция — поведение, которое входит в структуру человека и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит противоречия, не согласия. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. [4, 103-111]

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение других людей к нему.

Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

Конфликт сопровождается стрессом.

Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага».

Помимо функций, конфликты обладают различными типами, которые более подробно рассмотрены в следующей части моей работы.

1.2 Типы конфликтов

«Столкновение интересов — это часто встречающаяся форма контактов между людьми. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков»

Разрушительно действуют даже не сами конфликты, а их последствия: страх, враждебность, угрозы. Может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция — поведение, которое входит в структуру человека и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит противоречия, не согласия. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.

С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов: конфликт целей; конфликт познания; чувственный конфликт.

Конфликт целей — это, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

Конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, так как необходимо выйти на другой уровень знаний.

Чувственный конфликт, появляется, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Помимо этих типов конфликтов существуют еще множество различных их классификаций: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой; межгрупповой, внутриорганизационный. Эти конфликты тесно связаны между собой.

Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или познавательным конфликтом.

Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Его интенсивность повышается с ростом количества альтернатив, с достижением баланса между его положительным и отрицательным исходом и восприятием его источника, очень важным для принятия решения. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане.

Внутригрупповой конфликт является больше, чем простым межличностным конфликтом. Это, как правило, столкновение между частями и всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. п.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную, социальную или эмоциональную основу. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно-эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого из его индивидуальных участников в отдельности. Его дальнейшее развитие приводит к внутриорганизационному конфликту. Порой бывает трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

— проявлениями «деиндивидкализации», т.е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой заведомо приписываются негативное поведение.

— проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой социальный статус и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку.

— проявлениями групповой атрибуции, т.е. склонны считать, что именно негативные события исходят именно от другой группы.

Внутриорганизационный конфликт чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные действия или бездействия, а также как формально распределена власть в социальной группе. В этой связи выделяют четыре разновидности данного конфликта: вертикальный; горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты.

Так, вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления. Его возникновение и разрешение обусловлены тем, что влияет на вертикальные связи в структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т. п. Горизонтальный конфликт вовлекает равных по статусу людей и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре самого конфликта во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще всего носит познавательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений между людьми. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий рассматриваемую роль, воспринимает неадекватное его роли послание, испытывая при этом давление от отправителя этого послания.

Конфликт — сложная структура, которую можно рассматривать с многих сторон. В самом конфликте считаю необходимым выделить его классификацию по видам, чтобы понять существенные причины самих конфликтов.

1.3 Виды конфликтов

Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного конкретного индивида, или разные люди, или группы людей).

К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; длительность конфликта, особенности сторон, формы проявления, тип структуры отношений, функции, последствия и т.п.

Существует многообразная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Тогда конфликт приобретает затяжной характер.

Таким образом, по масштабам и продолжительности конфликты разделяются на:

— общие и локальные;

— глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем);

— кратковременные и затяжные;

— скоротечные и долгосрочные.

По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на:

— преследующие личные цели;

— преследующие групповые цели;

— преследующие общественные цели.

Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).

По источникам и причинам возникновения выделяют:

— объективные и субъективные;

— организационные, эмоциональные и социально-трудовые;

— деловые и личностные.

По коммуникативной направленности различают:

— вертикальные;

— горизонтальные;

— смешанные.

По функциональной значимости конфликты делятся на:

— позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные);

— созидательные и разрушительные.

По формам и степени столкновения различают конфликты:

— открытые и скрытые;

— спонтанные, инициированные и спровоцированные;

— неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.

По способам урегулирования:

— антагонистические и компромиссные;

— полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству. [6]

Базисная классификация конфликта выглядит следующим образом Таблица 1

Конфликт с участием человека

ТИП конфликта

Социальный

Внуриличностный

ВИД

Межличностный

Между «хочу» и «хочу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и «не могу»

Между группой и личностью

Между «могу» и «не могу»

Между средними социальными группами

Между «нужно» и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и «нужно»

Межгосударственный

Между «нужно» и «не могу»

Межкоалиционный

Между «нужно» и «не могу»

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.

Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

[7, 61-67]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по своей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов индивида как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.

Мы рассмотрели конфликт снаружи, познакомившись с его основными понятиями, типами и видами. Но для более широкого изучения конфликта, нужно проникнуть более глубоко. В следующей главе моей работы я хочу уделить внимание конфликту как к более узкому значению, рассмотреть его структуру.

Глава 2. Структура конфликтов

Конфликт, как многомерное явление, имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение и нужно рассмотреть их более подробно.

Объективное содержание конфликтной ситуации:

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные, официальные, юридические лица. Кроме того, они могу образовывать различные группировки и социальные группы. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия, до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (то есть оппоненты), группы поддержки и других участников конфликта.

Противоборствующие стороны — это ключевое зерно любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то, соответственно, он прекращается.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Её называют инициатором конфликта. Если одна из противоборствующих сторон инициирует конфликт — это не значит, что она права.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход.

Другие участники конфликта. Сюда входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель — это лицо, организация или государство, которое подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать конфликт и его дальнейшее развитие. Организатор — лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.

2. Предмет конфликта. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой всего конфликта. Это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

3. Объект конфликта. Сразу его выделить в каждом случае не всегда удаётся. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Обязательно ли наличие объекта в любом конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его решить. Потеря объекта конфликта или ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микросреду и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

Психологические составляющие конфликта:

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1. Мотивы сторон.

Мотив в конфликте — это побуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента в конфликте является его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентами нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.

Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.

Близки к интересам оппонентов и ценности. Они могут быть: общечеловеческими (идеи), личностными (чувство собственного достоинства, честь).

Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится.

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента — овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели.

Самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой — относительной устойчивостью.

2. Конфликтное поведение.

Поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Поскольку действия оппонентов в большей степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т. е. взаимообуславливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы).

Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Чтобы углубиться в тему конфликтов, необходимо рассмотреть и такое понятие, как конфликтообразующая структура. В себя она включает три уровня:

1. Основания столкновения, т.е. то противоречие, актуализация которого являет нам конфликт как феномен;

2. Действительность столкновения (феномен конфликта), которая представляет собой взаимодетерминированные действия, стремящиеся к автономии путем доминирования, приспособления, элиминации и др.;

3. Метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и/или конфликтного действия, межличностных отношений участников, аутоотношения субъекта конфликтного действия, ожиданий и т.д.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (или группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте:

— Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

— Сотрудничество (проблемно — решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

— Компромисс предполагает взаимные уступки в чем — то важном и принципиальном для каждой из сторон.

— Приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента.

— Уход от конфликта (уклонение) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. В чистом виде конфликтов существует очень мало. Во время конфликтной ситуации одна из стратегий может выйти на вторую, третью и т.д. стратегию.

Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты, пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. По этой причине тактические приемы соперничества более разнообразны, чем те, которые позволяют реализовать другие стратегии.

Вообще, такие стратегии, как уклонение, компромисс, приспособление, используется намного реже, чем соперничество, а сотрудничество — только в 2-3% ситуаций.

социальный конфликт личность тактика

Как правильно и разумно использовать различные стратегии Таблица 2

Стратегия поведения

Уместность применения

Неуместность применения

Соперничество

ЕСЛИ:

1. Критическая ситуация.

2. Вы уверены в своей правоте. Правота для Вас значит большее, чем развитие отношений

3. Ваши позиции заведомо более сильные, чем у Ваших оппонентов

4. Ситуация не очень серьёзная, и другим людям итоги конфликта

ЕСЛИ:

1. Попытки сотрудничества ещё не были предприняты

2. Важно участие других и развитие отношений

3. В результате этого оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе

Сотрудничество

ЕСЛИ:

1. Сама проблема также важна, как и отношения

2. Важно участие и сотрудничество

3. Необходим творческий выход из положения

4. Есть время и энергия на обсуждения

5. Есть надежда удовлетворить все требования

ЕСЛИ:

1. Недостаточно времени

2. Проблема маловажная

3.Ситуация перегружена «разбирательствами»

4. Стремления другой стороны неоправданные

Компромисс

ЕСЛИ:

1. Участие других важно, но времени недостаточно

2. Хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя
3. Попытки сотрудничества могут быть интерпретированы как соперничество, напор

ЕСЛИ:

1. Творческий выход из положения совершенно необходим

2. Последствия компромисса для Вас неприемлемы

Приспособление

ЕСЛИ:

1. Проблема маловажная

2. Дальнейшее развитие отношений маловажно

3. Времени недостаточно и решения необязательны

4. Вы не располагаете реальной властью, но всё равно хотите предотвратить действия вашего оппонента

ЕСЛИ:

1. Сама ситуация и развитие отношений для вас важны

2. Оно применяется по привычке по отношению к большинству проблем (ибо ведет к взрывам или замораживанию отношений)

3. Результатом может стать неприятный осадок как следствие отрицательных эмоций

4. Люди нуждаются в продуманном столкновении друг с другом

Уход от конфликта

ЕСЛИ:

1. Ситуация Вас практически не трогает

2. Вы бессильны и не хотите предотвратить действия Вашего оппонента

ЕСЛИ:

1. В результате Вы затаите ненависть

2. Вы хотите заслужить одобрение других (Результат — депрессия и потеря уважения к себе)

Существует огромное количество конфликтов. Соответственно существует и огромное количество людей, которые в них задействованы. Каждый индивид в процессе конфликта применяет свою тактику его ведения.

2.1 Тактики поведения в конфликте

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Виды тактик на оппонента:

Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.

Тактика физического насилия (ущерба).

Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие.

Тактика психологического насилия (ущерба).

Данная тактика вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты. Эта тактика более часто проявляется в межличностных конфликтах.

Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, призывов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех ситуаций.

Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне.

Тактика санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета.

Тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности и др. используется в более чем одной трети конфликтов.

Тактика фиксации своей позиции — наиболее часто применяемая тактика (в 75-80% конфликтов).

Данная тактика основана на использовании фактов для подтверждения своей позиции. Это убеждение, критика, просьбы, выдвижение предложений и т. д.

Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему.

Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, общениями, уступками, извинениями. [8]

Тактики бывают жесткие, нейтральные и мягкие. Во время конфликта применение тактик обычно идёт от мягких к более жестким.

2.2 Причины конфликтов

В наше время количество конфликтов не уменьшается. Их становится всё больше и больше. Чтобы выяснить, почему же происходят конфликты и конфликтные ситуации необходимо обратиться к их причинам.

В общих чертах с точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:

1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.

3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Выделяют следующие причины возникновения конфликтов:

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. [9]

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенькой конфликта при наличии определенных внешних условий.

Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

2.3 Формы работы с конфликтами

Разрешение конфликта — заключительный его этап.

Кроме основных моделей разрешения — «победитель-побежденный», «победитель-победитель», «побежденный-победитель», подчеркивается целесообразность использования понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша», «синтез конфликтующих противоположностей» и др. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Перманентное возрождение одного и того же конфликта в преобразованном виде на ином уровне характерно для многих его типов. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта — это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Сколько бы ни были разнообразны конфликты, процесс их разрешения характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Предпосылки разрешения конфликта:

1. Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.

2. Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.

3. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:

1. Подготовительный — это диагностика конфликта.

2. Разработка стратегии разрешения и технологии.

3. Непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает:

описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.);

определение уровня развития конфликта;

выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной);

измерение интенсивности;

определение сферы распространенности.

Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта — содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

При анализе детерминирующих факторов возникает ряд вопросов, связанных с тем, какой из них признать определяющим, какова взаимосвязь причин, в чем, собственно говоря, заключается проблема (противоречие), лежащая в основе конфликта. Важно отделить проблему от конфликта, так как конфликт не обязательно вытекает из проблемы. Проблема может предполагать и бесконфликтное решение. На этапе диагностирования большое значение приобретает различение объективных и субъективных причин, от чего зависит понимание природы данного конфликта, его источников.

Следует иметь в виду также, что в процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать существенное влияние, разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Исходя из этого, в зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии. Если, скажем, завершение конфликта предполагается осуществить в виде модели «победа-поражение», «выигрыш-проигрыш», то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон, путем доведения борьбы до победного конца.

В ситуации, когда возможна модель «победа-победа», «выигрыш-выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого — обоюдного примирения. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание — таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.

Разнообразные модели разрешения конфликта формировались исторической практикой. Подчинение одной из враждующих сторон воле большинства, договор на основе добровольного согласия сторон или принуждения одной стороны другой, насильственная форма разрешения споров — эти формы исхода конфликтов известны веками.

Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации отмеченных принципов управления конфликтами. К числу первых конфликтологи относят: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликтов; достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет, прежде всего, о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта:

1. Стиль конкуренции;

2. Стиль уклонения;

3. Стиль приспособления;

4. Стиль сотрудничества;

5. Стиль компромисса.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Стиль конкуренции (разрешения конфликта силой) характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль уклонения (уход из конфликта) связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «не выигрыш — выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «не проигрыш — не выигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества. [10, 74-88]

2.4 Взаимосвязь и взаимопереход конфликтов

Любые разделительные линии в научном анализе относительны. Различия при определенных условиях взаимопереходят, образуя некоторый синтез, тождество. Описанный вариант типологии конфликтов не опровергает эту диалектическую истину. Следует обратить внимание, в частности, на взаимопереход конфликтов, присущих разным сферам общественной жизни. Политический конфликт, к примеру, возникает не на пустом месте, а, как правило, является продолжением социально-экономических противоречий, правовой конфликт есть определенная стадия развития и обострения экономических, социальных и прочих конфликтов. В свою очередь, политический и юридический конфликты, возникнув и разрастаясь, оказывают стимулирующее воздействие на борьбу противоположностей в других сферах; успешно разрешающиеся политические и правовые коллизии, напротив, способствуют снижению напряжённости в других сферах общности.

Взаимосвязь и взаимопереход конфликтов различных типов (по критерию сфер общества) обусловливает многообразие подходов в анализе каждого типа, требует учета влияния других. Закономерен и необходим, например, правовой подход при анализе последствий экономического или политического противоборства, равно как и экономический или политический подход при рассмотрении и разрешении правовых коллизий.

Нужно заметить практическую значимость анализа экономических, политических, правовых и других конфликтов с позиции их социальных последствий. Иными словами, при рассмотрении этих видов конфликтов должен найти свое место социологический аспект, что позволит выявить социальную цену, которую платит общество за указанные конфликты, или по достоинству оценить социальное приобретение за счет их существования и разрешения.

Взаимопереход конфликтов прослеживается на уровне субъектов. За противоборствующими личностями могут стоять социальные группы, классы, партии, даже политические системы. Вместе с тем конфликт групп, партий, классов, политических систем находит свое субъективное воплощение в противостоянии личностей-лидеров, элит. Так что анализ, скажем, классового конфликта включает его рассмотрение сквозь призму конфронтации личностей и элит — наиболее активных групп индивидов — представителей интересов данных классов. Здесь возникает серьезная проблема: опасность сведения конфликта более высокого уровня и масштаба к борьбе противоположностей нижестоящего уровня.

Проще сказать, что опасность подмены конфликта общественного — личностным, межпартийного — внутригосударственным, общенационального внутрипартийным или даже — между элитами и т.п. Такая подмена изменяет подлинную картину общественно-политических ситуаций, вводит в заблуждение социальные силы, способствует деструктивному развитию социальных коллизий.

В любом случае, большинство конфликтов должен быть логически законченным. Люди или социальные группы не всегда хотят, чтобы он продолжался на протяжении долгого промежутка времени.

Чтобы понять, как же справится с конфликтом, предлагаю обратить внимание на следующую часть моей курсовой работы, которая называется «способы решения конфликта».

2.5 Способы разрешения конфликта

Любая конфликтная ситуация, как правило, превращается в серьёзный конфликт, который задействует большое количество людей. Нужно уметь разрешить конфликт. Важнейшими уровнями разрешения конфликта является управление и решение конфликтов.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликтов, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Решение конфликтов — это устранение полностью или частично причин, либо изменение целей участников конфликтов.

В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность. А это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что ваш партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается. Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.

Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов — открытость и эффективность общения противодействующих сторон.

Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое понимание происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.

Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.

Фактически любая конфликтная ситуация проблемная, и, говоря о ее разрешении, мы имеем в виду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют, по меньшей мере, двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.

Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Считается, что их действия носят поэтапный характер. Последовательность этих этапов:

ЭТАП 1. Определение основной проблемы

На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства и различия.

ЭТАП 2. Определение вторичных причин конфликта

Обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.

ЭТАП 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта

Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта:

— что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

— что мог бы для этого сделать мой партнер?

— каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

ЭТАП 4. Совместное решение о выходе из конфликта

На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.

ЭТАП 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта

Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.

ЭТАП 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов. [11]

Следует добавить, что пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Заключение

Классификация конфликтов очень важна, так как она дает возможность ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает нам оценить все возможные пути разрешения конфликта.

Исследователи выдвигают различные подходы к классификации конфликтов. Так, социологи обращают внимание, прежде всего, на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический.

Конфликт — это одна из важнейших сторон взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Причины конфликта в конечном итоге коренятся в таких условиях, когда наличествующему социальному неравенству, существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности.

Конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов сам по себе ни плох, ни хорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию.

Подводя итог моей курсовой работы по теме социальных конфликтов, можно говорить, что общества существовать без конфликтов не может. Это просто невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, скорее всего, конфликт — это необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

В связи с тем, что социальный конфликт — явление многоплановое, в работе он представлен с различных ракурсов обозрения данной проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты основные понятия, относящиеся к социальному конфликту, его виды, типы. Также рассмотрены причины, формы и тактики поведения людей в процессе конфликта, ну и, конечно же, способы его решения.

Социальные конфликты всё более становятся нормой социальных отношений. В России идет процесс формирования некого промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанных на частной собственности, сочетается отношениями государственной собственности и государственной монополией на определенные средства производства. Создается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, культуре и т. д. Поэтому конфликты неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

Список использованной литературы

1. Формальная социология Г. Зиммеля // Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. — М.,1996. — 286 с.

2. А.Г. Здравомыслов. Социология конфликтов — М., 1995.

3. В.Г. Смоленский. Конфликты и конфликтология — М., 1981.

4. Дмитриев С.М. Конфликтология. — М.: Эко-пресс, 2005.

5. Череднеченко И.П. Тельных Н.В. Психология управления. — Ростов Н/Д: Феникс, 2004.

6. Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000.

7. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов / Хрестоматия по социальной психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Размещено на Allbest.ur