Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка

Курсовая работа

Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы саморазвития личности подростка

1.1 Понятие саморазвития личности в науке

1.2 Теории саморазвития личности

1.3 Особенности и сущность понятия «Я — концепция»

1.4 Подросток как субъект саморазвития

Глава 2. Условия развития личности как психолого-педагогическое проблема

2.1 Условия развития личности как психолого-педагогическое проблема

2.2 Современные молодежные объединения (понятие, сущность, история возникновения)

2.3 Особенности саморазвития личности в условиях молодежных объединений

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность исследования. Согласно социально-политической ситуации в России на сегодняшний день современные молодежные объединения — это очень актуальная проблема, т.к. в настоящее время наблюдается скачкообразный рост молодежных объединений. Огромное количество подростков просто вливается в такую среду, где можно приобрести независимость и самостоятельность. Они дорожат мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых они отвергает. Таким образом, участие подростков в молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. Следует отметить, что современное мировоззрение в обществе, потребительское отношение к жизни, спад культуры, навязывание западных разрушительных ценностей и повсеместную экспансию псевдокультуры, можно прийти к выводу, что необходима качественная переоценка ценностей, основанная на нравственном оздоровлении, восстановлении института семьи, культурного образования нации. В последнее время молодежные субкультуры стали предметом изучения и анализа многих автором, таких как Е.Л. Омельченко, С.И. Левикова, И.Д. Колесин, В. Козлов, Т.Б. Щепанская и др.

Важно отметить, что молодежные объединения влияют на саморазвитие личности. В связи с этим мы формулируем проблему исследования.

Проблема исследования: являются ли молодежные объединения условием саморазвития личности подростка.

Объект исследования: саморазвитие личности подростка.

Предмет исследования: молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка.

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия № 10 Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации Выполнил: Орлов Дмитрий учащийся 10 А класса Руководитель Поляничко Ольга Петровна ДИВНОГОРСК 2013/14 г. Содержание Введение Глава I Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации 1.1 Генезис неформальных ...

Исходя из объекта и предмета, мы определили цель нашего исследования: выявить и обосновать, как молодежные объединения влияют на саморазвитие личности подростка.

Гипотеза исследования: предполагаем, что причинами, по которым молодежь вступает в различные объединения (субкультуры) являются:

р Снижение родительского авторитета у подростков.

р Дефицит общения со сверстниками.

р Стремление быть признанным в группе сверстников.

р Поиск привлекательного образа жизни.

Задачи исследования:

1. Изучить теории саморазвития личности подростка, особенности и сущность понятия «Я — концепция».

2. Изучить личностные особенности подростка как субъекта саморазвития.

3. Проанализировать особенности современных молодежных объединений (субкультур).

Методы исследования:

1. Эмпирические методы: анализ литературы.

2. Теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация.

Глава 1. Теоретические основы саморазвития личности подростка

1.1 Понятие саморазвития личности в науке

Понятие «саморазвитие личности» изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: А. Маслоу, И.А. Ильиным, Л.С. Выготским, П.Я. Хальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Д.Б. Элькониным, Б.Г. Ананьевым, Т.Н. Березиной, Р. Бернсом, Е.Д. Божовичем, Е.И. Исаевым, Н.А. Логиновой, В.Г. Мараловым, Е.П. Никитиным, Н.Е Харламенковой, Ю.М. Орловым, Г.К. Селевко, А.О. Сурожским, Г.А. Цукерманом, Б.М. Мастеровым, И.И. Чесноковой и др.

Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности (имеющего свои пространственно-временные координаты, где осуществляются непрерывные диалоги личности с собой и значимыми другими людьми).

6 стр., 2748 слов

Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания

... личность человека, выделяет сущностные свойства человека, а также базовые основания личности. Такой двоякий подход к личности человека ... творческого отношения к любому делу, саморазвития». Эта способность ощутить возможность преодоления ... индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), ... предположить, что в этих объединениях подростков учтены их интересы. По ...

Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления и развития, объективно проходит стадии: оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации.

Таким образом, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри ее. При этом важное значение, определяемое для каждого человека индивидуально, приобретает проблема — является ли он субъектом саморазвития или эту роль выполняют другие. В науке установлено, что при благоприятных условиях субъектом саморазвития человек становится в подростковом возрасте. В качестве единицы анализа саморазвития, его «кирпичика», является акт самопостроения личности как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М.Академия, 2002.-256с.-с.115-116..

В отечественной психологии одними из первых дали определение саморазвитию и обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития Реан А.А .- Психология человека от рождения до смерти .- М.: Нева, 2002. 368 с.-с. 105..

Одним из ключевых аспектов жизни человека является саморазвитие личности, поэтому это понятие изучалось многими известными исследователями. Это неотъемлемая часть существования и развития личности человека в целом. Но, однако, для полноценного формирования индивидуальности, необходимо чтобы в этом процессе непосредственное участие принимал сам человек, как субъект.

9 стр., 4264 слов

Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

... следует – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. ...

1.2 Теории саморазвития личности

Употребление термина «саморазвитие» обусловлено различными подходами к проблеме с точки зрения философии, психологии и педагогики. Ценность человека как основа развития всего на земле всегда была главной проблемой философского осмысления. Как человек становится личностью, внутреннее духовное богатство человека раскрыто в трудах Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.П. Зинченко, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др. Большой вклад в теорию саморазвития сделал А.А. Бодалев, рассматривая общение как один из факторов саморазвития личности человека.

А.А. Ухтомский выдвигает гипотезу, по которой саморазвитие происходит в значительной мере на подсознательном уровне.

Категория «саморазвитие» является одним из ключевых понятий современного мыслительного процесса. Долгое время термин «саморазвитие» отождествлялся с понятием «самодвижение». Так, Г.В.Ф. Гегель понимает весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии; определяет источник движения, находящийся в самом предмете, его собственное содержание заставляет его выйти за свои пределы и превратиться в свою противоположность.

Н.А. Бердяев, изучая проблему человека, высказывает идею о том, что человек — это существо, которое недовольно самим собой и которое способно себя перерастать. Из этого высказывания мы можем заметить, что «личности нет без изменения, но личности нет и без неизменности… Изменение может быть улучшением, восполнением, восхождением, но может быть изменой. И вся задача состоит в том, чтобы изменение не было изменой, чтобы в нем личность оставалась верной самой себе» Борытко Н.М. — Пространство воспитания: образ бытия. — В.: Перемена, 2000. -225с. — с.206.. Следовательно, саморазвитие связано с неповторимостью и уникальностью человека, его индивидуальностью.

Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров под саморазвитием понимают сознательное изменение, стремление сохранить в неизменности «мою я — самость». Исходя из такого определения, мы можем сделать вывод, что одним из условий саморазвития является познание самого себя. Не познав себя, невозможно установить, на что может претендовать личность в саморазвитии.

Ученик Песталоцци, Ф.Ф. Ребель, занимаясь процессами индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие «саморазвитие», рассматривая его как процесс выявления в ребенке божественного начала.

7 стр., 3304 слов

Практикум по дисциплине «основы саморазвития личности»

... саморазвития личности в отечественной и зарубежной психологии. 3. Саморазвитие человека, его сущности и личности как центральная проблема в духовно-ориентированных концепциях личности психологии XX в. Семинар 3. Значение саморазвития личности ... понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителей. Слабые навыки руководства: отсутствие ...

Е.Е. Чудина считает, что саморазвитие это внутренний процесс самоизменения системы под воздействием собственных противоречий, высший уровень самодвижения, при этом саморазвивающаяся система должна быть открытой, поскольку внутренние ресурсы не смогут обеспечить длительное существование системы.

А.А. Бодалев, К.Н. Абульханова-Славская, прослеживая особенности саморазвития личности, как субъекта деятельности, акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития. Иначе говоря, только значимая деятельность может стать основой саморазвития. Проблемами личностного саморазвития занимались также такие специалисты, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, М.В. Кларин, А. Маслоу, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, и др Маралов В.Г. — Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002.-256с.-с.152-153..

В результате анализа высказываний различных исследователей понятия саморазвития, мы можем подытожить и дать некое общее понятие этого термина и свойственных ему особенностей. Одной из трактовок «саморазвития» является «самодвижение», непрерывный процесс внутреннего изменения и преобразовании.

Но при этом изменение может быть улучшением, восполнением, восхождением, но может быть изменой. И вся задача состоит в том, чтобы изменение не было изменой, чтобы в нем личность оставалась верной самой себе, сохраняла свою неповторимость, индивидуальность и уникальность.

Саморазвитие происходит в значительной мере на подсознательном уровне, его можно понимать как процесс выявления в человеке (ребенке) божественного начала.

молодежный объединение саморазвитие личность подросток

Из этого мы можем сделать вывод, что одним из условий саморазвития является познание самого себя. Не познав себя, невозможно установить, на что может претендовать личность в саморазвитии. Но в тоже время внутренние ресурсы не смогут обеспечить длительное существование системы, т.е. саморазвивающаяся система должна быть открытой. Поэтому общение является неотъемлемым фактором саморазвития личности человека.

4 стр., 1767 слов

Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7 1.1. Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7 1.2. Психология юношеского возраста и формирование самосознания ……………………………………………………..16 1.3. Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23 Основные ...

Кроме того, одним из условий творческого саморазвития является вид профессиональной деятельности оптимально подходящей для полного раскрытия качеств конкретной личности.

1.3 Особенности и сущность понятия «Я — концепция»

Понятие «Я — концепция» изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: Д. Роджерсом, Г.К. Селевко, В.В. Николаевой, Э. Эриксоном, И.С. Кон, Л.М. Поповым, Л.С. Выготским, Р. Бернсом, И.И. Чесноковой, А.А. Налчаджян и др.

В литературе, посвященной «Я — концепции», можно найти два ее определения. Первое определение принадлежит Роджерсу, психологу XX столетия, основоположнику гуманистической психологии и психотерапии. Он утверждает, что «Я — концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Из этого определения мы можем сказать, что «Я — концепция» — это сложная структурированная модель, самостоятельно существующая в сознании индивида, которая включает собственно «Я» человека, отношения, в которые оно может вступать, а также ценности, которые связаны с восприятием «Я» в прошлом, настоящем и будущем.

Во втором определении «Я — концепция» формируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает в себя оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представлений о том, как он выглядит в глазах других людей. В представлениях о том, как он выглядит в глазах других, формируются и представления о том, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. «Я — концепция»- важный структурный элемент психологического облика личности. Формирование «Я — концепции» человека происходит при накоплении жизненного опыта и при его оценивании со стороны окружающих, но, прежде всего родителей.

Становление «Я — концепции» в конечном счете, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Но «Я — концепция» включает в себя оценочный аспект самознания, в котором формируется система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов Маралов В. Г. — Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. — 256 с. — с. 154-155..Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой» Бернс Р. — Развитие «Я — концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422 с. — с.30-66..6 Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом «Я» или картиной «Я».

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. «Я — концепция» возникает у человека в процессе общения (социального взаимодействия) как неизбежный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость «Я — концепции» от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

В младенческом возрасте «Я — концепция» еще только формируется. Младенец не способен отделять себя от других людей, но, благодаря стремлению к различению, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. Структура «Я» впоследствии формируется: все больше дифференцируется и усложняется через взаимодействие с окружающим миром. Таким образом, в значительной степени содержание «Я-концепции» является продуктом процесса социализации. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего возраста, с момента выделения своего «Я» из окружающего мира, становится субъектом своей жизнедеятельности, т.к. он начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других.

Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания (объективный признак взросления), переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования (стремление быть и казаться взрослым) происходит открытие внутреннего мира. В силу чего значительно повышается интерес к себе, своим внутренним качествам и внешнему облику, к отношениям с окружающими. Общение со сверстниками

выдвигается на передний план и объективно становится ведущей деятельностью.

«Кто я?», «Какой я?», «Чем отличаюсь от других?» — часть вопросов, которые подростки постоянно задают себе и пытаются на них ответить. В то же время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств.

Целостное представление о себе, некоторая завершенная «Я — концепция» складываются несколько позже. При благоприятных условиях именно в этом возрасте, открывая свое «Я» на новом уровне, подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития, автором и творцом своей биографии. Это открытие он пытается проверить, «экспериментально» подтвердить, используя различные формы самоутверждения, и ради этого он идет на риск.

Однако, как отмечают исследователи, в частности Г.А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые.

Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе Маралов В.Г. — Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. -256 с.-с. 155-157..

Подводя итог, мы можем отметить, что «Я — концепция» — это сложная структурированная модель, которая самостоятельно существует в сознании индивида. Она возникает у человека в процессе формирования личности, в процессе общения с другими людьми, с окружающим миром и ценностных представлений. «Я — концепция» — это неотъемлемая часть психологического облика человека.

1.4 Подросток как субъект саморазвития

В этом пункте речь пойдет о том, что подросток может выступать в качестве субъекта саморазвития. Но для начала давайте разберемся, кого мы называем подростком. Подросток — это юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте (от 11-12 до 16-17 лет).

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — более высокий уровень самосознания — составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, так открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. На этом этапе и происходит саморазвитие личности подростка, сознательное, намеренное (или столь же сознательное сохранение в неизменности) Я — реального в направлении Я — идеального Першина Л.А. Возрастная психология. М.: Альма Матер, 2005. — 254 с. — с.158-160..

Юноши в подростковом возрасте держат окружающих в постоянном напряжении, непрерывно строят ситуации, проверяющие «на вшивость» себя и всех остальных участников общего действия; девушки занимаются сплетнями и интригами, то есть непрерывным психологическим анализом и формированием поведения и отношений всех окружающих Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / Вопросы психологии. -1996. — № 1. — С. 20-33..

Поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании выделяются в относительно самостоятельную деятельность. И именно так подростки имеют возможность саморазвиваться, и именно так они являются субъектами саморазвития. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что именно в подростковом возрасте человек становится субъектом саморазвития.

Это самая благоприятная среда для становления личности. Именно в этот период подросток познает себя, обретает друзей, благодаря которым приобретает нравственную оценку. Поэтому подростковый период является одним из важнейших этапов саморазвития, очень важно чтобы человек верно прошел его и чтобы его мировоззрение формировалось под влиянием тех людей которые могут привить личности лучшие качества и свойства, дать верные установки, образ поведения и в тоже время не лишить личность индивидуальности.

Глава 2. Условия саморазвития личности и их характеристика

2.1 Условия развития личности как психолого-педагогическое проблема

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. Сюда входят люди, окружающие его с детства, их взаимоотношения, материальные и духовные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Воспитание — также очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Главное и основное проявление воздействия воспитания — это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов.

В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т.е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М: Просвещение, 1983. — с. 98-100..

Подводя итоги, можно сказать, что одним из ключевых терминов в исследовании понятия «саморазвития» является условия развития личности.

Оно включает в себя множество факторов окружающих человека, отображает его среду развития.

В эту среду входит следующий круг общения: друзья, семья, учителя, авторитетные личности (кумиры), СМИ, ценности общества, поступки людей и т.д. Воспитание также одно из важнейших условий развития. Именно воспитанием регулируется и направляется саморазвитие, совершенствование личности, созидание ценностей и характера человека.

2.2 Современные молодежные объединения (понятие, сущность, история возникновения)

Прежде чем дать определение молодежному объединению, давайте сначала узнаем, что есть социальная педагогика.

По В.Д. Семенову социальная педагогика-это «наука о воспитательных влияниях социальной среды». Иными словами, это наука о том, как социальная среда влияет на человека, и как она его воспитывает в своих рамках.

Поэтому этому процессу необходимо уделять особое внимание, чтобы дать человеку необходимое и важное, правильную ориентировку и отсеять то, что, возможно, является на первый взгляд привлекательным, но не нести ничего.

Молодежные организации — это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях, это реальность общественной жизни современности.

Молодежное объединение — это большая общественная группа от 16 до 30 лет, имеющая психически-социальные черты.

Молодежные объединения бывают двух видов: формальными и неформальными. Формальные объединения создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации.

Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах.

Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе. Что же касается неформальных организаций, то они образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные объединения оказывают существенное влияние на поведение своих членов, порою даже большее, чем формальные Ямпольская Д., Зонис М. Формальные и неформальные молодежные организации [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.inventech.ru/lib/management/management-0048/.12

Поэтому в этой работе хотелось бы рассмотреть наиболее известные неформальные молодежные объединения, которые систематизировали и представили в таблице 1.

Таблица 1

Современные молодежные объединения

Название

Цели

Отличительные особенности

Байкеры

Основная их цель — это стремление к запредельному. Байкеров объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру — Скорости. Слова «один за всех, все за одного» — не пустой звук, а стиль жизни.

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная нередко игнорируют шлемы

Готы

Протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Смысл жизни готов -это сама готика — как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика — явление эстетическое, а мрачные образы — не более чем эпатаж. Смерть для готов — это напоминание, повод стремиться к жизни.

Люди в черных драпировках, с выбеленными лицами, черной подводкой на глазах и губах и странными исключительно серебряными украшениями (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови, а также цвету солнца, серебро — цвет луны).

Панки

Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.

Из англо — русского словаря: punk- неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой. Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Металлисты (рокеры)

Основной целью металлистов является тяжелый рок. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, хорошо разбираются в Музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки

Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией — «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов. Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.

Рэперы

Цели рэперов различаются в зависимости от подстиля рэпа. Гетто — рэперы рассказывают о реальной жизни и социальном неравенстве, своего рода оппозиция. Гангста — рэп, воспевает свою крутость и силу. Баунс — рэп — это просто клубная, предназначенная для тусовок. Также есть рэперы, позиционирующие себя как поэтов нового времени, и реп для них и есть смысл жизни.

Рэперы носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта — баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы — не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению «Гангста».

Скинхэды

Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии. Идеология — подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии -идеи национал -социализма и антисемитизма.

Произошло от англ. скин хэд — бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет. Любят слушать военные гимны и марши, «металл» середины 80-х годов. Отличительные особенности: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, короткие куртки — «бомберы» без воротника, чтобы противнику не за что было ухватиться, бритая или стриженая под ноль голова — чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо черных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

Футбольные болельщики

Целью футбольных болельщиков является сама игра на футбольном поле, которая вдохновляет болельщиков. Но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Сообщества футбольных фанатов -одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России. Основное средство отличия фанатов — шарф («розетка», «роза»).

Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Специфика этой субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

Хакеры

Основная их цель — это прорыв в науку: новые открытия, новые возможности.

Хакеры создали Интернет. Хакеры сделали операционную систему Unix тем, чем она является сегодня. Хакеры поддерживают Usenet. Хакеры обеспечивают работу World Wide Web. Страна хакеров создается в стенах университетов, связанных единой Сетью.

Транс — культура

Основной целью транс -культуры являются эксперименты со звуком.

В это молодежное объединения входят люди от 15 до 30 лет. По большей части это интеллектуально развитые люди с разносторонними интересами. На транс — вечеринке такие люди как правило танцуют в закатанных по колено джинсах и со светящимися браслетиками на руках. В повседневной жизни они ничем не отличаются от остальных, за исключением того, что в их ушах красуются наушники, из которых доносится медленная музыка с имитированной ударной установкой, но гораздо более нереального звучания.

Фурри

Фурри, иначе фёрри (от англ. furry) — это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне.

Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним. Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане. Иными словами, «фурри» — это изображения животных, ведущих себя как люди.

Рейверы

У этой субкультуры нет конкретных целей… Смысл жизни они видят в бесконечных развлечениях.

«Рейв» (от англ. rave -бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом.. Образ жизни рейвера — ночной. Их внешность и поведение пропагандируют отход человека от природы. Рэйв — не только музыка, но и яркие синтетические одежды, крашеные волосы (часто экзотически окрашенные в квадраты, круги), особые серьги, феньки, танец. Их жизнь — сплошное развлечение. Развлечение — не только дискотеки, наркотики и прочие удовольствия, но и кинематограф, живопись, реже — театр. Идеология рэйверов базируется на развлечениях и невмешательстве

Растаманы (растафари)

Растаманы считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка — это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко. курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, беретов, вязаных балахонов и шапок (самодельных) расцвеченных красно-желто-зеленым (цвета флага Эфиопии), у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды- длинные локоны, заплетенные в косички, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи.

Граффитеры

Их цель — сделать мир ярче, красивее, а также показать свое мастерство. Так они борются за место под солнцем среди остальных им подобных.

Слово граффити — итальянское, и изначально значит «нацарапанный». Этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка — маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры. Они носят широкие штаны с карманами, переполненными баллончиками с краской, носят длинные футболки… Слушают рэп.

Хиппи

Своим внешним видом они хотят показать, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующей наряду с обыденной, в которой мы все живем. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности.

Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник).

Обычно присутствуют джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «феньки» (от англ. thing — вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Многие мужчины отпускают бороду. Форма одежды -джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. Хиппи — романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша. Увлекаются философией Востока..

Эмо

Эмо — культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.

На улицах эмо узнать легко: косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдают жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Носят одежду в розово — чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный).

На ногах красуется пара кед.

Итак, мы перечислили самые основные молодежные объединения. Далее давайте подробнее остановимся на анализе нескольких из них, которые пользуются наибольшей популярностью среди молодежи.

Готы Часто на улицах Москвы или какого-нибудь другого города мы встречаем группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями. Это и есть готы. В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все -таки считать музыкальным направлением. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, два аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о мире в целом или просто веселиться с друзьями. Однако смысл жизни готов — это сама готика — как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика — явление эстетическое, а мрачные образы — не более чем эпатаж.

Готическое движение вобрало в себя множество стилей и направлений — искусство периода декаданса, символизма, готическое средневековье, современную эстетику темного кино, неформальную эстетику панка (особенно в одежде) — и так стало настоящей субкультурой. К готике можно отнести все, что движется в направлении темной мистики, мрачной романтики и эстетики разрушения. Поскольку гот — культура преимущественно эстетическое движение, сложно говорить о мировоззрении гота. Оно здесь вполне индивидуально, ибо скорее зависит от того, какой человек попал в движение. Несколько направлений готического движения:

Классические готы Это готы — эстеты, в основном люди творческих профессий. Готика для них не культ, а источник вдохновения, откуда можно бесконечно заимствовать идеи и образы. Это люди, склонные к экстравагантному поведению и нестандартному восприятию мира.

Гот — вампы Самая современная и модная разновидность готов. Это обычно очень замкнутые персонажи, обидевшиеся на весь мир. Самое приятное времяпровождение — рассказать товарищу о новоизобретенном методе самоубийства или поразмышлять о своих болячках.

Панк — готы Стиль готов — ветеранов. Ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки. Практически стопроцентные панки.

Викториан — готы Отдают предпочтение стилю исторических эпох. Камзолы, ботфорты, рубашки с жабо и оборками. У женщин — корсеты, широкие юбки на каркасах, веера, перчатки и прочее. Единственные готы, которые не придерживаются черного стиля. Прически — исторические, а не постпанковские. Естественный цвет волос.

Андроген — готы «Бесполые» готы. Весь макияж направлен на то, чтобы скрыть половую принадлежность персонажа. Корсеты, бандажи, юбки, латексная и виниловая одежда, высокие каблуки, ошейники.

Хиппи — готы Стиль характерен для язычников, оккультистов или пожилых готов. Мешковатая одежда, капюшоны, плащи. Волосы естественного цвета, свободно ниспадающие, с вплетенными лентами. Амулеты, но не металлические, а деревянные или каменные, с изображением рун и других магических знаков.

Корпоратив — готы Готы, работающие в крупных компаниях и вынужденные одеваться в соответствии с корпоративным стилем. Офисная одежда, приближенная к готичности, насколько это возможно. Никакого макияжа, минимум украшений, все строгое и черное.

Кибер — готы Это уже новее. Киберпанковская эстетика. Активное использование техно-дизайна: шестеренки, кусочки микросхем, провода. Одежда чаще всего из винила или неопрена. Волосы выбриваются или красятся в фиолетовый, зеленый или голубой цвета.

В Москве практически еженедельно устраиваются готические вечеринки, а излюбленные места сборов «Московских готов» — Чистые пруды и Введенское кладбище. Так что кому интересно и кого эта субкультура заинтересовала — вперед на готические вечеринки.

А мы плавно переходим к еще одной не менее завораживающей субкультуре под названием «Эмо».

Эмо (англ. ешо: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо — киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо — бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо — гёрл (англ. girl — девочка, девушка).

Выражение эмоций — главное правило для эмо — кидов (emo — kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо).

Их отличает от других молодежных субкультур: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Эмо — культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако меньшинство представителей эмо следуют этим правилам. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность. Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает яростный протест как у «готов», так и у эмо — кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Например, один веб — сайт, посвященный культуре эмо, описал ключевое различие между этими категориями: «Эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех. Если эта ненависть к себе — правда, то можно предположить, что эмо имеют больший риск нанести себе вред, чем их ровесники — готы. Таким образом, в идентификации с культурой эмо есть определённый риск. Можно с уверенностью говорить (хотя формальных исследований на эту тему не проводилось), что самодеструктивное поведение часто встречается в данной группе и является ключевой особенностью эмо — культуры». Несмотря на очевидные сходства (романтизация смерти, депрессивность, любовь к чёрному цвету) между этими субкультурами есть много различий. Так готы активно используют кладбищенскую эстетику, стилистику барокко и готики, что для эмо — кидов никогда не было характерно. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос.

Часто эмо — киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо — кида может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, ногти покрывают чёрным лаком. Эмо носят одежду в розово — чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующее — яркие сочетания считаются допустимыми. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо — групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Характерная для эмо обувь — кеды типа конверс или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипы (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку.

Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение к эмо, которое выражается в высмеивании внешнего вида, критике идей и музыкальных предпочтений эмо — кидов, а так же в создании сайтов «анти — эмо» направленности, сочинении песен и т. п. Но, не смотря на это, эмо — культура продолжает набирать свои обороты.

2.3 Особенности саморазвития личности в условиях молодежных объединений

Наряду с формальными молодежными общественными организациями наибольшим разнообразием и привлекательностью на сегодняшний день отличаются неформальные общественные объединения. Привлекательность таких объединений объясняется в основном следующим:

они соответствуют ориентации молодых людей на преимущественно досугово-развлекательные занятия;

налицо стремление вырваться из-под опеки и мелочного контроля взрослых;

основной ориентир — взаимопонимание и общение со сверстниками.

боязнь одиночества и желание выделиться среди себе подобных Лукина Г. А. — Молодежные общественные организации, проблемы и перспективы развития. — Казань: ТИСБИ, 2000. — 108 с. — с. 74.. 13

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для молодежи, стекающейся в неформальные молодежные объединения, характерны не всегда осознанные желания освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных социальных явлений. В общении же в неформальных молодежных объединениях, которые складываются преимущественно в свободное от учебы время, у молодых людей вырабатываются определенный стиль и нормы поведения, вкусы, ценности, моральные установки, жаргон, то есть собственная субкультура. Неформальные молодежные объединения складываются в основном в среде учащейся молодежи, поскольку период ученичества — та пора, когда, с одной стороны, ослабевают контролирующая и регламентирующая функции родительской семьи, а с другой — нет ещё профессиональных обязанностей и обремененности заботами о собственной семье.

Неформальные молодежные объединения привлекают подростков своей независимостью, простотой.

Система ценностей принятая в группировках и неформальных объединениях оказывает на подростка негативное влияние, при этом он переносит усвоенные поведенческие «нормы» в школьную или домашнюю обстановку. При заметном несовпадении этих «норм» с общепринятыми нормами поведения в обществе, у подростка возникают осложнения с учителями и родителями.

Заключение

В результате научного исследования, мы узнали, какие современные молодежные объединения (субкультуры) пользуются наибольшей популярностью среди подрастающего поколения. Узнали об их роли и влиянии на саморазвитие личности подростка. В виде таблицы представили и рассмотрели наиболее известные неформальные молодежные объединения. Подробнее остановились на анализе нескольких из них, которые пользуются наибольшей популярностью среди молодежи.

В итоге можно сделать вывод, что молодежные объединения популярны в рядах подростков по следующим причинам:

· поиск круга общения по интересам и по возрасту.

· привлекательный и модный образ жизни.

· желание освободиться от внешнего контроля.

· стремление выделиться.

Основная проблема этой ситуации состоит в том, что старшее поколение оказалось не способным стать для последующего не просто примером, но реальным авторитетом, чьи взгляды на жизнь оказались бы неоспоримыми и достойными восприятия. А в той ситуации, когда у родителей не оказывается в жизни реальных ценностей или их отношение к ним вызывает у ребенка лишь отвращение, начинается поиск идеала, авторитета, пример жизни на стороне, там, где этот авторитет является новым, и не дискредитировал себя в глазах растущего человека. В то же время очень тяжело бывает сохранить и передать ребенку свое мировоззрение, из-за того, что сложившийся быт иногда кажется чем-то привычным и чем-то пресным, не блещущим новизной и внешней привлекательностью, в отличие от окутанных атрибутикой, модностью неформальных молодежных объединений. Кроме того, когда духовная сторона жизни родителей не несет в себе нечто более ценное, чем временная, преходящая идеология, что-то вечное и не поддающееся влиянию моды, тогда и возникает проблема общения поколений, что называется «отцы и дети». Мода и время быстро берут свое, и мировоззрение родителей становится устаревшим, несоответсвующим времени, нынешнему миру. Конечно, детям в такой ситуации не хочется казаться архаичными, с отсталыми взглядами на мир. Школа также в юном представлении, в этой ситуации является частью замкнутой системы, чем-то обязательным и порою невыносимым из-за отношения сверстников или учителей. Это, а также проблемы в семье лишь толкают ребенка во внешнюю среду.

Еще один фактор — это кризисные явления, которые в свою очередь влияют на духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В результате дети сами ищут выход из сложившихся ситуаций. Дети и подростки, теряя ориентиры, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, культу успеха и бездуховному времени препровождения. Прагматизм, ослабление института семьи приводят к утрате интереса знаний, труду выявляют желание вступить в какое-нибудь объединение. В детской и подростковой среде растут агрессивность, раздражительность. С каждым годом появляются новые субкультуры, которые борются за свое существование. И с каждым годом все больше юных и неопытных ребят отдают предпочтение подобным организациям. Плачевный результат для России. Ведь если задуматься, там нет опыта, там просто гибель. Ты, приобретая что-то для себя, отдаешь самое ценное — свою жизнь.

Библиография

1. Айхорн А. Трудный подросток. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 304 с.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 224с.

3. Беличева С.А. — Сложный мир подростка. — Свердловск: Средне- Уральское кн. изд-во, 1984. — 129 с.

4. Социология молодежи/ Под ред. Лисовского В.Т. — СПб.: ГУ, 1996. — 460 с.

5. Бернс Р. — Развитие «Я — концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-422 с. — с. 30-66.

6. Борытко Н.М. — Пространство воспитания: образ бытия. — В.: Перемена, 2000. — 225 с. — с. 206.

7. Буякас Т. М. — Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. — 2002. — №2. — 80 с.

8. Выготский Л.С. — Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.

9. Данилова В. — Как стать собою: Психотехника индивидуальности. -Харьков: ИМП «Рубин», 1994. — 560с.

10. Иваненков С.П. — Проблемы социализации современной молодёжи. — Оренбург, 1999.-119 с.

11. Ковалева А.И., Луков В.А — Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М: Социум, 1999. -351с.

12. Кон И. С. — Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М: Социум, 1988.

13. Кон И.С — Социальный статус юношества // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.,1999.

14. Кондратьев М.Ю. — Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. — 1997. — №3. — 127 с.

15. Крайг Г. — Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. — Возрастная психология. — М: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. — 464 с.

17. Левикова С.И. — Молодежная субкультура: Учеб. пособие. — М.: Фаир- Пресс, 2004. — 608 с.

18. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000. — 179 с.

19. Лучанкин А.И., Синецкий А.А. — Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. — Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ, 1997.

20. Лукина Г.А. — Молодежные общественные организации, проблемы и перспективы развития. — Казань: ТИСБИ, 2000. — 108 с. — с. 74.

21. Маралов В.Г. — Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002.-256 с.-с. 115-116, 152-153, 154-157, 172.

22. Мухина В.С. — Возрастная психология. М.: Академия, 2001. — 624 с.

23. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — с. 98-100.

Першина Л.А. — Возрастная психология. М.: Альма Матер, 2005, — 254 с.-с. 158-160.

24. Плаксий С.И — Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. — М., 1988.

25. Поливанова К.Н. — Психологическое содержание подросткового возраста. Вопросы психологии. М.,1996. — № 1. — 95 с. С. 20-33.

26. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г.А. — М.: Академия, 1997.-408 с.

27. Реан А.А. — Психология человека от рождения до смерти. — М.: Нева, 2002.-368 с.-с. 105.

28. Сапогова Е.Е. — Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.

29. Соколов Р.В. — Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. — М., 1993. — 168 с.

30. Социология молодежи /Под ред. Лисовского В.Т.-СПб.: ГУ, 1996. — 460 с.

31. Цукерман Г.А. — Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» //Вопросы психологии. — 1998. — №3. — 171 с.

32. Шибутани Т. — Социальная психология. — Ростов н./Д.: Феникс, 1999. — 544 с.

33. Шипицина Л.М. — Дети социального риска их воспитание. Учебно- методическое пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.

34. Шнейдер Л.Б. — Девиантное поведение детей и подростков. — М: Трикста, 2005.

35. Эльконин Б.Д. — Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. — М: Академия, 2001. — 144 с.

36. Эриксон Э. — Детство и общество. — СПб.: Ленато, 1996.

37. Эриксон Э. — Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 340с.

38. Ямпольская Д., Зонис М. — Формальные и неформальные молодежные организации. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0048/

Размещено на