Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов

Министерство культуры Новосибирской области

ГАОУ СПО НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»

Курсовая работа

Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов

Выполнила:

Студентка 3курса группы ГБТ-3

Сарычева Элеонора Юрьевна

Проверила:

Тихомирова Татьяна Александровна

Новосибирск 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования детских страхов

.1 Понятие страх в психологии

.2 Причины возникновения детских страхов

Глава 2. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми

.1 Понятие и сущность сказкотерапии

.2 Формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии

Заключение

Список литературы

Введение

Сказкотерапия — направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка входит в жизнь человека с младенческого возраста и сопровождает всю жизнь: сначала дети слушают, затем сами читают сказки, а когда становятся взрослыми — сами рассказывают и читают их своим детям.

Сказка выполняет важные функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

познание разных стилей мироощущения;

осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

внутреннее ощущение силы и гармонии.

Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.

В различных источниках понятие сказкотерапии трактуется по-разному. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

Введение. Предметом психологии являются отдельные психические процессы, их закономерности и особенности, а также психологическое своеобразие личности определенного носителя данных процессов - человека. Психология разделяет человека на три "сущности": личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека. Личностью называют конкретного ...

Актуальность данной темы подтверждается практической значимостью сказкотерапии для коррекции различных сторон психики детей, для передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему, как инструмент развития фантазии и творчества, как нарратив.

Сказка сопровождает жизнь ребенка с самого рождения, ею можно отвлечь ребенка, дать ему задуматься над своим поведением, заинтересовать, дать повод сделать хороший поступок, разрядить напраяженную обстановку.

В младшем дошкольном возрасте, а иногда и в раннем у детей начинают появляться первые страхи.

По мировой статистике в России — 60-75% людей страдают фобиями. В Германии по данным городской статистики около 15% страдают эпизодическими страхами и 50% фобией вообще.

Психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.

На основании этих данных можно с уверенностью утверждать, что фобии — это такая же актуальная проблема современности, как наркомания, алкоголизм или социальное сиротство. Именно поэтому значимой становится поиск средств и методов для лечения страхов и фобий. За последние годы их разработано немало: НЛП, гипноз, психоанализ и др. В коррекции детских страхов эффективно применяется сказкотерапия.

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

Появление в семье ребенка, имеющего зрительный дефект, почти всегда вызывает у родителей сильный эмоциональный стресс, порождает тревогу, растерянность пред неопределенностью перспектив развития младенца. Особенности моторного развития слепых детей раннего возраста. По некоторым данным 80% - 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие зрения в критический период развития ...

Многие авторы затрагивали проблему применения сказкотерапии в коррекции детских страхов: Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов, Д.Б. Кудзилов и др.

Объект исследования: сказкотерапия.

Предмет исследования: особенности применения сказкотерапии как метода коррекции детских страхов.

Цель исследования: выявить специфику сказкотерапии и ее возможности при коррекции детских страхов.

Задачи: 1. изучить понятие и сущность сказкотерапи;

. выявить причины возникновения детских страхов;

. исследовать возможности сказкотерапии в коррекции детских страхов;

.разработать практические рекомендации для родителей детей, страдающих фобиями и страхами.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, в котором описываются цели и задачи; первой главы, акцентирующей внимание на сущности понятия «страх», причин возникновения детских страхов; второй главы, которая рассматривает возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, понятие и сущность сказкотерапии, а также формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии; заключения, в котором сделаны основные выводы и списка литературы, состоящего из учебных изданий, материалов научных книг по указанной проблематике, справочной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования детских страхов

.1 Понятие страх в психологии

Ещё в 1871году, врач Карл-Фридрих Вестфаль описал агорафобию как боязнь открытых пространств, указав, что фобии вообще всплывают в сознании человека помимо его воли и не могут быть произвольно «изгнаны». Их можно определить как интенсивные навязчивые страхи с чёткой фабулой, которая вызывается определённым стимулом.

Страх — не просто одна из эмоций, не просто психическое состояние, но архетип — древнейший первообраз мира в психике человека. Биологически и психологически страх бывает и полезным, и вредным. Как и боль, он сигнализирует об опасности.

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

Коррекция страхов средствами арт-терапии Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае ...

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.

Страх — это неприятное чувство, которое у тебя возникает, когда ты думаешь, что находишься в опасности.

По Ж.П. Сартру, страх — это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).

Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха).

Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия.

Психологи отмечают, что в основном все страхи возникают в детстве:

Е. А. Савина утверждает, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003).

Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными ... целый комплекс эмоций, одной из которых является страх (Изард, 1999). В два года дети чаще всего боятся чего‑то определенного, например посещения врача, ...

К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.

Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л. М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок (Костина Л. М. 2006).

Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Ребенок очень сильно реагирует на события, которые происходят в его жизни, а так же на всё, что его окружает. Для него всё достаточно ново и непредсказуемо. Поэтому в дети мы боимся сильнее, чем в более взрослом возрасте.

Ведь некоторые страхи пропадают, когда человек переступает ту или иную ступень взросления, осознавая свой страх.

Однако, не редкими являются случаи, когда детские страхи растут вместе с ребенком, эволюционируя и набирая все большую силу. Фобии взрослых — примеры страхов

Таким образом, эмоция страха может носить как обоснованный характер и в этом случае служить биологическому выживанию индивида, так и принимать патологические формы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.

Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть.

К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Страх — неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Ребенок с первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактно-логическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура, детские страхи становятся социально-опосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).

13 стр., 6023 слов

Этический аспект проблемы страха

Белгосуниверситет Факультет философии и социальных наук Кафедра философии культуры Курсовая работа По теме «Этический аспект проблемы страха». Студентки 2 курса Отделения философии ФФСН Звягинцевой Карины Александровны Научный руководитель профессор Зеленкова И.Л. Минск-2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………….3 2. Глава 1. Интерпретация феномена страха в историко-философской традиции ...

Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности. В целом причины страха детей можно разделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные).

.Конкретный случай, который напугал ребенка. Психологи-практики отмечают, что такие страхи легче всего поддаются коррекции. Из практики работы с детьми видно, что не у всех детей, укушенных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.).

. Внушенные страхи. Их источник — взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

.Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Это боязнь темноты, монстров и призраков и т.п.

.Внутрисемейные конфликты. Часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

.Негармоничные взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и ребенок не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также помимо этого причиной страха может быть распространение страхов среди детей: старшие дети запугивают младших страшными историями и рассказами, чтобы повеселиться.

. Наличие более серьезного расстройства — невроза, которое должны диагностировать и лечить психологи и медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

П.П. Петрова отмечает, что способствовать появлению разнообразных страхов могут:

.Отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников. Т.к. игра всегда была и остается естественным способом изживания страхов.

.Гиперсоциализированная материнская забота. Это излишняя строгость матери, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу.

. Состав семьи. Статистика подтверждает, что в неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте дети особенно чувствительны к разрыву отношений между родителями.

Именно в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них. В эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола.

Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

.Наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут «передаваться по наследству» в прямом смысле слова. Особенно при общих конституциональных особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько говорит, тяжко вздыхая, что у нас в роду у многих наблюдается заболевание раком. Детям слышать такое крайне нежелательно, это негативно сказывается на их психике.

. Единственный ребенок в семье — это так же эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями легко перенимает их беспокойство.

Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо.

Нередко, как отмечает А.И. Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родителями, к которым привязан тревожный, к тому же часто болеющий и потому гиперопекаемый ребенок. Другой причиной «школьных страхов» ребенка могут быть его конфликтные отношения с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Нередко сами родители провоцируют возникновение этого страха, когда в своем стремлении иметь ребенка-отличника, постоянно «давят ему на психику» во время приготовления им уроков, или давая наставления по поводу правильных ответов в классе и т.п. И вот, наконец, долгожданный день наступил — ребёнок в классе, среди сверстников, перед ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу — серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать — внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться, надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо — он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет — интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Контрольные работы, домашние задания. Отметки. Давление родителей. Давление ровесников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Ещё одна школьная беда- волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.

Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы, иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные — это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: « Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребёнок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

Учитель не может гарантировать, что ученик получит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать, на что он способен.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовя уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка- не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.

«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», — говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Таким образом, причины страхов разнолики. Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включают одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных, незнакомых объектов и незнакомых людей рассматриваются многими исследователями как производные от естественных причин.

Многие из приобретенных или социокультурных факторов, которые вызывают страх или оказывают на него влияние, несут на себе отпечаток связи с врожденными или естественными причинами или их непосредственными производными. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха.

Причины страха также включают некоторые потребностные состояния, например, боль, и другие эмоции. Страх в результате научения может вызвать любая эмоция. Страх может вызываться когнитивными процессами, когнитивные конструкции представляют собой один из источников беспредметного страха.

Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом и страданием может усилить проблемы, возникающие при формировании личности, и затормозить её развитие. Сильная связь между страхом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию в себя и даже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести к параноидальной шизофрении.

Глава 2. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми

.1 Понятие и сущность сказкотерапии

детский страх сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

Научиться тому, как учить;

Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос — это способ адаптации;

Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, пси-хокоррекционной, психотерапевтической работе.

Существует несколько направлений сказкотерапии:

. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений

. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

2.2 Формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Коррекция посредством сказкотерапии. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.).

И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это: обсуждение уже существующей сказки, самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка, инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр), арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.

Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.

Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи).

При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

· Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух . Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, как пишет Чех Е.В, сказки должны подходить ребенку по возрасту.

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Таким образом, общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле — Человек. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Заключение

Изучив понятие страха, я пришла к выводу, что страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.

Изучив причины появления страхов, мною было выявлено, что существуют различные причины появления страха. Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. И если оставить без внимания ребенка страдающего от каких-либо страхов, то это может привести к сложным психологическим и психическим заболеваниям. Поэтому вмешательство специалистов необходимо. И сказкотерапия является одним из лучших способов борьбы с детскими страхами, т.к.

Во-первых, персонажи в сказках универсальны, и ребенок может легко представить себя в роли главного персонажа.

Во-вторых, сказка создает чувство защищенности. Можно принимать ее настолько близко к сердцу, насколько хочешь. И еще очень важно отметить, что в сказках всегда побеждает ДОБРО.

В-третьих, в сказкотерапевтической работе ребенку дается возможность проявить себя, самому придумать сказку, актуализировать творческое мышление. Придумывая сказки, решая сказочные задачи, помогая главному герою преодолеть трудности, ребенок чувствует себя настоящим Волшебником, который может справиться с любыми сложностями жизни. Таким образом, повышается самооценка ребенка, развивается его креативность, ребенок чувствует себя уверенней.

В-четвертых, преодолевая трудности в сказочном мире, ребенок обретает механизмы, способы продуктивного реагирования и, самое важное, он переносит весь этот положительный опыт в реальную жизнь.

Таким образом, сказкотерапия — это одна из проективных методик анализа личности. То есть это один из способов больше узнать о себе. Чтобы было понятнее, к непроективным методикам относится тестирование.

Сегодня существует огромное количество всевозможных тестов, которые по сути направлены на то, чтобы человек, ответив на ряд определенных вопросов, смог узнать что-то новое о себе. Но недостатком тестов является то, что мы, отвечая на вопрос, не можем быть вполне объективными и потому те результаты и характеристики, которые мы получаем, не всегда являются истинными.

Принципиальное отличие Сказкотерапии и других проективных методик заключается в том, что результат невозможно предсказать, он всегда индивидуален.

Список литературы

1. Д. Айке. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998 — 230с.

. В. Н. Андрусенко, Социальный страх. Свердловск, 1991г. — 221с.

Бумеранг, Н.А. «Сказки для мудрых девочек и умных дурочек», Новосибирск, 2012. -128с.

. Ф.Е. Василюк, Психология переживания. М., 1994г. — 276с.

. В.К. Вилюнас, Психология эмоциональных явлений. М., 1976г.- 330с.

.Т.М. Грабенко, Практикум по креативной терапии / Т.М Грабенко,

.А.И. Захаров, Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Издательство «Союз», 2004г. — 346с.

.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2003. — 400 с.

. К.Изард, Эмоции человека: М.:, 2002.-250 с.

. Ж. Лапланш, Словарь по психоанализу.// Ж. Лапланш, Ж Понталис.-Б. М.: Высшая школа, 1996. — 420с.

.Кудзилов, Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.

. Н. Д Левитов, О психических состояниях 1964г. — 300с.

.Р.И. Мокшанцев, Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов/ Р.И. Мокшанцев, А.В Мокшанцев Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 — с.

. Е.Г Макарова, «Преодолеть страх или искусство — терапия» — М., «Школа-Пресс», 1996 г. — 156 с.

. А. С. Никифоров, Эмоции в нашей жизни. — М., 1974г. — 345с.

.Д.В. Ольшанский, Страх. // Диалог 1991 г. — 342с.

.Р. Мэй, Проблема тревоги. — М., 2001 г. — 278с.

. Ф. Риман, Основные формы страха. М., 1998 г.

. Я. Рейковский, Экспериментальная психология эмоций.

М.: Прогресс, 1979г. — 270с.

.Д.Ю. Соколов, Сказки и сказкотерапия — «Эксмо-Пресс» 2001г. — 66с.