Синдром эмоционального выгорания как следствие стресса

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы профессионального стресса.

§1. Понятие «стресс», его основные виды

§2. Синдром эмоционального выгорания как следствие стресса

§3.Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий

ГЛАВА II. Эмоциональное выгорание как следствие стресса

1. Описание используемых методик

2. Формирование выборки и описание этапов исследования

3. Обработка и интерпретация полученных данных

4. Выводы по практической части

Глава III. Методы преодоления негативного влияния стресса

§1. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

§2. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Потенциальные эффекты стресса

§3. Подходы к управлению производственным стрессом. Методы

регулирования стрессов. Желательные условия труда

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы – все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания. Именно поэтому учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Селье, Самоукина, Кеннон, Касл, Купер, Маршалл, Альбрехт, Вейтен, Ллойд и другие.

В нашей работе речь пойдет о стрессе, вызванном трудовой деятельностью человека.

Сегодня много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника.

Эта тема очень актуальна, т.к. в современном обществе главным приоритетом в жизни человека является материальное благополучие, и человек в погоне за деньгами не оставляет время на себя, свое здоровье, семью, друзей, и тогда его постигает профессиональный стресс. Если человек не сможет преодолеть негативные последствия этого стресса, то стресс начинает разрушать человека изнутри, что может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти. Поэтому в наше время необходимо знать, как пережить стресс и не подвергнуться его губительному действию. Но для того, чтобы преодолеть негативные последствия стресса надо выяснить, что является стрессом, какие существуют разновидности стресса, что влияет на нашу оценку стресса, как мы реагируем на стресс, какие эффекты может вызывать стресс, что такое профессиональный стресс, его источники, что такое синдром эмоционального выгорания и, наконец, как бороться с негативным влиянием стресса. Именно об этом мы и расскажем в своей работе.

4 стр., 1763 слов

проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации ...

... при организации экзаменационной ситуации. Глава 1. Теоретические основы проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов. 1.1. Понятие предэкзаменационного стресса и его изучение в ... только кратковременными эмоциями, как это регулярно случается в повседневной жизни. Критические, изменяющие жизнь события называются нормативными, если их можно предсказать: они имеют ...

Целью данной работы явилось изучение синдрома «эмоционального выгорания» у практикующих педагогов в соотношении с их стрессоустойчивостью.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Определение стрессоустойчивости педагогов в условиях средней школы г.Москвы;

2. Оценка синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов в условиях средней школы г.Москвы;

3. Выявление взаимосвязи между стрессоустойчивостью педагогов и степенью их «эмоционального выгорания».

Объект – это профессиональный стресс.

Предмет – «эмоциональное выгорание» как следствие профессионального стресса.

Гипотеза работы: Люди с низкой стрессоустойчивостью или с уровнем ниже среднего больше подвержены «эмоциональному выгоранию».

Для проверки выдвинутой гипотезы были применены методики:

1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Тест позволяет оценить стрессоустойчивость испытуемого по девять градациям: стрессоустойчивость очень высокая, высокая, выше среднего, чуть выше среднего, средняя, чуть ниже среднего, ниже среднего, низкая, очень низкая. Бланк и ключ методики представлены в Приложении 1.

2. Методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Данная методика выявляет как наличие «выгорания», так и степень «эмоционального выгорания», под которым автор понимал выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Автор выделяет три фазы – «напряжение», «резистенция», «истощение» – и 12 симптомов, характеризующих эти фазы: напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия), резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей), истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания»……..

Литература

1. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 459с.

4 стр., 1782 слов

Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...

... на эффективность трудовой деятельности?», а также поиск ответа на вопрос о возможности профилактики и коррекции эмоционального выгорания и совладающего поведения педагогов в рамках дополнительного ... непрерывного образования, охватывая всю образовательную деятельность, включает дошкольные воспитательные учреждения, дневные, вечерние и заочные школы, специальные средние и высшие учебные заведения, ...

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. С. 249 – 260.

3. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. М., 1995. С. 179 – 196.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. – М., 1995. С. 200 – 201.

5. Ньюстром Дж. В., Дэвис К., Организационное поведение. Спб., 2000. С. 366.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. С. 239 – 241.

7. Общая психология. Тексты: В 3т.: Для студ. фак. психологии вузов по направлению 521000 – «Психология» / Отв. ред. В.В. Петухов, ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», Генезис. Т.2., кн.1.: Субъект деятельности. 2002., С.507 – 515.

8. Общая психология. Тексты: В 3т.: Генезис. Т.2., кн.1.: Субъект деятельности. М., 2002. С. 532 – 541.

9. Общая психология. Тексты: В 3т.: Генезис. Т.2., кн.1.: Субъект деятельности. М., 2002. С. 525 – 532.

10. Радугин А.А. Психология. М., 2003. С.225.

11. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. 2000. С. 186

12. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С.25.

13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. 2000. С. 186 – 189.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 30 – 31.

15. Человек и бизнес. М., 1995. С. 170 – 180.