СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3Глава 1. Теоретические аспекты влияния сенсорного воспитания на интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях Дошкольной образовательной организации……………………..7

1.1.Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей младшего дошкольного …………………………………………..………….….. 7

1.2. Младший дошкольный возраст как объект психолого-педагогического изучения ………………………………………………………………………….13

1.3.Исследование роли сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов……………………………………………………………………..…18Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации …………………………………….………….27

2.1. Организация и методы исследования эмпирического исследования и обоснование выбора методик исследовании..…………………………………27

2.2..Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования сформированности сенсорного развития детей младшего возраста……………………………………………………………………………30

2.3.Программа по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного развития………..………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..…45

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…..49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то ... и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), ...

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, А.Г. Рузская, П.Сакулина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова и многие другие, а также зарубежные педагоги: О.Декроли, М.Монтессори, Ф.Фребель, Я.А.Каменский[3,25]. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка, потому что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Цель исследования — рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей младшего возраста в процессе ознакомления с формой, цветом и величиной.

Объект исследования — сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста будет успешным если:

— будет подобран комплекс дидактических игр;

— созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.

Задачи исследования:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ... - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития ...

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования И Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей;

2. Провести диагностику уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

3. Разработать программу по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада №13 «Лесная сказка» г. Заинск во второй младшей группе. В нем участвовало 24 ребёнка в возрасте 3- 4 лет, их родители и педагоги.

Методологическая основа: исследования является последовательная реализация принципов психологии детерминизма, системного междисциплинарного подхода, позволяющего использовать теоретические положения как классической, так и современной психологии

Теоретическая основа заключается в выявлении сущности, задач, содержания, путей осуществления сенсорного воспитания

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова, Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина и другие

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;

— педагогический эксперимент.

— диагностика сенсорного развития О. Л. Канонко;

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций, и разработанная программа воспитания в детских садах которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства сенсорному развитию детей

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Психолого-педагогические аспекты сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

По мнению Урунтаевой Г. А. рбенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. [38;5] Усова А. П. отметила, что сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.) [36,89]

11 стр., 5040 слов

Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста

... виды выносливости и методы развития выносливости; раскрыть особенности воспитания выносливости у детей среднего и старшего возраста; проанализировать экспериментальное обоснование развития выносливости у юных ... жизни. Объектом курсовой работы является система комплексного развития выносливости у детей среднего и старшего возраста. Предметом исследования является комплекс средств и методов, ...

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

[27,258]

Для развития сенсорных процессов подбираются различные методы, но конкретное определение содержания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятия и ощущения понимается в психологии.

В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Начальные этапы познания обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями. [38,37]

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

По мнению Рубинштейна С.Л. , Леонтьева А. Н. основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями на органы чувств, точнее воздействия на чувствительные аппараты (рецепторы).

В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический вид для каждого из них. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами).

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами. [32;35]

Адекватное познание окружающего, происходит, когда ребенок осваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством. Восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... внимания, важно мнение окружающих, из-за этого часто стесняется. Успеваемость по разным предметам разная (присутствуют оценки «3», «4», «5»). Занимается плаванием, рассматривает музыкальные произведения с ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Л.А. Венгер выделяет ряд этапов развития перцептивных действий:

1. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

2. На втором этапе Л.А. Венгер отмечает, что перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с выполняемыми предметами. На данном этапе, пишет Л.А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.

3. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения, в результате внешнее перцептивное действие превращается в умственное. [5,102]

Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

С точки зрения Поддъякова С.Л. под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.[23,4]

Одна из задач сенсорного развития — формирование у человека представлений о сенсорных эталонах. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с эталонами и называет цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит в три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать, получаемые им представления о свойствах предметов.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

1. Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.

2. Второй период длится в среднем до пяти лет. Ребенок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик).

3. Усвоение же систем общепринятых эталонов происходит в возрасте пяти лет и старше — третий период, когда на основе накопления многообразного опыта, его обобщения под руководством взрослого эталонное значение для ребенка начинают приобретать сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметы с освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Венгер Л. А. и Пилюгина Э.Г. выделяют следующие задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.[6,146]

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

1. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

2. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Группа педагогов и психологов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка. [38; 22;19]

Пилюгина Э.Г. утверждала, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. [25;4]

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать важнейшие открытия ... (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного ...

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.

1.2. Младший дошкольный возраст как объект психолого-педагогического изучения

По мнению Пилюгиной Э.Г. ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [24,4]

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и имеет самостоятельное значение т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов труда.

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями в основной общеобразовательной программе детского сада на 1 план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета — о форме, цвете, величине и т.п.

С точки зрения Башаевой Г.Б. восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. — не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.[3,7]

14 стр., 6679 слов

Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей ...

... по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста. 1. Значение сенсорной культуры для развития ребенка Сенсорное развитие ребенка -- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ...

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов.

Основные принципы работы по сенсорному развитию детей, являются педагогические принципы:

· развивающий характер обучения,

· систематичность и последовательность,

· сознательности и активности в усвоении,

· наглядность

· учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность т.к. играя ребенку легче запомнить.

Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Пилюгина Э.Г.отметила, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, — малышам они понятны и доступны. [25,7]

Маленькие дети начинают открывать окружающий мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечив……..