Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет управления
Кафедра психологии
Курсовая работа
Выполнила: Мартьянова. И.А.,
Группа СсО-09
Проверила: Волошина Д.О.
Чебоксары
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты массовой коммуникации
- Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации………………..4
- Этапы взаимодействия в процессе коммуникации и его результаты……7
- Условия, необходимые для функционирования средств массовой коммуникации и приемы манипуляции……………………………………..9
Глава 2. Исследование практических PR-ходов и приемов в рекламе
2.1 Приемы и установки в массовой коммуникации и влияние их на общество………………………………………………………………………….12
2.2 Примеры PR-ходов в современной телевизионной рекламе……………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Введение
Массовая коммуникация взяла на себя манипулятивно-управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны.
Психология массовых коммуникаций 3
... главный барьер на пути влияния массовой коммуникации. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к ... 3. Личность и массовая коммуникация Средства массовой информации в жизни индивида. Структура личности как база восприятия информации (потребности, интересы, ценности, знания, нормы, установки) и как ...
Особенно ярко попытки подобного информационного и коммуникационного насилия проявляются во время президентских выборов, политических пропагандистских или рекламных кампаний. СМИ проявляют свою диктаторскую функцию, навязывая вполне определенную, заданную некой политической или олигархической группой точку зрения, выгодную ей. В ход идут все известные и доступные психологической науке управленческие воздействия, методы и приемы.
Цель курсовой работы — показать роль массовых коммуникаций в общественной сфере.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть теоретические аспекты массовых коммуникаций;
— выявить основные признаки и классификацию массовых коммуникаций;
— проанализировать информационно-психологические функции массовой коммуникации;
— рассмотреть воздействие массовых коммуникаций.
Разработанность курсовой работы: роль и значение массовой коммуникации изучали многие американские социологи (например,Лассуэлл, Мак-Квейл).
Из российских социологов можно выделить Терина, Руденского.
3
Глава 1. Теоретические аспекты массовой коммуникации
-
Понятия, функции и механизмы массовой коммуникации
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым, т.к. происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества, их воздействия на характер общественных отношений.
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
4
Массовая коммуникация характеризуется:
- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность;
- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора. В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
Тест По «теории массовых коммуникаций» Основные положения теории ...
... существенных признаков? Обстракция Тема 1.4. Личность, межличностное общение в обществе и массовая коммуникация Как именуется конкретный человек, взятый в системе его устойчивых ... друзья) Как часто называют аудиторию в массовой коммуникации? анонимная Что собой содержательно представляет массовая коммуникация? Что собой представляет массовая коммуникация по форме? Носит персонифицированный характер ...
В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации — мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще — политических, реже — религиозных.
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности — привитие личности тех черт, которые желательны для общества.
5
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества. [5]
Средства коммуникации невербальные средства общения
... отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, ... знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение ...
С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ.
6
С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Социальная сущность массовой коммуникации: это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Исследование комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК тесно связано с понятием эффективности их деятельности.
Этапы взаимодействия в процессе коммуникации и его результаты
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Можно выделить следующие этапы или фазы взаимодействия в процессе коммуникации:
1 фаза — происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности — необходимое условие для начала информационной коммуникации.
2 фаза (производящая) — производитель информации придает сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. В ней же осуществляются все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для передачи.
3 фаза (передача) — передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.
4 фаза (потребление) — сложный процесс, характеризующийся активным включением психологических механизмов. Изменения в установках.
7
5 фаза (постфаза) — воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью без осознания данного процесс.
Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Что касается результатов воздействия, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация, деактивация, эмоциональный эффект — влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.[2]
Работа с информацией на уроках технологии как средство развития ...
... исследование уровня самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии; -организовать экспериментальную программу психолого- ... [56, c.50]. Обоснование некоторых путей и средств организации самостоятельной работы учащихся на уроке, учитывая ... силы. Самостоятельность - это и ответственное отношение человека к своему поведению, и способность действовать сознательно, ...
Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы.
8
Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).
Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.
1.3 Условия, необходимые для функционирования средств массовой коммуникации и приемы манипуляции
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации.[1] К ним можно отнести условия:
1) Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью.
2) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.
3) Наличие технических средств.
9
Телевидение — наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.
Эстетика телевидения воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс. «Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых «на месте событий». Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом».
Слухи как пример неформальной коммуникации
... в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить ... описательные (их смысл понятен только при словах) · жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Мимика - это движение мышц лица. Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения ...
Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация, преподнесенная телевидением, оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Давно было сформулировано правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.
10
Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним из условий успешной и оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».
Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы
человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.
11
1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)
... за счет информации. Информация – это содержание коммуникации. Социальный оттенок носит понятие коммуникации, связано с социальной жизнью. Каждая структура пронизана сетью каналов для коммуникации. Именно коммуникация служит результатом ... на общение с конкретной аудиторией; неуместное использование слов-паразитов. 38. Логические приемы ораторского мастерства. ( тет 9) Чтобы быть услышанным и понятым ( ...
Глава 2 . Исследование практических pr-ходов и приемов в рекламе
2.1 Приемы и установки в массовой коммуникации и влияние их на общество
Многие мотивы диктуются рядом установок, сформированных во взаимодействиях разного рода, например, предрасположенность определенным образом воспринимать общество и реагировать на него. Очень часто покупатель действует, исходя из разного рода условностей:
1. Предметы-символы. Принятие/отторжение их символического значения индивидуумом влечет покупку/отказ от неё. Например, брелок в виде рака — зодиакальный знак.
2. Совершая покупку, потребитель идентифицирует её с собственной личностью. Существует глубинное соответствие между тем, кем человек хочет быть/казаться и что он приобретает. Пример: реклама средств для похудения.
3. Совершить покупку — значит, рассказать о себе, дать возможность другим судить о себе (покупаем с учетом того, что о нас скажут).
Например, покупка модного мобильного телефона (Samsung – будь лидером).
4. Стремление к социальной самоидентификации. Человек социален и старается принадлежать к определенным группам, диктующим свои нормы, в том числе и поведенческие. Через конкретный предмет идет отсылка потребителя к группе людей с более высоким социальным статусом (например, ювелирные изделия, духи).
Таким образом, рекламное объявление усиливает имеющуюся потребность, а представленный в нем товар служит средством удовлетворения потребности. Очень важно, чтобы выбранные потребности существенно влияли на поведение человека. Пример: Вступай в клуб чемпионов LACOSTA (спонсор крупных теннисных турниров).
12
Рекламные тексты для российских потребителей должны обладать следующими особенностями:
1. Эмоционально окрашенная лексика не должна превалировать над логическими доводами. Российскому потребителю необходимо аргументированно разъяснить все достоинства товара.
2. Позитивно сказывается на эффективности рекламного воздействия неявное присутствие в тексте мотивов аффилиации (порядка 3%).
Превышение этого числа может вызвать у потребителя негативное ощущение «стадности», а недостаток мотива аффилиации способен породить чувство одиночества, отчужденности.
3. Реклама должна формировать у потребителя чувство значимости, принадлежности к избранному кругу, давать ощущение того, что, пользуясь данным товаром, человек оказывается чуть выше тех, кто использует другую продукцию.
Потребитель устал от шаблонных, избитых фраз. Так, к слову «лучший», запрещенному новым законом о рекламе, можно подобрать синонимы: «избранный», «первый», «первоклассный», «классический», «превосходный».
В результате многочисленных исследований рекламных текстов были выявлены типичные ошибки, негативно влияющие на восприятие рекламного сообщения:
1. Прямые сравнения с конкурентами и упоминаний их имен. Этот эффект называют действием «довода-вампира»; хвастливых заявлений «Мы – номер 1!».
Примеры аннотаций
... в 1878 г. (Т. 36. С. 54) 3.2. Характеризуют сборник произведений Средства массовой информации и пропаганды в CША : сб. документов. – 2-е изд., доп. – М., 1996. ... - профессии, о которых говорится в этой книге. Они относятся как к самым массовым, так и к самым древним, имеющим очень интересную историю. Это свидетельствует о ...
2. Нагромождения придаточных предложений, а также причастных и деепричастных оборотов. Причастия лучше заменять личными формами отглагольных существительных в тех случаях, когда можно достигнуть более простой конструкции при помощи глагола.
13
Желательно, чтобы рекламные тексты передавали читателю чувства восторга и воодушевления, однако стоит избегать чрезмерного давления. Цель — привести потребителя в состояние радостного волнения, чтобы он был готов с удовольствием отдать свои деньги.
2.2 Примеры pr-ходов в современной телевизионной рекламе
Вопрос о лингвостилистических особенностях рекламного текста тесно связан со спецификой воздействия рекламы и её восприятия потребителем. Ряд исследователей рассматривают рекламное объявление как своеобразный акт коммуникации — имеются участники, способ контакта, код/язык, сообщение информации и реакция на неё.
Основная задача рекламодателя в этом процессе — вызвать определенные изменения в поведении потенциального партнера по коммуникации.
В рекламе данные потребности преломляются в виде приемов воздействия на потребителя (обратная реакция):
1) волшебность в рекламе (Пример: Mr. Proper — рисованный персонаж, являющийся на помощь нерадивым хозяевам);
2) усиление возможностей
3) антропоморфность (Пример: капельки SORTI, представленные в виде трудолюбивых тетушек);
4) тотемичность (Пример: охранная система «Шер-хан» — машина под охраной тигра);
5) загадочность (Пример: — Хочу то, что никогда не пробовала!
— Вот тебе черника с дальнего Севера.
— Вкусно, как ORBIT-черника);
6) символичность (Пример: символ «Яйцо» — у компании МТС. Яйцо — символ жизни, первоистоков. С этим связан и тариф «Первый»);
7) псевдоэкзистенциальность;
14
8) ложные смыслы жизни (Пример: «Закрываются стадионы, кинотеатры…» Все находятся дома и смотрят «STRIM TV»);
9) замена процесса обладанием (Пример: «Лучше пиво в руке — чем девица вдалеке». Пиво «Золотая бочка»);
10) бегство от действительности (Пример: «Баунти — райское наслаждение»);
11) стремление отгородиться (Пример: «Danon — и пусть весь мир подождет»);
12) ложное слияние (Пример: «Пепси — бери от жизни все»);
13) ложное творчество
14) качественное искажение информации
(Пример: в рекламе порошка Bimax утверждается, что можно стирать детские вещи вместе со взрослыми, педиатры же утверждают, что – нет);
15) замена деятельности наблюдением (Пример: «Мы работаем — вы отдыхаете» — реклама Ariston);
16) искажение мировоззрения (Пример: есть печенье «Юбилейное» — есть традиция. «Юбилейное объединяет поколения»);
Психологические особенности воздействия социальной рекламы
... идей и начинаний. Реклама -- это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) ... процесс восприятия; 3) провести исследование о воздействии рекламы на студентах. 1. Понятие рекламы. Социальная реклама 1.1 Определение рекламы. Виды и функции Реклама - неотъемлемый атрибут ...
17) ложные препятствия (Пример: «Рондо — свежее дыхание облегчает понимание»);
18) ложная опасность (Пример: реклама Calgon, трагические интонации слышим мы в диалоге героев:
— Мне жаль, но она погибла.
— Но я же ухаживала за ней.
— Накипь лучше предотвращать с помощью Calgon).
Мы рассмотрели практические приемы и PR-ходы в рекламе и пришли к выводу, что рекламодателю нужно иметь четкое представление о мотивах своих потенциальных покупателей, чтобы знать не только какие товары и услуги, но и какая реклама приводит к покупке. Это необходимо учитывать при составлении текста рекламного ролика.
15 Заключение
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Эффективность массовой коммуникации есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.
Существует множество PR-ходов, приемов и уловок, которые воздействуют на общественность на бессознательном уровне. В практической части курсовой работы нами были рассмотрены примеры таких приемов в текстах рекламных роликов. Рекламодателю нужно иметь четкое представление о мотивах своих потенциальных покупателей, чтобы знать не только какие товары и услуги, но и какая реклама приводит к покупке.
Роль массовой коммуникации в современном обществе велика.
16 Список литературы
1.Бодрийар Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах российско-французского центра социологии и философии. -СПб, 2006.
2.Грачев М.Н. Микроуровневые теории политико-коммуникационных процессов в американской политической науке 20 века. — М, 2005.
3.Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. — Екатеринбург, 2006.
4.Калина Е.В. Массовая коммуникация как социальное явление. — Спб, 2007.
5.Латынов В.В. Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. — М, 2006.
6.Основы социально-психологической теории// под ред. Бодалева А.А. и Сухова А.Н. — М, 2005.
7. Отчеткин Я.Ю. Масс-медиа в нашей жизни. — М, 2004.
8. Петров В.В. Социальная значимость массовой коммуникации в России. — Самара, 2006.
9.Руденский Е.В. Социальная психология. — Москва-Новосибирск, 2007.
10. Савичева О.И. Работа с массовыми коммуникациями. — Екатеринбург, 2006.
11. Терин В.П. Массовая коммуникация и социологические исследования в США // Вопросы философии. 2006.
12. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — М, 2005.
17