4993 КР Развитие волевых качеств детей дошкольного возраста
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ способов развития волевых качеств детей дошкольного возраста 6
1.1 Общее представление о воли, сущности волевой регуляции 6
1.2 Волевые качества детей дошкольного возраста 12
1.3 Способы развития волевых качеств детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Организация исследования эффективности развития волевых качеств у детей дошкольного возраста 23
Глава 3. Диагностика развития волевых качеств у детей дошкольного возраста 25
3.1 Определение уровня сформированности волевых качеств у детей дошкольного возраста 25
3.2 Рекомендации по развитию волевых качеств ребенка дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Не смотря на все исследования в этой области, очевидна научная неразработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания и обучения. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов ...
... у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещ ... активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И ... события более или менее отдаленного будущего; Воля - это способность осуществлять свои желания, ...
К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.
Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии фундаментальность этой проблемы и её несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес к проблеме развития произвольности в детской психологии за последние десятилетия заметно снизился. Такое снижение интереса связано, по-видимому, с неопределённостью самих понятий «воля и произвольность ребёнка». Эти понятия описывают самые разные явления: произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр. Остаётся непонятным, что объединяет столь различные феномены, и почему они обозначаются одними терминами. В силу такой неопределённости понятий проблема формирования воли и произвольности оказалась включённой в другие разделы психологии — с одной стороны это развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей — формирование потребностно-мотивационной сферы ребёнка. В результате, задача, поставленная ещё Выготским, — определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит становление свободы воли ребёнка, — остаётся до сих пор нерешённой.
Научная неразработанность этой проблемы отражается и на практике воспитания детей. Единодушно признавая значение формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, педагоги не располагают какими-либо научно обоснованными методами формирования этих качеств. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами родителям и воспитателям: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и пр. Являясь безусловно справедливыми, эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли и произвольности ребёнка и общей стратегии воспитания этих важнейших качеств личности. В результате воспитательная работа, Направленная на развитие воли и произвольности, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и пр. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования этих качеств, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.
Воля, волевые качества личности
... на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий. Кроме того, ещ ...
Анализ проблемы развития воли в дошкольном возрасте в психологии проведен в нашей работе.
Целью исследования является: проанализировать особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воля как психическое образование.
Предмет исследования: особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
• Изучение и анализ литературы.
• Обобщение данных общей психологии о таком образовании как «воля».
• Рассмотреть основные проявления и способы развития волевых качеств у детей дошкольного возраста.
• Эмпирически проверить эффективность способов развития волевых качеств у детей дошкольного возраста.
Методы исследования носят теоретико-ориентированный характер: анализ литературы, обобщение и систематизация данных.
Глава 1. Теоретический анализ способов развития волевых качеств детей дошкольного возраста
1.1 Общее представление о воли, сущности волевой регуляции
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего по ведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.)- Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером не произвольных действий могут служить поступки людей в со стоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева) [12].
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля про является как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела». В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта про явления воли:
Тема 15. Воля и формирование волевых качеств личности
... а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. 1. На личностном уровне воля проявляется ... способствующих утверждению в своем решении. 4. Исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних ...
в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для пре одоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и труд ностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости [4].
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и вос питания в детстве были неблагоприятные:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо
2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения [7].
Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигну того, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь под водите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП
... мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую ...
Прежде всего волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности [5].
Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И таким образом процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под…
**************************************************************