Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

К- Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Андрей)

Дата: 15.12.2009

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические вопросы изучения памяти…………………………………………………………………..

5

1.1. Содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………………………..

5

1.2. Закономерности развития памяти младших школьников…………….. 13

1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта. Особенности развития памяти…………………………………………………………………………..

18

Выводы по 1 главе………………………………………………………… 28

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению памяти младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………

30

2.1. Методики изучения памяти младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………………………………………………..

30

2.2. Состояние памяти младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………………………..

37

2.3. Особенности коррекции памяти младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………..

43

Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 48

Заключение…………………………………………………………………… 49

Список литературы………………………………………………………….. 51

Приложение………………………………………………………………….. 55

ВВЕДЕНИЕ

Среди всех психологических понятий только понятию “память” удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой чуть ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий. Проблема памяти стала за последние годы одной из наиболее активно разрабатываемых областей науки. Это связано с целым рядом причин. С одной стороны, развитие техники быстродействующих счетнорешающих устройств, связанное с необходимостью моделировать процессы памяти, показало всю их сложность. Совсем недавно память рассматривалась как относительно простое запечатление, хранение и воспроизведение следов, то теперь эти представления показали всю свою недостаточность, и исследователи стали подходить к ним как к сложным процессам переработки информации, распадающимся на ряд этапов и по своему характеру приближающихся к познавательной деятельности.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...

... следующих условий: опора на ведущую деятельность детей с нарушением интеллекта. учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. систематичность и последовательность коррекционно-развивающей работы. ... специальное обучение и правильная организация всей жизни. Он утверждал, что младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью свойственны импульсивные проявления злобы, обиды, радости ...

Современная система образования предусматривает всестороннее развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Обучение в школе определяет не только интеллектуальное, но и личностное, психическое развитие ребёнка, создаёт условия для раскрытия и совершенствования всех его познавательных способностей: внимания, воображения, мышления и, конечно же, памяти. У младших школьников происходит наиболее интенсивное развитие этих качеств. Это так называемый сензитивный период, способствующий произвольной мнемической деятельности. Поэтому так важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых будет происходить развитие памяти, наиболее эффективней. Однако, школьники с нарушением интеллекта имеют специфику развития памяти.

Изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет очень важное значение. Зная эти особенности, педагог может строить свою работу, учитывая их. Результатом такой работы будет усвоение школьного материала наилучшим образом, более глубокое осмысление его и сохранение на длительное время.

Начало школьного обучения во многом определяет дальнейшее обучение ребенка с нарушением интеллекта , а поэтому очень важно, чтобы у него была уверенность в своих силах.

В отечественной психологии проблемами памяти занимались: А.Н.Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия ,Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, И.П. Ашмарин , Н.И. Чуприкова и другие. В зарубежной психологии: П. Линдсей , Д. Норман , У. Джемс , С. Роуз ,А. Бергсон и другие.

Цель исследования: изучить особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие памяти в психолого-педагогической литературе.

2. Определить особенности развития памяти младших школьников.

3. Изучить особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

4. Предложить направления работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

В работе использовали следующие методы и методики:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ

1.1. Содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе

Существует множество определений памяти. Так Леонтьев определяет память как знание о минувшем душевном состоянии после того как оно уже перестало непосредственно сознаваться нами, или, говоря точнее, это знание о событии или факте, о котором мы в данную минуту не думали и который осознается нами теперь как явление, имевшее место в нашем прошлом. Важнейший элемент такого знания- оживание в сознании образа минувшего явления, его копии. Но это еще не есть память; это дубликат первого события, не имеющее с первым никакой связи и только сходное с ним. Таким образом , по мнению Леонтьева, составными элементами в каждом объекте памяти является общее чувство направленности в глубь прошедшего , определенная дата , лежащая в этой направленности и охарактеризованная соответствующим названием или содержанием , воображаемое мной со бытие, относимое к этой дате, и признание его принадлежащим к моему личному опыту [12].

5 стр., 2241 слов

особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста

... Васильева Н. Л., Афанасьева Е. И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам испытывающим трудности в обучении//Мир психологии. - 1999. - № 4. - С. 84 ... развития зрительной памяти умственно отсталых школьников третьего класса и в определении серии упражнений, направленных на повышение продуктивности мнемической деятельности умственно отсталых детей младшего школьного ...

Выготский Л.С. считает, что память это не однородный процесс, а

представляет собой ряд сложных моментов. Исследование подсознательной сферы наших сновидений показало, что ни одно из воспринятых нами представлений и впечатлений не пропадает бесследно, все как бы сохраняется где-то в подсознательных сферах и в видоизмененном виде вновь проникает в сознание [4].

Ц. Флорес в термине “память” объединяет совокупность деятельностей, включающих в себя как биофизиологические , так и психические процессы , осуществление которых в данный момент обусловлено тем , что некоторые предшествующие события существенным образом модифицировали состояние организма. Он выделяет три фазы для любого акта памяти: а) фаза запоминания; б) фаза сохранения; в) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала [6].

Рубинштейн С.Л. отмечает, что отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Без памяти мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни , смыкающейся в единстве личного сознания , и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем , что мы есть [31].

Само сохранение это не пассивное хранение материала, а динамический процесс, совершающейся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения , включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, -она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, “затоплено” бесконечным потоком поступающим из вне раздражителей. Такого мнения придерживаются другие исследователи.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины физиологических механизмов памяти мы не имеем . Проблема физиологии памяти решается физиологами, занимающимися изучением мозга. Разные стороны и аспекты функции памяти выступают в различных познавательных ситуациях, каждая из которых выявляет лишь одну сторону этой функции. Отсюда следует, что раскрытие природы памяти возможно лишь на путях комплексного исследования, при использовании искусственно создаваемых, заведомо различных познавательных ситуаций т.е. при использовании различных методических подходов без абсолютизации каждого из них .

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... механизмов памяти. Виды памяти Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и ... деятельность угнетается. Проливают свет на механизмы памяти данные нейрохирургии и связанной с ней нейропсихологии. Операции различных участков мозга и клинические исследования больных ...

Многие психологи рассматривают память как сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Таким образом, память- это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память включает навыки, созданные обучением, образные воспоминания и механизм узнавания.

Существует несколько разновидностей классификации памяти.

Основанием для выделения различных видов памяти чаще всего выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями [33].

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования практических и трудовых навыков. Такую память в шутку называют “лошадиной”.

Эмоциональная память- память на чувства. Этот вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память очень важна для нас. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действий.

На ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, а на более высоких степенях развития является сознательной.

Образная память-это память на представления. Она бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Эти типы памяти редко встречаются в чистом виде, большей частью типы ее бывают смешанными, ни один тип не прекращает работы других. Напротив другие типы могут быть использованы при случае. Но также редко встречается и чистый нейтральный тип т.е. работа памяти, протекающая одинаково по всем типам. Обычно комбинация заключается в том, что какие–нибудь типы господствуют и являются преобладающими. Выбор типа памяти объясняется общей структурой воспринимающих органов [34].

Логическая или ассоциативная память. Под ней подразумевается запоминание и воспроизведение наших мыслей. Некоторые психологи выделяют не просто логическую память, а словесно- логическую т.к. мысли не существуют без языка. Такая память может проявляться в виде запоминания и воспроизведения лишь смысла данного материала без точного воспроизведения слов и в виде точного воспроизведения мыслей.

Эти виды памяти не совпадают друг с другом и редко встречаются вместе. Некоторые люди легко запоминают смысл прочитанного, но с трудом могут выучить наизусть. Другие могут точно воспроизвести текст, но рассказать “своими словами” затрудняются.

Словесно-логическая память свойственна только человеку т.к. только он обладает речью.

Вторым критерием деления памяти на виды является характер целей деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют память непроизвольную и произвольную. Под непроизвольной памятью понимается такая память, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой конкретной цели что-то запомнить и воспроизвести. Когда такая цель ставится говорят о произвольной памяти. При этом нельзя абсолютно противопоставлять эти виды памяти. Между произвольным и непроизвольным запоминанием существует ряд переходов, ряд промежуточных форм. Одна из них как раз именно то запоминание, которое осуществляется не в силу сознательного намерения запомнить, не под влиянием мнемической задачи, а благодаря наличию мнемической установки. Наличие мнемической направленности имеет важное значение для продуктивности запоминания. Хорошо известно, что при прочих равных условиях произвольное запоминание значительно эффективней непроизвольного. Намерение запомнить — надо считать одним из главнейших условий успешности запоминания [33].

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... материал 6)Особенности материала 7)Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.   Характеристика рабочей памяти. ... исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. ... (рис. 18). Показатели запоминания представляют собой среднее арифметическое ...

П.И. Зинченко, проводя серии опытов по изучению непроизвольного запоминания, пришла к выводу о том, что непроизвольное запоминание является продуктом деятельности, а не результатом непосредственного запечатления воздействующих объектов. Любое психическое образование- ощущение, представление и т.п. – является не результатом пассивного отражения предметов и их свойств, а результатом, отражения, включенного в активное отношение субъекта к этим предметам и их свойствам [6].

Развитие произвольной и непроизвольной памяти в онтогенезе рассматривал А.Н. Леонтьев. На первом этапе происходит развитие естественной способности к запечатлению и воспроизведению услышанного, увиденного или почувствованного. Человек пользуется памятью, но не господствует над ней (непроизвольная память).

На втором этапе появляется опосредованная память, при которой используется прошлый опыт [12].

Произвольная и непроизвольная память отличаются и по содержанию запомнившегося материала. Непроизвольная память больше связана с интимной, эмоциональной сферой жизни. В непроизвольной памяти фиксируется смысл событий. По-видимому, многие неосновательные по самонаблюдению, но точные прогнозы и оценки , касающиеся тех или иных событий , имеют своим источником сохранение смысла и забывание формы, а порой и содержание прошлых событий.

Непроизвольная и произвольная память образуют единую систему. Как отмечает Бочарова С.П., системный анализ памяти показывает, что все ее процессы могут выступать как в произвольной, так и в произвольной форме в зависимости стоящей перед субъектом задачи. Произвольная форма памяти, для которой характерна сознательная установка субъекта на будущее воспроизведение, выполняет в структуре познавательной деятельности организующую функцию, направляя все познавательные процессы на достижение мнемической цели. Непроизвольная форма памяти включена в структуру целенаправленной деятельности как способ достижения познавательных или практических целей.

Третьим критерием деления памяти на виды является время закрепление и сохранения материала. В соответствии с этим критерием различают память кратковременную, долговременную, иконическую и оперативную.

Для кратковременной памяти характерно очень недолгое сохранение материала после однократного непродолжительного повторения и немедленного воспроизведения. Долговременная память характеризуется длительным сохранением материала после многократного повторения и воспроизведения. В долговременной памяти хранится все то, что нам известно об окружающем мире. Именно благодаря находящемуся в долговременной памяти материалу мы можем вспоминать прошлые события, решать задачи, распознавать образы т.е. мы можем мыслить. Все знания, лежащие в основе познавательных способностей человека, хранятся в долговременной памяти [6].

18 стр., 8504 слов

Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате

... ул. Светлова, д. 80. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ... тифлоприборами и специальным оборудованием; используется специальный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки ... 296с. 3.Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" / Д. Уотсон.- М.: ЧеРо, 2000г-269с. 9.03.2013 ...

В долговременной памяти хранятся абстрактные коды образов и эти коды могут сопоставляться с входными стимулами, обеспечивая распознавание этих стимулов. Информация может быть структурирована с помощью различных правил – правил орфографии, правил перекодирования рядов цифр, правил синтаксиса. Все эти правила хранятся в долговременной памяти. В ней хранятся значения слов и факты. Количество информации, хранящееся в долговременной памяти поразительно. По мнению некоторых теоретиков, все, что когда-либо заложили в долговременную память, остается в ней навсегда. Таким образом, наша долговременная память содержит огромное количество информации.

Расположение информации в ней всегда вызывало огромный интерес. Информация, по-видимому, находится в каком-то упорядоченном виде. Факты связаны с другими фактами неслучайным образом; одно слово соединяется с другим по смыслу. Вероятно по этому мы имеем возможность извлекать из долговременной памяти информацию за несколько секунд [6].

Основная функция кратковременной памяти- первичная ориентация в окружающем мире. Она может давать материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизировать старые мнемические следы с другой. Однако сама функция первичной ориентировки предполагает отражение пространственно- временной структуры среды в конкретный момент и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.

Следовательно, кратковременная память – это отражение быстро изменяющихся процессов; фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, существенного для организма. Кратковременная память как поставщик материала для долговременной памяти должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну.

Существует правило, полученное Н.П. Бехтеровой, обратного отношения между кратковременной и долговременной памятью: чем более сформированы следы какого-либо события в долговременной памяти, тем при прочих равных условиях слабее оставляемые им следы в кратковременной памяти, и наоборот[7].

Как отмечалось выше, емкость кратковременной памяти ограничена.

Данные об этом получают при помощи определения объема непосредственной памяти. Испытуемым предлагают список из нескольких элементов, а затем просят припомнить их. При малом числе элементов это не составляет труда, но если их число превышает семь, большинство испытуемых начинает допускать ошибки. Число элементов, которое может запомнить испытуемый не делая ошибок, называется объемом кратковременной памяти, и его истолковали как предельное количество информации, которое может вместить кратковременная память. Предполагается, что кратковременная память может вместить около семи элементов, которые воспроизводятся без ошибок[7].

9 стр., 4264 слов

Структура памяти. Характеристика кратковременной, оперативной ...

... блок долговременной памяти. По длительности удержания следа выделяют кратковременную и долговременную память. Активная и динамичная области кратковременной памяти с вниманием и долговременным хранилищем образуют рабочую память. Представляет интерес подробно рассмотреть хранилища памяти: сенсорное, кратковременное и долговременное. ...

Понятием оперативная память ( термин был введен Жинкиным Н.И. в 1958 г.) обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

По данным экспериментов, после одноразового прослушивания объяснения преподавателя в долговременной памяти остается 10% услышанного, после самостоятельного чтения- 30% , после показа изучаемого материала, сопровождающегося объяснением и живым наблюдением – 50%, после самостоятельных действий учеников-90%.

3 этап лекции — заключительный. .

Рассмотрев различные подходы к классификации памяти, можно утверждать, что наиболее общим основанием для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. На основании этого выделяют отдельные виды памяти по следующим критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) по продолжительности сохранения материала выделяется оперативная, кратковременная и долговременная память.

У каждого человека развит какой-то из видов памяти сильнее другого. Каждый отдельный тип памяти в чистом виде встречается очень редко, большей частью типы ее бывают смешанные, ни один тип памяти не прекращает работы других типов памяти. Редко встречается чистый нейтральный тип памяти т.е. работа памяти, протекающая одинаково по всем типам. Выбор типа памяти объясняется общей структурой воспринимающих органов и наиболее привычным способом запоминания.

1.2. Закономерности развития памяти младших школьников

Ведущ…

**************************************************************