Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития чувства юмора у детей дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.1. Характеристика чувства юмора как высшего психического чувства……………………………………………………………………..5
1.2. Особенности чувства юмора в разном возрасте………………….10
1.3. Специальные особенности чувства юмора детей дошкольного возраста………………………………………………………………….15
2. Экспериментальное развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО деятельности……………………19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Приложение 1…………………………………………………………………….33
Приложение 2…………………………………………………………………….35
Введение
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Актуальность проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы. повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили придавали большое значение юмору, создать установку на веселье, радость, использовать в воспитании и обучении, поощрять удачные шутки, проявление находчивости (А.С. Макаренко); научить ребенка смотреть на мир с улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора.
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление — радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.
Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
... Ж.-Ж. Руссо, напротив, полагал, что ребенок одарен от природы, и цель педагога - не мешать его развитию. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью решения государственной задачи ... рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она ...
Цель курсовой работы: изучение развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО деятельности.
Объект исследования: педагогический процесс развития чувства юмора у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельности.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития чувства юмора у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста будет успешным в результате целенаправленных, систематических занятий, включающих игровую деятельность с использованием изобразительных технологий.
База исследования: д/с «Пчелка», старшая группа, 25 детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития чувства юмора у детей средствами анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы.
2. Изучить особенности чувства юмора у детей 5-6 лет.
3. Разработать методическую систему развития чувства юмора у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность методической системы развития чувства юмора у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи — разработана методическая система развития чувства юмора у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили общепсихологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развития способностей человека и способности к изобразительной деятельности (В.В. Киреенко, А.Г. Ковалёв, Б.М. Теплов).
1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития чувства юмора у детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика чувства юмора как высшего психического чувства
Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.
Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности [2, c.78].
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.
Развитие личности донаучн. период
... Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения и их исполнительны ... Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности ...
Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического).
Примером эмпирической классификации может служит различение десяти “фундаментальных” эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард).
К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [19, c.74].
Эмоции (следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных “ценных” эмоций:
1. альтруистические, 2. коммуникативные, 3. глорические,
4. праксические, 5. пугнические, 6. романтические, 7. гностические,
8. эстетические, 9. гедонистические, 10. акизитивные.
Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства: счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида.
Эмоциональную сферу, способность к эмоциональной жизни человек унаследовал от своих животных предков. Но в процессе развития мышления и интеллекта эмоциональная жизнь человека сильно изменилась. Среди свойств, которые развились на довольно высокой ступени развития, — такие трудноопределяемые явления психической жизни, как чувство юмора и остроумие. Какие-то предпосылки их можно наблюдать у высших животных, но в развитом, сформировавшемся виде — это чисто человеческие, социальные свойства, то есть свойства, проявляющиеся в общении. Они имеют, конечно, и свою физиологическую основу.
Что чувства человека влияют на его мышление — эта истина стала уже тривиальной. Гораздо реже вспоминают о том, что интеллектуальные процессы оказывают могучее влияние на чувства. Это влияние и служит физиологической основой “чувства смешного”.
Смех является естественным двигательным и мимическим выражением нескольких чувств. Удовольствие, радость, злорадство, ликование, блаженство — все эти чувства сопровождаются усмешкой, улыбкой, ухмылкой, хохотом, то есть различными оттенками смеха, который служит выражением полноты удовольствия, радости, веселья.
Психология юмора
... и логичности формулировок решения). К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм. ГЛАВА 2. ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ОДНО ИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЧУВСТВ В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к ... теми, ни с другими; ибо всего более переменчивее петербургская атмосфера!» В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн ...
Чарльз Дарвин в книге “О выражении эмоций у животных и человека” высказал свои соображения о роли и значении смеха как реакции приспособления организма к окружающей среде, об эволюции смеха в филогенезе.
Дарвин подробно разбирает анатомию лицевых мускулов, а также анализирует звуки смеха. У большинства представителей животного царства голосовые сигналы используются, чтобы привлечь представителей противоположного пола. Они используются также, чтобы выразить радость при встрече родителей с детёнышами, при встрече членов дружественного сообщества (стадо).
Звуки удовольствия должны ясно отличаться от криков ужаса. Так оно и есть на самом деле: вопли несчастья характеризуются длинным непрерывным выдохом и коротким вдохом, а при смехе — наоборот: вдох непрерывный и достаточно длительный, а выдохи короткие и прерывистые [24, c.83].
Роль мимического компонента в смехе, в частности растягивание губ в стороны, состоит в увеличении резонирующей полости рта, и это обеспечивает достаточную силу звукового сигнала. Существует целый ряд градаций смеха — от чуть заметной улыбки до гомерического хохота.
Улыбка — это первая ступень смеха. Дарвин объясняет её так: чтобы издать звук удовольствия, необходимо растянуть углы рта. Но если удовольствие недостаточно сильное, то осуществляется только первая часть реакции — растягивание углов рта, а до звуков дело не доходит. Так улыбка превращается в самостоятельное выражение удовольствия — у всех народов во всём мире. Но это не единственный способ мимического выражения радости. У некоторых первобытных народов, отмечает Дарвин, удовольствие выражается также движениями, имитирующими акт еды, или даже отрыжкой, символизирующей насыщение. (Небезынтересно отметить, что выдающийся анатом Ч. Белл считал мимику непременным выражением функции, поэтому он и смех выводил из удовлетворенного чувства голода.)
Смех — это врождённая реакция, свойственная не только человеку, но и высшим животным — обезьяне, например. Новорожденный младенец очень рано начинает улыбаться. Его улыбка и смех — показатели чисто физического комфорта, удовлетворения его первичных стремлений и потребностей, прежде всего голода. Улыбка и смех — это естественная реакция на удовлетворения стремления. У очень молодых людей смех служит выражением здоровья, избытка и брожения жизненных сил. Смех без причины, вопреки пословице, — это самый завидный смех [25, c.134].
В. Прокопенко выделяет в юморе следующие функции:
• информационная — юмор как средство познания мира углубляет представления о нем, заостряет внимание на том, на что раньше не обращали внимания, происходит небольшое открытие;
• коммуникативная функция — ребенок открыт к общению для окружающих, всегда вносит атмосферу жизнерадостности, юмор формирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, помогает установить дружеские отношения;
• развивающая функция — юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, кри-тического мышления, остроты видения мира, наблюдательности, по-вышает эффективность педагогического процесса.
Юмор и общение
... явление критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Активная, творческая форма чувства юмора - остроумие. Чувство юмора - это способность к восприятию комизма; остроумие - к его творению, ... развития, бурной деятельности, игры умственных сил. Смех - это оборотная сторона мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора - значит укреплять его умственные силы ...
Цель юмора — рассмешить, сталкивая две несовместимые ситуации, восприятие несоответствия.
Таким образом, среди свойств мышления и интеллекта, которые развились на довольно высокой ступени развития, выделяют такие трудноопределяемые явления психической жизни, как чувство юмора и остроумие. Смех является естественным двигательным и мимическим выражением нескольких чувств. Итак, чувство юмора является составляющей частью познавательной и коммуникативной функций человека, способствует развитию мышления и интеллекта.
1.2. Особенности чувства юмора в разном возрасте
У каждой национальности свое чувство юмора, это относится к тому, над чем смеются и как. Для русских популярным типом юмора является игра слов, балагурство, образование новых слов. Его традиции восходят к фольклору: частушки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки (Иванушка-дурачок), смеховая культура находит отражение в обрядах, играх, песнях.
Эмоциональной особенностью русского юмора является соединение юмора с грустью. Русские воспринимают юмор как самоироничный, остроумный, двусмысленный, добрый, задушевный, но при этом насмешливый, черный, последний не для дошкольников [1, c.63].
В комическом как эстетической категории выделяются четыре равоправных вида: юмор, ирония, сарказм, сатира.
Юмор — добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве — изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает. Шутка — говорить неправду не ради лжи, а для безвредной потехи, забавы, веселья, тешить себя и людей пустой забавной выдумкой (1 апреля).
Ирония — тонкая, скрытая насмешка, прием видимого и скрытого смысла, высказывания, несоответствие положительного значения слов и отрицательного подтекста.
Сарказм — язвительная, гневная насмешка, не допускающая дву-смысленности толкования. Это отношение неприятия и полного осуждения человеческих пороков (эпиграмма А.С. Пушкина на графа Воронцова «Полу-милорд, полу-купец…»).
Сатира — особый вид оценки комического, предполагает резкое ос-меяние, гневное осуждение слабости, пороков, преувеличение и сгущение красок. Отсюда — резкость и беспощадность сатирического образа.
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили придавали большое значение юмору, создать установку на веселье, радость, использовать в воспитании и обучении, поощрять удачные шутки, проявление находчивости (А.С. Макаренко); научить ребенка смотреть на мир с улыбкой, здоровой улыбке надо учить с детства, развивать способность смеяться, развивать чувство юмора.
В.А.Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление — радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую улыбку, незлобливый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.
Детям присуще чувство радости. Познавательный юмор необходимо ввести в рассказы, рисунки, учебные пособия.
Юмор развивает тонкость ума. Мысль, высказанная в юмористи-ческой форме, очень точна, лаконична, верно схватывает противоречие [4, c.150].
Рганы чувств ребенка начинают функционировать
... имеет предметную направленность: а) апатия, б) депрессия, в) настороженность, г) оптимизм, д) чувство, е) предвосхищающая эмоция, ж) разочарование. 22. Основные характеристики эмоций: а) длительность, б) ... е) устойчивость, ж) избирательность, з) полярность, и) предметность, к) обобщенность. 24. Какие слова описывают характер (Х), а какие темперамент (Т): 1 - уравновешенность, 2 - собранность, 3 ...
Над чем смеется человек, по его манере смеяться и оттенкам смеха,
как он это делает, можно достаточно точно судить о его характере, о его достоинствах и недостатках.
Без способн…
**************************************************************