Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям И лабораторным работам

 

Профилактика и коррекция трудностей

участников образовательного процесса (интеллект)

Направление: 050400.68 — Психолого-педагогическое образование

Профиль:050400 (МАГ ПО) — Психология образования

Квалификация (статус) – Магистр психолого-педагогического образования

Форма обучения: очная, 5 курс, 10 семестр (Приём 2011)

План семинарских занятий

Семинар № 1

Тема: Закономерности, условия и движущие силы развития интеллекта в онтогенезе

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема условий, движущих сил развития интеллектуальных способностей в психологии.

2. Психофизиология способностей: врожденные свойства нервной системы, различие «природного» и генетического, возможности влияния на генотип.

3. Роль обучения и деятельности в развитии способностей.

Задания:

  1. Выписать основные подходы к решению проблеме условий развития интеллекта в психологии, привести примеры.
  2. Выписать свойства нервной системы, влияющие на разные типы способностей.
  3. Охарактеризовать основные походы к проблеме соотношения обучения и психического развития.

Основная литература:

1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд.,стереотипное. — М. : Академия, 1998.

Дополнительная литература:

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.

Семинар №2

Тема: Интеллектуальное развитие в условиях современного образования

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие интеллектуальных способностей как приоритетная задача современного образования.
  2. Понятие о развивающем обучении.
  3. Проблема связи содержания образования и развитие способностей.
  4. Ориентация современных образовательных программ на развитие интеллекта.

Задания:

18 стр., 8706 слов

"Теоретические основы развития творческих способностей младших ...

... образовании в области развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения лепке; наблюдения за деятельностью детей; анализ детских работ; фотосъемка. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ История развития лепки ...

  1. Выписать определение понятия развивающего обучения, принципы развивающего обучения.
  2. Определить связь содержания образования и развития способностей.

3. Дать характеристику развивающих программ (Например: Г. Домана, Дж. Рензулли, Блума, С. Кейплан, А.Н. Занкова, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина).

Основная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. – М., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.

Семинар № 3-4

Тема: Типы и причины нарушений интеллектуального развития учащихся

Вопросы для обсуждения:

1. Причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.

2. Типы нарушений интеллектуального развития и трудности освоения образовательных программ.

Задания:

  1. Выписать причины нарушений интеллектуального развития и трудностей в освоении образовательных программ у детей и подростков.
  2. Выписать типы нарушений интеллектуального развития.

Основная литература:

  1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение: учебное пособие для вузов : пер. с нем. / К. Барт. — М. : Академия, 2006.
  2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учебное пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — 4-е изд., перераб. — М.: Академия, 2000.
  3. Костяева В.Н. Нестандартный ребенок. — М.: Айрис Пресс, 2004.

 

Семинар № 5-6

Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.

2. Содержание программ развития и коррекции интеллекта для обучающихся разных возрастов.

Задания:

  1. Выписать принципы построения программ коррекции интеллектуального развития.
  2. Выписать основные проблемы интеллектуального развития в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
  3. Определить задачи и содержание работы по профилактике и развитию нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.
  4. Определить задачи и содержание работы по коррекции нарушений интеллектуального развития в разных возрастах.

Основная литература:

  1. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студ. сред. пед.уч. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд.,стереотипное. — М. : Академия, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Ось-89, 2005.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. : Речь, 2003.
  3. Перькова О.И. Интеллектуальный тренинг : учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речь, 2002.
  4. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е издание. — М.: Владос, 2001.

 

5 стр., 2016 слов

Влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей ...

... литературу по данной тематике. 2. Провести теоретическое исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. 3. Провести экспериментальное исследование влияния социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей ... Интеллект является основной формой познания действительности. В программу образования школ США и других развитых ...

План лабораторных занятий

 

Лабораторная работа №1-2