Психологические особенности творчески одаренных людей

Введение

Глава 1. Психологические аспекты творческой личности

1.1. Понятие способностей в современной психологии

1.2. Концепции творческого мышления в психологии

1.3. Роль творчества в развитии личности

Глава 2. Работа с личностными особенностями творчески одаренных людей

2.1. Проблема самореализации и творчества

2.2. Особенности личности творчески одаренных людей в контексте психологического консультирования

Заключение

Литература

Введение

Акутальность работы

Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Объект исследования: 12 человек (члены Союза писателей России).

Предмет исследования: особенности личности творчески одаренных людей

Цель: изучить особенности личности творчески одаренных людей.

Задачи:

— выявить психологические аспекты творческой личности

— проанализировать основные концепции творческого мышления в психологии

— выявить основные особенности творческой личности в контексте психологического консультирования

Глава 1. Психологические аспекты творческой личности

1.1. Понятие способностей в современной психологии

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

... 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами ... для которой характерным является ряд особенностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта, отмечается недоразвитие ...

Способности можно классифицировать как:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей)…..

Заключение

Изучение психологических особенностей творчески одаренных людей позволяет сделать ряд выводов.

Рассматривая психологические аспекты творческой личности, можно определить следующее. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения. Ценную информацию выделяют из маскирующих ее шумов виде объективно существующей, но ранее не познанной закономерности. Для этого используют механизмы выдвижения гипотез, т.е. таких рекомбинаций ранее накопленного опыта, существование которых в действительности должно быть установлено в ходе дальнейшей проверки. Отбор гипотез (догадок, предположений) осуществляется в несколько этапов. Вначале он производится путем сопоставления с непосредственным опытом субъекта, а затем вступает в действие критерий общественной практики, в ходе которой уточняются истинность нового знания и его ценность.

Обобщая вышесказанное отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что основным фактором, инициирующим и побуждающим генерирование творческих догадок, гипотез, является сила актуализированной потребности (мотивации), а факторами, вероятностно определяющими содержание гипотез, – качество этой потребности и вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний.

Опыт нашей консультативной работы с личностными особенностями творчески одаренных людей показывает, что творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей, определенным нарушением коммуникации. Важным условием успешного развития творчески одаренных личностей может осуществляться только при достижении самодостаточности личности. Зачастую это условие связано с доминированием какой-либо идеи в сознании творческого человека.

Важное замечание, сделанное нами состоит в том, что творчески одаренные личности, обладающие высокой креативностью, зачастую не характеризуются сверхвысоким интеллектуальными возможностями. Это подтверждает существующее в современной литературе утверждение.

Помимо этого можно выделить ряд особенностей, характерных, по нашему замечанию, в той или иной мере, всем творчески одаренным личностям, а именно: готовность к преодолению препятствий, возникающих на пути по направлению поставленной цели; готовность к действию резко изменяющихся ситуациях; автономность мнения, зачастую граничащая со стойким нонконформизмом.

Литература

1. Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.

12 стр., 5918 слов

1.Общая характеристика психологии творчества

... творчество», разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески ... исходных данных  можно разделить на 2 группы - методы традиционной психологии творчества – предполагают фиксацию непосредственного творческого опыта. К ним относятся & ...

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

4. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1996.- 496 с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.2: Пер. с Франц.-М.: Мир, 1996.-376 с.

7. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.

8. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.

9. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973.

10. де Боно Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976.- 144с.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»)

12. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.

13. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. — Псков, 1998. — С.30.

14. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.

15. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.

16. Кузин В.С. Психология. — М.: Высшая школа, 1974.

17. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.

18. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.

19. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.

20. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение.ВЛАДОС, 1995.- 576с.

21. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Пер. с англ.- Минск.: Попурри, 1996.- 240с.

22. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1981.

23. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986,

24. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,-464с.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2000.-512с.

26. Платонов К.К. Проблема способностей. — М.: Наука, 1972.

27. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. — М.: Высшая школа, 1977.

28. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. .№ 5, 1994г., стр. 86-95.

29. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. — М., 1976.

30. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г.

31. Психология индивидуальных различий / под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М., 1982.

32. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. — М.: Педагогика, 1989.

8 стр., 3989 слов

Выготский Л. — К вопросу о психологии творчества актера

... устремления их авторов, не только каноны стиля, но и системы практической психологии актерского творчества. Такова, например, известная система К. С. Станиславского, полного теоретического оформления которой ... исследования, напротив, упускают из виду всю специфичность, все своеобразие актерской психологии, видя в творчестве актера лишь особое сочетание тех самых психических качеств, которые в ...

33. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.

34. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г

35. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.