Психологические и лингвистические основы формирования грамматических понятий младших школьников

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Сущность грамматического понятия

1 Грамматические понятия в начальном обучении…………………..………….6

1.2. Трудности изучения грамматических понятий. Психологический аспект изучения грамматических понятий у младших школьников…………………23

Выводы по 1 главе………………………………………………………………………………….25

Глава 2. Процесс формирования грамматических понятий у младших школьников

2.1. Этапы формирования грамматических понятий у младших школьников…………………………………………………………………..…26

2.2. Условия успешного формирования грамматических понятий у младших школьников……………………………………………………………………..31

Выводы по 2 главе………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы и источников………………………….40

Введение

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальной школе, самый большой. Это говорит об огромном значении, которое придается изучению названного в начальных классах.[1,с. 160]

Одна из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики — научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике.

А так как части речи — самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.

В процессе изучения частей речи дети знакомятся с их грамматическими значениями, направленными родом, числом, временем, лицом, падежом, и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей.

Грамматические формы слов и их значения разнообразны; они связаны со звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и предложении. Поэтому занятия по частям речи не только самих по себе, но и их связей и отношений с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному усвоению языка в целом. Раздел морфологии рассматривает части речи, которые имеют общие признаки для классификации, а проявление этих признаков индивидуально для каждой из частей речи.

4 стр., 1693 слов

Понятие оценки и отметки у младших школьников.Проблема изучения ...

... с. 340 9 Божович Л.И. В некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. - М., Просвещение, 2012. - с. 27 10 Бондаренко Л.И. ... рекомендаций. Глава 1. Теоретические представления о формировании самооценки младшего школьника 1.1 Понятие самооценки младших школьников В контексте современной личностно-ориентированной парадигмы образования все большее ...

На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания морфологии в начальных классов является формализация процесса усвоения грамматических понятий: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. [10,с.415].В результате для учащихся типичным оказывается ограниченность, неполнота осознания изучаемых морфологических признаков на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими. Усваиваемые сведения быстро забываются и не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы. Кроме того, формальное, неосознанное усвоение раздела ведет к снижению интереса к дальнейшему курсу, низкому уровню познавательной деятельности.

Этой проблемой занимались М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин. Были разработаны вопросы, касающиеся осознания грамматических понятий, предложены методы и приемы формирования грамматических умений, исследованы причины ошибок учащихся и предложена методика исправления и пропедевтика. [14,с.240]. Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы: «Психологические и лингвистические основы формирования грамматических понятий младших школьников».

В соответствии с темой был определен объект исследования: Формирование грамматических понятий младших школьников.

Предмет: процесс развития психологических и лингвистических основ формирования грамматических понятий младших школьников.

Цель: изучить этапы и условия успешного формирования грамматических понятий у младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ по теме исследования;

2. Выявить грамматические понятия в начальном обучении;

3. Выявить трудности изучения грамматических понятий у младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

· теоретические — анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование;

· эмпирические — наблюдение, анализ языковых явлений, выделение признаков изучаемого объекта.

Структура работы:

Работа состоит из двух глав теоретическое обоснование сущности грамматического понятия и практическое обоснование процесса формирования грамматических понятий младших школьников, выводов по первой и второй главе, заключения списка библиографических источников, литературы.

Глава 1. Сущность грамматического понятия

1 Грамматические понятия в начальном обучении

10 стр., 4641 слов

Лексические игры и упражнения для развития грамматического строя ...

... представление о каком-то элементе действительности, о его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым ...

Выполняя в речи коммуникативную функцию, слово в восприятии ребенка представляет собой нерасчлененную смысловую единицу и выражает реальные, лексические значения. Слово же, как объект грамматического изучения представляет собой комплекс отдельных морфологических элементов языка, выражающих лексико-морфологические значения. Это обусловлено тем, что морфемы приобретают свое грамматическое значение только в составе слова. Звук или звукосочетание приобретают грамматическое значение лишь тогда, когда выполняют в языке какую-либо функцию, обладают каким-либо языковым значением.

Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т. е. содержательной стороной понятия. [22.с. 222].

Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т. п. Иначе говоря, сам первичный материал, на основе которого создано человеком грамматическое понятие, достаточно абстрактен. [16,с. 524].

Таким образом, грамматическое понятие является обобщением над уже обобщенным, или, как справедливо отмечает известный советский психолог Д. Н. Богоявленский,- это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными значениями слов и предложений».

Грамматически осмыслить — значит увидеть за внешней формой явления ее языковую роль; таким образом, грамматические абстракции и обобщения переносятся из плана наглядности в план понятий, что предполагает оперирование отвлеченными языковыми значениями (например, у слов лес — лесник предметное значение различно, а грамматическое родственно; у слов же тихо — тишина, бежать — бег предметное значение тождественно, а грамматическое различно).

[16,с.525]. Из сказанного следует, что формирование грамматических понятий требует особых форм анализа и синтеза.

Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого М.Р. Львов выделяет несколько этапов:

Эмпирический — наблюдение, анализ языковых явлений, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов. Так, во 2 классе в процессе анализа слов учащиеся группируют их по значению, в одну из групп они включают слова — названия признаков: белый, кислый, крохотный, круглый, любимый и т.п. В дальнейшем учащиеся обнаруживают у слов этой группы сходство значений — признак предмета, способность изменяться по числам, по родам, способность связываться в речи со словами, обозначающими предмет. Школьники постепенно привыкают к связям между формой слова и его значением, на основе языкового чутья, на основе имитации речи взрослых, на основе аналогий формы и значения и их неосознанных обобщений в речевой практике пользуются этими словами безошибочно. Постепенно происходит осознание языковых закономерностей, которые ранее реализовывались в речевой практике ребенка практически, неосознанно.

Теоретический этап предполагает введение термина и определение понятия. Определение понятия может быть описательным (Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу), функциональным (Имена прилагательные обозначают признаки предметов), структурно-логическим (Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета. Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?; изменяются по числам, а в единственном числе — по родам) [2,с.208].

20 стр., 9537 слов

Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического ...

... психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени ... письма, является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения речевого ...

Углубление понятия — обогащение его новыми признаками (дети узнают о способности имени прилагательного выполнять в предложении роль второстепенного члена), применение понятия в практических действиях (использование в речи форм имен прилагательных, синонимия и антонимия прилагательных, их словообразование) [16,с.526].

Раскрыть понятие — значит выявить его существенные признаки. Чтобы раскрыть понятие «имя прилагательное», учителю необходимо в процессе анализа дидактического материала побудить учащихся выделить следующие признаки слов данной части речи: отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, изменяется по падежам, числам и родам в зависимости от имени существительного. Эти признаки являются существенными, т.е. каждый из них необходим, а взятые вместе они достаточны для того, чтобы отличить имя прилагательное от других частей речи.

Усваивая элементы знаний по грамматике, дети приобретают практические навыки в области устной и письменной речи.

Изучение грамматики должно развивать у детей познавательные способности, умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, объяснять и доказывать [13,с.464].

Принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков вытекает из закономерности усвоения речи, которая проявляется в синхронном развитии лексических и грамматических навыков, а также соответствующих им мыслительных навыков, которые проявляются в речи как понимание учащимися лексических и грамматических значений. Учащиеся поймут лексические и грамматические значения родного языка, усвоив понятия «смысл» морфемы, слова, словосочетания, предложения. Для этого необходимо русский язык как предмет изучения представить в виде знаковой системы. Усвоить языковой знак — значит запомнить его материальную оболочку, звуковую, графическую, и уяснить, какому явлению внеязыковой реальности соответствует знак; понимать морфему, слово, словосочетание, предложение — значит соотносить их с определенным явлением действительности [28,с.188].

Родная речь усваивается, если обнаруживается способность запоминать традицию употребления языковых элементов в речи — запоминать их сочетаемость, возможности взаимозаменяемости и условия уместности употребления в различных речевых ситуациях. Это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящим; в результате у ребенка и появляется так называемое чувство языка (языковое чутье).

Языковое чутье — это неосознанное, безотчетное умение безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики. Следовательно, дидактический материал должен представить ученикам речь во всем ее грамматическом богатстве .

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... зарубежных подходах к анализу развития личности в учебно-воспитательном процессе, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др. В процессе изучения курса закладываются ... знаниях и навыках, сформированных довузовским образованием и воспитанием. Сформированные в процессе обучения компетенции, в зависимости от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при ...

Недостаточно того, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, усвоил термин и запомнил определение. Важно, чтобы знания закрепились, чтобы ребенок мог «переносить» их на решение новых задач. Задача педагога — научить детей применять знания по теории грамматики на практике для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Этому способствуют специальные упражнения. Они направлены на формирование умения выделять значимые части слова, на осознание того, как образуются слова, как значение слова зависит от характера частей, его составляющих, по каким правилам пишутся морфемы; помогают объединить отдельные слова в классы, помогают разграничивать и определять формы частей речи для того, чтобы осознанно склонять и спрягать слова. Синтаксические упражнения направлены на закрепление тех немногих теоретических сведений, которые дети получают по данному разделу грамматики. Школьники учатся различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, разбираться в структуре несложных по строению предложений и словосочетаний, осознанно их составлять и употреблять в речи [13,с.448.]

Учащиеся выполняют как аналитические (устный и письменный грамматический разбор; распознавание грамматических форм слов в текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления; анализ грамматических ошибок в творческих работах детей), так и синтетические (образование формы слов, составление разных по структуре и коммуникативным характеристикам предложений, употребление их в собственных устных и письменных высказываниях) упражнения. Большинство же грамматических упражнений носят аналитико-синтетический характер.

В начальных классах начинается усвоение комплекса теоретических знаний в области морфологии. Общеобразовательное значение морфологии определяется тем, что она содержит сведения о……..

Список использованной литературы и источников

1. Агеева, А.Д. Веселые диктанты: стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы).

/ А.Д. Агеева — М.:ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: научное издание/ Ю.К. Бабанский — М. : Просвещение, 2005. — 208 с.

3. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Баранникова Л.И. М- Издательство, 2003. — 384 с.

4. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды / Виноградов. В.В. — М.: Наука, 2005. — 59 с.

5. Винокурова, Л.Д. Морфология русского языка: учебно-методическое пособие для специалистов «Педагогика и методика начального обучения» / Л.Д. Винокурова, А.В. Ковалькова. — Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. Ун-та им Л.Н. Толстого, 2007. — 232 с.

6. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология / О.И. Глазунова / Сборник упражнений. — СПб: Златоуст, 2010. — 424 с

1 стр., 482 слов

В программе Вас ждут новые техники обучения и авторские методики ...

... детьми и тд.     В программе Вас ждут новые техники обучения и авторские методики от тренера Елены Тарариной. ТРЕНЕР и ведущая курса: Елена Тарарина – ... кейсовые задания, групповая супервизия, консультации, арт- практикумы, личная терапия.   Продолжительность обучения: 5 дней, интенсив.   Участники программы, продемонстрировавшие на сертификации высокую компетентность в ...

7. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись к «Русской азбуке». М., 2010. -548с.

8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обучении./ В.В. Давыдов- Томск, : Наука, 2002.-634-638с.

9. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка./ М.Р. Львов М.: ТЦ Сфера 2003. -34-38с.

10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А Люблинская — М.:Просвещение, 2001.-415с.

11. Первые М.С. шаги в изучении языка и речи / М.С. Первые — М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта» — 2000. — 97- 99, 104 с.

12. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учено-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. Учеб. Заведений / Под ред. Т.П.Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2001.- 57-59с.

13. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 464 с.

14. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. — М.: Просвещение — 2000 — 240 с.

15. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. — СПб.: Специальная литература, 2007.-68с.

16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. -524- 528 с.

17. Пешковский А.М. Избранные труды/ А.М. Пешковский М., 2009.-135с.

18. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).

Ч. 1. М., 2002. 35с.

19. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»./ Т.Г.Рамзаева, М.Р. Львов— М.: Просвещение, 2009. — 380 с.,

20. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — 6-е изд., стереотип / Т.Г. Рамзаева,- М.: Дрофа, 2001. — 256 с.

21. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. — М.: ИЦ «Академия» — 2000 — с.60- 78;

22. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. — М.: Просвещение — 2010 — 222 с.

23. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. — 9-е изд. — М.: Асирис-пресс, 2007. — 448 с.

24. Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 704 с..

25. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2000. — 560 с.

6 стр., 2770 слов

Психиатрия и наркология на русском языке

кафедрой, профессор Психосоматическое и соматопсихическое направление в психиатрии. Социальная психиатрия. Беспалов Юрий Иванович к.м.н., доцент доцент Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях.     Беспалова Людмила Юрьевна   к.м.н.   доцент   Психические расстройства при инфекционной патологии.       ...

26. Узорова, О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. / О.В.Узорова, , Е.А Нефедова- К.: ГИППВ, 2000. — 272 с.

27. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко М., 2003.-159-162

28. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба — М., 2007.- 188с.