Психиатрия и наркология на русском языке

СИЛЛАБУС

(Syllаbus)

ДЛЯ ИНТЕРНАТУРЫ

 

Специальность – общая врачебная практика (ОВП)

Название дисциплины «Психиатрия и наркология», код дисциплины – PN6 (7) 313

 

 

Объем учебных часов (кредитов) – 180 часов

Практические занятия – 60 часов

СРИП – 60 часов

СРИ – 60 часов

Форма контроля:

Экзамен –

 

Курс – 6 – 7 Семестр – 11 — 14

Алматы, 2016

I. Сведения о преподавателях:список, степени и должности, приоритетные научныеинтересы

Таблица №7

Ф.И.О. Степень Должность Приоритетные научные интересы, достижения
Джарбусынова Ботагоз Бинешовна д.м.н. доцент зав. кафедрой, профессор Психосоматическое и соматопсихическое направление в психиатрии. Социальная психиатрия.
Беспалов Юрий Иванович к.м.н., доцент доцент Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях.
    Беспалова Людмила Юрьевна   к.м.н.   доцент   Психические расстройства при инфекционной патологии.
      Джамантаева Мария Шокбаровна к.м.н., доцент ассистент Клинико-психопатологические расстройства при различных психических и наркологических заболеваниях
Жексембина Айтжан Есеновна ассистент Эпидемиология и реабилитация наркологических расстройств.
Ситаканова Айгуль Санзызбаевна к.м.н.   ассистент Детско-подростковая психиатрия и психотерапия.
Бойко Виктория Славовна ассистент Современные направления психотерапии. Внедрение Балентовских групп
Ашимов Алик Ашимович ассистент Психические расстройства при наркологических заболеваниях.
Красникова Валентина Степановна ассистент Основные аспекты фармакотерапии при неврозах и психосоматических состояниях.

II. Контактная информация:место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес.

Таблица № 8

Наименование кафедры Адрес База кафедры (Аудитория) Телефоны, электронный адрес
Кафедра интернатуры и резидентуры психиатрии, психотерапии и наркологии. Зав. кафедрой д.м.н., профессор Джарбусынова Б.Б. Завуч кафедры, ассистент Сулейменова Айгуль Агабековна ул. Амангельды, 88 (угол пр. Абая)     Республиканский научно-практический центр психиатрии психотерапии и наркологии МЗ РК (РНПЦ ППН) Кафедра 272-68-00
Электронный адрес: kafedra_ppn@ mail.ru

III. Темы занятий и объем учебных часов по дисциплине «Психиатрия и наркология»:

III.1. Тематический план практических занятий для ВОП

№ п/п Тема практических занятий Форма проведения Практ. занятия СРИП
аудиторные
Организация психиатрической и наркологической помощи в условиях ПМСМ. Методы обследования пациентов с психическими расстройствами и проведение начального психиатрического собеседования. Семинар: устный опрос, решение ситуационных задач (кейс-стади), курация больных
Познавательная (интеллектуально-мнестическая) деятельность и её расстройства.

Диссоциативные расстройства. Параноидальные расстройства. Расстройства с дефицитом внимания и гиперактивностью. Деменция.

Семинар (дискуссии, мозговой шторм, кейс-стади, работа в малых группах; обзор статьи, сообщение по теме занятия)
Эмоциональная деятельность и ее расстройства. Депрессивные расстройства. Генерализованное тревожное расстройство. Расстройства контроля над импульсами. Расстройство аутистического спектра. тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.)
Двигательно-волевая (поведенческая) деятельность и её расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство. Антисоциальное расстройство личности. Семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи/кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.)
Расстройства поведения в детском и подростковом возрасте. Семинар (ролевая игра, решение ситуационной задачи/кейс-стади/, работа в малых группа, дискуссии, сообщение по теме занятия и т.д.)
Синдромы нарушенного сознания.

Состояния выключенного и расстроенного сознания. Пароксизмальные расстройства. Оказание неотложной психиатрической и наркологической помощи при расстройствах сознания.

тематический/ клинический разбор (презентация клинического случая для тематического разбора, подготовка презентации и т.д.)
Экзогенно-органические и соматогенные расстройства. Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств, связанных с органическим поражением ЦНС. экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного
Шизофрения и аффективные психозы. Биполярные расстройства. Тактика ведения больных шизофренией в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. семинар
Пограничное расстройство личности. Посттравматическое стрессовое расстройство. Социальная фобия и специфические фобии. тематический/клинический разбор больного
Неврозы. Панические атаки и панические расстройства. Сексуальные расстройства и сексуальность.

Тактика ведения больных неврозами в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины.

тематический/клинический разбор больного
Невротические расстройства у детей и подростков. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста. Энкопрез и энурез. семинар
Тактика ведения больных психозом и психопатией при различных соматических заболеваниях в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. тематический/клинический разбор больного
Психические расстройства при ожирении и сахарном диабете. Проводить обследование психического статуса больных с сахарным диабетом, ожирением.   семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного
Психосоматические расстройства. Проводить обследование больных с расстройствами сна, с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями.   семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного
Психические расстройства при ВИЧ/СПИД.

Проведение обследования психического статуса больных ВИЧ/СПИД.

семинар экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного тематический/клинический разбор больного
Психические расстройства при онкологических заболеваниях.   семинар тематический/клинический разбор больного
Психические расстройства при кардиоваскулярных заболеваниях. Проведение обследования психического статуса больных с кардиоваскулярными заболеваниями. семинар тематический/клинический разбор больного
Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Классификация по МКБ10. Злоупотребление психоактивными веществами у подростков. семинар
Алкоголизм. Стадии алкоголизма. Реабилитация, реадаптация. Экспертиза. Наркомании и токсикомании. Клинические проявления. Наркоманический синдром. Реабилитация, реадаптация. Экспертиза семинар
Ургентные состояния в психиатрии и наркологии. Оказание неотложной психиатрической и наркологической помощи. Экспертная оценка качества ведения стационарной карты больного
  Всего часов

III.2.

Тематический план самостоятельной работы интерна ВОП под руководством преподавателя (СРИП)

№ п/п Наименование тем СРИП Методы проведения Продолж. в часах
Проведение стандартизованного психиатрического интервью и описание психического статуса пациента. Интерпретация данных проективных методов, нейропсихологического тестирования, самозаполняемых опросников.   Презентация клинического случая, дискуссия, обсуждение, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика и выявление расстройств познавательной деятельности. Диагностика и выявление расстройств эмоциональной деятельности. Презентация клинического случая, дискуссия, обсуждение, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика и выявление расстройств двигательно-волевой (поведенческой) деятельности. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика и выявление расстройств нарушенного сознания. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Выявление психопатологических расстройств и дифференциальная диагностика экзогенно-органических и соматогенных расстройств в общесоматической практике. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Выявление психопатологических расстройств шизофрении. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Выявление психопатологических расстройств при аффективных расстройствах в общесоматической практике. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика пограничных расстройств личности. Выявление невротических расстройств в общесоматической практике.   Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Проведение психотерапии при невротических расстройствах. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика невротических расстройств у детей и подростков. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика психопатий у больных с соматическими заболеваниями. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Проведение стандартизованного психиатрического интервью и описание психического статуса при ожирении и сахарном диабете. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Проведение стандартизованного клинического интервью и описание психического статуса больных с расстройствами сна. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Проведение стандартизованного клинического интервью и описание психического статуса больных с хроническим болевым синдромом, с сексуальными дисфункциями. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Проведение до- и после тестового консультирования больных ВИЧ/СПИД. Особенности обследования психического статуса больных онкологией. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Диагностика психических расстройств при кардиоваскулярных заболеваниях. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Особенности проведения терапевтического обследования у больных с хроническими и поведенческими расстройствами. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Тактика ведения больных алкоголизмом в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Тактика ведения больных наркоманией и токсикоманией в амбулаторных условиях с позиции доказательной медицины. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
Врачебная тактика и принципы оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в психиатрии. Презентация клинического случая, дискуссия, решение ситуационных задач (кейс-стади)
  Всего часов  

IV. Задания самостоятельной работы:

При подготовке в интернатуре предусмотрены два вида самостоятельной работы интерна:

· Самостоятельная работа интерна в учебное время (под руководством преподавателя)

· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна.

Самостоятельная работа интерна — внеаудиторная работа, выполняемая интерном самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями.

Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:

· изучение специальной медицинской литературы;

· подготовку рефератов и докладов;

· работу в библиотеке;

· работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинскими порталами сети Интернет

Внеаудиторная самостоятельная работа оценивается по результатам:

Индивидуального задания – создание сценария медицинской симуляции для ролевой игры

 

Темы для (СРИ) самостоятельной работы интерна ВОП:

Темы СРИ Форма проведения
Курация психических и наркологических больных. Психосоциальный анамнез. Исследование психического статуса (скриниговые метолы, мини-исследования).

Стандартизированное психиатрическое интервью.

— алгоритм диагностики и лечения больного — презентация — реферат
Поддерживающая терапия и психосоциальные проблемы реабилитации, роль семьи при психических и поведенческих расстройствах. — алгоритм психического статуса; — презентация — реферат
Расстройства пищевого поведения. Причины, физические и психические расстройства, основные методы лечения. — реферат; — презентация.
  Соматоформные, расстройства — реферат; — презентация.
соматизированные расстройства — реферат; — презентация.
конверсионные расстройства — реферат; — презентация.
Сексуальные расстройства и сексуальность. Клиника, диагностика, лечение. Роль врача первичной медико-санитарной помощи при сексуальных расстройствах. — реферат; — презентация.
Психосоматические расстройства у лиц пожилого и старческого возраста (геронтологический аспект). — реферат; — презентация.
Особенности терапевтического обследования у больных с психическими и поведенческими расстройствами. — реферат; — презентация.
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с онкологическими заболеваниями. — алгоритм исследования — презентация — реферат
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с ВИЧ/СПИД заболеваниями. — алгоритм исследования — презентация — реферат
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с сахарным диабетом. — алгоритм исследования — презентация — реферат
Методика обследования психического статуса и тестового консультирования у больных с кардиоваскулярными заболеваниями. — алгоритм исследования — презентация — реферат
Нейропсихологическое тестирование больных с психическими и наркологическими расстройствами. Особенности обследования больных с расстройствами сна, хроническим болевым синдромом, сексуальными дисфункциями, ожирением. — алгоритм исследования — презентация — реферат
— реферат; — презентация.
Интерпретация данных методов инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, КТ, ГТ, ПЭТ, КЭАГМ) психических и поведенческих расстройств, связанных с органическим поражением ЦНС. — реферат; — презентация.
Панические атаки и панические расстройства. Клиника, диагностика, лечение. Социальные фобии и специфические фобии. Клиника, диагностика, лечение. Генерализованное тревожное расстройство. Клиника, диагностика, лечение. — реферат; — презентация.
— реферат; — презентация.
Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника, диагностика, лечение. — реферат; — презентация.
Расстройства поведения в детском и подростковом возрасте. Клиника, диагностика, лечение. — реферат; — презентация.
Ургентные состояния в психиатрии и наркологии. — реферат; — презентация.
Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста. Клиника, диагностика, лечение. — реферат; — презентация.

V. Политика дисциплины кафедры:

направлена на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:

— подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, изучения динамично изменяющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;

-повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала университета посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;

— непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса,

— внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям здравоохранения;

Общие требования кафедры, предъявляемые к интернам в процессе изучения данной дисциплины:

обязательное, регулярное посещение практических занятий

· к началу занятий каждый интерн должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь;

· интерн не должен опаздывать на лекции, практические занятия;

интерн должен принимать активное участие в учебном процессе: иметь конспекты лекций, практического занятия; знать теоретический материал; решать ситуационные задачи; тестовые задания; освоить и уметь применить объективные методы обследования больных при курации больного.

· обязательное выполнение каждым интерном СРИ (реферат, подготовка презентаций) .

· срок сдачи материалов СРИ и защита темы СРИ осуществляется в установленное время, согласно тематического плана;

· при наличии пропуска практического занятия (по уважительной причине)интерн с разрешения деканата допускается к занятию;

· конфликтные ситуации в академической группе разрешать с участием заведующего кафедрой или завуча кафедры;

Штрафные меры при невыполнении разделов работы:

1. При пропуске занятий без уважительной причины в течение 3 дней подается рапорт соответствующей кафедрой в деканат;

2. Все пропуски отмечаются в табеле рабочего времени интерна и соответственно эти пропуски не оплачиваются;

3. До 5 числа последующего месяца в деканат подается рапорт об успеваемости и посещаемости интернов,

4. За пропуски и не подготовленность к занятиям, выполнению СРИ выставляется в учебный журнал – 0 баллов;

5. При оценке рейтинга текущего контроля дисциплин, входящих в модуль, а также при оценке рейтинга текущего контроляпо дисциплинам, не входящим в модуль49 баллов и меньше, интерн не допускается к рубежному контролю;

6. Если средняя итоговая оценка рубежного контроля по завершенным модулям составит 49 баллов и меньше, интерн не допускается к итоговому контролю по профилирующей дисциплине.

7. Лица, не сдавшие экзамен по модулям, не допускаются к итоговой аттестации по специальности.

VI. Литература основная и дополнительная:

Психиатрия и наркология на русском языке

основная:

1.Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М., Медицина, 2007. -532с.

2.Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия и наркология: учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832с.

3.Психиатрия. Под ред. Р.Шейдера. Перевод с англ. Москва, 1998-485с.

4.Жариков М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля. М., Медицина, 2001-255с.

5.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. — В 2-х т., /Пер. с англ. — М.: Медицина, 2002.

6.Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., И.И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медвузов. – М., МЕДресс-информ, 2004. -576с.

7.Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие. /Под ред. Ю.А. Александровского. – М., ГЭОТАР-Медиа., 2007.

8.Сарсембаев К.Т. Тестовые задания по психиатрии и наркологии. Алматы.- Асем Систем, 2007. — 240с.

9.Субханбердина А.С. Учебник. Наркология.- Алматы, 2009.387с.

10.Джарбусынова Б.Б. Психиатрия для врачей общей практики. Алматы, 2011-284с.

11.Сарсембаев К.Т. Психиатрия в форме тестовых заданий. Учебник. Алматы.-Эверо, 2012-408с.

дополнительная:

1. Топоплянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства.М., Медицина, 1986-384с.

2. Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю. М.:Имидж.1994. 217с.

3. Гиндикин В.Я. Справочник «Соматогенные и соматоформные психические расстройства» М., «Триада-Х», 2000. 256с.

4. Иванец Н.Н. Руководство по наркологии. М.:Медицина. 2002. 1т. -444с. 2т.-504с.

5. Иванец Н.Н., Винникова М.А. Героиновая наркомания. М.

6. Руководство по психиатрии под ред.А.С. Тиганова. М:Медицина.1999.1т.-710с.2т.-83с.

7. Рохлина М.Л., Козлов А.А., Мохначев С.О., Каплан И.Я. Медицинские и социальные последствия наркоманий // Пособие для врачей психиатров-наркологов. М. 1999.

8. Кудьярова Г.М., Зальцман Г.И. Психиатрия для семейных врачей. Алматы, 2000.

9. Коркина М.В. Практикум по психиатрии. — М.: Медпресс-информ, 2009.

10. Садуакасова К.З. Учебно-методическое пособие. Ингаляционная токсикомания у детей и подростков.

11. Сидоров П.И. Наркологическая превентология // Руководство. М. 2006. 720с.

12. Снежневский А.В. Общая психопатология. — М.: Медицина, 2001.

13. Минутко В.Л. Депрессия. М. ГЭОТАР-Медиа, 2006- 319с.

14. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. – СПб.: «ЭЛБИ-СПБ», 2006.Санкт-Петербург

15. Руководство по социальной психиатрии. /Под ред. Дмитриевой Т.Б.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2001.

16. Шабанов П.Д. Наркомании. — СПб.: Лань, 2001.

17. Психические расстройства и расстройства поведения. (Классификация МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) /Под ред. Б.А.Казаковцева, В.Б.Голланда. — М.: Минздрав России, 1998 .

18. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2006

19. Сексопатология (справочник).

Под ред.Г.С.Васильченко. М., Медицина, 1990- 575с.

20. Буртянкий Д.Л., Кришталь В.В., Смирнов Г.В. Медицинская сексология. Изд-во Саратовского ун-та, 1990-272с.

21. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М.,Медицина 1988-175с.

22. Хелен Сингер Каплан. Сексуальная терапия. М.,1994-150с.

23. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. «Мастерс и Джонсон о любви и сексе». Т 1, Санкт-Петербург, 1991-260с.

24. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. «Мастерс и Джонсон о любви и сексе». Т 2, Санкт-Петербург, 1991-296с.

25. Руководство по гериатрии. Под ред.Чеботарева Д.Ф., Маньковского Н.В. М. Медицина. 1982-544с.

26. Ян Стюарт-Гамильтон. Психология старения. 4е издание. Перевод с англ. Питер, 2010-317с.

27. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. М. Медицина, 1991-302с.

28. Джеймс Л.Джекобсон, Алан М.Джекобсон: Секреты психиатрии. Москва, МЕДпресс-информ, 2005.

29. Р.А. Евстегнеев: Психиатрия в общей медицинской практике: Руководство для врачей, 2010.

30. Г.М.Кудьярова, М.А.Асимов, С.А.Нурмагамбетова, Б.Б.Джарбусынова: Алкоголизм в общемедицинской практике. Алматы. Изд. КазНМУ. 2003.