Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста 6
1.1 Здоровьесбережение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практическое изучение психологических аспектов здоровьесбережения детей дошкольного возраста 25
2.1. Практические психолого-педагогические рекомендации по созданию психологического комфорта на занятиях физической культурой как одна из сторон системы здоровьесбережения дошкольников 25
2.2 Комплекс подвижных игр, способствующих укреплению здоровья и психологическому комфорту дошкольников 27
Выводы по второй главе 35
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы 38
Введение
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Здоровьесберегающие технологии — это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.
Современная система образования предполагает качественно новый подход к решению сохранения здоровья нации, естественно, не игнорируя то лучшее, что уже наработано в области предупреждения и лечения различных недугов. Новизна подходов в данном вопросе вытекает из необходимости приобщения самого человека к заботе о собственном здоровье, заинтересованности. Все это требует, прежде всего, нового мышления, а точнее — нового сознания, то есть перестройки взглядов на проблему здоровья человека. Развитие и воспитание здоровьеориентированной направленности личности, отношения к здоровью как к высшей духовной, психической и физической ценности в процессе реализации научно-обоснованных психолого-педагогических мер, направленных на повышение жизнедеятельности человека в изменяющихся условиях внешней среды требует от педагогов и работников системы образования необходимых знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения.
Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
... адаптации дошкольников к ДОУ. Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, индивидуализация, систематичность и регулярность. На практике проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению ... физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья; будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ...
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье — это единство физического, психологического и духовно-нравственного здоровья человека.
Актуальность темы здоровьесбережения очевидна: здоровье нации оставляет желать лучшего; здоровье дошкольников вызывает особую тревогу! По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Проблема психического состояния обучаемых в образовательных учреждениях, их эмоциональное самочувствие является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, и положительное эмоциональное состояние является одним из важнейших условий развития личности (А.В. Родионов, О.Л. Осадчук, В.Г. Алямовская, Т.А. Бекетова)
Объект исследования — здоровьесбережение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — психологические аспекты здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Цель исследования — теоретически и практически изучить психологические аспекты здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
— раскрыть теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста;
— рассмотреть психологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста;
— разработать практические психолого-педагогические рекомендации по созданию психологического комфорта на занятиях физической культурой как одной из сторон системы здоровьесбережения дошкольников;
— сформировать комплекс подвижных игр, способствующих укреплению здоровья и психологическому комфорту дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста
1.1 Здоровьесбережение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Многие философы отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вересаев В., известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все…». [4].
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ...
... развития детей дошкольного возраста. Объектом исследования является творческие способности детей дошкольного возраста. Предмет исследования: нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Цель исследования изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ...
В дошкольный период формируются основы физического и психического развития здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Здоровьесбережение — это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Таким образом, понятие «здоровый образ жизни» применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.
По мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс определенной направленности: медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. [4].
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Так как с одной стороны, здоровье является необходимыми условием для всестороннего развития ребенка и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма, с другой — состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.
За последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16 до 17,3% [15].
В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Как показывает практика, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушение телосложения и осанки. Главные причины таких нарушений: недостаточная двигательная активность, гиподинамия, неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточность прогулок на свежем воздухе, нерациональный режим питания, частые инфекционные заболевания и т.д.).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.
Хотелось бы отметить проблемы в организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП
... данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы. Глава 1. Сущность и особенности развития детей дошкольного возраста с ДЦП 1.1. Понятие и формы ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) ... ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. 7. Зайцев Р.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1999. 8. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание ...
— высокий процент (12,5%) часто болеющих детей; недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%);
— 14,5 % воспитанников ДОУ испытывают психоэмоциональный дискомфорт; практически половина семей воспитанников не ориентированы на здоровый образ жизни и не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения дошкольников;
— знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни (31,3%);
— не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек здорового образа жизни детей;
— разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи, социума в медико-педагогическом и психолого-педагогическом сопровождении ребенка [28].
Овчинникова Т. отмечает, что планирование оптимальной системы здоровьесбережения в ДОУ требует решения целого комплекса задач [29]:
— поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
— выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
— определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды [8].
Волошина Л. определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи.
Во-первых, формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе. В учреждении должен быть оборудован физкультурный зал. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование и мн. др. Кроме этого, мелкое физкультурное оборудование должно быть доступно для детей большую часть дня.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Во-вторых, использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры [9].
Сюда относятся: организация походов, экскурсий, наблюдений за окрестностью, проведение спортивно-оздоровительных праздников, мероприятий с использованием традиций, обычаев и русских народных игр разной интенсивности.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как ...
В-третьих, эффективное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Постановка цели и задач для всех субъектов процесса здоровьесбережения. Большое внимание уделяется расширению творческого потенциала педагогов и родителей……..
Список литературы
1. Артемова А.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. В кн. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под. ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. — М., 1996. С. 188 — 205.741
2. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. — М., 2004.
3. Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни детей — М.: Медицина, 1988- с. 43.
4. Вачков И.В., Сказкотерапия Развитие самопознания через психологическую сказку. — М., 2007. — с.144
5. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. — М.: Сфера, 2006.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. — М.: Профессиональное образование, 1997 — с. 112
7. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. — М.: Сфера, 2007.
8. Востриков В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. — Челябинск, 2002. — С.48-49.
9. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. — 2006. — №8.
10. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация // Валеология. — 2006. — №1. — С. 53-59.
11. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. — М.:АРКТИ, 2004.
12. Детские подвижные игры народов СССР. / Сост. Кенеман А.В. под. ред. Осокиной Т.И. — М.: Просвещение, 1987. — с.19
13. Доронтова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов.-М.: издательский дом «Воспитание дошкольника, 2002.- 128.
14. Зуйкова М.Б. Режим — путь к здоровью // Управление ДОУ. — 2006. — №1.
15. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
16. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья // Управление ДОУ. — 2004. — №3.
17. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985.-271 с.
18. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи // Управление ДОУ. — 2003. — №5.
19. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического развития в дошкольном возрасте: — М.: Просвещение . 1998. с.243
20. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
21. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ. — 2006. — №7.
22. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования дошкольников в сфере физической культуры/ А.П.Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997
23. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.: ил.
24. Оверчук Т.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. — М., 2002.
Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры
... детей в игре. Предметом исследования выступает процесс становления теории сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством игры. Процесс: сенсорное воспитание ребенка с использованием игр ... работы теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности сенсорного воспитания ребенка в играх с использованием природного материалов, предложить рекомендации для педагогов и ...
25. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1989 — с. 25
26. Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — №4.
27. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 255 с.
28. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. — Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКИ, 2005 г. — 320 с.
30. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
31. Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя детского сада.-2-е изд.,исп. И доп.- М.: Просвещение,1986.-79 с.,ил.
32. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, 1996 — с. 21
33. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 33-36.
34. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.
35. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.: просвещение, 1992 с.: ил.- ISBN 5-09-004058
36. Щербакова Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация // Валеология. — 2006. — №2. — С.91-93.
37. Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10