психологические аспекты агрессивности

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в психологии 5

1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Анализ представлений о природе агрессивности в психологии 9

Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности 17

2.1. Организация исследования 17

2.2. Методы исследования 18

2.3. Анализ результатов 20

Выводы 25

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 31

Введение

Проблема агрессивности привлекает внимание исследователей, что отражает социальный запрос общества, испытывающего на себе воз-действие насилия и жестокости. Данной проблеме посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов (Г. Аммон, Ю.М. Антонян, А. Бандура, Л. Берковиц, А. Басс, В.B. Гульдан, О. Кернберг, К. Лоренц, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафуанов, С.Л. Соловьева, И.А. Фурманов, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Якубик и др.).

Агрессивность рассматривается как сложное явление, формирующееся под влиянием биологических, социальных и психологических факторов, среди которых важное значение имеют условия воспитания и условия развития личности. При изучении агрессивного поведения акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивные действия становятся возможными (Г. Аммон, А. Бандура, А.Х. Басс Ю.М. Антонян, M.C. Литвинцева, С. Миллгрэм, Г.В. Морозов, Н.Г. Незнанов, В.П. Пошивалов, С. Фишбах, и др.).

Но, несмотря на множество исследований, посвященных агрессивно-сти, проблема психологических аспектов агрессивности до сих пор остается до конца не изученной. Между тем, исследование психологических особенностей агрессивного поведения является необходимым элементом для решения широкого круга актуальных и практически значимых задач, стоящих перед обществом на современном этапе развития, в частности, раннего выявления предрасположенности к агрессивному поведению и профилактики социальной дезадаптации и девиантного поведения. Это подчеркивает актуальность проблемы психологии агрессивности и определяют актуальность темы исследования.

Тема настоящего исследования: «Психология агрессивности».

Цель исследования – изучить психологические аспекты агрессив-ности.

Объект исследования – агрессивность.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... достижения к.-л. значимой цели; способа психологической разрядки; способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности ... в сексуальный садизм, сексуальные убийства. 2. Характеристика личности и агрессивное поведение Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за ...

Предмет исследования – психология агрессивности.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблеме агрессивности в психологии.

2. Эмпирически исследовать особенности агрессивности у подростков, воспитывающихся в условиях конкурентной среды, и у подростков, воспитывающихся в условиях обычной образовательной среды.

3. С помощью методов математико-статистического анализа результатов исследования выявить особенности агрессивности у подростков, воспитывающихся в условиях конкурентной среды.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической лите-ратуры по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тестирование с помощью стандартизированных оп-росников: «Шкала агрессивности и враждебности» Басса-Дарки, «Шкала агрессивности» STAXI Ч. Спилбергера, Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.

3. Методы математико-статистического анализа: U-критерий Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ № 40 г. Челябинска, НОУ СОШ «Ли-дер» г. Челябинска и МОУ СОШ № 107 г. Челябинска.

Выборка исследования: обследовано 44 подростка 14-15 лет: 22 подростка из числа воспитанников хоккейной команды «Трактор» и хоккейной команды «Школы им. С. Макарова» и 22 подростка из числа учащихся общеобразовательного класса (8а класс) МОУ СОШ № 107.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в психоло-гии

1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литерату-ре

Агрессивность – это сложный, многоуровневый феномен, множественные проявления которого значительно варьируют по объекту, целям, механизмам, методам, результатам и масштабу воздействия. Агрессивность становилась предметом исследования отечественных [12; 15; 17; 19; 20; 26] и зарубежных психологов [5; 6; 8; 25]. Существует различные подходы к определению данного феномена, при этом каждый из исследовательских подходов акцентирует внимание на каком-либо отдельном аспекте агрессии.

Некоторые авторы фокусируют внимание на последствиях агрессивной деятельности, т.е. той или иной форме деструкции. При этом одни авторы определяют как агрессивное лишь то поведение, которое приводит к физической деструкции и телесным повреждениям [5], другие понимают под ним любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически, содержит угрозу [6], уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи, наносит ему материальный ущерб, препятствует осуществлению его намерений или противодействует его интересам [8]. Третьи акцентируют внимание на намерении агрессора, подчеркивая, что агрессия имеет место лишь тогда, когда есть намерение нанести ущерб [25]. Здесь агрессия понимается как вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому, нацелено на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения, причиняет или имеет намерение причинить ущерб всякому объекту, в том числе и неживому.

14 стр., 6707 слов

Глава 1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические

... подход Конрада Лоренца. Однако прежде чем перейти к основной теме данной работы необходимо пояснить, что же такое агрессия. Проблема исследования : каковы причины происхождения агрессии? Объект исследования: личность. Предмет исследования: агрессия и агрессивность. ...

Нормативный подход делает особый акцент на противоправности аг-рессии, противоречии общественным нормам. В русле этого подхода агрессию определяют как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе [19; 20].

Целевой подход рассматривает агрессию как инструмент успешной адаптации, эволюции или присвоения жизненно-важных ресурсов [13].

Эмоциональный подход уделяет особое внимание чувственной составляющей агрессии, понимая ее как проявление антагонизма, злобы, ненависти, враждебности в чувствах и действиях индивида или группы [16].

В отечественной психологии в последние годы применяется преиму-щественно многоаспектный подход к агрессии, которая определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовн……..

Список литературы

1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии [текст] : пер. с нем. / А. Адлер. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220 с.

2. Аммон, Г. Психосоматическая терапия [текст] / Г. Аммон. – СПб.: Речь, 2000. – 238 с.

3. Антонян, Ю. М. Криминальная патопсихология [текст] / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 246 с.

4. Антонян, Ю. М. Механизмы человеческой агрессии [текст] / Ю.М. Ан-тонян, Т.П. Тихонова, Г.В. Тюменкова; под ред. Е.Н. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск : Нропилеи, 2000. – 268 с.

5. Бандура А. Принципы социального научения [текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс / Современная зарубежная социальная психология. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – С. 55-60.

6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [текст] / Л.И. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 512 с.

7. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия [текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

9. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [текст] : учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

10. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии [текст] / Б. Крейхи; пер. с англ. А. Лисицыной. – СПб. : Питер, 2003. – 336 с.

11. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия [текст] / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 192 с.

12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

5 стр., 2198 слов

Психология безопасности ответы

... 1.когнитивный: смирение, растерянность, игнорирование 2.эмоциональный: самообвинение, подавление эмоций, покорность, агрессивность, состояние безнадежности 3.поведенческий: избегание, отступление, уход от решения ... на экстремальную ситуацию. Характеристика шока, ступора, двигательного возбуждения, плача, агрессии. Первичные эмоциональные реакции на стресс: Ф-ции: 1)оценочная; 2)коммуникативная ...

13. Лоренц, К. Агрессия: так называемое зло [текст] / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.

14. Мид, М. Культура и мир детства [текст] / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

16. Охматовская, А. В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием [текст] / А.В. Охматовская. – М., 2001. – 120 с.

17. Ратинова, Н. А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий [текст] / Н.А. Ратинова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 196 с.

18. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным пове-дением [текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2001. – 239 с.

19. Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке [текст] / Т.Г. Румянцева. – М.: Социосфера, 1991. – 420 с.

20. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии [текст] / Ф.С. Са-фуанов. – М. : Смысл, 2003. – 218 с.

21. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [текст] / Л.М. Семенюк. – М.: Па-рус, 1996.

22. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

23. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии [текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. – СПб.: Изд-во НИИПиН, 1996. – 48 с.

24. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции [текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.

25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М.: Просвещение, 1994. – 447 с.

26. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [текст] / И.А. Фурманов. – Минск: Литера, 1996. – 192 с.

27. Харитонова, Е. В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в. [текст] / Е.В. Харитонова. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 161 с.

28. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и при-менение [текст] : 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.

29. Шляхтина, О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенно-стями и социальным статусом [текст] / О.И. Шляхтина // Ананьевские чтения. – СПб., 1997. – С. 176-177.

30. Шульц-Вильд, Л. Наш ребенок: популярный справочник для ро-дителей [текст] / Л. Шульц-Вильд. – М. : Республика, 1992. – 240 с.