Объект исследования: эмоциональное выгорание и индивидуально-типологические особенности личности

Проблема становления личности в профессии долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности.

Исследовались различные факторы, которые могут негативно сказаться на профессиональном развитии. К ним относятся: неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкая организационная культура труда, отсутствие адекватной социально-профессиональной мотивации содержанием труда, низкий уровень развития способностей, профессионально важных качеств, психофизиологических свойств и др.

Так же психологами было подчеркнуто, «что профессиональное развитие сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека».

В процессе выполнения профессиональной деятельности может происходить искажение профессионального развития, возникновение негативных качеств, меняющих профиль личности. «Под влиянием условий труда, индивидуально-типологических особенностей работников, их возраста развиваются профессионально нежелательные качества, которые отрицательно сказываются на продуктивности деятельности».

Актуальность темы исследования. Обусловлена возможным негативным влиянием профессиональной деформации личности на эффективность труда, отрицательном воздействием на общие и частные социальные процессы. В целях рационального использования человеческих ресурсов, исследование должно охватывать массовые профессии, имеющие высокую социальную значимость. К их числу следует отнести профессию медицинской сестры, которая определяется как социальная профессия и, кроме всего прочего, является психологически мало изученной. На основании теоретического анализа нами выработано представление, согласно которому профессиональная деформация личности представляет собой психологический симптомокомплекс, сформировавшийся под влиянием социально-психологических условий профессиональной деятельности, проявляющийся наиболее активно при взаимодействии среднего медицинского персонала с другими людьми.

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и игре ... когда не испытывают к этому особого расположения. Хрестоматийным образцом подобного отношения к труду является П.И.Чайковский, который в письмах к Н.Ф. фон-Мекк писал: «Иногда вдохновение ...

Как известно, труд медицинских работников отличает большая эмоциональная загруженность и соответственно повышенная, по сравнению с другими профессиями, предрасположенность к эмоциогенным формам профессиональной дезадаптации. Поэтому представляется важным изучение специфических симптомов профессиональной деформации личности, вырабатывание которых происходит под влиянием длительного взаимодействия с больными людьми, а также механизмов, реализующих развитие данного новообразования. В.В. Бойко выделяет как один из факторов, обуславливающих «эмоциональное сгорание», наличие психологически трудного контингента, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. В связи с этим мы предположили, что в ходе процесса профессионализации, под влиянием интенсивного взаимодействия с пациентами у медицинских сестер могут возникать личностные деформации, одним из проявлений которых может стать формирование симптомов эмоционального выгорания.

Интерес к синдрому выгорания объясняется тем, «что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации».

Синдром профессионального выгорания – это реакция на рабочие стрессы. Она «включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. В зависимости от того, как ухудшаются последствия стрессов на работе, истощаются эмоциональные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими. У сгоревших на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда».

Цель исследования состояла в рассмотрении индивидуально-типологических детерминант эмоционального выгорания медицинских работников. Эта цель была конкретизирована постановкой следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ по проблеме эмоционального выгорания, охарактеризовать этапы формирования данного явления, раскрыть факторы и механизмы, лежащие в его основе.

  2. Описать значение индивидуально-типологических особенностей в формировании эмоционального выгорания медицинских работников.
  3. Эмпирически исследовать взаимосвязи между показателем выгорания и индивидуально-типологическими особенностями.
  4. Выделить группы (кластеры) испытуемых с разной выраженностью эмоционального выгорания.
  5. Провести сравнительный анализ показателей индивидуально-типологических особенностей испытуемых, относящихся к разным кластерам эмоционального выгорания.

Объект исследования: эмоциональное выгорание и индивидуально-типологические особенности личности.

Предмет исследования: взаимосвязь показателей эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности.

Общая гипотеза исследования: Индивидуально-типологические особенности личности выступают детерминантой эмоционального выгорания медицинских работников.

Частные гипотезы:

1) Существуют взаимосвязи между индивидуально-типологическими и особенностями и показателями эмоционального выгорания медицинских работников.

4 стр., 1984 слов

Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ...

... исследования является взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации. Гипотеза исследования: чем более выражены такие индивидуально-личностные особенности сотрудников, как социальная нормированность, эмоциональная ... Цель настоящего исследования – определить взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ОАО «Племенной ...

2) Существуют различия между индивидуально-типологическими особенностями представителей выделенных групп (кластеров) испытуемых с разной выраженностью эмоционального выгорания, а также в структуре интеркорреляционных связей индивидуально-типологических особенностей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы В.В. Бойко, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, А.К. Макарова, И. Харди, Л.Н. Собчик, Е.П. Ильин, В.Г. Артамонова, Ю.А. Юдчиц в области исследования синдрома профессиональной деформации и эмоционального выгорания.

Методы исследования.

  1. Анализ литературных источников, посвященных проблеме эмоционального выгорания, профессионального стресса, изучению факторов, способных развить или приостановить развитие выгорания.

  2. Сбор сведений при помощи эмпирических методов, направленных на изучение текущего состояния по эмоциональному выгоранию и определение личностно-типологических особенностей медицинских работников (методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Л.Н. Собчик).
  3. Методы математической статистики (описательной статистики: среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс; корреляционный анализ Спирмена, U — критерий Манна-Уитни, кластерный анализ k-means).

Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачами, логике исследования, применением методов математической обработки данных и репрезентативностью выборки.

Теоретическая значимость заключается в обогащении теоретических знаний по вопросам возникновение профессиональных деструкций. Полученные результаты уточняют и расширяют представление о психологической организации личности в зависимости от проявления эмоционального выгорания.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в деятельности практического психолога в контексте оказания психологической помощи и сопровождения (консультирования, психологического обеспечения профессиональной деятельности), обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального учреждения «Детской городской больницы» ГО г. Салават (Детская поликлиника).

В исследование приняло участие 30 человек, которые являются медицинскими сестрами в педиатрии разного возраста и стажа работы.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 60 страницах, содержит 10 таблиц, 2 рисунка. Список литературы насчитывает 50 источников.

3 стр., 1056 слов

Стресс и профессиональное выгорание.Средства преодоления и предотвращения ...

... синдрома профессионального «выгорания». Имеются данные о том, что «выгорание» является следствием переживания хронических стрессов в таких профессиях, как учителя, менеджеры, продавцы, социальные, медицинские работники ... привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений. 6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть ...

Содержание выпускной квалификационной работы

В первой главе «Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии» анализируются следующие вопросы:

1. Эмоциональное выгорание в ракурсе профессиональной деятельности.

    1. Тема синдрома выгорания обсуждается в зарубежных научных кругах около сорока лет и связывается с именем американского психиатра Х. Дж. Фрейденбергера, который в 1974 году ввёл термин «burnout» для характеристики «психологического состояния здоровых людей, находящихся тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
    2. Первая статья К. Маслач на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г., по ее собственному признанию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества медицинских работников играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания».
    3. Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
    4. Зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме выгорания играют «эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым». Наиболее ярко синдром выгорания проявляется в тех случаях, когда «профессиональное общение отягощено эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью».
  1. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников

«Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинских работников. Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности».

«Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает синдром эмоционального выгорания:

  1. Педантичный тип: добросовестные люди с чрезмерной, болезненной аккуратностью, в любом деле стремятся добиться образцового порядка, даже в том случае, если это будет в ущерб им самим;

  2. Демонстративный тип: люди, которые стремятся быть первыми во всем, всегда стараются быть на виду. Этому типу людей свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

  3. Эмотивный тип: очень впечатлительные и чувствительные людей. Они отзывчивы, склонны воспринимать чужую боль как собственную, это граничит с саморазрушением».

«Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок – внешних и внутренних».

  1. Профессиональные деформации личности медицинских работников

Профессиональная деформация личности может отличаться и по степени проявления:

первичная профессиональная деформация проявляется в первые годы (и даже первые дни, недели), когда происходит профессиональная адаптация личности, обусловленная спецификой данного типа профессии.

частичная профессиональная деформация проявляется периодами практически у всех представителей данного типа профессии. Характерной чертой данного вида профессиональной деформации является то, что она появляется и исчезает бесследно. В большей мере она зависит от эмоционального состояния личности: если человек подавлен проблемами профессиональной деятельности, то профессиональная деформация проявляется в его безразличии к ней, если же человек испытывает подъём и его профессиональная деятельность успешна, то профессиональная деформация может проявляться в повышенном настроении. В обоих случаях – это крайние формы лёгкой профессиональной деформации;

полная профессиональная деформация, которая проявляется с каждодневным усилением негативных последствий. Это наиболее сложная форма деформации, результатом которой может выступить профессиональное преступление, т.е. действие или бездействие специалиста в момент выполнения им своих прямых профессиональных обязанностей, повлекшие за собой особо тяжкие последствия и человеческие жертвы.

Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и эмоционального выгорания медицинских работников среднего звена» рассматриваются непосредственно методы и организация, результаты исследования. Эмпирическая работа осуществлялась по следующим направлениям.

Результаты описательной статистики

Результаты описательной статистики показателей эмоционального выгорания методики В.В. Бойко. Полученные в результате проведенного исследования данные, показывают достаточно высокую выраженность проявлений синдрома профессионального (эмоционального) выгорания у медицинских работников.

2. Результаты корреляционного анализа симптомов эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей

По результатам корреляционного анализа были определены значимые корреляционные связи симптомов эмоционального выгорания и индивидуально-типологическими особенностями. Было выявлено, что две переменные индивидуально-типологических особенностей, а именно «интроверсия» и «лабильность» не имею взаимосвязей с симптомами эмоционального выгорания. Остальные переменные индивидуально-типологических особенностей имеют разное по числу количество взаимосвязей с симптомами эмоционального выгорания как отрицательного, так и положительного характера.

Таким образом, можно заключить, что индивидуально-типологические особенности выступает детерминантой эмоционального выгорания медицинских работников среднего звена.

3. Анализ индивидуально-типологических особенностей медицинских работников с разной выраженностью эмоционального выгорания

Кластерный анализ данных позволил разделить выборку на кластерные центры по группе благополучных и группе риска, которые различаются по фазе синдрома эмоционального выгорания.

Таблица №1. Описательная статистика первого кластера (n=9)

Показатели

Среднее

значение

Стандартное

отклонение

Дисперсия

напряжение

67,3

18,7

349,8

резистенция

72,1

21,7

470,4

истощение

68,3

18,5

341,0

У медсестер первого кластера наблюдаются более высокие показатели по «напряжению», «резистенции» и «истощению», что говорит о сформировавшейся фазы стресса. Группа риска предпочитает осторожные действия, избегание, манипулятивные действия, агрессивные действия при разрешении стрессовых ситуаций, но использование подобных стратегий не помогает разрешить ситуацию, а наоборот, усугубляет ее, что отражается на психическом состоянии человека. Причинами предпочтения таких стратегий может объясняться либо внешними факторами, т.е. напряженная ситуация вынуждает прибегать к таким моделям поведения, либо личностными особенностями, медик не может справиться с этой ситуацией.

Люди, вошедшие в группу риска, более искренни при ответах, нежели представители группы благополучных.

Таблица № 2. Описательная статистика второго кластера (n=21)

Показатели

Среднее

значение

Стандартное

отклонение

Дисперсия

напряжение

22,9

10,9

119,2

резистенция

45,1

16,6

277,9

истощение

29,7

13,4

179,7

У медсестер второго кластера наблюдаются низкие показатели по «напряжению» и «истощению», хотя показатели «резистенции» находятся в фазе формирования фазы стресса, но тем не менее медсестры второго кластера благополучные, чем медсестры первого кластера.

Из приведенных таблиц видно, что степень сформированности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников данной выборки находится на средней стадии. Однако величина стандартного отклонения, характеризующая согласованность оценок по выборке, позволяет нам предположить, что среди наших респондентов присутствуют «крайние» группы по уровню выраженности симптомов эмоционального выгорания, т.е. с синдромом и без.

Таблица № 3.Сравнительный анализ индивидуально-типологических особенностей

представителей двух кластеров

Показатели

Сумма

рангов

первого

кластера

Сумма

рангов

второго

кластера

U-критерий

Манна-Уитни

P, уровень

значимости

Экстраверсия

376,5

88,5

52,50

0,096

Спонтанность

367,5

97,5

61,50

0,214

Агрессивность

371,5

93,5

57,50

0,153

Ригидность

365,5

99,5

63,50

0,251

Интроверсия

328,5

136,5

75,50

0,558

Сензитивность

325,0

140,0

72,00

0,453

Тревожность

300,0

165,0

47,00

0,050

Лабильность

363,0

102,0

66,00

0,302

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия

В результате сравнительного анализа показатели индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик) было выявлено, что значимый показатель для двух кластеров является «тревожность» (U=47 при p<0,050).

Высокий показатель, который соответствует представителям первого кластера говорит о том что, тревожность рассматривается как эмоциональность, восприимчивость, незащищённость медицинских сестер. Низкий показатель, который соответствует представителям второго кластера, говорит о том что, склонность индивида к переживанию тревоги, характеризуется высоким порогом возникновения реакции тревоги, чем у представителей первого кластера. Практичны, успешно адаптируются в жестоко заданных правилах, ориентируются на стереотипы поведения и спокойны в избранной профессии.

Таблица № 4 Интеркорреляционная матрица индивидуально-типологических особенностей представителей первого кластера (n=9)

Показатели

Экстраверсия

Спонтанность

Агрессивность

Ригидность

Интроверсия

Сензитивность

Тревожность

Лабильность

Экстраверсия

1,00

0,77

0,67

0,53

-0,65

-0,36

0,05

0,93

Спонтанность

1,00

0,96

0,85

-0,52

-0,35

-0,11

0,83

Агрессивность

1,00

0,83

-0,47

-0,31

-0,21

0,72

Ригидность

1,00

-0,10

0,06

0,14

0,70

Интроверсия

1,00

0,75

0,60

-0,37

Сензитивность

1,00

0,80

-0,11

Тревожность

1,00

0,32

Лабильность

1,00

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые корреляции

Таблица № 5 Интеркорреляционная матрица индивидуально-типологических особенностей представителей второго кластера (n=21)

Показатели

Экстраверсия

Спонтанность

Агрессивность

Ригидность

Интроверсия

Сензитивность

Тревожность

Лабильность

Экстраверсия

1,00

0,40

0,61

0,21

-0,31

-0,22

-0,31

-0,06

Спонтанность

1,00

0,34

0,17

-0,23

-0,01

0,14

0,18

Агрессивность

1,00

0,25

-0,01

-0,33

-0,14

-0,02

Ригидность

1,00

-0,04

-0,19

-0,25

-0,24

Интроверсия

1,00

-0,48

0,26

-0,36

Сензитивность

1,00

0,45

0,55

Тревожность

1,00

0,31

Лабильность

1,00

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые корреляции

По результатам интеркорреляционного анализа были определены значимые корреляционные связи показателей индивидуально-типологических особенностей. Медработники, относящиеся к первому кластеру (группа риска) более акцентуированы по показателям: «спонтанность», «агрессивность», «ригидность», «сензитивность», «тревожность» и «лабильность». Также, медработники, относящиеся ко второму кластеру (группа благополучных) более акцентуированы по показателям: «агрессивность», «сензитивность», «тревожность» и «лабильность». Результаты проведенного нами интеркорреляционного анализа подтверждают поставленную в исследовании гипотезу что, существуют различия между индивидуально-типологическими особенностями представителей выделенных групп (кластеров) испытуемых с разной выраженностью эмоционального выгорания, а также в структуре интеркорреляционных связей между индивидуально-типологическими особенностями.

13