Процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды

Содержание

Введение

1. Проблема организации художественно развивающей среды в ДОУ

1.1 Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

1.2 Предметно — развивающая среда художественно — эстетического развития и воспитания детей

2. Предметная среда в решении задач эстетического воспитании в ДОУ

3. Формирование творческих способностей у дошкольников в условиях художественно — развивающей среды

3.1 Особенности работы и содержания предметно-развивающей среды в творческом развитии дошкольников разных возрастных групп ДОУ

3.2 Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности

Заключение

Список литературы

творческий эстетический творческий дошкольный

Введение

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности является основой для всестороннего развития ребёнка.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.

11 стр., 5263 слов

Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

... во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произ­вольности дошкольника, усвоении ... движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их ... игры как сред­ства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к ...

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя — в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

Изучив большое количество литературы, узнала, что много внимания уделяется оборудованию игровых комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, регулярные художественные тематические выставки по вопросам архитектуры, монументально-оформительского, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Поэтому от внутренней культуры ДОУ зависит, каким будет облик детского учреждения и уровень эстетического воспитания детей средствами обстановки.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Объект исследования: среда, как средство художественно — эстетического развития личности.

Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды.

Цель исследования: совершенствование художественно — развивающей среды в ДОУ как необходимого условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.

2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.

3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

1. Проблема организации художественно развивающей среды в ДОУ

1.1 Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится — в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно — развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно — развивающая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

2 стр., 668 слов

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Ф. И. ребенка:______________________________ возраст___________ Срок реализации:___________ Направление Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы Развитие внимания 1) развивать способность к переключению внимания;   2) развивать концентрацию внимания;   3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания;   5) развивать произвольное внимание.   - «Хлопни в ...

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования. И.А. Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов.

-Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

— разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

— включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

— предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

— резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

— возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

— определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;

— универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

9 стр., 4123 слов

Развитие игровой деятельности ребёнка

Содержание Введение . Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения . Игра как один из значимых видов деятельности в учебном процессе . Потенциал дидактической игры в процессе развития личности ребёнка Заключение Список использованной литературы Введение Игра теснейшим образом связана с развитием личности любого человека, и ребенка, и взрослого. Изучение игровой деятельности весьма актуально ...

— учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.

Уважение мнения и личностной позиции: заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:

— невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;

— создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;

— отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;

— представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не в праве нарушить.

Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Проявления активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности. Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условии существования и выступающее источником зависимость активности.

Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как общение, предметная и художественная деятельность, игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал.

Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует адекватную данному периоду детства творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования творческой активности, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:

— обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

3 стр., 1343 слов

выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

... на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [4,с.107]. Задачи художественно - эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка - ... эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. - приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая первоначальным, художественным знаниям, ...

— поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

— создание условий для реализации творческих идей на практике;

— использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

— использование личного примера творческого решения проблем;

— создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

Учет возрастных особенностей: подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в ее организации. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75—100 см от пола и сам пол.

Для детей четвертого года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять предметную среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т.д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т.п.

На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей.

Для старших дошкольников свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

60 Содержание: Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей 3 1.1 Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности 3 1.2 Творческие игры дошкольников 10 Выводы 17 2. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности 19 2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 19 2.2 ...

1.2 Предметно-развивающая среда художественно-эстетического развития и воспитания детей

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно — эстетическое.

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной).

Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно — развивающей среды пространственной среды ДОО в условиях подготовки к введению ФГОСДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Цветная палитра», «Стена успеха» и др., к которым есть свободный доступ. В некоторых группах воспитатели на таких стендах организуют выставку работ того или иного ребёнка.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

При проектировании педагогического процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными особенностями для успешной реализации целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивается интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Такая интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающие целостность познавательно — речевого, физического, художественно — эстетического и социально — личностного направлений развития ребёнка.

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:

-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно — прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.;

-Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала — эффективные методы развития художественных и литературно — творческих способностей;

-Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;

-Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.

На базе ДОУ создаются изостудии, в которых рядом с профессиональным педагогом каждый ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Здесь дети рисуют, лепят, знакомятся с творчеством художников. В изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия. На творческой стене организуются тематические выставки работ дошкольников, а так же совместные выставки детей и родителей.

Содержание предметно — развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Целенаправленно организованная предметно — развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.

2. Предметная среда в решении задач эстетического воспитания в ДОУ

Эстетическое воспитание — целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам природы .

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

-на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

-на формирование элементарного эстетического сознания;

-на освоение эстетической деятельности;

-на развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприимчивости, эстетического запаса образов окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них; формирование эстетических чувств, потребностей, вкусов и отношений.

Вторая группа задач включает формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки).

Для этого детей знакомят с различными эталонами правильного определения красивого или безобразного, комического или трагического в действительности и искусстве, вооружая их правильным отношением к окружающему и пониманием красоты. Это разнообразные эталоны: сенсорные (свойства и качества предметов — форма, цвет, звуки), эмоциональные (радость, грусть, горе, удивление, печаль), искусствоведческие (виды и жанры искусства, их выразительные средства, знание имен некоторых художников, композиторов), эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).

Решение третьей группы задач поможет приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) развить эстетическое и художественное восприятие; б) формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; в) воспитать у детей творческие умения и навыки активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношении с окружающими людьми.

К четвертой группе задач относится развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и другое. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т.д.

Решение этих задач возможно только при правильно организованной образовательной среде. Оформление интерьера детского сада, участок с его оборудованием и земельными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Оформление дошкольных учреждений должно быть выполнено в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо, соблюдать, чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края.

В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой — получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся цветущие растения.

Интерьер детского сада не должен быть статичным, необходимо время от времени изменять расположения мебели, вносить новые детали в оформлении, обновлять произведения искусства. В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература).

Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет).

Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Шире следует распределять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, пластмассы).

Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве в качестве украшения (например, такие, как дымковские, богородские).

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно-дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и передачи.

Таким образом, дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умные воспитатели способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

3. Формирование творческих способностей у дошкольников в условиях художественно-развивающей среды

3.1 Особенности работы и содержания предметно-развивающей среды в творческом развитии дошкольников разных возрастных групп ДОУ

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности — аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность — одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача — развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Что же такое творчество? Творчество = восприятие + исполнительство. Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который ребенок изображает, иными словами — это восприятие окружающего мира. А исполнительство — это умения и навыки детей.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Создавая развивающую среду и формируя изобразительные навыки дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.

Детей двух — трех лет — первая младшая группа. Задача этого возраста — сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Надо дать ему возможность самостоятельно «помалевать» красками (любыми), карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Подготовить бумагу разного формата и величины, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Для фланелеграфа или просто для раскладывания на столе хорошо иметь набор любых предметов, геометрические фигуры разного цвета и величины. Из геометрических фигур уже можно учить детей составлять любые предметы (неваляшка, домик, башня, цветок, солнце и др.), а из отдельных предметов — маленькие сюжеты.

Повседневно давайте возможность детям лепить из глины: скатывать и раскатывать на столе, украшать изделия (налепом, рельефом).

Детей трех лет (вторая младшая группа) необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Ставится задача учить детей не впрок, а исподволь, по мере необходимости и тому, в чем нуждается ребенок в настоящий момент. Собственный опыт ребенка должен опережать овладение им теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них.

В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее задачи, а именно — сенсорное развитие. Малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов. Сначала покажите, а затем предоставьте возможность ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, обязательно плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера кисти, поролон. Пусть ребенок поэкспериментирует: мягкой кистью клейстер ложится ровно; щетинной — не вся поверхность закрашивается; похлопать ладошкой — совсем иная фактура, а если провести кусочком рифленой коры по поверхности бумаги, окрашенной клейстером, то появится что-то таинственное. Такие упражнения развивают воображение дошкольников. Поскольку ребенок уже познакомился с особенностями клейстера, предложим рисование на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка-солнцеклеш для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка).

Расписывают дети любыми материалами (краски, фломастеры, восковые и живописные мелки).

Многое привлекает их внимание. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка «1000 мелочей», ее можно назвать и по-другому, например, «Всякая всячина», где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ко всему этому нужна штемпельная подушка, которую можно сделать самостоятельно. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

В этом возрасте можно познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен в форме дома, в котором будут «жить» волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме).

Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии — чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т.д.; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях?..

Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время, используя различный изобразительный материал. Когда накопятся представления о линиях, можно изображать отдельные предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые линии.

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом).

Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие «праздники» для детей устраивать необходимо. Рано предлагать малышам лепку из соленого теста- дети все равно попробуют на вкус, да им и непонятно, почему выпеченное изделие нужно раскрашивать гуашевыми красками. Поэтому лучший выход — лепка из песочного теста, как из самого пластичного. Можно предложить рецепт очень простого теста: стакан рассола (из-под огурцов, помидоров, капусты, арбузов), чайная ложка соды, стакан растительного масла и мука (чтобы получилось мягкое пластичное тесто).

Вылепили — испекли. Сколько детской радости! Тесто можно расцветить соком моркови, свеклы, пищевыми красителями.

Средняя группа (4-5лет)- это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра «Кап и капельки». Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали — капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие «капельки» острыми кончиками синего цвета, по краям — «капельки» крупнее, голубого цвета. Из оранжевых «капелек» можно сложить белку: большая «капля» — туловище, поменьше — голова, чуть-чуть вытянутая «капля» — хвост, еще меньше — лапы, уши.

Такая игра не только увлечет детей, но и будет способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения; дети усвоят множество цветов и оттенков, поймут, что такое колорит. Используя предложенные детали, можно составлять небольшие сюжеты, а, поняв смысл, дети смогут рисовать «капельками» самостоятельно. Это один из интересных приемов. В течение года педагог покажет разные цветовые эталоны, научат правильно называть цвет: дети узнают, что в природе существуют только три основных цвета (красный, синий, желтый), остальные производные, то есть получаются путем смешивания; что есть удивительные оттенки с интересными названиями, так называемые опредмеченные цвета (вишневый, лимонный, кирпичный, небесный и многие другие).

Дети поймут, запомнят тогда, когда убедятся в этом практически, пользуясь наглядностью среды. К примеру, в уголке изодеятельности есть картинки или отдельные предметы, изображающие окружающий мир. Детям предлагается отложить предметы или картинки с изображением овощей и рассказать о том, какие цвета «придумали» для нас овощи (свекольный, баклажановый, морковный); ягоды (вишневый, малиновый, кизиловый); явления неживой природы (небесный, песочный, солнечный) и т.д. Используя игры и предметы, малыши смогут убедиться в том, что радуга как бы разделена на две части — холодная и теплая. Холодные цвета напоминают о сосульках, о дождевых тучах, глубокой холодной реке, о вечерних сумерках, о прохладе, а теплые — это огонь, солнце, радость. Пусть в этом прохладе, а теплые — это огонь, солнце, радость. Пусть в этом убедятся сами дети, смешивая краски, подбирая цвет бумаги, рассматривая колорит на лоскутах ткани, раскладывая нитки разного цвета и качества на фланелеграфе («Ниткография»).

Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят новые техники изображения: рисование по сырому, витражное рисование, монотипия, цветной граттаж.

Иначе «зазвучат» кляксография, рисование пальцами, цветным клейстером. Детям к концу года под силу такие темы для изображения, как «Свежий воздух», «Нарисуем краски утра», «Золотая осень», «Пушистый зверек», «Сияние звезд», «Маки (васильки, одуванчики) в зеленой траве». Или задания типа: используя зубастую, веселую, волнистую линии, нарисуй, что ты захочешь. Какая картинка у тебя получилась?.

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое).

Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но неугасимый интерес поведет дальше, появятся навыки, а за ними — первые проявления творчества. Поэтому запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие: закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива).

Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изодеятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми — рисование набрызгом, цветным пластилином, акватушь. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания).

Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы. Воспитатель не забывает учить содержанию принадлежностей в порядке, аккуратно ими пользоваться; закончив работу, убирать на место и в то же время работать свободно; использовать все, что необходимо в данный момент.

Можно рисовать и туг же наклеивать или наоборот, таким образом стремясь к созданию коллажей. Предоставьте детям возможность работать на больших листах бумаги, коллективно, хотя их увлекает и графика (рисование тушью, черной пастой, графитным карандашом на небольшом листе бумаги, как бы в миниатюре).

Сохраняются и занимательные задания для детей: «Путешествие в страну Кругляндию» — составление предметов или небольших сюжетов из кругов разного размера и цвета и их деталей (полукруг, 1/4 круга или какой-нибудь сектор); подобное путешествие в страну Угляндию (работа с четырехугольниками).

Интересны детям аппликации из ткани, аппликация в технике «Кракле», плетение из листьев кукурузных початков, флористика, аппликации из природных и бросовых материалов.

Особого внимания заслуживает лепка. Лепят из глины, кондитерского теста, пластилина, из соленого теста (200 г воды, 200 г соли экстра и мука, чтобы получилось пластичное тесто).

Соленое тесто выпекается в духовке или сушится в естественных условиях, затем расписывается красками. Из плоскостных или полуобъемных фигурок соленого теста можно составлять коллажи. Используются разные подручные материалы, стеки, чеснокодавка.

В этих возрастных группах работают не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут изготавливать дидактические игры: «Лото», «Парные картинки», «Что лишнее», «Собери по цвету», «Что растет в лесу (саду, огороде?»), «Теплый-холодный» и др.

В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Он уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаем такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т.д. Такой прием, как сотворчество взрослого и ребенка в старших это вызывает живой интерес у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке).

Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность.

Смысл детского творчества — самовыражение, а не соответствие чьим-

либо ожиданиям. Как правило, в своем творчестве дети стремятся передать «весь мир», «всю природу», «все деревья». Они постоянно изобретают, фантазируют. «Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача» (Е.Макарова ).

Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.

3.2 Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности

Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть использование детьми различных изобразительных техник. В студии можно поместить компьютер Эппл-Макинтош, снабженный рисовальной программой, используя которую дети и взрослые могут создавать интереснейшие рисунки, графические фантазии, различные рисованные проекты. Хорошо, если в изостудии или рядом с ней имеется зал, в котором дети могут посмотреть диапозитивы, диафильмы, видеофильмы. Замечательно, если удастся приобрести лазерные диски с разнообразными познавательными программами для детей и взрослых.

Хорошо, если в изостудии есть музыкальный центр, предусмотрено помещение, где дети могут рассматривать образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях.

Помещения, предназначенные для студии, должны быть просторными и светлыми. Стены нельзя расписывать пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей перспективой, который может нарисовать только художник — профессионал.

В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. Особое место в проектной деятельности детей может занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном компьютера.

Проектная деятельность детей может носить оформительский характер, может быть использована практически при приготовлении салатов, сервировке стола и т.д. Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать. В этом случае стены изостудии «раздвигаются» и «проектанты» выходят в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения.

Заключение

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).

Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество — умение импровизировать — актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

Ярким примером умения импровизировать является формирование развивающей среды в студии изобразительной деятельности детей.

Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Художественное творчество дошкольников многогранно. Педагог должен стремиться постоянно её модернизировать, тем самым поддерживая интерес к деятельности. Оснащение и размещение инновационных средств изобразительной деятельности способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Для творчества детей огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Часто ребенок обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя существенные детали. Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве.

Список литературы

1. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. — М.: Академия развития, 2012.

2. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство». — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», М.: ТЦ «Сфера», 2012.

3. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1985.

4. Дмитриева В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному. — М.: АСТ-Сова, 2006.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста.

6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., 1985.

7. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! — СПб.: «Детство — Пресс». 1999.

8. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. — М.: Академия развития, 2011.

9. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. — М.: Содействие, 2007.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»)

11. Поляков М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! — СПб.: «Детство — Пресс». 1999.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. — М., 1985.

13. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных учреждениях. — М., 1978.

Размещено на