ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ 4
1.1 Методологическая основа обучения 4
1.2 Характеристика процесса обучения 10
1.3 Закономерности обучения 13
1.4 Виды и стили обучения 18
1.5 Образовательные технологии 29
1.6 Типы организации социальных отношений в процессе обучения 30
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ 31
2.1 Современная отечественная психология 31
2.3 Программа психологической поддержки неуспевающих учеников 34
2.4 Результаты и интерпретация исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
В течение жизни человек сталкивается с достаточно большим количеством самых разнообразных проблем, решает он их тоже по-разному: когда сам, когда обращается за помощью. Но, безусловно, то, что модель реагирования на сложную ситуацию складывается в детстве, в школе. Очень многое зависит от того, как к ребенку относились родители, учителя, одноклассники. Кто помогал, кто давал советы, кто и каким образом реагировал на первые неудачи и очень важные в дошкольном и школьном возрасте победа.
Все проблемы похожи на снежный ком: сначала все кажется незначительным (подумаешь, у ребенка 3 в четверти), а потом проблем становится все больше и больше (уже и друзья не те, и компания, и в школу ребенок перестал ходить…), а ребенок (школьник, дошкольник, не важно, ЧЕЛОВЕК) уже не ждет ни чьей помощи, даже если предлагать будут – откажется. Поэтому целесообразно разрешать маленькие проблемы до того, как они превратятся в большие проблемы.
Объект исследования: ученики 5 класса.
Предмет исследования: неуспеваемость у учащихся 5 классов.
Цель исследование: изменение успеваемости учащихся с помощью повышения уровня сплоченности класса.
Задачи:
1. Теоретический обзор литературы.
2. Исследование неуспеваемости у учащихся 5 классов.
3. Проведение тренинга сплоченности класса
4. Формулирование интерпретации и выводов исследования.
Гипотеза: Успеваемость учащихся повысится после проведения тренинга сплоченности.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ
1.1 Методологическая основа обучения
Понимание обучения как общественного явления, как объективно необходимой передачи старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений, организации производства и навыков к труду неразрывно связано с теорией познания человеком действительности. Теория познания как отражения в сознании человека объективной действительности исходит из первичности бытия, материи по отношению к идее, сознанию. Вместе с тем признание первичности материи не отвергает активной роли человеческого сознания в познании и преобразовании действительности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Материальный мир развивается по присущим ему внутренним законам, доступным человеческому познанию. Материя находится в состоянии взаимосвязи, постоянного и вечного движения и изменения, возникновения одних форм ее движения и исчезновения других, перехода одних качественных состояний в другие…………
Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах 2
... в школьном обучении. Предмет исследования: психологические трудности школьного обучения в начальных классах. Цель исследования. Выявить психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах. Задачи исследования: 1.Проведение теоретического анализа литературы по проблеме психологических причин ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать большой объем информации. Для того, что сформировалась здоровая, успешная личность, необходимо ещё в школьном возрасте обращать внимание на успеваемость, успешность. Педагог должен пристально следить за каждым из своих учеников и вовремя обращаться за помощью специалиста.
В настоящее время важно понимать, что нет науки, предметом которой является определенная деятельность человека, есть науки о человеке. Этих наук огромное количество, каждая имеет свои методы, задачи и цели, специалистам необходимо быть квалифицированным в своей области и знать о задачах, стоящих перед смежными специалистами. Только в этом случае задачи будут разрешаться эффективно.
В данном случае мы доказали, что, решая задачи педагогике (проблема школьной неуспеваемости), полезно использовать методы психологии. Проблемы могут носить вторичный эффект. Мы в данном случае имеем в виду то, что школьная неуспеваемость является первичной, но данную проблему через создание комфортной атмосферы среди учащихся, сплоченного коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов СП. Сущность процесса обучения. М., 1986.
2. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
4. Битынова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. М., 1983.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 1996.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
8. Желдак И.М. практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания М.: институт общегуманитарных исследований, 2001 – 240 с.
9. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... отечества. - М, 2002 5 Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учеб. пособие. Рек. УМО.- М.: Академия, 2005 2 История России: Учеб. пособие / Под ред. Бердинских В.А. Доп. УМО.- М.: ... для вузов /Г.В.Бурменская и др.- М.:Академия, 2002 6 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие.- М.:Академия, 2005 10 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. Доп. Минобр ...
10. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Рубинштейн С.Л.. Общая психология. СПб.: Питер, 1999.
13. Солодилова О.П. Возрастная психология вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 288 с.
14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
15. Циркин С.Ю. (общая редакция).
Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста — СПб.: Питер, 2000. – 752с.
16. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов н/Дону: «Феникс», 2004. – 320 с.
17. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.